Научная статья на тему 'Педагогические принципы и различные подходы к реализации образовательных программ в музеях'

Педагогические принципы и различные подходы к реализации образовательных программ в музеях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENT-ACTIVITY APPROACH / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / MARKETING APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Л. В., Пикуленко М. М.

В статье показано, что разработка и реализация образовательных программ в вузовском музее требует в каждом случае специальной подготовки сотрудников музея и учета взаимосвязи различных аспектов. Образовательный процесс в музеях следует строить на дидактических принципах и методических подходах к обучению, придавая должное значение увлекательности, вызывающей эмоциональный отклик и соучастие посетителей. Кроме педагогических принципов и подходов (личностно-деятельностного и компетентностного), при разработке и реализации образовательных программ в музее для его успешного функционирования в целом, следует опираться на маркетинговую концепцию, что требует от сотрудников постоянного анализа и более широкого взгляда на область своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Л. В., Пикуленко М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND VARIOUS APPROACHESTO THE REALIZATION OF THE MUSEUM’S EDUCATIONAL PROJECTS

The article describes that the development and implementation of projects in the museums of high educational schools require in each case the special training of employees of the museum and conservation of the balance of various aspects. Educational process in museums based on didactic principles and methodological approaches to learning, it is necessary to organize, causing an emotional response and participation of visitors. In addition to the pedagogical principles and approaches the development and implementation of educational projects in the museum for its successful operation as a whole, should be taking into account the marketing concept that requires from the employees of the museum ongoing analysis and a broader view of the scope of their activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы и различные подходы к реализации образовательных программ в музеях»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.026:379.81

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЯХ

Л.В. Попова, М.М. Пикуленко1

В статье показано, что разработка и реализация образовательных программ в вузовском музее требует в каждом случае специальной подготовки сотрудников музея и учета взаимосвязи различных аспектов. Образовательный процесс в музеях следует строить на дидактических принципах и методических подходах к обучению, придавая должное значение увлекательности, вызывающей эмоциональный отклик и соучастие посетителей. Кроме педагогических принципов и подходов (личностно-деятельностного и компетентностного), при разработке и реализации образовательных программ в музее для его успешного функционирования в целом, следует опираться на маркетинговую концепцию, что требует от сотрудников постоянного анализа и более широкого взгляда на область своей деятельности.

Ключевые слова: педагогические принципы, компетентностный подход, личностно-деятельностный подход, социокультурный подход, маркетинговый подход.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND VARIOUS APPROACHES TO THE REALIZATION OF THE MUSEUM'S EDUCATIONAL PROJECTS

L.V. Popova, Dr.Sci. (Pedagogic), M.M. Pikulenko, PhD Lomonosov Moscow State University (the Earth Science Museum)

The article describes that the development and implementation of projects in the museums of high educational schools require in each case the special training of employees of the museum and conservation of the balance of various aspects. Educational process in museums based on didactic principles and methodological approaches to learning, it is necessary to organize, causing an emotional response and participation of visitors. In addition to the pedagogical principles and approaches the development

1 Попова Людмила Владимировна - д.п.н., в.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected]; Пикуленко Марина Маиловна - к.б.н., ст.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected].

200 Жизнь Земли 38(2) 2016 200-206

and implementation of educational projects in the museum for its successful operation as a whole, should be taking into account the marketing concept that requires from the employees of the museum ongoing analysis and a broader view of the scope of their activities.

Keywords: pedagogicalprinciples, competence approach, student-activity approach, sociocultural approach, marketing approach.

