Обучение татарскому языку на основе мультимедиа и Интернет-технологий
Сулейманов Джавдет Шевкетович академик АН РТ, д.т.н., директор НИИ “Прикладная семиотика” АН РТ, профессор, зав. каф. “Информационные системы”
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет e-mail: [email protected]
Гильмуллин Ринат Абрекович к.ф.-м.н., зав. отделом когнитивных исследований НИИ ”Прикладная семиотика” АН РТ, доц. каф. “Информационные системы”
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет e-mail: [email protected]
Хасанова Лилия Рузаловна старший научный сотрудник НИИ «Прикладная семиотика» АН РТ, методист ГУ МЦ «Сэлэт» e-mail: [email protected]
“Прикладная семиотика” АН РТ, г.Казань, 420111, ул.Баумана, 20
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, 420008, г.Казань,
ул.Кремлевская, 18 (843) 292-49-49
Аннотация
В статье описываются этапы развития электронного образования в области татарского языка. Рассматриваются различные формы, методы и средства обучения, использованные при создании обучающих программ татарскому языку, сайты и сетевые сообщества на татарском языке. Более подробно раскрывается опыт создания дистанционного курса по татарскому языку «Татар теле 5» специалистами Института прикладной семиотики АН РТ, представлены структура, содержание и другие аспекты его разработки и практического использования. Учебный материал снабжен интерактивными упражнениями различного типа, с помощью которых вырабатываются основные умения и навыки. Авторы приводят также свое видение перспектив развития образовательных ресурсов в области татарского языка.
This article describes the stages of the development of electronic education in the sphere of the Tatar language. It contains an overview of different forms, methods and means of education used for designing the Tatar language teaching programs, as well as websites and online communities in Tatar. It gives a detailed description of the experience of developing a Tatar language distant course “Tatar language 5” by the specialists of the Institute of Applied Semiotics of the Tatarstan Academy of Sciences, including its structure, content and other aspects of its development and practical implementation. The educational material is accompanied with different types of online exercises, which help the users work out basic skills and abilities. The authors also provide their ideas on the perspectives of the development of educational resources in the sphere of the Tatar language.
Ключевые слова
Информационные технологии, Интернет-обучение, татарский язык, дистанционный курс, платформа Moodle, автоматизация учебного процесса, образовательные ресурсы, электронный учебник, интерактивные упражнения, сетевые сообщества, образовательная платформа
information technologies, e-learning, the Tatar language, distant course, Moodle platform, automatization of the teaching process, educational resources, electronic textbook, online exercises, online communities, educational platform
Введение
Создание обучающих и тестирующих программ по изучению татарского языка имеет богатую историю. Практически с появлением системы СПОК (системы программирования обучающих курсов) в конце 70-х годов прошлого века под руководством директора ВЦ Таркаева А.Н. и зав. кафедрой теоретической кибернетики Бухараева Р.Г. в Казанском университете начали разрабатываться электронные обучающие курсы в различных предметных областях. В конце 80-х, начале 90-х годов специалистами Научно-исследовательской лаборатории искусственного интеллекта при кафедре теоретической кибернетики начались создаваться электронные учебники и тестирующие программы для изучения татарского языка.[1-6]. Хотя при разработке обучающих курсов использовались различные мультимедийные средства, такие как озвученные тексты, картинки, интерактивные упражнения, само программирование преимущественно осуществлялось на алгоритмическом языке Паскаль. Был разработан комплекс шрифтов для татарского языка, а также электронный русско-татарский и татарско-русский словарь, который использовался в качестве справочного материала в обучающих курсах. В дальнейшем было создано большое количество обучающих и игровых программ татарскому языку («Минем беренче татар CYЗлегем», «Татар телле заман», «Татар теле-5»), а также и учебные пособия на татарском языке (совместно с фирмой «Просвещение-медиа» - «Физика 7-9», «Химия 8»).[7-9]. В качестве большого минуса, что в дальнейшем привело к быстрому устареванию и исчезновению создаваемых обучающих курсов, можно указать то обстоятельство, что они были жестко привязаны к операционным системам и их приложениям. Соответственно, сначала переход с ОС DOS к ОС Windows 3.1, затем переход к Windows №Г оставило «не у дел» большое количество обучающих и игровых программ. Особенно много обучающих курсов, тестирующих и игровых мультимедийных программ было разработано для ОС Windows98. Очевидно, непрерывный технический прогресс диктует необходимость постоянного развития методологической базы, средств и способов обучения, меняются и федеральные стандарты. Кроме этого появляются разнообразные формы и средства преподавания: это и социальные сети, сетевые сообщества, коммуникационные программы ^куре), специализированные порталы и сайты, открытые платформы для изучения языков. Необходимо отметить, что активному развитию электронных мультимедийных образовательных технологий в республике Татарстан способствует Государственная программа по сохранению и развитию языков народов РТ, а одной из важных особенностей системы образования является функционирование мощного ресурсного центра для всех участников учебного процесса - это образовательный портал «Электронное образование Республики Татарстан» - https://edu.tatar.ru
В данной статье мы проанализируем особенности преподавания татарского языка с помощью Интернет-технологий, рассмотрим возможности образовательного портала РТ, а также более подробно остановимся на опыте создания дистанционного
курса по татарскому языку «Татар теле 5» специалистами Института прикладной семиотики АН РТ.
