Научная статья на тему 'Основные тенденции развития музейного дела в современной Молдове: теоретические рефлексии'

Основные тенденции развития музейного дела в современной Молдове: теоретические рефлексии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1402
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРИЯ / МОЛДОВА / МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / MOLDOVA / MUSEUM / VISITOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Плошница Елена Тудор

Статья посвящена характеристике основных тенденций в культурной политике музеев современной Молдовы. Основной акцент делается на то, как реагируют современные музеи на запросы публики. Автор описывает основные трудности, с которыми музеи сталкиваются в начале XXI в., подчеркивает значимость музеев для общества не только как институтов культуры, но и как активных участников образовательного процесса. Музеи должны формировать собственную аудиторию. В этой связи анализируются такие тенденции в развитии современных музеев Молдовы, как демократизация, разработка новых образовательных концепций, применение в музее принципов маркетинга, формирование университетской системы преподавания музеологии. В условиях ослабления централизации в управлении эти тенденции становятся все более ощутимыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of contemporary Moldavian museum development: theoretical reflections

This paper presents the main reorientation tendencies of cultural policies in Moldavian museums emphasizing the aspects concerning the reaction of the museums to the public demands. The author underlines the challenges in the museums at the beginning of 21 century, the importance of museums in society not only as simple cultural institutions but also as an active part of the educational system. Museums have to form their own public because there is a risk of being left aside. There are presented the basic tendencies of museum development such as democratization of Moldavian museums, development of a new educational conception of museum, application of marketing policy in museums, formation a university education system in museology. In the context of managerial decentralization these tendencies acquire a more tangible character.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития музейного дела в современной Молдове: теоретические рефлексии»

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ

УДК 001.8:069.01(478.9)

Елена Плошница

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В СОВРЕМЕННОЙ МОЛДОВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСИИ

История музейного дела в Республике Молдова насчитывает более 120-ти лет. За этот большой период в музейном мире страны произошли разного рода потрясения и изменения, но те, которые последовали после распада СССР, оказались самыми драматичными и в то же время самыми яркими. Они заставили музейное сообщество Молдовы научиться опираться только на внутренние силы, вырабатывать собственную музейную политику и стратегический план развития.

Принятые в 1991 г. молдавским парламентом Декларации о суверенитете и независимости вызвали в республике подъем национального самосознания и гордости молдавского народа, способствовали его духовному возрождению и возврату к истокам национальной истории и культуры. Политические и социальные перемены в молдавском обществе, начавшиеся в последние десятилетия XX в. и продолжающиеся до настоящего времени, основательно затронули культурные учреждения и в первую очередь музеи. Примечательно что, последние двадцать лет внесли серьезные изменения в облик самих музеев, формы их работы, развитие музейного дела в целом. Это время богато экспериментами и начинаниями, неудачами, но и довольно интересными результатами.

Деятельность молдавских музеев регулируется Законом о музеях, который был принят в 2002 г. Закон определяет, что такое музей и как следует сохранять его собрания, но не учитывает тот факт, что музей это динамичная структура, которая находится в постоянном развитии. Закон объявил музейные фонды неделимыми, не подлежащими продаже и передаче, кроме как на основании закона. Были приняты и ряд подзаконных актов: «Положение о национальном музее», «О государственном Каталоге музейного фонда», предусматривающие попредметную регистрацию музейных коллекций в двух разделах - Тезаур и Фонд, и «Положение о регистрации и консервации культурного движимого наследия».

В конце ХХ в. стало ясно, что кардинального обновления требуют не только конкретные формы работы музеев, но и вся музейная сеть, которую надо привести в соответствие с изменениями в общественно-политической и культурной жизни молдавского общества. Изменения начались с перепрофилирования краеведческих музеев, экспозиции кото-

рых были похожи друг на друга как близнецы, это были типовые школьные сочинения, которые никак не выявляли и не отражали уникальность района, местности. Интенсивность этого процесса и ретроспективный анализ перепрофилирования показывают, что произошло лишь изменение в наименованиях музеев, бывшие краеведческие стали музеями истории и этнографии определенной местности. Это было изменение наименования, связанное скорее с будущим, а не фактическим состоянием музея.

