А.В. Бондаренко,
коммерческий директор ОАОХК "Дальзавод"
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА НОВОВВЕДЕНИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Рассмотрены основы формирования инновационных рынков судоремонтной продукции, методы определения спроса, емкости рынка и рыночной сегментации.
Завершающим этапом инновации является коммерциализация результатов научно-технической деятельности на рынках нововведений.
Под рынком нововведений (инноваций) понимается совокупность механизмов товарного обмена в виде купли-продажи новшеств на внутреннем и внешнем рынке под воздействием спроса и предложения.
Основное условие и принцип формирования рынка инноваций -признание новшеств товаром, который обладает определенной потребительской стоимостью, ценой, является объектом конкуренции, купли-продажи и имеет соответствующие инновационные коммуникации, обеспечивающие передвижение товара от производителя к потребителю.
Инновационной следует считать продукцию, обладающую потребительской стоимостью (ценностью) и ценой, пользующуюся спросом и являющуюся объектом конкуренции. Попав на рынок, продукция становится инновационным товаром, имея при этом ряд разновидностей и по-разному характеризуя новшества. Достаточно полно товарный разрез новшеств раскрывает Г.Д.Ковалев [4], они подразделяются на:
- единичные, представляющие инновационный товар как продукт интеллектуальной деятельности с определенным жизненным циклом;
- объектные - несколько связанных новшеств, в совокупности образующих новую потребительскую стоимость (новый автомобиль, самолет и т.п.);
- базовые - комплекс взаимосвязанных новшеств, обеспечивающих потребность в новых продуктах или новое качество экономического роста;
- программные - комплекс единичных объектов и базовых новшеств вплоть до взаимозаменяемых, обеспечивающих новую потребность.
С такой видовой структурой разновидностей инноваций продукции в целом можно согласиться. Однако, по нашему мнению, ее следует дополнить нематериальными новшествами, так как вышеперечисленные отражают, в основном, материальные новшества.
Следует отметить, что все результаты инновационной деятельности (ИД) делятся на материальные и нематериальные.
К материальным относится разработка и освоение новых потребительских товаров, машин, приборов, материалов, средств автоматизации.
К нематериальным относятся результаты ИД, например, "ноу-хау", товарные знаки, промышленные образцы, права на изобретения, технологии, на которые оформляются лицензионные соглашения, патенты. Реализуются они на международных лицензионных рынках. К инновационному товару следует относить и товарные знаки.
В качестве товара на рынках нововведений должны выступать результаты инновационной деятельности и инновационная продукция (ИП), к ней относится новая, модернизированная, усовершенствованная продукция, услуги, новые формы организации труда, управления производственными, социальными и технологическими процессами.
Отличительная особенность рынка инновационной продукции -развитие рынка заказов на новшества. Производитель ИП выходит на него не с готовой продукцией, а с заказом на новшества, то есть со способностью выполнить заказ потребителя.
К инновационной продукции также относятся лицензии, патенты, новые технологии, которые являются объектами купли-продажи. В качестве результатов инновационной деятельности выступают и незапатентованные "ноу-хау", представляющие конфиденциальные знания, навыки в работе, методы организации труда, производства, маркетинга и т.п.
Кроме того, существуют "ноу-хау" в области незапатентованных знаний, практический опыт, умение проводить научно-исследовательские, проектно-инструкторские технологические разработки в области экономики и организации производства наукоемкой продукции, дизайна, управления и т.п. [5]. Коммерциализация "ноу-хау" и продажа лицензий осуществляется в основном на мировых рынках и подлежит отдельному изучению.
Инновационная продукция как результат инновационной деятельности оформляется в виде инновационных проектов, которые фигурируют на инновационных рынках. Она относится к интеллектуальной собственности, и ее авторы приобретают авторские права, которые в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством защищаются законами РФ.
На международных лицензионных рынках продаются изобретения и "ноу-хау", на которые патенты не требуются. При этом права авторства следует оговаривать в лицензионных соглашениях, в противном случае можно лишиться авторских прав.
