Научная статья на тему 'Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях по искусству отделки одежды студентов ХГФ'

Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях по искусству отделки одежды студентов ХГФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1416
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОР / КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА / ТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Т. А., Родкина А. А.

В статье рассматривается методическая система обучения студентов художественно-графического факультета искусству отделки одежды, которая включает в себя: цели, задачи, содержание учебного предмета, принципы, формы, методы, приемы обучения, с помощью которых происходит развитие творческих способностей у будущих художников-стилистов по костюму. Предлагаемая система обучения поможет студентам научиться творчески мыслить при создании новых художественных образов, приносящих эстетическое удовлетворение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Т. А., Родкина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASIS OF TEACHING AND DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS AT THE LESSONS OF "ART OF THE DECORATION OF CLOTHES" ON THE ART GRAPHIC FACULTY

In the article they give the methodical system of teaching students of the Art'Graphic faculty the art of dec' oration of clothes, Which includes the following: the aims, tasks, contents of the subject, some principles, forms, methods, ways of teaching with the help of which they creative abilities of the future artists'stylists of the costumes is developed. The suggested system of teaching will help students to learn to think creatively, when they design some new artistic images, which bring aesthetic satisfaction

Текст научной работы на тему «Методические основы обучения и развития творческих способностей на занятиях по искусству отделки одежды студентов ХГФ»

Т.А. Ильина, учебный мастер кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета.

А.А. Родкина, кандидат технических наук, доцент кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСКУССТВУ

ОТДЕЛКИ ОДЕЖДЫ СТУДЕНТОВ ХГФ

В статье рассматривается методическая система обучения студентов художественно-графического факультета искусству отделки одежды, которая включает в себя: цели, задачи, содержание учебного предмета, принципы, формы, методы, приемы обучения, с помощью которых происходит развитие творческих способностей у будущих художников-сти-листов по костюму.

Предлагаемая система обучения поможет студентам научиться творчески мыслить при создании новых художественных образов, приносящих эстетическое удовлетворение.

Ключевые слова: декор, композиция костюма, творчество, способности, методика обучения.

Одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, проявление и развитие всех способностей человека.

Педагогическая поддержка развития свободного творчества личности является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. Перед педагогами и психологами в этой связи встают вопросы разработки методических систем, направленных на обучение и развитие у студентов творческих способностей.

Методическая система обучения студентов ХГФ искусству отделки одежды состоит из:

1. Целей, задач и содержания учебного пред-

мета "Искусство отделки одежды".

2. Принципов, форм, методов, приемов обучения.

3. Средств обеспечения всех учебных и развивающих программ.

Методика обучения и развития творческих способностей теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Она основывается на научных данных педагогики, психологии,эстетики и искусствознания.Методика рассматривает особенности работы педагога со студентами.

Важное значение здесь имеют структура, содержание образования, его цели и задачи, изло-

женные в программе, планирование материала, принципы и способы обучения, с помощью которых происходит развитие творческих способностей у студентов.

В практической деятельности преподавателя искусства отделки одежды встречается ряд трудностей, главная из которых, - это недостаточное количество современных учебных пособий по данной теме. Существующие издания представляют собой справочные пособия без методических разработок, недостаточно изданий с учебнотворческими заданиями и методическими рекомендациями. Региональные издания выпускают мало литературы по местным промыслам. Недостаточное количество методических рекомендаций, программ приводят к стихийным занятиям без определенного плана работы, без учета индивидуальных возможностей студентов, в них недостаточно внимания уделяется вопросам истории отделки одежды, особенностям отделки одежды разных регионов нашей страны. Необходимо создание пособий и методических рекомендаций по искусству отделки одежды [1, 2].

В нашем понимании методическая система представляет собой организованную совокупность цели, методов, условий, содержания, направленную на усовершенствование учебного процесса. Нами была разработана методическая система формирования и развития творческих способностей у студентов ХГФ в области отделки одежды на базе учебного предмета "Искусство отделки одежды". Эта система направлена на овладение теоретическими основами художественнодекоративной отделки изделия, а также приобретение художественно-практических умений и развитие творческих способностей студентов ХГФ при создании декоративной отделки одежды различного ассортимента.

Процесс развития творческих способностей осуществляется с помощью оформительской деятельности, в ходе которой студенты учились изготавливать оригинальные художественно- декоративные отделки швейных изделий различными способами, видами и из различных по фактуре материалов. Все практические занятия носили творческий характер.

Разрабатывая авторскую программу курса по отделке одежды, мы исходили из следующих условий:

- усвоение цели и задачи обучения;

- формирование основных направлений, отбор соответствующего содержания;

- использование эффективных средств, способствующих успешному освоению учебного материала;

- развитие мыслительной деятельности студентов;

- развитие творческого воображения, наблюдательности, зрительной памяти;

- воспитание художественно-эстетической

культуры и художественного вкуса;

- формирование профессионального мастерства.

