ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ Жураев А.Р.1, Махсудова М.Д.2
1Жураев Акмал Раззакович - базовый докторант, PhD, кафедра физики;
2Махсудова Мохинур Дилмуродовна - студент, направление: трудовое образование, педагогический факультет, Бухарский государственный университет г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: непрерывная система образования основана на непрерывности обучения, и она охватывает последовательность всех звеньев обучения. Выполнение непрерывности системы образования должно предусматривать обеспечение: внутренней непрерывности - между темами и между разделами каждого этапа образования, а также, внешнюю междисциплинарную непрерывность. Ключевые слова: технология, непрерывность, стандарт, учебный план, учебная программа.
В «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 - годы», развитие образования и науки, дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования является правовой основой обеспечения непрерывности обучения предмету технологии в системе обшего среднего образования, в качестве второго этапа непрерывной системы образования [1, с. 26].
При оценке качества знаний, навыков и квалификаций учеников на основании требований Государственных стандартов образования процесса образования, необходимо достичь организации единой цепочки.
Известно, что часто время, выделенное в учебной программе для освоения знаний, определенного понятия, не соответствует возможностям ученика, а это приводит к несоответствиям экономии сил и времени ученика. Эти несоответствия препятствуют равномерному развитию духовной возможности ученика. Особенно, при обеспечении непрерывности предмета технологии в рамках Государственных стандартов образования , на основании результатов определения уровня подготовленности учеников, целесообразно глубоко анализировать процесс совершенствования взаимосвязанности последовательных компетенций с научно -методической точки зрения.
Исходя из главных целей и задач закона «Об образовании» Республики Узбекистан и «Национальной программы подготовки кадров», все материалы, вносимые в учебно-методические комплексы, должны выбираться с учетом возрастных особенностей учеников, их умения продемонстрировать свои личные способности, самостоятельного ведения своей деятельности, а также, с учетом видов образования и тенденции обеспечения непрерывности содержания предметов. Для достижения этой цели, на базе «Национальной программы подготовки кадров» созданы ГСО для средних общеобразовательных школ и на основании этого, программы, пособия, учебники. Важное значение имеет развитие внедрения всего этого в процесс обучения [2, с. 70].
Все вышеперечисленное подтверждает недостаточное обеспечение
взаимосвязанности между видами образования и его содержания, так как создание учебной программы по общеобразовательным предметам для всех видов образований выполнено раздельно.
Различают два вида органической связи в образовании:
1. Органическая связь между этапами (внутренняя) образования.
2. Органическая связь в учебных предметах (внешняя).
Внутренняя органическая связь в рамках предмета технологии предусматривает органическую связь определенного содержания образования с прежним содержанием. В рамках предмета технологии внешняя органическая связь называется межпредметной или междисциплинированной связью. Чтобы полностью решить проблему органической связи в предмете технологии, необходимо обеспечить связь не только между этапами обучения и между предметами, но и технологий обучения в изложении содержания образования. Анализ имеющихся сведений по проведенным экспериментально-испытательным работам станут основой для развития, существующего на практике, состояния интегрированных научных программ. Необходимо отметить, что с точки зрения обеспечения непрерывности, ведение мониторинга компетенций учеников требует особого исследования [3, с. 68]. Учителя предмета технологии в рамках непрерывности своего предмета, должны обратить внимание на следующие дидактические требования:
- организовать процесс обучения предмету технологии на основе точной цели;
- достичь организации системности, непрерывности и последовательности процесса обучения предмету технологии;
- опираться в процессе обучения на незыблемости демократических принципов и национальных, общечеловеческих ценностей;
- на уроках предмета технологии обратить особое внимание на наглядность;
- использовать методы и образовательные формы, поощряющие учеников к поиску творческих исследований и объясняющие суть каждой темы учебного плана.
Целесообразно правильно пользоваться самыми передовыми опытами педагогики, педагогическими информационными технологиями целостным систематическим подходом обеспечения непрерывности предмета технологии. Учитывая вышеизложенное, можно сказать следующие:
- в рамках предмета технологии в системе общего среднего образования, создавать методические комплексы по совершенствованию обеспечения внутренней и внешней непрерывности;
- в системе предмета технологии исследовать современные методы передовых педагогических технологий и внедрить их в практику;
- разработать научно-методические пособия, рекомендации по методике непрерывности предмета технологии на основе целостного подхода к процессу образования.
Для выполнения требований Национальной программы подготовки кадров, необходимо достичь непрерывности основных компонентов учебно-воспитательной системы. А это, в свою очередь, требует обеспечения последовательности и непрерывности общеобразовательного, общепрофессионального обучения и различных этапов обучения специальных предметов.
Список литературы
1. «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 годы» , Ташкент, 2017.
2. Закон «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан . Высшее образование. Сборник нормативных документов. Ташкент: «Истиклол», 2004 г. 511 с.
3. Zhuraev A.R. Types of education and importance of ensuring the coherence of education content in terms of subject. «Science and world» International scientific journal. № 7 (35) / 2016, Russia Volgograd. P. 67-69.