Научная статья на тему 'Духовность нарождающегося в России правового государства: диалектика этического и правового сознания'

Духовность нарождающегося в России правового государства: диалектика этического и правового сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДУХОВНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / МАССОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / АНОМИЯ ПРАВА / ПРАВОВОЙ ЗАКОН / ПРАВОВАЯ ДУХОВНОСТЬ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

В статье предпринята попытка социально-философского осмысления состояния духовности, гражданского мира, межнационального согласия в условиях нарождающегося в России правового государства и гражданского общества. Такая работа проделана опираясь на этическое и правовое сознание, эксплицируя их на реалии современной общественной жизни нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность нарождающегося в России правового государства: диалектика этического и правового сознания»

36

Известия ДГПУ, №2, 2014

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 101.1

ДУХОВНОСТЬ НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ В РОССИИ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ДИАЛЕКТИКА ЭТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

THE SPIRITUALITY OF THE CIVIL SOCIETY EMERGING IN RUSSIA: THE DIALECTICS OF THE ETHICAL

AND LEGAL CONSCIOUSNESS

© 2014 Магаррамов М. Д., Курбанов М. А.* Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН * Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magarramov M. D., Kurbanov M. A.* Regional Centre of Ethnopolitical Researches, Dagestan Scientific Centre of RAS Dagestan State Pedagogical University*

Резюме. В статье предпринята попытка социально-философского осмысления состояния духовности, гражданского мира, межнационального согласия в условиях нарождающегося в России правового государства и гражданского общества. Такая работа проделана опираясь на этическое и правовое сознание, эксплицируя их на реалии современной общественной жизни нашей страны.

Abstract. The authors of the article attempt to comprehence the status of spirituality, civil peace, interethnic accord in the civil society emerging in Russia from the socio-philosophical view-point. This work is done based on the ethical and legal consciousness, explicating them on the modern social realities in our country.

Rezjume. V stat’e predprinjata popytka sociarno-fibsofskogo osmyslenija sostojanija duhovnosti, grazhdanskogo mira, mezhnacional'nogo soglasija v uslovijah narozhdajushhegosja v Rossii pravovogo go-sudarstva i grazhdanskogo obshhestva. Takaja rabota prodelana opirajas’ na jeticheskoe i pravovoe soznanie, jekspliciruja ih na realii sovremennoj obshhestvennoj zhizni nashej strany.

Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, духовность, сознание, индивидуальное сознание, массовое общественное сознание, моральное сознание, правовое сознание, аномия права, правовой закон, правовая духовность, правовой нигилизм, национализм.

Keywords: jural state, civil society, spirituality, consciousness, individual consciousness, mass public consciousness, moral awareness, legal awareness, anomia of law, juridical law, juridical spirituality, juridical nihilism, nationalism.

Kljuchevye slova: pravovoe gosudarstvo, grazhdanskoe obshhestvo, duhovnost', soznanie, individual'noe soznanie, massovoe obshhestvennoe soznanie, moral'noe soznanie, pravovoe soznanie, anomija prava, pra-vovoj zakon, pravovaja duhovnost’, pravovoj nigilizm, nacionalizm.

Процесс формирования у нас в стране основ правового государства и адекватного ему гражданского общества настоятельно требует осмысления феномена духовности. Ибо существование и возрождение нашей страны, посредством реа-

лизации проекта модернизации всех сфер жизни общества, невозможно себе представить без высокой, возвышенной духовности. По мысли А. Ш. Викторова «реализация инновационного проекта, лишённого национальной духовной осно-

Общественные и гуманитарные науки •••

вы, невозможна» [2]. И в самом деле, с этим тезисом следует согласиться, поскольку духовное существование России во многом детерминировано состоянием индивидуального сознания граждан и объединено - их общественным сознанием.

Что же сегодня понимается под духовностью? Нужна ли она России и востребована ли орбитой массового общественного сознания? И в какой же связи находятся духовность и такие формы общественного сознания как мораль и право? Все эти вопросы являются животрепещущими, требуют логически обоснованных ответов, обуславливают креативность философского и социологического знания, актуальность настоящего исследования.

Духовность на наш взгляд является светильником человеческой души, освещающим жизненный путь, ориентирующим человека поступать нравственно, жить в гармонии c самим собой, окружающими его людьми. Она одухотворяет человека, толкает его постичь высокие идеалы гуманизма и культуры. Духовность - ядро конфронтирующего сознания, усмехающегося над обыденной, убогой социальной действительностью. В этом смысле велик её преобразовательный потенциал. Без духовности нет прогресса, совершенствования общества, достижения им созидательных, жизнеутверждающих начал. Духовность для человека, что солнце для растений. Без первого человек чёрств, в нём нет внутреннего импульса к развитию, а без второго - нет естественной жизни для растительного и животного мира, а также человека. Духовность является одной из важнейших условий возвышения патриотических чувств каждого гражданина, о необходимости которого достаточно часто говориться у нас в стране на самом высоком уровне. По мысли В. И. Добренькова «духовность, православные ценности, соборность предопределили невиданный патриотизм русского народа» [4].

Объём и содержание понятия «духовность» интегрирует в себя все известные формы общественного сознания, а именно: мораль, право, религия, политика, эстетика и наука. Такое понимание, но выраженное в иной трактовке, содержится в трудах известных учёных современной России. Так, по мнению социолога Александра Викторова «феномен духовности включает в себя более десяти различных параметров и измерения: религиозномистический, социальный, философский,

37

творческий, биогенетический, культурный, морально-нравственный, идеологический, этно-национальный, информационный, языковой» [2. С. 66.]. В процитированном тексте даётся более широкий набор детерминант, обуславливающих объём и содержание понятия «духовность». Соглашаясь с мнением этого учёного, следует отметить, что в данной публикации мы рассматриваем духовность сквозь призму форм общественного сознания, то есть, эксплицируя её к знаниям из социальной философии. Очевидно, что приведённые нами и А. Викторовым составляющие понятия «духовность», демонстрируют их важность и жизненную необходимость для позитивных общественно значимых изменений в условиях современной России.

