Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / преподаватель детской школы искусств / профессиональные способности / работа с семьей / компетентность во взаимодействии с родителями / student of secondary vocational education / art school teacher / interaction with parents / work with family / professional abilities / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.В. Мангасарова, С.Н. Жданова, Н.У. Ярычев

Актуальные требования к среднему профессиональному музыкальному образованию и социокультурные особенности работы с семьей требуют развития у педагогов компетенции по взаимодействию с родителями музыкально одаренных детей. В статье рассмотрена система закономерностей и педагогических принципов процесса формирования способности студентов колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств. Приведены общепедагогические и специфические принципы, опора на которые повысит эффективность процесса формирования способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями воспитанников. Выявление закономерностей и принципов позволяет улучшить качество профессиональной подготовки специалиста по направлению работы с семьей музыкально одаренного ребенка во время освоения музыкальных специальностей колледжа искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К.В. Мангасарова, С.Н. Жданова, Н.У. Ярычев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF FORMING AN ABILITY TO INTERACT WITH PARENTS OF MUSICALLY GIFTED CHILDREN IN ART COLLEGE STUDENTS

Modern processes associated with current requirements for secondary professional music education and socially demanded features of working with families in a children’s art school require enhanced development of competence in interaction with pupils’ parents. The article considers a developed system of pedagogical principles and patterns of the process of formation of this ability of a student of a college of arts. The paper presents both pedagogical and specific principles of the process of forming the ability of a future teacher of a children’s art school to interact with the parents of pupils. Identification of patterns and principles makes it possible to improve the quality of professional training of a specialist in the direction of working with the family of a musically gifted child during his studies in a college.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

дения, тестирования, анкетирования, бесед, изучения документации, с помощью методики Векслера, методики Мюнстерберга.

Деятельностный критерий включает в свое содержание конструктивные, креативные, оценочные, информационные умения и показатели: гностические умения, аналитические умения, методические умения, проектировочные умения, конструктивные умения, исследовательские умения, коммуникативные умения, креативные умения, педагогические умения. Диагностика этих показателей предполагала выбор методов научного наблюдения, тестирования, анкетирования, экспертных оценок, методику индивидуального стиля деятельности учителя А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, методику А.В. Жуплева «Оценка своего стиля руководства» и заданий по решению профессионально-педагогических задач [6].

Рефлексивный критерий характеризуется способностью объективно оценивать уровень развития профессиональной компетентности через освоение определенных нами в исследовании компетенций: педагогической, предметной, методической, научно-исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, рефлексивной; осуществлять объективный адекватный самоанализ, самоконтроль и самооценку профессиональной компетентности.

Оценка уровня самоанализа, самоконтроля и самооценки профессиональной деятельности осуществлялась с помощью методики Н.М. Пейсахова «Спо-

Библиографический список

собность к самоуправлению» отдельно по шкалам и их сумме: Критерий оценки качества, Самоконтроль, Коррекция [6].

В процессе исследования выделены уровни развития профессиональной компетентности преподавателей СПО: низкий, средний и высокий. Мы считаем, что при этом реализуется принцип преемственности: средний уровень включает в себя низкий уровень и является основой для формирования высокого уровня развития.

Можно сделать выводы, что профессиональная компетентность преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования в современных образовательных условиях определяется как сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество личности педагога, образованное компонентами профессиональной компетентности и системой компетенций, которые представляют собой совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают относительно успешную реализацию педагогической деятельности. Технология реализации структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности преподавателей среднего профессионального образования в современных образовательных условиях последовательно реализует теоретический, процессуально-деятельностный, результативный блоки модели.

1. Альтшуллер ГС. Творчество как точная наука. Москва, 1979.

2. Климова Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2001.

3. Корнеева Ж.А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей. Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Международной научной конференции. Пермь, 2013: 124 - 127.

4. Фоминых М.В. Игровое моделирование как средство подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения. Екатеринбург, 2011.

5. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум: арсенал практического психолога. Санкт-Петербург, 2006.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

References

1. Al'tshuller G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka. Moskva, 1979.

2. Klimova T.E. Razvitie nauchno-issledovatel'skojkultury uchitelya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2001.

3. Korneeva Zh.A. Vliyanie interaktivnyh obrazovatel'nyh tehnologij na professional'nuyu kompetentnost' uchitelej. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm', 2013: 124 - 127.