В основу программы легли теоретические положения:

1. Обучение студентов выполнению творческих заданий, с учетом их психолого-физиологиче-ских и индивидуальных особенностей.

2. Обогащение учебного процесса значимыми для студентов формами и способами деятельности.

В процессе создания программы нами были определены следующие направления:

1. Основываясь на изученных теоретических основах, программа акцентирует внимание на методике организации деятельности студентов.

2. При подборе материала для содержания данной программы учитывались средства решения познавательных и творческих задач.

К выбору учебного материала мы подошли, руководствуясь следующими положениями:

1. Обучение необходимо вести на высокой научной основе. При этом важно опираться на данные не только своего предмета, но и на другие дисциплины, изученные студентами ранее.

2. Учебный материал для каждого конкретного задания подбирается в соответствии с его темой, целью и основными задачами.

3. Материал должен излагаться в доступной для восприятия студентами форме с использованием наглядных средств обучения.

При разработке программы в каждом разделе важно четко сформулировать темы занятий, их цели. Определение цели - обязательное дидактическое требование к новой теме. Затем продумывается характер учебного материала, устанавливается объем занятия. Для лучшего усвоения учебного материала и для большей заинтересованности студентов используются дополнительные средства (наглядные пособия, различная литература по тематике и т.д.) Весь материал подвергается дидактической обработке, чтобы он представлял собой единое целое и соответствовал программным требованиям. Для того, чтобы учебный материал был более интересным, преподаватель должен основательно готовиться к проведению лекционных занятий и лабораторных работ. Преподаватель должен хорошо знать структуру занятия, объем, содержание материала, его цель и задачи.

Качество проведения занятия зависит от методического совершенствования, насыщенности и направленности занятия, поэтому педагог должен уметь правильно отобрать и применить дидактический материал, грамотно пользоваться разнообразными методами и приемами обучения и формирования, правильно использовать средства наглядности и др.

Развитие творческих способностей студентов на занятиях по искусству отделки одежды - это об-

разование авторской разработки и целевого выбора. Авторские и индивидуальные программы создаются с учетом особенностей деятельности студенческого товарищества, поэтому нужно вносить в них элементы, способствующие решению проблем социализации, социальной адаптации и развития творческих способностей студентов. Наиболее эффективными являются гибкие программы, имеющие вариативные решения в методике обучения. Они могут корректироваться в процессе обучения в соответствии со спецификой коллектива и индивидуальных особенностей студентов. Основная задача программ - через труд и искусство приобщить студентов к творчеству, развить у них художественные способности и образное мышление.

Занятия искусством отделки одежды должны расширять круг художественных интересов учащихся. Для их осуществления педагог должен формировать эстетический вкус, интерес к посещению музеев, выставок. Основой занятий должна быть не только практическая сторона работы. Технические навыки нужно подчинять задачам развития творческих способностей и творческого мышления. Необходимо знакомить учащихся с историей возникновения и развития промыслов, современным профессиональным искусством.

Возможности курса "Искусство отделки одежды" для творческого развития студентов ХГФ:

1. Варьирование различных курсов, исходя из интересов студентов и пожеланий педагогов с учетом межпредметных связей. Отсутствие жестких рамок образовательных стандартов позволяет внедрять как идеи педагогов-классиков, так и современный передовой опыт.

2. Свободный выбор занятий, наиболее соответствующих интересам и склонностям студентов. Концентрация внимания педагога на индивидуальности каждого студента.

3. Добровольность посещения занятий студентами, и как результат, стремление педагога к профессиональному росту, поддержание долговременного интереса к занятиям у студентов. Проведение занятий на эмоциональном подъеме.

Программа по обучению искусству отделки одежды и развитию творческих способностей студентов художественно-графического факультета представляет собой ряд тем, рассматривающих следующие вопросы:

- историю возникновения промысла;

- развитие технологического процесса отделки одежды;

- характерные черты основных промыслов России;

- технические приемы выполнения разных видов отделок;

- применение отделки в костюме и некоторые другие вопросы, связанные с художественным и технологическим процессами отделки одежды.

Занятия должны актуализировать включение

и расширение регионального компонента художественного образования. При его разработке важно не утерять понимание того, что народное искусство на региональном уровне должно рассматриваться как часть художественной отечественной культуры. Именно научно-содержательный подход к включению национального компонента помогает избежать проявления местничества, субъективизма, проявлений национализма. Отбор и построение содержания образования, отражающего местные условия протекания, имеет свои особенности: окружающая социально-культурная среда оказывает влияние на ход учебно-воспитательного процесса, может служить организационным и региональным компонентом. Например, если учебное заведение находится вблизи промысла или музея, то они могут стать местом проведения экскурсий и встреч.

При создании программы мы стремились к тому, чтобы она давала максимально полное представление о целях и задачах учебной дисциплины, о прогнозируемых результатах и механизмах их достижения. Программа должна сочетать индивидуальные и групповые формы обучения, содержать систему диагностики индивидуальных возможностей, интересов, готовности к восприятию материала, оценки знаний и умений студентов, обладать гибкостью и допускать внесение изменений в нее.

