Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / АБНОТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Юлия Борисовна, Рахимбаева Инга Эрленовна

В статье обсуждается актуальная проблема готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа искусств с одаренными детьми. Очерчен круг проблем одаренных воспитанников в области обучения музыке, включающий в себя сложности адаптации к традиционным методам обучения, эмоциональную ранимость, трудности в общении и взаимопонимании ребенка со сверстниками и другие особенности психики. Выделено понятие «абнотивность» как необходимое качество личности педагога, мотивированного на работу с одаренными детьми, способного организовать специальные условия для этого и добиться продуктивного результата: воспитания личности музыканта-исполнителя с ярко выраженной субъектностью, креативностью, уникальностью. Определена структура абнотивности педагога, содержащая мотивационный, когнитивный, рефлексивный компоненты, а также такие сложные психологические образования, как эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и надситуативная активность. Раскрыты преимущества разнообразных практико-ориентированных моделей обучения, используемых в колледжах. Представлена разработанная автором практико-орентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств. Дано краткое описание компонентов предложенной модели (целевой, диагностический, процессуальный, результативно-оценочный блоки), особенностей ее внедрения в Саратовский областной колледж искусств, полученных результатов в ходе экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED MODEL OF FORMING ABNOTIVITY IN STUDENTS OF THE COLLEGE OF ARTS

The article discusses a current issue of college of arts students' readiness for the professional work with gifted children. The article outlines a range of problems of gifted students in the field of music education, including difficulties in adapting to traditional teaching methods, emotional vulnerability, difficulties in communication and mutual understanding of the child with peers, and other peculiarities of the psyche. The author highlights the concept of "abnotivity" as a necessary quality of the teacher’s personality, motivated to work with gifted children, able to arrange special conditions for this and achieve productive results: to educate the personality of a musician with strong subjectivity, creativity, and uniqueness. The structure of the teacher’s abnotivity is defined. It contains motivational, cogni tive, and reflexive components, as well as such complex psychological formations as empathy, social intelligence, actual creativity, and supra-situational activity. The advantages of various practice-oriented learning models used in colleges are revealed. The author presents a practice-oriented model of forming abnotivity in students of the college of arts. A brief description of the proposed model components (target, diagnostic, procedural and performance-evaluation blocks), the features of its implementation in Saratov Regional College of Arts, and the results obtained during the experimental study are given.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АБНОТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 111-115

Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 111-115

Научная статья УДК 377.5

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-1-111-115

Практико-ориентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств

Ю. Б. Лаврова10, И. Э. Рахимбаева2 типу

Саратовский областной колледж искусств, Россия, г. Саратов, 410028, ул. А. Н. Радищева, д. 22

2Институт искусств, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Лаврова Юлия Борисовна, преподаватель, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0926-4462

Рахимбаева Инга Эрленовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории, истории и педагогики искусства, директор Института искусств, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1988-5561

Аннотация. В статье обсуждается актуальная проблема готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа искусств с одаренными детьми. Очерчен круг проблем одаренных воспитанников в области обучения музыке, включающий в себя сложности адаптации к традиционным методам обучения, эмоциональную ранимость, трудности в общении и взаимопонимании ребенка со сверстниками и другие особенности психики. Выделено понятие «абнотивность» как необходимое качество личности педагога, мотивированного на работу с одаренными детьми, способного организовать специальные условия для этого и добиться продуктивного результата: воспитания личности музыканта-исполнителя с ярко выраженной субъектностью, креативностью, уникальностью. Определена структура абнотивности педагога, содержащая мотивационный, когнитивный, рефлексивный компоненты, а также такие сложные психологические образования, как эмпатия, социальный интеллект, актуальная креативность и надситуатив-ная активность. Раскрыты преимущества разнообразных практико-ориентированных моделей обучения, используемых в колледжах. Представлена разработанная автором практико-орентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств. Дано краткое описание компонентов предложенной модели (целевой, диагностический, процессуальный, результативно-оценочный блоки), особенностей ее внедрения в Саратовский областной колледж искусств, полученных результатов в ходе экспериментального исследования.

