Научная статья на тему 'АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ'

АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБНОТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТАЛАНТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ABNOTIC / PEDAGOGICAL READINESS / GIFTEDNESS / GIFTED CHILDREN / TALENTED YOUTH / DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS / CREATION OF CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S GIFTEDNESS / CREATIVITY / TALENT / INTELLECTUAL COMPONENT OF CREATIVITY / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёдкина Александра Сергеевна

Формирование успешного гражданина, социально-экономическая адаптация личности в современном гражданском обществе, стремящаяся к самостоятельной, высококомпетентной деятельности с возможностью реализации творческого потенциала - есть главнейшая задача Российского государства. По этому, интерес к способностям человека, работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, возрастает в процессе развития Российской Федерации как сверхдержавы, и привлекает внимание ученых, политиков и общественных деятелей. В статье рассмотрено понятие абнотивность, как фактор педагогической готовности к работе с одаренными детьми. В реалии современной педагогики сложилось принципиально новое представление, относительно развития и формирования творческих способностей у обучающихся, интеллектуальное развитие которых опережает умственные показатели сверстников. Перед педагогом стоит принципиально новая задача, заключающаяся в открытии и расширении внутренних возможностей обучающихся, учитывая объемные психолого-физические и эмоциональные потребности одаренных детей. С помощью адаптированного опросника, было успешно проведено исследование, которое подтвердило необходимость формирования у педагогов готовности к работе с одаренными (творческими) детьми и развитию профессионально важного качества - абнотивности. Поскольку абнотивность основополагающее, профессиональное и личностное качество педагога в синдикате профессиональных характеристик, мобилизирующее условия для положительного развития детей с признаками одарённости и актуализирующие не только творческий потенциал, но и креативные способности самого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABSOTIVELY AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL READINESS TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

The main task of the Russian state is the formation of a successful citizen, socio-economic adaptation of the individual in modern civil society, striving for independent, highly competent activities with the possibility of realizing creative potential. Therefore, interest in human abilities, work with gifted children and talented youth, increases in the development of the Russian Federation as a superpower, and attracts the attention of scientists, politicians and public figures. The article deals with the concept of absenteeism as a factor of pedagogical readiness to work with gifted children. In the realities of modern pedagogy has developed a fundamentally new idea about the development and formation of creative abilities of students, the intellectual development of which is ahead of the mental performance of peers. The teacher faces a fundamentally new task, which is to open and expand the internal capabilities of the student, taking into account the volume of psycho-physical and emotional needs of gifted children. With the help of an adapted questionnaire, a study was successfully conducted, which confirmed the need for teachers to be ready to work with gifted (creative) children and the development of professionally important quality - absenteeism. Since abnactivity is a fundamental, professional and personal quality of the teacher in the syndicate of professional characteristics, mobilizing conditions for the positive development of children with signs of giftedness and actualizing not only the creative potential, but also the creative abilities of the teacher.

Текст научной работы на тему «АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Seredkina Alexsandra Sergeevna ABSOTIVELY AS A FACTOR ..

pedagogical sciences

УДК 37.04

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0030

АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

© 2019

AuthorlD: 1040060

SPIN: 7961-5577

Серёдкина Александра Сергеевна, магистрант кафедры «Педагогика»

Иркутский государственный университет (664025, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса, 1, e-mail: djakonda6@yandex.ru)

Аннотация. Формирование успешного гражданина, социально-экономическая адаптация личности в современном гражданском обществе, стремящаяся к самостоятельной, высококомпетентной деятельности с возможностью реализации творческого потенциала - есть главнейшая задача Российского государства. По этому, интерес к способностям человека, работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, возрастает в процессе развития Российской Федерации как сверхдержавы, и привлекает внимание ученых, политиков и общественных деятелей. В статье рассмотрено понятие абнотивность, как фактор педагогической готовности к работе с одаренными детьми. В реалии современной педагогики сложилось принципиально новое представление, относительно развития и формирования творческих способностей у обучающихся, интеллектуальное развитие которых опережает умственные показатели сверстников. Перед педагогом стоит принципиально новая задача, заключающаяся в открытии и расширении внутренних возможностей обучающихся, учитывая объемные психолого-физические и эмоциональные потребности одаренных детей. С помощью адаптированного опросника, было успешно проведено исследование, которое подтвердило необходимость формирования у педагогов готовности к работе с одаренными (творческими) детьми и развитию профессионально важного качества - абнотивности. Поскольку абнотивность основополагающее, профессиональное и личностное качество педагога в синдикате профессиональных характеристик, мобили-зирующее условия для положительного развития детей с признаками одарённости и актуализирующие не только творческий потенциал, но и креативные способности самого педагога.