Проводимая политика децентрализации музеев на национальном уровне заставила, в конечном счете, музеи переориентировать свою деятельность на удовлетворение запросов посетителей, потребителей культурного продукта музея. С 2005 г. национальные музеи республики подчиняются и финансируются по линии двух ведомств - Министерства культуры и Академии наук Молдовы. Все остальные музеи находятся в подчинении местных органов власти и разных департаментов. Финансирование районных и местных музеев осуществляется местными органами власти. Источником финансирования министерских и ведомственных музеев является учрежденческая казна. Надо отметить, что в последние двадцать лет финансирование музеев, в большинстве случаев, сводится к оплате коммунальных услуг и к выплате заработной платы музейным работникам. Исходя из этого, музейному миру Молдовы пришлось решать два вопроса: поиск нетрадиционных источников бюджетного пополнения и выработку новых форм работы по обслуживанию музейных посетителей.

Для Молдовы конец XX - начало XXI вв. - время, когда стали появляться первые частные музеи, когда частные и государственные музеи самостоятельно включились в международное сотрудничество и успешно принимают участие в различных выставочных проектах в Европе и Соединенных Штатах Америки.

Произошли также основательные изменения и в структуре музейной аудитории. Распад СССР и постоянный экономический кризис резко снизили не только бюджетное финансирование, но и туристический поток из стран СНГ, а ведь именно эти туристы ранее составляли основную часть посетителей молдавских музеев. Надо сказать, что последние десятилетия XX в. характеризовались резким падением посещаемости музеев, но, начиная с 2000 г., общее число посетителей стало постоянно расти. Несмотря на эти изменения, в общей структуре доходов доля средств, заработанных самими музеями, достаточно невелика, хотя из года в год увеличивается.

И в то же время следует отметить, что в последние годы поднялся образовательный уровень посетителей, у людей также появилось больше свободного времени. Возможность путешествовать за рубежом, современные технологии обеспечили новые источники информации. Все эти факторы оказали сильное воздействие на кажущийся внешне спокойным мир музея. В новых условиях возникла потребность в модернизации и реконструкции музейных экспозиций, ведь «любая экспозиция в определенные моменты перестает удовле-

творять требования времени и ситуации, становится нефункциональной и экспозиция превращается в «мертвый камень» музейной мысли прошлого»1.

В это время произошло усовершенствование и содержательной части постоянных экспозиций, внимание было сосредоточено на местной истории. Сама музейная экспозиция, этот «закрытый научный мир», претерпела существенные изменения, большое значение приобрела адресность планируемых музеями экспозиций и мероприятия научного и культурного характера. Музейные работники осознали, что люди ходят в музей, чтобы отдохнуть и получить ненавязчивую информацию. Молдавские музеи стали ориентироваться, в основном, на неподготовленных посетителей, создавая доступные их пониманию экспозиции.

На различных научных и культурных мероприятиях ученые и музейные работники стали обсуждать роль музея в современном обществе, рассматривать музей как органическую часть общества, подчеркивая воспитательную роль музея, и думать о перспективах функционирования музеев в демократическом обществе с рыночной экономикой. Общественное значение молдавского музея находится сейчас на качественно новом уровне. Это связанно с широкой демократизацией общества и подъемом общественного интереса к истории и культуре. Ныне, размышляя о перспективах функционирования музеев в демократическом обществе с рыночной экономикой, следует отметить, что каждый музей в независимости от профиля и подчинения должен выработать и иметь свою стратегию развития и определенную миссию. Государство должно выработать и проводить музейную политику, отвечающую сегодняшнему времени, уровню развития современного общества и музея, эта музейная политика должны быть частью культурной политики.

Сегодня, молдавские музеи переживает важный этап обновления и реконструкции. Постоянные изменения в идеологической и экономической жизни молдавского общества существенно влияют на жизни музея, на развитиие музейного дела в Молдове и требуют новых подходов к музею и интерпретации сущности музея, его места и роли в современном обществе. В настоящее время в музейном деле современной Молдовы прослеживаются некоторые тенденции, которые в будущем будут определять статус музея и его социальные функции. Одна из главных тенденций это демократизация молдавского музея, которая отражается в научной каталогизации музейных фондов, в создании автоматизированных информационных систем, в организации воспитательной и образовательной работы. Но главное - в процессе демократизации меняется отношение музея к публике, музей повернулся лицом к своему посетителю, увидев в нем, наконец, равноправного участника диалога. Проводимые в Молдове исследования показывают, что именно посетитель является залогом выживания музеев. Сегодня музей работает для посетителя, для удовлетворения его потребностей. Но надо отметить, что сегодня Республика Молдова страдает не недостатком посетителей, а дефицитом культурных учреждений, в первую очередь хороших, настоящих

1 З'міееітякі .1. O modemizacji wystaw musealnych - Typologia wystaw zmodemizowonych // Muzealnictwo. 1977. №. 24. S. 53.

