Научная статья на тему 'Некоторые аспекты педагогической системы преподавания в профессиональной высшей и средней школе'

Некоторые аспекты педагогической системы преподавания в профессиональной высшей и средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты педагогической системы преподавания в профессиональной высшей и средней школе»

техническая модернизация обернулась не убытками, а одновременным повышением качества, эффективности, гибкости производства. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо также уделять внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению финансового состояния. Если стремиться к увеличению прибыли только за счет снижения издержек производства, то рано или поздно предприятие уйдет из бизнеса, так как снижение уровня производственных расходов имеет свой предел даже при использовании всех возможностей. Поэтому следует идти по пути увеличения доходов за счет повышения объемов продаж. Предприятие должно стремиться дать потребителю товар более высокого качества, или обладающий новыми свойствами, но за ту же цену и при тех же издержках производства, и поэтому необходимо проводить маркетинговые исследования, причем нужно придерживаться тактики постоянных улучшений даже давно выпускаемых изделий (продуктов), это позволит предприятию обеспечить неуклонный рост объема продаж и доходов. Но увеличение объемов продаж предполагает рост объемов производства, что обеспечивается, с одной стороны, за счет повышения производительности труда, а с другой - при помощи привлечения дополнительных средств производства. Предприятие должно постоянно держать руку на пульте, систематически проводя анализ номенклатуры ассортимента выпускаемой продукции, критерием оптимальности должны стать максимизация прибыли и минимизация величины оборотных средств. Предприятие с целью выживаемости, должно сосредоточить свои действия не на одном продукте, а на нескольких, и не на одном рынке, а на нескольких.

В современных условиях правильная оценка экономической эффективности деятельности предприятия имеет большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и для возможных инвесторов. Систематический контроль деятельности предприятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Успех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, так и умением руководителя эффективно использовать производственные факторы. Предприятие должно искать собственный путь развития, новые формы приложения капитала и методы работы. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться на рынке, предприятие должно улучшать эффективность своей деятельности: иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику Предприятие, являющееся основными звеньями хозяйствования, формирует основу экономического потенциала государства, поэтому, чем прибыльнее предприятие, чем стабильнее его доход, тем большим становится его вклад в социальную сферу государства, в его экономический потенциал, наконец, тем лучше живут люди, работающие на таком предприятии.

Киевская Р.Я.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Вопросы научно-технического образования и воспитания творчески мыслящих ученых и инженеров приобретают все более актуальное значение в наши дни, что обусловлено необычайно быстрым развитием науки и техники.

«Успех, воспитания и обучения научной смены, обеспечивающей высокую культуру и производительность труда должен опираться на щедрость преподавательской души, вы будете жить и после своей смерти, если всю свою жизнь, все свои знания, помыслы, все мечты и фантазии отдадите своим ученикам» - так писал Николай Егорович Жуковский.

В процессе обучения слагается определенное отношение студентов к изучаемой науке: у одних она вызовет ненависть, отвращение, у других - нелюбовь, безразличие, у третьих - интерес, и совсем у немногих страсть и одержимость. И почти всегда ответственность лежит исключительно на педагоге, так как любой изучаемый предмет навсегда, на всю жизнь ассоциируется в его сознании с лицом, обучавшим его этому предмету:

кто поражал молодые студенческие сердца своим обаянием и безграничным терпением;

кто делал нас соучастником великих открытий;

кто умножал богатство нашего интеллекта с каждой прочитанной лекцией;

кто неожиданно раскрывал нам глаза на мир удивительных явлений, которые были рядом;

кто пробуждал в нас любознательность, задавленную авторитарным образованием;

кто заронил в нас искру творчества, пусть пока на одной из многочисленных тропок, ведущей к вершинам большой науки.

Есть две стороны педагогического процесса: учебная и воспитательная. Процесс обучения -это процесс воздействия на интеллект обучаемого, процесс воспитания - это процесс воздействия на его волю, эмоции, эстетические чувства и мораль.

С одной стороны: педагог может по-разному развивать интеллект своего слушателя, меняя соответствующим образом методы преподавания;

С другой стороны, педагогический процесс в целом налагает заметную печать на формирующуюся личность студента и в конечном итоге - на его отношение к данному предмету.

Преподаватель может ограничиться требованием чтобы его студенты запомнили формулы, теоремы и будет добиваться формального знания основ науки; другому важно, чтобы учащихся прежде всего поняли содержание изучаемого явления и могли излагать изученное «своими словами», «пропустив через себя», но не теряя научного смысла. И, наконец, педагог может стремиться побудить и развить в своих учениках потребность и вкус к самостоятельному мышлению.

Возбудить интерес к самостоятельному творчеству можно лишь при одновременном воздействии на ум и чувства обучающегося.

Какова же техника преподавания, ставящего целью разбудить силы ума для создания новых интеллектуальных ценностей?

