Научная статья на тему 'Педагогические приемы и коммуникационная культура педагогической деятельности'

Педагогические приемы и коммуникационная культура педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая деятельность / педагогическая личность / профессиональные навыки / педагогическая техника / педагогические способности / новаторство / педагогический этикет / мимика / пантомима. / pedagogical activity / pedagogical personality / professional skills / pedagogical technique / pedagogical ability / innovation / pedagogical etiquette / facial expressions / pantomime.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шоназаров Ж.У., Маxматкулов Ф.A.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессии учителя, педагогической деятельности, требований к личности учителя, моральных качеств учителя, культуры общения и профессиональных навыков. Приведены составляющие педагогического мастерства, педагогических способностей, педагогического этикета, инновационной активности учителя и способы освоения педагогических приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шоназаров Ж.У., Маxматкулов Ф.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical techniques and communication culture of teachers in pedagogical activity

The article describes issues related to the teaching profession, pedagogical activity, the requirements for the personality of the teacher, the moral qualities of the teacher, the culture of communication and professional skills. The components of pedagogical skills, pedagogical abilities, pedagogical etiquette, innovative activity of the teacher and ways of mastering pedagogical techniques are also given.

Текст научной работы на тему «Педагогические приемы и коммуникационная культура педагогической деятельности»

УДК 37 013

Шоназаров Ж. У. старший преподаватель, кафедра социальных наук, Каршинский инженерно-экономический институт, Карши, Республика Узбекистан Махматкулов Ф.А. старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Каршинский инженерно-экономический институт, Карши, Республика Узбекистан E-mail: farxod1962@mail.ru Shonazarov J. U. Senior Lecturer, Department of Social Sciences, Karshi Institute of Engineering and Economics, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: j .shonazarov 1331@gmail .com Maxmatqulov F.A. Senior lecturer, Department of Physical Education, Karshi Engineering and Economic Institute, Karshi, Republic of Uzbekistan E-mail: farxod1962@mail.ru

Педагогические приемы и коммуникационная культура педагогической деятельности Pedagogical techniques and communication culture of teachers in pedagogical activity

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессии учителя, педагогической деятельности, требований к личности учителя, моральных качеств учителя, культуры общения и профессиональных навыков.

Приведены составляющие педагогического мастерства, педагогических способностей, педагогического этикета, инновационной активности учителя и способы освоения педагогических приемов.

Abstract: The article describes issues related to the teaching profession, pedagogical activity, the requirements for the personality of the teacher, the moral qualities of the teacher, the culture of communication and professional skills.

The components of pedagogical skills, pedagogical abilities, pedagogical etiquette, innovative activity of the teacher and ways of mastering pedagogical techniques are also given.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая личность, профессиональные навыки, педагогическая техника, педагогические способности, новаторство, педагогический этикет, мимика, пантомима.

Keywords: pedagogical activity, pedagogical personality, professional skills, pedagogical technique, pedagogical ability, innovation, pedagogical etiquette, facial expressions, pantomime.

Профессия учителя сыграла очень важную роль для общества, для его социально-экономического развития, потому что педагогическая деятельность служит для подготовки подрастающего поколения к жизни и работе.

Педагогическая деятельность как социально-педагогическое явление -сила, обеспечивающая развитие общества. Каждый педагог знает, что, постоянно заботясь о своих профессиональных знаниях и навыках, он должен стать мастером изучаемых предметов и стремиться иметь прочную репутацию среди общественности, людей благодаря своим личным, человеческим, духовным и моральным качествам. Ведь социокультурный статус и престиж учителя очень сильно влияют на продуктивность его педагогической деятельности. В связи с этим, исходя из требований Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальной программы обучения», признано, что сегодня содержание педагогической деятельности имеет широкий спектр особенностей.

Роль педагогических приемов в системе педагогического мастерства в педагогической деятельности несравнима. Потому что он служит программой, объясняющей учителю, как держать свое тело (мимика, пантомима), как контролировать свои эмоции, страсти, навыки, речевые техники и как использовать их в учебной деятельности, внеучебной деятельности [1]. Известно, что педагогическая техника - это совокупность профессиональных и

личностных навыков, которые служат ключевым фактором в организации педагогической деятельности учителя, влияя, организовывая и управляя студентами.

Педагогический опыт и педагогическое мышление показывают, что полное овладение педагогической техникой, формирование ее умений приводит к повышению эффективности обучения, повышению образовательного уровня обучающихся и, на этой основе, к лестнице педагогического мастерства. Составляющими педагогического мастерства в системе культуры педагогической деятельности учителя являются педагогическая техника, педагогический этикет, высокая культура педагогического общения, которые являются основой эффективного управления педагогическим процессом.