Ключевые слова: абнотивность, педагогическая готовность, одаренность, одаренные дети, талантливая молодежь, развитие детской одаренности, создание условий для развития детской одаренности, творчество, креативность, талант, интеллектуальный компонент креативности, творческая образовательная среда.

ABSOTIVELY AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL READINESS TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

© 2019

Seredkina Alexsandra Sergeevna, master's student of The Department of pedagogy Irkutsk State University (664025, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: djakonda6@yandex.ru)

Abstract. The main task of the Russian state is the formation of a successful citizen, socio-economic adaptation of the individual in modern civil society, striving for independent, highly competent activities with the possibility of realizing creative potential. Therefore, interest in human abilities, work with gifted children and talented youth, increases in the development of the Russian Federation as a superpower, and attracts the attention of scientists, politicians and public figures. The article deals with the concept of absenteeism as a factor of pedagogical readiness to work with gifted children. In the realities of modern pedagogy has developed a fundamentally new idea about the development and formation of creative abilities of students, the intellectual development of which is ahead of the mental performance of peers. The teacher faces a fundamentally new task, which is to open and expand the internal capabilities of the student, taking into account the volume of psycho-physical and emotional needs of gifted children. With the help of an adapted questionnaire, a study was successfully conducted, which confirmed the need for teachers to be ready to work with gifted (creative) children and the development of professionally important quality - absenteeism. Since abnactivity is a fundamental, professional and personal quality of the teacher in the syndicate of professional characteristics, mobilizing conditions for the positive development of children with signs of giftedness and actualizing not only the creative potential, but also the creative abilities of the teacher.

Keywords: abnotic, pedagogical readiness, giftedness, gifted children, talented youth, development of children's giftedness, creation of conditions for the development of children's giftedness, creativity, talent, intellectual component of creativity, creative educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день, ведущим направлением развития образования Российской Федерации и приоритетной сферой государственной стратегии - является формирование условий для обучения принципиально нового поколения, готового к активной деятельности в процессе развития научного, стратегического, экономического потенциала и повышения статуса суверенного государства во внешней и внутренней политике. Государственный заказ формирует новые задачи, где первостепенным становится проблема организации образовательного процесса, вектор которого направлен на успешное формирование современного гражданина российского общества, устремленного к поиску и познанию нового, обладающей творческими способностями с выраженными задатками одаренности в той или иной деятельности, либо в нескольких видах деятельности одновременно, способ-

ного самостоятельно принимать важные решения, осознавая размер ответственности и необходимость выбора пути личностного развития.

В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 2019 года, В.В. Путин [1] акцентировал внимание на важнейшем аспекте развития современного, высокоинтеллектуального и перспективного общества: «Я вообще хочу обратить внимание молодёжи: ваш талант, энергия, креативные способности - в числе самых сильных конкурентных преимуществ в России. Мы это понимаем и очень ценим. И чтобы каждый молодой человек (студент, школьник) мог проявить себя, мы уже создали целую систему проектов и конкурсов личностного роста. Это так называемые «ПроеКТОриЯ», «Мой первый бизнес», «Я - профессионал», «Лидеры России» и многие другие. Хочу подчеркнуть: всё это - обращаюсь опять к молодым людям - создаётся для того, чтобы вы использовали эти возможности. И призываю вас активно и смело пользоваться этим, дерзать, осуществлять

146

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Серёдкина Александра Сергеевна АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ...

свои мечты и планы, приносить пользу себе, своей семье, своей стране».

Для развития качества личности как одаренность, требуются специальные психолого-педагогические условия, что говорилось в докладе А.А. Попова [2]: «недостаточно только найти одаренного человека, усилить и поместить в комфортную резервацию. Нужны формы, воспитывающие, усиливающие одаренность как массовое качество»

Фундаментом для создания психолого-педагогических условий, позволяющие онтогенировать различные виды одаренности, служит: учет возрастных особенностей, личных предпочтений обучающихся, полиориентированная образовательная среда, социальная и интеллектуальная деятельность, а также формирование у педагога готовности к работе с одаренными детьми, что отражено во ФГОС ВО (3++) [3].

