Научная статья на тему 'Педагогические, правовые и нравственные детерминанты модернизации формируемого в России правового государства'

Педагогические, правовые и нравственные детерминанты модернизации формируемого в России правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные формы обучения / компьютерные технологии / советская педагогическая наука / западные модели образования и воспитания / правовые и нравственные детерминанты / модернизация / правовое государство / гражданское общество / основные сферы общественной жизни / отрасли российского права / защита прав граждан и организаций / граж-данское право / уголовное право / семейное право / трудовое право / interaktivnye formy obuchenija / komp'juternye tehnologii / sovetskaja pedagog-icheskaja nauka / zapadnye modeli obrazovanija i vospitanija / pravovye i nravstvennye determinanty / modernizacija / pravovoe gosudarstvo / grazhdanskoe obshhestvo / osnovnye sfery obshhestvennoj zhizni / otrasli rossijskogo prava / zashhita prav grazhdan i organizacij / grazhdanskoe pravo / ugolovnoe pravo / semejnoe pravo / trudovoe pravo / interactive forms of education / computer technology / Soviet pedagogical science / western models of education and training / legal and moral determinants / modernization / constitutional state / civil society / main spheres of social life / Russian law branches / protection of rights of citizens and organi-zations / civil law / criminal law / family law / labor law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович, Гасанов Нариман Набиевич

Предпринята попытка правового анализа модернизации педагогических, образовательных, юридических и нравственных основ формируемых в условиях современной России правового государства и гражданского общества, cтепени развитости правовых и нравственных отношений, их регуляция системой права и моральными регулятивами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович, Гасанов Нариман Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL, LEGAL AND MORAL DETERMINANTS OF MODERNIZATION OF THE LEGAL STATE FORMING IN RUSSIA

The authors of the article attempt to perform the juridical analysis of the modernization of the pedagogical, educational, legal and moral foundations of the rule of law and civil society formed under the conditions of modern Russia, the degree of the development of the legal and moral relations, their regulation by the system of law and moral regulatives.

Текст научной работы на тему «Педагогические, правовые и нравственные детерминанты модернизации формируемого в России правового государства»

52

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Литература

1. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века. М. : Учпедгиз, 1934. 468 с.

2. Виноградов В. В. Русский язык. М.: Высшая школа, 1972. 601 с.

References

1. Bulakhovskiy L. A. The Russian literary language of the first half of the 19th century. M. : Uchpedgiz, 1934. 468 p. 2. Vinogradov V. V. The Russian language. M. : Vysshaya Shkola, 1972. 601 p.

Literatura

1. Bulahovskij L. A. Russkij literaturnyj jazyk pervoj poloviny XIX veka. M. : Uchpedgiz, 1934. 468 s.

2. Vinogradov V. V. Russkij jazyk. M.: Vysshaja shkola, 1972. 601 s.

Статья поступила в редакцию 13.04.2015г.

УДК 308

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ФОРМИРУЕМОГО

В РОССИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

PEDAGOGICAL, LEGAL AND MORAL DETERMINANTS OF MODERNIZATION OF THE LEGAL STATE FORMING IN RUSSIA

© i 2 * *°i5 Магаррамов М. Д., Курбанов М. А., Гасанов Н. Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Magarramov М. D., Kurbanov М. A., Gasanov N. N.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Предпринята попытка правового анализа модернизации педагогических, образовательных, юридических и нравственных основ формируемых в условиях современной России правового государства и гражданского общества, степени развитости правовых и нравственных отношений, их регуляция системой права и моральными регулятивами.

Abstract. The authors of the article attempt to perform the juridical analysis of the modernization of the pedagogical, educational, legal and moral foundations of the rule of law and civil society formed under the conditions of modern Russia, the degree of the development of the legal and moral relations, their regulation by the system of law and moral regulatives.

