Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ВИРТУАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Л.Д.

В статье описаны особенности использования цифровых инструментов для организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия. Выбор типов цифровых инструментов осуществлялся с учетом сущности, этапов, способов организации групповой деятельности учащихся. В статье описаны следующие типы: средства ВКС, средства коммуникации, виртуальные доски, средства планирования. Для данных групп были отобраны конкретные цифровые инструменты, определены их возможности и особенности использования в ходе групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия, приведены конкретные примеры применения инструментов в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS FOR ORGANIZING GROUP ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF VIRTUAL INTERACTION

The article describes the features of using digital tools for organizing group activities of students in the conditions of virtual interaction. The choice of types of digital tools was carried out taking into account the essence, stages, and ways of organizing group activities of students. The article describes the following types: VCS tools, communication tools, virtual whiteboards, planning tools. Specific digital tools were selected for these groups, their capabilities and features of use during group activities of students in the conditions of virtual interaction were determined, specific examples of the use of tools in educational practice were given.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Научная статья УДК 371.311.4:004

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ7

7

Л. Д. Ситникова

кандидат педагогических наук, доцент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия sitnlud@yandex.ru

Аннотация. В статье описаны особенности использования цифровых инструментов для организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия. Выбор типов цифровых инструментов осуществлялся с учетом сущности, этапов, способов организации групповой деятельности учащихся. В статье описаны следующие типы: средства ВКС, средства коммуникации, виртуальные доски, средства планирования. Для данных групп были отобраны конкретные цифровые инструменты, определены их возможности и особенности использования в ходе групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия, приведены конкретные примеры применения инструментов в образовательной практике.

Ключевые слова: цифровые инструменты, групповая работа, виртуальное взаимодействие, обучение, цифровые технологии

Scientific Article

UDC 371.311.4:004

DIGITAL TOOLS FOR ORGANIZING GROUP ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF VIRTUAL INTERACTION

Abstract. : The article describes the features of using digital tools for organizing group activities of students in the conditions of virtual interaction. The choice of types of digital tools was carried out taking into account the essence, stages, and ways of organizing group activities of students. The article describes the following types: VCS tools, communication tools, virtual whiteboards, planning tools. Specific digital tools were selected for these groups, their capabilities and features of use during group activities of students in the conditions of virtual interaction were determined, specific examples of the use of tools in educational practice were given.

Keywords: digital tools, group work, virtual interaction, training, digital technologies

© CHTHHKOBa ^.,2022

© Sitnikova L., 2022

7

Исследование выполнено в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2022-117/4 от 01.06.2022 Министерства просвещения России по теме «Влияние цифровых инструментов обучения на образовательные результаты школьников».

L. Sitnikova

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia

Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor

Скорость развития IT-технологий в современном мире особенно ярко отражает быстрая смена понятий в образовательной практике. Так, еще недавно мы говорили про информационно-образовательную среду организации [7] как условие реализации электронного обучения, про ИКТ и электронные образовательные ресурсы [4]. Сегодня же самыми обсуждаемыми стали понятия цифровая образовательная среда, цифровой образовательный контент [6], цифровые технологии и инструменты [1].

Время требует изменить организацию образовательного процесса коренным образом, ведь современный ребенок не хочет, не может и не должен, обучаясь, пользоваться средствами, устаревшими еще в прошлом веке. Сегодня компьютер, планшет и смартфон со своей «начинкой» становятся основными учебными инструментами школьника. Естественно, что изучение особенностей их использования в процессе обучения становится особенно актуальным. Вопросы данной проблематики недостаточно проработаны в научно-методической среде. Так, все еще не определен набор типов цифровых инструментов, адекватных для образовательной среды; критерии отбора конкретных цифровых инструментов в современных реалиях; не разработана методика использования данных инструментов для достижения результатов обучения школьников; не определены особенности влияния их практического использования на качество обучения. Вопросов много, они требуют изучения и осмысления.

В ходе научно-исследовательской работы нами были определены направления отбора цифровых инструментов, актуальных в образовательной практике.

1. Основные элементы безопасной цифровой образовательной среды и особенности их использования в деятельности учителя-предметника.

2. Цифровые инструменты для работы с текстом.

3. Цифровые инструменты визуализации учебной информации.

4. Организация групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия.

5. VR / AR-технологии в образовательном процессе.

6. Диагностика образовательных достижений учащихся в цифровой образовательной среде.