Анализ инфокоммуникационных технологий и Интернет ресурсов для изучения татарского языка
Эффективность образовательных технологий в немалой степени зависит от четкой дифференциации методики преподавания в зависимости от уровня владения языком и\или изучения его как иностранного (неродного). Несмотря на всю очевидность данного постулата, в настоящее время практически отсутствует подобная индивидуализированная обучающая продукция.
В глобальной сети Интернет можно найти множество ресурсов на татарском языке, посвященных татарскому народу, его национальным особенностям. Среди них есть и ресурсы, в которых содержатся различные продвинутые обучающие материалы. Так, например сайт «Татарнамэ» (www.tatar.com - автор Сабиров Р.) содержит гипертекстовые учебники и словари для начинающих изучать татарский язык, а также электронную библиотеку на татарском языке, одну из самых крупных в Интернете. Вопросам образования на татарском языке посвящен сайт «Белем.ру» (www.belem.ru - автор Гатауллин Р. ). Сайт содержит новостные и ресурсные разделы, базу нормативных документов, каталог татарских веб-сайтов, электронную библиотеку, форум, чат. В рамках проекта действует официальный сайт конкурса полезных интернет-проектов на татарском языке http://konkurs.belem.ru. На его страницах также расположены учебные пособия по татарскому языку «Татар теле. 5-11» и «Интерактив электрон дэреслеге». В данном электронном учебном пособии содержится богатый теоретический материал, разработанный ведущими преподавателями кафедры татарского языка Казанского федерального университета. Однако большим недостатком данного электронного учебника является его слабая интерактивность, в нем практически отсутствует комплекс интерактивных упражнений. Сложность теоретического материала, отсутствие мультимедиа делают данный учебник неэффективным в учебном процессе.
Появление сетевых и дистанционных технологий, создание портала «Электронное образование РТ» несколько снизило посещаемость указанных выше ресурсов для изучения языка. Это связано и с гипертекстовой структурой учебных пособий, представленных в этих ресурсах, которые не могут быть использованы для самостоятельного изучения языка. В них отсутствуют комплексы многоуровневых интерактивных упражнений, привлекательные мультимедийные элементы и нет возможностей контроля за процессом учения.
Современные технологии предоставляют все больше интересных возможностей для эффективного изучения любого языка. Появились возможности изучения языка с носителями вне зависимости от пространства и времени; использования телекоммуникационных технических средств (гаджетов) -телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. Интернет стал тем пространством, которое объединяет людей из разных стран и позволяет учить языки в удобном для себя режиме. У современного человека появилась возможность знакомиться и находить друзей по всему миру с помощью социальных сетей, а значит, свободно общаться на любом языке, что само по себе является хорошей мотивацией. Кроме того, общение - это одна из основных компетенций, необходимых для изучения языка.
Социальные сети в Интернете продолжают находиться на пике популярности. Открываются новые возможности для их использования: они входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом,
большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. По данным холдинга Ромир, самыми известными социальными сетями в России являются "Одноклассники", "В контакте", "Мой мир", причем, "В контакте" отличается более молодой аудиторией: доля респондентов от 18 до 24 лет в этой сети составляет 85%. «В контакте» является лидером по активности посещения проекта: 45% зарегистрированных на этом портале пользователей посещают его ежедневно, а 70% - чаще одного раза в день; Каждый третий участник "В контакте" тратит на одно посещение более получаса своего времени. Исходя из представленных данных, логично предположить, что "В контакте" является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории.[10]. Соответственно, идея перемещения обучающих технологий, мультимедийных обучающих курсов в пространство социальных сетей, приход туда самих педагогов с этими технологиями, со своими обучающими программами является актуальной и перспективной, и некоторые наиболее активные педагоги уже переместились в сети и ведут свои занятия с использованием возможностей сетей.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части Интернет-аудитории позволяет сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео- и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
С каждым днем в социальных сетях увеличивается количество пользователей. Создается уникальное сообщество, где каждый является носителем информации и может быть, в зависимости от ситуации, учителем (переносчиком знаний) и учеником (получателем знаний). Благодаря пользователям, в сетях увеличиваются объемы интересного и полезного контента, в том числе посвященного изучению языка и обучению языку. Уже сейчас в нашем распоряжении сотни страниц, предназначенных для того, чтобы изучать и совершенствовать татарский язык. В социальной сети «В контакте» (www.vk.com) поиск в виртуальных сообществах со словом «татар» выдает 6086 сообществ, со словом «татар теле» - 52, «татарский язык» - 229, «татарча» - 750
сообществ. Одними из крупнейших сообществ являются:
• vk.com татарча - http://vk.com/vktatar - 16581 пользователей
• Т атарский язык - http://vk.com/tayaz - 11015 пользователей
• Учим татарский - http://vk. com/tatarbelem - 4862 пользователей
Также существует большое количество групп, имеющих пользовательский контент на татарском языке и посвященный разным темам: литература, музыка, искусство, словесное общение. Многие местные СМИ, радио, ТВ, общественные организации создают для своей аудитории тематические группы. Например, Телерадиокомпания «Новый Век» - http://vk.com/tatarstan tnv - 3310
пользователей, Татар радиосы - ТR 100.5 FM - http://vk.com/tatar.radio - 28420 участников; клуб студентов и школьников "Сэлэт" - http://vk.com/selet club - более 2000.
