работника. Экономическая культура - это совершенно особая, отличная от всех других характеристика экономической жизни общества. Ее своеобразие состоит в том, что, будучи синтезом материального и духовного, она формирует целостность экономической системы и образа жизни современного общества.
Формирование экономических знаний зависит от следующих факторов: цели воспитания:
экономической политики государства;
возрастных особенностей, интересов и склонностей студентов; экономических знаний и мастерства педагогов; взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью общества.
Формирование экономического мышления не может происходить в рамках отдельной экономической дисциплины или воспитательного мероприятия. Необходимо, чтобы содержание экономического образования отражалось в структуре всех основных дисциплин через меж предметные связи.
Рассомахин А.Ю., Андрюхин A.B., Трубников Ю.Г., Аврутский С.А
ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЦЕНТРА СУДОСТРОЕНИЯ И СУДОРЕМОНТА
При организации эффективной коммерческой деятельности на рынке технических средств (ПТР) освоения ресурсов океана и услуг по их ремонту, при разработке и внедрении системы маркетинга предприятия вступают во взаимоотношения с предприятиями и отраслями всероссийского и регионального значения, организациями и населением.
Стабилизация производственной деятельности предприятия с длительным технологическим циклом изготовления продукции на рынке средств производства при реализации плавучих технических средств, используемых для освоения ресурсов океана, и услуг судоремонтных заводов должна способствовать налаживанию такой коммерческой деятельности, которая обеспечивала бы получение достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени.
Стратегическая цель производственного объединения - достижение финансового результата (получение прибыли). Основная задача системы управления маркетингом - обеспечение производства технических средств, привлекательных для покупателя (потребителя) па целевом рынке Успех руководства маркетингом напрямую зависит от деятельности структурных производственных подразделений предприятия, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Федеральные органы власти и управления разрабатывают направления экономического развития и внедрения мероприятий научно-технического прогресса, совершенствующих производство продукции, соответствующей потребностям рынка средств производства, в частности, плавучих технических средств освоения ресурсов океана.
Основными элементами рынка средств производства являются продавцы - изготовители технических средств освоения ресурсов океана и покупатели, эксплуатирующие эти средства при освоении ресурсов океана по всем его направлениям.
Продавцы — предприятия океанического машиностроения. При разработке маркетинговых планов всех уровней на предприятии должны учитываться интересы производственно-функциональных подразделений.
Финансовые подразделения волнуют проблемы наличия и использования средств, необходимых для претворения в жизнь маркетинговых планов.
Технические службы предприятий стремятся решать новые конструктореко-технологические и эксплуатационные проблемы в изготовлении средств оснащения для производства технических средств и их эксплуатации в соответствии с научно-техническим процессом (НТП)
Планово-производственный, планово-экономический отделы и отдел труда и заработной платы, отдел строителей, подготовки производства решают сложные задачи производственно-хозяйственной деятельности предприятия (объединения) в точности с учетом внедрения системы бюджетирования: формируют портфель заказов, оформляют заключенные контракты на
производство технических средств и оказание услуг, решают вопросы ценообразования, поддерживают деловые взаимоотношения заводов-строителей и судоремонтными заводами с покупателями плавучих технических средств и потребителями судоремонтных услуг, разрабатывают перспективные и оперативные планы и пути их реализации, генеральные и стапельные графики постройки объектов, согласовывают с заказчиками оптовые цены и систему взаиморасчетов, в том числе себестоимости, проектирования норм и нормативов и т.д.
Предприятия океанического машиностроения для обеспечения процесса строительства технических средств должны иметь (или наладить и осуществить) прямые и обратные связи с поставщиками материально-технических ресурсов и контрагентской номенклатуры, исчисляемых десятками тысяч позиций в номенклатуре комплектования строящихся объектов.
Службы маркетинга должны постоянно следить за деятельностью поставщиков, особенно за графиками контрагентских поставок сложных схем и систем. Нарушение регулярных поставок комплектующих сорвет последовательность работ стапельного расписания, что незамедлительно, в свою очередь, сорвет сроки постройки объектов при всех равных условиях и увеличит затраты по их сооружению.
Океаническое машиностроение является отраслью материало-, энерго- и трудоемкой. В условиях действия рыночного механизма для рассматриваемых производств важной задачей является не только определение круга своих потребителей на вторичном рынке, но и выбор надежных поставщиков материалов и огромного количества комплектующих на первичном рынке, установление с ними долгосрочных, а в некоторых позициях поставок прямых, постоянных, взаимовыгодных связей на всех уровнях организации производства.