7. Федеральная цифровая платформа «Моя школа».

В данной статье рассмотрены цифровые инструменты одного из указанных направлений - организация групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия.

Методологию исследования составили:

• системно-деятельный подход, способствующий гармоничному и системному развитию личности обучаемого, в том числе с использованием цифровых инструментов;

• принципы педагогического дизайна (Роберт Ганье);

• модель классификации целей обучения (таксономия Блума);

• методика использования цифровых инструментов в обучении («Педагогическое колесо» Аллана Каррингтона; AR / VR-технологии; проектное обучение; геймификация, интерактивные и дистанционные технологии и др.).

Цифровые инструменты обучения (ЦИО) - набор программных (аппаратно-программных) средств, информационных систем, программных продуктов и сервисов, используемых в учебном процессе с целью повышения его эффективности за счет информационных и коммуникационных технологий сбора, обработки, передачи и представления информации [1].

Для отбора цифровых инструментов организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия определим сущность групповой работы, этапы и способы ее организации.

«Групповая работа на уроке - форма организации учебно- познавательной деятельности обучающихся, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога» [5, с. 103]. Л. В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания» [2]. Такой вид работы может способствовать достижению целого ряда образовательных результатов [7]:

S личностных, обеспечивающих адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, таких, как «способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других»;

S метапредметных, обеспечивающих овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями [7].

В общем виде определим этапы групповой деятельности учащихся, в том числе в условиях виртуального взаимодействия [3].

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания (постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя, раздача дидактического материала).

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учащихся в малых и крупных группах [3].

1. Малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы.

2. Группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение.

3. Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение.

4. Группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым учащимся.

5. Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить консультант.

6. Работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задания. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от другой. Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В конце работы каждая группа обобщает результаты своей работы и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.

Описанные выше способы организации групповой работы позволяют выделить виды заданий для данной деятельности по временному признаку: задания, которые можно выполнять в течение одного урока, задания, рассчитанные на несколько уроков, или проектные.

Типы цифровых инструментов организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия представляется возможным определить с учетом следующей логики: они должны быть отобраны с учетом этапов, способов данной формы организации обучения, а также видов заданий для групп (рис. 1):

задания

к "на один урок" s I 03

га

проектные задания

Рис 1. Цифровые инструменты для группового взаимодействия учащихся в условиях виртуального взаимодействия

Представленная выше схема показывает, что для выполнения заданий на один урок необходимы и достаточны для эффективного взаимодействия и качественного образовательного процесса средства видеоконференцсвязи (ВКС), коммуникации и виртуальные доски. Тогда как для выполнения проектных заданий к вышеперечисленным цифровым инструментам необходимо добавить еще и средства планирования.

Ниже представим конкретные примеры цифровых инструментов по каждому типу заданий. При их выборе также учитывались следующие критерии: доступность в современных реалиях (в том числе бесплатность), оптимальность функционала для решения образовательных задач.

Средства ВКС

Использование средств ВКС повышает эффективность образовательного процесса в условиях цифрового обучения посредством максимального приближения его к реальному. Основные возможности средств ВКС для образования: организация синхронного образовательного процесса, запись видео для самостоятельной работы учащихся, пространственная независимость реализуемого урока, реализация множества форм образовательного взаимодействия с различными участниками.

В таблице 1 представлены цифровые инструменты, которые учитель может использовать для организации групповой работы учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Таблица 1

Средства ВКС для групповой работы учащихся

«Яндекс. Телемост» «УК Звонки» «Сферум» (интеграция с ВК)

Особенности использован ия (для ученика, для учителя) Для эффективного использования необходим аккаунт в «Яндексе», можно запланировать (отражается в «Яндекс. Календарь») Для управления встречами учителю необходим аккаунт, для посещения встреч ученику необходима ссылка, можно запланировать (отображается в ленте «УК Звонки») Для управления встречами учителю необходим аккаунт в «Сферум» или ВК, для посещения встреч ученику необходима ссылка, можно запланировать по расписанию уроков

Требуемое прикладное ПО «Яндекс.Браузер», «Chrome», «Firefox» (возможны ограничения), приложение «Яндекс.Телемост» Любой браузер, приложение УК Звонки, можно запланировать Любой браузер, приложение «ВК Мессенджер», приложение «Сферум»

