ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
75
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
А. Г. Фурманов
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер БССР, заведующий кафедрой технологий в туристической индустрии БГУФК
В статье на основании анализа литературных источников и приобретённого опыта предпринята попытка структурирования процесса физического воспитания, направленного на организационно-методическое обеспечение занятии физической культурой, спортом для всех и туризмом различных контингентов населения.
Введение
Физическое воспитание в обобщённом виде понимается рядом специалистов как процесс, способствующий гармоничному психофизическому совершенствованию человека (Р. И. Купчинов [1]; Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков [2]; Т. Ю. Круцевич [3]; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов [4] и др.).
По сути, это средство физической культуры, как вида общей культуры. Содержанием его служит оптимальная двигательная активность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека [5].
Помимо этого, физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на морфофункциональное совершентсвование организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных умений, навыков, и связанных с ними знаний [4].
По нашему мнению, поскольку физическое воспитание является частью педагогического процесса, то структуризация факторов, обеспечивающих его полноценную организацию (рисунок), позволит повысить эффективность этого процесса. Названные факторы, в свою очередь, выступают в качестве средств процесса физического воспитания.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературных источников и наработанный опыт позволили структурировать процесс физического воспитания, который включает следующие факторы:
• Нормативно-правовое обеспечение. Осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
• Кадровое обеспечение квалифицированными специалистами. Производится согласно утверждённому штатному расписанию. Качество педагогического процесса по физическому воспитанию зависит от уровня подготовленности, подбора, расстановки и профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту.
В педагогической отрасли понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как совокупность знаний и умений, которые определяют результативность труда, т. е. комбинации личностных качеств и свойств, комплекс знаний и профессионально значимых качеств, единство теоретической и практической готовности к специфической гуманитарной деятельности. Компетентность означает способность и обладание знанием и характеризует наличие знаний, умений или опыта субъекта как базового компонента эффективности его деятельности, тем самым служит показателем социальной и профессиональной зрелости человека, уровня профессионального мастерства. Иными словами, компетентность - это доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, возможных средств и способов достижения намеченных целей [6].
Профессионализм учителя физической культуры, преподавателя, тренера как результат творческой деятельности предполагает формирование качеств субъекта, которые обеспечивают эффективное решение профессиональных и личностных задач. В связи с этим заслуживают внимания основные тенденции в развитии кадровой политики, которые применимы и при становлении субъектов высшего физкультурного образования. При подборе кадрового состава они основаны на приоритете таких качеств, как инициативность, творчество, новаторство, интуиция.
76
Процесс «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
X
JJbC/llllV J
тутдг^ імя 1. II. ШАМЯКІШГ
Организация физического воспитания: детей раннего и дошкольного возраста; учащихся учреждений общего образования;
студенческой молодежи; лиц пожилого и ставшего возиаста
Нормативно-
правовое
обеспечение
Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»
Г осударственная программа развития физической культуры и спорта
Г осударственный физкультурнооздоровительный комплекс Республики Беларусь
Медицинское
освидетельствование
Реализация учебных программ по физической культуре и спорту
Учебные программы по учебному предмету «Физическая культура», программы по физической культуре и спорту
Теоретические сведения
X
Формирование мотивации к активным занятиям физкулътуро и и спортом
Формы
физической
культуры
урочные
внеурочные
Учебники, учебные пособия и методические рекомендации
Кадровое обеспечение квалифицированными специалистами
- Повышение квалификации
Специализация
Практический материал
Средства
физической
культуры
Физические
упражнения
Природны
е
и гигиенические
Метод
обеспечения
нагляттности
Методы
физической
культуры
Метод строго регламентированного упражнения
Игровой
Соревнова-
тельный
Метод использования слова
Обучение
движениям
Формировали
двигательных
Х/Л/ГСЧДТЛХТ Т/Г
Этап
начального
Этап
углубленного
разучивания
Этап
закрепления и совершенствования
Развитие и совершенствование физических качеств
Силы
Выносли
вости
- Быстроты
Гибкости
Ловкости
Педагогический контроль
Обеспеченность спортивными сооружениями и спортинвентарем
Оборудование и оснащение спортивных сооружений
Технические
средства,
тренажеры
Спортивный
инвентарь
Рисунок - Организационно-методическая структура процесса физического воспитания
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
77
Помимо подготовки профессиональных физкультурных кадров в вузе, уровень их компетентности может повышаться в результате систематического совершенствования знаний и умений при повышении квалификации и дополнительном образовании.
