Научная статья на тему 'Использование компьютерных технологий в обучении: на примере обучающе-тестирующей программы «Морфологический анализатор»'

Использование компьютерных технологий в обучении: на примере обучающе-тестирующей программы «Морфологический анализатор» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1710
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТИРУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ УЧЕБНИКИ / ТАТАРСКАЯ МОРФОЛОГИЯ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сулейманов Д. Ш., Гильмуллин Р. А., Сафина Л. Р.

В первой части статьи дается анализ средств разработки обучающих программ, их возможностей и описание возникающих проблем и обоснование выбора инструментальных средств для создания обучающих программ. Вторая часть статьи содержит описание информационно-тестирующей программы, позволяющей пользователю в режиме тестирования обучаться татарской морфологии. Система может использоваться как в режиме работы с преподавателем, так и для самостоятельного изучения. Важным является то обстоятельство, что база лексем для морфологического разбора может быть изменена и дополнена преподавателемпредметником, для чего преподавателю предоставляется простой инструмент, описанный также в данной статье. Справочная система по морфологии, организованная в виде гипертекста, самостоятельно может использоваться для изучения и повторения темы «Татарская морфология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сулейманов Д. Ш., Гильмуллин Р. А., Сафина Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерных технологий в обучении: на примере обучающе-тестирующей программы «Морфологический анализатор»»

Educational Technology & Society 9(4) 2006 ISSN 1436-4522

Использование компьютерных технологий в обучении: на примере обучающе-тестирующей программы «Морфологический анализатор»

Сулейманов Д.Ш., Гильмуллин Р. А., Сафина Л.Р.,

Академия наук РТ, Казанский госуниверситет

Аннотация

В первой части статьи дается анализ средств разработки обучающих программ, их возможностей и описание возникающих проблем и обоснование выбора инструментальных средств для создания обучающих программ. Вторая часть статьи содержит описание информационно-тестирующей программы, позволяющей пользователю в режиме тестирования обучаться татарской морфологии. Система может использоваться как в режиме работы с преподавателем, так и для самостоятельного изучения. Важным является то обстоятельство, что база лексем для морфологического разбора может быть изменена и дополнена преподавателем- предметником, для чего преподавателю предоставляется простой инструмент, описанный также в данной статье.

Справочная система по морфологии, организованная в виде гипертекста, самостоятельно может использоваться для изучения и повторения темы «Татарская морфология».

Ключевые слова

Инфокоммуникационные технологии, электронные учебники, электронные тестирующие программы, мультимедийные учебники, татарская морфология, морфологический анализ

Введение

В настоящее время, в условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования, и практически перманентного накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения. В связи с этим особенно важным и необходимым представляется анализ и использование того огромного потенциала знаний и опыта по организации урока, определения его форм, содержания, целей, а также идей и подходов проблемного обучения, которые представлены в трудах академика М.Махмутова, для творческого и конструктивного использования их в инфокоммуникационной среде.

Очевидно, электронные учебные пособия и любые другие образовательные технологии не являются альтернативой учителю, хотя и предполагают альтернативные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это, конечно же, расширение возможностей выбора для учителя при организации учебного процесса и способов подачи материала, не исключая использования технологий совместно с традиционными учебниками, а также в условиях обеспечения живого общения с учителем и между учениками. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности учителя и освобождение его от механического, рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда компьютерная система становится партнером учителя в достижении учебных целей.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его

разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся. Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, сотни интерактивных заданий и т.д.) процесс обучения становится более эффективным и интересным.

Применение электронных обучающих пособий в учебном процессе дает также такие «сопутствующие плюсы», как развитие навыков по использованию компьютерных систем, а также психологическая адаптация учащихся к инфокоммуникационной среде.

В данной статье применение инфокоммуникационных технологий в обучении демонстрируется на примере тестирующей программы по татарской морфологии, представляющей собой, на наш взгляд наибольший интерес как один из основных и сложных разделов в татарском языкознании, поскольку татарский язык, в отличие от индо-европейских языков, обладает богатой морфологией - почти регулярной по форме и в то же время сложной по смыслу.

1. Анализ электронных обучающих программ.

1.1. Анализ возможностей электронных обучающих программ

За последние годы создано большое количество мультимедийных пособий, активно применяемых в учебном процессе, обеспечивающих активное взаимодействие с учащимися в процессе обучения, помогающих организовывать этот процесс, руководить и управлять им, программировать его.

Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).

Очевидно, комплексные уроки с привлечением аудиовизуальных материалов, представленных на компьютере, создают условия для расширения диапазонов видов образовательной деятельности школьников, стимулируют их способности к образованию и самообразованию. Технические возможности персонального компьютера, если компьютер используется как обучающее средство, позволяют: активизировать учебный процесс, индивидуализировать обучение, повысить наглядность в предъявлении материала, сочетать теоретические знания с закреплением практических навыков, повысить и поддерживать интерес учеников к обучению.

Активизация обучения связана с диалоговым характером работы компьютера и с тем, что каждый ученик работает за своим компьютером. В пользу использования электронных мультимедийных учебников говорят следующие их преимущества перед традиционными методами: 1) возможность компактного хранения большого объема информации; 2) система быстро настраивается на конкретного ученика; 3) легко актуализируется (дополняется и расширяется); 4) широкие возможности поиска; 5) возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов; 6) наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации; 7) хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).

Вместе с тем, применение компьютеров в учебном процессе имеет также и свои отрицательные стороны, скажем, долгая работа с компьютером небезопасна для здоровья; электронные пособия не могут являться основной формой обучения и эффективность может быть достигнута лишь в комплексном применении с другими видами обучения и в той части, которая регламентируется самим учителем.

На данный момент весьма актуальна проблема создания качественных электронных образовательных продуктов, но не менее важна задача методической поддержки учителя и учителем внедрения этих продуктов в учебный процесс.

Практически все развитые страны активно разрабатывают и поддерживают компьютерные технологии обучения. Это вызвано, во-первых, тем, что компьютер стал средством повышения производительности труда во всех сферах деятельности человека, во-вторых, резко возрос объем необходимых знаний и с помощью традиционных способов и методик преподавания уже невозможно подготовить требуемое количество высокопрофессиональных специалистов.

Необходимость активного использования обучающих программ сегодня диктуется не только тем, что персональный компьютер стал уже не экзотической технической новинкой, но инструментом в технологической образовательной цепочке в виде средства обучения, а также тем, что без его активного использования невозможно повысить интенсивность процесса получения знаний, закрепления навыков и умений.

1.2. Основные проблемы при разработке мультимедийных учебников

Как правило, при создании образовательного мультимедиа-учебника или справочника разработчики сталкиваются с рядом сложных задач, как методического, так и программно-технического характера, связанных с адекватностью программы целям и функциям обучения.

Во-первых, с разработкой технологии обучения с использованием компьютерной поддержки курсов дисциплин. Данная проблема связана с тем, что традиционная методика преподавания резко отличается от методики преподавания с применением компьютера. При создании программ учебного назначения наиважнейшим является методический (идеологический) аспект, который требует от авторов ответы на следующие вопросы: 1) какова необходимость компьютерной поддержки данного курса или, другими словами, какие новые возможности предоставит применение этого нового средства в приобретении навыков, знаний и умений в конкретном курсе? 2) разработана ли методика, адекватная целям использования компьютера при обучении в данном курсе? 3) будет ли

разрабатываемое программное обучающее средство использоваться другими преподавателями? 4) нужна ли разрабатываемая обучающая программа студенту, обучаемому?

Во-вторых, с установлением и поддержкой обратной связи для получения информации об опыте использования электронных обучающих средств. Такая обратная связь разработчика с пользователем позволила бы более эффективно, через корректировку показателей и требований, управлять процессом создания обучающих программных средств с заданными потребительскими свойствами.

В-третьих, с необходимостью дизайна простого и друцественного интерфейса, в котором образовательная информация визуально сочетается со средствами навигации.

В-четвертых, с реализацией программных средств для графики и анимации, интегрированных с другими средствами мультимедиа.

В-пятых, с определением структурной организации и формы представления учебного материала, соответствующих поставленным целям. Поэтому перед создателями мультимедиа-продукта встает еще одна проблема - разумное сочетание необходимого количества картинок и фотографий с возможностями пользователя.

1.3. Анализ существующих электронных пособий

На рынке сегодня представлены тысячи наименований мультимедиапродуктов на различных электронных носителях таких компаний как, «1С Репетитор», «Кирилл и Мефодий», «Фраза», «Просвещение-Медиа», «Новый диск», «Физикон», «ТеасИРго», «Сэлэт-Медиа». Как правило, каталоги содержат следующие разделы: энциклопедии и справочники, образование, развлечения, игры, обучающие и развивающие программы.