Одной из основ духовной экзистенции любого общества является мораль и наука её изучающая - этика. Мораль представляет собой систему принципов и норм поведения, санкционированных обществом и выполняемых, как правило, добровольно, но не исключается их исполнение боязнью общественного осуждения, либо порицания. Духовная экзистенция осуществляется посредством моральнонравственных норм. И в условиях современной России они являются одной из важных панацей, с помощью которых гармонизируются межличностные отношения на улице, в школе, вузе, семье, трудовых коллективах, а также во всём обществе. При торжестве высокой моральности и нравственности не должно быть места каким-либо противоречиям, включая межнациональные и межэтнические, которые обычно по живому раздирают общественный организм, вносит в него элементы смуты, недовольства и эклектичности. На самом деле для России нет такой величайшей опасности, чем межнациональные конфликты. Их углубление может полностью разрушить российскую государственность. Чтобы избежать это, нужно постоянно и систематически, не жалея сил и энергии, неустанно работать над морально-нравственным воспитанием современной молодёжи. Нужна реальная регулятивная и воздействующая роль морали на общественное сознание. Не проводя такую работу, мы не сможем реально обеспечить процесс формирования основ правового государства и адекватного ему гражданского общества. Мы не ошибёмся, если скажем, что достижение этого идеала во многом детерминировано духовно-нравственным

38

Известия ДГПУ, №2, 2014

совершенствованием общества, адекватным уровнем морального сознания людей, эффективным функционированием различных социальных институтов, включая образования и воспитания. О мероприятиях, которые проводятся у нас в стране в направлении оптимизации университетского образования, можно узнать из выступления ректора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. Садовничего [7]. В прессе, на страницах достаточно известных изданий, высказывается мнение, будто бы «мы пока даже национальную идею не выдумали» [5], с чем никак невозможно согласиться по той простой причине, что такая идея была изложена еще в 1993 году в действующей ныне Конституции. Речь идёт об идеи, что Россия - это правовое и социальное государство. И движение к ним возможно только моральным вкраплением в сознание людей идей добра, справедливости, гуманизма, одним предложением - нравственным взрослением современного российского общества.

Как нам кажется, в государстве идеального образца правовое регулирование общественных отношений должно быть до известной степени вытеснено моральнонравственным регулированием. Ведь «социальные нормы и этические ценности могут сохранять свою силу и без того, чтобы высказываться явно и навязываться законами; они соблюдаются сами собой и навязываются нам привычками нашего тела» [11]. Но как добиться такого состояния и вообще возможно ли обрести эту высоту? Эти вопросы остаются открытыми. Во всяком случае, очевидно, что полностью игнорировать роль иных социальных регуляторов общественных отношений с надеждой на их регуляцию моралью и нравственностью - это значит податься той утопичной иллюзии отмирания не только права и классов, но и государства. Ведь сама общественная практика показала несостоятельность идеи строительства коммунистического общества, в котором место правового регулирования общественных отношений должно было быть заменено естественным путем морально-нравственным.

Нравственная палитра индивидуального сознания человека проявляется через его мечты. Но о чём же мечтают современные россияне? Институт социологии РАН провёл социологическое исследование на тему: «Русская мечта: какая она и может ли осуществиться?» Подавляющее

большинство респондентов (90%) подтвердили, что имеют свою мечту. Так, 27% опрошенных заявили, что они мечтали в юные годы. Часть граждан в возрасте от 16 до 25 лет (31%) не видят смысла мечтать, ибо надо жить в реальном мире. Три четверти опрошенных посчитали, что «жить без мечты не интересно и неправильно». «А в мечтах своих наши граждане видят общество, в котором не меньше 40% занимал бы так называемый средний класс, который и вкалывать умеет, и получает за свой труд по достоинству». Согласно этому же опросу «наибольшей поддержкой в нашем обществе пользуются такие идеи как социальная справедливость (44%), права человека и демократия (28%), стабильность, развитие без потрясений и революций (27%), возвращение России статуса великой державы (26%), возвращение к национальным традициям и вечным ценностям (22%)». О «сильной руке» мечтают 18%, о «России для русских» - 14%, о свободном рынке - 7%. А о новом революционном переустройстве - лишь трое из ста» [5. С. 13].

С учётом темы настоящего исследования немного подробно остановимся на анализе этих предпочтений, присущих части общественного сознания нашего общества. Начнём с социальной справедливости. Именно она, как видно из приведённой статистики, является той основной идеей, занимающей умы значительной части опрошенных респондентов. И это вполне понятно потому, что социальная справедливость предполагает наличие высокой моральности, а, стало быть, духовности. Социальная справедливость в данном случае есть индикатор проверки наличия нравственной составляющей в индивидуальном и массовом общественном сознании, в реальных практических действиях работников органов государственной власти и управления, местного самоуправления, одним словом, чиновников, от повседневной деятельности которых во многом зависит реализация идеи социальной справедливости. Речь идёт, в том числе об уравнительной и распределительной справедливости,

обеспечиваемой в условиях существования власти, деятельностью работников её реализующих. Поэтому высокий процент респондентов, для которых идея социальной справедливости является привлекательной, свидетельствует, с одной стороны, о низком проценте обеспечения властью в обществе социальной справедли-

Общественные и гуманитарные науки •••

вости, с другой - о здоровом нравственном ориентире опрошенных, поскольку привлекательность идеи социальной справедливости имплицитно свидетельствует о наличии в их сознании адекватной моральности.

Говоря о привлекательности идеи прав человека и демократии для 28% респондентов, следует отметить, что сам по себе факт ущемления прав человека не является свидетельством проявления высокой моральной сознательности со стороны тех, кто инициирует такой процесс, включая и тех, кто непосредственно их нарушает. В то же самое время известно, что демократия, как ценность, опять-таки невозможна без соблюдения прав человека, ибо один смысл её дефиниции уже предполагает в качестве обладателя власти народ, который априори не может ущемлять собственные права. Здесь, конечно, речь идёт о проявлении непосредственной демократии, которая сегодня в силу целого ряда объективных и субъективных причин не может быть реализована в полном объёме, а, стало быть, остаётся простор для нарушения прав человека чиновниками, обслуживающими представительную демократию. В таком случае единственно возможными инструментами для реализации непосредственной демократии являются плебисциты, референдумы, местного, регионального и федерального уровней, которые в условиях современной России проводятся не так часто. Значит, в современных условиях представительная демократия является тем институтом, с помощью которого общество стремиться оградить себя от произвола публичной власти, инструментом реализации собственной воли, моделью взаимоотношений власти и общества. Именно через взаимоотношения общества и институтов представительной демократии частично обнаруживают себя степень моральности или аморальности, наличие индивидуального и общественного морального сознания.

