Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические принципы / ценностные ориентации / здоровье / здоровый образ жизни / студенты вуза / pedagogical principles / value orientations / health / healthy lifestyle / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.Б. Цакаева

В статье затрагивается вопрос, связанный с ухудшением здоровья современной молодежи и процессами актуализации у них установок на здоровье и здоровый образ жизни. Исследуются подходы по формированию ценностной ориентации молодежи на здоровье и здоровый образ жизни, предлагается авторская трактовка данного понятия. Делается вывод о необходимости выделения ведущих факторов описываемого процесса, обобщенных в принципах. С опорой на научные данные, социальные тенденции и авторский опыт предлагаются педагогические принципы формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза. Выделены следующие принципы: а) мониторинг актуальных социальных рисков, влияющих на здоровье, и изучение эффективных современных разработок в области здоровьесберегающих технологий; б) расширение общепсихологических знаний до возрастных и индивидуально-личностных как преподавателей, так студентов; в) использование цифровых возможностей для осуществления популяризаторской деятельности при формировании у молодежи ценностей здоровья; г) интеграция форм и содержания образовательно-воспитательной деятельности по формированию витальных ценностей студентов; д) опора на ресурсы образовательной организации для содействия здоровьесберегающему поведению студентов. Показана практическая значимость предложенных решений, перспективы дальнейшей разработки вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF FORMING A VALUE ORIENTATION ON HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article studies reasons of deteriorating health of modern youth and the processes of updating their attitudes toward health and healthy lifestyles. Approaches to the formation of value orientation of young people to health and healthy lifestyles are investigated, the author’s interpretation of this concept is offered. The conclusion about the need to identify the leading factors of the described process, summarized in the principles. Using the scientific data, social trends and the author’s experience the pedagogical principles of forming a value orientation on health and healthy lifestyles among university students are proposed. The following principles have been singled out: a) monitoring of current social risks affecting health and the study of effective modern developments in the field of health-saving technologies; b) extension of general psychological expertise, to the age and personality of both teachers and students; c) using digital opportunities to promote health values among young people; d) reliance on the resources of the educational organization to promote health-saving behavior among students. The practical significance of the proposed solutions the prospects for further development of the issue is shown.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

аудиторную, внеаудиторную и самостоятельную подготовку студентов. Блок представлен совокупностью разработанных критериев (когнитивный, ценност-но-мотивационный, деятельностно-практический). Их применение на практике позволяет оценить должным образом результативность эффективности формирования патриотически направленной профессиональной позиции у студентов и декларировать результат - выпускник педагогического вуза со сформированной, патриотически направленной профессиональной позиции, компетентный, профессионально, морально и психологически готовый добросовестно трудиться на своем рабочем месте на пользу своего Отечества и своего народа, способный к профессионально-педагогическому самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию.

Библиографический список

Таким образом, построенная модель формирования патриотически направленной профессиональной позиции у студентов педагогического вуза позволяет организовать на научной основе целенаправленный и систематизированный педагогический процесс. Модель структурно включает концептуально-целевой, диагностико-аналитической, программно-содержательный, деятельностно-тех-нологический и оценочно-результативный блоки, предусматривает вовлечение каждого студента в активную творчески-конструктивную деятельность, охватывающую аудиторную, внеаудиторную и самостоятельную подготовку учащейся молодежи и гарантированно позволяет достигнуть намеченную цель и получить требуемый результат - выпускника вуза со сформированной, патриотически направленной профессиональной позицией.

1. Педагогика: учебное пособие. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2004.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 кн. Общие основы. Процесс обучения. Москва: Владос, 2005; Кн. 1.

3. Шапран Ю. П. Особенности моделирования профессиональной подготовки учительских кадров с позиций компетентностного подхода. Педагогика высшей школы. 2015; № 1 (1): 56 - 59.

4. Агасандян Л.Э. Модель формирования профессиональной позиции преподавателя дополнительного профессионального образования вуза. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013; № 19: 100 - 103.

5. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001.

