Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангасарова Карина Викторовна

В статье представлена программа курса по выбору для студентов музыкального колледжа, посвященная подготовке будущего педагога-музыканта к работе с семьями обучающихся в детской музыкальной школе. Раскрыты проблемные моменты во взаимодействии специалиста с родителями обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангасарова Карина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A FAMILY RAISING A MUSICALLY GIFTED CHILD

The article presents the program of the elective course for students of the music college, dedicated to the preparation of the future teacher-musician to work with the families of students at the children’s music school.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА»

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры педагогики Мангасарова Карина Викторовна

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (г. Петропавловск-Камчатский)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Аннотация. В статье представлена программа курса по выбору для студентов музыкального колледжа, посвященная подготовке будущего педагога-музыканта к работе с семьями обучающихся в детской музыкальной школе. Раскрыты проблемные моменты во взаимодействии специалиста с родителями обучающихся.

Ключевые слова: педагог-музыкант, профессиональная компетентность, педагогические компетенции, взаимодействие с родителями обучающихся, работа с семьей.

Annotation. The article presents the program of the elective course for students of the music College, dedicated to the preparation of the future teacher-musician to work with the families of students at the children's music school.

Keywords: teacher-musician, professional competence, pedagogical competencies, interaction with the parents of pupils, working with the family.

Введение. Требования к профессионализму педагога-музыканта развиваются вместе с системой отечественного среднего профессионального образования и коррелируют с текущей конъюнктурой рынка труда педагогических кадров дополнительного образования детей. Так, содержание образования напрямую зависит от современных реалий и подходов, отражающих существующие тенденции в построении карьеры будущего педагога-музыканта. Трудовые обязанности педагога-музыканта во многом продиктованы введением дополнительных предпрофессиональных образовательных программ, повышающих статус и престиж детских музыкальных школ. Данные изменения в системе дополнительного образования детей влияют на переосмысление подготовки педагога-музыканта и формируют его готовность к продуктивной профессиональной деятельности после окончания музыкального колледжа. Изменение социокультурных условий обусловливает необходимость формирования востребованных профессиональных качеств педагога-музыканта, способных обеспечить его трудоустройство и успешную деятельность во всех сферах образовательных отношений. К таким качествам можно отнести адаптивность, стрессоустойчивость, профессиональную рефлексию, склонность к самообразованию и научно-исследовательской деятельности, дальнейшее совершенствование имеющихся компетенций, работу в условиях многовариантности и многозадачности.

Изложение основного материала статьи. Особое место среди профессиональных качеств молодого специалиста отводится его готовности работать с семьями обучающихся, совместно развивать, воспитывать и социализировать детей средствами музыки в рамках их обучения в детской музыкальной школе. Следует подчеркнуть, что роль родителей законодательно признана главенствующей в данном процессе, и не может быть недооценена, подменена деятельностью учебного заведения общего или дополнительного образования. Сотрудничество педагога-музыканта с родителями учеников связано с ориентированностью образовательного процесса на взаимодействие с родителями обучающихся. В этом реализуется образовательная политика государства по приоритетности семьи в развитии личности и ее интеграции в общество. Известная трудность освоения предпрофессиональных программ обучающимися и необходимость выполнения образовательной организацией установленной «дорожной карты» налагает повышенную ответственность и увеличивает меру участия родителей в музыкальном образовании детей. Это выявляет насущные проблемные вопросы среднего музыкального образования и выражается в необходимости модернизации подготовки педагога-музыканта в отношении подготовки к работе с семьями обучающихся как значимой части компетентности будущего профессионала.

Исторически сложившаяся специфика музыкального образования в России, характеризующаяся преемственностью образовательных ступеней «детская музыкальная школа - музыкальный колледж -высшее музыкальное учебное заведение (консерватория, институт культуры, институт искусств, музыкальный факультет педагогического университета)», постепенно оформилась в систему со своими уникальными сущностными особенностями, укладом и стандартами. Несмотря на унификацию, присущую любой образовательной вертикали, в музыкальном образовании активно проявляется личностное начало студента, который сам прошел к моменту поступления в колледж длительный путь обучения в детской музыкальной школе, ярко окрашенный пережитыми эмоциями и личностно значимыми ситуациями. Это накладывает отпечаток на профессиональную направленность личности, создавая у каждого педагога-музыканта неповторимый творческий метод и набор профессионально значимых качеств.

