Длительная продуктивная работа нашего интеллекта нуждается в определенной ритмичности. Учащийся должен уметь чередовать свою работу уже потому, что ему приходится изучать несколько дисциплин одновременно и этому должно способствовать разумна составленное расписание занятий,
- надо двигать <<фронт наступления» равномерно, чтобы потом за два дня до экзамена, не пришлось делать судорожных прорывов в науку.
Великие ученые, Леонард Эйлер, Жуковский, учат, как важна в работе ее систематичность и непрерывность. Это означает, что каждому студенту необходимо внушить, что надо начинать работать с первого дня семестра и до его последнего дня. Нередка случаи, когда студенты жалуются, что им не хватило дня на подготовку к экзамену. Вопрос об экзаменах неотделим от вопроса обучения. Подготовка к экзамену уводит вдумчивого студента к началу семестра, а другие пытаются изучить какой-либо предмет в несколько предэкзаменационных суток.
Экзаменатор должен быть искренне заинтересован в том, чтобы объективно выяснить глубину усвоения студентом изученной дисциплины. К сожалению, среди преподавателей имеется те, кто стремится превратить экзамен в инквизиционный допрос с различными оттенками унижения личности и стремлением показать какой он «умный и талантливый». Предлагая студенту трудный вопрос на «блиц-сообразительность», преподаватель забывает, что сам над этим вопросом бился не один час! К.Э. Циолковский, подводя итоги своей педагогической деятельности в школе, вспоминал: «Отметки ставил щедро и это не только не вредило, но даже способствовало работе учеников».
Заведующие кафедрами должны категорически запрещать всем экзаменаторам демонстрировать на экзаменах свою «ученость» и ставить студентов в неловкое положение - «какие они все дураки и какой я умный». Для того чтобы не разрушать рабочего, спокойного тона экзамена не надо вслух реагировать на списывание и шпаргалки. Если студент понимает списанное достаточно хорошо, то в дальнейшем глубину знаний можно проверить парой, тройкой дополнительных вопросов, что не дает повода усомнится в неподготовленности и снижать оценку.
И главное, адресуя скорее к начинающему преподавателю, не думайте, что вы самый умный и всезнающий. А они - студенты, необразованная масса, что вы - само совершенство, а они скопище всех пороков и недостатков^ что только вы любите и глубоко донимаете науку,, а они - лентяи и тугодумы, не в состоянии решить даже простенькую задачу. Вот вам пример из биографии великих ученых: «Из вас, Эйнштейн ничего путного не выйдет», - говорил учитель физики.
«Господин Чайковский очень плох», - написано в характеристике, выданной великому композитору после его выпускного концерта, - «у него ни грамма таланта». Ни один великий человек не рождался великим! В заключение первой лекции я обычно рассказываю об Евклиде, который сказал когда - то своему правителю, пенявшему на трудности теорем евклидовой геометрии: «В науке нет царских дорог!»
«Научить учиться - одна из важнейших задач высшей щколы», - говорил К.Вейерштрасс. Самый большой враг творчества - равнодушие, безразличие, отчужденность. Равнодушному никогда не открывается истина. Помните, перед вами молодые пытливые умы и кто знает, возможно, среди них присутствуют новые Ломоносовы, Ньютоны и Эйнштейны!
Сахневич О.Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономическое сознание и мышление взаимосвязаны. Однако они не тождественны и должны быть проанализированы в отдельности для того, чтобы глубже понять механизм формирования экономических знаний.
Экономическое сознание вбирает в себя социально-экономические нормативы общественной жизни, правила, регламентирующие деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и людей. Составная часть сознания — это личные убеждения и принципы, определяющие отношения к экономическим явлениям и закономерностям, мотивы и потребности участия в производстве.
Экономическое сознание формирует экономические качества - чувство хозяина; добросовестное отношение к труду; осознанную дисциплину; бережливость, коллективизм, умение
рационально организовать свой труд; нетерпимость к любым проявлениям беспорядка; заботу об охране природных богатств.
Формирование элементов экономического сознания начинается, как правило, в семье. Определенное отношение к вещам, игрушкам, предметам быта, независимо от стремления родителей, воспитывает у детей определенное отношение к экономическим ценностям. Ребенок слышит разговоры взрослых о деньгах; при нем делаются покупки, обсуждаются расходы. Еще не владея элементарными знаниями об экономике, он начинает воспринимать деньги как ценность, как своеобразный эквивалент игрушек и других важных для него вещей. Отдельные отрывочные представления со временем складываются у него в многообразную картину особого рода отношений, связанных с удовлетворением материальных и духовных потребностей.
Со временем родители начинают специально обсуждать с детьми материальные заботы. Детей привлекают к планированию расходов, к участию в покупках. Вместе с тем в формировании осознанного отношения к экономике семьи постоянно возникает и не всегда правильно разрешается ряд противоречий. Так, дети школьного возраста фактически отстраняются от планирования крупных приобретений. У многих детей стихийно складывается представление о том, что родители обязаны удовлетворять все их нужды и стремления. Именно на этой почве вырастает потребительское отношение к родителям, появляются желания, которые родители уже не в состоянии удовлетворить.