музеев. Перепрофилирование краеведческих музеев, ликвидация политических музеев привели к сокращению музейных учреждений. А в наше время важно, чтобы каждое сообщество имело свой музей или свой культурный центр, куда входил бы и музей. К сожалению, до сих пор продолжается традиция негласно решать вопросы музейного строительства: какие музеи создавать и где их открывать. Чего стоит только решение правительства Молдовы № 1287 от 26 ноября 2007 г. «О создании Национального музея Монастырский комплекс Каприана» как филиала Национального музея археологии и истории Молдовы. До сих пор нет четкого представления о концепции будущего музея и не отменено вышеназванное решение правительства. А вопросы, связанные с созданием некоторых музеев, растягиваются у нас на десятилетия. Своеобразным рекордом молдавского правительства может служить судьба «Музея села» - единственного в Молдове музея под открытым небом, который создан лишь на бумаге. Решение правительства принято, а реализация его сталкивается с огромными проблемами.

Важно подчеркнуть и другую тенденцию - формирование новой образовательной концепции молдавского музея, которая отражает использование принципов музейной педагогики в образовательном и воспитательном процессе. Целью музейной педагогики является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителей с культурным наследием. Различные методики музейной педагогики опираются на данные возрастной психологии и физиологи. Создаются специальные воспитательные программы по возрасту, по занятости, для студентов, для родителей с детьми, для пенсионеров. Музей ориентирует свою деятельность на сферу свободного времени. Музейные работники поняли, что деятельность музея должна быть направлена на организацию досуга человека, что это привлечет посетителей в музей. Но это не означает изменения функций музея. Сегодня очень много говорят и пишут об изменении функции современного музея. На наш взгляд, классические функции музея не меняются, но на разных этапах развития общества выдвигаются новые социальные и культурные приоритеты. В соответствии с новыми задачами общества меняются и приоритеты функций музея, «из мест сохранения и изучения памятников истории и культуры, музеи превращаются в культурно-образовательные, информационные и досуговые центры общественной жизни. Это требует изменения технологий музейной коммуникации, обеспечивающих открытия музеев для потребителей»2.

Становление образовательной концепции музея означает, фактически, утверждение музейной педагогики, которая рассматривает музей как образовательную систему. Имеет место расширение образовательных возможностей музея, - процесс, который нашел отражение в разработках специалистов. Среди молдавских музееведов, внесших наибольший вклад в разработку конкретных направлений музейной педагогики, следует назвать Т. Тихмановски, Л. Маринеску-Тону, А. Корнецки, А. Стаканова. Проблемам музейной педагогики уделяется большое внимание, ведь «воспитание и образование - это основные

2Бутова Т. Музейная инфраструктура как инструмент маркетинга // Маркетинг. 2005. N° 1. С. 76.

функции музея и они будут существовать столько, сколько будет жить музей»3. Важно отметить, что «областью музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации»4. Одна из важных проблем музейной педагогики - это изучение музейной аудитории, реальной и потенциальной. В процессе музейной педагогики идет переход от подхода, ориентированного на предмет, к подходу, ориентированному на посетителя, который требует постоянного изучения и знания запросов музейной публики. Надо отметить, что современный музей способен дать посетителю общую картину развития общества в целом, в «отличие от учебного заведения, которая дает определенный набор сведении в разных областях знаний или в одном специальном, музей способен передать целостный мировоззренческий комплекс, основанный на синтезе новейших достижении разнородных научных дисциплин и подкрепляемый подлинными образцами из своих коллекций»5. Некоторые исследователи определяют музей как «образовательно-воспитательный институт непосредственно работающий со школьниками и студентами»6

В этом контексте, надо отметить, что меняются и взаимоотношения музея и школы как равноправных партнеров, которые в Молдове не полностью поддерживаются государством. Поддержка должна быть на таком уровне, чтобы выработанные специальные программы делали посещения музея естественной частью учебного процесса. Сегодня ясно, что без поддержки, без импликации государства не только молдавский музей, но вообще музей в мире, не имеет шансов выжить и сохранить свой специфический статус в обществе. Это касается не только региональных или местных музеев, это же в будущем будет относиться и к «туристическим» музеям, которые сегодня могут обеспечить свой бюджет на 10 - 15 %.