6. Пушкина Л.Г. Формирование профессионально-субъектной позиции будущего специалиста в условиях юридического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

7. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», 2010.

References

1. Pedagogika: uchebnoe posobie. Pod redakciej PI. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.

2. Podlasyj I.P. Pedagogika. Novyj kurs: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov: v 2 kn. Obschie osnovy. Process obucheniya. Moskva: Vlados, 2005; Kn. 1.

3. Shapran Yu. P. Osobennosti modelirovaniya professional'noj podgotovki uchitel'skih kadrov s pozicij kompetentnostnogo podhoda. Pedagogika vysshej shkoly. 2015; № 1 (1): 56 - 59.

4. Agasandyan L.'E. Model' formirovaniya professional'noj pozicii prepodavatelya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vuza. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika 2013; № 19: 100 - 103.

5. Kraevskij V.V., Polonskij V.M. Metodologiya dlya pedagoga: teoriya ipraktika. Volgograd: Peremena, 2001.

6. Pushkina L.G. Formirovanie professional'no-sub'ektnoj pozicii buduschego specialista v usloviyah yuridicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

7. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU imeni admirala F.F. Ushakova», 2010.

Статья поступила в редакцию 30.01.21

УДК 378.17

Tsakayeva Kh.B, senior teacher, Department of Physical Educaton, Chechen State University (Grozny, Russia) E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF FORMING A VALUE ORIENTATION ON HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE AMONG UNIVERSITY STUDENTS. The

article studies reasons of deteriorating health of modern youth and the processes of updating their attitudes toward health and healthy lifestyles. Approaches to the formation of value orientation of young people to health and healthy lifestyles are investigated, the author's interpretation of this concept is offered. The conclusion about the need to identify the leading factors of the described process, summarized in the principles. Using the scientific data, social trends and the author's experience the pedagogical principles of forming a value orientation on health and healthy lifestyles among university students are proposed. The following principles have been singled out: a) monitoring of current social risks affecting health and the study of effective modern developments in the field of health-saving technologies; b) extension of general psychological expertise, to the age and personality of both teachers and students; c) using digital opportunities to promote health values among young people; d) reliance on the resources of the educational organization to promote health-saving behavior among students. The practical significance of the proposed solutions the prospects for further development of the issue is shown.

Key words: pedagogical principles, value orientations, health, healthy lifestyle, university students.

Х.Б. Цакаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье затрагивается вопрос, связанный с ухудшением здоровья современной молодежи и процессами актуализации у них установок на здоровье и здоровый образ жизни. Исследуются подходы по формированию ценностной ориентации молодежи на здоровье и здоровый образ жизни, предлагается авторская трактовка данного понятия. Делается вывод о необходимости выделения ведущих факторов описываемого процесса, обобщенных в принципах. С опорой на научные данные, социальные тенденции и авторский опыт предлагаются педагогические принципы формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза. Выделены следующие принципы: а) мониторинг актуальных социальных рисков, влияющих на здоровье, и изучение эффективных современных разработок в области здоровьесберегающих технологий; б) расширение общепсихологических знаний до возрастных и индивидуально-личностных как преподавателей, так студентов; в) использование цифровых возможностей для осуществления популяризаторской деятельности при формировании у молодежи ценностей здоровья; г) интеграция форм и содержания образовательно-воспитательной деятельности по формированию витальных ценностей студентов; д) опора на ресурсы образовательной организации для содействия здоровьесберегающему поведению студентов. Показана практическая значимость предложенных решений, перспективы дальнейшей разработки вопроса.

Ключевые слова: педагогические принципы, ценностные ориентации, здоровье, здоровый образ жизни, студенты вуза.

Значимость здоровья занимает лидирующие позиции в иерархии ценностных ориентаций большинства людей. В последний год эта тема настолько актуальна, что каждый новостной выпуск всех телеканалов и электронных СМИ начинается со статистики выздоровевших, заболевших и ушедших из жизни. И

если ранее тема здоровья беспокоила в большинстве случаев пожилых людей, то сегодня она обсуждается детьми, молодежью и взрослыми. Кроме того, современный образовательный процесс в вузе все больше связывается с нарастанием негативных факторов, влияющих на здоровье студентов.