Во внешней среде на предприятия океанического машиностроения, и в целом на отрасль, непосредственное влияние на маркетинговые решения оказывают:
государственная политика в отношении проблем освоения ресурсов океана, что в свою очередь потребует значительного развития производств различных технических средств. На то рассчитывается принятием федеральной целевой программы по производству гражданской морской техники;
заключение контрактов, связанных с освоением и эксплуатацией месторождений ресурсов океана на шельфах и морях на федеральном и региональном уровнях — строительство нефтегазовых фубопроводов на о.Сахалин, нефтепровода и морского терминала в Де-Кастри, нефтепровода из Иркутской области в порты Приморского края, право на строительство завода природного сжиженного газа и перегрузочного терминала на юге о.Сахалин, модернизация буровой платформы «Орлан», крупный проект по производству и установке основного механического основания (ОМО), железобетонных оснований гравитационного типа для буровых платформ LUN-A и РА-В и другие проекты;
законодательство по регулированию деятельности зарубежных фирм и отечественных предприятий в решении вопросов освоения и использования ресурсов океана — «Соглашение о разделе продукции (СРП)»;
потребитет (покупатели) плавучих технических средств и судоремонтных услуг -предприятия гражданских отраслей и военно-промышленного комплекса, для которых строится техника и организуется и осуществляется оказание различных судоремонтных услуг. Взаимодействия между продавцами и покупателями строятся путем прямых долгосрочных контрактов через технические проекты и конкурсы тендеров на поставку техники и расчетно-финансовых документов с помощью представителей Регистра России и военной приемки (ВП).
страховые компании, осуществляющие страхование коммерческих и кредитных рисков, объектов капитального строительства на берегу и акваториях, депозитов, страхование от аварий, огня и стихийных бедствий. Выбор вида страхования предприятие осуществляет на страховом рынке. От правильного выбора вариантов страхования в большой степени зависит коммерческий успех деятельности предприятия по производству техники и оказанию судоремонтных услуг;
аудиторские службы представляют собой, как правило, независимые хозрасчетные или коммерческие организации, осуществляющие финансовую и бухгалтерскую экспертизу, контроль за деятельностью хозяйственных субъектов. Аудиторская служба может быть создана на предприятии (фирме, производственном объединении) как самостоятельное подразделение, назначаемое Общим собранием акционеров на определенный срок, и обеспечивается за счет средств, выплачиваемых акционерным обществом.
рекламные фирмы - это профессиональные организации, направленные на выполнение рекламных мероприятий в системе рыночной экономики, которые, по мнению рекламодателей, должны существенно увеличить доходность предприятий, улучшить их имидж. Рекламные мероприятия способствуют формированию портфеля заказов (или тендеров) на строительство плавучих технических средств, а также совместному участию в выполнении проектов освоения ресурсов океана, заключению взаимовыгодных деловых контрактов предприятий с потребителями в приобретении привлекательной для них техники.
Взаимоотношения между продавцом и покупателем на рынке средств производства складываются в зависимости от системы организации службы маркетинга на первичном, вторичном и государственном рынках в форме заключения контрактов или конкурсных тендеров.
Предприятие должно разработать такую структуру службы маркетинга, которая была бы в состоянии взять на себя всю работу: процесс исследования рынка средств производства и конкурентов, разработку стратегии и программы достижения целей предприятия, организацию сдачи, передачи объектов ПТС и их сервисное обслуживание.
Основная функция ведущего подотдела (группы) в системе маркетинга «Маркетинговые стратегии и программы» заключается в разработке основных планов по организации производства и строительству ПТС соответствующего технического уровня и качества, стратегии ценообразования, привлечения инновационных проектов. Это подразделение непосредственно взаимодействует со всеми функциональными подразделениями (отделами) предприятия.
Разработка стратегии ценообразования непосредственно зависит от инфляции в экономической системе страны. В условиях инфляции ценовая стратегия предприятия не может получить достаточно надежное обоснование без оценки инфляционного ожидания или без обоснованного, взвешенного прогноза изменения цен на его продукцию и приобретаемые материально-технические ресурсы с учетом общего инфляционного фактора в экономике на прогнозируемый или планируемый период.