В современном учебно-воспитательном процессе наибольшее распространение находят обучающие программы. Они позволяют обучаемым не только получать

теоретические знания, но и закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине. С учетом особенностей учебной деятельности можно определить следующие четыре типа современных обучающих программ:

1. тренировочные и контролирующие,

2. наставнические,

3. имитационные и моделирующие,

4. развивающие игры.

Ниже приводится краткое описание содержательных и структурных особенностей ряда электронных учебников:

«1С: Репетитор. Русский язык» представляет собой мультимедиа-комплекс нового поколения, все части которого - учебник, практикум, словари, интерактивные таблицы и другие материалы, объединенные на основе гипертекста, - создают обучающую среду, в которой есть все необходимое для самостоятельного освоения предмета. В учебник входит материал всех разделов школьного курса "Русский язык".

Контрольно-диагностическая система «1С: Репетитор. Тесты по орфографии» адресована учащимся старших классов, абитуриентам, студентам, учителям-русистам, а также всем, кому по роду своих занятий необходимо писать грамотно или проверять грамотность других. Система компьютерных тестов позволяет проконтролировать уровень владения орфографией по теме, а также выявить причины ошибок.

«Инис-Софт. Семейный наставник»: Русский язык. Предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устроению пробелов в знаниях. Основу обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков.

«Новый диск. Фраза»: Русский язык. Обучающая программа тренажер для быстрого улучшения грамотности, которая включает всю школьную программу с первой по девятый класс, специальный блок для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам, систему автоматических подсказок и правил по русской орфографии и пунктуации.

«Просвещение-Медиа»: Химия, 8 класс; Физика, 7-9 классы, I часть; Математика, 5-11 классы. Целостное представление о мире, принцип минимакса, комфортность, вариативность, творческий подход к учебной деятельности, включение ребенка в активную учебную деятельность,— это основные ориентиры, которых придерживались специалисты при работе над диском. Параллельно с созданием диска для учителей разработана методика его использования в учебном процессе.

«Кирилл и Мефодий. Репетитор по русскому языку». Учебный материал представлен в виде тестов с вариантами ответов, которые позволяют продемонстрировать знания обучаемого. Программа может моделировать «живое» общение с педагогом, которого обучаемый может выбрать сам, поменять или отказаться от его услуг.

Однако, как показывает анализ электронных средств поддержки обучения, несмотря на наличие большого количество обучающе-тестирующих программ, информация в существующих программах, как правило, представлена в виде обычных текстов, чтение которых с экрана не только утомительно, но и в известной степени наносит вред здоровью, кроме того, тестовые программы однообразны и непривлекательны для учащихся и не содержат должного уровня интерактивности.

2. Выбор средств создания электронных учебных пособий

Очевидно, при создании электронных учебных пособий необходимо иметь некоторые предварительные требования к разработчику и обучаемому курсу.

Во-первых, это - наличие программного обеспечения, которое разработчик в состоянии грамотно использовать.

Во-вторых, анализ объема графической и текстовой информации, количества разделов, глубины погружения при прохождении по тексту.

В-третьих, включение анимации или видеоизображения, «оживляющих» обучающий текст.

Применение стандартных инструментальных средств для разработки обучающих программ должно сократить время на разработку и облегчить сопровождение, модификацию и развитие электронных обучающих средств, а также обеспечить создание однотипного интерфейса в соответствии с санитарногигиеническими и психологическими требованиями.

2.1. Классификация средств создания электронных средств обучения и словарей

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация: 1) традиционные алгоритмические языки; 2)

инструментальные средства общего назначения; 3) средства мультимедиа; 4) гипертекстовые и гипермедиа средства.

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных групп.

2.1.1. Традиционные алгоритмические языки

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого программирования: 1) разнообразие стилей реализации (цветовая палитра,

интерфейс, структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.); 2) сложность модификации и сопровождения; 3) большие затраты времени и трудоемкость; 4) отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

2.1.2. Инструментальные средства общего назначения

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности: 1) формирование структуры ЭУ; 2) ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор); 3) подготовка статической иллюстративной части (графический редактор); 4) подготовка

динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов); 5) подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др.

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести: 1) возможность создания ЭУ лицами, которые не являются

квалифицированными программистами; 2) существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ; 3) невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как: 1) не вполне дружественный интерфейс; 2) меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности; 3) отсутствие возможности создания программ

дистанционного обучения.

