Список использованной литературы:
1. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - Автореф. канд. дис. - М., 1987.
2. Савельева Г.В. Методическое обеспечение коммуникативного подхода к формированию речевых умений школьников с нарушениями интеллекта// Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам III Медународной научно-практической конференции 30 сентября 2014г.: в 5 частях. Часть IV / Под общ. Ред. М.Г. Петровой. - Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014.
© Кудрявская Д.П., 2016
УДК 37.035.7
Курочкин Евгений Александрович
канд. пед. наук, начальник кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии РФ,
г. Пермь, РФ E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВООВО ВНГ РФ)
Аннотация
Статья посвящена актуальной для современного военного образования проблеме формирования ценностей военной службы у будущих офицеров в начальном периоде образовательного процесса. В ней предпринята попытка раскрыть педагогические пути формирования военных ценностных ориентаций у курсантов первого курса. Показана важность развития и закрепления ценностей военной службы в войсках национальной гвардии на первом курсе обучения в вузе.
Ключевые слова
Ценностные ориентации, военные ценности, образовательный процесс, курсанты, будущие офицеры, войска национальной гвардии.
Серьезной педагогической проблемой для качественной подготовки военного специалиста войск национальной гвардии Российской Федерации является отсутствие прочных военных ценностных ориентаций у курсантов в начальный период их становления в образовательном процессе (1 семестр). От того, как скоро и эффективно произойдет их формирование и дальнейшее закрепление, зависит успешность освоения программы обучения и, в последующем, результативность служебно-должностного использования полученных знаний на практике. При этом необходимо учитывать экономическую целесообразность подготовки специалистов, дабы полностью оправдать средства государства на его подготовку.
В отличие от военно-профессиональной подготовки выпускников суворовский и кадетских образовательных учреждений, выпускники средних школ, до приобретения статуса «курсант», являлись носителями исключительно личностно-ориентированных ценностей и нравственных идеалов, сформированных образовательной и досуговой средой для самореализации в современном мультикультурном пространстве, и, зачастую, военные, государственно-патриотические ориентиры до момента принятия решения на поступление в военный вуз войск национальной гвардии в них не развивались и ими не осознавались. При этом военную службу они воспринимают как обычные граждане России, для которых имеют значение такие ценностные понятия, как благополучие, достаток, семья, работа, человеческая жизнь, здоровье и др., т.е. как разновидность повседневного труда, в котором можно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_
реализоваться и благополучно жить.
При этом ранее сформированные в процессе получения среднего общего образования ценностные ориентиры личности абитуриентов, среди которых доминирующими могут быть индивидуализм, карьеризм и слава, не позволяют успешно сориентировать их на систему военно-значимых ценностей (патриотизм, самоотверженность, воинские честь и достоинство и т.д.), а иногда и вовсе отторгаются ими, делая их поведение девиантным для военной деятельности (нарушения воинской дисциплины, дисциплинарные проступки, преступления и происшествия).
При таких условиях расхождения систем ценностных ориентаций в существующем объекте воспитания с желаемыми образцами в образовательном процессе военного вуза войск национальной гвардии следует предусмотреть педагогические пути преодоления препятствий для быстрой и качественной переоценке курсантом своих идей и взглядов на целиком и надолго нацеливаясь на воинскую деятельность. При этом «ценность несводима ни к значимости как своему основанию, ни к норме либо идеалу, а является единством значимого и должного, средства и цели, сущего и идеала» [2, с. 58].
К педагогическим путям формирования военных ценностных ориентаций у курсантов в военном вузе можно отнести:
1. Изучение государственно-патриотических и военно-эстетических ценностей военной службы в России и войсках национальной гвардии РФ с обсуждением их роли и места в качественном исполнении воинского долга во благо интересам государства и граждан. С первых дней нахождения абитуриента, в последующем курсанта, в военном вузе он должен постоянно подвергаться целенаправленному информационному воздействию для осознания и признания образа, которому он должен будет соответствовать и к которому его будут приводить в процессе воспитания и обучения.