Содержание программы строилось на основе анализа истории развития отделки одежды, истории формирования творческих способностей студентов, анализа существующих программ. Поисковая и экспериментальная работа позволила отобрать содержание учебного материала и построить его в виде программы обучения различным видам отделки одежды.

При подборе содержания ставились задачи:

- определить необходимые знания, умения и навыки для обучения искусству отделки одежды;

- разработать методику обучения и развития творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по искусству отделки одежды;

- определить критерии оценки, и разработать комплекс вариантов заданий.

К завершению курса обучения студенты должны знать:

- различные виды отделки, используемые при проектировании костюма и соответствующее их применение;

- историю развития отделки одежды;

- правильное применение материалов в различных видах отделки;

- технику и приемы выполнения различных видов отделки одежды, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

Содержание учебного материала необходимо построить по тем направлениям, которые вызвали наибольший интерес у студентов. Это обеспечивается правильным выбором упражнений и при-

емов (по степени сложности), закрепление технических знаний, умений и навыков и творческим подходом к созданию нового образа. Учебный материал должен быть доступным и достаточно сложным, необходимо продумать систему поощрений за успехи и наказаний за неудачи.

На первом занятии рекомендуется рассказать студентам, чем они будут заниматься, о целях и задачах, о требованиях, познакомить с инструментами и материалами. Познакомиться с различными видами отделки, показать образцы. Изделия, выполненные студентами, могут применяться на выставках, использоваться как наглядный материал при объяснении, работа может быть связана с краеведческим исследованием. Перед студентами нужно ставить ясные, конкретные цели, чтобы они видели конечный результат своей деятельности.

Для наиболее эффективного усвоения материала необходимо, чтобы занятия были максимально наглядными, для чего использовать большое количество иллюстраций, таблиц, схем, карт и готовых изделий, а так же показ видеоматериалов. Каждое изделие должно быть завершено, поэтому лучше ориентироваться на небольшие вещи или использовать групповые формы выполнения работы (для отделки готового костюма). Беседы с интересными людьми, посещение музеев и выставок, чтение специальной литературы способствует расширению кругозора, повышению познавательных интересов и творческой активности, способствует формированию художественной культуры и эстетического вкуса.

Разработанная нами программа является комплексной. Она составлена без учета физиологических особенностей, что делает возможным обучение по ней как юношей, так и девушек. Данная программа не приемлема для изучения на младших курсах, так как искусство отделки одежды требует наличия определенных знаний и навыков в области технологии, конструктивного моделирования, оборудования, материаловедения, художественного проектирования костюма, композиции костюма, химизации. Мы рекомендуем использовать эту программу на 4 и 5 годах обучения, когда у студентов уже имеются накопленные знания по профилирующим дисциплинам и дисциплинам специализации, существует некоторый опыт творческой деятельности, сформировано мировоззрение и развит художественный вкус. Все это способствует более эффективному развитию творческих способностей в области искусства отделки одежды.

Общий объем часов составляет 100 часов на 7, 8, 9 семестры. Курс обучения и развития творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по искусству отделки одежды рассчитан на два года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа лекционных, по 4 часа лабораторных работ. "Искусство отделки одежды" является предметом,

позволяющем на практике применить и закрепить теоретические знания, полученные студентами при изучении дисциплин: "Композиция костюма", "Архитектоника и структуры в пространстве", "Конструктивное моделирование швейных изделий", "Технология швейных изделий", "Изготовление костюма", "Материаловедение".

В процессе изучения курса студенты должны на практике научиться самостоятельно, определять современные перспективные художественные отделки швейных изделий, материалы и оборудование для их изготовления, разрабатывать и анализировать виды и методы обработки декоративной отделки швейных изделий.

Целью курса "Искусство отделки одежды" является обобщение и закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения и применении этих знаний при решении художественнотехнологических задач, ознакомление студентов с основами технологии изготовления декоративных элементов швейных изделий и приобретение навыков по изготовлению отделки швейных изделий. А также формирование эстетического вкуса студентов, системы технологических знаний, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Основной задачей курса является изучение видов отделки швейных изделий, технологии изготовления отделки, закрепление знаний студентов по вопросу изготовления отделки к одежде различного ассортимента и практического их применения.

Также программой поставлены следующие задачи:

1. Обучающие:

- изучение отделки, их применение, видов материалов для отделки, видов используемой фурнитуры для отделки, видов вспомогательных материалов;

- формирование специальных понятий и изучение специальной терминологии в области декора одежды;

- обобщение и систематизация знаний об отделке;

- усвоение в практической деятельности приемов изготовления отделки, ее технологический процесс;

- знакомство с оборудованием и приспособлениями для изготовления декора одежды, обучение приемам работы на специальном оборудовании;

- приобретение студентами необходимых знаний о правилах применения видов отделки в одежде различного ассортимента.