Накопленный багаж знаний о способах выхода из творческих кризисов, эффективных решений педагогических проблем становится базисом для последующего развития профессиональных педагогических компетенций, выступает стимулом для выработки разносторонних умений, сочетающих сугубо музыкальную и широкую общепедагогическую образованность. Общая профессиональная направленность личности студента выражается в непрерывном самообразовании и саморазвитии в специализациях, соответствующих диплому музыкального колледжа. Нередко самостоятельная деятельность педагога-музыканта в детской музыкальной школе далеко выходит за рамки полученных компетенций, которые развиваются и расширяются с опытом работы. Данная эволюция выражается в авторском стиле преподавания, узнаваемых чертах в исполнительстве у учеников, одинаковых ценностях, уровне воспитанности и музыкальной культуры, который был сформирован педагогом-музыкантом у учащихся. Прослеживается нечто схожее с понятием «единое творческое сообщество», объединяющим коллектив единомышленников, связанных профессиональными и личными узами. Разнообразная современная деятельность педагога-музыканта (педагогическая, исполнительская, методическая, научно-исследовательская) создает общую картину профессионального самоопределения специалиста, творческий портрет личности педагога-музыканта, ее универсум.

Учитывая важность эффективности взаимодействия педагога-музыканта с родителями, нами было проведено пилотное исследование среди педагогов детских музыкальных школ г. Петропавловска-

Камчатского в виде анкетирования и уточняющей беседы. В опросе приняли участие 80 человек. Работа с семьями обучающихся, проблемы во взаимодействии с родителями заняли лидирующие места (1-3 место) в ранжировании 76% анкет. 38% ответов характеризуются абстрактными суждениями о том, что сотрудничество с родителями «улучшает показатели успеваемости обучающегося», «воспитывает дисциплину и способствует организации домашних занятий». 84 % отметили, что взаимодействие с родителями «способствует созданию единой музыкально-развивающего пространства между музыкальной школой и домашними условиями», «помогает в выработке единых учебных и воспитательных требований в музыкальной школе и семье». Лишь 35% педагогов смогли обозначить конкретные и детализированные аспекты творческо-педагогического сотрудничества с родителями. Практическую деятельности по таким традиционным формам взаимодействия с родителями, как беседы и консультации, отметили 85% респондентов, родительские собрания - 48%. Инновационные виды и формы работы с родителями (мастер-классы, тренинги, круглые столы, конференции, тренинги, музыкальные гостиные с родителями) применяли на практике сами или наблюдали в своей образовательной организации только 30% педагогов детских музыкальных школ.

Анкетирование студентов музыкального колледжа выявило схожие проблемы с данными опроса практикующих преподавателей детских музыкальных школ г. Петропавловска-Камчатского. При заполнении профессиограммы (от 0 до 10 баллов) 93% студентов указали на предполагаемые аналогичные сложности в предстоящей самостоятельной педагогической деятельности. Ими были названы такие проблемные моменты, как дискомфорт при личном общении с родителями, страх неудачи в построении партнерских отношений, ощущение нехватки психолого-педагогических знаний и практических навыков, собственная психологическая зажатость, блокирующая эффективное построение взаимодействия с семьями обучающихся.

Вследствие полученных сведений для минимизации и предвосхищения трудностей выпускника колледжа на рабочем месте, нами была разработана и реализована программа курса, направленная на развитие узконаправленных навыков взаимодействия с родителями обучающихся и повышение психолого-педагогической компетентности студента. Формирование педагогических компетенций в музыкальном колледже опирается на индивидуальный опыт студента, который постепенно сложился в течение обучения в детской музыкальной школе и эмоционально подкреплен личной рефлексией будущего педагога-музыканта и фактами его собственной творческой биографии. Затем, в ходе самостоятельной профессиональной деятельности в музыкальной школе в качестве преподавателя, полученные компетенции видоизменяются путем совершенствования навыков преподавания и стиля взаимодействия с родителями, образуя качества и способности, далеко выходящие за базовые характеристики выпускника.