Введение. Практически одновременно с возникновением университетов в нашей стране шло образование при них натурных кабинетов - музеев, где собирались и систематизировались коллекции различных образцов, используемых в учебном процессе [3]. Вузовские музеи сразу стали научными и культурными центрами в регионах. В настоящее время музеи вузов способствуют повышению качества образовательного процесса, так как музей - это уникальная образовательная среда, позволяющая изучать непосредственно первоисточники, что содействует как росту мотивации обучения, так и познавательного интереса у студентов. Но чтобы обучение было более эффективным, следует опираться на теорию обучения и, в первую очередь, на дидактические принципы, без учёта которых не разрабатывается ни одна методическая система. Однако в музейной педагогике при подготовке экскурсий и различных образовательных программ: интерактивных занятий, тематических лекториев, специализированных курсов и т. д., педагогическим принципам (или дидактическим, дидактика - теория обучения) не уделяется должного внимания. Чаще всего это происходит из-за того, что сотрудники музеев сосредотачиваются исключительно на содержании тематического материала. В этом случае ценность образовательного процесса в музее значительно снижается, так как вне поля зрения музейных педагогов остается взаимосвязь цели, форм, методов и средств обучения.

Поэтому целью данной работы является обоснование способов реализации педагогических (дидактических) принципов в образовательном процессе в музеях и определение роли различных подходов в образовательной деятельности музеев в целом.

Основная часть. Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, а также формы и методы учебного процесса в соответствии с выбранными целями. В педагогике в качестве основополагающих, как правило, выделяют следующую систему дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности получаемых знаний, научности, доступности, связи теории с практикой [7]. Принципы в учебном процессе реализуются через правила, то есть типичные действия в типичных ситуациях.

Бесспорно, принципы научности и наглядности являются основными в вузовских музеях, как при формировании коллекций и подготовке экспозиций, так и в образовательной деятельности. Но учёт только этих принципов недостаточен. Любое занятие или экскурсия будут менее продуктивны и интересны для участников, если не будут учтены и другие принципы, а именно - доступности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности. Причем руководствоваться указанными выше принципами стоит уже на уровне разработки экскурсии или занятия. Рассмотрим отдельно эти принципы.

Доступность обучения определятся не только возрастными особенностями учащихся - объёмом накопленных знаний, умений и способов мышления, но ещё зависит и от применяемых преподавателем методов обучения и учёта оптимального уровня трудности для учащихся. Соответственно в музейной образовательной деятельности

этот принцип может реализовываться через следующие правила:

- приступая к экскурсии или занятию, следует выяснить жизненный опыт учащихся, их интересы и особенности развития;

- применять сочетание различных приёмов удержания внимания аудитории (вопросы, диалог, обмен мнениями и др.);

- соблюдать оптимальный темп рассказа;

- использовать методы аналогии, сравнения, сопоставления и противопоставления, чтобы активизировать мыслительную деятельность;

- не злоупотреблять введением большого количества новых понятий;

- не увеличивать длительность своих монологов (максимально 5-10 минут), а чередовать их с вопросами к аудитории и совместными диалогами;

- учить находить информацию и делать обобщающие выводы;

- соблюдать ясность изложения и чёткость собственной речи.

Принцип связи теории с практикой опирается на многие философские и психологические положения, в частности такие, как «практика - критерий истины» - чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Таким образом, чтобы повысить эффективность обучения, учёт принципа связи теории с практикой крайне необходим, причём его реализация должна быть предусмотрена как в содержании обучения, так и в организации учебно-воспитательного процесса. В музейной образовательной деятельности этот принцип может реализовываться через соблюдение ряда правил:

- показывать жизненную необходимость сообщаемых знаний;

- аргументировать развитие науки под влиянием практических потребностей и приводить конкретные примеры;

- информировать слушателей о новых современных технологиях;

- проверять применение знаний на практике (мини эксперимент, опыт и т. д.);

- показывать решение реальной практической задачи;

- формулировать проблемно-поисковые и исследовательские задания;

- показывать взаимосвязь умственной деятельности с практической;

- подчеркивать положительное отношение к труду.