В качестве отечественных ИСОН можно указать следующие: Адонис, АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

2.1.3. Средства мультимедиа

Мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи информации

- текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и МГО1) - в интерактивный продукт.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей статических элементов (кадров).

2.1.4. Гипертекстовые и гипермедиа средства

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т. е. сам управляет процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук.

2.2. Критерии выбора средств

При выборе средств необходима оценка наличия:

- аппаратных средств определенной конфигурации;

- сертифицированных программных систем;

- специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого электронного учебного пособия, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

3. Разработка и реализация программы по мофологическому разбору татарских словоформ «Морфоанализатор»

Цель работы заключалась в создании информационно-тестирующей программы морфологического разбора татарских словоформ.

3.1. Разработка формата данных

Структура данных должна обеспечивать быстрое обращение к ней в любой момент взаимодействия, удобную ее модификацию, а также оперативный анализ и выдачу соответствующего значения. Исходя из этого формат данных представлен как текстовый файл в ИМСОБЕ кодировке, оформленный в виде МІМІ-строки (имя_переменной1= значение 1&имя_переменной2= значение2& ...))

Образец:

ийїхе8=КООТ,8иРРІХ,БКГООЕ,ТЛО,Е]\ГО&™юМ_8Ігі^=КООТЬаук8иРРІХсЬ у8І ГРРІХІукТ АОпуЕКРЯООТацуІ 8І ІРРІХгіа^І ІРРІХ1а.гТАСтутт.пЕТ\ГО;ЯООТекЬ8 ПРРІХ1Л8Т ІРРта.ТЛГткЛппЛгЕТ\ГО;ЯООТ.078І !РРІХ1у8Т ІРРІХгакЕТтЯООТпиг8І ІР

FIXlyEND,ROOTnazSUFFIXlaSUFFIXdyEND,ROOTirtASUFFIXnSUFFIXgeEND,ROO

TjOrAgSUFFIXemSUFFIXneEND,ROOTkyimmAtSUFFIXleEND,ROOTmaturSUFFIXly

kSUFFIXnyEND,ROOTkirAkSUFFIXleEND,ROOTkulSUFFIX’SUFFIXjaulykEND,RO

OTkyzSUFFIXgyltEND,ROOTbishSUFFIXArEND,ROOTkunSUFFIXakSUFFIXchylTA

GlykEND,ROOTbilgeSUFFIXleSUFFIXmAND,ROOTukySUFFIXdySUFFIXlarEND,RO

OTkitapSUFFIXlarSUFFIXymTAGnyEND,ROOTsUzSUFFIXlekSUFFIXlArEND,ROOT

kOchSUFFIXleSUFFIXrAkEND

З.2. Программная реализация

3.2.l. Выбор средств программирования

Ниже приведены основные критерии, по которым производился выбор среды программирования для создания данного модуля.

1. Программа должна иметь удобный и дружественный интерфейс для пользователя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Модуль должен выполняться быстро, с максимально возможной скоростью. Нежелательны ситуации, в которых пользователю длительное время придется ожидать окончания работы модуля.

3. Поддержка длинных имен файлов.

4. Максимальная простота в установке и использовании модуля.

З. Минимальные затраты на разработку модуля.

б. Корректное отображение специальных символов татарского языка.

На основе анализа имеющихся средств программирования с применением перечисленных критериев, нами выбран вариант реализации данного модуля с использованием системы визуального программирования Borland Delphi б.О для Windows и системы веб-программирования и дизайна Macromedia Flash MX. Данный выбор основан на следующем:

a) среда визуального программирования Delphi б.О работает в среде Windows и предоставляет программисту возможность реализации всех достоинств графического интерфейса этой системы. Так как подавляющее большинство пользователей персональных компьютеров работают сегодня в среде операционных систем семейства Windows, то этот интерфейс является для них наиболее привычным и удобным;

b) многие системы разработки приложений для Windows генерируют код-полуфабрикат, который не может быть выполнен процессором без дополнительной трансляции во время работы самой программы, что существенно снижает производительность компьютера. Delphi же использует настоящий компилятор и компоновщик и генерирует стопроцентный машинный код. Такая реализация лишена непроизводительных затрат, что делает программы, написанные на Delphi, максимально эффективными;

c) Flash MX представляет возможность создания динамических программ, затрачивая минимум времени, при этом программа получается совместимой для всех компьютеров на которых установлена операционная система Windows и результаты исполняемых модулей легко доступны в среде программирования Delphi б.О, которая представляет колоссальную возможность обработки различных типов информации;

d) среда визуального программирования Delphi б.О является мощным средством для быстрой и качественной разработки программ для операционной системы Window. Объектно-ориентированный язык Object Pascal, положенный в основу Delphi, является расширением языков Turbo Pascal и Borland Pascal фирмы Borland и содержит в себе отражение новых веяний в программировании. Компонентный принцип, используемый в Delphi, позволяет создавать полноценные Windows-приложения, написав минимальное количество строк кода. Delphi представляет собой открытую систему, позволяющей добавлять свои

