ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.37523/SUI.2020.38.2.014 УДК 37.01
Пиюкова Светлана Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Svetlana S. Piyukova
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических подходов к организации воспитательной работы с осужденными женщинами в условиях совместного проживания с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении.
Рассматриваются стандарты совместного проживания осужденных женщин с детьми в местах лишения свободы, раскрывается значение модели совместного проживания осужденной матери с ребенком для развития малыша и формирования навыков ответственного отношения к своей родительской роли у женщины.
Приводится социально-демографическая характеристика указанной группы осужденных женщин, а также особенности их взаимоотношений с отцами своих детей, характеризуются стили воспитания в родительских семьях осужденных женщин-матерей.
Обосновываются приоритетные направления воспитательной работы с осужденными женщинами, проживающими с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении, с целью формирования стабильной эмоциональной связи в диаде «мать-дитя» и надежного безопасного типа привязанности. Раскрываются задачи комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации данной категории осужденных женщин.
Описывается комплексный алгоритм основных направлений медико-психолого-педагогической деятельности дома ребенка, в условиях которого предусмотрено совместное проживание осужденных матерей с детьми, включающий в себя четыре блока: оздоровительный, коррекционный, познавательно-речевой, художественно-эстетический. Раскрывается содержание работы в каждом из представленных блоков.
Проводится оценка эффективности внедрения комплексного алгоритма работы с осужденными женщинами в условиях совместного проживания с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении в аспекте воспитательной работы. Приводятся данные анализа специфики восприятия осужденными женщинами своих детей и взаимоотношений с ними.
В заключение статьи резюмируется работа по реализации педагогических средств исправительного воздействия на осужденных женщин с детьми, проживающих в доме ребенка при исправительном учреждении и предлагаются дополнительные педагогические меры, направленные на повышение его эффективности.
Ключевые слова: воспитательная работа с осужденными; женщины, осужденные к лишению свободы; дом ребенка; дети; родительская роль; привязанность; модель совместного проживания матерей с детьми; исправительные учреждения; пенитенциарная система.
Summary. The article is devoted to the consideration of theoretical and practical approaches to the organization of educational work with convicted women in the conditions of cohabitation with children in the orphanage at a correctional institution.
The standards of cohabitation of convicted women with children in places of deprivation are examined, the significance of the model of cohabitation of a convicted mother with a child for the development of the baby and the formation of skills of responsible attitude to her parental role in women is revealed.
PEDAGOGICAL FUNDAMENTALS OF JOINT RESIDENCE OF CONVICTED WOMEN WITH CHILDREN IN PENAL INSTITUTIONS
© 2020 Пиюкова С. С.
The socio-demographic characteristic of the indicated group of convicted women is given, as well as the features of their relationship with the fathers of their children, the styles of upbringing of convicted women mothers in the parental families are characterized.
The priority areas of educational work with convicted women living with children in the orphanage at the correctional institution are justified with the aim of forming a stable emotional connection in the mother-child dyad and a reliable safe type of affection. The tasks of comprehensive medical-psychological-pedagogical rehabilitation of this category of convicted women are revealed.
The complex algorithm of the main directions of medical-psychological-pedagogical activity of the orphanage is described, in the conditions of which the joint living of convicted mothers with children is provided, which includes four blocks: health-improving, correctional, cognitive-speech, artistic-aesthetic. The content of the work is disclosed in each of the presented blocks.
The effectiveness of the implementation of a comprehensive algorithm for working with convicted women in the conditions of living with children in a child's home at a correctional institution in the aspect of educational work is assessed. The data of the analysis of the specifics of the perception by convicted women of their children and relationships with them are presented.
In conclusion, the article summarizes the work on the implementation of pedagogical remedial measures for convicted women with children living in the orphanage at a correctional institution and offers additional pedagogical measures aimed at increasing its effectiveness.
Keywords: educational work with convicts, women sentenced to deprivation of liberty, orphanage, children, parental role, affection, model of cohabitation of mothers with children, correctional institutions, penitentiary system.
Порядок, виды и способы исполнения уголовных наказаний в государстве характеризуют состояние развития общества, являются критериями оценки его зрелости, гуманизма, способности надлежащего решения тех или иных правоприменительных вопросов, а также позволяют судить о возможности всех ветвей власти эффективно решать вопросы своего уровня в общей системе борьбы с преступностью.