Повышение квалификации профессионально зрелого контингента требует учета существенных особенностей в организации учебного и учебно-тренировочного процессов. Оптимизация профессионального повышения квалификации осуществляется на основе усиления связи инновационных теоретических материалов с практикой, с отработкой практических действий, необходимых специалисту для реализации текущих и перспективных целей управляемой системы с учётом приобретённых знаний. К видам повышения квалификации относятся:
- систематическое самообразование;
- краткосрочное обучение (целевое, тематическое, проблемные семинары, научнометодические и научно-практические конференции);
- длительное периодическое обучение (в институтах, на факультетах повышения квалификации);
- стажировка (в передовых учреждениях образования, в физкультурно-спортивных центрах, в спортивных организациях, в том числе за рубежом);
- обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре или соискательство.
Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи.
Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения, физического совершенствования и воспитания людей различного возраста.
• Обеспечение спортивными сооружениями и спортинвентарём. Спортивные сооружения по классификации подразделяются на спортивно-зрелищные (демонстрационные) и учебно-тренировочные. К спортивно-зрелищным относятся сооружения, имеющие число зрелищных мест: в помещении - 500 и более, на открытом воздухе - 1500 и более. На открытом воздухе технологические и санитарно-гигиенические требования при выборе участка учитывают: форму участка - она должна быть прямоугольной; отдалённость от производственной зоны, болот и затапливаемых мест - высота стояния грунтовых вод должна быть не менее 0,8 м от уровня поверхности земли.
Помимо спортивных сооружений оборудуются и оснащаются объекты рекреационнооздоровительного назначения. Например, оборудование и оснащение тренажёрного зала отличаются специфическими особенностями.
Технические средства и тренажёры подбираются для развития определённых мышечных групп, под стационарный тренажёр отводится в среднем 8 кв.м.
Тренажёры и спортивный инвентарь должны отвечать основным требованиям:
- способствовать повышению эффективности занятий;
- быть доступными для лиц разной физической подготовленности;
- решать задачи физического совершенствования и формирования двигательных навыков;
- способствовать развитию всех мышечных групп и физических качеств;
- быть простыми в изготовлении, удобными и надёжными в эксплуатации, легко ремонтироваться;
- гарантировать безопасность.
• Медицинское освидетельствование занимающихся. Все лица, вовлечённые в физическое воспитание для занятий физической культурой, спортом для всех и туризмом, проходят медицинское освидетельствование. Они по состоянию здоровья могут быть отнесены к различным медицинским группам: основной, подготовительной, специальной медицинской, а также к группе лечебной физической культуры.
К основной медицинской группе относятся лица, имеющие высокий и средний уровни физического состояния организма.
К подготовительной медицинской группе относятся лица, имеющие низкий уровень физического состояния.
Специальная медицинская группа назначается тем, кто имеет патологические отклонения в состоянии здоровья, либо проходящие реабилитацию после перенесённых заболеваний.
78
ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА
Комплектование учебных групп, состоящих из тех, кто отнесён к специальной медицинской группе, осуществляется с учётом пола, характера заболеваний, уровня физического и функционального состояния.
Группы занимающихся комплектуются по следующим нозологическим нормам (группам заболеваний):
- группа «А» - лица с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениями функций нервной и эндокринной систем, ЛОР-органов, органов зрения;
- группа «Б» - лица с заболеваниями органов брюшной полости (дискинезия желчевыводящих путей, хронический холецистит, хронический гастрит, язвенная болезнь в стадии ремиссии, колит и др.) и малого таза (дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), нарушениями жирового, водно-солевого обменов и заболевания почек;
- группа «В» - лица, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и снижение двигательной функции.
Медицинское освидетельствование (врачебный контроль) до и в процессе занятий осуществляется в соответствии с существующими положениями. Оно призвано способствовать наиболее эффективному проведению всех учебных, рекреационно-оздоровительных занятий и спортивно-массовых мероприятий.
• Реализация учебных программ по физической культуре и спорту предусматривает внедрение учебных программ для:
1) дошкольников - «Учебная программа по дошкольному образованию: образовательная область «Физическая культура» (2012);
2) учащихся общеобразовательных учреждений - «Физическая культура и здоровье»
(2009);
3) студентов средних специальных учебных заведений «Физическая культура» (1999);
4) студентов высших учебных заведений - «Физическая культура» (2003);
5) трудящихся - «Физическая культура трудящихся» (1987).
В педагогическом процессе по физическому воспитанию используются методические материалы, изложенные в учебниках, учебных пособиях и других изданиях для подготовки студентов вузов (факультетов) физкультурного профиля к предстоящей профессиональной деятельности:
- для работы в дошкольных учреждениях - В. Н. Шебеко «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» [7];
- для учащихся школ и гимназий - «Физическая культура и здоровье» под редакцией М. Е. Кобринского и А. Г. Фурманова [8];
- для студентов средних специальных учебных заведений Н. В. Решетников «Физическая культура» [9];
- для студентов нефизкультурных вузов (факультетов) - Р. И. Купчинов «Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах» [1];
- для студентов физкультурных вузов (факультетов) - А. М. Максименко «Теория и методика физической культуры» [5]; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов - «Теория и методика физического воспитания» [10];
- для лиц зрелого, среднего и пожилого возраста - А. Г. Фурманов, М. Б. Юспа «Физическая культура трудящихся» [11].