В соответствии со ст. 138 ГК РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров" сказано: "Товарный знак и знак обслуживания подлежат лицензированию и являются объектами охраны фирменной интеллектуальной собственности, и, следовательно, объектами купли-продажи" [3]. На их приобретение имеют право производители и продавцы товара, так как они служат основой для выбора покупки товара.
Промышленные образцы как объект нематериальных видов инновационной продукции характеризуют единство технических, эстетических, функциональных свойств продукции и также подлежат лицензированию, но не являются объектом охраны интеллектуальной (промышленной) собственности.
Подлежит лицензированию и патентование права на изобретение, которое также является объектом охраны интеллектуальной собственности.
Таким образом, лицензии на инновационную продукцию делятся на патентные и беспатентные. В свою очередь, патентные лицензии подразделяются на лицензии на научно-технические знания и лицензии на промышленные образцы, изделия. К беспатентным видам лицензий относятся товарные знаки, различные виды услуг и "ноу-хау".
Руководствуясь принципами лицензирования и действующим законодательством, формируются и действуют международные лицензионные рынки инновационной продукции, а также внутренние рынки результатов ИД, которые функционируют на основе определенных принципов торговли, нововведений рыночных механизмов, маркетинговых стратегий. Однако Россия еще слабо представлена на них (за исключением военной продукции), и здесь имеется огромное поле деятельности для отечественных научных подразделений.
Развитие рынка нововведений в России осуществляется в соответствии с общей стратегией маркетинга новшеств и начинается с определения потребности в ИП для личного и производственного потребления. Это обусловливает формирование рынков новшеств (РН) потребительских товаров для личного потребления и рынка продукции производственно-технического назначения (машин, оборудования, приборов и т.п.).
Исследования автора показали, что в основу формирования РН положено изучение потребностей общества и спроса на инновационную продукцию, формирование портфеля заказов; оценка потенциальных возможностей предприятий (фирм) и разработка планов продвижения и продаж ИП.
С этой целью необходимо провести глубокий анализ рынка нововведений (спроса, предложения, сегментов рынка, поведения конкурентов и потребителей ИП). На этой основе можно разработать достаточно обоснованный план продвижения и сбыта ИП.
Определение потребностей и формирование предложений инновационной продукции осуществляется производителем или ее владельцем. Потребность в инновационной продукции и ее удовлетворение тесно связаны с маркетинговыми исследованиями рынка новшеств, накоплением ресурсов, платежеспособным спросом. Потребность в ИП формируется в сознании человека под воздействием конкуренции, научно-технического прогресса (НТП), роста доходов населения и предприятий, так как для реализации потребностей в инновационной продукции нужны финансовые и материально-технические ресурсы.
В этой связи нужно сбалансировать потребности и возможности общества путем тщательного анализа, соизмерения их финансовых ре-
сурсов и объективно спланировать порядок их удовлетворения в зависимости от наличия и целевого использования.
Необходимо учитывать, что потребности, спрос, предложение, потребление тесно связаны и взаимообусловлены.
Вначале формируются потребности в ИП. Затем идет процесс накапливания или кредитования ресурсов (финансовых, научно-технических) и реализации спроса. Переход от потребности к спросу и потреблению ИП осуществляется на основе накопления ресурсов, наступления платежеспособного спроса населения, предприятий и коммерциализации нововведений.
Таким образом, спрос можно характеризовать как платежеспособную потребность общества, которая реально существует, может быть удовлетворена на основе объективного планирования и прогнозирования ее удовлетворения.
Такая постановка вопроса вполне приемлема, так как платежеспособная потребность выступает как реальная возможность общества для удовлетворения конкретной потребности в ИП. Определение потребностей является ответственным этапом при формировании портфеля заказа на инновационную продукцию и служит для оценки спроса и предложения, на основе которых формируется ассортимент, объемы выпуска продукции и продаж ее на рынках нововведений.