Другая тенденция современного музейного развития - это функциональность показа музейного экспоната. Известно, что основной целью музейной экспозиции является показ предметов в соответствующем контексте, в той степени, в какой это возможно. В процессе организации экспозиций всегда возникает вопрос, как помочь посетителю до конца уяснить, что представляет собой каждый экспонат, ведь «ознакомление с экспонатом должно быть отправной точкой мыслительного процесса, проводящего посетителя как бы к установлению контакта с людьми, использовавшим этот предмет»7.

Мы пришли к выводу, что без демонстрации способов использования разных предметов и их функционального назначения посетителю трудно понять и усвоить что-то новое, или, другими словами, процесс коммуникации оказывается затруднен. Два десятилетия назад немецкие специалисты доказали что «функциональность показа, связь времен и полнота показа соответствующего времени - залог подлинной демонстративности и впечатляемости музейного материала, его сопричастности современной эпохе». С этой позицией

3 Opri§I. Muzeul contemporan in faja unei radicale provocari // Studii de muzeologie. Chi§inau, 2008. Р. 13.

4 Основы музееведения / Отв. ред. Э. А. Шулепова. М., 2005. С. 355.

5 Кузьмина Е. Е. Культурные традиции народов Сибири и музей // Вестник музейной комиссии. 1990. Вып. I. С. 28.

6 Simion G. Note asupra unei perspective muzeistice // Studii de muzeologie §i muzeografie. Chi§inau, 2004. Р. 59.

7 Хелленкемпер Х. Коммуникация и музей // Museum. 1984. № 141. С. 11.

нельзя не согласиться. Конечно, в современных музейных экспозициях широко используются информационные технологии, которые оказывают существенную помощь, способствуют процессу коммуникации и делают экспозицию более понятной для посетителей, но это не означает, что все, что экспонируется, должно пройти через призму информационных технологий. Главное добиваться непосредственного контакта между посетителем и экспонатом, это важно, потому что музей экспонирует в основном не копии, а подлинники, и посетитель приходит в музей ради настоящих памятников прошлого. Музейный экспонат является тем своеобразным кольцом, посредником, который помогает зрителю восстанавливать связь между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. При этом мы не должны забывать, что посетитель, как правило, рассматривает в экспозиции отдельные предметы, ему необходимо ощущение сопричастности, прямого соучастия в культурной жизни.

Применение музейного маркетинга и усиление в последние годы маркетинговых направлений не только в национальных, но и в местных музеях - это новая тенденция в молдавском музейном мире. Ни один музей в рыночных условиях не может развиваться без внедрения маркетинговых технологий. Именно реализация маркетинговых технологий позволяет молдавскому музею обеспечивать популярность среди публики и общественности и увеличивать ежегодно число посетителей. Музейные работники поняли, что музей должен бороться за своего посетителя, что музейная продукция является «культурным товаром», который надо успешно продать, что без освоения основ маркетинга завоевать свое место на рынке досуга невозможно. Применение маркетинга привело к расширению сферы платных услуг, к ежегодному увеличению доли средств, заработанных музеем, к появлению новых оригинальных образовательных и рекреационных программ, к выработке приоритетных музейных программ по привлечению публики в музеи. Национальные музеи проводят маркетинговые исследования. Одно из самых значимых - «Национальный музей и посетитель». Исследование помогло «определить заинтересованность посетителей в посещении музея, выявить новые направления в предоставлении услуг и обслуживании посетителей, в разр а-ботке новых тематических выставок»8. Маркетинг оказался технологией, которая помогла молдавскому музею стать более привлекательным местом для посещения и увеличить число посетителей. Музеям необходимо знать, кто их посетители и каковы их ожидания, чтобы разрабатывать разные программы, отвечающие их потребностям. Музейные работники пришли к выводу, что регулярное изучение публики должно стать непременным атрибутом деятельности любого музея, т.к. «стратегия развития музеев в рыночных условиях реализуется за счет внедрения маркетинговых технологий, обеспечивающих открытость музеев не только для посетителей, но и для государственных структур, общественности, бизнеса»9.