Крайне редко родители беседуют с детьми о внесемейных экономических проблемах. По результатам социологических опросов установлено, что лишь 8 родителей из 100 рассказывают детям о содержании правительственных решений по вопросам экономики и бережливости.
Дети порой становятся свидетелями повышения благосостояния семьи за счет доходов, получаемых незаконным путем. Противоречивость экономического сознания, формируемого в семье, проявляется в неодинаковом отношении школьников, студентов к личной и общественной собственности. Возникает ориентировка на двойную систему ценностей, норм, правил поведения.
Многое в формирование экономического сознания учащихся, студентов зависит непосредственно от преподавателя. По-разному используются преподавателями экономических дисциплин источники экономических знаний: наибольшее внимание, как правило, уделяется работе согласно государственным стандартам по знакомству и закреплению основных дидактических единиц. Реже в качестве средств обучения используются телепередачи на экономические темы, несмотря на то, что на телевидении сейчас не один экономический канал. Мало используется научно-популярная литература, периодика. Различия методов воздействия на студентов, субъективизм в руководстве экономической подготовкой будущих участников экономической и производственной
I деятельности - таковы моменты, осложняющие решение задач, поставленных перед учебным заведением.
Экономическое образование студентов опирается на следующие умения:
оперировать экономическими понятиями и суждениями;
строить умозаключения, доказательства, опровержения;
пользоваться экономическими категориями и показателями, а также опираться на них в | учении и трудовой деятельности;
I владеть методикой выполнения экономических расчетов;
оценивать эффективность деятельности по ее конечному результату.
находить оптимальные, экономически оправданные решения в ситуациях, связанных с практической деятельностью.
Сознательно деятельным выпускник учебного заведения может быть только в том случае, если его учеба будет сочетаться с практикой, учитывающей экономические отношения, т.е. когда студент осознанно будет учитывать основы экономической культуры и свои потребности, интересы, стремления будет реализовывать в соответствии с социальной потребностью.
Следует вести работу по развитию активности каждого студента в овладении системой экономических знаний, умений и навыков. Усвоение основ экономических знании зависит от их способностей и личной активности. Усвоение идет избирательно, приспосабливаясь к ранее выработанным позициям и тем интересам, которые сформированы на моменг окончания средней школы.
Одной из составных частей экономического воспитания является экономическая культура. Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, трудового коллектива, отдельного
работника. Экономическая культура - это совершенно особая, отличная от всех других характеристика экономической жизни общества. Ее своеобразие состоит в том, что, будучи синтезом материального и духовного, она формирует целостность экономической системы и образа жизни современного общества.
Формирование экономических знаний зависит от следующих факторов: цели воспитания:
экономической политики государства;
возрастных особенностей, интересов и склонностей студентов; экономических знаний и мастерства педагогов; взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью общества.
Формирование экономического мышления не может происходить в рамках отдельной экономической дисциплины или воспитательного мероприятия. Необходимо, чтобы содержание экономического образования отражалось в структуре всех основных дисциплин через меж предметные связи.
Рассомахин А.Ю., Андрюхин А.В., Трубников Ю.Г., Аврутский С.А
ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЦЕНТРА СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА
При организации эффективной коммерческой деятельности на рынке технических средств (ПТР) освоения ресурсов океана и услуг по их ремонту, при разработке и внедрении системы маркетинга предприятия вступают во взаимоотношения с предприятиями и отраслями всероссийского и регионального значения, организациями и населением.
Стабилизация производственной деятельности предприятия с длительным технологическим циклом изготовления продукции на рынке средств производства при реализации плавучих технических средств, используемых для освоения ресурсов океана, и услуг судоремонтных заводов должна способствовать налаживанию такой коммерческой деятельности, которая обеспечивала бы получение достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени.
Стратегическая цель производственного объединения - достижение финансового результата (получение прибыли). Основная задача системы управления маркетингом - обеспечение производства технических средств, привлекательных для покупателя (потребителя) на целевом рынке Успех руководства маркетингом напрямую зависит от деятельности структурных производственных подразделений предприятия, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Федеральные органы власти и управления разрабатывают направления экономического развития и внедрения мероприятий научно-технического прогресса, совершенствующих производство продукции, соответствующей потребностям рынка средств производства, в частности, плавучих технических средств освоения ресурсов океана.
Основными элементами рынка средств производства являются продавцы - изготовители технических средств освоения ресурсов океана и покупатели, эксплуатирующие эти средства при освоении ресурсов океана по всем его направлениям.
Продавцы — предприятия океанического машиностроения. При разработке маркетинговых планов всех уровней на предприятии должны учитываться интересы производственнофункциональных подразделений.
Финансовые подразделения волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов.
Технические службы предприятий стремятся решать новые конструкторско-технологические и эксплуатационные проблемы в изготовлении средств оснащения для производства технических средств и их эксплуатации в соответствии с научно-техническим процессом (НТП)
Планово-производственный, планово-экономический отделы и отдел труда и заработной платы, отдел строителей, подготовки производства решают сложные задачи производственнохозяйственной деятельности предприятия (объединения) в точности с учетом внедрения системы бюджетирования: формируют портфель заказов, оформляют заключенные контракты на