Учебные программы по физической культуре четко определяют порядок действий преподавателя, учителя, методиста, тренера. В каждой учебной программе отведено место теоретическому и практическому разделам, в которых содержатся сведения, направленные, в первую очередь, на формирование мотивации занимающихся к активным занятиям физической культурой, спортом и туризмом.
Возможны следующие направления в работе учителя, преподавателя, тренера по формированию мотивации у детей и взрослых:
1. Актуализация старых мотивов. На основании старых побуждений так или иначе появится заинтересованность в физкультурно-спортивной деятельности и некоторая активность.
2. Формирование приемов преобразования. Умение осознанно принимать и активно ставить физкультурно-спортивные цели считается показателем зрелости мотивационной сферы.
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
79
Поэтому рекомендуется обучать занимающихся: отбору, понимаю и постановке целей, способствующих формированию гармонически развитой личности.
3. Рождение мотивов. Оно связано с появлением определенных успехов в занятиях физическими упражнениями.
4. Придание новому мотиву устойчивости, действенности, самостоятельности. Поощрение преподавателем успешно выполненных упражнений придает занимающемуся больше уверенности, повышает интерес.
Научными исследованиями определен ряд факторов, способствующих повышению интереса к занятиям физической культурой и спортом: это качество занятий; интересное содержание занятий; возможность выбора вида занятий по склонности; соответствующая материально-спортивная база; участие в спортивно-массовых мероприятиях, соревнованиях; непосредственная организация учебного процесса в школе, вузе, в физкультурно-спортивных секциях на предприятии, по месту жительства населения.
В учебных программах раскрыты формы занятий физической культурой: урочные, направленные на решение, в первую очередь, образовательных задач, а также воспитательных и оздоровительных. Конкретизация учебных задач достигается на основе знания закономерностей процесса обучения двигательным действиям.
Следует уяснить то, что подготовительная часть урока строго ориентирована на решение задач основной части как функционально, так и двигательно.
Неурочные формы занятий могут быть как индивидуального, самостоятельного (утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика, физкультурная пауза во время работы (учебы), физкультурная минутка и другие), так и группового исполнения (занятие в спортивной секции, турпоход, участие в составе команды в соревнованиях, в спортивномассовых мероприятиях и др.).
Неурочные занятия в отличие от урочных осуществляются на основе добровольности.
Средства физической культуры. К средствам, способствующим повышению показателей физического развития, физической подготовленности, физического состояния человека относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы, технические приемы из различных видов спорта, как принято говорить в зарубежных странах, «спорт для всех».
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т. и.). Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Физические упражнения классифицируются по признаку: исторически сложившихся систем физического воспитания; анатомическому признаку; их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств; биомеханической структуры движения; физиологической зоны мощности; спортивной специализации [4].
Природные и гигиенические факторы оказывает существенное влияние на занимающихся физической культурой и спортом.
Воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение воздуха и другие могут вызывать определенные биохимические сдвиги в организме занимающихся.
Соблюдение гигиенических требований (чистоты тела и мест занятий, режима дня, двигательной активности, питания и сна) стимулирует развитие адаптационных свойств организма. Выполнение элементов видов спорта, занятие в спортивных секциях и участие в спортивных соревнованиях при оптимальной физической нагрузке - это то, что относят к спорту для всех, с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физического состояния здоровья и интересов занимающихся.
Методы физической культуры. От правильного выбора метода обучения и совершенствования при занятиях физической культурой и спортом зависит конечный их результат. Самой большой группой методов физической культуры является метод строго регламентированного упражнения. Он обладает большими педагогическими возможностями.
80
ВЕСН1К МДПУ імя I. П. ШАМЯКІНА
К нему относятся: целостный и расчетно-конструктивный метод, сопряженного воздействия, равномерный, переменный, повторный, интервальный и круговой методы.
Не менее важное значение приобрели игровой и соревновательный методы. Присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого, положительного интереса деятельностного мотива к занятиям физической культурой и спортом.
Соревновательный метод наиболее адекватен при определении физической, технической, волевой, а также интегральной подготовки занимающихся. Применение соревновательного метода ограничено возрастными рамками, а также состоянием здоровья. Этот метод более приемлем для молодых людей. При его использовании людьми старшего возраста требуется определенная осторожность, т. к. при соперничестве трудно контролировать их увлеченность.
