В норматив учебных расходов включены: компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию; затраты на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, учебников, расходных материалов; повышение квалификации педагогических работников; культурно-массовые и спортивные мероприятия, так как, согласно Федеральному закону № 95-ФЗ от 04.07. 2003 г., к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения относятся вопросы финансового обеспечения, необходимого для реализации основных общеобразовательных программ путем выделения субвенции на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий, в том числе обеспечение пожарной безопасности, и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). При изменении удельного веса заработной платы будут предус-
матриваться дополнительные статьи расходов, связанные с учебным процессом, регламентируемые порядком, разработка которого планируется после принятия закона.
Разработка и принятие местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося (ст. 41 ФЗ «Об образовании»), является исключительной компетенцией органов местного самоуправления в сфере образования. Поэтому финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений должно производиться в соответствии с установленными органами местного самоуправления нормативами затрат, учитывающими специфику образовательного учреждения.
Внедрение нормативного финансирования позволит реструктуризировать и оптимизировать действующую сеть образовательных учреждений, мотивировать образовательные учреждения на достижение качественного результата, предоставить большую финансовую самостоятельность образовательным учреждениям при усилении ответственности.
Литература
1. Статистические ежегодники (2003, 2004 гг.). Томск, 2005.
2. Мониторинг социально-экономического положения городов и районов Томской области // Ежемесячные сборники Томскоблкомстата за 2003, 2004 гг.
A.A. Борщевский
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Томский государственный педагогический университет
В последние годы система использования средств физической культуры в целях укрепления здоровья и создания условий для активной жизнедеятельности людей среднего, старшего и пожилого возраста претерпела существенные изменения: постепенно прекратили существование группы здоровья, секции; клубы и кружки по различным видам спорта по месту жительства стали недоступны. Кроме того, в зрелом возрасте у людей меняется образ жизни. Наступают изменения общего обмена веществ, жирового, углеводного и солевого обмена, что ведет к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, пищеварительной систем и суставов.
Старение - сложный процесс, зависящий не только от биологических, но и от социальных и материально-бытовых факторов, окружающей среды. В развитии заболеваний существенное значение имеет недостаток двигательной активности. Двигательная активность является важным фактором в сохранении здоровья человека. Причинами сохранения доли физической культуры в режиме дня становятся особенности профессии, семейные обязанности и т.д.
Как отмечается в «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2005 года», развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это прежде всего создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.
Регулярные занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, развитию физических способностей и улучшению физического развития, положительно влияют на достижение успеха в производственной деятельности, на карьерный рост.
Люди, систематически занимающиеся физической культурой, имеют более высокую производительность труда, реже болеют. Рациональное использование свободного времени для всестороннего развития людей
А.А. Борщевский. Педагогические проблемы физической культуры людей среднего.
трудоспособного (среднего) возраста в советские годы было под пристальным вниманием государства: исследовались физкультурно-спортивные потребности и интересы трудящихся, регулярно проводились спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия («Лыжня России», «Всей семьей на старт», «День бегуна» и т.д.), строились стадионы, спортивные площадки, комплексы.
В последние годы система физкультурно-оздоровительной работы медленно совершенствуется. Очевидно, что серьезное производство не может обойтись без организованной физкультурно-спортивной работы. Это необходимо для восстановления физических, психических и духовных сил работающих на этих производствах и в других коллективах людей.
Многие руководители хорошо понимают важность средств физической культуры для сохранения жизненно важных умений и навыков. Строятся или арендуются спортивные и восстановительные комплексы, тренажерные залы, принимаются на работу инструкторы по различным видам физических упражнений. Тем не менее нередко восстановительные процедуры носят однонаправленный или искаженный характер: используются сауна, бассейн, нередко употребляются спиртные напитки, не способствующие оздоровлению. Поэтому физкультурно-оздоровительная работа в трудовых коллективах должна носить систематический, комплексный характер.
Важным аспектом в работе с трудящимися является профессионально-прикладная направленность занятий физическими упражнениями: это позволяет не только приобрести умения и навыки, необходимые для успешного освоения профессии, обеспечить высокую работоспособность, но и обеспечить формирование механизмов неспецифической и специфической устойчивости к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды за счет развития профессионально важных качеств.
Установлено, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как общие, так и специфические требования, а для достижения высокой результативности нужна специально ориентированная физическая подготовка.
Необходимо пересмотреть отношение к физкультурному руководителю. Это прежде всего организатор. Роль его важна в организации физкультурноспортивной работы в коллективе, в разъяснении важности занятий, в информации, где, как и на каких условиях можно заниматься, принимать участие в соревнованиях и т.д. Необходимо изучать интересы и потребности в физкультурно-спортивной деятельности людей среднего возраста и вовлекать их в систематические занятия физической культурой и спортом, поскольку именно в этот период возрастного развития возникают скрытые процессы рассогласования различных функций организма: изменяется минутный объем крови, основной обмен, жизненная емкость
легких, содержание холестерина в крови, диаметр мышечных волокон, ухудшается координация.