Rezjume. Predprinjata popytka pravovogo analiza modernizacii pedagogicheskih, obrazovatel'nyh, juridicheskih i nravstvennyh osnov formiruemyh v uslovijah sovremennoj Rossii pravovogo gosu-darstva

i grazhdanskogo obshhestva. Stepeni razvitosti pravovyh i nravstvennyh otnoshenij, ih reguljacija siste-

moj prava i moral’nymi reguljativami.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, компьютерные технологии, советская

педагогическая наука, западные модели образования и воспитания, правовые и нравственные детерминанты, модернизация; правовое государство, гражданское общество, основные сферы общественной жизни, отрасли российского права, защита прав граждан и организаций, гражданское право, уголовное право, семейное право, трудовое право.

Keywords: interactive forms of education, computer technology, Soviet pedagogical science, western models of education and training; legal and moral determinants, modernization, constitutional state, civil society, main spheres of social life; Russian law branches, protection of rights of citizens and organizations, civil law, criminal law, family law, labor law.

Психолого-педагогические науки •••

53

Kljuchevye slova: interaktivnye formy obuchenija, komp'juternye tehnologii, sovetskaja pedagog-icheskaja nauka, zapadnye modeli obrazovanija i vospitanija, pravovye i nravstvennye determinanty, modernizacija, pravovoe gosudarstvo, grazhdanskoe obshhestvo, osnovnye sfery obshhestvennoj zhizni, otrasli rossijskogo prava, zashhita prav grazhdan i organizacij, grazhdanskoe pravo, ugolovnoe pravo, semejnoe pravo, trudovoe pravo.

Сегодня достаточно важной задачей современного российского общества является формирование основ экономически, юридически, духовно и демократически состоятельного правового государства и гражданского общества. То есть таких государства и общества, которые институционально стояли бы на страже интересов человека и гражданина. Задача, конечно, не из простых, но, тем не менее, ее достижение является желанием всех народов, проживающих в нашей стране.

Само понятие «модернизация» по своему объему и содержанию не исключает такой его смысл, как обновление. В таком случае это означает, что в совершенствовании нуждаются основные сферы жизни нашего общества и государства - экономическая, политическая, социальная, правовая и духовно-нравственная.

Ясно, что без комплексной модернизации перечисленных сфер общественной жизни говорить о сколько-нибудь значимом прогрессе в направлении движения к гражданскому обществу и правовому государству нам не приходится. Поэтому, проводя анализ правового и нравственного аспектов жизни нашего общества, мы убеждены, что их коренная модернизация и совершенствование не возможны без качественного изменения их сущностных основ.

Начнем с того, что изменение сущностных основ современного российского государства в направлении его правового состояния невозможно представить без педагогики начальной, средней и высшей школы. Причем процесс гуманизации и гуманизации отечественного образования, о котором говорится в различных научных источниках, невозможно себе представить без качественного обновления всей системы образования. Речь не идет о сломе всего того, что было в недалеком советском прошлом. Скорее нужно говорить о консонансном, синкретичном взаимодействии всего ценного из советской педагогики с вкраплением в нее современных достижений педагогической науки. Ведь очевидно, что представить современную дидактику без широкого использования в учебном процессе компьютерных, мультимедийных, интерактивных форм обучения, до-

статочно сложно или, точнее, невозможно. Поэтому «да» новым формам и методам обучения учащихся школ, средних специальных заведений, студентов вузов. И в то же самое время подводить всю отечественную систему образования под западные модели и образцы без учета всего того добротно наработанного в советское время также недопустимо. Поэтому синтез всего позитивного из советской педагогической науки в купе с современными формами и методами обучения, образования и воспитания, наверное, является одной из тех панацей, которая поднимет современную российскую педагогику, процессы обучения, образования и воспитания на ту высоту, в которой нуждается нарождающееся в России правовое и гуманистическое государство.

Право во все исторические времена являлось уникальным инструментом проводимых политиками преобразований. Но главный его смысл в содержании и духе. Право - это действующая в стране Конституция [1], федеральные конституционные, федеральные и региональные законы, подзаконные акты, локальные акты и т.д. По сути, по ним в идеальном варианте функционирования общества должны жить все граждане независимо от рангов, занимаемых постов, имущественного и должностного положения, вероисповедания, расы, национальной принадлежности и т.д. Россия только в начале этого процесса, и есть надежда, что равенство всех граждан перед законом будет не просто принципом-фикцией, а реальным руководством к действию для всех.