компоненты в создаваемую программу, модифицировать уже имеющиеся стандартные компоненты на основе их исходных текстов. Благодаря указанным преимуществам разработка программ в среде Бе1рЫ становится легкой и приятной.

Для отображения символов татарского языка использованы стандарты, драйверы и шрифты, разработанные СНИЛ ПИИ АНТ и КГУ (Совместной научноисследовательской лабораторией «Проблемы искусственного интеллекта» Академии наук Татарстана и Казанского государственного университета).

3.2.2. Функции программы

Программа представляет собой информационно-тестирующее пособие, включающее два тестирующих модуля и гипертекстовый справочник по морфологии татарского языка.

3.2.3. Требования к аппаратному и программному обеспечению

Информационно-тестирующее пособие представляет собой программу, написанную стандартными компонентами и средствами системы программирования Borland Delphi 6.0 и Macromedia Flash MX, и поэтому для её использования не требуется никаких дополнительных программ и устройств, кроме как элемента ActiveX для поддержки Flash программ. Шрифты для отображения татарских букв подгружаются автоматически. Следовательно, для работы словаря необходимо лишь наличие операционной системы Windows, а следовательно, минимально необходимая конфигурация должна поддерживать работу операционной системы Windows 95. Для запуска и работы операционной системы Windows 95 необходимо, чтобы система удовлетворяла следующим минимальным требованиям:

- процессор 486 с тактовой частотой 66 МГ ц (рекомендуется Pentium);

- оперативная память 8 Мбайт, при использовании активного рабочего стола 16 Мбайт;

- в случае ОС Microsoft Windows NT 4.0: оперативная память 16 Мбайт, при использовании активного рабочего стола 24 Мбайта и установленный пакет Service Pack 3 (или более поздний);

- от 20 до 70 Мбайт места на жестком диске (в зависимости от вида установки);

- клавиатура и мышь.

3.2.4. Установка программы

Установка программы заключается в копировании исполняемого файла (ma.exe), папки с татарскими шрифтом (Fonts), базу данных для тестирования и папки с Flash модулями.

3.3. Работа с программой

В программе реализованы два типа тестирования татарских словоформ, представленных в виде соответствующих Flash модулей и гипертекстовый справочник по татарской морфологии.

Первый модуль представляет собой программу для выделения основы, второй модуль предназначен для выделения основы и аффиксов в заданной словоформе. Внешне модули выглядят одинаково, в отличие от первого модуля, в строке инструментов кроме кнопки определения основы появляются также дополнительные кнопки для определения аффиксов. Словоформы загружаются из файла определенной структуры, которая описана выше. После выбора соответствующего теста, по умолчанию - это программа для выделения основы - и команды «Запуск» в

меню «Обработка» в нижней части экрана появляется строка со словоформами и две кнопки для перемещения, этой строки соответственно влево и вправо. Выбор слова осуществляется щелчком мыши на нужном слове, после чего оно появляется выше для морфологического анализа, в нижней части появляется строка инструментов с иконками, соответствующими для каждого типа аффиксов. Так как, татарский язык имеет правостороннюю морфологию, разбор словоформы начинается с основы, и далее справа присоединяются соответствующие аффиксы.

Модули невозможно запускать из командной строки, поэтому был создан дополнительный модуль - программа для загрузки модулей, написанных на Flash. Эта программа представляет собой программу-оболочку с управляющими элементами меню. Из нее модули Flash получают информацию о местоположении файлов базы данных, а также осуществляется выбор типа программы.

3.3.1. Запуск программы

Запуск программы осуществляется запуском исполняемого файла ma.exe. После запуска появляется окно главной программы (рис.1.):

I «Г Выделение основы

Файл Тип теста Обработка ?

Морфологический разбор

татарских словоформ

Рис.1. Окно главной программы.