Переход на цифровое обучение с применением дистанционных образовательных технологий, с одной стороны, преследует цель сохранения здоровья студентов и преподавателей (путем изоляции от инфекций), а с другой, - имеет так называемые побочные эффекты. Они выражаются в ухудшении зрения и осанки при длительном нахождении за экраном монитора, гиподинамии при снижении двигательной активности на самоизоляции, увеличение массы тела и других отрицательных соматических проявлениях. Необходимость самоорганизации, самостоятельного изучения учебного материала при удаленном обучении, выполнения зачетов и экзаменов вызывает стрессовые состояния у студентов, формируя негативное отношение к процессу обучения и будущей профессиональной деятельности.

Специалисты пишут, что эмоциональное выгорание характерно не только для взрослых людей, закономерно уставших от трудовой деятельности [1; 2], но и студентов, которые еще не вступили в профессиональные отношения [3]. Все эти аспекты актуализируют вопросы приобщения студентов вузов к здоровому образу жизни путем формирования у них тонких нравственных основ такой деятельности - ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Образовательная среда вуза, соответственно, должна обеспечивать условия формирования таких ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации мы рассматриваем как личностно принятые и осмысленно декларируемые социальные ценности. Одной из базовых социальных ценностей выступает жизнь и здоровье людей любого возраста и положения в обществе. Многие ценности личность переосмысливает в более зрелом возрасте, когда уже сформирован негативный опыт путем проб и ошибок. Мы считаем, что здоровье - это та ценность, которую важно формировать, начиная с раннего возраста и укреплять о ней представление в молодости, превращая в ценностные ориентации личности для обеспечения полноценного долголетия. Ценностная ориентация студента на здоровье и здоровый образ жизни трактуются нами как смысловая направленность на витальные ценности, включающая конструктивные установки, духовные убеждения и социальные умения организации собственной жизнедеятельности. Данное понятие интегрирует в себе ценность психологического, социального, духовного, интеллектуального и физического здоровья, которые тесно взаимосвязаны. Для того чтобы формировать такой сложный психосоциальный феномен, имеет смысл выделить ключевые принципы. В этой связи рассмотрим исследования, в которых описаны условия и принципы формирования данного феномена у молодежи.

ПМ. Популо, Е.А. Астраханцев выделяют принципы организации педагогической деятельности в формировании здорового образа жизни студентов. Среди них принцип единства содержательного и процессуального в разработке программ здорового образа жизни, принцип применения комплексного подхода в осуществлении данной деятельности, принцип опоры на сознательность и активность личности студентов и преподавателей, принцип предоставления им свободы выбора среди форм двигательной активности. Также указываются такие принципы, как принцип осуществления рефлексивной направленности образовательной деятельности, принцип ценностной ориентации здорового образа жизни студентов и осуществления ими пропаганды такой деятельности среди других людей, принцип реальности в ЗОЖ путем соответствующего ежедневного поведения, принцип действия «здесь и сейчас» в выстраивании правильного питания, программы закаливания [4]. Данные принципы относятся к самому процессу - ведению здорового образа жизни студентов, в который вписываются и ценностные ориентации. Мы считаем, что важно начинать формировать ценностные ориентации студентов на здоровье, в которые включается и процесс ведения здорового образа жизни.

Другой исследователь, О.В. Осипкова, также предлагает систему принципов, но они связаны с реализацией ценностных аспектов при формировании у студентов здорового образа жизни. Этот подход ближе к вопросу раскрываемого исследования. Ученый выделяет принцип аксиологичности (направленность обучения на ценностные ориентации), принцип системности (формирование системы мировоззрения в плоскости здоровьесбережения), принцип интегративности (социальных, психологических, физиологических аспектов здоровья), принцип активности (рефлексивность, интериоризация ценностных установок) и принцип личностной значимости здоровья [5]. Нам импонируют оба подхода к выделению принципов, один из них практико-ориентированный, а другой теоретико-направленный. Считаем необходимым рассмотреть и другие подходы, которые описывают условия формирования ценностных ориентаций студентов применительно к сфере здоровья.