В 2010 году интерфейс социальной сети «В контакте» был переведен на татарский язык. Общаясь с носителями языка в таких группах, можно не только улучшить орфографию, лексику, грамматику, но и получить консультации преподавателя. К тому же в таких языковых группах всегда можно найти информацию и полезные ссылки об обучающих пособиях, словарях, многочисленные видеофрагменты, художественные и анимационные фильмы на татарском языке, аудиозаписи, художественную литературу. Все накопленные материалы являются результатом совместной деятельности участников сообществ.
Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников,
высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса для преподавателя, частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий.[11, 12]. Так как сеть является открытым пространством, в ней трудно контролировать качество и содержание контента. Наряду с полезной информацией содержится большое количество запрещенных к доступу материалов, противозаконных и безнравственных. Трудно отследить деятельность и активность каждого учащегося. Любой пользователь может скрыть информацию от других. Такая форма больше подходит для мотивированной аудитории сознательного возраста (старше 16 лет), которая может самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время на стадии формирования и развития национальная сеть «Татар иле» (Татарская страна) - http://tatarile.org. Проект был начат 20 июля 2011 года под патронажем Всемирного конгресса татар. В нем планировалось создание эксклюзивного контента, ориентированного на любознательную татарскую аудиторию. Содержание проекта включало в себя электронную библиотеку, курсы татарского языка, видеофильмы, музыку. Интерфейс сети планировался на 3-х языках: татарском, русском и английском. В настоящее время данный ресурс существует в недоработанном виде, его слабые стороны «небогатый контент» и малая посещаемость. Однако идея создания национальной сети, объединяющей все татароязычные ресурсы и поддерживаемой практически всеми, интересующимися татарским языком и культурой, весьма привлекательна и имеет большие перспективы.
На рынке образовательных услуг сегодня существует множество специализированных групп и компаний, разрабатывающих электронный обучающий контент. Одними из ведущих в этой области являются фирмы «Кирилл и Мефодий» и «Просвещение».
Компания «Кирилл и Мефодий» (www.km-school.ru) является ведущим разработчиком и производителем электронных изданий на всех технологических платформах (CD, DVD, Интернет, мобильный Интернет, гибридный Интернет).
Компания «Кирилл и Мефодий» выпустила более 300 электронных изданий, в том числе более 200 по образовательной тематике. В настоящее время является одним из лидеров в сфере производства электронных справочных энциклопедий, изданий по искусству и культуре, научно-познавательных изданий, художественных и музыкальных произведений, а также обучающих мультимедиапродуктов для учреждений образования и широкого круга пользователей. Это также полноценный проект «КМ-Школа» по информатизации учреждений образования, объединяющий мультимедийный контент (уроки с 1 по 11 класс по всем предметам, тесты, медиатека и библиотека, тренинги, курсы развития личности и др.), а также систему доставки и управления им, удобные и эффективные средства автоматизации управления школой (АРМы директора и завуча, библиотекаря, учителя, учащегося; электронный журнал и конструктор веб-сайта школы).
Определение уровня знаний и умений учащихся по отдельным темам достигается путем использования статистических таблиц. В таблице отражаются успехи учащегося: проверяется правильность ответа, фиксируются использование подсказок, попыток ввода ответа, обращение к решениям, а также время, затраченное Пользователем на каждую задачу. Статистические таблицы позволяют учителю проанализировать и оценить деятельность учащегося при решении задач и прохождении отдельных тем, экономят время учителя.
Развитию интереса к предмету способствует, в частности, разнообразие типов задач. Часть задач представлена в виде исследовательских, позволяющих не только визуально наблюдать за построениями графиков, таблиц и т.д., но и самим учащимся принимать в этом непосредственное участие. Например, пользователь может
исследовать изменения графика функции, самостоятельно изменяя ее параметры. Некоторые задачи даются в виде игры, требующей от учащихся прохождения нескольких уровней от простого к более сложному.
Учебные пособия используют различные возможности мультимедиа, курсы красочны, имеют привлекательный дизайн, содержат богатый дополнительный материал в виде словарей, подсказок, терминов.
Данный учебный комплекс использовался в системе образования РТ до создания собственной системы электронного образования.
С 2000 года в российском образовательном пространстве функционирует общеобразовательная Интернет-школа «Просвещение» (www.internet-school.ru ) -разработчик системы дистанционного обучения, которая позволяет получить качественное российское образование (в рамках основного и дополнительного образования) дистанционно с 1 по 11 классы. В Интернет-школе нет возрастных ограничений: получить среднее (полное) общее образование могут и взрослые, которые в силу сложившихся обстоятельств не смогли закончить 11 классов.