Описание управляющих элементов меню:

Файл Выход - выход из программы

Тип теста - выбор одной из программ тестирования - «Выделение основы » или «Выделение основы и аффиксов»

Обработка Запуск - запуск выбранного типа теста Обработка ^ Проверка - проверка выполненного процесса Обработка ^ Формулировка задания - текст задания, которое необходимо выполнить

“?” Справка о морфологии - справочная система по морфологии

“?” Поиск ... - поиск справки по морфологии “?” О программе ... - информация о программе.

Для выполнения морфологического тестирования необходимо в меню «Тип теста» выбрать соответствующий тест. По умолчанию, это программа по выделению основы словоформы.

После выбора команды «Обработка -> Запуск» на экране появляется окно с возможностью выбора данных для соответствующего типа тестирующей программы (рис. 2.):

Рис. 2. Выбор файла данных.

После выбора файла данных запускается тестирующий модуль (рис.З.):

I Выделение основы _ |п| х|

Файл Тип теста Обработка ?

Рамка для

выделения

основы

О

Стрелка для перемещения влево по строке словоформ

тикшерергэ

Стрелка для перемещения вправо по строке словоформ

Рис. 3. Окно программы по выделению основы словоформы.

Для выделения основы необходимо выбрать инструмент «дугу», после которого автоматически появляется рамка с закрашенной первой буквой словоформы. Далее при помощи мышки можно удлинить эту рамку, выделяя нужную основу. После выделения основы для ее проверки необходимо нажать на кнопку «тикшерергэ». Для того чтобы выполнить тест необходимо проверить все словоформы в заданном файле данных. По окончанию выполнения теста выдается результат работы с сообщением об успешном выполнении задания с указанием процентного соотношения.

В отличие от первого теста, во вотором тесте необходимо выделить не только основы, но и определить типы аффиксов словоформы (рис.4.):

Файл Тип теста Обработка ?

авылдашлар

ым

нан

Рис. 4. Окно программы по выделению основы и аффиксов.

В состав программы также включена мощная справочная система по морфологии татарского языка. Справочная система запускается через меню ?->Справка о морфологии, (рис.5):

Файл Правка Закладка Параметры Справка

Содержание| Указатель | Назад | Печать |

Введение

§ 1. Слово морфология применяется я двух значениях: н морфологический строй языка и раздел грамматики, изучающий этот строй, называются морфологией.

В первом значении морфология — это та часть грамматического строя языка, которую представляют грамматические классы слов (части речи\ принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов. Таким образом, морфологический строй языка — это строй слова во всех его проявлениях (словоформах), характер, форма и структура которого зависят от выражаемых грамматических значений.

Слово представляет собой универсальную, языковую единицу. Оно является прежде всего единицей словарного состава и морфологии. Слово как лексическая единица изучается в лексикологии в целях познания закономерностей формирования, развития и функционировании словарного состава, как лексическая единица оно фиксируется в словарях со всеми его лексическими значениями. При этому служебных слов, выражающих только грамматические значения, в качестве лексических фиксируются эти грамматические значении.

Слово как морфологическая единица — это снстемн всех его форм с их грамматическими значениями, присущими определенным классам слов. По определению “Русской грамматики”, слова как морфологические единицы группируются в части речи, т. е. в морфологические классы слов, объединяющиеся, во-первых, на основании того обобщенного значения, которое отвлечено от лексических и морфологических значений всех слов данного класса, и, во-вторых, на основании характерного для каждот такого класса комплекса морфологических категорий. Обобщенное значение той или иной части речи есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями частей речи являются значения предметности (субстанции), процесса (динамики), признака (качества или свойства) и количества.

Слова, входящие в часть речи “имя существительное”, обладают значением предметности: они называют субстанции—конкретные предметы или предметно представленные факты, события, явления, качества, понятия и действия. Все слова, входящие в часть речи “глагол'', обладают значением процесса: они называют действия или состояния кнк процессы. Все слова, входящие в части речи “п ри лага тельное” и “наречие”, обладают значением признака: они называют свойства и качества предмета (преимущественно прилагательные и отчасти наречия) или свойства и качества процесса или признака (преимущественно наречии и отчасти прилагательные). Все слова, входящие в часть речи “чхтсттительное”. обладают значением количества и собирательности.