В современном педагогическом сообществе сложилось представление, относительно развития творческих способностей обучающихся, диаметрально отличающееся от традиционного сопровождения процесса обучения педагогом, как «носителя» и «передатчика» знаний. На сегодняшний день перед учителем стоит принципиально новая задача, заключающаяся в открытии и расширении внутренних возможностей обучающихся.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Педагогическую роль в развитии одаренных детей в системе образования, продуктивно исследовали множество психологов: в сфере изучения проблем и перспектив одаренного поколения, а также информационных технологий в обучении и развитии одаренных детей и подростков, трудилась Ю.Д. Бабаева [4]; касаемо педагогической психологии и психологии творческого мышления и креативности, большой вклад внесла Т.Г. Киселева [5]; в освоении общей психологии, психологии развития способностей, высоких научных достижений достигла Л.И. Ларионова [6]; психологию одаренных детей в спортивной деятельности, плодотворно изучала Т.В. Огородова [7]; достижения в изучении и познании дифференциальной психологии и психофизиологии, а также методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования, принадлежат В.И. Панову [8]; специалистом в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей, создатель научной школы «Психология одарённости и творчества», является А.И. Савенков [9]; экспертом в области когнитивной психологии и психологии творчества и одаренности, зарекомендовал себя Д.В. Ушаков [10]; исследователь в сфере психологии интеллекта, одаренности и когнитивных стилей, наравне с эти и соавтор рабочей концепции одаренности - М.А. Холодная [11]; разработки и научные идеи касаемо психологической деятельности и способности человека, принадлежат В.Д. Шадрикову [12], автору рабочей концепции одаренности; созданием психологической диагностики одаренности школьников: проблем, методов, результатов исследований и практики, соцально-психологической адаптации одаренных учащихся с разными видами интеллектуальных способностей, успешно занимается Е.И. Щебланова [13].

Все вышеперечисленные авторы, в своих трудах, акцентируют внимание на тщательной подготовке педагогов к работе с одаренными детьми. В генезисе психолого-педагогических работ (В.Н. Дружинин [14], А.М. Матюшкин [15], А. Миллер [16], Дж. Рензулли [17]) научно доказана многозначительная роль учителя в содействии развития творческого потенциала обучающегося. Однако, в существующих школьных реалиях диаметральная ситуация, во-первых, педагогами зачастую подавляется всякое стремление ребенка к творчеству и нестандартному мышлению, вынуждая личность усредняться, а во-вторых, низкая мотивационно-побудитель-

ная составляющая самих обучающихся, что содержательно отражает фраза М. Светлова: «Быть может, я не выкопал по лени в моей душе давно зарытый клад» [18].

Е.И. Щебланова [19, с. 53] писала, что в период обучения детей в начальной школе, из числа общей массы обучающихся мы теряем порядка 30% способных учеников, познавательные возможности которых, превышают средний возрастной уровень.

Проанализировав исследовательские работы ученых в области психолого-педагогической работы с одаренными детьми и талантливой молодежью [20-27] можем заключить следующее, что школьникам, а также студентам средних и высших учебных заведений, необходимо обучение полярно отличающееся от традиционного. Следовательно, появляется новая задача, такая как формирование готовности педагогов к работе с одаренными детьми.

Наиболее точно, психологическую готовность к профессиональной деятельности описывает В.Д. Шадриков [28], по его мнению, готовность это обязательное условие, как для начала деятельности, так и для успешного ее осуществления, характеризующаяся проявлением способностей выработанных на личном практическом опыте, путем многообразных социальных отношений в процессе обучения. Педагогическая готовность к работе с одаренными детьми, помогает педагогу успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач, адекватно и эффективно использовать профессиональные знания, умения, навыки, контролировать течение образовательного процесса, решать педагогические ситуации любой сложности. В процессе реализации профессиональной деятельности, психологическая готовность приобретает свойства системы, так как происходит изменение частных компонентов и в соответствии от целей и задач, устанавливаются прочные связи между ними. Исходя из вышеизложенного, педагогическая готовность к работе с одаренными детьми аккумулирует в себе совокупность знания генезиса одаренности, управленческие и организаторские навыки для эффективного регулирование процесса образования, следовательно, приоритетной задачей современного педагога - есть формирование образовательной среды творческого вида.

