Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ / НАВЫКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТИЛЬ / ЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL SKILLS / THE FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS / SKILLS IN THE EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL TECHNIQUES / PEDAGOGICAL ETHICS / ORGANIZATIONAL STYLE / ETHICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаева Дилноза Хабибулаевна

Статья посвящена одной из интереснейших и актуальнейших проблем современного музыкального образования - педагогическим навыкам преподавателя в процессе воспитательной работы. Обосновывается необходимость нового подхода к пониманию образа современного учителя. Он не просто передает знания, а используя воспитательный потенциал музыкальных дисциплин создает учебно-образовательную, воспитательную среду, чтобы ученик мог развиваться, получать необходимые знания. В статье определяются принципы деятельности педагога как воспитателя в его взаимодействии с учениками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S PEDAGOGICAL SKILLS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL WORK

The article is devoted to one of the most interesting and urgent problems of modern music education - the pedagogical skills of a teacher in the process of educational work. The necessity of a new approach to understanding the image of a modern teacher is substantiated. He does not just transfer knowledge, but using the educational potential of musical disciplines, he creates an educational, educational, educational environment so that the student can develop, receive the necessary knowledge. The article defines the principles of the teacher's activity as an educator in his interaction with students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Бабаева Д.Х. Email: Babayeva17156@scientifictext.ru

Бабаева Дилноза Хабибулаевна - старший преподаватель, кафедра музыкальной педагогики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена одной из интереснейших и актуальнейших проблем современного музыкального образования - педагогическим навыкам преподавателя в процессе воспитательной работы. Обосновывается необходимость нового подхода к пониманию образа современного учителя. Он не просто передает знания, а используя воспитательный потенциал музыкальных дисциплин создает учебно-образовательную, воспитательную среду, чтобы ученик мог развиваться, получать необходимые знания. В статье определяются принципы деятельности педагога как воспитателя в его взаимодействии с учениками.

Ключевые слова: педагогические навыки, формирование педагогических навыков, навыки в учебном процессе, педагогические приемы, педагогическая этика, организационный стиль, этический подход.

TEACHER'S PEDAGOGICAL SKILLS IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL WORK Babayeva D.Kh.

Babayeva Dilnoza Khabibulaevna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF MUSIC PEDAGOGY, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to one of the most interesting and urgent problems of modern music education - the pedagogical skills of a teacher in the process of educational work. The necessity of a new approach to understanding the image of a modern teacher is substantiated. He does not just transfer knowledge, but using the educational potential of musical disciplines, he creates an educational, educational, educational environment so that the student can develop, receive the necessary knowledge. The article defines the principles of the teacher's activity as an educator in his interaction with students. Keywords: pedagogical skills, the formation of pedagogical skills, skills in the educational process, pedagogical techniques, pedagogical ethics, organizational style, ethical approach.

УДК 37.013

DOI: 10.24411/2304-2338-2020-11102

Как и любая деятельность, обучение состоит из цели, метода, средства, объекта и предмета. Деятельность учителя - это интеллектуально-педагогическая деятельность, которая заключается в передаче имеющихся знаний и контроле над их усвоением.

Педагогическая работа - это процесс взаимодействия, общения между учителем и учеником. И этот процесс взаимодействия должен прослеживаться от начала и до конца профессиональной деятельности педагога.

Субъект педагогической работы - активный человек, обладающий индивидуальными, уникальными чертами и качествами.

Средства работы - личность учителя, его знания, опыт и личные качества.

Основными элементами педагогической деятельности являются:

- субъект (т. е. активная личность);

- объект (т. е. направленная на него деятельность).

Деятельность всегда отражает цель и направление. В зависимости от цели деятельность можно подразделить на следующие виды:

а) восстановительные мероприятия;

б) познавательная деятельность;

О деятельность по обеспечению добропорядочности;

г) коммуникативная деятельность.

Все виды деятельности носят и творческий, и технический характер.

Педагогические навыки - это искусство преподавания и воспитания, которое постоянно совершенствуется.

Отличительной чертой профессии учителя музыки является умение различными способами донести теоретический материал на занятиях до учащихся, а также привить им позитивное художественное и музыкальное воображение путем непосредственного исполнения музыкального произведения.

В творческом педагогическом процессе существует множество различных аспектов, направленных на обеспечение успеха художественной и музыкальной деятельности.

