МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБУЧЕНИИ НАПРАВЛЕНИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ И ДИЗАЙН» ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИИ
12 3
Жураев А.Р. , Аслонова М.С. , Бахронова У.И.
1Жураев Акмал Раззакович - базовый докторант, PhD, кафедра физики; 2Асланова Мадина Самад дочь - студент, направление: трудовое образование, педагогический факультет, Бухарский государственный университет;
3Бахранова Умида Исломовна - преподаватель информатики, Школа-интернат № 23, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: использование обучающих мультимедийных систем в совершенствовании подготовки будущих учителей предмета технологии при обучении по направлению «Технология и дизайн», для разработки методики использования электронными учебниками; учебно-информационные аудио-материалы; учебно-информационные видео- материалы; практические работы, тренажеры, электронные библиотеки, учебные средства основанные на экспертных обучающих системах, электронные выставки, развитие эффективности и качества процесса обучения с использованием практических занятий.
Ключевые слова: технология, электронный учебник, мултимедиа, электронное дидактикческое средство.
Для дальнейшего развития непрерывного образования, увеличения возможностей и качественных образовательных услуг для обучающихся, для подготовки квалифицированных кадров, на основании «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 - годы», необходимо создать электронную среду обучения. Эту среду нужно создавать совместно с интеграцией производства, образования и науки, улучшая качество обучения коренным образом [1, с. 26].
При выполнении требований Государственного стандарта образования, основой для развития использования электронных учебников, служит то, что дидактическая и методическая обеспеченности предмета не вполне отвечают современным требованиям сегодняшнего дня [2].
Исходя из вышеизложенного, необходимо выполнить ряд процессов для повышения эффективности системы образования, в том числе: нужно выбрать сферу образования, разработать электронные учебники для анализа имеющихся проблем, их удаления и внедрить в практику.
Электронные учебники будут ориентированы к развитию деятельности учителей предмета технологии и виртуализации разных процессов.
На сегодняшний день, очень мало научно-методических рекомендаций по выполнению и организации электронных практических работ, оборудований, а также, характеристик практических занятий, выполняемых с их использованием.
Понятие электронного учебника по предмету технологии, с точки зрения методологии, имеет довольно широкое значение, оно соответствует принципам открытого и дистанционного образования и даёт возможность хотя бы частично решить проблемы материально-технической оснащенности процесса обучения.
Основные составные части электронного учебника нижеследующие: короткий текст изучаемого объекта, события или процесса, анализ теоретических свойств; оборудования, используемые для проведения исследований, компьютерные
программы, их характеристики, текст, где указана последовательность применения; порядок выполнения практических работ, порядок исследования процесса, события или изучаемого объекта; переработка результатов.
Электронные учебники очень удобны для использования средств обучения, учебников, таблиц, видеофильмов, слайдов и других в сфере образования.
Для заполнения базы данных электронных учебников используются изображения и чертежи инструментов, виды трудовой деятельности, видеоролики, иллюстрирующие виды работ, анимации процессов производства.
Данные мултимедийных каталогов привязаны к конкретным темам учебной программы предмета, и одним и тем же мультимедийным объектом, учитель может пользоваться в качестве наглядного материала, для объяснения разных тем [3, с.71].
И еще, учителя, в целях экономии времени, могут внести в диск несколько готовых наглядных материалов по нескольким темам:
Рис. 1. Главное окно электронного учебника по направлению «Технология и дизайн» предмета
технологии
Левая кнопка мышки нажимается над нужным пунктом. Например: если привести мышку на пункт практических уроков и нажать на правую кнопку, тогда на экране компьютера появится окно «Технология и дизайн».
В повышении эффективности и качества образования, электронные учебники являются эффективным методом и средством наглядного изложения выполнения электронных задач.
В создании электронных учебников применяются: MS Wоrd (для редактирования текста), Adobe Photoshop (для редактирования рисунков), Macromedia Flash (для создания виртуального процесса).
В состав компьютерных учебных кабинетов входят дополнительные графики-иллюстрации аналогичного типа или видео-аудио-ролики, анимации, скрытые графики-иллюстрации (фотоснимки, схемы, рисунки) и характеристики структурных объектов труда, где размещены гипертексты).
Выполняя занятия при помощи электронных учебников, будущие учителя предмета технологии по направлению технологии и дизайна, смогут овладеть технологиями инновационного обучения, выполнить ряд практических заданий, изучить элементы автоматики и электротехнических работ, выполнить операции при помощи
оборудований. Например, в электронном учебнике можно увидеть увеличенные изображения недостатков, влажности, плотности деревообрабатывающего процесса; шероховатую поверхность в режиме резки металла, когда приведены определенные значения по глубине резки и величины сдвига; процессов декорации, склеивания, резки при работе с полимерными материалами; в разделе основ ведения домашнего хозяйства- мелких ремонтных работ, аналитические изображения подготовки схем обеспечения тепла и электроэнергии.
Для повышения эффективности восприятия, целесообразно пользоваться Flash -анимацией, дающую возможность увидеть целостное изображение объекта труда и ознакомиться мелкими деталями при помощи лупы или других специальных технологических методов.
Содержание материалов электронных учебников состоит из довольно большой базы данных, учитель сможет использовать их в обучении различным методикам преподавания. В общем среднем образовании, для ведения уроков технологии эти электронные учебники разрабатываются с учетом возраста обуччаемых.
Если использовать электронные учебники в организации практических занятий предмета в целях формирования компетенции, можно достичь наибольшего развития эффективности и качества обучения.
Список литературы
1. «Стратегии действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан на 2017 - 2021 годы» , Ташкент 2017 г.
2. Республиканский центр образования министерства народного образования Республики Узбекистан. Взаимосвязанность Государственного образовательного стандарта и учебной программы. Трудовое образование. (1-9 классы). Tашкент. Оригинальный макет »Maрифат - Pres», 2010 г. 290 с.
3. Zhuraev A.R., Mukhamedova Kh.B., Mirzhamolova F.N., Mirzhamolova G.A. Scientifik methodologkal basis for coordination of labor education curriculum. «The Way of science» International scientific journal. № 6 (40) / 2017, Russia Volgograd. P. 70-72.