Духовная экзистенция современного российского общества ориентирована на стабильность, развитие без потрясений и революций. Так считают 27% опрошенных. Это совсем не маленький процент людей. К стабильной, самодостаточной жизни стремиться почти каждый россиянин. И это вполне понятно, поскольку такое стремление является естественным процессом. Ибо, как командиры судов ищут во время шторма тихие гавани, дабы избежать кораблекрушение, так и лю-

39

ди стремятся в жизни к стабильности. Ведь им приятно, когда сама жизнь не приносит для них какие-либо катаклизмы, идёт тихо, размеренно и вполне прогнозируемо. Вместе с тем стабильность является весьма скользким состоянием общества, если говорить о нём в проекции обозримого будущего, скажем, десятилетия или ещё большего промежутка исторического времени. Ибо вечной стабильности не бывает. Она, как правило, заменяется своей крайней противоположностью, формой проявления которого являются катаклизмы и антагонизмы. И в первом, и во втором случаях люди теряют, как правило, уравновешенность, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание. Результат понятен. Тут вряд ли можно говорить о проявлении во взаимоотношениях между людьми духовности, толерантности, культуры делового общения и нравственности. Именно в ситуациях, когда массовое общественное сознание заражено такими крайними проявлениями человеческой психики, обусловленные отсутствием стабильности в обществе возможны потрясения и крайняя форма их проявления - революции. На сегодняшний день известно, что антагонистические противоречия, потрясения и революции редко дают обществу возможность стабильно развиваться, особенно когда основными лозунгами революций являются призывы «до основания, а затем...». Поскольку в целом ряде случаев из мировой и собственно российской истории известно, когда так называемые революционеры не оставляют камня на камне от прежней экономической системы. В то время как оправдано изречение из обыденной жизни «легче пользоваться готовым, но не изобретать его вновь». Так и экономика. Зачем разрушать её до основания, когда имеются вполне оправданные временем механизмы её обновления и совершенствования. Такую ошибку мы уже допустили во времена 90-х годов прошлого столетия. Плоды такой не совсем обдуманной политики пожинают сегодня все простые россияне и, особенно те, которые сегодня находятся за чертой бедности. А это не маленькая цифра -около двадцать миллионов наших с вами сограждан, обречённых на нищенское, полуголодное существование. В таком случае можем ли мы с уверенностью говорить об их духовной экзистенции, культуре сосуществования, толерантности, патриотизме и высокой одухотворённости? Вряд ли! Тем более «в одних

40

Известия ДГПУ, №2, 2014

обществах в почёте ценности капиталистического обогащения, а в других - ценности коллективной солидарности» [4. С. 7]. Интересно, что «54% россиян в возрасте до 55 лет считают, что индивидуализм и либерализм западного типа - «не наш путь», а для России важны чувство общности, коллективизм и жестоко управляемое государство. Среди респондентов, живущих в мегаполисах, доля противников западных ценностей поднимается до 65%, число их сторонников снижается до 35%» [5. С. 13]. У нас в стране есть часть людей, боготворящих социалистическое прошлое, наверное, каждый второй из вышеуказанных двадцати миллионов относятся к ним. Но вместе с ними бок о бок также существует другая категория людей, для которых ценности капиталистической системы хозяйствования, рыночной экономики являются не просто пустыми и ничем не обеспеченными абстракциями, а реальными жизненными институтами, обеспечивающими им стабильную, безбедную и обеспеченную жизнь. Для кого же в таком случае духовная экзистенция является не просто пустой фикцией, а реальным сегментом их образа жизни. И здесь ответ вполне понятен. Экономическая состоятельность новой страты общества - бизнесменов позволяет им подняться выше над уровнем повседневной суеты и мишуры. Многие из них могут себе позволить вполне роскошную жизнь, как в России, так и в целом ряде других стран, ставших для них второй родиной, надёжным пристанищем их капиталам. Именно экономическая состоятельность и богатство позволяет предпринимателям духовно обогатиться, посещая театры, музеи, выставки, покупать коллекции картин, заниматься благотворительностью и меценатством.

Моральная экзистенция современной России предполагает поддержку и поощрение государством разнообразных форм благотворительности, включая осуществляемую в рамках религиозных организаций. С риторического вопроса владыки Понтелеймона «А знаете, какие есть жертвователи?» мы узнаём, что «один сделал приют у себя на даче, другой принёс пять миллионов нуждающимся» [12]. Последние ценностные качества, к большому сожалению, характерны для немногих из числа предпринимателей. Хотя современное российское общество глубоко нуждается как в благотворительности, так и в меценатстве.

Согласно уже упомянутому социологическому опросу, на вопрос о том, какой государственный строй лучше всего подходит России, количество ответов респондентов распределилось следующим образом: «31% желают социализм с плановой экономикой синкретично с элементами рыночных отношений; 25% -капитализм с элементами планирования и наличием социалистических принципов; 22% - социализм с плановой экономикой и государственной собственностью; и лишь 17% - капитализм со свободной рыночной экономикой, конкуренцией и частной собственностью» [5. С. 13]. Эти данные также являются индикатором разновекторной направленности общественного мнения в современной России в части, касающейся их пристрастий к той или иной модели политической и экономической систем.

Духовность и ее содержательные элементы - культура, этика, менталитет, осмысленная вера, сочувствие, сострадание, сопереживание чужому горю и многие другие ценностные качества почти характерны для всех опрошенных социологами людей. Степень же интериоризации ими духовности, ее элементов и их экстерио-ризации в процессе повседневной жизни таково, что опрошенные представители социума по-разному определяют требования морали и нравственности, в более широком смысле - духовности правилом повседневной жизни, элементами поведения, смыслом и образом жизни. Духовная экзистенция людей разных страт общества детерминирована уровнем обеспеченности их жизни материальными и духовными благами. По этой причине предпочтения экономической и политической системы в процентном соотношении у респондентов кореллируются между социализмом и капитализмом, плановой экономикой и экономикой рыночной.