Всё обучение в дистанционной общеобразовательной школе реализуется посредством Интернета в дистанционном режиме с 1 по 11 классы, а учебный процесс организовывается индивидуально с каждым учащимся. Освоив дистанционно учебные программы в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также при условии успешной сдачи ГИА (9 классы) и ЕГЭ (11 классы) учащиеся получают аттестаты основного общего и среднего (полного) общего образования государственного образца.
Основной целью Интернет-школы, которая является составным элементом единой информационно-образовательной среды, создаваемой Издательством «Просвещение» совместно с Некоммерческим партнёрством «Телешкола» для системы общего образования, является обеспечение доступности качественного российского образования. Российские школы используют систему дистанционного обучения «Интернет-школа «Просвещение» для расширения образовательного пространства уроков, подготовки учащихся к ЕГЭ, решения проблемы нехватки учителей. Данный проект реализуется в общеобразовательных школах многих регионов Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан.
В рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования в 2012-2013 учебном году в Республике Татарстан организовано дистанционное обучение учащихся 2-11-х классов по всем предметным областям Базисного учебного плана с использованием функционального и образовательного ресурса, разработанного специалистами НП «Телешкола».
Уроки сетевого курса позволяют не только ознакомиться с новым материалом, но и закрепить умения и навыки с помощью тренажеров и тестов. Часть заданий проверяется в автоматическом режиме, часть является упражнениями с открытыми ответами и проверяется тьютором. Итоговая оценка складывается по результатам всех выполненных упражнений урока. В виде пилотного проекта система «Телешкола» была опробована во многих школах РТ, в том числе с татарским языком обучения. Данная программа требует от преподавателей владения профессиональными компетенциями в области использования дистанционных технологий: организация учебного процесса, формирование журнала успеваемости, работа в чатах, формах, организация видеоконференций и т д. Для преподавателей были организованы курсы обучения использованию такого типа электронных обучающих ресурсов. Однако учебные пособия сложны для учащихся младшего и среднего звена.
Очевидно, учитывая большой потенциал упомянутых фирм, богатый учебный контент, разработанный и предоставляемый ими на русском языке, наиболее разумным, полезным и перспективным представляется сотрудничество с ними с целью перевода всего контента на татарский язык, что одновременно будет
способствовать развитию татарской терминологии в различных предметных областях. Однако, в учебных пособиях «Кирилла и Мефодия» и «Телешколы» совершенно не учитывается национально-региональный компонент: в учебном контенте нет ни только учебных предметов на татарском языке, но и курсов по изучению татарского языка. Поэтому потребовалось создание дополнительного модуля обучения татарскому языку.
В 2011 году авторами был разработан дистанционный курс по татарскому языку для учащихся 5-х классов с родным языком обучения «Татар теле - 5» -tatartele5.edu.tatar.ru (см. раздел 2). Весь цифровой образовательный контент, используемый в школах РТ, аккумулируется на образовательном Интернет-портале «Электронное образование Республики Татарстан: www.edu.tatar.ru, созданном в 2010 году в рамках Государственной программы по информатизации населения и введения электронного документооборота «Электронный Татарстан 2008-2010 гг.».
Новая информационная система объединяет на единой платформе всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей, учащихся и их родителей. На данной платформе организован электронный документооборот, все результаты успеваемости фиксируются в электронных журналах и дневниках, родители получают уведомления по смс. У каждого учебного учреждения есть своя страница, созданы личные кабинеты пользователей с паролями доступа. Для учащихся и преподавателей есть возможность ведения виртуальных сообществ и участия в виртуальных онлайн факультативах, существуют разделы с Цифровыми образовательными ресурсами по различным предметам, которые могут по выбору преподавателя использоваться на уроках или факультативах. Материалы портала привлекают школьников своей мультимедийностью, аудио-видеоматериалами, интерактивностью. Образовательный портал - это особая специализированная среда сетевого общения, основными задачами которой являются:
1. формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;
2. создание единого информационного образовательного пространства;
3. активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;
4. синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;
5. создание системы опережающего образования.
Для скорейшего вхождения педагогов в 1Т-пространство требуется организация новых нетрадиционных форм и методов овладения современными профессиональными компетенциями. Одним из таких методов является персонализация образовательных сфер на основе средств межличностных коммуникаций (блогов, твиттеров, Вики-сайтов). В информационной системе «Электронное образование в РТ» и глобальной сети уже существует множество сетевых сообществ и факультативов по разным предметным областям, которые дают возможность учителю саморазвиваться и самореализовываться как в профессиональной сфере, так и в личностной. Для управления данными процессами в каждой предметной области назначен модератор. Виртуальные сообщества способствуют совершенствованию профессиональных, информационных, коммуникативных компетенций; обмену опытом и расширению спектра как профессиональных, так и общих знаний. Виртуальные факультативы, созданные преподавателями, дают возможность получения дополнительных знаний в любое удобное время с помощью системы коммуникаций портала. На сегодняшний день в разделе «Татарский язык» образовательного портала функционирует 638 виртуальных методических сообществ и 252 виртуальных факультатива.
