Научная статья на тему 'Педагогические основы обеспечения непрерывности при обучении предмету технологии'

Педагогические основы обеспечения непрерывности при обучении предмету технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ / СТАНДАРТ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураев Акмал Раззакович, Махсудова Мохинур Дилмуродовна

Непрерывная система образования основана на непрерывности обучения, и она охватывает последовательность всех звеньев обучения. Выполнение непрерывности системы образования должно предусматривать обеспечение: внутренней непрерывности между темами и между разделами каждого этапа образования, а также, внешнюю междисциплинарную непрерывность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураев Акмал Раззакович, Махсудова Мохинур Дилмуродовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы обеспечения непрерывности при обучении предмету технологии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИИ Жураев А.Р.1, Махсудова М.Д.2

1Жураев Акмал Раззакович - базовый докторант, PhD, кафедра физики;

2Махсудова Мохинур Дилмуродовна - студент, направление: трудовое образование, педагогический факультет, Бухарский государственный университет г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: непрерывная система образования основана на непрерывности обучения, и она охватывает последовательность всех звеньев обучения. Выполнение непрерывности системы образования должно предусматривать обеспечение: внутренней непрерывности - между темами и между разделами каждого этапа образования, а также, внешнюю междисциплинарную непрерывность. Ключевые слова: технология, непрерывность, стандарт, учебный план, учебная программа.

В «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 - годы», развитие образования и науки, дальнейшее совершенствование системы непрерывного образования является правовой основой обеспечения непрерывности обучения предмету технологии в системе обшего среднего образования, в качестве второго этапа непрерывной системы образования [1, с. 26].

При оценке качества знаний, навыков и квалификаций учеников на основании требований Государственных стандартов образования процесса образования, необходимо достичь организации единой цепочки.

Известно, что часто время, выделенное в учебной программе для освоения знаний, определенного понятия, не соответствует возможностям ученика, а это приводит к несоответствиям экономии сил и времени ученика. Эти несоответствия препятствуют равномерному развитию духовной возможности ученика. Особенно, при обеспечении непрерывности предмета технологии в рамках Государственных стандартов образования , на основании результатов определения уровня подготовленности учеников, целесообразно глубоко анализировать процесс совершенствования взаимосвязанности последовательных компетенций с научно -методической точки зрения.

Исходя из главных целей и задач закона «Об образовании» Республики Узбекистан и «Национальной программы подготовки кадров», все материалы, вносимые в учебно-методические комплексы, должны выбираться с учетом возрастных особенностей учеников, их умения продемонстрировать свои личные способности, самостоятельного ведения своей деятельности, а также, с учетом видов образования и тенденции обеспечения непрерывности содержания предметов. Для достижения этой цели, на базе «Национальной программы подготовки кадров» созданы ГСО для средних общеобразовательных школ и на основании этого, программы, пособия, учебники. Важное значение имеет развитие внедрения всего этого в процесс обучения [2, с. 70].

Все вышеперечисленное подтверждает недостаточное обеспечение

взаимосвязанности между видами образования и его содержания, так как создание учебной программы по общеобразовательным предметам для всех видов образований выполнено раздельно.

Различают два вида органической связи в образовании:

1. Органическая связь между этапами (внутренняя) образования.

2. Органическая связь в учебных предметах (внешняя).

Внутренняя органическая связь в рамках предмета технологии предусматривает органическую связь определенного содержания образования с прежним содержанием. В рамках предмета технологии внешняя органическая связь называется межпредметной или междисциплинированной связью. Чтобы полностью решить проблему органической связи в предмете технологии, необходимо обеспечить связь не только между этапами обучения и между предметами, но и технологий обучения в изложении содержания образования. Анализ имеющихся сведений по проведенным экспериментально-испытательным работам станут основой для развития, существующего на практике, состояния интегрированных научных программ. Необходимо отметить, что с точки зрения обеспечения непрерывности, ведение мониторинга компетенций учеников требует особого исследования [3, с. 68]. Учителя предмета технологии в рамках непрерывности своего предмета, должны обратить внимание на следующие дидактические требования:

- организовать процесс обучения предмету технологии на основе точной цели;

- достичь организации системности, непрерывности и последовательности процесса обучения предмету технологии;

- опираться в процессе обучения на незыблемости демократических принципов и национальных, общечеловеческих ценностей;

- на уроках предмета технологии обратить особое внимание на наглядность;

- использовать методы и образовательные формы, поощряющие учеников к поиску творческих исследований и объясняющие суть каждой темы учебного плана.

Целесообразно правильно пользоваться самыми передовыми опытами педагогики, педагогическими информационными технологиями целостным систематическим подходом обеспечения непрерывности предмета технологии. Учитывая вышеизложенное, можно сказать следующие:

- в рамках предмета технологии в системе общего среднего образования, создавать методические комплексы по совершенствованию обеспечения внутренней и внешней непрерывности;

- в системе предмета технологии исследовать современные методы передовых педагогических технологий и внедрить их в практику;

- разработать научно-методические пособия, рекомендации по методике непрерывности предмета технологии на основе целостного подхода к процессу образования.

Для выполнения требований Национальной программы подготовки кадров, необходимо достичь непрерывности основных компонентов учебно-воспитательной системы. А это, в свою очередь, требует обеспечения последовательности и непрерывности общеобразовательного, общепрофессионального обучения и различных этапов обучения специальных предметов.

Список литературы

1. «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 годы» , Ташкент, 2017.

2. Закон «Об образовании» и «Национальная программа подготовки кадров» Республики Узбекистан . Высшее образование. Сборник нормативных документов. Ташкент: «Истиклол», 2004 г. 511 с.

3. Zhuraev A.R. Types of education and importance of ensuring the coherence of education content in terms of subject. «Science and world» International scientific journal. № 7 (35) / 2016, Russia Volgograd. P. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.