Компетентностный подход, главенствующий в настоящее время в среднем профессиональном образовании, апеллирует к акцентуации индивидуальности педагога-музыканта, выстраивании индивидуальной траектории развития его педагогической карьеры. В студенческие годы ведется работа по обогащению внутреннего мира будущего педагога-музыканта прочувствованными впечатлениями, формированию внимательного отношения к его личному профессиональному мнению, несмотря на отсутствие большого жизненного и многолетнего педагогического опыта. Все это способствует выработке своей точки зрения и субъективному взгляду на явления педагогической действительности, которые потом положительно влияют на приобретение профессиональной уверенности, отражающейся в плодотворной работе с семьями детей [3].

Признание сотрудничества с родителями как отдельного вида педагогической деятельности и одним из гарантов успешного обучения ребенка музыке пока носит в содержании среднего музыкального образования несколько формально-декларативный характер. Обучение взаимодействию с родителями не менее важно, чем целенаправленная наработка навыков исполнения или сочинения музыки. Сейчас можно констатировать, что на данный момент компетенциям по взаимодействию с родителями обучающихся, как части коммуникативной культуры педагога-музыканта, в профессиональной подготовке уделяется недостаточное внимание. Весь спектр компетенций - от специфических музыкальных до общепедагогических - создает благоприятный базис для дальнейшего профессионального роста педагога-музыканта. Так, задачей педагогического коллектива колледжа становится личностное развитие студентов, без деления получаемых ими знаний на первостепенную и второстепенную очередность. Совершенствование в области музыкально-исполнительских, теоретических дисциплин должно осуществляться без доминирования над психолого-педагогическими способностями студента. Нахождение такого гармоничного баланса придает уверенность будущему молодому специалисту, личностную зрелость, стрессоустойчивость [5]. Данные качества позволяют педагогу-музыканту без тревоги и паники взаимодействовать с родителями, конструктивно решать возникающие проблемы и преодолевать кризисные ситуации: «Современная концепция профессионального образования, не отрицая профессионально-предметной ориентации и подготовки специалиста, смещает акценты в сторону личностного развития студента, тем самым утверждает приоритет развития личности над функциональной стороной подготовки будущего учителя» [8; с. 12].

Апробация программы курса по выбору «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей музыкально одаренного ребенка» в количестве 24 часов проходила среди студентов музыкальных отделений Камчатского колледжа искусств г. Петропавловска-Камчатского по направлениям подготовки 53.02.04 Вокальное искусство; 53.02.05 Сольное и народное пение; 53.02.07 Теория музыки; 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Остановимся на процессе проектирования данного курса по выбору.

Содержание курса способствует формированию у студентов осознания роли семьи в музыкальном обучении и развитии детей, стратегиям и тактикам оказания психолого-педагогической помощи родителям, активации и включению их личностных ресурсов в музыкальном развитии детей через повышение уровня музыкальной и общей педагогической культуры. В ходе изучения данного курса у студентов должны сформироваться знания о структуре и типологии семей, значении и потенциале семьи в музыкальном развитии ребенка, понятиях и категориях, связанных с психолого-педагогическим сопровождением семьи обучающегося в детской музыкальной школе.

Курс состоит из тематических разделов, выстроенных в соответствии с логикой формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-музыкантов в аспекте работы с семьей. Вместе с получением теоретических знаний курс нацелен на выработку практических умений, формирование начального опыта оказания поддержки родителям посредством целесообразного применения методов и

приемов эффективного взаимодействия с ними. Также внутри каждой темы предусмотрено рассмотрение творческих вопросов по формированию педагогической позиции студента, его самоопределения в данном виде профессиональной деятельности, характеризующейся плюрализмом подходов и решений в виду уникальности каждой педагогической ситуации, связанной с семьями учеников. Остановимся на структурно-содержательных разделах курса.

Первый раздел: «Семья музыкально одаренного ребенка как субъект и объект профессионального взаимодействия педагога-музыканта» дает общее представление о семье в исторической ретроспективе, описывает современный кризис семейных отношений, очерчивает особенности и сущностные характеристики современной семьи, обозначает ее социально-педагогические функции. В данном разделе раскрывается составляющая музыкальной культуры в общей картине психолого-педагогической культуры семьи, рассматривается функционирование семьи как среды для музыкального развития ребенка через досуг, приобщение к музыке самих родителей для содействия обучению и воспитанию ребенка средствами музыки с их сторон.

