Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
образование / компетенции / цифровые инструменты / интерактивные задания / интернет сервисы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эркабаева Нигора Шерматовна, Устаджалилова Хуршида Алиевна

В статье показана необходимость формирования педагогических основ развития у будущих педагогов компетенций по использованию цифровых инструментов в образовании, использование интернет-сервисов, интерактивных инструментов для уроков на примере таксонометрии Блума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

International scientific and practical conference "Economics, management and digital innovation in education: modern trends and approaches"

March 13, 2024

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ В ОБРАЗОВАНИИ *Эркабаева Нигора Шерматовна, 2Устаджалилова Хуршида Алиевна

1Д.п.н., профессор, декан факультета педагогики-психологии КГПИ 2К.п.н., доцент, Заведующая кафедры Менеджмент образования КГПИ

2xurshida.ga@gmail.com https://doi.org/10.5281/zenodo.10801621

Аннотация. В статье показана необходимость формирования педагогических основ развития у будущих педагогов компетенций по использованию цифровых инструментов в образовании, использование интернет-сервисов, интерактивных инструментов для уроков на примере таксонометрии Блума.

Ключевые слова: образование, компетенции, цифровые инструменты, интерактивные задания, интернет сервисы.

Annotatsiya. Maqolada bo'lajak o'qituvchilarning ta'limda raqamli texnologilardan foydalanish, Internet xizmatlaridan foydalanish, Blum taksonometriyasidan misol tariqasida darslarda interfaol usullardan foydalanish bo 'yicha kompetentsiyalarini rivojlantirishning pedagogik asoslarini shakllantirish zarurligi ko 'rsatilgan.

Kalit so'zlar: ta'lim, vakolatlar, raqamli vositalar, interaktiv vazifalar, Internet xizmatlari.

Abstract. The article shows the need to form pedagogical foundations for the development of future teachers' competencies in the use of digital tools in education, the use of Internet services, interactive tools for lessons using Bloom's taxonometry as an example.

Keywords: education, competencies, digital tools, interactive tasks, Internet services.

Современная экономика характерна технологическими прорывами и новыми способами обработки информации. Такой процесс цифровизации внёс значительные изменения и в систему образования, что повлекло формирование и развитие необходимых цифровых умений и навыков. Цифровая трансформация в образовании является одной из ведущих характеристик в последние несколько лет. Мы прошли этап количественного состояния через увеличение цифровых платформ, дистанционное обучение, он-лайн лекции и вебинары, всеобщую компьютеризацию, мобильные приложения и оцифровка всевозможных процессов в различных сферах и т.

Сегодня появление новых технологий привело к качественному и ощутимому изменению образовательного пространства по всему миру, это работа с большими базами данных, внедрение искусственного интеллекта и т. д. Из межличностного коммуникативного процесса образование, по сути, превратилось в технологический процесс, зависимый от использования развивающихся стремительными темпами информационных технологий. За последние несколько лет возникли принципиально новые образовательные онлайнпроекты, сравнимые с «лавиной цифровых инноваций».

В соответствии с приведёнными выше изменениями увеличивается и число публикаций и исследовательских работ по данной тематике. По данным сборников Агенства Статистики при Президенте /Республики Узбекистан «Наука и инновационная деятельность в Узбекистане» и «Основные показатели развития информационного общества в Узбекистане» количество заявок по конкурсам инновационных проектов в

International scientific and practical conference "Economies, management and digital innovation in éducation: modern trends and approaches"

March 13, 2024

области ИКТ, а также число публикаций, в изданиях, индексируемых в Scopus, за последние значительно растёт.

Кроме того, в ВУЗе цифровая трансформация направлена на: -развитие цифрового пространства,

-развитие учебно-методического обеспечения, цифровые инструменты и сервисы, оценивание подготовки студентов

-разработка и внедрение новых направлений организации учебной работы. Цифровые технологии необходимы и в управлении учебным процессом, оценка и сертификация результатов обучения, социальные сети для преподавателей и студентов, исследователей и работодателей и т. д.