С января 2013 года в Татарстане стартовала онлайн школа изучения татарского языка «Ана теле» http://anatele.ef.com . Проект реализуется совместно с компанией ББ EducationFirst. Последняя имеет многолетний успешный мировой опыт в дистанционном преподавании английского языка. Доступ к онлайн-школе обучения татарскому языку возможен 24 часа в сутки из любой точки мира. Образовательная программа бесплатна для всех желающих изучать татарский язык, как в России, так и за рубежом. Главная инновация проекта - разговорные онлайн классы с преподавателями татарского языка. Это создает условия для овладения татарским языком как средством коммуникации. Уникальность и инновационность заключается в использовании передовых разработок в области татарской компьютерной лингвистики - электронных словарей, синтезатора речи, озвучивающего любые татарские тексты. С их помощью создаются упражнения, имитирующие живое общение. Дистанционное обучение предоставляет возможность изучать родной язык татарам, многие из которых проживают за пределами Татарстана, а также всем желающим в любой точке земного шара, где есть Интернет.
В настоящее время для проекта «Ана теле» подготовлено 288 уроков, более 7000 рисунков, снято более 250 видеофильмов, более 6000 аудиозаписей, около 5000 интерактивных упражнений и др.
В «Ана теле» предусмотрено девять языковых уровней, что дает возможность достижения уровня владения языком выше базового. Каждый уровень содержит 8 разделов, которые включают изучение 4-х видов языковой компетенции: слушание, речь, чтение, письмо. При успешном завершении уровня выдается соответствующий сертификат. Все восемь разделов каждого уровня включают:
• новую тему
• новый фильм
• упражнения на формирование всех 4-х видов компетенций
• языковой класс
• самоконтроль
• отчет об успеваемости
В перспективе планируется создание центра сопровождения проектом «Ана теле». Курс сможет использоваться и на уроках татарского языка, но только в определенных классах. Связано это с возрастными особенностями учащихся и контентом, рассчитанным на взрослую аудиторию. Также нужно учесть, что управление контентом, создание индивидуальной траектории обучения в данном проекте возлагается на обучаемого. В дистанционных курсах для школьного образования, где преподаватель несет ответственность за качество и результаты обучения, функция контроля учебным процессом возложена на учителя, как организатора обучения. И совершенно естественно, что мотивация к учению у учащихся начальных и средних классов формируется под руководством преподавателя.
Как видим, изучение татарского языка с использованием Интернет-технологий имеет множество средств и способов. Для изучения языка силами ученых РТ создаются уникальные программы и технологии, призванные оптимизировать и совершенствовать процесс изучения. Это и онлайн словари с учетом морфологии татарского языка, морфоанализаторы, анализаторы и синтезаторы татарской речи, ведется разработка русско-татарских машинных переводчиков. Все это способствует положительной мотивации к изучению языка, а значит, и сохранению, развитию языка и повышению его функциональности.
Использование дистанционных технологий в преподавании татарского языка (на примере дистанционного курса «Татар теле 5»)
Доступность web-технологий в последние годы привела к развитию технологий дистанционного обучения, или обучения на удаленном доступе. Все это способствовало созданию целого ряда инструментариев и открытых платформ по управлению учебным процессом, который виртуально моделирует все процедуры обучения. Как известно, одним из примеров такой технологии является открытая платформа для дистанционного обучения Moodle.[13-15].
Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к переосмыслению, и даже разрушению устаревающих образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного учения расширяет возможности ученика и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
Уже является общепризнанным фактом, что создание такого рода ресурсов является чрезвычайно важным в системе образования в эпоху глобальных изменений в обществе, что связано и с прогрессом в области технических средств и инструментов, и с ростом объемов информации. В настоящее время, в системе образования сложилась ситуация, когда преподаватели уже владеют достаточными навыками работы с информационными технологиями и используют пакеты прикладных программ на различных этапах урока в виде презентаций, тестов, видео -, аудиоматериалов. Однако такая работа достаточно индивидуальна и зависит от творческого потенциала и педагогического опыта преподавателя. Поэтому создание доступного качественного электронного обучающего контента, соответствующего современным стандартам образования и обучающим программам, остается одной из важных задач в образовании, учитывая и то, что разработка электронных ресурсов является синтезом деятельности нескольких групп специалистов: программистов, дизайнеров, методистов, педагогов-предметников и психологов. Существует целый ряд задач, которые должны быть решены для успешного внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР): разработка контента ЭОР; экспертиза ЭОР; повышение квалификации преподавателей в области использования ЭОР; обеспечение технических условий для применения ЭОР; непрерывная методическая поддержка участников образовательного процесса; мониторинг качества обучения.