Метод использования слова широко применяется при рассказе, объяснении, беседе, чтении лекции, инструктировании, комментариях и замечаниях, распоряжениях. Речь учителя, преподавателя, тренера, должна быть доступной, доходчивой и понятной. Занимающиеся должны понимать сущность заданий, указаний, замечаний. В противном случае результат метода будет менее эффективным.
Метод обеспечения наглядности имеет ряд разновидностей: метод непосредственной наглядности (показ упражнения); метод опосредованной наглядности (показ фото- и киноматериалов, видеозаписей).
Обучение движениям предполагает формирование двигательных умений и навыков. При формировании двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» [11].
Процесс обучения двигательным умениям и навыкам включает три этапа: этап начального разучивания (цель - сформировать у занимающегося основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения); этап углубленного разучивания (цель - сформировать полноценное двигательное умение); этап закрепления и совершенствования (цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования).
Развитие и совершенствование физических качеств. Жизнедеятельность человека определяется его наследственными и приобретенными в процессе индивидуального развития и профессиональной деятельности физическими (двигательными) качествами. К физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и другие.
Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только функциональными (физиологическими) возможностями органов человека, но и психическими факторами, в частности [12].
Существуют периоды, когда для развития физических качеств складывается благоприятные возможности направленного воздействия на их биологические основы. Эти периоды названы «сенситивными», как база наибольшей реализации потенции организма в онтогенезе, как совершенно определенный период, в котором специфическая стимуляция вызывает определенное ответное действие. Научные исследования показали, что названные периоды отличаются неодинаковыми темпами изменения показателей физического развития детей и молодежи. Исходя из этого, специалисты в области физического воспитания и спорта строят учебный процесс так, чтобы специально направленные воздействия на определенные физические качества концентрировались в сенситивные периоды их естественного развития.
Реализация учебных программ по физической культуре и спорту должна завершаться педагогическим контролем, который по результатам тестирования покажет, насколько верно организован процесс физического воспитания. В основе педагогического контроля лежат требования и нормативы государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь для лиц различного возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности.
ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
81
Выводы
В представленной статье в организационно-методической структуре процесса физического воспитания указаны факторы, обеспечение выполнения которых позволяет добиваться определённых результатов. Об этом свидетельствует многолетний опыт внедрения физической культуры в учреждениях образования, в режиме труда и отдыха работающих, в послетрудовой реабилитации, по месту жительства населения, в физкультурно-спортивных и оздоровительно-рекреационных центрах.
Нет сомнения в том, что разработанная организационно-методическая структура процесса физического воспитания будет положительно воспринята специалистами, работающими с различными контингентами населения.
Литература
1. Купчинов, Р. И. Теория и методика физического воспитания в терминах, понятиях, вопросах и ответах : учеб.-метод, пособие / Р. И. Купчинов. - Минск : БИТУ, 2006. - 279 с.
2. Теория и методика физического воспитания : учеб, для ин-тов физ. культ. : в 2 т. / под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. - 2-е изд. - М. : Физическая культура и спорт, 1976. - Т. 2. - 304 с.
3. Теория и методика физического воспитания : учеб, для ст-тов высш. учеб, завед. физ. восп. и спорта / под ред. Т. Ю. Круцевич. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 5-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
5. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учеб, для студ. высш. учеб, заведений / А. М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2005. - 532 с.
6. Андриади, И. П. К проблеме содержания образования в физкультурных вузах / И. П. Андриади // Ежегодник: труды ученых ГЦОЛИФКа : сб. науч. трудов / ГЦОЛИФК ; редкол.: В. М. Выдрин [и др.]. - М., 1993.-С. 126-140.
7. Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб, пособие для вузов / В. Н. Шебеко. - Минск : Вышэйшая школа, 2010. - 288 с.
8. Физическая культура и здоровье / под ред. М. Е. Кобринского, А. Е. Фурманова. - Минск : МЕТ, 2007.-238 с.
9. Физическая культура : учеб, пособие для студ. среди, проф. учеб, заведений / Н. В. Решетников [и др.]. - М., 2009. - 176 с.
10. Фурманов, А. Е. Физическая культура трудящихся / А. Е. Фурманов, М. Б. Юспа. - Минск : Полымя, 1988. -224 с.
11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учеб, для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. -М. : Физическая культура и спорт, 1991. - 543 с.
12. Теория и методика физического воспитания: учеб, для ин-тов физ. культ. : в 2 т. / под общ. ред. А. Д. Новикова, Л. П. Матвеева. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - Т. 1. - 399 с.
Summary
In this article an attempt, based on the analysis of literate sources and the acquired experience, is made to give some structure to the process of physical education, and aimed at organizational and methodical provision of sport and tourist activities for different contingents of the population.
Поступила e редакцию 25.06.13