Практические задачи, которые решаются в процессе прохождения данного раздела позволяют студенту в дальнейшем разбираться в типологии семей. Студент знакомится с задачами и содержанием современного семейного воспитания детей. Будущий педагога-музыкант учится определять цели, задачи и планировать работу с родителями ребенка, в том числе и на долгосрочную перспективу. При этом специалистом учитываются имеющиеся и потенциальные педагогические возможности семьи с учетом внешних и внутренних факторов. На практических занятиях по курсу разбираются разнообразные тактики психолого-педагогической помощи семьям. Также рассматриваются вопросы организации эффективного взаимодействия с родителями обучающихся, направленного на создание максимально благоприятных условий в семье для развития личности ребенка и его музыкального дарования. Объясняется алгоритм разработки плана проведения консультаций, исходя из особенностей семьи по вопросам обучения, профориентации. Отрабатывается навык конструирования оптимального образовательного маршрута с учетом перспектив обучающегося и его желаний для продолжения музыкального образования в дальнейшем.

Второй раздел «Особенности детско-родительских отношений в семье музыкально одаренного ребенка» посвящен вопросам физиологических предпосылок и психологических оснований развития музыкального слуха и музыкальных способностей в целом. Именно это и является главной задачей обучения в детской музыкальной школе: для эффективного развития необходимых способностей для различных видов музыкальной деятельности и требуется сотрудничество окружающих ребенка взрослых - сторон образовательных отношений. Студентам представляется характеристика личности музыкально одаренного ребенка, его психологический портрет. Обозначены смежные и взаимообусловленные с музыкой способности: общие интеллектуальные, пространственно-координационные, логически-математические и иные. Показан комплекс семейных обязанностей по отношению к обучающемуся ребенку в детской музыкальной школе. Подчеркнута роль семьи в вопросах адаптации, контроля, мотивации, тактики и стратегии музыкального развития с точки зрения семьи, родительских установок и ошибок, влияющих на музыкальное образование детей: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [9].

Третий раздел «Педагог как посредник между семьей и музыкальной культурой» содержит сущностные характеристики, виды и формы взаимодействия педагога-музыканта с семьями обучающихся. Здесь раскрыты этапы взаимодействия, технологии мониторинга и контрольно-измерительных процедур. Студентам представляются образцы ведения документации по работе с семьями обучающихся, в которой отражается моделирование и конструирование партнерского процесса, отслеживание его динамики с учетом информативных методов сотрудничества: анкетирование, анализ, составление методических рекомендаций, основывающихся на использовании современных педагогических технологий.

При окончании занятий по курсу со студентами была проведена контрольная работа и итоговая беседа, полученные результаты показали положительную динамику знаний, умений и навыков, позволяющих молодому специалисту работать с нормативно-правовой базой образовательной организации, регламентирующей взаимодействие с родителями. К показателям развитости и готовности взаимодействовать с родителями относится умение педагога-музыканта консультировать, диагностировать, проводить психолого-педагогическую экспертизу в рамках своего профильного образования. Прорабатывались практические навыки создания сценария проведения очных и дистанционных родительских собраний, способы привлечения родителей к участию в классных и школьных мероприятиях. Из сферы научно-исследовательской работы педагога-музыканта в программе отражены вопросы методической работы по распространению положительного опыта работы с семьей, его тиражирование в педагогическом сообществе.

Большое внимание уделялось психолого-педагогической диагностике как отправной точке работы педагога-музыканта с семьями. Такой подход в очередной раз объективировал ценность способности к рефлексии общения с родителями учеников как профессионально значимого качества педагога-музыканта. После диагностики следовала контрольная работа, включающая в себя теоретическую тестовую часть и практическую по разбору кейсов. В результате итоговой проверки полученных знаний и практических навыков, 98 % студенческих работ подтвердили эффективность и практическую ценность внедренного курса по выбору, что доказало значимость реализованной программы курса «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей музыкально одаренного ребенка».