Как уже было сказано выше, важно дифференцировать обучаемых по их готовности к самостоятельной, практически бесконтрольной работе. Модель дистанционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание
самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу; оперативное и систематическое взаимодействие с сетевыми преподавателями; групповую работу в сотрудничестве с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над модулями курса; предусматривать совместные телекоммуникационные проекты участников курса, организуя обсуждения, презентации групп и индивидуальные презентации промежуточных и итоговых результатов в ходе электронных
телеконференций, обмениваясь мнениями, информацией с участниками курса.[16].
Современные системы дистанционного обучения обеспечивают: автоматизированное управление обучением; единую платформу обучения;
эффективное размещение и предоставление учебного контента; интерактивное взаимодействие участников учебного процесса; широкий диапазон
средств коммуникаций. При этом электронные средства коммуникаций могут предоставить принципиально новые методические возможности для дистанционного обучения детей в рамках общего образования: 1) построение гибкой
индивидуальной траектории для каждого учащегося за счет возможности выбора
уровня и вида представления материала с учетом потребностей и возможностей каждого ребенка; 2) возможность обучения в удобное время и в выбранном темпе;3) возможность регулирования объемов нагрузки; 4) возможность взаимного общения вне зависимости от местонахождения учащихся; 5) расширение «информационно -познавательного пространства», возможность использования электронных библиотек, музеев, информационных фондов и порталов, что позволяет поддерживать мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие учащегося; 6) использование различных форм самостоятельного обучения; 7) возможность моментального оценивания результатов усвоения учебных материалов, благодаря комплексу интерактивных упражнений. Кроме того, современные средства позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: учащийся может сам выбрать размер и тип шрифта при просмотре цифрового материала, убрать или переместить рисунки, изменить цвета, используемые для оформления текста, подобрать степень яркости и контраста, выбрать удобные ему графические символы разметки текста. Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация - учащийся сам подбирает индивидуально наиболее эргономичные для себя характеристики изучаемого материала, поэтому важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения владели всеми необходимыми пользовательскими навыками.[17].
На базе Moodle авторами данной работы совместно с Центром информационных технологий Республики Татарстан был разработан дистанционный курс по татарскому языку «Татар теле - 5» для учащихся 5-х классов национальных школ РТ, который интегрирован в систему электронного образования Республики Татарстан: http://tatartele5.edu.tatar.ru. Дистанционный учебный курс по татарскому языку «Татар теле - 5» представляет собой сетевой учебный курс, состоящий из 34 сетевых уроков, которые проводятся в онлайн и оффлайн-режимах с участием и без участия учителя. Содержание курса охватывает темы, включенные в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в программу по татарскому языку для средних общеобразовательных учреждений с татарским языком обучения.[18].
Дистанционный курс состоит из следующих функциональных элементов:
- Электронный журнал;
- Система коммуникаций;
- Система оценивания выполненных заданий;
- Система интерактивных упражнений (рис. 1).
Рис. 1. Главная страница дистанционного курса
Каждый урок является логически завершенной частью учебного материала. Структура урока состоит из взаимосвязанных и последовательных модулей (рис.2).
Рис.2. Структура урока, информационный модуль В модуле целей содержится ключевая проблема урока, план урока.
В информационно-теоретическом модуле излагается обязательный изучения материал.
Тренажерный модуль содержит 350 интерактивных упражнений самоконтроля и обучения по 16 различным типам, которые проверяются системой автоматически (рис.3).
для
для
Теле барньп ипе бар Ана тепе бупы)
Тепенбепгэн ил ачар Инсафпынын тепе саф Аптыда белгон ана тепен аятмышта да онытмас Туган гелен кадерпэгэн «ааерпе бупьр Тел «ыпычтан уткем
Фаиджлану очен сузлэр
Проверить О Верно
Д 3 нче кунегу, Тесттагы нечкэ сузыкларны билгелэгез,
Т1п лМи л4рья бар,
Д|рья тобендэ маржам бар Белганмэр чумыл алыр,
Белмэгэн карал калыр
Алсу кук чжлерен бизакли тан Там утырып чнккан кыз кебек Кьшкы теннеи тыныч Ьавасында
Рис 3. Фрагмент интерактивных упражнений курса
Модуль творческих заданий содержит 100 заданий с открытыми ответами, которые проверяются сетевым преподавателем.
Модуль домашних заданий содержит задания с открытыми ответами, которые проверяют уровень усвоения материалов урока учащимися. Домашние задания даются в конце урока, состоят из 1 -2 вариантов, в каждом из которых не менее трех заданий.
Модуль контрольных заданий, разработанный в виде отдельных уроков после прохождения определенного количества тем, содержит упражнения различного типа. В данном модуле учащимся представляется только одна попытка.
Взаимодействие участников учебного процесса осуществляется с помощью системы личных сообщений, участия в форумах, видеоконференциях (рис. 4).
Рис. 4. Страница системы личных сообщений
Оценивание учебных достижений осуществляется в онлайн- и оффлайн-режимах. Интерактивные упражнения, заложенные в сетевых уроках и тренажёрах, проверяются и оцениваются системой в онлайн-режиме автоматически. Упражнения с открытыми ответами и домашние задания проверяются учителем в оффлайн-режиме. Преподаватель имеет возможность переоценивания и комментирования результатов выполнения любого упражнения (рис. 5).