4. Fominyh M.V. Igrovoe modelirovanie kak sredstvo podgotovki studenta professional'no-pedagogicheskogo uchebnogo zavedeniya. Ekaterinburg, 2011.

5. Rean A.A. Psihologiya ipsihodiagnostika lichnosti: teoriya, metody, issledovaniya, praktikum: arsenal prakticheskogo psihologa. Sankt-Peterburg, 2006.

6. Stolyarenko L.D. Osnovy psihologii. Praktikum. Rostov-na-Donu: Feniks, 2006.

Статья поступила в редакцию 21.07.22

УДК 378

Mangassarova K.V., postgraduate, Department of Pedagogy, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: mangasarova_kari@mail.ru

Zhdanova S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Russia), E-mail: zhsn2007@mail.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Head of Department of Theory and Technology of Social Work, Vice-Rector for Academic Affairs, Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF FORMING AN ABILITY TO INTERACT WITH PARENTS OF MUSICALLY GIFTED CHILDREN IN ART COLLEGE STUDENTS. Modern processes associated with current requirements for secondary professional music education and socially demanded features of working with families in a children's art school require enhanced development of competence in interaction with pupils' parents. The article considers a developed system of pedagogical principles and patterns of the process of formation of this ability of a student of a college of arts. The paper presents both pedagogical and specific principles of the process of forming the ability of a future teacher of a children's art school to interact with the parents of pupils. Identification of patterns and principles makes it possible to improve the quality of professional training of a specialist in the direction of working with the family of a musically gifted child during his studies in a college. Key words: student of secondary vocational education, art school teacher, interaction with parents, work with family, professional abilities, competence.

К.В. Мангасарова, аспирант, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский, E-mail: mangasarova_kari@mail.ru

С.Н. Жданова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: zhsn2007@mail.ru

Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., зав. каф. теории и технологии социальной работы, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Актуальные требования к среднему профессиональному музыкальному образованию и социокультурные особенности работы с семьей требуют развития у педагогов компетенции по взаимодействию с родителями музыкально одаренных детей. В статье рассмотрена система закономерностей и педагогических принципов процесса формирования способности студентов колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств. Приведены общепедагогические и специфические принципы, опора на которые повысит эффективность процесса формирования способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями воспитанников. Выявление закономерностей и принципов позволяет улучшить качество профессиональной подготовки специалиста по направлению работы с семьей музыкально одаренного ребенка во время освоения музыкальных специальностей колледжа искусств.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, преподаватель детской школы искусств, профессиональные способности, работа с семьей, компетентность во взаимодействии с родителями.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что современная социокультурная ситуация и общественный запрос предъявляют высокие требования и ставят соответствующие задачи в подготовке будущих преподавателей детской школы искусств со средним профессиональным образованием. Эти требования выражаются в необходимости модернизации и улучшения качества подготовки выпускника по направлению работы с семьей обучающегося. Особенности музыкального образования детей формируют запрос на развитие способности специалиста к взаимодействию с родителями обучающихся, объективируя большую востребованность высокого уровня компетентности педагога в детской школе искусств в работе с семьей музыкально одаренного ребенка [1-10].

Цель данной статьи заключается в изучении способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями обучающихся с точки зрения выработанной системы педагогических закономерностей и принципов ее формирования.

Основные задачи можно обозначить так:

- выявить закономерности и педагогические принципы процесса формирования способности студентов музыкальных специальностей колледжа искусств к взаимодействию с родителями музыкально одаренных детей;

- использовать полученные результаты для повышения качества подготовки будущего преподавателя детской школы искусств по направлению работы с семьей музыкально одаренного ребенка.

Методы исследования состояли в анализе научно-методической и педагогической литературы, педагогическом наблюдении и беседах с преподавательским составом КГБПОУ «Камчатский колледж искусств», колледжа при Гжельском государственном университете.

Научная новизна статьи состоит в выявлении закономерностей и разработке системы педагогических принципов повышения эффективности формирования способности студента к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств.

Теоретическая значимость статьи заключается в определении и уточнении общепедагогических и специфических педагогических принципов формирования способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями обучающихся.

Практическая значимость состоит в получении результатов, на основе которых улучшится подготовка будущего преподавателя детской школы искусств к работе с семьей.