С момента распада бывшего Советского Союза в массовом общественном сознании, идея возвращения России статуса великой державы занимает умы 26% опрошенных сограждан. На самом деле статус великой державы был имманентной частью индивидуального сознания многих граждан бывшего СССР. Такое положение было достигнуто совместными усилиями советской семьи, институтами образования и воспитания. Если сегодня вновь обратиться к результатам упомянутого социологического опроса относительно семьи, её наличия или отсутствия,

Общественные и гуманитарные науки •••

количества детей в них, идеальном мужчине или женщине, их привычках, то эти данные выглядят следующим образом. Почти половина респондентов - 48% сказали, что семья у них хорошая; другие 42% уверены, что она у них со временем будет. В идеальной семье, считают опрошенные, обязательно должны быть дети -как минимум двое. Только четверть граждан посчитали, что одного вполне достаточно.

А как выглядит идеальный мужчина и идеальная женщина в их российской версии? Выяснилось, что мужчина считает себя идеалом, если он физически силён, умён, не пьёт и не курит, уверен в себе и может обеспечить материальный достаток. Идеальная женщина, с мужской точки зрения, должна быть привлекательной, сексуальной, при этом верной. Женщины считают, что надо быть, прежде всего, красивой, но при этом любящей детей. Самый востребованный тип женщины -«душа компании», а мужчины «надёжный». Идеальная женщина должна, прежде всего, быть верной, любить детей и быть хорошей хозяйкой. А муж идеал пусть умеет зарабатывать деньги, будет верным и не имеет вредных привычек, остальное стерпится-слюбится» [5. С. 13]. Все сказанное - суть, проявления определённой части общественного сознания относительно семьи. Но, и сегодня семье, как в былые времена, в вопросах воспитания и образования детей, подрастающего поколения, включая привития качеств гражданственности, патриотизма, любви к отечеству со статусом великой державы, должна отводится со стороны государства и общества особо ответственная роль. Ибо в её рамках куются нравственные и патриотические ориентиры, так необходимые каждому подрастающему поколению любой страны, включая и Россию. Хотя на Западе, с санкции государства, высших его руководителей, пропагандируются ценности, разрушающие основы традиционной семьи, взаимоотношений в её рамках (это и однополые браки, и пропаганда гей-парадов, и разрешение на усыновления (удочерения) детей однополыми семьями). Сказанное чревато на отдалённую перспективу разрушением морально-нравственных устоев, духовности и всего того хорошего, что было наработано человеческой историей.

Помимо семьи важным составляющим, способствующим реальному обеспечению стране статуса великой державы, воспроизводству человеческого рода,

41

поддержанию материального фундамента духовности является труд. В предыдущие, доперестроечные времена право на труд было почётным правом и обязанностью. Сегодня труд обрел немного иной статус. Хочешь - работай, не хочешь - нет. Принудительный труд у нас в стране запрещён. Понятно, что без него вряд ли возможно реальное существование человека, группы людей и общества в целом. Как подчеркнула исследователь вопроса

Е. Добрынина по данным последней переписи населения, почти 66 миллионов человек в России (или 91% граждан в возрасте от 15 до 72 лет) ходят на работу и проводят там существенную часть своей жизни. Для 77% наших сограждан работа - главный источник средств к существованию. Только на интересную работу можно потратить значительную часть своего времени считают 58% респондентов. А для 47% главное в работе то, сколько за неё платят. В реальности людям при выборе работы важен именно размер заработка (82%), интересное дело выбирали 54%, хорошие условия труда - 39%. О возможности карьерного роста в реальности задумывались только 18%, возможность проявить инициативу привлекала 15%. Поровну и совсем немного - 12% хотели либо «приносить пользу обществу», либо оставить время для себя, для своей семьи или хобби.

В целом по стране меньше третьи (30%) назвали ситуацию у себя на работе хорошей. Для большинства она «удовлетворительная» (56%). Каждый десятый чувствует себя на работе плохо. Правда, в 2003 году таких было на 7% больше. Многие россияне заняты в промышленности, энергетике, транспорте или в строительстве (29%), в «бюджетных» сферах (образование, медицина, наука и культура) -19%, в торговле, сфере услуг и ЖКХ 14%, на селе 6%, в армии и силовых структурах 5%, в сфере государственного и муниципального управления - 4%, в сфере информационных технологий - 2%, не работают 16%.

А среди молодёжи лишь каждый четвертый хотел бы работать в реальном секторе экономики. Примерно каждый пятый (около 20%) хочет стать чиновни-ком-управленцем, финансистом. 27% хотели бы заниматься наукой или работать в сфере образования, медицины и культуры. Каждого десятого привлекают погоны и форма, 15% - торговля и сфера услуг или информационные технологии [5. С. 13].

42

Известия ДГПУ, №2, 2014

Помимо собственно труда и реализации гражданами страны своих способностей к нему совсем рядышком находятся вопросы питания, жилища и пр. Они вместе с продажей человеком своих способностей к труду, составляют единый сегмент материальных условий жизнедеятельности человека и в своей совокупности с духовным, составляют единую квинтэссенцию категории «человеческая жизнь». В ней «большинство граждан считают «удовлетворительным» то, как они питаются, одеваются, насколько они здоровы и обеспечены. В целом жизнь складывается «хорошо» у 38%, вполне нормально у 58%, «плохо» - лишь у 3%. Каждый пятый (22%) так или иначе смог улучшить свои жилищные условия в последние годы. Каждый пятый (21%) мечтает о собственной квартире или доме. Что же касается других дорогих покупок (машина, мебель, бытовая техника), то грезят о них 18% [5. С. 13]. Перечисленные ориентиры наших сограждан можно назвать частью их материальной экзистенции, без которых вряд ли возможно полноценное духовное существование. Синтез, диалектика материального и духовного, объективного и субъективного, бытия и сознания в конечно счёте предопределяют итог человеческой жизни, его содержательной части, становления, развития, расцвета, упадка и гибели, то есть, выражаясь словами Г. В. Ф. Гегеля, перехода в «инобытие».