Мы можем разделить навыки педагогических приемов учителя на две основные группы.

1. Одним из важных навыков педагогической техники учителя является его речевая техника. (Темп речи, диктант, (способность звука быть громким, средним, низким) - это тембр речи.

Речь тоже очень важна в работе учителя, она выполняет воспитательные функции. Студенты получают знания, идеи, уверенность через речь учителя. Они понимают определенные эмоции и организуют свою деятельность в соответствии с тем, что они описывают в своей речи. В зависимости от того, насколько хорошо учителя объясняют материал ученикам и беседуют с ними, можно выделить следующие особенности:

Опыт показал, что речь учителя играет ключевую роль в понимании учебных материалов. Учащиеся очень внимательно наблюдают за мыслями и речью учителя. Если учитель неправильно произносит слова, ученики будут смеяться и смеяться над ним. Однако урок от учителя, который говорит низким тоном, всегда будет скучным для учеников. Чрезвычайно громкая речь, говорящая громким голосом, утомляет и раздражает учеников. Студентам противна такая подготовка учителей. Поэтому педагог должен говорить на чистом узбекском литературном языке, красиво и понятно, эффектно выражать

свою речь, иметь навыки четко выражать свои мысли и чувства словами. Кроме того, учителя должны неустанно работать над своей речью, практиковать красоту, осмысленность и эффективность своих слов и постоянно развивать вокальный диапазон, силу, тембр, подвижность и дикцию [2].

Поскольку речь учителя имеет особое значение, она не только вызывает у детей эмоции, но и впечатляет их, правильно выражая их, четко произнося слова, ослик. У некоторых учителей, с другой стороны, речь более медленная, неэффективная, менее выразительная, без строгой последовательности, без доказательств и без логики. Учебная информация, описанная в такой речи, слабо и слабо усваивается учениками, и ее воспитательный эффект также слаб.

Таким образом, хотя речевые навыки играют важную роль в педагогических приемах, учителю рекомендуется постоянно практиковать темп, ритм, дикцию, объем, диапазон, подвижность речи.

2. Мимика и пантомима учителя также играют важную роль в системе педагогических приемов. Мимика и пантомима преподавателя отражаются в его жестах, значимых взглядах, мотивирующей или саркастической улыбке, и они обеспечивают прочную основу для педагогического влияния учителя-педагога, чтобы уроки были эффективными, увлекательными, действенными и значимыми. Мимикрия и выражения усиливают эмоциональную значимость информации и способствуют ее более глубокому усвоению. Ученики-студенты в зависимости от учителя «читают» его настроение и настрой. Поэтому некоторые неудобства дома сказываются на процессе обучения [3].

Мимикрия не должна отрицательно сказываться на учебном настроении учащихся. В выражениях лица требуется, чтобы выражения лица могли отображать только определенные эффекты урока. Решение этих образовательных задач должно отражать взгляды, которые могут дать положительное направление обучению и воспитанию студентов.

Пантомима - это движение тела, рук и ног. По мере того, как учитель описывает обучающую информацию на уроке, он рисует изображение информации через состояние тела, ученикам это нравится, их внутренние

чувства в сочетании с их внешними ощущениями сосредоточены на усвоении содержания всей информации [ 4]. Умение ходить с прямым телом, двигать руками и головой разными движениями без четкого и полного выражения своих мыслей означает уверенность учителя в своих знаниях и силе. Также следует учитывать, что учебно-познавательный процесс будет эффективным, если учитель сможет вести себя перед учениками, регулировать их действия.

Таким образом, если учитель будет воспитан с вышеупомянутыми педагогическими техническими навыками, он или она будет успешным в обучении, обучении и развитии молодых людей как личности. Для овладения педагогическими приемами, прежде всего, педагог должен знать свой предмет, предмет, педагогику, психологию, методологию на уровне развития периода, регулярно изучать передовой опыт, профессионально-педагогическое самообразование [5]. Это означает, что педагог-педагог должен развивать личные и профессиональные навыки, овладевать их содержанием. Это важное условие овладения педагогическими приемами, которое приводит учителя к педагогическим навыкам.

Список литературы

1. Абдуллаева Ш.А. и другие. Педагогика. — Ташкент. // Изд-во Наука — 2004.

2. Ахмеджанов М.М. Педагогическое мастерство. — Ташкент. — 2004. — 25 стр.

3. Гозиев Э. Психология — Т., — «Учитель» — 1994.

4. Махкамов У. и другие. Педагогическое мастерство. — Ташкент — 2003.

5. Подласый И.П. Педагогика // Новый курс.В 2-х книгах, — М.: Владос — 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.