О.А. Плаксина пишет о педагогических условиях, обеспечивающих формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни, которые предполагают личностно ориентированный подход, актуализацию жизненного опыта студентов по применению здоровьесберегающих моделей поведения, анализ занятий физической культурой студентов, пропаганду здорового образа жизни, профилактику авитального поведения [6]. Ряд ученых для формирования у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни предлагают специально разработанные экспериментальные программы «Физкультур-но-образовательный процесс и ЗОЖ» [7], «Собриология» [8], «Пути оздоровления организма» [9]. Другие специалисты пишут о необходимости вовлечения студентов в социальное движение, пропагандирующее основы здорового образа жизни, предполагающего целый комплекс мероприятий: акций, конкурсов, проектов [10].

Как можно обнаружить, значение имеет множество факторов, которые в органическом единстве позволят получить максимальный синергетический эффект при организации процесса формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов в вузе. Такие факторы не должны представлять собой мозаичную картину их необходимо выстраивать с определенной логикой. Это предполагает учет: а) современных тенденций и социальных рисков, влияющих на здоровье молодежи; б) возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся студенческого возраста; в) цифровых инструментов влияния на сознание личности; г) педагогических возможностей преподавателей и применяемых ими здоровьесберегающих средств; д) ресурсов образовательной организации для содействия здоровьесберегающему поведению студентов.

Исходя из анализа научных исследований и выделенных оснований, сформулируем педагогические принципы формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов.

Первый принцип - мониторинг актуальных социальных рисков, влияющих на здоровье, и изучение эффективных современных разработок в области здоровьесберегающих технологий. Процесс формирования ценностных ориентаций будет результативным, если он станет значимым для современных студентов. Важно учитывать их запросы и имеющиеся проблемы (на локальном и глобальном уровне), а также новые тенденции в области решения данной проблемы. Можно привести различные опросы среди самих студентов по поводу их самочувствия, познакомить их с официальной статистикой состояния здоровья населения, в том числе и регионе. Важно показать ключевые перспективы сохранения здоровья для дальнейшей жизни, в том числе репродуктивной деятельности. Полезно вовлечь студентов в исследовательскую деятельность по изучению новых подходов в стране и мире в оздоровленных процессах, выбрать наиболее оптимальный из них с физической, временной, материальной точки зрения. Иначе говоря, преподавателям важно находиться «на одной волне» со студентами, говорить с ними на одном культурном языке и содействовать в улучшении качества жизни за счет внедрения интересных здоровьесберегающих решений.

Второй принцип мы связываем с расширением общепсихологических знаний до возрастных и индивидуально личностных как у преподавателей, так и у студентов. Содействуя студентам в осуществлении процессов самопознания, параллельно оценивая собственные проблемы и ресурсы, преподаватель сможет адресно подойти к данному процессу. У каждого человека есть свой предел возможностей, свои личные недостатки и сильные стороны. Применять оздоровительные методики без учета особенностей организма, собственных желаний личности бывает просто опасно. Главный принцип в здоровьесбережении - «не навреди!». При больших объемах часто противоречивой информации о здоровье и при формировании в СМИ культа тела студенты могут выбрать неконструктивные стратегии и разочароваться в здоровом образе жизни. Принимая во внимание эти аспекты, можно социальные ценности превратить в личностные, то есть в ценностные ориентации.