Надо отметить, что в нашем государстве реализуется гуманный подход к созданию социально-бытовых условий содержания осужденных женщин. Кроме того, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает особые условия содержания для осужденных женщин, имеющих малолетних детей в доме ребенка при исправительном учреждении: для них предусматривается возможность совместного проживания с ребенком и установлены более легкие режимные требования.
В то же время следует указать, что гуманное отношение государства к женщинам, в том числе беременным или имеющим малолетних детей, при назначении наказания не повлияло существенным образом на количество осужденных данной категории. По состоянию на 1 апреля 2020 г. в исправительных колониях содержится 42 004 осужденных женщины, а в 13 домах ребенка при женских исправительных учреждениях проживает 417 детей [1].
Материнство в пенитенциарных учреждениях вызывает амбивалентные чувства и зачастую осуждается в обществе. Практические работники также в большинстве случаев негативно оценивают пенитенциарное материнство, полагая, что истинная цель данной категории осужденных женщин состоит в возможности сократить срок отбывания наказания, не работать, улучшить условия питания и медицинского обслуживания.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность исследований, направленных на изучение педагогических основ исправительного воздействия на осужденных женщин и оказания им помощи в осознании своей значимости для ребенка, формирования у них чувства материнства и ответственности за жизнь ребенка.
В некоторых странах национальным законодательством не установлен единый возраст пребывания детей в местах лишения свободы: он варьируется в зависимости от вида тюрьмы или определяется законом каждого субъекта федерации. К примеру, по федеральному законодательству Германии - дошкольный возраст, в земле Баден-Вюртемберг - до 3 лет, в Гамбурге - до 5 лет; федеральные тюрьмы США - до 3 месяцев, в большинстве штатов -24-48 часов, тюрьмы штата Вашингтон - до 3 лет, тюрьмы штата Нью-Йорк - до 4 лет.
Специализированные блоки для совместного пребывания матери и ребенка или детские отделения имеются во многих странах: в восьми из тринадцати тюрем для женщин в Великобритании, а также в двух в Северной Ирландии; детские отделения в женских пенитенциарных учреждениях Италии; отделения матери и ребенка в Беларуси, Казахстане; дома ребенка при женских исправительных учреждениях в Российской Федерации.
Следует отметить, что дом ребенка при исправительном учреждении образуется и ликвидируется приказом ФСИН России и подчиняется начальнику медико-санитарной части соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы. Содержится данное учреждение за счет средств федерального бюджета, утвержденных в смете медико-санитарной части.
Контроль за оказанием медико-социальной помощи матерям и детям, находящимся в доме ребенка, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима осуществляется территориальным органом ФСИН России и медико-санитарными частями, отвечающими за организацию здравоохранения [2].
Прием в дом ребенка, пребывание и выбывание из него ребенка и его осужденной матери осуществляются по заявлению, которое мать подает на имя начальника исправительной колонии.
В исправительных учреждениях, при которых имеются дома ребенка, созданы единые административные комиссии по переводу (допуску) осужденных матерей к совместному проживанию с детьми. Отбор матерей в отделения (общежития) совместного проживания, оценка и контроль их поведения осуществляются данной комиссией с участием представителей воспитательной, медицинской, психологической, режимной служб исправительного учреждения, а также органов опеки и попечительства (по согласованию). При этом учитываются психологические особенности осужденной матери, ее характеристика в период отбывания наказания. При переводе на совместное проживание с осужденной матерью составляется соглашение, осужденной разъясняются правила, за нарушение которых она может быть снова переведена в отряд [2].
Стандарты совместного проживания осужденных женщин с детьми в местах лишения свободы разработаны с целью создания необходимых условий для физического и психического развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья, сохранения и развития стойкой психологической связи женщины и ребенка, реабилитации осужденной женщины.
Общежития (отделения) для совместного проживания осужденных женщин с детьми строятся по утвержденным типовым проектам или оборудуются в специально выделенных помещениях дома ребенка при условии полного соблюдения всех предъявленных к ним строительных, санитарно-гигиенических требований.
В общежитиях (отделениях) оборудуются: комнаты для совместного проживания матерей и детей, детская игровая комната, отдельные гардеробные для уличной одежды матерей и детей (не менее 4,0 м2), со шкафчиками для детской обуви и одежды, помещения для стирки, сушки и глажки белья, комната (буфетная) приема пищи для матерей с детьми (не менее 1,4 м2 на 1 человека), помещение для мытья и хранения столовой посуды и приборов, кладовые для хранения хозяйственного и уборочного инвентаря. Комнаты для совместного проживания рекомендуется рассчитывать на 1-2 матери с детьми, из расчета площади не менее 12 м2 на одну мать с ребенком [2].