Ключевые слова: одаренность, абнотивность педагога, модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств, профессиональное образование, педагогические условия, творчество

Для цитирования: Лаврова Ю. Б., Рахимбаева И. Э. Практико-ориентированная модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 111-115. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-111-115 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2021 -21-1-111-115

Practice-oriented model of forming abnotivity in students of the college of arts

Yulia B. Lavrova10, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0926-4462

Inga E. Rakhimbayeva2, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1988-5561

1Saratov Regional College of Arts, 22 Radishcheva St., Saratov 410028, Russia 2Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Abstract. The article discusses a current issue of college of arts students' readiness for the professional work with gifted children. The article outlines a range of problems of gifted students in the field of music education, including difficulties in adapting to traditional teaching methods, emotional vulnerability, difficulties in communication and mutual understanding of the child with peers, and other peculiarities of the psyche. The author highlights the concept of "abnotivity" as a necessary quality of the teacher's personality, motivated to work with gifted children, able to arrange special conditions for this and achieve productive results: to educate the personality of a musician with strong subjectivity, creativity, and uniqueness. The structure of the teacher's abnotivity is defined. It contains motivational, cogni-

© Лаврова Ю. Б., Рахимбаева И. Э, 2021

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1

tive, and reflexive components, as well as such complex psychological formations as empathy, social intelligence, actual creativity, and supra-situational activity. The advantages of various practice-oriented learning models used in colleges are revealed. The author presents a practice-oriented model of forming abnotivity in students of the college of arts. A brief description of the proposed model components (target, diagnostic, procedural and performance-evaluation blocks), the features of its implementation in Saratov Regional College of Arts, and the results obtained during the experimental study are given.

Keywords: talent, teacher's abnotivity, model of forming abnotivity of college of arts students

For citation: Lavrova Yu. B., Rakhimbayeva I. E. Practice-oriented model of forming abnotivity in students of the college of arts. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 1, pp. 111-115 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1819-7671-2021-21-1-111-115

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Современная парадигма образования ставит перед колледжами искусств задачу подготовки педагогических кадров, обладающих высоким уровнем профессиональной компетентности по обучению, воспитанию и развитию детей в области искусства. Особое значение в данном контексте приобретают профессиональные педагогические навыки работы с одаренными, талантливыми детьми, обладающими уникальными природными данными: красивым голосом, ярко выраженной эмоциональностью, глубиной восприятия искусства, неординарными исполнительскими умениями, выдающимися творческими способностями. Именно из таких детей вырастают великие композиторы, певцы, музыканты-исполнители, обогащающие мастерством свою страну и мир в целом. Однако такие личности требуют создания особых педагогических условий своего становления в искусстве и жизни. Как правило, такие дети легко ранимы, имеют психологические комплексы и проблемы, нерешенность которых может привести к угасанию и даже полному исчезновению их дарования.

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» важнейшими профессиональными характеристиками будущих специалистов названы способность организовывать собственную деятельность, умение определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, а также решать педагогические проблемы одаренных детей, оценивать риски их музыкально-эстетического развития [1].

До недавнего времени педагогическая деятельность с одаренными в области искусства детьми строилась бессистемно и зачастую ее результат во многом зависел лишь от сильной воли ребенка и от уровня психологической грамотности, интуиции, такта, терпения конкретного преподавателя музыкальных дисциплин, его готовности рискнуть, отказавшись от шаблонных педагогических воздействий к уникальному

ученику. Согласимся, что таких преподавателей очень мало. В связи с этим большое количество одаренных детей попросту бросали любимое занятие, стесняясь своей неординарности и становились «как все».

Современная психолого-педагогическая наука и практика вплотную занялись решением означенной проблемы, введя в свой арсенал новый термин «абнотивность».

М. М. Кашапов дает определение абнотив-ности, которую считает важной составляющей психологической готовности педагога к работе с одаренными детьми, способствующей профессиональному и личностному росту педагога, а также развитию креативности как у обучающихся, так и у самого педагога [2, с. 7].

Последующий анализ научных трудов в контексте абнотивности [3, 4], а также учет специфики музыки как вида искусства помог нам выделить в структуре данного феномена следующие важные качества личности выпускника колледжа искусств - будущего преподавателя музыки:

мотивацию к работе именно с одаренными детьми, являющуюся основой педагогической деятельности в данном направлении, проявляющуюся в стойком желании и стремлении преподавателя обучать, воспитывать и развивать одаренных детей, не страшась реальных и потенциальных трудностей, преодолевая объективные и субъективные препятствия;

высокий уровень когнитивности, предполагающий владение педагогом системой научных знаний о психологии музыкальной одаренности, возрастных особенностях личности, психолого-педагогических формах, методах, средствах, условиях развития одаренности в области искусства;

рефлексивность, связанную с развитием мышления, на основе которого происходит формирование навыков осознания педагогом изменений в себе, а также изменений в мышлении и деятельности своих воспитанников, понимания, оценки и анализа действий других людей;

эмпатию, понимаемую как умение преподавателя проявить уважение, понимание, принятие,

сопереживание, такт, эмоциональную поддержку как самому одаренному ребенку, так и продуктам его творческой деятельности;

социальный интеллект, подразумевающий набор поведенческих навыков преподавателя, позволяющий ему оказывать помощь одаренному ребенку в конфликтных ситуациях, способного решать проблемы общения, адаптации в коллективе своего воспитанника;

актуальную креативность, рассматриваемую как особенно ценное качество, позволяющее педагогу-музыканту стремиться к новому, самому видеть новое, проявлять свои творческие способности;

высокий уровень надситуативной активности, позволяющий преподавателю действовать инициативно, развивать в своих воспитанниках и в себе субъектность и неординарность, не бояться риска в инновационной педагогической деятельности.