Для оценки инфляционного ожидания в ценовой стратегии предприятия рекомендуется использовать показатели, которые приняты в статистической практике и социально-экономическом прогнозировании - сводный индекс цен на продукцию и услуги, систематически рассчитываемый Госкомстатом РФ и являющийся основным показателем уровня инфляции. Он рассчитывается еженедельно, по уточненным данным ежемесячно по отношению к декабрю прошлого года.
При оценке темпа инфляции необходимо учитывать:
■ денежно-кредитную и финансовую политику государства;
■ динамику производства товаров и услуг и динамику валового внутреннего продукта в прогнозируемом периоде.
Инфляция и непредсказуемый рост цен оказывает разрушительное влияние на экономику. Для отдельных предприятий ее воздействие на финансовое положение и на производство может оказаться губительным. Инфляция — это главная причина обесценения рубля, падения его валютного курса, она является основным препятствием для включения российской экономики в систему международных экономических взаимоотношений. Это создает определенные предпосылки для формирования благоприятных условий деятельности предприятия, проведения маркетинговой политики и стабилизации рыночных цен.
Неправомерно в условиях переходного периода российской экономики применять подход к учету фактора времени, действующий в странах с развитыми рыночными отношениями (с незначительной инфляцией), где не разделяются фактор времени и фактор инфляции, где действует правовая основа управления инфляцией.
Как следует из вышеизложенного, экономическая среда страны определяет состояние и дееспособность предприятий океанического машиностроения следующими факторами: конкурентность ПТС на внешнем рынке средств производства; изменение политических и экономических связей в АТР; дефицит бюджета страны; среднегодовые темпы инфляции; вид собственности предприятий-участников рынка средств производства; правовые государственные акты, регламентирующие процесс принятия и реализации управленческих решений; основные налоговые положения и внешнеэкономической деятельности; структура отраслей народного хозяйства страны; уровень развития финансовой системы страны и др.
Научно-технический и социальный прогрессы в условиях общественного строя приводят к систематическому повышению уровня образования, профессиональной подготовки, квалификации,
физического и морального потенциала кадров, что в количественном плане может быть приравнено к дополнительному фонду рабочего времени (как сложный труд приравнивается к умноженному простому). Под влиянием технического прогресса постоянно улучшается и качественный состав производственных фондов, более интенсивно происходит их обновление. Таким образом, можно сказать, что технический прогресс в значительной степени материализуется в самих ресурсах, увеличивая объем и продуктивность.
Предлагаемая модель включает параметры с количественной и качественной характеристикой, а также фактор, учитывающий влияние технического прогресса на моделируемый процесс.
Развитие производительности труда проходит с некоторой инерцией, т.е. при внедрении новых технических мероприятий экономические последствия от их внедрения несколько отстают, в основном, связанные с совершенствованием ОПФ и других капиталоемких мероприятий. В данном случае внедрение научных исследований в практику дают результаты в кратчайшие сроки.
Используя предложенный методический подход в расчетах по вариантам («до» и «после») производительности труда (или приростов объемов производства), изменяющихся в связи с внедрением разработанной и предлагаемой маркетинговой системы в производство с длительным технологическим циклом как разницу величин затрат на мероприятие в соответствии с периодом - от начала разработки до внедрения и освоения на предприятиях. Такой подход позволяет определить прирост объемов производства в целом по предприятию, который принимается как основной показатель для исчисления экономического эффекта у потребителя плавучих технических средств в освоении ресурсов океана.
С внедрением маркетинговой системы повышается технический уровень производства и выпускаемой продукции на предприятии производителе (заводе-строителе), а также экономичность работы техники у предприятия потребителя, что является важным резервом повышения его эффективной деятельности. Все многообразие предложений и мероприятий маркетинговой системы по совершенствованию выпускаемой (конкурентоспособной) техники можно свести в наиболее характерные т руппы расчета годового экономического эффекта от внедрения их и направленных на:
■ относительную экономию трудовых, материальных и энергетических ресурсов;
■ повышение производительности флота, плавучих технических средств в освоении океана, сокращении стоянок судов, механизма подвижного сооава других видов транспорта;
■ повышение надежности и долговечности работы плавучих технических средств, безопасности мореплавания и эксплуатации различных видов техники, используемой для освоения ресурсов океана по всем его направлениям;
■ экономию валюты и повышение выходной эффективности эксплуатации.