Модель функционирования дома ребенка, когда мать проживает совместно с малышом в отдельной комнате, способствует развитию психического здоровья ребенка в соответствии нормой и не позволяет ему отставать в развитии. Кроме того, проживание нескольких осужденных женщин совместно со своими детьми, участие в кормлении, развитии, воспитании способствует повышению мотивации к материнству, формированию навыков ответственного отношения к своей родительской роли.
Согласно данным исследования, проведенного специалистами МОПР УФСИН России по Ростовской области, социально-демографическая характеристика указанной группы осужденных женщин выглядит следующим образом:
- средний возраст женщин, имеющих детей до трех лет и отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России, составляет 32 года;
- большинство из них по национальности являются русскими (86,7 %),
- большинство женщин, принявших участие в анкетировании, либо находятся в гражданском (27,8 %), либо состоят в официальном браке (27,8 %), 25 % опрошенных разведены, 16,7 % не имеют постоянного партнера, 2,8 % — вдовы;
- преобладают осужденные женщины (61,1 %), имеющие двоих (30,6 %) и троих (30,6 %) детей, 16,7 % опрошенных имеют по одному ребенку, четверых детей имеют 13,9 %, пятерых (2,8 %), шестерых (2,8 %) и восьмерых детей (2,8 %);
- 35,6 % женщин имеют среднее специальное, 30 % — среднее и 24,4 % — неполное среднее образование [3].
Также необходимо отметить, что только у 30 % осужденных женщин-матерей живы их родители, а 27 % из них являются полными сиротами.
Большинство осужденных женщин, проживающих совместно с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении, имеют сложные отношения с мужчинами (отцами их детей). Они также склонны обесценивать вклад собственного отца в процесс их воспитания и степень его влияния на свой жизненный путь (авторитетность отца в семье отмечается лишь в 3 % случаев). Большинство осужденных женщин из данной категории (приблизительно 49 %) приписывают лидерство в семье своей матери. Типичным стилем воспитания в родительских семьях данной категории осужденных женщин является попустительский стиль.
Как правило, для женщин, проживающих совместно с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении, сфера семьи имеет высокую значимость. В то же время у большинства женщин выявляются признаки виктимного поведения (поведения «жертвы»), об этом говорит наличие фактов как физического (50 %), так и сексуального (30 %) насилия в анамнезе [3].
Учитывая выявленные особенности, приоритетными направлениями воспитательной работы с указанной категорией осужденных женщин должны стать мероприятия, направленные на достижение следующих целей:
- возвращение женщинам чувства ответственности за собственную жизнь, частью которой теперь является еще и маленький ребенок;
- трансформация системы отношений - формирование позитивного отношения к себе и окружающим, что должно повлечь за собой изменение концепции мира с явно негативной на более позитивную;
- изменение эмоционального состояния, а именно - минимизировать тенденции к самобичеванию, объяснению своих неудач собственной никчемностью, несостоятельностью и неспособностью что-то изменить, враждебностью окружающих людей и мира в целом, и помочь в достижении состояния уверенности в своих силах и возможностях.
Воспитательную работу с женщинами, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях и проживающими вместе с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении, необходимо организовать так, чтобы в результате этих действий удалось достичь психологического единства матери и ребенка. Причем доминирующее место в этом взаимодействии должно принадлежать формированию стабильной эмоциональной связи в диаде «мать-дитя» и надежного безопасного типа привязанности, что будет способствовать развитию у ребенка чувств безопасности и доверия к миру, эмоционального и психического благополучия, а у матери формировать чувство ответственности за малыша и стремление к правопослушному поведению [4].
В связи с этим задачами комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации осужденных женщин, имеющих детей, являются:
- обеспечение реализации материнских прав осужденной женщины в условиях учреждений уголовно-исполнительной системы;
- обеспечение социальных гарантий женщинам, проживающим совместно с детьми в домах ребенка при исправительных учреждениях;
- организация медицинской помощи матерям, находящимся в местах лишения свободы совместно с детьми, на основе проведения комплексного диагностического обследования, в том числе на наличие социально значимых заболеваний, и определения условий для получения ими адекватного лечения и профилактики в условиях домов ребенка ФСИН России;
- организация деятельности по проведению психолого-педагогической реабилитации матери в условиях исправительной колонии (психологическая диагностика, просветительская работа над стимуляцией материнских чувств, проявления заботы о ребенке);
- осуществление методического руководства и помощи матери со стороны воспитателей и психологов домов ребенка в организации изучения динамического развития ребенка в процессе обучения и воспитания;
- определение образовательных потребностей и условий образования с целью ресоциализации женщин, находящихся в местах лишения свободы совместно с детьми.