Количество участников Не более 40 Нет ограничений Не более 100

Демонстрац ия экрана/ окна Имеется Имеется Имеется

«Длина жизни» ссылки на комнату 24 часа Бессрочно (возможно обновление) Есть различные варианты, максимальный - бессрочно (возможно обновление)

Сессионные залы Нет Нет Нет

| #Apprenticeship. 2022. Issue 2

Запись видео Имеется (в приложении -бессрочно, через браузер - 30 минут) Имеется без ограничений по времени Имеется без ограничений по времени

Возможност и в чате Прикрепить файл и создать опрос, реакции, отметить сообщение как важное Прикрепить различные виды файлов из ВК и ПК, реакции Чат= «ВК Мессенджер», прикрепить файл, реакции

Представленные выше характеристики средств ВКС позволяют учителю организовать групповую работу различными способами. Однако некоторые этапы групповой работы требуют приватности и взаимодействия в отдельных сессионных залах, например, такие, как обсуждение и составление плана выполнения учебного задания, определение способов его решения, а также этап корректировки учителем работы группы в некоторых случаях. Такую работу возможно организовать, обозначив группам определенные временные интервалы для взаимодействия, использовать залы ожидания («ВК Звонки», «Сферум»), а также приватные трансляции (сервис «ВК Звонки»).

Взаимодействие только с помощью средства ВКС предоставляет возможность организовать совместное обсуждение по групповому заданию с демонстрацией результатов на экране или в виде прикрепленных файлов, в этом случае происходит обсуждение с постоянной сменой докладчика на экране, что неудобно и не решает задачи взаимодействия. Для подобной деятельности требуется общее интерактивное пространство, где каждый участник группы может внести изменения в выполнение задания в режиме реального времени. Данную задачу могут решить цифровые инструменты - виртуальные доски.

Виртуальные доски

Виртуальные доски предоставляют собой интерактивное пространство для группового взаимодействия по выполнению задания. Это пространство может быть использовано учениками как для работы над заданием и содержать все результаты его выполнения, так и для обсуждения результатов, где каждый участник может высказать (представить визуально) свою точку зрения по выполнению задания. Учитель на виртуальной доске полностью управляет процессом: организует удобное пространство для каждой группы учащихся, предоставляет доступ к приватной области взаимодействия, корректирует и комментирует работу учащихся. На наш взгляд, в школьной практике целесообразно использование следующих вариантов виртуальных досок: виртуальная доска с минимальным набором возможностей по ссылке без аккаунта в сервисе для групповых заданий на один урок; виртуальная доска по ссылке с аккаунтом в инструменте для групповых заданий на один и несколько уроков (проектных) с расширенным функционалом.

Виртуальная доска Whiteboard Fox (URL: https://whiteboardfox.com/)

Данный инструмент доступен в любом браузере. Для создания доски и работы с ней не требуется аккаунт. Основным достоинством данной доски является возможность создать несколько приватных отдельных досок для каждой группы. Доска предоставляет минимальный функционал для выполнения практических заданий и обсуждений по выполнению задания: рисование различными цветами, удаление объектов, вставка текста, графического jpeg-файла, построение геометрических фигур. Для удобства работы на доске предусмотрены возможности ее перемещения, увеличение / уменьшение объектов доски, полноэкранный режим, скриншот доски с результатами работы. Результаты выполнения заданий сохраняются на доске, и к ним можно вернуться по той же ссылке на следующем уроке. Данная доска может быть использована при выполнении практических

заданий группами, но описанный функционал и некоторые недостатки (неудобный ввод и отсутствие возможности редактирования текста, не всегда управляемое удаление объектов доски, ограниченность только графическим видом загружаемых файлов, реклама на доске) ограничивает тип и способы выполнения групповых заданий.

Опишем пример групповой работы с данным сервисом. Способ групповой работы: одно задание для разных групп. Задание представляет собой заранее созданный графический jpeg-файл. Он помещается на разные доски. Учитель копирует ссылку на каждую доску и отправляет группам, лучше это делать приватно, например, в личных сообщениях чата или с использованием мессенджера. Учитель с использованием средства ВКС комментирует для всех учащихся особенности задания, определяет требования к результату, указывает временной промежуток, запускает таймер. При этом учитель может «ходить» по разным доскам и корректировать работу учащихся. Учащиеся работают только на своих досках. После окончания работы над заданием учитель оценивает и проводит рефлексию с каждой группой на общей дискуссии. Для повышения активности и познавательного интереса учащихся при любых способах групповых взаимодействий можно вносить элемент геймификации обучения, например, рейтинг по результатам выполнения заданий. Описанный пример представлен на рис. 2.