Реализация творческого ресурса личности будет более эффективна при использовании дискурсивных способностей человека [29], что позволит результативно взаимодействовать с объектами педагогического процесса. Вследствие чего предъявляются повышенные требования к педагогу при работе с творческими личностями, демонстрирующие одаренные способности. Так, с помощью математической модели Л.И. Ларионовой [30] квалифицирует педагогическую личность в работе с одаренными детьми с помощью трех составляющих: интеллектуальная (непрерывное получение знаний), креативная, духовная (чувственное отношение с внешним миром). По средствам анализа результатов исследований Л.И. Ларионовой, психолого-педагогических особенностей учителей осуществляющих профессиональную деятельность с одаренными детьми, автор отмечает эффективную самоактуализацию, высокий уровень интеллектуального и креативного развития учителей.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца, то есть субъекта творческой деятельности [31], следовательно, можем сделать вывод, что творчество ни что иное, как неспецифичная активность личности, характеризующаяся разумным и плодотворным выходом за границы, принятых обществом правил и норм поведения, что порождает собой абсолютно новое мышление, тем самым и систему деятельности в целом.

Педагог, деятельность которого основывается на творчестве, является примером для одаренных обучаю-

Seredkina Alexsandra Sergeevna pedagogical

ABSOTIVELY AS A FACTOR ... sciences

щихся, демонстрируя уверенность в себе и не позволяющий опасаться нового, находиться в напряжении при ожидании непознанного, а наоборот обучает желать этого, тщательно выбирать методы, пути познания и деятельность даже в нетривиальных условиях.

Структурируем портрет современного педагога, подготовленного к работе с творческими детьми, опережающие уровень умственно-возрастного развития над сверстниками:

- особенный, исключительный, самобытный;

- подобен одаренным детям, с которыми тесно взаимодействует в процессе профессиональной деятельности;

- любознательный;

- профессиональное кредо - «а что если...?»

- гибкий, открытый к познанию нового;

- способен распознать и сформулировать проблему там где, по мнению других она не имеет места быть;

- высокочувствителен к нуждам и потребностям обучающихся;

- высокомотивирован и эмоционально вовлечен в педагогический процесс;

- вектор профессиональной деятельности направлен на достижение целей, ставя под сомнение общепринятые привычные методики;

- не приемлет авторитарность.

Проанализировав научную литературу в аспекте

одаренности, творчества, творческих способностей, креативности, прослеживая природу их возникновения и развития, большинство исследователей ставят знак равенства между данными понятиями. Однако на сегодняшний день нет точных критериев характеризующих феномен креативности, а также не представляется возможным провести сравнительную характеристику и уровнять понятия «творческие способности» и «креативность». Исследований в области изучения креативности крайне мало, не хватает методик ее диагностики. Вместе с тем, Л.И. Ларионова [32], освещает креативность, «как глубинное свойство одаренной личности, позволяющее с одной стороны, на основе индивидуального опыта развивать свою одаренность, а с другой стороны, экстерио-ризировать личностный опыт, приобретенный в процессе интериоризации культурных ценностей, делать его достоянием социума и способствовать, таким образом, развитию культуры».

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель исследования, интерпретировать проблему формирования совокупной составляющей творческого мышления педагога при осуществлении профессиональной деятельности, способствующую выявлению и развитию креативности, творческих способностей обучающихся с задатками одаренности.

Постановка задания. Раскрыть абнотивность как важнейшую составляющую готовности педагога к работе с одаренными детьми, доказав ее значимость в аспекте педагогических взаимоотношений в процессе образования.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В процессе исследования были использованы теоретические методы: изучение научной литературы и публикаций отечественных и зарубежных ученых по проблемам одаренности и подготовки будущего педагога, документов федерального значения по исследуемой проблеме, учебно-методической документации ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»; анализ, сравнение, синтез, обобщение передового педагогического опыта; абстрагирование и моделирование при разработке опросника, а также портрета современного педагога, готового к работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Наравне с этим, применялись эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование преподавателей и студентов высшей образовательной организации, анализ экспертных данных и результатов исследования, методы статистической об-148

работки материалов исследования, а также системный подход к формированию и оптимизации готовности будущего педагога к работе с одаренными детьми и основные концепции одаренности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В трудах М.М. Кашапова «Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога», а также «Психологические компоненты абнотивности педагога», освещена проблема формирования совокупной составляющей творческого мышления педагога при осуществлении профессиональной деятельности, что способствует выявлению и развитию креативности, творческих способностей одаренных обучающихся. Исследуя данную мыслительную функцию как особое интеллектуальное качество педагога для работы с одаренными детьми, следует полагать, «что его наличие особенно необходимо для формирования творческого мышления профессионалов, оказывающих влияние на образовательную политику образовательной организации» [33].