В целом современные методы обучения и научно-педагогические выводы исследователей показывают, что образование сегодня должно быть организовано в интерактивной форме не на основе «педагогического воздействия», а на основе «взаимодействия», в данном случае, педагогического. При этом навык имеет решающее значение.

Учителю необходимо знать, как вести себя правильно, исходя из соответствующей ситуации. Это может проявляться в особом внимании к ученикам, оказании поощрения учеников за активное участие на уроке, чтобы в итоге учащийся получал удовольствие от познавательной части процесса, от прослушанного захватывающего дух музыкального произведения.

Внимательно наблюдая за учащимися, можно определить уровень их восприятия, качество исполнения произведения, конкретный стиль работы и, соответственно, результат того или иного вида музыкальной деятельности.

Использование мимики на уроках тоже может иметь положительный результат. Так, например, ученик по соответствующим выражениям взгляда педагога (наклон головы назад, вперед или в сторону) может понять и осуществить поставленную перед ним задачу во время исполнения произведения. Важно, чтобы данные элементы мимики были заранее обговорены с учеником, а, соответственно были понятны ему.

При подготовке к уроку педагог должен оценить свои способности, учесть отдельные аспекты изучаемого музыкального произведения и только после этого организовывать работу. Объективное оценивание возможностей определяет уровень профессиональной подготовки, физическое состояние, педагогические способности учителя. Совокупность личных и профессиональных качеств отражает пределы и диапазон его возможностей.

Время от времени желательно записывать тот или иной урок на видео и анализировать материал данного урока, качество его проведения от начала до конца.

На уроке важны терпимость и оптимизм педагога, поскольку, музыкальная деятельность - это деятельность, осуществляемая посредством опыта и эмоций. Если педагог поставил перед собой цель помочь ученику в процессе воспитания и обучения, то достигнутые учеником в результате упорных занятий художественные задания приблизят его к требованиям учителя.

Организационный стиль, который является одним из способов построения отношений, необходим в общении с учениками.

Демократический стиль управления учащимися в классе находит отражение в обсуждении конкретных художественных и музыкальных задач, поощрении инициатив и активном обмене музыкальной информацией между учителем и учениками.

Педагогическая тактика каждого педагога индивидуальна, проявляется по-разному, часто зависит от уровня ученика, его потребностей. Но требования учителя

принимаются учениками только в том случае, если учитель имеет у них доверие, относится к ученикам с уважением.

При этом не всегда рекомендуется демонстрировать уверенное и осознанное положительное отношение к личности ученика. Учителю необходимо создать ситуацию позитивного взаимодействия с учениками, не только для того, чтобы просто разрешать с ними определенные конфликты, но разрешать их честно, справедливо, направив возникшую спорную ситуацию в правильное русло, а, точнее, разрешив последнюю.

Во всех отношениях личный пример педагога определяет качество его профессиональной пригодности. В любой педагогической ситуации должна быть выдержка, хладнокровие, чуткость, терпимость, то есть педагог должен постоянно контролировать свою деятельность и поведение в процессе общения с учениками.

Педагогическая бдительность помогает учителю всегда предвидеть результат своих действий, что выражается в способности предвидеть трудности, которые могут возникнуть в процессе общения с учащимися и предотвратить нежелательные, негативные последствия поведения при непосредственном общении.

Профессиональная этика гарантирует необходимые отношения между участниками деятельности и взаимодействия. Это: педагогическая компетентность, толерантность к другим людям и к их мнению, чувство моральной ответственности за принятие определенных решений в воспитательной деятельности.

Духовное воспитание учителя - основа педагогического этикета. Педагогический этикет - это процесс применения педагогической этики по отношению к ученикам. Педагогический этикет - это проявление нравственных качеств учителя, которые включают в себя высокую человечность, выдержку, терпение и умение проявлять доброжелательность в любой ситуации.

Специалист с высоким уровнем педагогической этики виртуозно владеет и управляет взаимоотношениями с учениками, родителями и коллегами. В педагогическом этикете, прежде всего, есть глубокое уважение к человеку. Педагог имеет дело с личностью ученика, и все его взаимодействия с учащимися основаны на принципах рационального, требовательного и уважительного общения.

Многие профессиональные навыки связаны с педагогическим этикетом. Это: способность оценивать педагогическую ситуацию, принимать во внимание характер учащихся, предвидеть результаты, которые может оказать педагогическое воздействие.