Частью духовной экзистенции народов, проживающих в России, является их возвращение к национальным традициям и вечным ценностям. Именно так посчитали опрошенные граждане - всего 22%. Возвращение к вечным ценностям - это один из лозунгов эпохи Перестройки и часть нового политического мышления, инициированного бывшим Президентом бывшего СССР М. С. Горбачевым. Сегодня в обновлённой России вечные ценности являются частью духовной кладези значительной части многонационального российского народа, её политической элиты.

Возвращение к национальным традициям также является дискуссионным призывом, получающим соответствующие научные и идеологические оценки в тезисах выступлений на конференциях, проводимых на пространстве бывшего СССР, посвящённых проблеме обеспечения общенациональной идентичности. Возвращение к национальным традициям, поддержание их разнообразного ко-

лорита, государственная поддержка народных промыслов - это часть политики, проводимой новым дагестанским республиканским руководством во главе с профессором Абдулатиповым Р. Г.

Несмотря на приверженность многих россиян идеалам свободы и демократии, часть опрошенных респондентов - Г. Ф. Гегеля, 18% мечтают о «сильной руке». И это не должно явиться удивительным феноменом, поскольку часть населения нашей страны жило в недалёком социалистическом прошлом, где реально функционировала власть «сильной руки», достаточно обеспеченно и комфортно и я ошибусь, если скажу, что при той власти людям жилось из рук вон плохо. В стране не было такого уровня безработицы, как сегодня, не было 20 миллионов граждан, живущих за чертой бедности, 500 тысяч малолетних граждан-сирот при живых родителях, 54 тыс. граждан, усыновлённых (удочерённых) иностранными гражданами, разгромленной и растащенной общенациональной промышленности, собственности. Этот список можно продолжить. Благо, что шлейф этих негативных процессов в обществе был прерван с приходом к власти В. В. Путина, Д. А. Медведева и вновь - В. В. Путина. Мы об этом писали немного ранее в одном из своих публикаций [3].

Следует согласиться с мыслью о том, что российский народ ещё со времен рюриковичей и гедеминовичей знал и знает о власти «сильной руки» не понаслышке. О такой же власти знал и знает бывший советский народ. И, учитывая наличие научных концепций о необходимости наличия в обширном по территории государстве типа России власти «сильной руки», следует согласиться с тезисом, что усиление вертикали власти в нашей стране параллельно с углублением демократических начал осуществления народовластия является научно оправданным и жизненно востребованным. Хотя мне могут и возразить тезисом о взаимоисключении таких процессов. Тем не менее, создание посредством Указа Президента РФ системы федеральных округов и дальнейшая работа федеральной власти и властей субъектов РФ в направлении формирования основ правового государства и адекватного ему гражданского общества свидетельствует о возможности параллельного сосуществования процессов по укреплению вертикали власти и углубления демократических начал при её осуществлении на основе правового закона.

Общественные и гуманитарные науки

43

Согласимся с тем, что национализм и любые его проявления являются антиподами духовности, толерантности, культуры мирного сосуществования людей на основе их личной свободы. Но из числа проанализированных анкет, согласно данным ранее упомянутого социологического опроса, проведённого Институтом социологии РАН, сторонниками реализации лозунга «Россия для русский.» выступили 14% респондентов. Это не маленькая цифра людей с националистическим сознанием, ориентированным на реализацию в обществе деструктивных, разрушительных, а не созидательных идей. Поэтому с национализмом следует бороться всем миром, как на уровне субъектов, так и на уровне всей Российской Федерации. Иначе трудно представить себе обеспечение процесса единого, совместного сосуществования всех народов, проживающих на территории страны.

Уникальным в этом отношении является опыт Республики Дагестан. В ней мирно сосуществовали и живут представители многих этносов и национальностей. Их всех объединяет и цементирует веками им принадлежащая территория, способ производства материальных благ на ней, образ жизни людей, их семейный уклад, общий русский язык - язык межнационального общения, общая культура, традиции, обычаи, нравы, конечно, с соответствующей национальной спецификой. Всё это сохраняется и передаётся из поколений к поколениям устным народным творчеством, прозой, поэзией (республиканской литературой), национальными театрами, музыкой, средствами массовой информации и коммуникации, семейным, школьным, среднеспециальным и университетским воспитанием и образованием, жизнеутвердительными формами общественного сознания. В этом смысле почти всем дагестанцам чужды идеи национализма, национальной нетерпимости и интолерант-ности. Им не нравится, когда через федеральные средства массовой информации и коммуникации их называют «лицами кавказской национальности», понимая, что такой национальности нет в нацио-нологии. Когда официальные представители правоохранительных органов многих субъектов Российской Федерации преступления, совершённые неустановленными лицами, ради обеспечения статистической отчётности раскрываемости, в том числе путем домогания показаний (то есть их получения путем применения

насилия, угрозы его применения) «сваливаются» на дагестанцев. Всё это озлобляет терпимый, мирный дагестанский народ. Сказанным ничуть не утверждается об отсутствии в городах России этнической преступности. Но сами факты вопиющего нарушения работниками правоохранительных и правоприменительных органов административного, уголовного и уголовного процессуального закона по национальному признаку, ставит всех правонарушителей вне рамки действующей Конституции РФ, федерального законодательства, требует реализации принципа неотвратимости наказания за содеянное. Такие представители средств массовой информации должны получить соответствующие меры правового воздействия, то есть наказания.

Никак не укладывается в духовное пространство страны события на Манежной, Болотной площадях и на Бирюлёвской овощебазе столицы. Опять-таки из-за убийства человека средствами массовой информации разыгрывается национальная карта, имеющая националистическую отдушину. Видимо кому-то больно нравится разыграть в России через средства массовой информации национальную карту, стравить людей разных национальностей друг на друга и, скорее всего, такие ангажированные журналисты и их деятельность заранее проплачивается из-за границы фондами, заинтересованными в ослаблении нашей страны, добивающимися её развала и превращения в третьестепенную державу. О таких корнях деятельности журналистов, вовлечённых в так называемые «сетевые войны» писал в своё время д. ф. н., профессор

А. К. Алиев. По его мысли «примером реализации «сетевых войн» в республиках Северного Кавказа является деятельность американских фондов Сороса, Карнеги, Мак-Артуров, немецких фондов Ф. Эберта, К. Аденауэра и т. д. В рамках осуществления ими деятельности отмечены попытки оказания информационно-пропагандистского воздействия на народы Северного Кавказа, направленного на разрушение единого цивилизованного пространства Северного Кавказа и России, устранение пророссийской ориентации в северокавказском обществе, формирование идеологии ненависти к России как стержневой основы «новой кавказской идентичности» [1].