2. Развивающие:

- формирование способности выделять существенные признаки и свойства в объектах живой и не живой природы и умение применять полученные знания при создании декора костюма;

- развитие у студентов творческих способнос-

тей и образного мышления в процессе изучения отделки швейных изделий;

- совершенствование способностей стилизации объектов в создаваемой отделке;

- развитие умений работать с необходимыми материалами и инструментами;

- развитие творческого мышления, инициативности и уверенности в своих силах.

3. Соцвоспитание:

- формирование интереса к предмету;

- формирование стремления к глубокому усвоению всего содержания обучения;

- формирование умения ставить перед собой цели и добиваться их исполнения;

- воспитание навыков последовательного выполнения работы;

- формирование стремления к высокому качеству результатов труда;

- формирование эстетической культуры, духовных потребностей в художественной деятельности.

4. Коммуникативные:

- формирование способностей оценивать свою работу и сопоставлять ее с другими работами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирования умения своевременно обращаться за помощью к руководителю или другим специалистам в данной области для преодоления сложившихся затруднений;

- развитие способности адекватного реагирования на здоровую критику;

- формирование умения отстаивать свою точку зрения по определенным вопросам, не пренебрегая при этом существенными замечаниями и предложениями;

- способствование формированию атмосферы сотрудничества при работе в коллективе.

В результате изучения курса студенты должны получить общие сведения об отделке одежды, теоретические знания и практические навыки в области технологии отделки одежды, а также применять полученные знания при изготовлении проектируемых моделей с учетом передовых технологий и моды. Студенты должны уметь выполнять проект в материале лично.

Наиболее эффективная творческая работа над созданием декоративной отделки костюма должна проходить на старших курсах (4-5 курсы). Процесс создания художественной отделки костюма, как и всякий другой вид творческой деятельности, требует от студентов мастерства, специальных знаний, определенных умений и навыков, которые они получают на занятиях по рисунку, живописи, истории костюма, композиции костюма, технология швейных изделий, материаловедение, художественное проектирование костюма. На данном этапе обучения студенты закрепляют, систематизируют и расширяют теоретические знания по всему комплексу изученных дисциплин, связывают полученные знания с практическими

навыками и умело применяют их в самостоятельной творческой работе. Без взаимодействия перечисленных дисциплин невозможно в полной мере развить творческую способность студентов, осуществить творческий подход к решению практических задач.

Прежде чем приступить к непосредственной работе над отделкой костюма, студентами ХГФ должны быть выполнены практические работы по уже изученным дисциплинам.

Стимулом учебно-творческой деятельности студентов будет являться такая организация учебного процесса, которая была бы направлена на создание художественного образа отделки костюма. Студент во время поиска художественного образа декоративной отделки костюма должен сам найти нестандартные решения задачи и творчески использовать имеющиеся у него в распоряжении средства и уже накопленные ранее знания. Очень важно научить студентов свободному владению материалом и технологией в полном объеме. Все эти качества сами по себе не могут создать художественный образ отделки костюма, необходимы фантазия, вкус, художественно-творческая одаренность, способность мыслить образами [3].

При организации работы мы должны учитывать индивидуальный подход, так как у каждого студента разные отправные точки, разный творческий потенциал. Здесь педагогу важно суметь создать такие условия, при которых студент максимально раскроется.

Для развития творческой способности студентов при создании декоративной отделки костюма очень большое значение имеют систематические упражнения, развивающие творческое воображение и фантазию, совмещаемые с переключением с одного вида занятий на другой, умения вовремя остановить работу, сосредоточиться на определенных ее этапах, на время "забыв" о других. Задачу преподавателя вуза мы видим в том, чтобы положительно содействовать данным процессам.

Содержание программы включает в себя теоретическую, творческо-практическую, части, а также методическую и самостоятельную работы студентов. Реализация программы происходила через три основные формы обучения: аудиторную, самостоятельную работу в учебных мастерских под руководством преподавателя и домашнюю.

При решении теоретических, практических и творческих задач используется комплексная методика, включающая методы информативно - объяснительного, репродуктивного и продуктивного характера. Это позволит в совокупности реализовать образовательные, развивающие и воспитательные функции обучения.

Кроме того, обучение должно строиться на оптимальном соотношении программированного и проблемного типа обучения. Благодаря этому,

по мере накопления студентами теоретических знаний и практического опыта должна повышаться и доля исполнения проблемных методов обучения. Использование поисковых методов и вовлечение студентов в решение творческих, проблемных задач способствует формированию опыта творческой деятельности.

Проблемный характер носят все практические задачи, т.к. в них необходимо найти ответы на вопросы: разработать, выбрать, создать, обобщить и т.д. Многообразие творческих задач определяет использование эвристических методов обучения и применение различных приемов: конкретизации, обобщения, варьирования, аналогии. При изучении отделки одежды большое значение приобретают художественные и технологические умения и навыки. Для их формирования использовались различные сочетания репродуктивных и продуктивных методов. Это такие приемы и методы, как объяснение каждого действия, практический показ образца действия, выполнение специальных упражнений под руководством преподавателя, самостоятельное применение усвоенных знаний в новых условиях.