Учёт принципа систематичности и последовательности можно считать одним из важнейших в обучении, так как он находится в основе прочности получаемых знаний - только тогда человек обладает действенным знанием, когда у него складывается чёткая картина взаимосвязанных понятий. Последовательность усвоения знаний может происходить от частного к общему и от общего к частному в зависимости от поставленных целей. Но более универсальный путь - от простого к сложному, что характерно и для образовательного процесса в музее, где следует соблюдать следующие правила:

- разделение содержания экскурсии или занятия на логически завершенные части (модули), равноценные по времени;

- следование заранее разработанной системе передачи информации;

- формирование представлений о музейных предметах в последовательности: назвать предмет, дать его характеристику, показать область использования;

- соблюдение логики изложения информации;

- использование передовых методик музейной педагогики (составление структурно-логических схем и опорных конспектов), что можно делать совместно с учащимися;

- упор на ранее усвоенные учащимися знания;

- учёт физических норм умственной активности учащихся, то есть не стремиться за одно занятие или экскурсию дать максимальное количество новой информации;

- повторение основных понятий и закономерностей в конце экскурсии или занятия (обобщение материала).

Принципы научности и наглядности изначально были положены в основу деятельности вузовских музеев, поэтому не требуют детализации для музейных работников. Однако и здесь могут возникать проблемы. Способы представления информации и оформления музейных экспозиций постоянно совершенствуются, а за последние двадцать лет даже кардинально изменились. Научные теории и парадигмы также претерпевают со временем изменения. Вузовские музеи должны учитывать происходящие события и не могут себе позволить оставлять неизменными свои экспозиции, если только это не мемориальные музеи-кабинеты или квартиры выдающихся учёных, писателей и музыкантов. Естественнонаучные музеи, созданные при вузах, с самого начала стали центрами распространения передовых знаний и должны постоянно удерживать планку высокого научного уровня, что можно сделать разными способами, в том числе и с использованием личностно-деятельностного и компетентностного подходов в обучении.

Личностно-деятельностный подход представляет неразрывное единство двух компонентов - личностного и деятельностного, в силу того, что личность выступает субъектом деятельности; это и определяет личностное развитие [6]. Учёт личностного аспекта в образовательной деятельности музея подразумевает обязательную ориентацию на половозрастные, индивидуально-психологические и статусные особенности посетителей музея, что должно реализовываться как через содержание и форму подачи информации, так и через характер общения. Следовательно, ориентация на лич-ностно-деятельностный подход означает пересмотр подачи материала, отход от схемы взаимодействия с посетителями как сообщение знаний к постановке конкретных учебных задач (познавательных, исследовательских и т. д.). Адресованные студентам и учащимся вопросы и задания будут стимулировать их личностную и интеллектуальную активность.

Компетентностный подход предполагает формирование у учащихся определённых компетенций или обобщённых способов действия. Следовательно, после занятия в музее учащийся должен научиться какому-то конкретному действию, пусть и небольшому - отличать горную породу от минерала, различать основные виды лесных птиц и т. д.

Личностно-деятельностный и компетентностный подходы в музейной педагогике ориентированы на посетителей музеев, и их основная роль - повышение мотивации к познавательной деятельности и приобретение новых знаний и навыков в непринуждённой комфортной образовательной среде. Что же для этого надо?

На практике применение рассмотренных выше дидактических принципов и подходов к образовательной деятельности в музее означает тщательную подготовку преподавателем (сотрудником музея) каждого занятия или экскурсии. Ниже предлагаем краткий организационный план разработки экскурсии, в который входят следующие пункты:

1. Тема.

2. Целевая аудитория (для кого).

3. Цель экскурсии.

4. План экскурсии - последовательность знакомства с музейными экспонатами (выбор основных экспонатов - перечисление объектов), с учётом поставленной цели и временных возможностей (минуты).

5. Выбор экспонатов для интерактивного занятия, а также выбор средств обучения при необходимости (мультимедиа и др.).

6. Основная информация по экспонатам.

7. Дополнительная информация.

8. Вопросы слушателям - общего характера и частные по объектам.