Во-первых, преподаватель обязан систематически вкраплять элементы теории познания вообще в заранее обдуманных местах лекции, подкрепляя эти вкрапления яркими фактами становления и развития данной конкретной науки, способствуя выработке у студентов современного научного мышления.

Во-вторых, показать историческое развитие главных понятий и идей науки, подчеркивая значение практического опыта человека: явление, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека, формирует его опыт и знание.

Только тогда, как студенты будут хотя бы ознакомлены с источниками зарождения и эволюцией какого - либо понятия, принципа, проследив за извилистым путем становления истины, они почувствуют необходимость, важность и увлекательную трудность поисков, очаруются силой мысли первооткрывателей науки и только тогда придут к пониманию важности изучения данной науки, и это гораздо важнее и убедительнее готовых формулировок в учебнике.

В-третъих, лекции и занятия преподаватель должен проводить при активном участии студентов, переживая каждый раз, при изложении давно ему известного материала всю свежесть и новизну его первого восприятия, ибо если лектору у доски - скучно, то аудитории в десять раз скучнее!

Педагог должен любить свой предмет, свою работу и сеою аудиторию - гореть перед нею «живым пламенем» научной страстности, нравственная и интеллектуальная взволнованность -главная составляющая успеха обучения.

Здесь мы подходим к вопросам искусства и техники преподавания, т.е. вопросам мастерства профессионального труда педагога.

Пусть мне объяснят, почему скрипач должен ежедневно часами репетировать, добиваясь нужного звучания каждой взятой им ноты? Почему танцовщик ежедневно работает над каждым мускулом своего тела? Почему художник бьется над каждым мазком своей картины?

Начинающий преподаватель также должен многократно репетировать свои занятия и не стыдится, что с первого раза получается не так, как хотелось бы.

Вот перечень духовного настроя лектора:

вход в аудиторию: дать время и себе и студентам, чтобы оценить настрой аудитории, войти в роль «носителя истины»;

напомнить аудитории, на чем остановились в прошлую встречу;

вкратце сообщить, о чем пойдет речь сегодня;

озаглавить, сообщить тему и цель занятия;

предупредить о сложности изучаемых, понятий и тем создать атмосферу спокойствия и понимания;

предупредить о расположении чертежей на доске (вы-то сотрете неудачный чертеж, а каково

им?);

диктовать, глядя на руки студентов, не подгоняя репликами: пишите скорее, потом разберетесь;

найти контакт с аудиторией, воздействуя на слушателей психологически (не слишком ли быстро говорю, вам не скучно? Я вас не уморил?).

Воспитанию воли, эмоций, эстетики и морали студентов надо придавать не меньшее значение, чем развитию интеллекта, научного мышления. Здесь важно все: высота научного уровня педагога, его воля, эмоции, эстетические убеждения, напор, страстность, одержимость своей наукой, сверх того - человечность, мастерство, виртуозность изложения научного материала, владение профессиональными навыками артиста, которого слушает, затаив дыхание, аудитория в течение всей лекции. Содержание и исполнение лекции (уроков) должны учитывать состояние и подготовку аудитории. Типовые задачи лучше прорешивать самому, некоторые решать несколькими способами, сравнивая результат, преодолевая «задачебоязнь», показать, что все задачи механики, к примеру, по силам рядовому студенту. При решении - сначала механика, потом математика, сначала алгебраический ответ, затем число, обращать внимание на размерность физических величин, входящих в формулы, учить проверять правильность решения, анализируя результат.

Эйнштейн свободно излагал сложнейшие вопросы, однако, стремясь к предельной ясности, всегда разъяснял физическую сущность проблемы, прежде чем приступал к ее математическому рассмотрению. «Надо учить механике, а не решению косоугольных треугольников», заявлял он. И лишь после того, как физическая сторона вопроса становилась понятной слушателям, он всякий раз восклицал: «А теперь будем писать иксы!»

Очень часто некоторые преподаватели жалуются на то, что от лекции к лекции дисциплина в студенческой аудитории ухудшается и тогда педагог прибегает к удобной для него версии: я отличный педагог, а они необразованные, распущенные мальчишки и девчонки, забывая, что плохая дисциплина обусловлена изъянами содержания и исполнения лекции! И более того - поведением лектора, поэтому ищите недостатки у себя, а уж потом идите жаловаться в деканат или на каждой лекции читайте нотации и нравоучения.

Рискну предложить некоторые правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией:

прежде всего, дисциплина, следует полностью исключить объективные причины (особые случаи) срывающие начало занятия или его окончание;

не следует раздражаться на актуальный для многих студентов вопрос: «А зачем это нужно?» постоянный контакт с аудиторией, обратная связь;

правильность и строгость языка; не следует, потакая аудитории, прибегать к жаргону, молодежному сленгу, заискивая и кривляясь;

делать разгрузочные паузы, не допуская утомляемости, переключать внимание студентов на другую сферу деятельности, обогащая внутренний мир.