Третий принцип предполагает использование цифровых возможностей для осуществления популяризаторской деятельности при формировании у молодежи ценностей здоровья. На сегодняшний день многие жизненные процессы (обучение, общение, профессиональная деятельность, торговля, услуги, спорт) осуществляются с применением ресурсов виртуальной цифровой среды. Фит-нес-тренировки можно проводить удаленно, используя виртуального наставника. Консультации по грамотному питанию, выстраиванию режима дня, использованию различных оздоровительных процедур можно также осуществлять с помощью специальных программ и гаджетов (калькулятор калорий, шагомер, пульсометр, дневники здоровья и пр.). Дозированно применяя возможности цифровых инструментов, преподаватель значительно повысит интерес современных обучающихся вуза к ведению здорового образа жизни.

Четвертый принцип заключается в интеграции формы и содержания образовательно-воспитательной деятельности по формированию витальных ценностей студентов. При всем многообразии современных подходов к оздоровлению существуют зарекомендовавшие себя классические методы, которые дают высокие результаты при грамотном их использовании. Кроме того, сама личность преподавателя не должна противоречить тем ценностям, которые он формирует у студентов. Если преподаватель дает установки на правильное питание, режим дня, приемы восстановления после стрессов, то он должен быть пусть и не идеальным, но реальным примером базовых аспектов ведения здорового образа жизни. Конечно, можно действовать и от обратного, приводить примеры того, как не стоит поступать, ссылаясь на свой жизненный опыт или опыт студентов. Но здесь важен баланс, корректность и оправданность применяемых средств.

Пятый принцип обозначим как опора на ресурсы образовательной организации для содействия здоровьесберегающему поведению студентов. Многие студенты готовы вести здоровый образ жизни, но не всегда имеют для этого финансовые возможности. Поэтому если при вузе есть физкультурно-оздоровительный комплекс, оздоровительная база, работают спортивные секции, то важно показать их возможности для гармонического психофизического развития студентов. Имеет смысл вовлекать студентов в различные спортивные мероприятия, конкурсы, акции. Причем делать ставку не только на подающих надежду спортсменов, но и на студентов, у которых нет выдающихся физических данных, и даже имеются нарушения здоровья или ограниченные возможности. Необходимо вовлекаться в такие мероприятия и самим преподавателям в качестве оли-

цетворения здорового образа жизни. Важно показать, что спорт для всех, а не для избранных, что физическая активность не требует серьезных материальных вложений при ее грамотной организации.

Итак, мы выделили пять педагогических принципов, на которые с авторской позиции целесообразно опираться при формировании ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза. Резюмируем их:

1. Мониторинг актуальных социальных рисков, влияющих на здоровье, и изучение эффективных современных разработок в области здоровьесберегаю-щих технологий.

2. Расширение общепсихологических знаний до возрастных и индивидуально личностных как преподавателей, так студентов.

3. Использование цифровых возможностей для осуществления популяризаторской деятельности при формировании у молодежи ценностей здоровья.

4. Интеграция формы и содержания образовательно-воспитательной деятельности по формированию витальных ценностей студентов.

5. Опора на ресурсы образовательной организации для содействия здоро-вьесберегающему поведению студентов.

Выделенные принципы могут найти применение при работе с ценностными ориентациями студентов любых профессиональных направлений, так как они универсальны и не зависят от специфики профессиональной подготовки. Обоснованность данных принципов связывается с опорой на научные исследования, актуальные общемировые тенденции и практический опыт автора статьи в области образовательно-воспитательной деятельности студентов, в том числе при преподавании учебной дисциплины «Физическая культура». Перспективами продолжения исследования в данном сегменте выступает описание конкретных форм, методов и средств формирования ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни у студентов вуза.

Итак, здоровье молодого поколения представляет не только личностную, но и общенациональную ценность как залог полноценного развития будущих поколений. Поэтому одной из задач образовательных организаций разного уровня, включая высшую школу, является не только приобщение обучающихся к здоровому образу жизни, но и формирование ценностного отношения для устойчивости витального поведения.

Библиографический список

1. Мишина М.М., Воробьева К.А. Эмоциональное выгорание педагогов в условиях модернизации образовательной среды. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 3 (44): 42 - 54.

2. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Черепов Е.А., Смирнова Л.В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2019; № 2: 35 - 37.

3. Скоробогатова Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента. Перспективы науки и образования. 2019; № 2 (38): 284 - 294.