Теперь обратимся к эмпирическим фактам, которые очевидно свидетельствуют, как результаты игры команд субъ-

44

Известия ДГПУ, №2, 2014

ектов Российской Федерации в футбол, могут повлечь за собой всплеск националистических выходок со стороны отдельных болельщиков-фанатов. Так, Президент футбольного клуба «Терек» Магомед Даудов 21 сентября 2013 года прокомментировал решение суда, который приговорил 23-летнего Вячеслава Усова к штрафу в 1000 рублей за поджог флага Чечни на стадионе «Петровский». По его мнению, странно, что на скамье подсудимых оказался один человек, хотя на фотоснимках, сделанных во время матча, видно, что действуют несколько хулиганов. «Странно выглядят законы, которые позволяют публично осквернять госсимволы субъектов России и фактически не нести за это никакой ответственности. И почему в зале суда оказался всего один хулиган, когда на фотографиях отчетливо видна группа лиц? Этот же негодяй, которого оштрафовали, в следующий раз сожжет десять флагов, чтобы прославиться в глазах подобных себе, попасть на страницы газет». Магомед Даудов также подчеркнул, что случившееся должно послужить поводом для ужесточения ответственности за подобные проступки. «Нам было важно, чтобы вопиющий случай не остался без внимания и осуждения [8]. Вслед за этим событием 28 октября 2013 года руководство футбольного клуба «Анжи» попросило Российскую футбольную премьер-лигу рассудить двух соперников в связи с провокацией со стороны краснодарских фанатов во время игры «Кубань» - «Анжи». После победы в выездном матче, в котором махачкалинцы были признаны лучшими, несколько футбольных фанатов публично сожгли дагестанский флаг. После чего хулиганы скрылись. Представители ФК «Кубань» считают, что это были провокаторы. «Болельщики не могли пойти на такой вандализм, - сказал пресс-атташе В. Иванов. Мы непременно выясним имена хулиганов». И очень жаль, что в законодательстве РФ еще не существует нормы, по которой карались бы глумления над флагами стран. Пока таким хулиганам грозит штраф не более одной тысячи рублей. А вот с футбольного клуба, именем которого прикрывались провокаторы, могут взыскать приличную сумму [9]. Эти два случая, когда фанаты глумятся над государственными символами двух субъектов СКФО в общем отражают содержание индивидуального националистического сознания отдельных болельщиков-фанатов, но не гоже, чтобы такие явления стали массовыми, переводящими

массовое общественное сознание на националистическую волну. Поэтому в «условиях нарастающей угрозы одичания, варварства, духовной деградации, творческая прослойка общества обязана встать на защиту культуры и нравственности, за сохранение гуманитарной среды, за развертывание по всем городам и населённым пунктам массовой просветительской деятельности» [10]. Вместе с тем, возмездием на пути развития событий в таком направлении могли бы стать действия властей г. Санкт-Петербург. Там недавно нашему земляку Тагиру Хайбулаеву -дзюдоисту, родившемуся в г. Кизилюрт, завоевавшему золотую медаль на летних Олимпийских играх в Лондоне и чемпионке по вольной борьбе Наталье Воробьевой перед зданием Комплексной школы высшего спортивного мастерства, на Каменноостровском проспекте, были воздвигнуты бронзовые фигуры.

Этот пример достаточно примечателен тем, что бронзовые фигуры принадлежат представителям разных субъектов федерации, людям разных национальностей, но объединёнными завоеванными золотыми медалями на Олимпийских играх, прославлением тем самым единой страны - России. Вот в таком ключе могли бы мыслить, сосуществовать друг с другом представители всех национальностей и народностей, населяющих нашу великую страну. Если сказать кратко о том, как свести к минимуму любые проявления национализма, то следует согласиться с мыслью о том, что «стабилизация этнополитических процессов и национальных и межнациональных отношений возможна только в стабильном обществе, где господствует благополучие, правопорядок, законы нравственности, взаимопонимание и толерантность» [1. С. 3].

В духовном сегменте россиян 7% опрошенных мечтают о полноценном свободном рынке. Но сегодня в нашей стране это уже не чьи-то мечты, а вполне ощутимая реальность, посредством собственного кошелька правосубъектных граждан. Но у нас в стране понятия «свободный рынок» и «безответственность», граничащая с правонарушением становятся реальностью. В то время как свободный рынок должен функционировать опять-таки на основе действующего права, законов и подзаконных актов. Сегодня монопольно высокие цены на энергоресурсы, услуги естественных монополий, картельные сговоры - это «нормально», несмотря на систематические проверки, предупрежде-

Общественные и гуманитарные науки •••

ния и наказания Антимонопольных управлений субъектов РФ. Словом есть хорошие законы, добросовестные правоохранители и правоприменители, но не все юридические лица подчиняются установленному в стране правопорядку. В итоге страдают рядовые граждане, то есть те, которые являются потребителями продаваемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг. В таком случае, о какой духовности (в плане её наличия или отсутствия) у руководителей юридических лиц - предпринимателей можно говорить?

Среди опрошенных имелись и такие респонденты, которые до сих пор мечтают, во что бы то ни стало, реализовать идею «о новом революционном переустройстве», хотя их количество равно лишь троим из ста опрошенных. Наш ответ этим людям таков, что новое революционное переустройство, во-первых, нашей стране не нужно по той простой причине, что почти весь российский народ не желает этого, ибо ими «насытились»; во-вторых, многие революции оставляют после себя и в материальном, и в духовном плане разве что пустыню и безысходность; в-третьих, все революции истории человечества затевались гениями, осуществлялись фанатиками, а плодами пользовались поддонки; в-четЮртых, для какой бы то ни было революции в нашей стране нет ни объективных, ни субъективных предпосылок; в-пятых, весь цивилизованный мир видит в политической, экономической и правовой системах, подобной российской, спасение и созидательное будущее. В таком случае, спрашивается: зачем нам какие бы то ни были революции? Ответ таков, что они остаются уделом мечтаний незначительной группы людей, жаждущих политического и ничем неоправданного реванша под лозунгом «революцию ради самой революции». Народ тут не берётся в счёт, ни в какой проекции, включая его обеспеченной, самодостаточной жизни и благополучного существования.