величайшая требовательность к себе, к культуре ведения записей на доске, хороший мел, четкость рисунков и чертежей;

не следует важничать и играть роль всезнайки, лучше признаться, что не знаете ответа на какой либо вопрос, чем юлить и выкручиваться. Д. Дидро писал: «Тот, кто непрестанно драпируется в царственный плащ, может прятать под ним только болвана».

Вот некоторые требования к тому, кто решился преподавать науки:

ученость, эрудиция, широта кругозора, развитость научного мышления;

человечность (с большой буквы), вера - любовь в студента;

порядочность, умение слушать и слышать другие мнения;

иметь свои принципы, быть требовательным прежде к себе, потом к другим;

уважать личность студента, иметь желание ему помочь;

работать над собой, совершенствовать свои знания, расширяя свой кругозор;

заинтересованность в результатах обучения, страстность актера - показ радости познания.

Длительная продуктивная работа нашего интеллекта нуждается в определенной ритмичности. Учащийся должен уметь чередовать свою работу уже потому, что ему приходится изучать несколько дисциплин одновременно и этому должно способствовать разумна составленное расписание занятий,

- надо двигать <<фронт наступления» равномерно, чтобы потом за два дня до экзамена, не пришлось делать судорожных прорывов в науку.

Великие ученые, Леонард Эйлер, Жуковский, учат, как важна в работе ее систематичность и непрерывность. Это означает, что каждому студенту необходимо внушить, что надо начинать работать с первого дня семестра и до его последнего дня. Нередка случаи, когда студенты жалуются, что им не хватило дня на подготовку к экзамену. Вопрос об экзаменах неотделим от вопроса обучения. Подготовка к экзамену уводит вдумчивого студента к началу семестра, а другие пытаются изучить какой-либо предмет в несколько предэкзаменационных суток.

Экзаменатор должен быть искренне заинтересован в том, чтобы объективно выяснить глубину усвоения студентом изученной дисциплины. К сожалению, среди преподавателей имеется те, кто стремится превратить экзамен в инквизиционный допрос с различными оттенками унижения личности и стремлением показать какой он «умный и талантливый». Предлагая студенту трудный вопрос на «блиц-сообразительность», преподаватель забывает, что сам над этим вопросом бился не один час! К.Э. Циолковский, подводя итоги своей педагогической деятельности в школе, вспоминал: «Отметки ставил щедро и это не только не вредило, но даже способствовало работе учеников».

Заведующие кафедрами должны категорически запрещать всем экзаменаторам демонстрировать на экзаменах свою «ученость» и ставить студентов в неловкое положение - «какие они все дураки и какой я умный». Для того чтобы не разрушать рабочего, спокойного тона экзамена не надо вслух реагировать на списывание и шпаргалки. Если студент понимает списанное достаточно хорошо, то в дальнейшем глубину знаний можно проверить парой, тройкой дополнительных вопросов, что не дает повода усомнится в неподготовленности и снижать оценку.

И главное, адресуя скорее к начинающему преподавателю, не думайте, что вы самый умный и всезнающий. А они - студенты, необразованная масса, что вы - само совершенство, а они скопище всех пороков и недостатков., что только вы любите и глубоко донимаете науку,, а они - лентяи и тугодумы, не в состоянии решить даже простенькую задачу. Вот вам пример из биографии великих ученых: «Из вас, Эйнштейн ничего путного не выйдет», - говорил учитель физики.

«Господин Чайковский очень плох», - написано в характеристике, выданной великому композитору после его выпускного концерта, - «у него ни грамма таланта». Ни один великий человек не рождался великим! В заключение первой лекции я обычно рассказываю об Евклиде, который сказал когда - то своему правителю, пенявшему на трудности теорем евклидовой геометрии: «В науке нет царских дорог!»

«Научить учиться - одна из важнейших задач высшей школы», - говорил К.Вейерштрасс. Самый большой враг творчества - равнодушие, безразличие, отчужденность. Равнодушному никогда не открывается истина. Помните, перед вами молодые пытливые умы и кто знает, возможно, среди них присутствуют новые Ломоносовы, Ньютоны и Эйнштейны!

Сахневич О.Г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экономическое сознание и мышление взаимосвязаны. Однако они не тождественны и должны быть проанализированы в отдельности для того, чтобы глубже понять механизм формирования экономических знаний.

Экономическое сознание вбирает в себя социально-экономические нормативы общественной жизни, правила, регламентирующие деятельность отдельных хозяйствующих субъектов и людей. Составная часть сознания — это личные убеждения и принципы, определяющие отношения к экономическим явлениям и закономерностям, мотивы и потребное™ участия в производстве.

Экономическое сознание формирует экономические качества - чувство хозяина; добросовестное отношение к труду; осознанную дисциплину; бережливость, коллективизм, умение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.