Абнотивность - это комплексная способность педагога к адекватному восприятию, осмыслению, пониманию и принятию креативного ученика, способность заметить одаренного ребенка и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в развитии его творческого потенциала [34]. Сообразно этому понятию, абнотивность есть аккумулирование показателей педагогической готовности, способствующая выявлению и развитию задатков одаренности у обучающихся в условиях образовательного процесса.

В ходе нашей исследовательской работы был разработан опросник включающий в себя 15 вопросов, был апробирован на базе ряда структурных подразделений входящих в состав ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».

Опрос проводился как среди преподавателей, так и среди выпускников. На основе полученных эмпирических результатов, мы смогли констатировать, что 73%, считают необходимым развития творческих способностей у будущих преподавателей, однако оценивают свой уровень компетентности непосредственно в организации условий развития способностей студентов к творчеству, как средний. Опросник удовлетворяет критериям надежности и валидности. Данное исследование подтвердило необходимость формирования у педагогов готовности к работе с одаренными (творческими) детьми и развитию профессионально важного качества - абнотивности.

По нашему мнению, абнотивность основополагающее, профессиональное и личностное качество педагога в синдикате профессиональных характеристик, мобили-зирующее в себе условия для положительного развития детей с признаками одарённости и актуализирующие не только творческий потенциал, но и креативные способности самого педагога. Абнотивность является важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога, выступая некой квинтэссенцией, интегрируя в себе аксиологический, мотивационно-целевой, когнитивный, аутокомпетентностный, психологический, ау-топсихологический, технологический и рефлексивный компоненты, необходимые для эффективного развития одаренных учащихся, сопровождения и достижения высоких результатов в личностном развитии и обеспечения успешной организации личностно-ориентированного педагогического процесса.

Критериями сформированности компетенции абно-тивности является четко-систематизированное представление педагогом и принятие творческой личности, умение выявлять, развивать, сопровождать одаренных детей и талантливую молодежь, в процессе образовательного процесса, эффективно использовать приобретенные профессиональные навыки, способствующие творческому развитию обучающихся. Субстанциальной Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Серёдкина Александра Сергеевна АБНОТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ...

альбедо педагогического мастерства является способность творчески выполнять профессиональные задачи, следовательно, чем выше уровень абнотивности, тем более сформирована готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Изучив научную литературу по данной теме, исследовав работы М.М. Кашапова [33,35,36], в частности психологическую методику, основанную на компетентностном подходе по средствам мотивационно-когнитивного компонента «МККА», содержащую в себе умения познания особенностей, интересов, потребностей одаренных обучающихся. Из-за недостаточной информации о психометрических свойствах методики, мы были вынуждены произвести адаптацию. Выборка n=57, где n преподавательский состав высшей образовательной организации «Иркутского государственного университета». Цель данного мероприятия - оценка уровня готовности к работе с одаренными детьми (абнотивности). После проведенной корректировки, опросник состоит из 23 утверждений, на которые респондентам необходимо дать ответы: «да» либо «нет». Для обеспечения валидности результатов исследования был применен экспертный опрос, в качестве экспертов выступили преподаватели кафедры педагогики Педагогического института ИГУ.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С помощью полученных результатов исследования было выявлено, что 56% респондентов показали средний уровень мотивационно-когнитивной готовности к профессиональной деятельности в работе с творчески одаренными детьми, у 17% педагогов отмечен высокий уровень данной характеристики, 27% педагогов продемонстрировали низкий уровень готовности. Следовательно, возникла объективная необходимость для разработки курса повышения квалификации педагогов, направленного на развитие психолого-педагогической готовности к работе с обозначенной категорией студентов. Планируется повторное диагностирование данной выборки, что бы зафиксировать изменения показателей в динамики, после проведения курсов.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Используемая нами методика можно применять как диагностическое средство с целью выявления потенциальной педагогической готовности к профессиональной деятельности направленной на развитие творческих способностей обучающихся. Однако необходимо отметить, что полученные данные не отражают реальную готовность педагога к деятельности с творчески-ориентированными детьми, так как подвержены влиянию внешних и внутренних факторов. Методика требует разработки дополнительного инструмента диагностики, для осуществления количественного и качественного котировки компонентов психолого-педагогической компетентности в реальных условиях образовательной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Путин В.В. Стенограмма Послания Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019г. //[Электронный ресурс]. 2019 URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения 09.08.2019).

2. Попов А.А. Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности [Электронный ресурс]. 2016 URL: http://opencu.ru/uploads/files/doklad-popova-na-konferencii.pdf (дата обращения 03.07.2019).

3. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» от 22 февраля 2018 г. №121. Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2016 г. № 50362.

4. Signs of intellectual giftedness: the resource-based spproach Trifonova A.V., Kholodnaya M.A., Babaeva J.D. в журнале International Journal of Psychology. Special Issue: 31 st International Congress of Psychology, 24-29 July 2016, Yokohama, Japan, том 51, с. 645.

5. Киселева, Т.Г. Рефлексивно-аксиологический подход к изучению и тьюторскому сопровождению социально одаренного ребенка // Ярославский педагогический вестник. Том II. Психолого-педагогические науки — Ярославль. 2014. №2. С. 78-84.

6. Ларионова Л.И. Психологические особенности одаренных детей // Научный журнал ГАОУ ВО МГПУ «Известия ИППО» № 4.

2017. С. 75-84.

7. Огородова Т.В., Филиппович Х.Н. Доминирующие психические состояния и личностная соревновательная тревожность спортсменов //Национальные программы формирования здорового образа жизни: Междунар. науч.-практ. конгр.: М.: РГУФКСМиТ, 2014. С. 344-346.

8. Панов, В.И. Критические ситуации в жизни особо одаренных детей /Панов В.И., Хромова Т.В. //Педагогика. 2015. № 1. С. 40-47.

9. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности //Наука и школа. 2014. № 4. С. 117-127.

10. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом. Сибирский психологический журнал, № 54, С. 5-17

11. Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) /Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5.C. 5-14.

12. Шадриков В. Д. Мысль как предмет психологического исследования //Психологический журнал. 2014. № 4. С. 130-137.

13. Щебланова Е.И. Интеллектуальная я-концепция одаренных подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 4. С. 23-38.

14. Дружинин В. Н. Психология способностей: избранные труды / отв. ред.: А. Л. Журавлёв, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков. М. : Институт психологии РАН, 2007. 540 с.

15. Матюшкин A.M. Психологические предпосылки творческого мышления //Мир психологии. 2001. № 1 (25). С. 128-140.

16. Miller, G.A. The magical number .seven, plus or minus two. Psychological Review. 1956. Vol. 63. P. 81-97.

17. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. In.: Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge. 1986. P. 53-92.

18. Светлов М. Мне много лет. Пора бы подытожить... // День поэзии. — М.: Советский писатель, 1963.

19. Щебланова Е.И. Психолого-педагогическая оценка одаренности младших школьников: Проблема выявления одаренных детей в начале школьного обучения // Дарын. Журнал Казахстан Республикасы Медениет, 2014. № 1. С.48-66.

20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М. 2000. 320 с.

21. Федотова Е.Л., Никитина Е.А. Предуниверсарий как пространство развития одаренности школьника // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 137-140.

22. Савенков А. И. «Дети индиго». Родословная опасного мифа // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. № 2.

23. Ахметжанова Г.В., Долгова В.В. Формирование профессиональной компетенции учителей для работы с одаренными детьми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 79-81.

24. Ларионова Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности (монография) М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. 320 с.

25. Тараносова Г.Н., Абрамова Т.А. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 254-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Юркевич В.С., Ермаков С.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 87-100.

27. Никитина Е.А. Региональный центр для одаренных детей как инфраструктура поддержки молодых талантов// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 131-134.

28. Шадриков В. Д.Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. 2011. 168 с.

29. Воронин А.Н. Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика. М.: Ин-т психологии РАН. 2015.

30. Ларионова Л.И. Проблема идентификации одаренных детей // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса материалы всероссийской научно-практической конференции. 2016. С.160-164.

31. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, Б. 2000.

32. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности // М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 122 с.

33. Кашапов М.М., Ракитская О.Н., Григорьева Е.М. Разработка методик исследования интеллектуальных компонентов креативности педагога // Исследование педагогического мышления: Сборник статей /Под ред. М.М. Кашапова. М., 1999. 136 с.

34. Психология одаренности и творчества / Коллектив авторов. ГАОУ ВО МГПУ // Кашапов М. М. Абнотивность как профессионально важное когнитивное качество в структуре готовности педагога к работе с одаренными обучаемыми. Нестор-история. 2017. 288 с.

35. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М.: ПЕР СЭ. 2006. 688 с.

36. Кашапов М.М. Формирование профессионального творческого мышления: учеб. пособие; Яросл. гос. ун-т им. П.Г.Демидова. Ярославль: ЯрГУ. 2013. 136 с.

Статья поступила в редакцию 30.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.