Личные потребности населения формируются под воздействием моды, стиля, достижений НТП и платежеспособного спроса на инновационную продукцию. Поэтому их формирование и спрос на них возрастает по мере повышения доходов населения, уровня народного благосостояния и культурного уровня населения.
Производственные потребности в инновационной продукции производственно-технического назначения формируются под воздействием НТП при стабилизации экономики, освоении новых безотходных, лазерных, биологических технологий, при глубоком моральном и физическом износе технологического оборудования и т.п.
Следует отметить, что существующие потребности должны регулироваться в соответствии с ресурсами общества. Надо иметь в виду, что в отличие от личных, производственные потребности формируются в соответствии с планами реконструкции, модернизации заводов, цехов, отраслей экономики в процессе воспроизводства основных фондов.
Современное развитие производства, конкурентоспособности продукции связано с научно-техническим прогрессом, следствием которого являются разработки, освоение и выпуск новых технологий, прогрессивных видов продукции, аппаратов, приборов, средств автоматизации и механизации и т.п.
В этой связи определение потребностей и формирование спроса для производственных целей и личного потребления различны. Мы считаем, что личные потребности и платежеспособный спрос в товарах личного потребления необходимо формировать исходя из численности населения региона (Ч), рациональных норм душевого потребления (Нд), платежеспособного спроса населения (Кпл) с учетом структуры потребления (Сп) новых, конкурентоспособных видов товара.
Определение личных потребностей (ПС) автором предлагается производить по формуле:
ПС = Ч х Нд х Кпл х Сп.
Более сложным является определение платежеспособного спроса на инновационную продукцию производственного назначения, которая связана с множеством факторов и, в первую очередь, с выпуском новой конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынка, с переоснащением материально-технической базы (МТБ) новейшим оборудованием, применением прогрессивных, малоотходных, лазерных, биологических и других технологий. Здесь потребности определяются наличием двух основных факторов:
- новых конкурентоспособных средств производства, технологий, материалов и т.п.;
- инвестиций для инноваций.
Рынок новшеств производственно-технических товаров формируется различными способами. Для производителей новой продукции рынок новшеств также определяется размером платежеспособного спроса и соответствующим предложением предприятия (продавца) инновационной продукции, емкостью ее рынка. На основании определения потребности в ИП фирма уточняет спрос и формирует предложение тех или иных ее видов.
Формирование и удовлетворение спроса на промышленную продукцию, услуги по судоремонту и модернизации оборудования судов можно осуществлять с помощью рыночной сегментации, то есть путем разбивки рынка продукции на сегменты и группировки потребителей по соответствующим группам изделий, видам работ.
По каждой группе изделий разрабатываются маркетинговые комплексы с указанием заводов-производителей, характеристик изделий, их цен, сбыта, потенциальных потребителей. Недооценка или отсутствие этих комплексов негативно влияет на сбыт продукции.
За основу рыночной сегментации приняты: весь товарный рынок, характеризующий различные варианты спроса отдельных потребителей; различные варианты использования новых товаров (услуг).
Предприятие, которое выбирает отдельные сегменты рынка, должно провести комплексное маркетинговое исследование выбранного сегмента рынка и обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности своей продукции (высокое качество изделий и относительно невысокие затраты). Это позволит ему завоевать определенную долю сегментов рынка своего товара.
Многие предприятия работают одновременно на нескольких сегментах и небезуспешно. При этом они должны тщательно анализировать положение дел в сегментах своих товаров и поведение конкурентов, не допуская потери спроса и выгоды от снижения конкурентоспособности своей продукции.
При этом предприятия, выпускающие продукцию для нескольких сегментов рынка, должны использовать стратегию дифференцированного маркетинга, базирующегося на разграничении сегментов и выработке
продукции конкретно для каждого сегмента и потребностей потенциальных потребителей. В то же время все потребители продукции на каждом сегменте рынка подразделяются по своему платежеспособному спросу, географическому положению, целевому назначению покупателей продукции.
Таким образом, потребность в инновационной продукции производственно-технического назначения определяется исходя из:
- наличия сегментированного рынка новой продукции;
- платежеспособности потребителей;
- географии потребления;
- наличия инвестиции новой продукции и ее целевого использования.
