Научная статья на тему 'Организация деятельности работодателей по оценке качества образования выпускников колледжа'

Организация деятельности работодателей по оценке качества образования выпускников колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP IN THE FIELD OF EDUCATION / СТАНДАРТ / STANDARD / ЭКЗАМЕН КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ / QUALIFYING EXAM / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКСПЕРТА-ЭКЗАМЕНАТОРА / ACTIVITY OF EXPERT EXAMINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е.Ю., Кузьмина С.А.

Статья отражает проблему оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Привлечение работодателей к контролю качества образования в колледже рассматривается как один из механизмов обеспечения качества. Авторы исследуют особенности участия работодателя в экзамене квалификационном по профессиональному модулю. Представлена примерная инструкция к деятельности эксперта-экзаменатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EMPLOYERS ACTIVITY UPON THE EVALUATION OF EDUCATION QUALITY OF GRADUATES COLLEGE

The article reflects the problem of assessing the quality of training of future experts of middle level. Engaging employers to control the quality of college education is considered as one of mechanisms to ensure the quality. The authors explore the features of the participation of employers in the qualifying examination for professional module. An exemplary guide to the activity of an expert examiner is given.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности работодателей по оценке качества образования выпускников колледжа»

Документированная система менеджмента качества — это модель, которая описывает систему управления организацией на основе принципов и критериев качества, сформулированных в стандартах ISO 9000.

Документация системы менеджмента качества включает: политику в области качества, планы качества, руководство по качеству, доку-

Библиографический список

ментированные процедуры, рабочие инструкции, формы, спецификации, внешнюю документацию, внутреннюю документацию, записи.

8. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов.

9. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий.

1. Об усилении контроля за деятельностью вузов, техникумов и училищ, улучшении организации проверки исполнения в высшей и средней специальной школе : [приказ Министерства высшего образования СССР (Минвуза СССР) от 25.07.1980 г № 851].

2. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения [Текст]. — СПб. : Изд-во СПбГЭТУ, 2006.

3. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standartgost.ru/g/ГОСТ_ISO_9001-2011.

4. ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standartgost.ru/g/ГОСТ_Р_ИСО_10014-2008.

УДК 377 Е. Ю. Иванова, зав. школьным отделением

Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: 0105199975@mail.ru С. А. Кузьмина, зам. директора по учебной работе мПк, e-mail: usvetana@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА

Статья отражает проблему оценки качества профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена. Привлечение работодателей к контролю качества образования в колледже рассматривается как один из механизмов обеспечения качества. Авторы исследуют особенности участия работодателя в экзамене квалификационном по профессиональному модулю. Представлена примерная инструкция к деятельности эксперта-экзаменатора.

Ключевые слова: качество образования, социальное партнерство в сфере образования, стандарт, экзамен квалификационный, деятельность эксперта-экзаменатора.

В современных условиях качество образования является важной характеристикой, определяющей конкурентоспособность национальных систем образования в целом и отдельных учебных заведений и конкретных обучающихся в частности. В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника организации профессионального образования во многом зависит от глубины овладения специальностью и готовности самостоятельно решать профессиональные задачи.

Другими словами, качество образования (как результат) отождествляют с компетентностью индивида (на соответствующем уровне образования).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) под качеством образования понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,

образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1]. Под стандартом, в свою очередь, понимают «нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объектам стандартизации, обязательный для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный компетентным органом» [2, с. 323].

Стандарты — системообразующая основа управления качеством образования. Они вводятся для упорядочения целеполагания в сфере образования и процедур констатации достижений обучающихся. Стандартизация образования предусматривает установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных образовательных организациях, не исключающее многообразия способов их достижения.

Наилучшим образом оценить качество подготовки специалистов, равно как и многообразие и эффективность условий их подготовки, способно профессиональное сообщество. Более того, в национальной доктрине образования отражена ответственность социальных партнеров в части достижения высокого качества образования. В числе основных задач государства в области образования выдвигается следующая: привлечение работодателей к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах.

В научной литературе нашли отражение различные аспекты исследования социального партнерства в сфере образования. Понятийно-терминологический аппарат проблемы дается в работах В. И. Байденко, А. А. Муравьевой, М. В. Никитина, О. Н. Олейниковой, В. Ройтера, И. П. Смирнова и др. Социальное партнерство как современный механизм организации новой внешней среды образовательного учреждения раскрывается в работах В. Ю. Выборнова, О. В. Еремеева, Ю. Н. Забродина, Н. В. Иванова, Г. И. Лукина, О. Н. Олейниковой, М. М. Пешеходько, Е. Г. Сафоновой, А. А. Сидорова, К. А. Скворчевского, В. М. Тю-ленева, О. А. Фищуковой, Д. И. Чернейко. Социальный диалог и социальное партнерство как средство обновления качества профессионально-

го образования, повышения социальной и экономической эффективности подготовки специалистов рассматриваются в работах О. Ю. Аренда,

B. И. Байденко, В. М. Блохиной, Л. К. Гейхман, Г. А. Ильина, А. Ю. Лапина, В. А. Мальцевой,

C. А. Отставной, В. Ф. Романченко, Е. А. Рыковой, П. И. Третьяковой, Х. Г. Хоффмана.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — относительно новая категория для российской действительности, которая появилась в связи со сменой форм собственности в нашей стране и смысл которой состоит в создании системы отношений между образовательными организациями, предприятиями, органами власти, службами труда и занятости, общественными организациями для выявления, согласования и реализации интересов всех участников отношений. Суть этих отношений выражается в следующем. С одной стороны, сфера образования должна готовить специалистов и осуществлять профессиональное образование в соответствии с требованиями стандарта (в нашем случае — ФГОС СПО) и рынка труда. С другой стороны, работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества.