В последние десять лет в молдавском музееведении наблюдается и тенденция становления системы музееведческого образования. Ценность сегодняшнего музея равна уров-

8 Pbgnija E. Muzeul najional §i publicul vizitator. Chi§inau, 1999. Р. 32.

9Бутова Т. Музейная инфраструктура как инструмент маркетинга. С. 76.

ню востребованности обществом его «культурной продукции». С этим нужно согласиться, тем более, что это черта характерна для музеев во всем мире. Это заставляет уделять особое внимание процессу подготовки музейных специалистов. Возникла проблема овладения подлинным профессионализмом. В Молдове устанавливает и разрабатывает стандарты, организует обучение и дает консультации по ведению музейной документации Министерство культуры. Министерство организует курсы повышения квалификации по определенной тематике, рассчитанные на срок от пяти до десяти дней, они включают теоретические лекции и семинары, практические занятия на базе национальных музеев. Востребованной формой подготовки кадров является стажировка в зарубежных музеях, в основном в Румынии, США, Китае. Министерство культуры Молдовы заключило международные договора по повышению профессионального уровня музейных работников, который подразумевает и подготовку специалистов в высших учебных заведениях. Пока такого типа соглашения существуют только с Румынией и Германией. Конечно, этого мало. Хотелось бы иметь такого типа договора и с Россией, учитывая ее великолепную музейную школу. Несмотря на все успехи в данной области надо все-таки признать, что обучение музейных работников носит в стране спорадический характер.

Сама система музейного образования в Молдове находится в стадии становления. До 1993 г. музейные работники получали, как правило, базовое образование по профильным дисциплинам. В рамках изучения этих дисциплин преподавался курс «Общая музеоло-гия». С 1993 г. Кишиневский государственный университет готовит специалистов по му-зеологии. По специальности «Музеология» были разработаны примерные и типовые программы, специальные курсы, ориентированные на теоретическое музееведение, которые соответствуют европейским стандартам по подготовке музейных специалистов. Выпускникам присваивается квалификация «музеевед». К сожалению, университет не имеет ни факультета, ни кафедры музеологии, но на историческом факультете специализация ведется и по музеологиии. На факультете готовят специалистов для музеев с историческим профилем. Практика доказала, что важно иметь одно базовое музейное учреждение на которое смог бы опираться университет. Для этого был выбран Национальный музей археологии и истории Молдовы. Другое учебное заведение - Академия музыки, театра и искусств готовит специалистов по консервации и реставрации живописи, академия поддерживается Национальным художественным музеем. Сегодня ясно, что студентам надо преподавать как историю музейного дела, так и его теорию, ведь развитие музейного дела связано с эволюцией современного общества. Надо отметить, что на всех гуманитарных факультетах читаются курсы «Общей музеологии» или «Введения в музеологию». Музейной педагогике как научной дисциплине также уделяется большое внимание, для студентов гуманитариев введен соответствующий курс. Обсуждая проблемы обучения, следует сказать и о месте музея в этом процессе. На наш взгляд необходимо наладить отношения между музеями и университетским миром, разработать единую методологию, отвечающую современным взглядам и потребностям музееведческого образования. Сегодня одна из главных задач учебного заведения - воспитать студентов в духе музейной культуры. Для этого важно постоянное сотруд-

ничество учебного заведения с музеем, без этого сотрудничества нельзя ожидать хороших результатов в подготовке будущих музейных специалистов. Необходимо, чтобы как музей, так и учебное заведение, которые готовят специалистов по музеологии, полностью осознали стоящие перед ними задачи и выяснили, какие возможности имеются в их распоряжении. Вероятно, Международному совету музеев следовало бы рассмотреть вопрос музееведческого образования и рекомендовать своим членам, некоторым из своих международных комитетов проявить активность в данной области и созвать международные форумы по данной тематике. Думаем, что тема подготовки специалистов музеологов, тема обучения должна стать предметом безотлагательного и активного обсуждения. Надо отметить, что и у нас и за рубежом издается мало учебников и теоретических работ по музеологии, которые бы отражали многообразие музееведческой проблематики. В Молдове отсутствует специализированный журнал по музеологии. Однако два национальных музея самостоятельно издают научные журналы, в которых находят отражение самые различные вопросы музейного дела и музеологии. В частности, начиная с 1991 г., Национальным музеем археологии и истории Молдовы издается журнал «Tyragetia» с разделом по музеологии, а с 2004 г. к памятным юбилейным датам музей издает сборники «Труды по музеологии», в которых также находят отражение различные вопросы музеологии. С 2003 г. Национальный музей этнографии и природы выпускает «Научный бюллетень». Несмотря на это, надо признать, что музей как социальное или культурное явление, сама музейная практика редко становятся предметом теоретического осмысления. К сожалению, ученые-музееведы не нацелены на глубокий анализ музейной практики. Кроме этого следует констатировать, что в республике отсутствует научно-методический и координационный центр в области музееведения. На наш взгляд, пришло время приступить к концептуальному и теоретическому обобщению подходов, конкретных данных существующих в области преподавания музеологии в мире. В эпоху глобализации одной из важнейших задач современного музея, в том числе молдавского, является «популяризация идеи культурного многообразия и культурного плюрализма, сохранения материального и нематериального культурного наследия»10. Это важно для выживания музея как социального института.