Предприятия-изготовители инновационной продукции должны исходить из правильного выбора рынка инновации и его емкости, с одной стороны, и платежеспособного спроса населения - с другой.
Емкость рынка продукции промышленного назначения можно определить по формуле, предложенной Н.П.Гончаровой и др. [1]:
В = О + Зн - Э + И +3п - Эк + Ик,
где О - общий объем производства товаров в стране;
Зн - запасы товара на складе заводов, базах и т.д.;
Э - экспорт;
И - импорт;
Зп - снижение (рост) запасов данного изделия на складах, базах и т.п., включая неустановленное оборудование;
Ик - косвенный импорт;
Эк - косвенный экспорт.
Косвенный экспорт - изделия, используемые для производства другого, поставляемого на экспорт товара в качестве деталей или приборов. Учитывается как косвенный импорт, так и косвенный экспорт.
Наряду с этим емкость рынка товаров (изделий), имеющих большой круг потребителей, можно определить с помощью данных статистики с учетом всех факторов, учитывающих объемы продаж за прошлый период.
Для этого широко используются многофакторные регрессионные экономико-математические модели, учитывающие сложившиеся в прошлом объемы продаж, платежеспособный спрос, интенсивность НТП и инновационной деятельности, сложившуюся емкость рынка, число предприятий-изготовителей данного изделия.
При наличии нескольких предприятий-изготовителей и существующей между ними конкуренции необходимо определять уровень спроса (С) каждого предприятия по общеизвестной формуле [2]:
С = В х У,
где В - емкость рынка данного товара;
У - рыночная доля данного предприятия на определенном сегменте рынка (В).
Учитывая то обстоятельство, что объем спроса постоянно меняется, занимая при этом большую или меньшую емкость рынка, необходимо определить вначале минимальный спрос на продукцию, а в дальнейшем,
при комплексном маркетинговом анализе спроса и предложения, - прогнозировать возможное изменение емкости рынка при повышении качества и конкурентоспособности продукции.
Знание емкости рынка позволяет определить, какую часть его занимает продукция предприятия по каждому ее виду, перспективы наращивания объемов производства и сбыта продукции, а также размеры затрат на маркетинговые мероприятия, рекламу и продвижение товара на рынке.
Зная емкость рынка, общую его потребность в продукции производственного назначения рекомендуется определять по формуле [2]:
п
Пп = ^ Н X К , 1=1
где Пп - потребность 1-ой промышленности в 1 году;
К - объем капиталовложений в 1 году в 1-ой отрасли;
Н - норматив потребности в изделиях в 1-ой отрасли в 1-ом году.
Потребность в новой продукции должна определяться для каждой отдельно взятой отрасли региона с учетом специфики выпускаемой продукции.
Формирование рынка нововведений в судоремонте и его сегментацию необходимо осуществлять, базируясь на потребности в новых видах судового оборудования, прогрессивных технологиях судоремонта по различным классам судов и видам технического оснащения и т.д.
При этом сегментацию рынка новых изделий судоремонта целесообразно проводить с учетом класса судов, географии места базирования, их функционального назначения, условий эксплуатации, принадлежности судовладельцам, отраслевого признака и форм межзаводской кооперации. Классификация сегментов рынка изделий производственного назначения для судоремонта представлена в табл.
Опираясь на предложенную классификацию сегментов рынка, можно приступать к формированию рынка новой продукции и нововведений в судоремонте. По оценкам автора, в Приморском крае, как наиболее емком в отношении судоремонта регионе, сосредоточено до 20% судоремонтных заводов страны.
Потенциальными потребителями судоремонтной продукции являются:
- холдинговая компания "Дальморепродукт" - одна из крупнейших в Российской Федерации рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний с 60-летним сроком производственной деятельности;
- ОАО "Дальневосточное морское пароходство" - крупнейшее в России транспортное предприятие, имеющее сотни судов различного класса;
- Преображенская база тралового и рефрижераторного флота, которая специализируется на добыче и переработке рыбной продукции;
- Находкинская база тралового и рефрижераторного флота;
- Тихоокеанский военно-морской флот, имеющий сотни единиц военно-морского флота.