Р Whiteboard 33194784-413'! X +

■ r8.whiteboBrdfox.com/83194784-4134-2402

■ YouTube Ef карты Ш Miro | Online Whit...

*>

Undo

С*

Redo

Г

Draw

Whiteboard 83194784-4134-2402

3) Определить значения которые онн подучат в р.

Группа 1

Undo

Г

р Whftft»aíde51M788-l697- X +■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ whheboardíc* com/8 ni947SB-1697-2Q08

■ YouTube С* Карты Ш l.¡irr. Online Whit

Whiteboard 83194788-1697-2008

Группа 2

1) 4>5, нет

1) 4>5

О

Options

2) 4<=3, нет

выполнения фрагмента а 4; В = 5; ОЗ. Если А>В то Если В>С то

уШ~

Инач гл""" X:

Y:____________________ __________________ ______

КОНС диаграммы цвет*

I 1НйЧ£ О Продлит* подписку на Microsoft 366, чтобы создав... Для вашей уча.

Вставка Разметка страницы Формулы

3) Определить значения переменных X и У. которые они получат в результате выполнения фрагмента алгоритма, если А = 4; В = 5; С = 3. Если А>В то

Если В>С то Д Х:=С*С

й Поделиться

й-

т- а- щ

■I

Итоговая сумма баллов 8

■ I

1 Y:=2»C наче Х:=В*В * Y:=B+C □нсц-Еели

Б

■:ли А<=С то Х:-А*А Y:=A+B-C ичс

Х:~С*С Y:=C-B-A всд-Если "Х+1 -Y-1 [1-1 С III С+2

Группа 1

Группа 2

Рис. 2. Пример организации групповой работы по способу «одно задание для разных групп» с использованием виртуальной доски Whiteboard Fox

Виртуальная доска Miro (URL:https://miro.com)

Miro - цифровой инструмент, предоставляющий пространство для совместной групповой работы. Данный инструмент широко используется в бизнесе и образовании, так как имеет богатый и удобный функционал. В бесплатной версии доступны основные возможности доски. Учитель в данном варианте получает всего пять досок (три для редактирования, две для просмотра), однако такого количества для организации эффективного виртуального взаимодействия достаточно. При

этом отметим существенный недостаток: в бесплатном варианте невозможно сделать доски приватными, что затрудняет использование их для заданий типа «одно задание для разных групп», когда при выполнении заданий требуется обеспечение конфиденциальности информации. Тем не менее возможности инструмента оптимально подходят для всех остальных способов организации группового взаимодействия, позволяя осуществить его наиболее эффективно.

Основные возможности Miro для организации виртуального группового взаимодействия:

• одновременно на одной доске могут работать множество групп;

• пространство для работы учитель предоставляет ученику ссылкой как на доску, так и на конкретные индивидуальные фреймы (холсты);

• для удобства работы с разными классами фреймы можно систематизировать и группировать по классам, имеется удобное средство для управления фреймами (перемещения между ними);

• встроенные шаблоны обеспечивают удобную организацию пространства взаимодействия. Так, для выполнения проектных заданий можно воспользоваться Kanban Framework, данный шаблон поддерживает методологию Agile, которая позволяет эффективно управлять проектной деятельностью групп учащихся;

• для обеспечения контроля за действиями на доске предусмотрен инструмент, отражающий все манипуляции участников взаимодействия, все результаты действий сохраняются;

• функционал доски позволяет рисовать, вставлять различные файлы, геометрические шаблоны, стикеры, комментарии, реакции, ментальные карты, рисунки Google, пиктограммы, таблицы, карточки с заданиями, интерактивные соединительные стрелки, диаграммы (могут быть использованы для геймификации обучения) и т. д.;

• возможна реализация всех этапов урока: объяснение новой темы, закрепления, контроля с использованием различных форм организации обучения.

Ниже на рис. 3 представлены результаты групповой проектной деятельности по разработке цифрового образовательного контента по предмету «Окружающий мир» 1-й класс, УМК «Школа России», А. А. Плешаков

Рис. 3. Пример реализации групповой проектной работы с использованием

виртуальной доски Miro

В ходе любого образовательного взаимодействия виртуальные доски обеспечивают важную функцию обучения в группах - деятельностно-результативную активность всех участников. Эта активность может быть реализована не только в ходе урока, но и в ходе самостоятельной работы, когда учащиеся выкладывают результаты своей деятельности в удобное им время. При этом ученикам важно общаться и обсуждать различные вопросы. Эту задачу призваны решать социальные сети и мессенджеры.