Высокий уровень педагогического этикета - признак наличия педагогических навыков. Овладение педагогическим этикетом требует от учителя внимательного отношения к себе. Преподаватель должен уметь постоянно контролировать свое поведение и реагировать на поведение ученика. Педагогический этикет подразумевает наличие у учителя способности разумно выражать свои чувства.

В педагогическом процессе учителю важно контролировать свое поведение, что проявляется в способности управлять эмоциями и настроением, в наличии навыков социального общения и восприятия, в умении владеть техникой речи, т.е. своим речевым аппаратом, правильно использовав голос, дикцию, интонацию.

Педагог оказывает педагогическое воздействие на учащихся, формирует, технологически проектирует и раскрывает процесс учебной деятельности. Важным требованием при этом является проявление дидактических, организационных, конструктивных и коммуникативных навыков учителя, использование технологических методов организации педагогической работы и т.д.

Педагог всегда должен уделять пристальное внимание своим педагогическим способностям, интеллекту и культуре. Постоянно проверять уровень своих педагогических навыков, способностей, компетентно выполнять свои профессиональные обязанности, находить оптимальные пути завоевания сердец учеников. Ведь педагог не только вооружает учеников знаниями, но своими действиями влияет на них. Его интеллект и культура, честность и человечность, духовные качества должны являться для учащихся ориентиром и примером. Преподавателю необходимо создать здоровый климат

в коллективе, для чего он должен знать особенности каждого ученика, определив тем самым оптимальные перспективы для развития как всего коллектива, так и каждого из его членов в отдельности.

Желательно применять в практике учебной деятельности проблемные ситуации, ролевые игры, которые способствуют решению различных учебных задач. Например, учащиеся могут решать проблему, выступая в роли учителя или ученика, сравнивать результаты своей деятельности. Важно заметить, что, рассматривая итоги этих действий, можно работать над вариантами мимикрии (сходства), необходимыми в определенных ситуациях.

Для приобретения педагогических навыков преподаватель должен иметь четкое представление о том, чего он хочет достичь на текущем этапе развития и становления ученика.

Следует заметить, что во время процесса обучения немаловажным моментом выступает техника речи, которая в первую очередь связана с правильно поставленным голосом, поэтому необходимо тщательно следить за выразительностью интонации, сочетанием градаций сильного, звучного голоса, четкостью дикции, избегать монотонности в произношении фраз, умело и полностью использовать голос, интонацию, паузы. Иными словами, тон речи, акцентировка должны полностью соответствовать характеру и смыслу излагаемого материала.

В целях избежания речевых недостатков подобного характера, которые могут проявляться в работе любого педагога, в том числе - педагога по музыкальным дисциплинам и мешать эффективному восприятию и усвоению учеником материала, будущим учителям необходимо работать, самосовершенствоваться и устранять такие недостатки. Этого можно добиться самостоятельно, систематически применяя определенные упражнения.

Эстетика учителя проявляется в его мимике, открытости, спокойствии и лаконичности движений, оправданности его жестов, соответствующего проявления внимании к ученику, то есть в том, как он себя ведет. Строгая мимика, невнятные движения, иногда искусственные жесты в процессе общения с подопечным, а также отсутствие лидерства недопустимы на уроках. То, как учитель входит в класс, как он смотрит на детей, как он их приветствует - все эти направляющие моменты, которые так или иначе, положительно или отрицательно влияют на ученика. Спокойный, вежливый, терпеливый учитель, который может квалифицированно передать знания ученику, который чувствует динамику обучения каждого ученика и хорошо понимает его эмоциональное состояние, является уверенным и сильным учителем.

Таким образом, умелое владение и применение в учебном процессе педагогических навыков и мастерства играют важную роль в формировании у учащихся положительной динамики при обучении, а также вырабатывают качества, мотивирующих их к обучению.

Список литературы /References

1. Анисимов В.П. К вопросу об исследовании путей формирования научного мировоззрения учащихся средствами искусства. Ч. 2. Петропавловск, 1992. 287 с.

2. Методологическая культура педагога музыканта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. // Под ред. Е.Б. Абдуллина. M.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

3. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. Т., 1996. 86 с.

4. Бабаева Д.Х. Музыкант - психолог - педагог. История длиною в жизнь // Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2020. № 6 (151). Часть 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.