В наши дни, когда процесс глобализации охватил весь мир и все области существования человека и общества, важно понимать, что собирать музею или что музеефицировать, что сохранить из всех исчезающих и исчезнувших форм культуры и явлений природы для ныне живущего и всех последующих поколений? Мы полностью согласны с тем, что «чем цивилизованнее общество и культурнее правительство страны - тем больше любой музей становится необходимым атрибутом повседневной жизни, тем больший круг явлений, предметов, даже событий заслуживает в глазах общества памяти, музеефикации и увекове-чения»11. В этом контексте можно сказать, что становление и развитие музееведческого образования в Молдове будет зависеть от экономического развития страны и интеллектуаль-

10Маппвъси-Топи Ь. ЬЫйи^а тжеа1а т «сарсапа globaHzarii» // Ту^ейа. 2010. N°. 2. Р. 299.

11 Алексеев В. П. Музееведение, музеефикация, культура // Вестник музейной комиссии. 1990. Вып. I. С. 16.

ного уровня государственных руководителей. Сегодня музеи и учебные заведения, которые готовят будущих музейщиков, живут трудно, но интересно и с верой в демократизацию общества, соглашаясь с тем что, «музеи - уникальное учреждение культуры, музей останется вечным, так как его основу составляют подлинные исторические предметы и произведения

искусства, общение с которыми дает человеку эффект сопричастности, глубокие эмоцио-

12

нальные переживания» .

Информация о статье

Автор: Плошница Елена Тудор - докт. ист. наук, ученый секретарь, Молдова, Национальный музей археологии и истории, Кишинев. rackayskaine@yahoo. com

Заглавие: Основные тенденции развития музейного дела в современной Молдове: Теоретические рефлексии.

Абстракт: Статья посвящена характеристике основных тенденций в культурной политике музеев современной Молдовы. Основной акцент делается на то, как реагируют современные музеи на запросы публики. Автор описывает основные трудности, с которыми музеи сталкиваются в начале XXI в., подчеркивает значимость музеев для общества не только как институтов культуры, но и как активных участников образовательного процесса. Музеи должны формировать собственную аудиторию. В этой связи анализируются такие тенденции в развитии современных музеев Молдовы, как демократизация, разработка новых образовательных концепций, применение в музее принципов маркетинга, формирование университетской системы преподавания музеологии. В условиях ослабления централизации в управлении эти тенденции становятся все более ощутимыми.

Ключевые слова: аудитория, Молдова, музей, образование.

On article

Author: Plosnita Elena Tudor - Doctor of Science in History, Scientific Secretary, Moldova, National Museum of Archeology and History of Moldova, Chisinau. rackavskaine@vahoo.com Title: Main trends of contemporary Moldavian museum development: theoretical reflections.

Abstract: This paper presents the main reorientation tendencies of cultural policies in Moldavian museums emphasizing the aspects concerning the reaction of the museums to the public demands. The author underlines the challenges in the museums at the beginning of 21 century, the importance of museums in society not only as simple cultural institutions but also as an active part of the educational system. Museums have to form their own public because there is a risk of being left aside. There are presented the basic tendencies of museum development such as democratization of Moldavian museums, development of a new educational conception of museum, application of marketing policy in museums, formation a university education system in museology. In the context of managerial decentralization these tendencies acquire a more tangible character. Key words: education, Moldova, museum, visitor.

12 Кузьмина Е. Е. Культурные традиции народов Сибири и музей. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.