Научная статья на тему 'Педагогические основы развития специальных способностей в системе профессиональной подготовки'

Педагогические основы развития специальных способностей в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / SPECIAL ABILITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMON DIDACTIC PRINCIPLES / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хубиева Зарима Юсуфовна

В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие оптимизации процесса развития специальных способностей студентов художественно-графического факультета в системе вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хубиева Зарима Юсуфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical grounds of special abilities development in the vocational training system

The paper presents the pedagogical conditions that help to optimise the process of special abilities development among students of the artistic and graphical departments in the system of university training.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы развития специальных способностей в системе профессиональной подготовки»

З. Ю. Хубиева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа представлена кафедрой методики преподавания художественно-графических дисциплин

Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. В. Корешков

В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие оптимизации процесса развития специальных способностей студентов художественно-графического факультета в системе вузовской подготовки.

Ключевые слова: специальные способности, педагогические условия, общедидактические принципы, методы обучения.

Z. Khubiyeva

PEDAGOGICAL GROUNDS OF SPECIAL ABILITIES DEVELOPMENT IN THE VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

The paper presents the pedagogical conditions that help to optimise the process of special abilities development among students of the artistic and graphical departments in the system of university training.

Key words: special abilities, pedagogical conditions, common didactic principles, methods of teaching.

Педагогические основы развития специальных способностей в системе профессиональной подготовки

Система профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета (ХГФ) предполагает реализацию основных методов и принципов обучения, которыми располагает современная дидактика.

В научных исследованиях отмечается, что принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса. Творческий подход к любому виду деятельности является стимулом развития специальных способностей, необходимых для успешной реализации этой деятельности.

В современной педагогической науке выделяются две большие группы общедидактических принципов, которые в совокупности обеспечивают процесс творческой деятельности студентов:

• принципы организации педагогического процесса для развития способностей студентов в декоративно-прикладной деятельности (принципы научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, связи с жизнью и практикой, гуманистической направленности);

• принципы управления и руководства развитием способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством (ДПИ) (принципы развивающего и воспитывающего характера обучения, учета индивидуальных особенностей личности, сознательности, творческой активности и самостоятельности, доступности и посильности при достаточном уровне его сложности, прочности усвоения знаний, умений и навыков, проблемного обучения). Реализация их возможна при создании определенных педагогических условий.

В психолого-педагогической литературе даются разные определения понятия «условия». Мы рассматриваем педагогические условия как комплекс мер учебно-воспитательного процесса, который обеспечивает переход личности на более высокий уровень развития художественных способностей как составной части процесса специальной подготовки студентов.

По мнению Я. А. Пономарева, комплекс таких условий начинается с создания ситуа-

ций, способствующих решению творческих задач, и в конченом итоге приводящих к формированию необходимых способностей, созданием творческого климата и т. д. [2].

К педагогическим условиям в процессе профессиональной подготовки студентов относятся: содержание обучения, его организация, методы и методические приемы, средства и контроль за его результатами.

Проблема методов обучения в системе высшего профессионального образования является одной из важнейших, от решения которой зависит сам учебный процесс и результат обучения в целом.

В психолого-педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». И. Ф. Харламов считает, что методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом [4].

В. А. Сластенин отмечает, что «методы целостного педагогического процесса - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» [5, с. 269]. Методы расчленяются на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.

В психолого-педагогической науке сложились различные классификации методов обучения, и их многообразие обусловлено тем, что педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим связано выделение методов: организации учебно-познавательной деятельности; стимулирования учебно-познавательной деятельности; организации взаимодействия учащихся друг с другом; развития психических функций, творческих способностей и личных качеств учащихся; контроля и диагностики эффективности учебно-познава-

ПЕДАГОГИКА

тельной деятельности, социального и психического развития учащихся.

Ученые установили, что любая деятельность протекает более эффективно, при лучших результативных качественных показателях, когда существуют определенные мотивации личности, вызывающие желание действовать. Мотивация - это динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость [1].

Предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся является самой распространенной и включает пять групп:

• объяснительно-иллюстративный метод;

• репродуктивный метод;

• проблемное изложение;

• частично-поисковый метод;

• исследовательский метод [3].

Эта дидактическая система методов охватывает все цели воспитывающего и развивающего обучения, все формы методов обучения, отражает системное рассмотрение всех аспектов методов обучения, соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся.

На основе общепринятых методов мы попытались разработать комплекс методов развития специальных способностей студентов к ДНИ (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев) (табл. 1).

Мы считаем, что использование этих методов в системе профессиональной подготовки студентов ХГФ будет способствовать развитию их специальных способностей на занятиях ДПИ (на примере национального костюма).

В ходе работы нами был выделен следующий комплекс педагогических условий, способствующий оптимизации процесса развития специальных способностей будущих специалистов:

• создание в вузах условий свободной реализации идей для развития способностей студента;

• педагогическое мастерство педагога, работающего со студентами согласно целостной методической системе обучения;

• создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях;

• формирование потребностей и оптимальной мотивации обучения;

• создание проблемно-поисковых ситуаций и заданий;

• саморазвитие, подкрепленное развитием самостоятельности;

• использование развивающего потенциала народного ДНИ.

Таблица 1

Методы развития специальных способностей

студентов к декоративно-прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев)

Методы развития специальных способностей студентов на занятиях ДПИ Методы мотивации и стимулирования развития специальных способностей студентов на занятиях ДПИ Методы контроля и самоконтроля развития специальных способностей студентов на занятияхДПИ

Информационно-рецептивный Метод стимулирования интереса к учебе Методы индивидуального и фронтального опроса

Частично-поисковый Мотивация внешнего стимулирования Положительной оценки

Исследовательский Метод учебных дискуссий Тестирование и анкетирование

Проблемное изложение Самоактуализация Контрольных вопросов

Биоадекватный, релаксационно-активный Самоутверждение Практического контроля (кафедральные просмотры)

Ассоциативный Поощрения Самоконтроля

Метод сравнения и обобщения Педагогической установки

Декоративной интерпретации и стилизации Педагогического воздействия

Методы вырезок Коллективного поиска

Метод эмоционально- ассоциативного восприятия Методы познавательных игр

Методы проектирования

Эвристические методы

Таким образом, одним их перспективных подходов к повышению уровня развития специальных способностей студентов является создание таких педагогических условий, в которых

он может занять активную личностную позицию, наиболее полно проявить свои склонности и способности, реализовать свои потребности и интересы в системе вузовской подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1982. 204 с.

2. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.

3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 660 с.

4. Реан А. А.,БордовскаяН. В.,Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. 432 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Педагогика. М., 2000. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.