2. Обеспечение командирами подразделений и научно-педагогическим составом личной примерности в выполнении воинского долга. Исследователь проблем формирования личности офицеров Иванов В.П. так описал этот момент: «Литература, искусство, пример воспитателей создают в сознании курсанта образ идеального человека, настоящего командира. Сравнение с ним своего «я», обнаружение несоответствия своей личности созданному идеалу порой бывают болезненными» [3, с. 126]. Образ командира (начальника), являющийся примером в выполнении воинского долга, соблюдении воинских ритуалов, ревностном выполнении повседневных обязанностей, строевых приемов и физических упражнений, позволит первокурсникам быстро заместить стирающиеся в военной среде гражданские идеалы, приобретенные ими в ходе знакомства с различными субкультурами в школе и в досуговой среде, а также наглядно показать желаемый и конечный результат военно-профессиональной подготовки военного специалиста для войск.
3. Создание условий для самовоспитания и самосовершенствования первокурсников на основе знаний ими ценностных ориентациях военной службы в войсках национальной гвардии, наблюдения за деятельностью своих командиров и начальников в строгих рамках внутренней службы в военном институте с дополнительным военно-эстетическим воздействием окружающей действительности [4]. Важным условием успешного применения данного педагогического пути является окружение курсанта и коллектива только тем, что мы хотим от него получить в конечном итоге. Иначе говоря, компетентная среда и компетентные педагоги сотворят компетентного специалиста для войск.
4. Своевременная коррекция процесса ценностного вооружения для предотвращения закрепления чуждых военной деятельности ценностных ориентиров и установок («дедовщина», стяжательство, насилие, равнодушие и т.д.). Членам воинского коллектива командиры и старшие товарищи помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям воинского труда, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкретной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим образцам [5]. В коррекции участвуют все военнослужащие и гражданский персонал военного института, так как непримиримость к негативному и разрушающему воинские устои становится важнейшим элементом образовательной деятельности [1. с. 216].
Курсант первого курса обучения успешнее и эффективнее станет осваивать образовательную программу и мотивированно готовить себя к будущей воинской деятельности, если быстро и четко осознает и представит себе модель офицера войск национальной гвардии РФ, которая будет им признана как
жизненный идеал.
Список использованной литературы:
1. Военная психология: учебное пособие / под ред. Н. Ф. Феденко. Воен.-полит. орденов Ленина и Октяб. револ. Краснознам. акад. им. В. И. Ленина. - Москва, 1978. - 336 с.
2. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 152 с.
3. Иванов В.П. Формирование личности офицера. - М.: Воениздат, 1986. 160 с.
4. Курочкин Е.А. Формирование ценностных ориентаций будущих офицеров внутренних войск в ходе образовательного процесса: военно-эстетический аспект/Е.А. Курочкин// Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России в 2-х частях: сборник научных статей междунар. научно-практ. конф. Часть 1. Новосибирск: НВИ ВВ МВД России, 2014. 439 с. С. 276-281.
5. Наумов П.Ю., Матвеев Д.Е. Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам формирования. «Молодой учёный». № 7 (42) . Июль, 2012 г. С. 301-302.
© Курочкин Е.А., 2016
УДК 373.2
Елена Петровна Логунова
канд.пед.наук, доцент Мичуринского ГАУ
г. Мичуринск, РФ E-mail: [email protected] Людмила Салимовна Лазарева методист МБДОУ «Детский сад №321» г.о.Самара
E-mail: [email protected] Галина Юрьевна Бурдина канд. ист. наук., доцент СГСПУ г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье анализируется педагогический потенциал народной педагогики в организации и содержании учебного процесса дошкольной образовательной организации. Указывается на сензитивность периода дошкольного детства для формирования и развития личности ребенка на основе народных традиций.
Ключевые слова
народная педагогика, традиции, этнопедагогика, дети дошкольного возраста, учебный процесс, детский фольклор
Интерес к народным традициям в контексте педагогических задач не угасает, периодичность обращения к ним как средствам образования и воспитания зависит от многих факторов. В том числе, от потребности в поиске оптимальных условий для формирования и развития личности ребенка в один из самых сензитивных для этого периодов - период дошкольного детства. Народной педагогикой называют исторически сложившуюся «совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обрядах, традициях, детских играх и игрушках» [8, с. 29].Под «традицией» в педагогической литературе понимаются исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению идеи, взгляды, обычаи, порядки и правила поведения. Н.Н. Волков считает народные традиции воспитания «главным условием