Формирование способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями обучающихся, как правило, не является стихийным явлением без прогностического планирования и контроля. Осознанное обращение в педагогической деятельности к закономерностям и принципам формирования способности к взаимодействию с семьей музыкально одаренного ребенка повышает эффективность развития данной способности у студентов колледжа искусств в рамках образовательного процесса. По устоявшемуся определению, принятому в педагогической науке, «закономерность - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между частями, компонентами процесса обучения» [8, с. 198].

В иерархической структуре методологических понятий закономерности доминируют над принципами [11, с. 169]. Закономерности носят объективный психологичный характер и являются справедливыми для всех образовательных систем, общественно-педагогических структур и традиций, культур и социумов, так как соотносятся с внутренним миром субъектов образовательного процесса. Они относятся к теории высшего порядка, на основе одной закономерности может формулироваться один или несколько педагогических принципов, «наряду с закономерностями теоретическое ядро научно-педагогического исследования составляют принципы, которые призваны выполнять регулятивную функцию в педагогической деятельности» [12, с. 131-132]. Существуют общепедагогические принципы, которые известны давно и могут относиться ко всем процессам в системе образования, в то время как частные принципы охватывают какой-либо ее компонент или отдельную структурную единицу.

В контексте исследования способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями обучающихся возникла необходимость построения педагогической модели, которая, в свою очередь, объективировала проблему выявления закономерностей и формулировки соответствующих принципов на нескольких уровнях. «Педагогические принципы, детерминируемые потребностями образовательной практики, предполагают проявление активности со стороны педагога, т. е. требуют при их обеспечении осуществления специальных педагогических действий» [12, с. 134]. Так, нами были выделены общенаучные принципы, относящиеся ко всем отраслям и направлениям педагогики, и в дополнение к ним сформулированы специфические принципы формирования способности студента музыкальных специальностей колледжа искусств к взаимодействию с родителями музыкально одаренных детей.

Важная закономерность, на которую мы опирались в процессе исследования способности будущего специалиста к взаимодействию с родителями, состоит в том, что чем систематичнее и последовательнее осуществляется подготовка к определенным видам деятельности, тем эффективнее индивид осваивает знания, умения и навыки, необходимые для ее реализации на практике. На основе данной закономерности сформулирован принцип систематичности и последо-

вательности, который выражается в непрерывном овладении студентом колледжа искусств содержанием, формами и методами работы с семьей музыкально одаренного ребенка. На практике, как показали беседы с преподавателями колледжа искусств, данный принцип реализуется в том, что в течение всего периода профессионального обучения на аудиторных и внеаудиторных занятиях освещаются темы, касающиеся взаимодействия с родителями музыкально одаренного ребенка, которые интегрируются в содержание психолого-педагогических дисциплин.

Следующая закономерность, которую мы учитывали, состояла в том, что чем больше самостоятельности и активности, стимулируемой преподавателем, проявляет студент, тем успешнее происходит освоение избранной специальности. Из этой закономерности вытекает принцип самостоятельности и активности, проявляющийся во включении в образовательный процесс метода проблемного обучения, квестов, кейс-метода, современных интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и др. Действие данного принципа состоит в стимулировании преподавателем профессионального познавательного интереса студентов к различным аспектам взаимодействия с родителями музыкально одаренных детей, а также в стремлении студента к личностному и профессиональному самосовершенствованию. Важность самообразования для последующей наработки педагогического мастерства выпускником колледжа искусств чрезвычайно велика при быстром устаревании знаний, активной цифро-визации общества, внедрении информационно-коммуникационных технологий, характеризующих современное общество.

Очевидно, что профессиональное становление личности будущего преподавателя детской школы искусств должно происходить с учетом тонкой душевной организации студентов творческих образовательных организаций, которые обладают лабильной психикой и отличаются ранимостью, эмоциональностью, определенной экспрессией. Педагогическое общение с таким студентом должно включать в себя проявление уважения и доверия к его личности, в то же время сочетаясь с обоснованной требовательностью к нему и формированием ответственности за собственные поступки. Данная закономерность в полной мере отражена в утверждении А.С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему» [3, с. 30]. Сформулированный на основе этой идеи педагогический принцип уважения личности и требовательности к ней выражается в проявлении уважения к студенту со стороны педагогического коллектива вместе с объективной требовательностью, детерминированной достижением целей и задач образовательного процесса.