Привлечение работодателей к контролю качества образования в колледже рассматривается как один из механизмов обеспечения качества. Под обеспечением качества мы понимаем совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям и качественным характеристикам [3].

С позиций реализации принципа социального партнерства принципиально новой становится процедура проведения экзамена квалификационного как итоговой формы контроля по профессиональному модулю в педагогическом колледже.

Экзамен квалификационный проверяет готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и сформированности у него ком -петенций, определенных в разделе «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Итогом проверки является однозначное решение: «Вид профессиональной деятельности — освоен / не освоен». Итоговая

аттестация по профессиональному модулю (экзамен квалификационный) проводится как процедура оценивания с привлечением представителей работодателя. Образовательной организацией должны быть созданы условия для максимальногоприближенияпрограммтекущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности — для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины [4].

Несмотря на то что в настоящее время социальное партнерство все активнее реализуется в практике ссузов, опыт первых лет показывает, что работодатель пока не очень охотно принимает на себя возложенную государственным документом функцию. С целью обеспечения эффективного участия работодателя в экзамене квалификационном нами разработаны инструкции для эксперта-экзаменатора, содержание ко -торых зависит от формы проведения экзамена по профессиональному модулю.

В зависимости от специфики профессионального модуля экзамен квалификационный призван оценить продукт деятельности или процесс деятельности. В соответствии с целью

Рис.1. Направленность и формы организации экзамена квалификационного

проверки можно выделить основные формы организации экзамена квалификационного («Готовый», «Здесь и сейчас» и «Документы»), которые могут проходить как с защитой, так и без нее (рис. 1).

Если экзамен квалификационный проводится в форме «Здесь и сейчас», то предполагает просмотр портфолио студента и выполнение практического задания по типу кейса. Применяется процессуальная оценка, организуется поэтапный контроль процесса выполнения задания, позволяющий оценить соответствие усвоенных обучающимся алгоритмов деятельности задан-

ному эталону. Оцениваются как продукт, так и процесс деятельности. Действия работодателя, являющегося экспертом-экзаменатором, следующие.

До начала экзамена квалификационного он должен:

1) согласовать с руководителем подразделения свое участие в экзамене квалификационном в удобной для обеих сторон форме;

2) прибыть в ПОО в указанное время;

3) ознакомиться с настоящей инструкцией;

4) проверить наличие и готовность к работе необходимого оборудования.

В ходе экзамена квалификационного эксперт-экзаменатор должен:

1) наблюдать за процессом выполнения заданий обучающимися и вносить необходимые отметки о выполнении в оценочный лист;

2) оценить соответствие готовой продукции техническим требованиям;

3) в соответствии с установленными критериями участвовать в оценке освоения обучающимся вида профессиональной деятельности;

4) по завершении экзамена квалификационного оформить необходимую документацию;

5) соблюдать права всех участников экзамена.

Эксперт-экзаменатор может:

1) запрашивать информацию и документы, необходимые для выполнения своих обязанностей;

2) задавать вопросы обучающемуся в соответствии с его заданием;

3) по вопросам, находящимся в компетенции эксперта, вносить на рассмотрение руководства подразделения предложения по улучшению деятельности подразделения и совершенствованию методов работы;

4) комментировать свою оценку выступления студента;

5) давать студентам рекомендации по трудоустройству

В ходе экзамена квалификационного эксперту-экзаменатору запрещено:

1) покидать экзамен без согласования с другими экзаменаторами;

2) пользоваться мобильной связью во время экзамена;

3) перебивать обучающегося во время ответа;

4) задавать некорректные вопросы и вопросы личного характера.

Экзамен квалификационный, который проводится в форме «Документы», предполагает оценивание процесса деятельности только по

документации, предоставляемой студентом. Работодатель может не присутствовать на таком экзамене, а изучить заочно документы по результатам освоения обучающимися вида профессиональной деятельности, ознакомиться со списком методистов, педагогов и руководителей практики по профессиональному модулю, ко -торые оценивали процесс формирования компетенций у обучающихся, и на основании этого оценить освоение вида профессиональной деятельности. Работодатель может также присутствовать на экзамене квалификационном, в соответствии с установленными критериями участвовать в оценке, комментировать свою оценку обучающемуся, давать рекомендации обучающемуся по трудоустройству.

Если экзамен квалификационный проводится в форме «Готовый», то в этом случае экзаменаторы применяют результативную оценку, основным критерием которой является эталон качества, оценка продукта деятельности. Работодатель оценивает лишь соответствие готовой продукции техническим требованиям.

Таким образом, ориентация профессиональных образовательных организаций на развитие социального партнерства с потенциальными работодателями приобретает все большее значение как в практической деятельности профессиональных учебных заведений, так и в государственной образовательной политике Российской Федерации на современном этапе.

Участие работодателей в оценке квалификации студентов позволяет объективно оценить освоение студентами того или иного вида профессиональной деятельности, конкретизирует требования профессионального сообщества к будущим специалистам, обеспечивает доступность и открытость результатов контроля и оценки качества образования.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

2. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М. : Сфера, 2004. — 448 с.

3. Гапонюк, П. Н. Формирование человеческого капитала как проблема обеспечения качества образования в условиях модернизации [Текст] / П. Н. Гапонюк // Педагогика. — 2011. — № 5. — С. 22-26.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах [утв. приказом МОиН РФ от 5 нояб. 2009 г. № 535] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu. ru/resource/326/75326/files/prm535-1n.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.