Помимо методов обучения для формирования специальных знаний, развития творческих способностей, необходимы методы воспитания. Мы использовали некоторые общие методы воспитания (метод убеждения, методы упражнений, методы стимулирования самооценки). Методы обучения и воспитания должны подкрепляться применением соответствующих средств. Использование в процессе обучения различных учебных пособий: таблицы, схемы, образцы моделей, показ видеоматериалов способствует более быстрому усвоению материала. Воспитание осуществляется в процессе обучения за счет расширения кругозора, повышение познавательных интересов, формирование общей художественной культуры. Этому способствуют беседы с интересными людьми, посещение показов, музеев, выставок.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать ряд условий:

1. Иметь в наличии соответствующее оборудование, инструменты и приспособления.

2. Использовать доступные материалы: ткани различных фактур, всевозможные нитки, различную фурнитуру, отделочные материалы и т.д.

3. Соблюдать правила техники безопасности.

4. Способствовать заинтересованности на занятиях со стороны студентов: использовать эффект новизны - применять на занятиях новые средства и методы обучения, новые технологии; опираться на актуальность темы, интерес к ней студентов в данный момент; организовать выставки лучших работ.

5. Обеспечить поддержку со стороны администрации: организация поездок на конкурсы, показы и участие в них.

6. Использование межпредметных связей:

использование знаний,полученных студентами на других предметах.

7. Обеспечивать необходимые условия для проведения теоретических и практических занятий: для проведения лекционных занятий использовать лекционные аудитории, для лабораторных работ использовать учебные мастерские.

Теоретическая подготовка студентов осуществлялась следующим образом: перед выполнением практических занятий начитывались лекции. Они служили введением в темы и теоретической подготовкой для практической работы в учебных мастерских, а также самостоятельной творческой деятельности. Усвоенный лекционный материал способствовал более осмысленному выполнению творческих заданий. В нашей программе лекция используется для освещения учебного материала по вопросам понятия отделки одежды, видов отделки и их применение в одежде, применяемых отделочных материалов и фурнитуры, различных декоративных элементов и технологический процесс их изготовления, рассматриваются различные дополнения к костюму. При освещении теоретических вопросов большое значение придавалось активизации мыслительной деятельности студентов методом выдвижения основных положений для усвоения, установки на запоминание, сравнение, обобщение, анализ. Определенные теоретические основы заложены и в структуре практических занятий. Любое практическое занятие начиналось с беседы или с рассказа-инструктажа кратким изложением теоретического материала. Для выполнения практических заданий важными являются теоретические основы.

В нашей программе большая часть времени отводится лабораторным работам, т.к. в процессе осуществления практической деятельности происходит формирование творческих способностей, вследствие этого - овладение обобщенными способами проектной деятельности. Практическая часть содержания программы ставит своей целью привить студентам навыки творческой работы, для чего необходимым становится обучение их стилизации реалистических мотивов, разработке декора для различного ассортимента одежды, обучение ведения работы от замысла до воплощения в изделии, обучение конкретной технологии изготовления отделки одежды [4].

Этим объясняется большое количество часов для лабораторных работ по сравнению с лекционными часами. Практические задания размещены с учетом степени сложности (от легкого задания переход к более сложному).

Использование методической системы формирования специальных умений и навыков по изготовлению декора одежды и развитие творческих способностей предлагает учет всех сторон подготовки начинающих художников-стилистов, включая:

а) исходные уровни художественной, кон-

структорской и технологической подготовки студентов;

б) индивидуально- психологические особенности личности;

в) условия качественно оптимизированного учебно-творческого процесса по декору одежды;

г) специфику деятельности.

Практические занятия со студентами в учебных мастерских рекомендовано проводить по схеме:

а) вводная беседа и постановка задания;

б) выполнение практического задания;

в) обсуждение и подведение итогов рабаты.

Этапы работы над созданием декоративной

отделки костюма включают следующее:

- разработка отделки модели в эскизе;

- воплощение идеи в объемно-пространственной форме в материале.

- соединение воедино воплощенной в материале отделки с изделием.

Для создания декоративной отделки костюма на этапе эскизирования может быть показана либо вся форма декоративного решения отделки костюма, либо ее фрагмент. Это первоначальный эскиз, набросок идеи формы отделки костюма. Он предполагает лаконичное изображение пропорций отделки и костюма, образование формы отделки костюма.

Мы считаем, что выполнению эскизов должны предшествовать упражнения по стилизации натурных объектов, которые направлены на развитие фантазии, ассоциативного мышления, способности мыслить образами. На первоначальном этапе работы важно определить идею, замысел будущего декора костюма, что, возможно, поможет решить эту задачу.

Работу следует начинать с зарисовок растений, животных, птиц. Упражнения по зарисовке и анализу развивают творческое мышление, приводят его в состояние эмоциональной работоспособности. После этого зарисовку необходимо внимательно изучить и на ее основе сделать уже стилизованные наброски.