На основе этой закономерности можно сформулировать еще один принцип - принцип связи обучения в колледже и самообразования студента, который восходит к компетентностной составляющей в структуре профессионализма. Навыки самообразовательной деятельности, которые должны сформироваться во время обучения в системе среднего профессионального образования, гарантируют последующее компетентностное развитие специалиста, повышение его педагогического мастерства, личностный и профессиональный рост «Принцип обучения и профессиональная компетентность выпускника соотносятся как сущность и ее проявление, как причина и следствие, как цель и результат. В этом аспекте прослеживается взаимосвязь принципа самообразования и самообразовательной компетентности» [6, с. 39]. Так, важность самообразования для дальнейшей педагогической деятельности выпускника колледжа искусств чрезвычайно велика в контексте внедрения современных форм работы, инновационных педагогических технологий в повседневной практике [6, с. 38].

Теоретически и эмпирически обоснованно, что чем больше и осознаннее студент применяет на практике полученные им знания, тем быстрее и оптимальнее он реализует виды деятельности, к которым его готовили. Эта закономерность порождает принцип связи теории с практикой.

Давно доказано, что чем более научным является содержание образования, его формы и методы, тем конкурентоспособнее выпускник, обладающий актуальным профессиональным арсеналом и специфическим инструментарием. Эта закономерность продуцирует принцип научности содержания и методов образовательного процесса. При этом весь учебный материал должен быть научным, верифицируемым, соответствующим передовым подходам к работе с семьей, сочетающимся с современными концепциями представления учебного материала по данной проблематике. Доступность содержания и методов образовательного процесса выражается в оптимальном балансе посильной учебной нагрузки с поддержанием высокой мотивации студента, акцентуации наиболее значимых знаний, стимулировании творческого мышления и проявлений педагогической креативности. Избранные методы обучения должны отличаться направленностью на развитие профессионального интереса, познавательной активности, овладение востребованными технологиями. Этому принципу близок принцип прочности овладения профессиональными знаниями. Он заключается в тщательном закреплении полученных компетенций, которые в ходе теоретической и практической подготовки специалиста должны быть отрефлексированы им и возведены в ранг собственных установок и позиций. Таким образом, в рамках педагогической работы по направлению взаимодействия с семьей обучающегося детской школы искусств у студента формируются фундаментальные знания.

Далее рассмотрим специфические принципы формирования способности студента к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств. Анализируя содержание обучения в колледже искусств, мы пришли к вы-

воду, что чем сильнее интеграция исполнительского и педагогического направлений как фундамента профессиональной подготовки студента, тем выше уровень готовности специалиста к взаимодействию с семьей музыкально одаренного ребенка. Это выражается в принципе гармоничного формирования у студентов музыкальной и педагогической культуры. Выпускник, освоивший музыкальные специальности колледжа искусств, в равной степени должен являться носителем как музыкальной, так и педагогической культуры, сочетая в себе на высоком профессиональном уровне педагогическую и исполнительскую составляющие.

Согласно гуманистическим постулатам педагогики сотрудничества, эффективность обучения и воспитания зависит от благоприятного психологического климата образовательного процесса. Важна создаваемая преподавателями атмосфера доверия в образовательной организации с предоставлением педагогической поддержки и признанием права студента на ошибку в качестве неотъемлемого условия становления личности. Так, чем больше педагогического влияния гуманистической направленности на студента, тем стрессоустойчивее и адаптивнее будет поведение специалиста в предстоящем межличностном взаимодействии с воспитанником и его родителями в процессе самостоятельной педагогической деятельности [7]. Вытекающий из этой закономерности педагогический принцип создания положительного эмоционального фона образовательного процесса выражается в проявлении человечного и вдохновляющего отношения к студенту со стороны коллектива колледжа искусств вместе с объективными дисциплинарными требованиями [9].

Образовательный процесс всегда связан с межличностным взаимодействием в системе «человек - человек» и подвержен эмоциогенным динамичным изменениям. Успешность профессиональной подготовки специалиста в колледже искусств и эффективность образовательного процесса творческой направленности в значительной степени детерминирована «субъект-субъектными» отношениями преподавателей со студентами. Во время данного взаимодействия целесообразно поддерживать атмосферу творческого единомыслия. Оно подкрепляется общими ценностно-смысловыми ориентациями, морально-нравственными устоями и профессионально-педагогическими регулятивами, реализующимися в практической образовательной деятельности на фоне положительного эмоционального фона в учебном заведении. [2, с. 18].