Алгоритм основных направлений медико-психолого-педагогической деятельности дома ребенка включает в себя четыре блока:
1) оздоровительный (полноценное сбалансированное питание, лечебно-профилактические мероприятия, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия);
2) коррекционный (коррекция речи, коррекция нервно-психического процессов у детей);
3) познавательно-речевой (развитие мелкой моторики, развитие познавательных процессов у детей);
4) художественно-эстетический (музыкальная и театрализованная деятельность, изобразительное искусство, экскурсии).
Осужденные женщины-матери должны адаптироваться и к месту лишения свободы и к роли матери. При этом часто им по разным причинам не хватает знаний по вопросам питания, ухода за ребенком, особенностям его физического и нервно-психического развития.
В доме ребенка проводятся циклы бесед о материнском долге, любви к детям, о необходимости служить им примером, о человеческом достоинстве. Квалифицированный персонал домов ребенка обучает осужденных матерей (особенно молодых) элементарным приемам ухода за ребенком, проводит беседы о вреде курения и алкоголя, негативном влиянии психоактивных веществ на здоровье ребенка в период кормления, о правилах гигиены кормящей матери.
С целью определения наиболее востребованных направлений профилактической и просветительской работы с осужденными матерями в доме ребенка рекомендуется создание «Совета матерей». Члены данного объединения содействуют разрешению возникающих проблемных ситуаций в жизни осужденных женщин. К примеру, «Совет матерей» содействует администрации учреждения в проведении работы по формированию у осужденных женщин правопослушного поведения, разъясняет вновь прибывшим осужденным правила внутреннего распорядка, требования санитарных норм, а также следит за соблюдением этих правил. Кроме этого члены «Совета матерей» помогают разрешать возникающие конфликтные ситуации в доме ребенка с привлечением администрации, начальника отряда, психолога.
Большое значение придается подготовке осужденных женщин, имеющих детей в доме ребенка при исправительном учреждении, к освобождению и подготовке к жизни на свободе. С этой целью действует «Школа подготовки к освобождению», занятия в которой проводятся в форме лекций, диспутов, ролевых игр и социально-психологических тренингов.
Существует мнение, что сотрудникам дома ребенка легче делать свою работу, когда матери нет рядом. Это не вполне соответствует истине. При раздельном содержании осужденных матерей и детей сотрудники строго придерживаются выполнения своих должностных обязанностей и сосредоточены на ответственности за ребенка: за его развитие, состояние здоровья. При совместном размещении матерей и детей персоналу больше приходиться заниматься развитием матерей, учить их обращаться с детьми. Это вызывает у персонала дома ребенка определенные трудности. В связи с этим необходимо проведение специальных занятий с сотрудниками дома ребенка и другим персоналом исправительного учреждения, задействованным в работе с осужденными женщинами данной категории.
Проведенные исследования проблемы материнства в местах лишения свободы в отделениях совместного пребывания матери и ребенка показали, что по сравнению с раздельным содержанием не было ни одного случая отказа осужденных женщин от своих детей как после родов, так и при освобождении из исправительной колонии. Психическое здоровье детей соответствовало норме и не отставало в развитии. По данным экспертов (сотрудников дома ребенка), при совместном проживании осужденных женщин совместно с детьми у них отчетливо проявлялась материнские чувства, забота о детях, многие отказывались от вредных привычек (курения, демонстративного поведения, нарушений дисциплины) [3].
В ходе реализации воспитательной работы с осужденными женщинами, проживающими совместно с детьми в доме ребенка при исправительном учреждении, наблюдались следующие результаты:
- у матерей, проживающих совместно с детьми, отмечалась положительная психоэмоциональная связь с ними;
- физическое развитие всех детей имело хорошую динамику и соответствовало возрастным нормам;
- психомоторное развитие детей в целом имело положительную динамику;
- отмечалось повышение ответственности матери за своего ребенка;
- наблюдалось улучшение психоэмоционального состояния матери (снижение напряженности, агрессивности, улучшение сна).