4. Популо Г.М., Астраханцев, Е.А. Принципы педагогической деятельности в формировании здорового образа жизни студентов. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2014; № 1 (15): 127 - 134.

5. Осипкова О.В. Модель формирования ценностно-целевых ориентаций студентов вуза в отношении к здоровью. Вестник Университета российской академии образования. 2011; № 3: 25 - 29.

6. Плаксина О.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов педагогических специальностей университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Рязань. 2008.

7. Киэлевяйнен Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза. Диссертация... кандидата педагогических наук. Тверь, 2012.

8. Цыбиков Д.В. Формирование ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни в образовательном процессе педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2013.

9. Пипко Е.А. Педагогические условия формирования мотивационно-ценностного компонента здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2007.

10. Акимова Л.А., Тиссен П.П. Ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 63-1: 10 - 13.

References

1. Mishina M.M., Vorob'eva K.A. 'Emocional'noe vygoranie pedagogov v usloviyah modernizacii obrazovatel'noj sredy. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 3 (44): 42 - 54.

2. Seiivanova E.A., Il'yasov D.F., Cherepov E.A., Smirnova L.V. Diagnostika i profilaktika 'emocional'nogo vygoraniya uchitelej fizicheskoj kul'tury. Teoriya i prakíika fizicheskoj kul'tury. 2019; № 2: 35 - 37.

3. Skorobogatova Yu.V. Osobennosti 'emocional'nogo vygoraniya studentov pedagogicheskogo vuza i ego profilaktika s pomosch'yu tajm-menedzhmenta. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019; № 2 (38): 284 - 294.

4. Populo G.M., Astrahancev, E.A. Principy pedagogicheskoj deyatel'nosti v formirovanii zdorovogo obraza zhizni studentov. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatischeva. 2014; № 1 (15): 127 - 134.

5. Osipkova O.V. Model' formirovaniya cennostno-celevyh orientacij studentov vuza v otnoshenii k zdorov'yu. Vestnik Universiteta rossijskoj akademii obrazovaniya. 2011; № 3: 25 - 29.

6. Plaksina O.A. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni u studentov pedagogicheskih special'nostej universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan'. 2008.

7. Ki'elevyajnen L.M. Formirovanie u studentov cennostno-smyslovogo otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni v fizkul'turno-obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Tver', 2012.

8. Cybikov D.V. Formirovanie cennostnogo otnosheniya studentov k zdorovomu obrazu zhizni v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2013.

9. Pipko E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya motivacionno-cennostnogo komponenta zdorovogo obraza zhizni studentov v processe obucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2007.

10. Akimova L.A., Tissen P.P. Orientaciya buduschego uchitelya na vospitanie cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u obuchayuschihsya nachal'nogo obschego obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 63-1: 10 - 13.

Статья поступила в редакцию 27.01.21

УДК 378.141, 624.131.551.1, 550.34

Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: bondar_km@mail.ru

Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: dvs_82@mail.ru

Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Khabarovsk, Russia),

E-mail: skripkop@yandex.ru

SERVICES OF DISTANCE EDUCATION AND INFORMATION SAFETY OF THE SOFTWARE AND HARDWARE COMPLEX OF SIMULATION OF PROFESSIONAL EDUCATION OF URBAN SPECIALTIES. The material of the article continues the author's work on bringing the features and assessing the applicability in vocational education of urban planning activities of the theoretical and applied methodological complex, which combines modern views on the patterns of occurrence and development of geodynamic risks of various landscape-territorial dimensions. The resulting model results are intended for their harmonious consideration in the construction of construction projects. This approach combines the development of a theoretical and conceptual understanding of the studied global processes, as well as instrumental computer support, which makes it possible to efficiently and variedly carry out the required design studies for the selected class of territorial objects. Features of the availability and capabilities of distance education services and information security of the proposed software and hardware complex are the subject basis of the article.

Key words: software and hardware for modeling geodynamic risks, engineering geology, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.