Как показывают наблюдения, в образовательном процессе можно выделить наиболее эмоциогенные компоненты, оказывающие существенное влияние на качество эмоционального фона, в частности содержание и формы учебных занятий, методы и технологии обучения, процедура оценивания, творческое общение с педагогическим составом и студенческим сообществом. Известно, что наиболее сильное воспитывающее воздействие на студента оказывает личный пример педагога. Именно положительно эмоционально окрашенное влияние наставника вдохновляет будущего специалиста на развитие собственного педагогического потенциала и повышение осознанного профессионального интереса, наряду с интенсификацией познавательной активности и стремлением к аналогичной педагогической самореализации в перспективе.

Реализация принципа создания положительного эмоционального фона образовательного процесса в колледже искусств связана с принципом диало-гизма. Принцип диалогизма подразумевает создание человекоцентрированной ситуации в образовательной организации, поэтому является ключевой позицией гуманистической концепции педагогики сотрудничества, в которой ограничена монологичность, присущая авторитарной педагогике. «В демократическом, или диалогическом стиле преобладают организующие воздействия. Наиболее устойчивые обращения - совет, рекомендация, просьба. Этот стиль отличает положительно-эмоциональный фон взаимодействия: доброжелательность, доверие, требовательность и уважение, учет индивидуальности каждого ученика или сту-

Библиографический список

дента. «Демократичный» педагог нацелен на стимуляцию мотивации к познанию, вызывает исключительно положительные эмоции и тем самым поощряет тягу к знаниям» [5, с. 122].

Именно в диалоге происходит самоакцентуация личности будущего преподавателя детской школы искусств, формирование его профессиональной и личной позиции, развитие творческой и педагогической направленности личности специалиста, осознание своей субъектности и чувства человеческого и педагогического достоинства [4, с. 21]. Привыкая к диалоговому взаимодействию в стенах колледжа искусств, студент использует этот принцип в педагогическом общении с родителями обучающихся детской школы искусств, с семьями юных музыкантов, проявляя уважение к мнению других участников образовательных отношений, не теряя при этом собственных убеждений, где «исходным является принцип самоценности, в случае нарушения которого никакого диалога нет и быть не может» [1, с. 81].

Учитывая индивидуализированный и личностно ориентированный характер музыкального образования, связанный с кропотливой работой педагога с каждым студентом, следует признать, что чем активнее и осознаннее доверительное сотрудничество между педагогом и студентом, тем более эффективно осуществляется образовательный процесс, тем выше образовательные результаты. На этой закономерности основывается принцип сотрудничества. Он реализуется в коллективных формах учебно-воспитательной деятельности, таких как ансамблевое музицирование, хоровое пение, игра в оркестре, участие в профессиональной практике, в социально ориентированных проектах, в волонтерском движении. Благодаря осуществлению принципа сотрудничества образуется коллективное единение всех участников образовательного процесса в колледже искусств, которые соединяются в совместной творческой деятельности для выполнения поставленных учебно-образовательных и воспитательных задач в интересах каждого студента [10, с. 65].

В процессе обучения будущего специалиста большую роль играет индивидуальный стиль педагогического общения, который он будет воссоздавать в своей дальнейшей самостоятельной деятельности с обучающимися и их родителями в детской школе искусств. Важность психологически комфортного общения для совместного творчества субъектов образовательного процесса, сопровождающегося гуманистическими характеристиками педагогического взаимодействия, подчеркивается М.А. Бабухиным. Он утверждает, что «совместная деятельность преподавателя и обучающегося, основанная на взаимном сотрудничестве и взаимопомощи («субъект-субъектное взаимодействие») способствует продуктивной работоспособности обучающихся, формированию и развитию у них чувства уверенности в собственных силах, поддержке позитивного эмоционального настроя [2, с. 19].

В процессе изучения формирования способности к взаимодействию с родителями обучающихся у будущего преподавателя детской школы искусств в образовательном пространстве колледжа искусств были выявлены закономерности и разработана система принципов. В нее вошли как общепедагогические принципы (систематичности и последовательности; самостоятельности и активности; уважения личности и требовательности к ней; связи обучения в колледже и самообразования у студента; принцип связи теории с практикой; научности содержания и методов образовательного процесса; прочности овладения профессиональными знаниями), так и специфические (принцип гармоничного формирования у студентов музыкальной и педагогической культуры; создания положительного эмоционального фона образовательного процесса; диалогизма; принцип сотрудничества), обеспечивающие эффективность развития способности к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств у студента в образовательном процессе колледжа искусств.