Средства коммуникации

Основная функция средств коммуникации - быстрое и удобное общение между участниками виртуального взаимодействия. Для групповой работы учителю необходимо быстро доставить учащимся актуальную информацию, а ученикам -получить совместный результат выполнения задания. Несмотря на то что данный способ взаимодействия является асинхронным, ряд средств могут обеспечить высокую скорость передачи информации между участниками. На наш взгляд, наиболее оптимальны для данной задачи социальные сети, в частности «ВКонтакте» и мессенджер «Telegram».

«ВКонтакте»

Основное достоинство данной социальной сети — это ее высокая популярность среди молодежи. Школьники, студенты массово используют «ВКонтакте» для решения множества личных задач, таких, как: чтение новостей, участие в жизни сообществ, продвижение проекта, развлечение, переписка с друзьями и т. д. Однако возможности «ВКонтакте» позволяют решать и образовательные задачи - организацию группового взаимодействия и коммуникации в ходе обучения. Такое взаимодействие реализуется с помощью образовательных групп, групповых бесед, личных сообщений, которые учитель может создавать для учеников своих классов.

Покажем, как может быть организована совместная работа с помощью образовательных групп. Учитель создает команду по интересам с тематикой «Образование», делится ссылкой с участниками виртуального взаимодействия. Затем организует пространство группы. Здесь может быть два варианта

организации. В первом варианте в ленте группы отдельным постом отмечен каждый участник / команда (группа участников), а в комментариях под этим постом выкладываются результаты групповой работы по всем заданиям, которые выкладывает учитель. При реализации второго варианта учитель в ленте выкладывает посты с заданиями, под которыми ученики прикрепляют результаты. Также в ленте для обоих вариантов учитель прикрепляет мотивирующие посты, информационные сообщения, результаты контроля и достижения обучения. Такая организация группового взаимодействия обеспечивает высокое качество образовательного процесса в условиях электронного, смешанного и даже обычного обучения. Рисунок 4 демонстрирует пример работы с образовательными группами в «ВКонтакте» для первого варианта.

Рис. 4. Пример реализации группового взаимодействия в образовательных

группах «ВКонтакте»

«Telegram»

Использование мессенджеров в образовательных целях, в частности для группового взаимодействия, позволяет быстро и удобно обмениваться информацией как в личных сообщениях, так и групповых чатах. «Telegram» сегодня - это один из самых популярных российских мессенджеров. Данный цифровой инструмент так же, как и мессенджер «ВКонтакте», позволяет кроме текстовых сообщений прикрепить любой файл, реакции, местоположение. Одной из удобных возможностей для групповой коммуникации в «Telegram» является организация обратной связи посредством опросов. Данная функция возможна только для групповых чатов, и это позволяет учесть потребности участников команды, оценить эмоциональный фон хода групповой работы в командах, провести рефлексию и т. д., что в свою очередь позволяет учителю вносить коррективы в организацию дальнейшей работы.

Отметим, что в молодежной среде, особенно среди тех, кто увлекается компьютерными играми и IT-направлением, популярным мессенджером является «Discord», который также может быть использован как цифровой инструмент

коммуникации при групповой работе школьников, особенно в процессе их самостоятельной работы.

Описанные выше цифровые инструменты, на наш взгляд, являются обязательными для организации эффективной групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия. Учитель может менять их состав в зависимости от способа организации групповой работы, а также от видов заданий. Однако только полный набор цифрового инструментария (средства ВКС, коммуникации, виртуальные доски) способен обеспечить максимальный эффект. Средства планирования

Данные средства необходимо добавлять к описанным выше, если групповым заданием становится работа над проектом или оно рассчитано на несколько занятий. Учителю и учащимся необходимо выполнить задание вовремя и получить определенный результат. Для этого учитель может использовать привычные средства планирования (например, календарно-тематическое), однако при данном выборе деятельность учащихся по работе над проектом полностью управляется учителем, роль учащегося оказывается пассивной, эффективность метода проекта снижается. Учащимся необходимо предоставлять возможность самим планировать и управлять своей деятельностью, цифровые инструменты могут помочь решить данную задачу.