Мы считаем, что в это время целесообразно включение в творческий процесс серии упражнений по выполнению копий рисунков выдающихся художников-модельеров, которое будет способствовать совершенствованию графических умений и навыков студентов, а также активизировать их творческую деятельность, что в итоге даст возможность полнее раскрыть творческий потенциал каждого. Импульс к творческой деятельности в процессе создания декора костюма может дать богатейший музейный, краеведческий, иллюстрированный материал по костюму в целом.

Здесь обучение может проходить путем выполнения копий и зарисовок, которые в дальнейшем будут использоваться в работе над эскизами. В этом процессе студенту важно определиться в пропорциях формы костюма и его отделки, в цве-

товом решении.

Студентам предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. Выполнить эскизы декора модели по форме.

Упражнение 2. Выполнить эскизы декора модели по его месту расположения на костюме с учетом пропорциональности.

Упражнение 3. Выполнить эскизы декора модели в цвете.

Упражнение 4. Выполнить эскизы модели с декором в цветовом решении.

Работу начинать с выполнения небольших предварительных эскизов в карандаше. Затем, перейдя к большим эскизам, работать в цвете.

Для эскизов студенты могут использовать самые разнообразные материалы и технические приемы исполнения. Важно сохранить выразительность, композиционную целостность.

Особые проблемы приходится решать студенту при работе с цветом, фактурой используемых материалов. Основная задача в данном случае сводится к тому, чтобы найти сочетание цветовой гаммы, фактурности отделки и костюма.

Целесообразно ввести изучение цветового решения декора костюма путем выделения характерных цветовых сочетаний и анализа его колористического строя. А также изучение свойств используемых материалов для декорирования костюма, используя полученные знания по материаловедению.

Для данного этапа обучения разработаны следующие упражнения:

Упражнение 1. Выполнить творческий эскиз моделей и декора к ним: деловой костюм, вечернее платье, платье для выпускного бала с учетом предложенных в карточке-задании набора материалов различных фактур.

Упражнение 2. Выполнить творческий эскиз модели и вариантов декора к модели по предложенному в карточке-задании набору декорирующей фурнитуры (пуговицы из различного сырья, стеклярус, различные застежки на тесьму-молнию, кнопки, крючки и петли) и отделочных материалов (тесьма, шнур, кружево, мех).

Упражнение 3. Выполнить творческий эскиз моделей с вариантами декора к ним по предложенным в карточке-задании видам отделки: вышивка, аппликация, отделка украшающими элементами из идентичной ткани.

Упражнение 4. Выполнить творческий эскиз модели с вариантами декора к ней, взяв один цвет как основной в костюме и подобрать к нему отделку из других цветов.

Упражнение 5. Выполнить творческий эскиз моделей и декора к ним, используя форму отделки для коррекции не совсем пропорционального сложения фигуры: широкие и узкие плечи, короткая или длинная шея, большая или маленькая грудь.

Работа выполняется по карточкам-заданиям. При выполнении творческого эскиза студенту дается большая возможность проявить свою фантазию, а также предоставляется широкий диапазон творческой деятельности и художественного мышления для более глубокого развития творческих способностей студентов.

Рабочий эскиз предполагает разработку конструктивной схемы костюма. Он обычно выполняется одной линией, изображая костюм либо на фигуре, либо без нее. Целью данного эскиза является более подробный разбор конструктивных линий и расположения декора на изделии, членений, которые строят форму. Выполняется он карандашом, тушью или фломастером с использованием цветных линий.

Задачей серии упражнений по выполнению рабочих эскизов является анализ формы костюма, как со съемным, так и с несъемным декором. К несъемным декоративным элементам костюма относятся различной формы карманы, застежки, имеющие функцию декора, паты, хлястики, погоны, рюши, воланы, складки, гофре, плисе.

Рабочий эскиз выполняется с тщательной прорисовкой всех конструктивных линий и элементов отделки, включая и место расположения отделочных строчек.

Упражнение 1. Выполнить эскизы моделей с различными по форме накладными карманами (карман-книжка, карман-планшет, накладной карман с клапаном, накладной карман с рюшей, накладной карман фигурной формы).

Упражнение 2. Выполнить эскизы моделей с различными по форме застежками (навесные петли, застежка - молния, декорированная стеклярусом, застежка на кнопки с наличием декоративных пуговиц, застежка на декоративные крючки, декорированные стеклярусом).

Упражнение 3. Выполнить эскизы моделей с различными декоративными элементами (паты, погоны, хлястики).

Упражнение 4. Выполнить эскизы моделей с различными декоративными элементами (рюши, воланы).

Упражнение 5. Выполнить эскизы моделей с различными декоративными элементами (складки, гофре, плисе).

В содержание обучения должна обязательно входить работа студентов с материалами, которая может быть организована по следующим отправным точкам: свойства, рисунок, цвет и фактура материалов.