Одним из отраслей действующего в нашей стране права является гражданское право. На наш взгляд именно это отрасль является главным, стержневым основанием проводимой в стране политики модернизации. Поскольку сам предмет данной отрасли юридической науки охватывает гармоничную регуляцию имущественностоимостных и личных неимущественных отношений между гражданами, физическими и юридическими лицами, гражданами, юридическими лицами и публичноправовыми образованиями. Это вопросы продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, судьбы массы наследуемого

54

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

имущества, защиты обычной и интеллектуальной собственности [2]. Это в своей совокупности экономический задел модернизации, обеспечиваемый нормами цивильного права. В своей совокупности с материальными, экономическими условиями жизни людей они предопределяют судьбу процесса модернизации экономики. Отсюда, чем совершеннее действующее гражданское законодательство, тем эффективнее и мобильнее будет протекать процесс обновления всего хозяйственного механизма экономики страны. В этом смысле совершенно оправданными являются предложения целого ряда экономистов и юристов о введении уведомительного, а не регистрационного порядка узаконения деятельности разного рода организационноправовых форм предприятий, то есть юридических лиц. Вместе с тем, отсутствие уставного капитала у таких хозяйствующих субъектов является одной из потенциальных угроз нарушения прав контрагентов, взаимодействующих с такими юридическими лицами. Поэтому «да» уведомительному порядку, но уставной капитал необходим обязательно по той простой причине, что в случае банкротства юридических лиц, необходимы финансовые средства для обеспечения процесса исполнения обязательств соответствующего хозяйствующего субъекта и, прежде всего, перед гражданами. «Да» свободе предпринимательства, но ответственному, способному отвечать по своим долгам. Именно такое ответственное отношение бизнеса к обществу, согражданам является хорошим заделом для проводимой ныне в стране модернизации.

Смежные, материнские отрасли, производные от гражданского права (семейное, жилищное, трудовое) призваны регулировать важные пласты человеческих взаимоотношений в нашем обществе по поводу семьи, жилища и трудовых прав граждан.

Так, семейное право регулирует взаимоотношения между родителями, между ними и детьми, между детьми и органами опеки и попечительства и др. На сегодняшний день около 600 тысяч наших малолетних сограждан являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. В простонародье их называют «брошенными детьми». До сих пор продолжается процесс усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами. И это при катастрофическом снижении общей численности населения страны. Как же должны соотноситься мо-

дернизация и брошенные на произвол судьбы дети, модернизация и усыновление (удочерение) наших малолетних детей иностранными гражданами? Неужели модернизация (обновление) всех сфер жизни общества должна пройти рядом с этими негативными социальными процессами? Нам кажется, что с этой бедой государство должно раз и навсегда покончить посредством строительства в каждом регионе такого количества домов для детей-сирот, какое необходимо для обеспечения процесса их счастливого детства. Благо, сегодня государство располагает такими средствами. Необходимо не частично в отношении какой-то страны, а полностью покончить с порочной практикой усыновления (удочерения) иностранцами российских детей. Тем более это будет созвучно с правительственной программой по стимулированию деторождаемости, именуемой в обществе как «материнский капитал». Мы не ошибемся, если скажем, что об успешности процесса обновления можно будет судить по тому, сколько в обществе социальнообездоленных людей, людей, оставшихся без помощи и опеки со стороны социальных служб государства.

Жилищное право сегодня ориентировано государством регулировать правовым образом взаимоотношения между человеком и гражданином с одной стороны и гражданами, жилищными органами с другой по поводу владения, пользования и распоряжения жилищем. Это проблемы найма, аренды, передачи в собственность жилья, его отторжения, выселения, установления статуса и прав членов жилищного кондоминиума и др. Важно, чтобы семейное право способствовало тому, чтобы граждане жили в уютном, просторном, добротном и комфортном жилье. Это одна из гарантий обеспечения здоровья граждан, без которого невозможна ни одна модернизация.