Положительный результат в воспитательной работе дает проведение профилактической и просветительской работы с осужденными женщинами как в групповой, так и индивидуальной форме. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования осужденных женщин, которое было
проведено для определения степени важности для осужденных нахождения на совместном проживании с ребенком. Приведем некоторые выдержки из анкет.
«Совместное проживание для меня — светлое настоящее и будущее. Возможность воспитывать свою дочечку самой. С рождением дочери и то, что есть возможность быть рядом со своим ребенком, появилась положительная черта в характере - научилась прощать, не замечаю плохих людей, а если да, то прежде ищу хорошее в человеке, а уже потом делаю вывод».
«Я могу круглосуточно находиться со своим ребенком. Могу за ним ухаживать, видеть, как он растет, следить за его развитием, давать все то, что может дать мать. Когда ребенок разлучен с матерью, теряешь очень многое. А находясь рядом со своим ребенком, я забываю, что нахожусь в местах лишения свободы. Я считаю, что нельзя ничего желать лучше, чем проживание вместе со своим ребенком».
Персоналом дома ребенка также отмечается улучшение взаимопонимания между матерями и детьми, развитие социальных навыков общения каждой матери со своим ребенком, что подтверждает целесообразность и результативность проводимой воспитательной работы.
Эмоциональное состояние матерей оценивается с точки зрения врачей и медсестер как значительно повышенное, отмечается рост заинтересованности в воспитании своего ребенка сообразно той ответственности, которая возложена на мать. Доверительные отношения, тепло, уют, условия, приближенные к домашним, создают большую основу для взаимопонимания, решения проблемных жизненных ситуаций. Матери больше интересуются проблемами воспитания, отвечая за своего ребенка, осмысленно подходят к оценке здоровья, проблем с ним, связанных в критическими годами жизни детей от рождения до трех лет.
Физическое и нервно-психическое развитие детей, проживающих совместно с матерями, соответствуют возрастным нормам. Дети дольше находятся на грудном вскармливании, за счет чего реже болеют.
Питание всех детей осуществляется согласно возрастным нормам, приготовление пищи производится на кухне дома ребенка, молочные продукты на молочной кухне, непосредственное кормление детей осуществляют сами матери, проживающие с детьми. Дети обеспечиваются полным комплектом одежды в соответствии с возрастом ребенка и сезоном.
Проводимая работа по совместному проживанию матери и ребенка в доме ребенка при исправительном учреждении положительно сказывается на правосознании, что увеличивает количество осужденных, не допускающих правонарушений во время отбывания наказания, и позволяет поддерживать морально-психологический климат в среде осужденных [5].
Кроме того, совместное проживание содействует поддержанию, восстановлению и укреплению связей между матерями и их родственниками, а также включению их в жизнь общества после освобождения.
Анализ специфики восприятия осужденными женщинами своих детей в условиях совместного проживания с ними показал следующее:
- выявленные у осужденных женщин материнские чувства к детям можно разделить на две категории: позитивные и негативные, причем позитивных чувств (умиление, радость, нежность, гордость, интерес, удовольствие) у них гораздо больше, чем негативных (чувства вины, стыда и тревоги);
- большинство осужденных матерей (77,8 %) полагают, что способны интуитивно грамотно обращаться со своими детьми и качественно заботиться о них;
- ожидание того, что ребенок придаст их жизни смысл, наблюдается у 72,2 % осужденных женщин, 11,1 % матерей воспринимают своих детей как объект любви и заботы, для 8,3 % — ребенок является объектом проекции собственных нереализованных желаний и стремлений, для 5,6 % — источником поддержки в старости;
- практически все женщины (88,9 %) считают общение между матерью и ребенком необходимым и важным, среди предпочитаемых способов коммуникации можно отметить разговоры опрошенных женщин со своими детьми (88,9 %), игры с ними (36,1 %), пение им песен (33,3 %) и чтение им сказок (30,6 %);
- почти все женщины удовлетворены условиями проживания в доме ребенка при исправительном учреждении (13,9 % отказались отвечать на этот вопрос) [3].
Говоря о перспективах жизни после освобождения из мест лишения свободы, которые представляют себе осужденные женщины, проживающие совместно с детьми, можно сделать следующие выводы:
- большинство опрошенных женщин довольно оптимистично воспринимают свое будущее после освобождения;
- многие не могут расставить приоритеты в решении проблем, с которыми им придется столкнуться после освобождения;
- сосредоточенность большинства осужденных женщин на материальной проблематике может создать проблему в нормализации отношений, как в своих собственных, так и в родительских семьях.