Тепе барный, ...
Тепен бепген ..___________
саф Алтыда бепгэн а на тепен тепен кадерпегэн
Файдаламу очей сузлэр
иле кадерле нл бер кылычтан теле алтмышта
! Частично верно (5 баллов из 10)
Правильный ответ:
иле. бер. ил. теле, алтмышта. кадерле. кылычтан
У Комментарий учителя
Вик я>шы
Рис. 5. Система оценивания упражнений
Все результаты прохождения уроков выставляются в Электронном журнале каждого пользователя (рис. 6).
I Электронный журнал
Название урока Процесс Оценка Оценка Оценка Итоговая
прохождения за тесты за 300 за ДЗ оценка
1 дэсес Тугэн теп прындэ актам а т 5 5 5
86%
2 дэоес. Исем Г19М Фигыль «3 5 5
твскеммэсе 60%
Здвиес С«теэмэ
04
4 дэоес вит. максаты ягыннан
Х9МЛЭ Т90ЛЗСЄ 0%
5дэоес ЖвмлэненбзшЬвм
ияочен кисвклаое 0%
бдвоес Контсопь эш.Башпангыч ш
сыйныйта лкэннэсне кабатпа*» 17*
7 пвоес Сейпэм осганнаоы ■■на
аваала,внин чилышы 11%
8 дэсес Сузык заазлзв
0%
Эдасес ДиЛтонг МН 2 2
12%
Рис. 6. Электронный журнал
В нем содержится информация о результатах учебной деятельности по каждому уроку (процент пройденного материала, оценки за тесты, творческие упражнения, домашние задания, итоговая оценка за урок). Для дистанционного учебного курса разработана балльно-рейтинговая система оценивания результатов выполнения упражнений. Учитель оценивает результат выполнения упражнений по заданным баллам, затем система автоматически пересчитывает и выставляет оценку в электронный журнал по пятибалльной шкале.
Все интерактивные упражнения, за исключением заданий с открытыми ответами, проверяемые учителем, выполняются и оцениваются в режиме реального времени и отражаются в электронном журнале. Уроки с использованием интерактивных упражнений стимулируют учащихся и вызывают еще больший интерес к изучаемому предмету, при этом работа учителя становится более эффективной (рис. 7).
Рис. 7. Фрагмент интерактивного упражнения курса
Интерактивные упражнения могут использоваться:
- при изучении нового материала;
- на этапе формирования умений и навыков;
- во время закрепления изученного материала;
- для проведения контрольных и проверочных работ учителем.
Опыт показывает, что разработка различных типов интерактивных упражнений является важной составляющей и одной из самых трудоемких при разработке электронных учебников. Анализ существующих мультимедийных ресурсов показывает, что даже у самых опытных разработчиков типы упражнений достаточно ограничены. Так, например, в системе Moodle представлены следующие возможные виды упражнений: множественный выбор; верно/неверно; короткий ответ; числовой; вычисляемый; на соответствие; описание; эссе. Два из последних типов предназначены для проверки преподавателем. Нами был расширен этот спектр, так как, во-первых, очевидно, чем разнообразнее задачи, тем разностороннее, шире окажется проверка уровня знаний, умений и навыков, во-вторых, для успешного изучения языка, для закрепления различных его проявлений, как показывает опыт, приведенное количество видов упражнений недостаточно, и в-третьих, учебник рассчитан также на использование его как самоучителя для изучения татарского языка, что предполагает работу без учителя, и, соответственно, особенно ценно иметь максимальное количество проверочных типов задач. Ниже перечислим типы упражнений, разработанных нами и дополняющие возможности системы Moodle: выбор правильного окончания формы слова в тексте, диалоге; кроссворды; вставка слов в текст; написание краткого ответа на вопрос; составление
синтаксических речевых единиц по образцу; написание пропущенных слов и грамматических форм в тексте, диалогах; полный перевод текста; частичный перевод, когда одно или несколько слов в тексте на другом языке; нахождение соответствий; классификация слов и словосочетаний по группам; анаграммы; перетаскивание слов; восстановление порядка слов в предложениях.
Организация учебного процесса с помощью дистанционного курса «Татар теле
- 5» дает возможность обеспечить равные возможности получения образования как учащимся сельских школ, так и ученикам с ограниченными возможностями; создать положительную мотивацию к изучению предмета, благодаря комплексу мультимедийных и интерактивных возможностей; организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, удаленных друг от друга; создать единую информационную образовательную среду изучения татарского языка; построить индивидуальную траекторию обучения по способностям каждого ученика.
В дальнейшем такого рода ресурсы позволят развить систему электронного образования на качественно новом уровне, в том числе наладить систему дистанционного обучения, преимуществом которого является возможность обучения в индивидуальном режиме, независимо от места и времени.