Выводы. Таким образом, данный курс акцентирует внимание на аспектах взаимодействия с родителями обучающихся детской музыкальной школы, оснащает студентов практико-ориентированными знаниями и приемами работы. Профессиональное владение навыками работы с семьями обучающихся, умение преобразовывать проблемы в педагогические задачи, успешно «проходить» кризисы взросления ребенка с его родителями, способствует улучшению показателей успеваемости среди обучающихся детской музыкальной школы. Все это благоприятно сказывается на развитии профессионализма педагога-музыканта и находит свое отражение в достижениях, фигурирующих в личном педагогическом портфолио. Успехи в прикладных направлениях работы педагога-музыканта (работа с семьей) способствуют повышению его квалификационной категории, мотивируют и вдохновляют на создание неограниченного пространства для

совместного творческого созидания и помощи ребенку по самостроительству личности как музыканта и человека совместно с его родителями.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

3. Ефименко В.Н., Рачковская Н. А. Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению неблагополучной семьи // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 5. - С. 68-74

4. Мангасарова К.В., Рачковская Н.А. Методологические подходы к изучению формирования способности будущего педагога-музыканта к взаимодействию с семьями обучающихся в музыкальной школе // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 306-308.

5. Рачковская Н. А. Психологические механизмы управления эмоциональным состоянием человека // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2008. -№ 4. - С. 12-17

6. Рачковская Н.А., Пищулин В.И. Исследование процесса социализации лиц с повышенными потребностями / В сборнике: Современные аспекты фундаментальных наук. Труды второго международного симпозиума. - 2015. - С. 138-141.

7. Рачковская Н.А. Обучение ребенка с ОВЗ в массовой школе: возможности и проблемы индивидуализации // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Педагогика. - 2016. - № 4. - С. 53-61.

8. Петелин А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки: монография. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 320 с.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 0207.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021, дата обращения 28.08.2021) http://www/consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14014/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd27lf0a7059bdd28)

Педагогика

УДК 37:796.5(045)

кандидат педагогических наук Маркинов Иван Фёдорович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 4» (г. Рузаевка)

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ

ПОЗНАНИИ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Аннотация. В статье утверждается о важности повышения качества предметной подготовки по биологии на основе использования технологий обучения. В качестве одной из них представлена характеристика разработанной автором технологии формирования интерпретационных действий обучающихся при познании живых объектов. В ее составе отражено семь групп действий, необходимых для усвоения ими в урочной и во внеурочной деятельности. Таковыми являются следующие: обособление познаваемого проявления жизни и отнесение его к категориям «объект», «предмет», «процесс», явление»; целеполагание как предвосхищение результата интерпретации выделенной категории; актуализация информации о познаваемом живом объекте и сбор недостающих данных; выбор в зависимости от живого объекта методов интерпретационного познания; определение способов выражения полученной информации о познаваемом живом объекте; осуществление интерпретационного познания живого объекта; рефлексия интерпретационной деятельности в отношении живого объекта.

Ключевые слова: общеобразовательная школа, обучение биологии, технология формирования интерпретационных действий.

Annotation. The article states the importance of improving the quality of subject training in biology based on the use of learning technologies. As one of them, the characteristic of the technology developed by the author for the formation of interpretative actions of students in the cognition of living objects is presented. Its composition reflects seven groups of actions necessary for their assimilation in regular and extracurricular activities. These are the following: isolation of the cognizable manifestation of life and its attribution to the categories «object», «piece», «process», «phenomenon»; goal-setting as anticipation of the result of interpretation of the selected category; updating information about the cognizable living object and collecting missing data; selection of methods of interpretive cognition depending on the living object; determination of ways of expressing the information received about the cognizable living object; implementation of interpretive cognition of a living object; reflection of interpretive activity in relation to a living object.

Keywords: general education school, biology training, technology of formation of interpretative actions.

Введение. Современная общеобразовательная школа ставит задачу качественной предметной подготовки обучающихся. При этом важно формировать у них не только систему знаний и умений, но и собственную картину мира с проявлением личностных смыслов, индивидуальным отношением к объектам реальности, изучаемому учебному материалу. Известно, что освоенный материал находится в неразрывном единстве с отношением к нему. Основанием для данного суждения служат исследования известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, в которых субъект не только познает действительность, изменяет ее, но и по-своему относится к бытию [5]. Поэтому в педагогической науке сегодня актуален поиск эффективных средств, обеспечивающих объективное выражение обучающимися смыслов. В качестве одного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.