Духовное развитие и экзистенция нашей страны невозможно себе представить без права, как совокупности правил поведения, санкционированных государством и выполняющихся благодаря его принудительной силе. На наш взгляд правовая духовность древних вавилонян - в законах царя Хаммурапи, древних греков - в законах Солона, древних римлян - в законах Сервия Тулия, Двенадцати таблиц и во всём древнеримском частном и пуб-

45

личном праве. Но в эти исторические времена не все право было гуманистичным по своему содержанию. Отсюда мы различаем позитивную и негативную правовую духовность. Сегодня нам как никогда нужна позитивная правовая духовность.

Сегодня можно говорить о двойственности природы права, суть которой в том, что, с одной стороны, право - это совокупность нормативно-правовых актов, с другой стороны - право является универсальным инструментом, формирующим общественное сознание. России предстоит долгий путь перехода от обыденного правового сознания человека и гражданина к теоретическому, рациональному сознанию. Без такого перехода немыслимо себе представить торжество в обществе правового закона, ликвидацию симптомов правового нигилизма и, вытекающего из него, процесса аномии права (потеря им своей ценности и значимости). Степень духовности общества тем выше, чем в своей сознательной деятельности каждый гражданин соизмеряет акты своего поведения с действующим правом. Безусловно, в таком случае и само право должно быть цивилизованным, совершенным, привлекательным в глазах значительной части общества, корреспондироваться с нормами морали и принципами естественного права.

Сказанное не означает, что в условиях России следует принижать роль морально-нравственной регуляции общественных отношений. Скорее речь следует вести о неком тандеме, синкретизме, дихотомии, амбивалентности морально-нравственной и правовой регуляции общественных отношений. При таком исходе дела остается не снятым противоречие между идеалом правового государства и реальной практикой его осуществления. Речь идёт о том, что, с одной стороны, модель идеального государства предполагает минимизацию всякого принуждения при регулировании общественных отношений, ибо такая регуляция в своей основе будет базироваться на нормах морали и нравственности. С другой стороны, реальная практика строительства такого государства не просто не исключает правовое регулирование и связанное с ним принуждение, а, наоборот, говорится о новом цивилизованном уровне правового регулирования. В таком случае само право, как юридическая основа такого регулирования, должно тесно корреспондироваться с нормами морали и

46

Известия ДГПУ, №2, 2014

нравственности, лежащими в основе естественного права. Такая постановка вопроса находит отражения в содержании трудов ряда известных деятелей философии права, этики и юриспруденции. Как важнейшую задачу будущих поколений И. А. Ильин определял новое познание сущности права и государства с помощью обновившегося правосознания и исторического опыта великих тысячелетних традиций духовнонравственных исканий, в том числе необходимостью «работать над моральным усовершенствованием права» [6].

При снятии существующих у нас в стране проблем будет величайшей ошибкой уповать только на силу и авторитет только права, закона и подзаконных актов. Необходим синтез юридического и этического, правового и нравственного, совершенствования уровня нравственного и правового сознания людей.

Опираясь на сказанное, можно констатировать, что объём и содержание категорий «мораль» и «право» в чем-то едины, а в чём-то они различаются. Вместе с тем очевидно следующее: во-первых, это совершенно самостоятельные понятия общественной жизни; во-вторых, несмотря на свою относительную самостоятельность, они образуют две формы общественного сознания - моральное и правовое; в-третьих, в условиях идеального государства почти все нормы права должны корреспондироваться с моралью, реализовать её гуманистическую сущность; в-четвЮртых, синкретичное рассмотрение морали и права позволяет нам произвести достаточно чёткую границу между двумя взаимосвязанными категориями - «законом» и «правовым законом». Закон не всегда может корреспондироваться с нормами морали, в то время как правовой закон своей принудительной силой реализовывает нравственные нормы, нормы естественного права. Мораль и правовой закон, как нам кажется, -это две стороны одной медали. Одним словом, и мораль, и право являются важными формами индивидуального и общественного сознания, служат реальными рычагами обеспечения модернизации всех сфер общественной жизни.

Подытоживая сказанное, сформулируем несколько обобщающих выводов, суть которых сводится к следующему:

• моральное сознание, каждого человека, являясь составным сегментом понятия «духовность», как правило, опосредует его поведение и адекватное существова-

ние в рамках социума. На самом деле, именно моральная регуляция общественных отношений в нашей стране имеет большую перспективу среди инструментов регуляции по той простой причине, что моральные устои общества, во-первых, возникли исторически раньше правовых; во-вторых, в количественном отношении субъектов принуждения мораль опять-таки находится в гораздо выгодном и выигрышном положении, нежели право, ибо в первом случае речь идёт о выполнении норм добровольно, либо принудительно под угрозой общественного осуждения или порицания, а во втором - добровольно, либо осуждением и наказанием органами государственного принуждения. Понятно, что исходя из логики объём и содержание категории «общественное принуждение» шире категории «государственное принуждение». В силу такого положения дел, мораль как форма общественного сознания и этика, в известной степени, как его содержательная часть, должны всё больше преподаваться в современных общеобразовательных школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Таким путём достигается вкрапление в индивидуальное сознание граждан нравственных регу-лятивов, которые со временем могут стать принципами гуманистического и гармоничного сосуществования граждан на основе их личной, индивидуальной свободы, при минимуме карательного насилия;

• правовое сознание, как выражение правовой духовности, также является крайне важным и необходимым для каждого сознательного гражданина страны. Немыслимо представить современную жизнь россиян без хорошей, отлаженной и гармоничной правовой системы, ибо отсутствие права и законности - это прямой путь к произволу, насилию и хаосу. Но сегодня также совершенно очевидно, что хорошего права, его выражения - законов, подзаконных актов, явно недостаточно. Нам как никогда необходимо, чтобы действующее право стало частью индивидуального сознания граждан, работников правоохранительных и правоприменительных органов. И здесь опять-таки, как с механизмом формирования этического, морального сознания, велика преобразующая роль институтов воспитания и образования, которые каждодневно должны работать в направлении привития современной молодёжи, иным слоям населения основ права и правовой

Общественные и гуманитарные науки

47

культуры. Только таким путём можно правопорядка, торжества правового зако-обеспечить в стране режим законности и на, правовой духовности.