Камсдая часть речи имеет собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями принадлежности, числа, сказуемости и падежа , значение процесса, свойственное глаголу,— категориями залога, наклонения, времени, лида и аспектуальностн, значение признака, свойственное прилагательному,— морфологической категорией степени сравнения и синтаксическим признаком неконструктивности (т. е. полной зависимости в выборе места расположения от господствующего слова).

Морфология как наука изучает морфологический строй языка (слова). Конкретным ее объектом выступают проблемы, вопервых, классификации слов по частям речи и деления каждой из них на более мелкие лексико-грамматические и морфологические разряды, новторых, познания, объяснения и описания морфологических категорий, существующих в определенных системах форм, а также и общая классификация самих этих форм.

Закономерности употребления частей речи и их форм в известной степени также находит отражение в морфологии, а в синтаксисе они изучаютси системно. Именно в этом вопросе морфологии тесно переплетаетси с синтаксисом.

Рис.5. Справка по морфологии татарского языка.

Также возможен запуск справочной системы с поиском по словам. Запускается через меню Поиск .... (рис. 6).

Index | Find

1 lype the first few letters of the word you're looking for.

2 Click the index entry you want, and then click Display.

Рис.6. Справка по морфологии с возможностью поиска.

3.3.2. Работа с программой.

Одновременно программа обеспечивает работу по одному из типов тестирующих заданий - «Выделение основы» или «Выделение основы и аффиксов». При выборе одной из программ (выбор осуществляется из меню Тип теста) и последующем запуске ее (осуществляется нажатием на пункте меню Обработка ^ Запуск) начинается тестирование по выбранной базе (выбор базы осуществляется из окошка Выбор теста Рис. 2.). Смена типа теста осуществляется нажатием на пункт меню Тип теста. При не полном выполнении теста (тест не пройден до конца) выдается запрос на завершение работы с данным тестом (рис. 7)

Warning

Бы действительно хотите сменить программу, не сделав до конца текущее упражнение

ОК

Cancel

Рис.7. Запрос на подтверждение завершения теста.

При нажатии на ОК текущий тест завершается без генерации результатов тестирования и сохранения ошибок в данном тесте.

Каждый тест, при полном завершении, выдает результаты о пройденном тесте в процентном соотношении (рис.8):

Успешно выполнено 40 процентов задания

ОК

Рис.8. Результаты тестирования.

При полном выполнении теста сохраняется полный результат тестирования, который может быть вызван сразу же после завершения тестирования по нажатию меню Обработка ^ Проверка. Запускается модуль выолнения теста в режиме проверки, где верхнее слово показывает, как были выбраны словоформы, а нижнее как правильно должны были бы быть выбраны словоформы (рис. 9):

Файл Тип теста О эработгса ? -|р| «1

о а. кч:ыл

с акчыл

• 3 о

Рис.9. Просмотр результататов тестирования.

Заключение

В статье описывается информационно-тестирующая программа, позволяющая пользователю в режиме тестирования обучаться татарской морфологии. Обучение осуществляется в увлекательной игровой форме. Система может использоваться как в режиме работы с преподавателем, так и для самостоятельного изучения. Программа наиболее эффективно может использоваться в 5 классе при изучении татарской морфологии, а также в качестве материала для повторения в других классах. Важным является то обстоятельство, что база лексем для морфологического разбора может быть изменена и дополнена преподавателем предметником, для чего преподавателю предоставляется простой инструмент, описанный также в данной статье.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время создается целый комплекс обучающе-тестирующих программных модулей по татарскому языку, включающий практически все разделы татарского языкознания: фонетику, синтаксис, лексикологию и др. для организации обучения татарскому языку. В основе программной оболочки для создания электронных учебных пособий лежат два принципа: а) принцип базирования на утвержденной школьной программе, предусматривающей последовательное изучение татарского языка с 1 по 11 классы по соответствующим разделам языкознания, б) принцип тематического, ситуационно-ролевого изучения татарского языка, когда в рамках одной темы по принципу от простого к сложному даются практически все лексические и грамматические возможности языка. В случае а) электронный учебный курс в полной мере соответствует утвержденным стандартам и представляет собой либо некую жесткую обучающую программу по татарскому языку, либо учебно-методическое пособие для учителя, на основе которого разрабатывается учебный курс. В случае б) электронное учебное пособие представляет собой учебно-тестирующий комплекс как для начинающих так и для продолжающих изучение татарского языка, снабженный набором возможностей (предоставление тематических блоков, диалоги, упражнения, игры) как для самостоятельного изучения, так и изучения под контролем учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.