Кроме этих крупных судовладельцев в крае действуют 212 мелких и средних судоходных компаний, фирм различных форм собственности, занятых транспортными перевозками [6].
Насчитывается свыше 3200 судов, нуждающихся в модернизации и научно-техническом перевооружении, а вышеперечисленные судовладельцы - потенциальные потребители новых видов судоремонтной продукции и услуг - являются во многом продуктом инновации [6].
Классификация сегментов рынка изделий производственного назначения для судоремонта
Классификационный признак сегментации рынка Содержание классификации сегментов рынка
1. По географическому месторасположению Разбивка мирового рынка на: 1) внешний и внутренний рынок; 2) региональные рынки - европейский, азиатский, африканский, южно-американский, североамериканский; 3) рынки отдельных стран - российский, американский, китайский, японский, французский и т.д.; 4) внутригосударственные региональные рынки (краевые, областные, районные)
2. По климатическому признаку Разбивка рынка на сегменты изделий различного исполнения: для работы (потребления) в северных, южных, тропических условиях; условиях вечной мерзлоты
3. По условиям эксплуатации Изделия во взрывобезопасном, морском, радиационном, высокотемпературном и другом исполнении, включая эксплуатацию в агрессивных средах
4. По отраслевому признаку Сегменты рынка по отраслевому признаку подразумевают классификацию потребителей по их принадлежности к определенной отрасли: промышленность, транспорт, капитальное строительство, сельское хозяйство и т.п.
5. По судовладельцам Для отдельных отраслей, например, судоремонта, сегментация рынка осуществляется по судовладельцам: 1) морской транспорт; 2) рыбное хозяйство; 3) военно-морской флот; 4) научно-исследовательский флот академии наук и т.п.
6. По классу судов Сегменты рынка классифицируются на: - транспортный флот; - грузовой флот; - грузо-пассажирский флот; - рыбодобывающий и перерабатывающий флот; - военный флот: а) надводный; б) подводный; в) авианесущий; г) торпедный; д) географический.
В крае ежегодно 300-350 судов нуждаются в судоремонте и модернизации, 200-250 судов ремонтируются за рубежом, и только 1/3 их - в Приморском крае. Это сужает рынки инновационных услуг и требует серьезного государственного регулирования инвестиционных и инновационных процессов.
Наряду с оценкой емкости, сегментации рынка и определением спроса, важное место в формировании рынка инноваций имеют инновационные предложения, так как, предлагая на рынке свой товар нового качества, производители или отдельные предприниматели должны придерживаться определенной конкурентной стратегии закрепления на рынке, манипулируя ценовой и неценовой конкуренцией.
В этой связи производители используют целый ряд различных видов инновационных предложений, которые подразделяются на стратегические, тактические, антикризисные, рисковые (венчурные), которые в разной степени влияют на спрос и коммерческий результат от продаж инновационного товара.
Это обеспечивает на своем сегменте рынка устойчивость спроса и сбыта инновационной продукции и повышение прибыльности работы фирм.
В Приморском крае имеется необходимый кадровый, научно-технический и производственный потенциал для активизации инновационной деятельности и развития рынка нововведений.
Литература
1. Бондаренко А.В., Быстров В.В., Шевченко Д.К. Проблемы и перспективы совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий океанического машиностроения. Владивосток: Изд-во "Уссури", 2001. С.146-149.
2. Гончарова И.П. и др. Маркетинг инновационного процесса. Киев: Изд-во "ВИР-Р", 1998. С.80.
3. Гражданский кодекс РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименование мест происхождения товара". М., 1995. С.48.
4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во "Юнити", 1997. С.286-287.
5. Ковалев Г.Д. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во "Юнити", 2000. С. 100,102.
6. Тихоокеанская инспекция Российского морского регистра судоходства. Справочник. Владивосток, 2000.