Таким образом, лишь регулярная связь осужденных с детьми способна вызвать стремление сохранить семью. Общение матери с ребенком становится мощным стимулом для ее исправления и ресоциализации.
Анализ опыта функционирования домов ребенка при исправительных колониях показывает, что наряду с изменением его организационной структуры, улучшением материального обеспечения требуются и дополнительные педагогические меры:
1) повышение психолого-педагогической компетентности работников дома ребенка (руководителей, медицинского персонала, воспитателей, психологов, няней, социальных работников);
2) разработка типовых программ развития материнских чувств у осужденных женщин, имеющих детей, навыков ухода за ребенком и его воспитания;
3) внедрение в практику типовых программ развития детей, содержащихся в доме ребенка, уделяя особое внимание профилактике социальной депривации в связи с размещением детского подразделения в охраняемом пенитенциарном учреждении;
4) совершенствование межведомственного взаимодействия при решении вопроса о подготовке осужденных матерей к освобождению и переводе детей в другие детские учреждения, семьи попечителей, при достижении ребенком установленного возраста, когда мать продолжает отбывать наказание;
5) более широкое применение технологий медиации (примирения) с целью принятия ответственности осужденной матерью за совершенное преступление, моральной компенсации пострадавшим, оптимизации отношений с близкими родственниками.
Таким образом, совместное проживание осужденных матерей со своим ребенком в местах лишения свободы положительно сказывается как на ребенке, так и на женщине. Общение с детьми в большинстве случаев меняет поведение осужденных женщин в лучшую сторону, они становятся сдержаннее, приобретают в процессе совместного проживания материнские чувства, что помогает им найти правильную дорогу и место в жизни. Задачей персонала исправительного учреждения при этом является дальнейшее совершенствование функционирования модели совместного проживания осужденных матерей с детьми на основе использования широкого арсенала правовых и педагогических средств исправительного воздействия.
Библиографический список
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // ФСИН России. Главная. Статистические данные: офиц. сайт. 12.02.2020. URL: http: //www .fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.04.2020).
2. Методические рекомендации по вопросам медико-психолого-педагогической реабилитации женщин, имеющих детей, в уголовно-исполнительной системе. М.: НИИ ФСИН России, 2017. 32 с.
3. Формирование осознанного материнства в местах лишения свободы у осужденных, имеющих детей в возрасте до трех лет домах ребенка при исправительном учреждении. Ростов н/Д: МОПР ГУФСИН России по Ростовской области, 2018. 71 с.
4. Пиюкова С. С. Особенности воспитательной работы с осужденными женщинами, имеющими детей в домах ребенка при исправительных учреждениях // Преступление, наказание, исправление: материалы IV Международного пенитенциарного форума. Рязань, 2019. С. 132-136.
5. Пиюкова С. С. Оценка эффективности воспитательной работы с осужденными // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3 (25)/2017. С. 97-104.
References
1. Kratkaya kharakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Brief description of the penal system]. FSIN Rossii. Glavnaya. Statisticheskiye dannyye: ofts. sayt. 12.02.2020 [Federal Penitentiary Service of Russia. Home. Statistical data: official. site. 02/12/2020]. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed: 04/16/2020) [in Russian].
2. Metodicheskiye rekomendatsii po voprosam mediko-psikhologo-pedagogicheskoy reabilitatsii zhenshchin, imeyushchikh detey, v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme [Methodological recommendations on the issues of medical, psychological and pedagogical rehabilitation of women with children in the penal system]. Moscow, 2017, 32 p. [in Russian].
3. Formirovaniye osoznannogo materinstva v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [Formation of deliberate motherhood in places of deprivation of liberty for convicts who have children under the age of three years of the child's homes in a correctional facility]. Rostov-on-Don, 2018, 71 p. [in Russian].
4. Piyukova S. S. Osobennosti vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi zhenshchinami [Features of educational work with convicted women who have children in children's homes at correctional facilities]. Prestupleniye, nakazaniye, ispravleniye: materialy IV Mezhdunarodnogo penitentsiarnogo foruma [Crime, punishment, correction: materials of the IV International Prison Forum], Ryazan, 2019, pp. 132-136 [in Russian].
5. Piyukova S. S. Otsenka effektivnosti vospitatel'noy raboty s osuzhdonnymi [Evaluation of the effectiveness of educational work with convicts]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2017, no. 3 (25), pp. 97-104 [in Russian].