Сегодня недопустимо низкими являются темпы строительства и ввода в эксплуатацию социального жилья для учителей школ, профессорско-преподавательского состава вузов, медицинских и других работников бюджетных учреждений. Ведь никакая модернизация невозможна без социальной, жилищной поддержки государством перечисленных работников, ибо учителя и преподаватели вузов ответственны за выпуск высококвалифицированных кадров, которые впоследствии и обеспечат процесс обновления страны. Мы не против процесса мобильного обеспече-

Психолого-педагогические науки •••

ния жильем военнослужащих. Но педагоги, не имеющие жилья, вынуждены тратить и без того низкую зарплату на его съем, работать в двух-трех образовательных учреждениях в ущерб качеству образовательного процесса. Такие же условия жизни и деятельности у медицинских работников.

Нынешнее уголовное право России также является обеспечительным правовым механизмом модернизации. Не секрет, что человеком и гражданином, некоторыми руководителями юридических лиц, публично-правовых организаций во всех сферах общественной жизни совершаются общественно-опасные деяния (преступления). И каждое такое событие вредит процессу обновления страны, поскольку нарушается установленный обществом и государством правопорядок. То есть приводит к вредным, отрицательным для всех сфер общества последствиям. Из-за недостаточно высокой социальной защиты граждан растет число тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых из корыстных побуждений. Только экономическое и духовное обновление общества являются панацеями снижения числа общей, рецидивной и латентной преступности в стране. Поэтому уголовное право, его потенциал сегодня востребованы как никогда. Отрадно, что в последнее время наметился тренд в сторону смягчения карательной политики государства, санкций действующего уголовного права по целому ряду экономических преступлений. На наш взгляд, процесс смягчения санкций уголовного закона и по некоторым другим составам (за исключением убийств, причинения телесных повреждений различной степени, краж, грабежей, разбоев, терроризма, государственных преступлений и некоторых других опасных преступлений) в сторону замены лишения свободы на штрафы явился бы оправданным. Это значительно снизило бы расходы на нужды пенитенциарных учреждений. Штрафы значительно пополнили бы казну государства, а преступники все равно получили бы еще одно для себя отрицательное последствие в виде судимости.

Процессуальные отрасли права, в тесном единстве с материальными, также служат делу модернизации общественной жизни. Миллионы гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел ежегодно рассматриваются в судах общей и специальной юрисдикции. Причем каждое такое дело - это судьба либо чело-

55

века и гражданина, либо юридического лица, либо публично-правового образования. Процессуальные отрасли права являются механизмами реализации норм материально-правовых отраслей. Уровень их совершенства и обновления - залог цивилизованности правосудия, реальной защиты прав и свобод человека и гражданина. Именно на обеспечение реальности этого процесса ориентирована проводимая в стране модернизация всех сфер общественной жизни. Защита прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций - основная задача судебно-искового производства. Наказание за административные проступки - смысл административного производства. Привлечение к уголовной ответственности и наказание преступника - функция уголовнопроцессуального производства. Все перечисленное - правовые инструменты государства и общества по обеспечению в стране законности и правопорядка. Поэтому, на наш взгляд, только правоохранительные и правоприменительные органы в тесном единстве и взаимодействии с населением могут обуздать захлестнувшую наше общество волну преступности.

Мы обозначили некоторые правовые основы процесса обеспечения у нас в обществе модернизации основных его сфер. Но следует выделить и духовнонравственную составляющую этого процесса. Во все исторические времена духовность проистекала от людей и являлась своеобразным светильником их душ. А совесть - стержневой основой нравственности. Право - формой воплощения морали. Искусство - проявлением прекрасного в человеке. Философия - любомудрием в нем. Политика - искусством возможного или концентрированным выражением экономики. Религия - верой в справедливость, проистекающей от бога. Все нами перечисленные формы общественного сознания России являются сердцевиной духовности, нравственности. Они также обуславливают успешность прохождения процесса модернизации российского общества и государства в направлении идеального их состояния.