Однако педагогические принципы и подходы нельзя считать единственными основополагающими в организации образовательной деятельности в музеях. Следует всегда помнить о социокультурном подходе [1], с позиции которого недостаточно использования только педагогических методик, а требуется учёт социального пространства - вуза, города, страны, мира. Музей неотрывен от истории и культуры, поэтому и на занятиях в музее нельзя игнорировать эти вопросы. По мнению А.М. Цирульни-кова [7], всей системе образования в нашей стране требуется социокультурная модернизация, когда территориально-географические, культурные, этнорегиональные особенности становятся существенными. А.М. Цирульников выделяет в информальном образовании (в европейской терминологии неинституциализированное, или по-русски «образование из жизни») социокультурные феномены. Музеи как культурно-образовательные центры бесспорно можно отнести к таким феноменам, значение которых шире, чем простая передача знаний. Они определяют направления воспитания: эстетического, нравственного, патриотического и т. д.

Для успешности музейной деятельности также необходимо учитывать маркетинговый подход. Некоторые исследователи [5] уже обосновали необходимость выделения музейного маркетинга как самостоятельного вида деятельности в музеях. Не учитывая маркетинговую концепцию, невозможно рассчитывать на эффективную образовательную деятельность музеев в современных условиях, когда конкуренция стала естественным фактором развития, в том числе и вузовских музеев. О.О. Гринёва [5] предложила учитывать «некоммерческую природу» музеев, важность устойчивого развития в долгосрочной перспективе партнерских взаимоотношений, как со спонсорами и благотворителями, так и с другими общественными институтами. Таким образом, по её мнению, в состав комплекса музейного маркетинга следует включить некоммерческий маркетинг, социальный маркетинг, маркетинг территорий, маркетинг взаимоотношений и маркетинг услуг. Мы согласны с данным автором [6], что материальная среда (экспозиционная, фонды), дополнительные процессы (просветительские и образовательные), персонал (эксперты, методисты, научный персонал) тесно взаимосвязаны с традиционными четырьмя компонентами маркетинга (продукт, цена, каналы распределения и продвижение [4]), которые стали основой успешной реализации практически любого вида деятельности. Для музейных работников это означает учёт четырёх компонентов маркетинга при разработке образовательных программ, что подразумевает необходимость [2, 4]:

а) обязательной ориентации на нужды и запросы потребителя, их тщательный учёт при планировании и осуществлении деятельности;

б) максимальной адаптации деятельности к требованиям «рынка», как в текущий момент времени, так и в долгосрочной перспективе;

в) целенаправленного воздействия на аудиторию посетителей музеев с помощью всех доступных средств и создания благоприятных возможностей развития деятельности музея.

Методы маркетинговой деятельности музеев имеют общие характеристики с маркетинговыми методами коммерческой деятельности предприятий, а именно: 204

• анализ внешней по отношению к потребителю среды (политической, социальной, культурной), а не только социокультурной, просветительской и образовательной деятельности музеев;

• анализ групп посетителей (социальный состав, география посетительского спроса и т. п.) - реальных и потенциальных;

• разработка концепции новых и модернизация существующих программ, предложений, включая их перечень, параметрические ряды т. д.;

• планирование перечня предложений: мероприятий, экскурсий, абонементов;

• обеспечение формирования спроса и стимулирования спроса путём комбинации рекламы, различных мероприятий, поощрения покупателей, посредников;

• обеспечение ценовой политики - планирование уровня цен;

• обеспечение потребительской ценности предложения.

Маркетинговый подход возможно осуществить при активности и инициативности персонала, что для музеев организационно выражается в создании специальных отделов по маркетингу. Если отдела нет, то разрозненные маркетинговые усилия отдельных сотрудников могут давать лишь кратковременный эффект, не гарантирующий успешной деятельности музея в целом.