1. Ахматова М.Н. Феномен диалога: возможности общения и диалоговых отношений в работе студентов с концептом. Сибирский педагогический журнал. Раздел IV: Формирование культуры личности. 2005; № 1: 80 - 88.

2. Бабухин М.А. Создание эмоционально-положительного фона как одно из условий формирования исследовательской самостоятельности обучающихся. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021; № 1 (49): 16 - 21.

3. Рачковская Н.А. Актуализация культуротворящей функции образования в поликультурной среде школы. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017; № 1: 29 - 37.

4. Илакавичус М.Р Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры. Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. 2010; № 3 (24): 19 - 22.

5. Казанцева Е.А. Эмоциональный фон педагогического дискурса: авторитет власти или власть авторитета? Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2017; № 1 (19): 119 - 126.

6. Медведев И.Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности. ВестникЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки». 2010; Выпуск 10, № 36: 38 - 41.

7. Ефименко В.Н., Рачковская Н.А. Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению неблагополучной семьи. Ярославский педагогический вестник. 2016; № 5: 68 - 74.

8. Рачковская Н.А., Юркова Т.В. Нравственное воспитание младшего школьника. Теоретические и практические исследования XXI века: труды Международной научно-практической конференции. 2014: 299 - 305.

9. Рачковская Н.А. Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в вузе: методология, теория, практика. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2012.

10. Рущишина А.А. Развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. 13.00.08/ А.А. Рущишина. Грозный, 2020.

References

1. Ahmetova M.N. Fenomen dialoga: vozmozhnosti obscheniya i dialogovyh otnoshenij v rabote studentov s konceptom. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. Razdel IV: Formirovanie kul'tury lichnosti. 2005; № 1: 80 - 88.

2. Babuhin M.A. Sozdanie 'emocional'no-polozhitel'nogo fona kak odno iz uslovij formirovaniya issledovatel'skoj samostoyatel'nosti obuchayuschihsya. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2021; № 1 (49): 16 - 21.

3. Rachkovskaya N.A. Aktualizaciya kul'turotvoryaschej funkcii obrazovaniya v polikul'turnoj srede shkoly. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2017; № 1: 29 - 37.

4. Ilakavichus M.R. Personifikaciya i personalizaciya kak principy osvoeniya vospitatel'nogo potenciala idealov kul'tury. Chelovek i obrazovanie. Akademicheskij vestnik Instituta obrazovaniya vzroslyh Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2010; № 3 (24): 19 - 22.

5. Kazanceva E.A. 'Emocional'nyj fon pedagogicheskogo diskursa: avtoritet vlasti ili vlast' avtoriteta? Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, 'ekonomika. Seriya: 'Ekonomika. 2017; № 1 (19): 119 - 126.

6. Medvedev I.F. Princip samoobrazovaniya kak metodologicheskaya osnova samoobrazovatel'noj kompetentnosti. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». 2010; Vypusk 10, № 36: 38 - 41.

7. Efimenko V.N., Rachkovskaya N.A. Formy i metody podgotovki buduschih social'nyh pedagogov k soprovozhdeniyu neblagopoluchnoj sem'i. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2016; № 5: 68 - 74.

8. Rachkovskaya N.A., Yurkova T.V. Nravstvennoe vospitanie mladshego shkol'nika. Teoreticheskie i prakticheskie issledovaniya XXI veka: trudy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 299 - 305.

9. Rachkovskaya N.A. Razvitie 'emocional'noj kul'tury buduschego social'nogo pedagoga v vuze: metodologiya, teoriya, prakiika. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.

10. Ruschishina A.A. Razvitie professional'nogo interesa studentov tehnikuma vo vneuchebnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. 13.00.08/ A.A. Ruschishina. Groznyj, 2020.

Статья поступила в редакцию 17.07.22

УДК 37.013.78

Novikova N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, German Language Department, Moscow State Institute of International Relations

(MGIMO-University) (Moscow, Russia), E-mail: n.n.novikova12@gmail.com

EXPERIENCE OF USING A LITERARY TEXT IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The article studies the role of historical knowledge in teaching humanities students, in particular, for the formation of intercultural competence in the process of learning German in a non-linguistic university. The author considers the special importance of studying works of art on historical topics as a means of forming historical knowledge, intellectual and at the same time emotional attitude to historical fact. A literary text forms cognitive empathy necessary for a successful intercultural dialogue. As one of the possible examples of a work of art that captures the "lived history", the author presents the autobiographical novel by the modern German writer Uwe Timm "By the example of a brother." The article uses the experience of teaching German at MGIMO of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

Key words: intercultural competence, historical knowledge, fiction, role of historical knowledge for formation of worldview of youth, Uwe Timm, "By the example of a brother," historical novel.