Заключение
Развитие инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет создает широкие возможности в сфере изучения языков. Пользователь получает право выбора удобного для него способа обучения исходя из своих индивидуальных качеств и способностей. Сред них существуют и специализированные программы, и социальные сетевые сообщества, дистанционные курсы. Если раньше изучение языка не представлялось без участия учителя - главного поставщика знаний, то обширный спектр мультимедийных и цифровых ресурсов позволяет это делать.
На наш взгляд, наиболее оптимальными и эффективными являются такие средства изучения языков, которые отвечают современным стандартам образования, четко структурированы, имеют автоматизированную обработку данных, комплекс практических интерактивных заданий и прикладных программ (словари, синтез и распознавание речи, виртуальные лаборатории), мотивирующих учащихся к обучению. Необходимо понимание и учет того, что обучение в школе и индивидуальное целевое обучение отдельного человека существенно отличаются друг от друга. Если отдельно взятый индивидуум внутренне мотивирован к обучению и получению результата, то в школьном образовании учитель несет ответственность за качество и эффективность получения знаний. Поэтому, наряду с содержанием обучающего курса, важной составляющей является реализация функций автоматизации и управления учебным процессом, дающие преподавателям возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Из рассмотренных нами способов обучения татарскому языку наиболее эффективными и перспективными являются проекты «Ана теле» и дистанционные курсы по татарскому языку для средних образовательных школ, работа в которых реализуется через образовательный портал РТ - www. е^^аг. гц, объединяющие всех субъектов образовательного пространства и предоставляющие широкий спектр услуг для качественного и результативного процесса учения.
В перспективе, необходимо обратить внимание и на сферу дошкольного образования, где Интернет-технологии могут служить для реализации игровых технологий в обучении языкам.
Литература
1. Сулейманов Д.Ш., Дысенко М.И.Автоматизированный анализ ответов обучаемого на примере "Дискретной математики" //В сб."Разработка и реализация АОС", деп. ВИНИТИ N 4406-S2, 19S2.
2. Сулейманов Д.Ш., Гройсберг А.Т. К вопросу разработки логики и содержания автоматизированного обучающего курса «Аналитическая химия» //Сб. Тезисов докладов межвузовского совещания-семинара по АОС (Казань, 1983). -Казань, 1983.
3. Сулейманов Д.Ш. О семантическом анализе текстов в АОС// Вероятностные методы и кибернетика. -Вып. 20. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1984. - С. 106116.
4. Бухараев Р.Г., Сулейманов Д.Ш. Об одном подходе к разработке интеллектуальных АОС // Ж-л Кибернетика, 1986, N 3. - С.42-49.
5. Бухараев Р.Г., Сулейманов Д.Ш. Семантический анализ в вопросно-ответных системах. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. -199G. -124 с.
6. Абросимов А., Гатауллин Г.С., Сулейманов Д.Ш. и др.Методическая разработка по курсу "Основы информатики и вычислительной техники (математика, физика, химия)" // -М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1985. -63 с.
7. Сулейманов Д.Ш., Гильмуллин Р.А., Сафина Л.Р. Использование компьютерных технологий в обучении: на примере обучающе-тестирующей программы «Морфологический анализатор» // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» - 2GG6. V.9. - №4. C293-3G5. - ISSN 1436-4522. http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9_i4/pdfZ7.pdf (дата обращения
15.G6.2G13)
S. Сулейманов Д.Ш., Гильмуллин Р.А., Хасанова Л.Р. Разработка и
использование мультимедийных электронных учебников // В сб. Трудов Казанской школы по компьютерной и когнитивной лингвистике TEL-2GG5 (Казань,8-10 декабря 2005 г.). - Казань: Казанский гос. ун-т, 2006. - С. 83-SS.
9. Сулейманов Д.Ш., Харисов Ф.Ф., Гильмуллин Р.А., Хасанова Л.Р.
Разработка и реализация мультимедийной программы по морфемному разбору татарского слова // Актуальные проблемы обучения татарскому языку в русской школе: Материалы республиканской научно-практической конференции. - Казань: ТГГПУ, 2005. - С. 158-166.
1G. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. URL:
http://ido.tsu.ru/files/pub2G1G/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_soci al_nyh_setei.pdf (дата обращения 18.06.2013)
11. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-4G7.
12. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 18.06.2013)
13. 13. Белозубов А.В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие - СПб., 2007. - 108 с.
14. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов Р.А., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Moodle. - Казань: КГУ, 2008 - 169 с. URL: http://moodle-center.ru/lib/akh-gilmutdinov-ra-ibragimov-iv-tsivilskii-elektronnoe-obrazovanie-na-platforme-moodle
15. Соловов А.В. Технологические средства электронного обучения [Электронный ресурс] //Информационно-коммуникационные технологии в образовании: портал - иЯЬ: http://www.ict.edu.rn/fit/005650/62327e1-st14.pdf (дата обращения 18.06.2013).
16. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2008.
17. Интернет обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004. - 216 с.
18. Закиев М.З. и др. Программа по татарскому языку для средней общеобразовательной школы с татарским языком обучения: 5-11 кл., -Казань: «Магариф», 2010.