Заключение. Разработка и реализация различных образовательных программ в вузовском музее (экскурсии, занятия, мастер-классы и т. д.) требуют от сотрудников музея специальной подготовки к каждому мероприятию и учёта взаимосвязи двух аспектов: научного и популяризационного. Это означает, что научные данные (факты, закономерности, аксиомы, характеристики объектов и процессов и т. д.) стоит передавать в увлекательной форме, вызывающей эмоциональный отклик и соучастие, чего и можно добиться, основываясь на рассмотренных выше дидактических принципах и методических подходах к обучению.

Кроме учёта педагогических принципов и подходов (личностно-деятельностного и компетентностного) при разработке и реализации образовательных программ в музее для его успешного функционирования в целом следует опираться на маркетинговый подход, что требует от сотрудников музея постоянного анализа и более широкого взгляда на область своей деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 447 с.

2. Бест. Р. Маркетинг от потребителя / Под. ред. П. Миронова. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 760 с.

3. Бурлыкина М.И. История музеев высших учебных заведений дореволюционной России, 1724-1917. Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра культурологии. С.-Пб., 2001. 449 с.

4. Внешнеэкономический толковый словарь / Под ред. И.П. Фаминского. М.: ИНФРА-М, Термика, 2001 (http://foreign_economic.academic.ru/890).

5. Гринёва О.О. Совершенствование деятельности музеев на основе применения концепции маркетинга. Автореф. дис. канд. эконом. наук. М., 2015. 24 с.

6. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (http://psychlib.ru/mgppu/Z0sv-01/ZLD-244.HTM).

7. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009. 540 с.

8. Цирульников А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260-274.

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Optics of enlightenment:socioculturalperspectives. 447 p. (Moscow, Prosvescheyie, 2012) (in Russian).

2. Best R. Market-Based Management: Strategies for growing customer value and profitability. 4th Ed. 506 p. (Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 2005).

3. Burlykina M.I. History of the higher educational institution's museums at pre-revolutionary Russia, 1724-1917. Diss. Dr. Sci (Culturology). 449 p. (St.-Petersburg, 2001) (in Russian).

4. Faminskii I.P. (ed.). Foreign Economic Dictionary. (Moscow: INFRA-M, Termika, 2001) (http:// foreign_economic.academic.ru/890) (in Russian).

5. Grinyova O.O. Improving activity of museums on the basis of the marketing concept. Abstract PhD. 24 p. (Moscow, 2015) (in Russian).

6. Zimnayay I.A. Personality-activity approach as the basis for the organization of educational process (http://psychlib.ru/mgppu/Z0sv-01/ZLD-244.HTM) (in Russian).

7. Podlasyi I.P. Pedagogy: a textbook. 540 p. (Moscow, Yurayt-2009) (in Russian).

8. Tsyrulnikov A.M. The phenomena and cultural practices: formal and non-formal education in the context of socio-cultural approach. Education Matters. 3. 260-274 (2016) (in Russian).

УДК 330.3; 502.3; 504

ХАРТИЯ ЗЕМЛИ, ЕЁ ПРИНЦИПЫ, ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ И В МУЗЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ

Макеева В.М., Смуров А.В.1

Статья посвящена Хартии Земли - международной декларации, содержащей морально-этические и экологические принципы, необходимые для создания глобального устойчивого сообщества. Приводится краткое содержание Хартии Земли. Раскрывается роль Хартии Земли как этического кодекса, принятого мировым сообществом, необходимого для решения практических задач ноосферного устойчивого развития человечества. Приводится пример успешной реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан - первой экспериментальной площадке по реализации её принципов. В Музее землеведения МГУ принципы Хартии Земли реализуются при разработке способов сохранения биоразнообразия на урбанизированных территориях и создании образовательных экологических программ.

Ключевые слова: Хартия Земли, устойчивое развитие человечества, основополагающие принципы, экологические и социальные проблемы.

1 Макеева Вера Михайловна - д.б.н., в.н.с., [email protected]; Смуров Андрей Валерьевич - проф., д.б.н., директор, [email protected]; Музей землеведения МГУ.

206 Жизнь Земли 38(2) 2016 206-212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.