Литература

1. Алиев А. К. Современные этнополитические процессы в Дагестане // Дагестанская правда (приложение к газете). 2011. 30 июля. № 280-281. С. 3. 2. Викторов А. Ш. К проблеме сохранения русской культуры и российской цивилизации // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 1. С. 55. 3. Гасанов М. Г., Магаррамов М. Д. Двадцать лет российских реформ: динамика общественного бытия // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы. Монография / под общей ред. члена-корр. РАН М. К. Горшкова и проф. А.-Н. З. Дибирова. Москва-Махачкала,2011. С. 208-222. 4. Добреньков В. И. О возможности и необходимости национальной русской социологии // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 1. С. 6.

5. Добрынина Е. Великая русская мечта // Российская газета. 2012. 19 июня. № 137. С. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006. 97 с. 7. Ивойлова И. Университет - платформа права // Российская газета. 2012. 10 июля. № 155. С. 12. 8. URL: http://www.

newsfiber.com/p/s/h?v=EhE8p7XD1kdA%3D+gTkp07yJhFk%3D. Время обращения - 31 октября 2013 г. 9. URL: http://www.sknews.ru/photo/63437-fk-kuban-budet-iskat-provoka-torov-incidenta-s-sozhzheniem-flaga.html Время обращения - 31 октября 2013 г. 10. Россия между модернизацией и деградацией // Политологические очерки. М., 2011. 125 с. 11. Шустерман Р. Мыслить

через тело: гуманитарное образование // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 56. 12. Яковлева

Е. Усилие быть человеком // Российская газета. 2012. 10 июля. № 155. С. 11.

References

1. Aliev A. K Modern ethno-political processes in Dagestan // Dagestanskaya Pravda (supplement to the newspaper). 2011. July 30. # 280-281. P. 3. 2. Victorov A. Sh. The problem of preserving the Russian culture and Russian civilization // Vestnik MGU. Series 18. Sociology and Political Science. 2012. # 1. P. 55. 3. Gasanov M. G, Magarramov M. D. Twenty years of Russian reforms: the dynamics of social life / Twenty years of reform: results and prospects. Monograph / under the general editorship of corresponding member of RAS M. K. Gorshkov and prof. A.-N. Z. Dibirov. Moscow-Makhachkala. 2011. P. 208 -222. 4. Dobrenkov V. I The possibility and necessity of the national Russian Sociology // Bulletin of MSU. Series 18. Sociology and Political Science. 2012. # 1. P. 6.

5. Dobrynina E. Great Russian Dream // Rossiyskaya Gazeta. 2012. June, 19. # 137. P. 13.

6. Ilin I. A. General theory of law and state. M., 2006. 97 p. 7. Ivoylova I. University right platform //

Rossiyskaya Gazeta. 2012. July 10. # 155. P. 12. 8. URL: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=

EhE8p7XD1kdA% 3D + gTkp07yJhFk% 3D. Access date: October, 31, 2013. 9. URL: http://

www.sknews.ru/photo/63437-fk-kuban-budet-iskat-provoka-torov-incidenta-s-sozhzheniem-flaga. html Access date: October, 31, 2013. 10. Russia between modernization and degradation // Political science essays. M., 2011. P. 125. 11. Shusterman R. Thinking through the body: a liberal education // Problems of Philosophy. 2006. # 6. P. 56. 12. Yakovleva E. Force to be a man // Rossiyskaya Gazeta. 2012. July 10. # 155. P. 11.

Literatura

1. Aliev A. K. Sovremennye jetnopoliticheskie processy v Dagestane // Dagestanskaja pravda (prilozhenie k gazete). 2011. 30 ijulja. № 280-281. S. 3. 2. Viktorov A. Sh. K probleme sohra-nenija russkoj kul'tury i rossijskoj civilizacii // Vestnik MGU. Serija 18. Sociologija i politologija. 2012. № 1.

S. 55. 3. Gasanov M. G., Magarramov M. D. Dvadcat' let rossijskih reform: dinamika obshhestven-nogo bytija // Dvadcat' let reform: itogi i perspektivy. Monografija / pod obshhej red. chlena-korr. RAN M. K. Gorshkova i prof. A.-N. Z. Dibirova. Moskva-Mahachkala, 2011. S. 208-222.

4. Dobren'kov V. I. O vozmozhnosti i neobhodimosti nacional'-noj russkoj sociologii // Vestnik MGU. Serija 18. Sociologija i politologija. 2012. № 1. S. 6. 5. Dobrynina E. Velikaja russkaja mechta //

Rossijskaja gazeta. 2012. 19 ijunja. № 137. S. 13. 6. Il'in I. A. Obshhee uchenie o prave i gosudar-stve. M., 2006. 97 s. 7. Ivojlova I. Universitet - platforma prava // Rossijskaja gazeta. 2012. 10 ijulja. № 155. S. 12. 8. URL: http://www. newsfber.com/p/s/h?v=EhE8p7XD1kdA%3D

+gTkp07yJhFk%3D. Vremja obrashhenija - 31 oktjabrja 2013 g. 9. URL: http://www.sknews.ru /photo/63437-fk-kuban-budet-iskat-provoka-torov-incidenta-s-sozhzheniem-flaga.html Vremja

obrashhenija - 31 oktjabrja 2013 g. 10. Rossija mezhdu moderniza-ciej i degradaciej // Poli-tologicheskie ocherki. M., 2011. 125 s. 11. Shusterman R. Myslit' cherez telo: gumanitarnoe obra-zovanie // Voprosy filosofii. 2006. № 6. S. 56. 12. Jakovleva E. Usilie byt' chelovekom // Rossi-

jskaja gazeta. 2012. 10 ijulja. № 155. S. 11.

Статья поступила в редакцию 05.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.