По результатам исследований РЭУ им Г. В. Плеханова оказалось, что специализированные цифровые образовательные стартапы способны более эффективно выполнять многие традиционные функции университетов - преподавание, оценку результатов, формирование сообществ и прочее: в РЭУ им Г. В. Плеханова разработана и запущена собственная система проведения вступительных испытаний, олимпиад и промежуточной аттестации с использованием системы прокторинга. Обеспечена информационная безопасность существующих систем.

Университеты для своего продвижения в современном мире используют различные платформы и социальные сети, в частности, популярные сети facebook, Instagram, YouTube, где собрана аудитория всех возрастов из всех регионов мира.

Современные модели организации учебной работы также меняются: Использование личных мобильных устройств в рабочем процессе - набирающая большую популярность модель BYOD (Bring Your Own Device)

Виртуальные технологии, повышающие интерактивность учебных курсов, включающие, например, обучение, построенное на сценариях (Scenario-Based Learning, SBL), использование технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR).

Цифровые инструменты в образовании — это «подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении». Для проведения онлайн-уроков учителю предоставлен широкий выбор платформ, сервисов и приложений, но каждый выбирает тот, который удобен именно ему. Zoom — сервис для организации различных образовательных (и не только) видеоконференций и вебинаров, Google Meet — сервис видеоконференций, достоинства которого — удобное планирование, простой и интуитивно понимаемый дизайн, Microsoft Teams — платформа, предназначенная для совместной работы в режиме онлайн.

Использование на занятиях интерактивные заданий (LearningApps, Kahoot, и т.д.), Гугл-форм (Google Forms) позволяют проводить как опросы, получая ответы учащихся на указанные в опроснике вопросы, так и создавать тесты.

Современные студенты не представляют себя и свою жизнь без смартфонов, смартфон становится частью тела. Кроме того, все они погружаются в интернет, в социальные сети.

Именно смартфоны могут использоваться как средства и инструменты для электронных образовательных ресурсов, могут использоваться в любых учебных заведениях на занятиях и треннингах. Это всегда дает новые возможности для формирования ИКТ-компетенций учителей и учеников.

International scientific and practical conference "Economics, management and digital innovation in education: modern trends and approaches"

March 13, 2024

Какими методиками должна обладать школа, чтобы образовательный продукт, который получит ученик, был эффективен? Аллан Каррингтон преобразил теорию Блума в единую схему, где можно найти мобильные приложения с образовательными целями. (рис.1)

Рисунок 1. Интерактивные инструменты для уроков на примере таксонометрии

Блума

Читать карту следует от центра. Карта рассказывает о том, с чего должно начинаться обучение и каким оно должно быть на последней ступени. Подробнее ознакомиться с описанием карты и инструкцией к ней можно в статье Аллана Каррингтона. Эта карта показывает, как технологии могут работать внутри, совершенствовать навыки по использованию компьютерных технологий на уроках.

В заключении хочется отметить, что у Google множество сервисов, которые успешно помогают учителям в работе — их смело можно начать использовать на уроках, если вы еще этого не сделали. Приложения из Педагогического колеса разнообразны, как и область их применения.

REFERENCES

1. Michael Barber, Katelyn Donnelly, Saad Rizvi An Avalanche is Coming: Higher Education and the Revolution Ahead. URL: https://vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf

International scientific and practical conference "Economics, management and digital innovation in education: modern trends and approaches"

March 13, 2024

2. Основные тренды цифровизациии^£ Результаты мониторинга информации о тенденциях развития высшего образования в мире и в России Выпуск 1. Научно-исследовательский институт развития образования Российского экономического института имени Г. В. Плеханова/ https://www.рэу.рф

3. Шайхутдинова, Л. М. Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения / Л. М. Шайхутдинова, Э. З. Галимуллина // Вопросы студенческой науки. — 2021. — № 5 (57). — С. 512-516.

4. Интерактивные инструменты для уроков на примере таксонометрии Блума Аллонг Каррингтон

5. Start with graduate attributes - In Support of Excellence

6. https://www.stat.uz/ru/publikatsii/6431-osnovnye-pokazateli-razvitiya-informatsionnogo-obshchestva-v-Uzbekistane

7. https://rosuchebnik.ru/material/kak-sdelat-interesnym-lyuboy-urok-s-pomoshchyu-interaktivnykh-zadaniy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.