Представив характеристику абнотивности как актуального и необходимого качества преподавателя, работающего с одаренными детьми, перейдем к вопросу о формировании данного качества у студентов колледжа искусств.

Обращение к научной литературе в области формирования абнотивности у педагогов, а также личный опыт работы автора в колледже искусств позволил нам прийти к мысли о разработке и внедрении специальной модели. Уточним, что под моделью мы понимаем некую условную структуру, позволяющую объединить в единую картину следующие принципиально важные моменты:

задать цель, определить задачи формирования абнотивности у студентов колледжа искусств;

представить научно обоснованное определение абнотивности педагога, ее специфики, структуры, этапов и механизмов формирования у студентов в условиях обучения в колледже искусств;

раскрыть содержание процесса формирования абнотивности у студентов колледжа искусств;

отобрать наиболее эффективный психолого-педагогический инструментарий для решения поставленных задач (формы, методы, технологии, средства, условия);

создать систему диагностики и оценки результатов процесса формирования абнотив-ности студентов колледжа искусств (показатели, критерии, уровни);

отследить и проанализировать результат процесса формирования абнотивности студентов, соотнесенный с заданной целью и поставленными задачами.

При разработке модели формирования абнотивности у студентов колледжа искусств предпочтение было отдано практико-ориентиро-ванному ее типу. Обоснованием такого выбора послужили труды отечественных и зарубежных ученых [5-7]. Так, например, Т. А. Иваныче-ва указывает, что практико-ориентированная модель в профессиональных образовательных организациях устраняет разрыв между теорией и практикой, способствует формированию глубоко мотивированных выпускников [5, с. 9]. Т. Хашер уточняет, что особенность практико-ориентированного подхода как раз и заключается в формировании фундаментальной научной базы знаний у студентов параллельно с получением компетенций в практической деятельности [6, с. 130]. Интересной в русле нашего исследования представляется работа Е. А. Алешникова, С. Ю. Боруха, О. А. Киреевой по внедрению практико-ориентированной (дуальной) модели на уровне среднего профессионального образования в отрасли культуры и искусств на примере подготовки музыкантов. Особенностью их модели является возможность студентов поработать в сотворчестве с профессиональным артистом, что формирует у студентов неоценимый опыт не только музыкально-исполнительской деятельности, но и различных аспектов взаимодействия и общения с талантливыми людьми [7, с. 127-129].

Мы разработали практико-ориентированную модель формирования абнотивности будущих преподавателей музыки (рис. 1), которую затем внедрили в рамках эксперимента в Саратовском областном колледже искусств.

Целевой блок нашей модели задает главную цель - достижение высокого уровня сформи-рованности абнотивности у студентов. Этому способствуют следующие задачи: формирование у студентов мотивации к работе с музыкально одаренными детьми; овладение студентами системой знаний о психологии музыкальной одаренности, возрастных особенностях детей, психолого-педагогических формах, методах, средствах, условиях развития одаренности; развитие рефлексивности, эмпатии, социального интеллекта, актуальной креативности, надситу-ативной активности.

Целевой блок модели соотносится с ее последним блоком - результативно-оценочным, по которому можно судить об эффективности модели и достижении заданной цели. Данный блок содержит критерии, показатели и уровни (низкий средний, высокий) абнотивности студентов.

Диагностический блок модели включает в себя различные методики, позволяющие от-

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 1

Целевой блок

Постановка цели и задач формирования абнотивности студентов колледжа искусств

Диагностика наличия мотивации к работе с музыкально одаренными детьми, уровня сформированности когнитивного, рефлексивного компонентов, эмпатии, социального интеллекта, актуальной креативности, надситуативной активности

Процессуальный блок

Содержание и психолого-педагогический инструментарий (формы, методы, средства, условия) формирования абнотивности у студентов

I

Результативно- Критерии, показатели и уровни сформированности абнотивности

оценочный блок у студентов колледжа искусств

Рис. 1. Модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств Fig. 1. Model of forming abnotivity in students of the College of Arts

следить у каждого студента колледжа искусств и группы в целом состояние всех составляющих абнотивности.