Здесь предусмотрено выполнение следующих упражнений:

Упражнение 1. Подобрать к предложенным на карточках-заданиях моделям одежды подходящие ткани для отделки из предложенного набора (ткань, трикотажное полотно, мех, кожа искусственная или кожзаменитель, стекло, дерево, метал). Предложенные модели: деловой костюм,

спортивный костюм, повседневное платье, платье для коктейлей, вечернее платье, костюм для пляжа, костюм для отдыха и т.д.

Упражнение 2. Подобрать к предложенным на карточках-заданиях моделям одежды подходящую отделку, которая зрительно будет уменьшать или увеличивать размер поверхности, удлинять или укорачивать, расширять или сужать.

Упражнение 3. Подобрать сочетание двух разных по фактуре материалов к предложенным на карточках-заданиях моделям (сочетание фактуры материала отделки и модели).

Упражнение 4. Подобрать рисунок орнамента, место которого предположительно обозначено на эскизе модели. Работу выполнить карандашом или фломастером.

Упражнение 5. Выполнить рисунок аппликации к предложенным на карточках-заданиях моделям.

Упражнение 6. Учитывая фактуру материала (шелк, мех, парча, шифон, бархат, костюмная ткань, лен, трикотаж), выполнить эскизы моделей и декора к ним.

На наш взгляд, процесс изучения искусства отделки костюма будет более продуктивным, если в него на данном этапе включить такой вид работ, как подбор декоративных дополнений к костюму. А именно: декоративные искусственные цветы, шейные платки, галстуки, бабочки, декоративные пояса и т.д.

Для успешного выполнения данного этапа работ студентами целесообразно выполнять ряд упражнений:

Упражнение 1. Подобрать к эскизу модели один из вариантов предложенных декоративных искусственных цветов.

Упражнение 2. Подобрать к эскизам моделей предложенные варианты цветового решения шейных платков, галстуков, бабочек.

Упражнение 3. Подобрать к эскизу модели один из вариантов декоративных поясов, выполненных из различных материалов (шнур, кожа, ткань, металл, металл и стекло).

Упражнение 4. Из предложенных различных материалов подобрать вид декоративного дополнения к костюму, т.е. какое декоративное дополнение к костюму из предложенных материалов можно в последствии изготовить.

Упражнение 5. Подобрать декоративное дополнение к моделям: деловой костюм, вечернее платье, повседневное платье.

Приемы и способы применения в костюме тканей, вышивок, кружева, меха и т.д. могут служить импульсом для поисков нового при создании творческого образа. Для этого элементы декоративной отделки костюма зарисовываются, изучаются с точки зрения технологии изготовления, воплощаются в материале.

Следующий этап занятий по дисциплине "Искусство отделки одежды" - это воплощение идеи в

объемно-пространственной форме в материале. На данном этапе студенты изучают технологию изготовления декоративной отделки и изготавливают декор в условиях учебных мастерских под руководством преподавателя. Этот этап занятий наиболее сложный и ответственный, поскольку отделку нужно выполнить аккуратно, качественно. Для этого студентам предлагается сначала выполнить макет декора по изученной технологической последовательности, а затем воплотить в материале.

Заключительным этапом является монтаж -соединение изготовленной декоративной отделки с изделием.

Вопросам охраны и гигиены труда студентов, обеспечению безопасных условий работы, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание. Перед началом работы следует провести вводный инструктаж, на котором рассказать студентам о правилах техники безопасности при работе на промышленных и бытовых швейных машинах, при работе с нагревательными приборами (работа с утюгом, парогенератором, паяльником). Студентов также необходимо ознакомить с планом эвакуации

Из здания в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации (такие схемы находятся в любой учебной аудитории).

Качество преподавания предмета во многом связано с тем, насколько целесообразно оборудовано и оснащено помещение, в котором проходят занятия, насколько удобно в нем работать преподавателю, и насколько оно уютно. Большую роль играет комплексная организация учебной мастерской, многое в которой зависит от соблюдения требований технической эстетики. В разделе раскрываются предпосылки, направления разработки предметной среды в мастерской для занятий по искусству отделки одежды.

Функциональные требования к организации мастерской вытекают из специфики учебно-педагогического процесса. Для занятий по искусству отделки одежды необходима светлая, хорошо проветриваемая комната. Большое значение в мастерской по искусству отделки одежды, где работа связана с большим напряжением зрения, имеет освещение помещения, цвет стен и оборудования. Зрительный комфорт обеспечивается хорошим, равномерным освещением. По действующим нормам уровень освещения горизонтальной поверхности рабочих мест студентов должен составлять не менее 500 лк, наиболее благоприятно 1200 лк. Свет должен быть равномерно распределен по аудитории. При искусственном освещении лучше всего пользоваться светильниками дневного света. Необходимо, чтобы любое искусственное освещение по качеству приближалось к естественному.