Планирование в проектной деятельности - один из самых важных этапов групповой работы. Оно должно охватить временную шкалу с выделением этапов и шкалу задач с указанием списка конкретных действий на определенном этапе. Многие современные цифровые инструменты предоставляют данную возможность. На наш взгляд, для школьных проектов в современных реалиях оптимален «Яндекс.Календарь». Это российский инструмент, и он обладает достаточным функционалом для решения учебных проектных задач.

Особенности использования «Яндекс.Календаря» для групповой деятельности:

• использование инструмента возможно при наличии аккаунта в «Яндексе»;

• ученики разбивают выполнение проектного задания на этапы и каждый этап отражают в «Яндекс.Календаре» в разделе «Мои события» на временном промежутке;

• задачи каждого этапа необходимо оформить отдельными списками в разделе «Задачи»;

• каждый этап необходимо завершать промежуточным отчетом с представлением результатов учителю;

• учитель в своем календаре отражает даты отчетов групп с учетом своего расписания.

Ниже на рисунке 5 показан вариант работы с «Яндекс.Календарем» на этапе «Планирование», который реализует определенная группа школьников в ходе проектной деятельности, при этом оповещение участников группы удобно настроить по электронной почте.

Рис. 5. Пример использования «Яндекс.Календаря» в ходе проектной групповой

деятельности

Групповая работа, реализованная с использованием цифровых инструментов, обладает рядом преимуществ перед традиционным способом организации такого вида деятельности. Так, повышается управляемость процессом группового взаимодействия:

1) решаются дисциплинарные проблемы за счет предоставления приватного пространства, выделения временных промежутков, возможности общения учащихся между собой;

2) ролевое распределение фиксируется посредством предоставления доступа к определенным заданиям, установкой тегов, выбором маркеров, - таким образом, каждая роль становится важной, и решаются проблемы неадекватного распределения обязанностей и ответственности;

3) понятней и прозрачней становится процесс оценивания результатов деятельности, в частности определения личного вклада участников группового взаимодействия, что достигается благодаря возможности фиксации цифрового «следа» (скриншотов промежуточных этапов решения) на всех стадиях выполнения задания.

В ходе работы решаются и некоторые коммуникативные проблемы:

1) ученики, избегающие высказываний вслух своих мыслей, могут выразить себя другими способами за счет большого арсенала возможностей, предоставляемого цифровыми инструментами, - реакции, средства визуализации, просто сообщения;

2) эти же возможности инструментов позволяют сформировать умение аргументировать свои суждения за счет привлечения для этого различных способов представления информации.

Кроме того, повышается познавательный интерес к обучению: учащиеся в образовательном процессе используют средства, представляющие интерес для них, видят, как их использует учитель, и получают общий цифровой результат, который так важен в современном мире.

Представленный перечень цифровых инструментов для организации групповой деятельности учащихся в условиях виртуального взаимодействия может быть расширен и дополнен конкретными примерами инструментов и особенностей их использования. Естественно, что для достижения различных целей обучения необходимо применять максимально широкий спектр цифровых инструментов, поэтому исследование требует продолжения, в частности описания использования цифровых инструментов по актуальным для образовательной практики направлениям.

Литература

1. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н. О разработке «Концепции инновационной подготовки будущих учителей информатики в условиях цифровой трансформации общества» // Информатизация образования - 2021 : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 85-летию со дня рождения Я.А. Ваграменко, к 65-летию ЛГТУ. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2021. С. 130-135.

2. Гикал Л. В. Групповая работа как эффективная форма организации урока // Открытый урок: Первое сентября: фестиваль педагогических идей : сайт / ИД «Первое сентября». URL: http://festival.iseptember.ru/articles/530702/. Дата публикации: 10.05.2009.

3. Горнакова Н. В., Сивиринова И. А. Организация групповой деятель-ности учащихся // Открытый урок: Первое сентября: фестиваль педагогических идей: сайт / ИД «Первое сентября». URL: https://urok.1sept.ru/articles/537182 . Дата публикации: 07.09.2009.

4. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2011. 8 с.

5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 173 с.

6. Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды: Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 : (зарегистр. в Минюсте РФ 24.12.2019 № 56962) // Гарант.ру : информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235Q76/ (дата обращения: 18.11.2022).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 // Гарант.ру: информ.-прав. портал. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333Q2o/ (дата обращения: 18.11.2022).

Статья поступила в редакцию: 12.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022

The article was submitted: : 12.12.2022 Approved after reviewing: 23.12.2022 Accepted for publication: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.