Процессуальный блок модели определил содержание модели (учебная деятельность, концертно-творческая деятельность, педагогическая деятельность в ходе практик в ДМШ, ДШИ). Кроме того, в данном блоке отобран педагогический инструментарий формирования у студентов колледжа искусств абнотивности: формы (теоретические занятия, участие в мастер-классах, сотворчество с профессиональными артистами, педагогические практики, позволившие студентам в реальных условиях

поработать с музыкально одаренными детьми); методы (помимо традиционных использовались проблемно-исследовательский метод, деловая и имитационная игра, метод педагогической поддержки); средства (научно-методическая литература по проблеме абнотивности, детской музыкальной одаренности, произведения искусства); условия (создание проблемно-творческих ситуаций, ситуаций успеха, организация атмосферы сотрудничества, сотворчества, диалога, полилога и т.п.).

Полученные в конце эксперимента результаты показывают результативность нашей модели, что отражено в диаграмме на рис. 2.

80

я 70

о

ь —

<D £

н о

о я ь

о

<D ЕТ S

ч о

60 50 40 30 20 10

38

37

□ Низкий уровень

□ Средний уровень

□ Высокий уровень

25

22

12

ЭГ

КГ

Рис. 2. Итоговые результаты диагностики уровней сформированности абнотивности у студентов

(ЭГ) и (КГ) групп в конце эксперимента (цвет online) Fig. 2. Final results of diagnostics of the levels of forming abnotivity in students of (EG) and (KG) groups

at the end of the experiment (color online)

9

0

Подводя итог, отметим, что разработанная нами модель формирования абнотивности студентов колледжа искусств позволяет подготовить выпускника - преподавателя музыки с высоким уровнем абнотивности, способного продуктивно работать с музыкально одаренными детьми.

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение : приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1388 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 № 3499). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Кашапов М. М. Абнотивность как характеристика профессионализации мышления педагога // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29, вып. 2. С. 137-147.

3. Адушева Ю. А. Психологические особенности абнотивности преподавателя вуза (исследование и формирование). Ярославль : ЯрГУ, 2004. 72 с.

4. ЛукьяноваМ. И., ГубинаМ. В. Развитие абнотивности педагога // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 5. С. 98-99.

5. Иванычева Т. А. Практико-ориентированная (дуальная) модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена : методическое пособие. Тюмень : ТОГИРРО, 2017. 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Hascher T. Veränderungen im Praktikum - Veränderungen durch das Praktikum : Eine empirische Untersuchung zur Wirkung von schulpraktischen Studien in der Lehrerbildung (Zeitschrift für Pädagogik, Beiheft; 51) urn:nbn:de:0111-opus-73678 Beltz 2006. S. 130-149.

7. АлешниковЕ. А., Боруха С. Ю., Киреева О. А. Эффективность дуального обучения в системе подготовки кадров для отрасли искусств // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 119-129.

References

1. On approval of the federal state educational standard for secondary vocational education in the specialty 53.02.05 Solo and choral folk singing. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 27, 2014 No. 1388 (registered in the Ministry of Justice of Russia on November 27, 2014 No. 3499). ATP "Consultant" [Electronic resource] (in Russian).

2. Kashapov M. M. Abnotivity as a characteristic of the professionalization of the teacher's thinking. Vestnik Udmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University], 2019, vol. 29, iss. 2, pp. 137-147 (in Russian).

3. Adusheva Yu. A. Psikhologicheskie osobennosti abno-tivnosti prepodavatelya vuza (issledovanie i formi-rovanie) [Psychological features of the abnotiveness of a university teacher (research and formation)]. Yaroslavl, YarGU Publ., 2004. 72 p. (in Russian).

4. Lukyanova M. I., Gubina M. V. Development of the teacher's abnotiveness. Mezhdunarodny zhurnal eks-perimentalnogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2017, no. 5, pp. 98-99 (in Russian).

5. Ivanycheva T. A. Praktiko-orientirovannaya (dualnaya) model podgotovki kvalifitcirovannykh rabochikh kadrov i spetcialistov srednego zvena [Practice-oriented (dual) model of training qualified workers and mid-level specialists]. Tyumen, TOGIRRO Publ., 2017. 52 p. (in Russian).

6. Hascher T. Veränderungen im Praktikum - Veränderungen durch das Praktikum: Eine empirische Untersuchung zur Wirkung von schulpraktischen Studien in der Lehrerbildung (Zeitschrift für Pädagogik, Beiheft; 51) urn:nbn:de:0111-opus-73678 Beltz 2006, S. 130-149.

7. Aleshnikov E. A., Borukha S. Yu., Kireeva O. A. The effectiveness of dual education in the training system for the arts industry. Nauka. Iskusstvo. Kultura [The Science. Art. Culture], 2019, iss. 2 (22), pp. 119-129 (in Russian).

Поступила в редакцию 21.11.2020, после рецензирования 01.12.2020, принята к публикации 11.12.2020 Received 21.11.2020, revised 01.12.2020, accepted 11.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.