Различное психофизиологическое воздействие на организм человека оказывает цвет, продуманная и гармоничная окраска стен и подо-

бранное оборудование создают наиболее благоприятные условия для работы, улучшают самочувствие и настроение студентов, устраняют преждевременную усталость. Согласно современным исследованиям и рекомендациям, цвет стен должен быть ахроматическим, стены, потолок, полы и оборудование аудитории должны иметь матовую поверхность, чтобы не образовывать бликов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эстетические требования к организации мастерской по искусству отделки одежды направлены на решение глубинно-пространственной композиции. Впечатление целостности всего помещения достигается при гармоничном сочетании форм, цвета, фактур. Мебель аудитории - шкафы, столы, стулья должны иметь единое композиционно-художественное решение и отвечать своему функциональному назначению - быть удобным и создавать наиболее благоприятные условия для занятий. Декоративное оформление аудитории должно быть ограниченным по размеру и состоять из постоянной и временной экспозиций. Постоянное оформление раскрывает специфику аудитории, временное - может носить учебно-познавательный характер.

Занятия по искусству отделки одежды невозможно проводить без использования наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков. Необходимо предусмотреть зону для хранения наглядных пособий, чтобы они всегда были под рукой, но и не загромождали пространство кабинета. Проведение целенаправленной работы над созданием учебно-наглядных пособий, технические средства обучения, дидактические и методические материалы к занятиям, а также результаты творчества студентов, их оформление требует кропотливой работы от преподавателя. Аудитория для занятий искусством отделки одежды должен быть местом для самостоятельной работы студентов.

Требования к наглядным пособиям: безупречность в научном отношении; соответствие требованиям программы; точность воспроизведения; ясность и четкость изображения.

Использование наглядных пособий может дать положительный результат при условии правильной методики их демонстрации. Перегрузка отвлекает внимание, мешает сосредоточиться на чем-либо конкретном. Пособия демонстрируются по мере объяснения материала.

Для организации работы необходимо следующее оборудование, инструменты, материалы и приспособления:

- машины швейные промышленные или бытовые прямострочные;

- спецмашины швейные с декоративной строчкой;

- различные средства малой механизации;

- приспособления для различных декоративных отделок (машинные специальные лапки);

- оборудование для влажно-тепловой обработки;

- иголки ручные;

- нитки швейные, вышивальные;

- пяльцы;

- различного вида ткани и отделочные материалы;

- ножницы;

- булавки с различными наконечниками;

- портновские мелки;

- масштабная бумага;

- различная фурнитура;

Декоративно - прикладное искусство может стать учителем вкуса, гармонии, способности понимать прекрасное и самому создавать его. Технологии развития художественных способностей студентов художественно-графических факультетов служат для удовлетворения потребности общества в творчески мыслящих людях. Занятия в свободнее время предполагают выбор студентом таких видов деятельности, которые способствовали бы развитию и проявлению его индивидуальности, в результате чего может быть достигнута максимальная реализация способностей. Художественно-графические факультеты обладают специальными средствами для формирования творческих способностей: многообразие видов деятельности, диалоговые и групповые формы взаимодействия студентов и педагогов, атмосфера творческого поиска.

Выбор методов и форм обучения искусству отделки одежды связан со спецификой содержания учебного материала и личностными особенностями студентов. Методы обучению искусству отделки одежды должны характеризоваться постоянным смещением от репродуктивных к продуктивным, а формы обучения - от фронтальных на индивидуальные и групповые. Помимо традиционных широко используются нетрадиционные формы обучения - экскурсии, конкурсы, подготовка к выставкам.

Задача занятий по искусству отделки одежды

- научить студента творчески мыслить, создавая новые художественные образы. В конечном результате должны получаться красивые, функциональные вещи, приносящие эстетическое удовлетворение.

Таким образом, для организации занятий по искусству отделки одежды на ХГФ необходимо определить содержание образования, разработать методику обучения. Творческий процесс по созданию художественной вещи позволяет в ходе практической работы приобрести специальные умения и навыки. Полученные умения и навыки обладают гибкостью, пластичностью, возможность переноса в любую область художественной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белова И.А. Отделка. Модные платья [Текст]: С - П. ЛЕНиздат, 1992г.

2. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. [Текст]: С - П. -ТОО "Лейла", 1994г.

3. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. [Текст] / При участии Заболотской Е.А. (Часть VI), Рыбкиной Е.А. (Часть VIII). Учебник для вузов.- М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005.

4. Композиция костюма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

llyina T.A., Rodkina A.A.

METHODICAL BASIS OF TEACHING AND DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES OF THE STUDENTS AT THE LESSONS OF "ART OF THE DECORATION OF CLOTHES" ON THE ART-GRAPHIC FACULTY

In the article they give the methodical system of teaching students of the Art-Graphic faculty the art of decoration of clothes, Which includes the following: the aims, tasks, contents of the subject, some principles, forms, methods, ways of teaching with the help of which they creative abilities of the future artists-stylists of the costumes is developed.

The suggested system of teaching will help students to learn to think creatively, when they design some new artistic images, which bring aesthetic satisfaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.