Расчет эффективности от внедрения мероприятий и предложений производится путем сравнения показателей реализуемого мероприятия (предложения) с базовыми показателями по этому направлению. В качестве базы для сравнения принимаются показатели действующей техники и технологии, организации управления производством и труда до внедрения этого мероприятия (предложения). Определение годовой экономической эффективности от внедрения предложения (мероприятия) основывается на сопоставлении текущих и сопотствующих капитальных затрат по базовому и внедряемому вариантам с учетом затрат на внедрение и освоение. При этом в расчетах эффекта можно использовать как абсолютные значения этих показателей, так и их удельные значения на единицу объема продукции (услуг). Текущие затраты предприятий, использующих океанические технические средства, включают ежегодные затраты по эксплуатации техники, на перевозку грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные и прочие портовые операции, судоремонт, другие виды работ и услуг. Кроме того, в состав текущих расходов входят амортизационные отчисления по нормативам от стоимости основных производственных фондов, включающие отчисления на полное восстановление изношенных фондов и их капитальный ремонт.
В целом годовой экономический эффект от внедрения системы маркетинга на предприятиях с длительным производственным процессом представляют собой суммарный эффект по всем сферам потребления, в которые предприятие поставляет продукцию или услуги:
Э=^ЭГА„
1=1
f где 3j — годовой экономический эффект от производства и использования единицы данной техники или услуги, применяемой в i-й сфере потребления, руб. База сравнения принимается индивидуальной по каждой сфере потребления нововведения; А, - часть выпуска (программы) нововведения (новой техники) или услуги в расчетном году, предназначенная для применения в i-й сфере потребления, в натуральных единицах (показателях); п — количество сфер потребления нововведения (новой техники) или услуг.
Вышеперечисленные мероприятия не все могут проявляться в производственной деятельности рассматриваемого предприятия, на котором внедряется маркетинговая система, поэтому в расчет включаются те, которые непосредственно целесообразны и относятся к определенной продукции и услугам (дающим экономический эффект), выпускаемой и предложенной данным заводом.
В состав экономического эффекта должна включаться не только экономия ресурсов на данном предприятии (прямая экономия), но и экономия, достигаемая в результате внедрения предложения (мероприятия) в смежных производственных хозяйствах (как сопутствующая, косвенная экономия). В соответствии с этим при определении экономического эффекта по предложениям, влияющим на экономические показатели не только данного предприятия или объекта, но и смежных производственных подразделений и объектов, необходимо включать в расчет не только прямые, но и сопутствующие капитальные и текущие затраты.
Внедрение разработанных методических подходов к маркетинговой системе на предприятиях с длительным производственным циклом изготовления продукции и оказания ремонтных услуг повышает технический уровень производства и выпускаемой продукции, а также производительность предприятий, использующих плавучие технические средства в освоении ресурсов океана.
Бутова О.Р
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Современное общество, заинтересованное в своем развитии в решении многочисленных научных, экономических и других проблем, выдвигает заказ на образование творческих педагогов, помогающих решать эти проблемы. Поэтому современной реформируемой школе необходим педагог гибкий, мобильный, конкурентно способный.
Проблема педагогического творчества в педагогической науке изучалась достаточно полно, и, тем не менее, этот процесс еще не завершен. Так, большое внимание проблемам творчества в деятельности педагога уделяли В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калич, Ю.Л. Львова и др.
Проблема творчества в большей степени очень активно изучалась психологами Б.Г. Ананьевым, А.II. Леонтьевым, P.C. Немовым, С.Л. Рубинштейном. Однако, несмотря на то, что в настоящее время наукой накоплено много материала в области педагогической деятельности, вопросы становления творческой направленности студентов — будущих учителей.
Педагогическому творчеству можно и нужно учить студентов. Несмотря на то, что формулы творчества нет, можно говорить, по словам В.И. Загвязинского, о примерных процедурах поиска принятия и воплощения в жизнь творческого педагогического решения. Необходимо сознательно формировать, стимулировать творческий поиск, для этого нужно показать студентам элементы, этапы творческого процесса, максимально оптимизировать процесс обучения, т.е. отказаться от шаблона, трафаретности.
Вопрос профессионально-творческой подготовки студентов один из самых сложных.
Педагогическая деятельность является одной из самых творческих областей. В ней очень много общего с другими творческими областями человеческой деятельности, но имеются и своеобразные черты, присуще только ей.
К определению понятия творчества существуют разные подходы. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона творчество определялось следующим образом: «Творчество — в прямом смысле - созидание нового». Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение - это 99% пота и 1 % вдохновения».