Нравственной детерминантой обновления современного российского общества являются существующие в Дагестане традиционные религиозные общины (уммы) мусульманского, христианского, буддистского и иудейского вероисповедания. Причем традиционные учения этих религий не несут в себе разрушительный потенциал, а

56

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

содержат кумулятивный заряд гуманизма, созидания, обновления, взаимовыручки, взаимоподдержки, сопереживания ближнему и каждому в беде, безвыходной, трудной ситуации. Все это крайне важно подчеркнуть в нынешнее сложное, непростое время произвольного, шарлатанского модернизаторства, доминирующего в Дагестане вероисповедания в угоду узкой группы людей, несущих обществу и государству смерть и разрушения. Вместе с тем важно, чтобы сегмент духовной работы религиозных институтов в Дагестане не простирался в области, охваченные светскими учреждениями и, прежде всего, воспитания и образования. Ведь свобода совести и так дает возможность каждому гражданину самому самостоятельно осваивать основы любого вероисповедания без их введения в качестве одного из учебных предметов в общеобразовательных школах. Не учитывать сказанное - это путь проигрыша в идеологическом противостоянии между здоровыми силами общества и государства и силами религиозноэкстремистского толка. Поскольку преподавание основ той или иной религии в школе заложит в сознание подрастающего поколения идеи, не подкрепленные наукой, что, в конечном счете, подхлестнет как здоровое увлечение теологией, так и нездоровое, способное подготовить идеологических борцов с установленным правопорядком и законностью. Ведь детские души словно тесто, из которого можно слепить любую фигуру и в которую можно заложить семена как светского, так и религиозного характера. Семена религиозного характера итак закладываются в десятках и сотнях медресе, исламских высших учебных заведениях. Поэтому светский характер действующих школ и высших учебных заведений должен быть незыблемым. И поэтому желание чиновников Минобразования РФ ввести в общеобразовательных школах курс «Основ религий» или любого

другого тождественного ему, хоть и в своей основе ориентированного на постижение основ традиционных вероисповеданий, является ошибочным и неоправданным. Оно подвергает сомнению светских характер государственных учебных заведений, противоречит положениям действующей Конституции Российской Федерации об обособленности религии и государства. Между прочим, в советское время и речи не могло быть о введении такого рода учебных дисциплин в программы общеобразовательных школ. Советское общество и государство при этом не знало, что такое псевдорелигиозный терроризм, обрамленный в псевдорелигиозную оболочку.

Выход из ситуации в том, что нам сегодня в сфере образования важно ориентироваться на введение в общеобразовательных школах в качестве обязательных для изучения таких дисциплин, как основы права и государства, истории отечественной и мировой культуры, риторики, этики и эстетики. Необходимо существенно повысить количество часов на освоение, русской, дагестанской и мировой литературы. Одним словом, гуманитаризация образовательного процесса является научной основой процесса привития учащимся школ гуманизма. Именно гуманизм является основой как правового, так и нравственного обновления современного российского общества. Основой возрождения лучших его традиций, совершенствования общей и правовой культуры. Все сказанное - часть объема и содержания достижений и проблем современного нарождающегося в России и Дагестане гражданского общества и правового государства. Изжитие негативных метастазов на их теле - задача нынешних и грядущих поколений. Ее достижение невозможно без права и морали, правовой и нравственной культуры граждан, высокой духовности и совместного гармоничного гражданско-политического существования на основе личной свободы.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Гражданское право. Учебник / под ред.

А. П.Сергеева и Ю. К. Толстого. Т. 1. М. : Проспект. 2005. С. 5-6.

References

1. Constitution of the Russian Federation. M., 1993. 2. Civil law. Textbook / ed. by A. P. Sergeev and

Yu. K. Tolstoy. Vol. 1. M. : Prospect, 2005. P. 5-6.

Literatura

1. Konstitucija RF. M., 1993. 2. Grazhdanskoe pravo. Uchebnik / pod red. A. P. Sergeeva i Ju. K. Tolstogo. T. 1. M. : Prospekt. 2005. S. 5-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.