Н.Н. Новикова, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, г. Москва,

E-mail: n.n.novikova12@gmail.com

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена роли исторических знаний в обучении студентов-гуманитариев, в частности, для формирования межкультурной компетенции в процессе изучения немецкого языка в неязыковом вузе. Автор рассматривает особое значение изучения художественных произведений на исторические темы как средство формирования исторических знаний, интеллектуального и одновременно эмоционального отношения к историческому факту Художественный текст формирует когнитивную эмпатию, необходимую для успешного межкультурного диалога. В качестве одного из возможных примеров художественного произведения, запечатлевшего «пережитую историю», автор представляет автобиографический роман современного немецкого писателя Уве Тимма «На примере брата». В статье используется опыт преподавания немецкого языка в МГИМО МИД РФ.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, исторические знания, художественная литература, роль исторических знаний для формирования мировоззрения молодежи, Уве Тимм, «На примере брата», исторический роман.

Актуальность настоящей темы обусловлена тем, что изучению истории в настоящее время уделяется особое внимание как аспекту, формирующему мировоззрение учащихся, их отношение к прошлому и влияющему на создание картины будущего в их сознании. Ряд документов свидетельствует об особом внимании министерств и правительства страны к данному вопросу. Конечно, после десятилетий пренебрежения к этому предмету в образовании педагогам и учащимся предстоит огромная работа по созданию новой концепции преподавания и изучения истории, формированию адекватных исторических знаний. Все это напрямую относится и к изучению иностранного языка в вузах [1-8].

Цель данной статьи заключается в исследовании возможностей преподавания исторических знаний в рамках занятий по домашнему чтению, при изучении художественных произведений исторической тематики.

Основные задачи статьи:

- проанализировать преимущества включения в программу курса немецкого языка по домашнему чтению художественных текстов, их специфику и особенности восприятия учащимися;

- проанализировать и предложить для работы со студентами, изучающими немецкий язык как основной иностранный (уровни В2-С1) роман современного немецкого писателя Уве Тимма «На примере брата», посвященный важнейшей теме XX века - Второй мировой войне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (апробация дидактического материала по роману Тимма в группе 3 курса, обсуждение итогов со специалистами по методике).

Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей в изучении иностранного языка при помощи привлечения художественной литературы на исторические темы. Теоретическая значимость статьи

определяется расширением представлений о возможностях изучения языка в неязыковом вузе в условиях изменившихся политических процессов. Практическая значимость статьи заключается в подробном анализе одного из значительных художественных произведений современной немецкой литературы, которое может быть рекомендовано для работы со студентами старших курсов, изучающими немецкий язык как основной иностранный.

В концепции приоритетов высшего образования в последнее время произошли существенные изменения, это касается и роли исторических знаний в подготовке специалистов с высшим образованием. Речь идет не столько о знакомстве с историческим процессом, сколько о том, что история должна стать одной из основ формирования мировоззренческой картины будущего специалиста. Не секрет, что в настоящее время мы наблюдаем недостаток знания истории у большинства учащихся. Некоторые исторические факты вообще исчезают из политического и общественного дискурса, а оценка значимых исторических событий подчас складывается на основе весьма сомнительных источников.

Выступая на пленарной сессии I Всемирного конгресса школьных учителей истории, глава Минпросвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что изучение истории играет ключевую роль в формировании мировоззрения школьников и, добавим, студентов. А значит, это важно для будущего нашей планеты. «От того, как будет преподаваться история, насколько объективно будут излагаться факты, зависят вопросы мира, взаимодействия стран и народов», - пояснил министр, призвав, в частности, не допускать искажения истории Великой Отечественной войны. В свою очередь, председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин напомнил, что в мире по-прежнему недооценивают роль гуманитарного знания, тогда как именно знание о прошлом помогает выстраивать продуктивный диалог между представителями различных культур. Более того, по мнению Нарышкина, «именно гуманитарные науки формируют человека как члена общества» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.