Физкультурно-оздоровительная работа с этой категорией населения получила особо широкое развитие в 60-70-е гг. XX в.: открывались различные группы здоровья, проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия, спартакиады здоровья и другие спортивные мероприятия. Наиболее удобной формой физкультурно-оздоровительных занятий в эти годы были самостоятельные занятия утренней гимнастикой с помощью радио, оздоровительной гимнастикой по телевидению, походы выходного дня и т.д. До сих пор рабочие и служащие различных категорий с увлечением занимаются традиционными видами спорта. Однако для самостоятельных занятий требуется соответствующая организация и методическое обеспечение, массовый выпуск инвентаря и одежды, издание соответствующей литературы.
В России, как и в других странах мира, люди старшего поколения составляют значительную часть населения, и проявление приоритетного внимания к ним, забота об их благополучии становится долгом всего общества и государства. Как отмечает Л.И. Лубыше-ва, проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государства, с другой стороны (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Физкультурно-спортивная деятельность людей старшего и пожилого возраста позволяет продлить активную полноценную жизнедеятельность как средство восстановления и сохранения здоровья.
Отрасль «Физическая культура» испытывает большую потребность в педагогических кадрах. Многие люди старшего и пожилого возраста имеют высшее образование по различным специальностям, а через систему переподготовки могли бы получить дополнительное физкультурное образование и работать с людьми близкого им возраста. С этой целью необходимо разработать образовательные программы для дополнительного профессионального и непрофессионального физкультурного образования.
В настоящее время основные знания о здоровом образе жизни люди старшего и пожилого возраста получают из средств массовой информации. В то же время в центральных СМИ о массовой физической культуре и физкультурном движении, о занятиях физической культурой и спортом домохозяек, людей старшего возраста информации почти нет. Вместе с тем образование в области физической культуры пожилых людей играет важную роль в создании определенной среды «активного и здорового долголетия». Социальные контакты, отношения, семейный и социальный статус, состояние здоровья влияют на «жизненное удовлетворение» пожилых людей.
Создание комплексных образовательных программ по физической культуре, ориентированных на образовательные потребности людей старшего и пожилого возраста, будет способствовать развитию личности в период геронтогенеза, содействовать социальной и психологической адаптации человека, продлению его творческой и физической активности, улучшению функционального состояния. Старший и пожилой возраст характеризуется снижением адаптационных возможностей организма и увеличением количества заболеваний, обусловленных психоэмоциональными и структурными нарушениями в организме. Поэтому занятия физическими упражнениями с этой категорией людей должны носить в большей степени оздоровительную, лечебно-профилактическую направленность. Это предполагает особые требования к выбору средств, методов и форм организации занимающихся.
Важной особенностью в работе с людьми старшего и пожилого возраста является дифференцированный подход к использованию средств физической культуры в зависимости от характера структурных и функциональных нарушений в организме. Поэтому наряду с индивидуальной работой необходимо объединить занимающихся на основе наиболее важных показателей реактивности организма.
Регулярные занятия физической культурой и спортом у людей старшего поколения способствуют сохранению у них здоровья на долгие годы, социальной активности, творческого долголетия. Однако данная возрастная группа не охвачена организационными формами занятий по трем причинам:
- сократилось количество секций по видам спорта, групп здоровья по месту жительства, на стадионах, предприятиях и др., где люди могли бы заниматься оздоровительной физической культурой;
- подавляющее количество секций являются хозрасчетными, и довльно высокая оплата за занятия физическими упражнениями делает их для большинства людей недоступными;
- отсутствуют специально подготовленные кадры для этой сферы педагогической деятельности.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Старшее поколение» в России создана сеть экспериментальных площадок по апробации оздоровительных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с лицами старшего возраста.
Это дает надежду на то, что государство начинает проявлять озабоченность состоянием здоровья нации и ищет пути решения этой проблемы средствами физической культуры и спорта.
Литература
1. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализация личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4.
В.В. Ерёмин, Н.Л. Борщёва
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Томский политехнический университет
Во многих современных странах давно осознали, что в экономическом соревновании выйдут вперед страны не с богатыми природными ресурсами (многие африканские страны прозябают в нищете), не с большим количеством населения (Индия и Пакистан тому доказательство), а те, которые сумеют обеспечить качественный, высокий уровень образования каждому члену общества. Экономическому буму бедных полезными ископаемыми Японии, Южной Кореи, Сингапура предшествовали удачно проведенные реформы национальных систем образования. Было замечено, что если поделить число лет, проведенных за партой всем населением страны, на число всех жителей, то к 90-м гг. прошлого века население России в целом окончило девять классов, население США - первый курс, а японцы - третий курс вуза [1, с. 27].
В России кризис образования был воспринят на уровне национальной безопасности, так как состояние образования неизбежно отражается на состоянии
всего общества, обусловливает экономическую, политическую, технологическую безопасность. В этих условиях несколько изменился взгляд на образование - он стал более глубоким. Образование сегодня воспринимается не столько как передача знаний и навыков, а как осознание человеком себя и общества, как окультуривание человеческих чувств и мышления. За период национально-государственного самоопределения стало очевидным, что образование -не только «дитя» учебных заведений, это результат совместной деятельности человека и государства, всего общества; образование выполняет свою миссию лишь тогда, когда способно обеспечить интересы личности, нации, государства.
Процесс реформирования образования в наши дни явился ответом на изменившиеся современные социокультурные условия, среди которых можно отметить новую научную картину мира, изменения в традиции властных отношений, возросшее значение роли ин-