ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 004:[316.3:008]
Л. Н. Пузейкина, А. В. Бояркина
СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Жизнь человека в современном обществе трудно представить себе без ежедневного многократного использования компьютера и без доступа к сети Интернет. Коммуникация становится в современном мире все более технологически ориентированной, с чем не может не считаться система образования. Она должна откликаться на вызовы времени изменением форм обучения, ориентироваться на использование компьютерных и интернет-технологий. Речь в первую очередь идет о внедрении в процесс обучения различных обучающих оболочек, онлайн-курсов сетевого обучения, справочных ресурсов и учебно-методических порталов. Наиболее важным и существенным преимуществом использования Интернета как обучающей среды является возможность обеспечения постоянного доступа к образовательным ресурсам для преподавателя, обучающегося или руководителя образовательной программы или учреждения. Подобная доступность знаний полностью отвечает требованию непрерывности процесса обучения [1, 2].
В мировой системе образования представлено множество программных продуктов для организации или сопровождения процесса обучения в электронной среде, причем количество и разнообразие данных предложений растет не по дням, а по часам (см. рис. 1).
Как следует из представленного графика, развитие в этой сфере идет преимущественно по двум направлениям: коммерческому и некоммерческому (Open Sourse). И если некоторое время назад между этими направлениями наблюдалась жесткая конкуренция, то сегодня мы видим тенденцию к их кооперации. Так, в 2016 году было принято давно назревшее решение о взаимовыгодном сотрудничестве между двумя наиболее популярными платформами сетевого обучения — Moodle (свободный доступ) и Blackboard (коммерческая). В предыдущие годы информационное пространство пестрело статьями, сравнивающими эти две системы по целому ряду параметров, и позволявшими помочь сделать выбор в пользу той или иной системы дистанционного обучения [3, 4]. Сегодня создается линия консолидированных продуктов этих двух платформ («Open Solutions for Moodle»); становится возможной интеграция курсов, созданных на платформе Moodle, в Blackboard [5].
Оставляя в стороне традиционную практику сравнения и противопоставления Moodle и Blackboard, авторы настоящей статьи, постоянно и интенсивно
Рис. 1. График развития наиболее популярных систем дистанционного обучения, представленный независимой консалтинговой компанией в области высшего образования Delta Initiative
работающие с обоими продуктами, хотели бы предложить заинтересованным читателям характеристику еще одного нового ресурса свободного доступа, не так давно появившегося в отечественном образовательном пространстве: Lingvomaster. org — портала он-лайн курсов для изучения иностранных языков. Мы проведем сравнительный анализ курсов по одной и той же учебной дисциплине, созданных параллельно на платформах Moodle и Blackboard и на новой платформе Lingvomaster, и обсудим преимущества использования различных обучающих платформ при создании собственных курсов сетевого обучения, а также возможности их интеграции.
Портал Lingvomaster.org был создан в 2014 году под названием IT-Deutsch, сохранившимся вплоть до 2016 года. Первоначальное название платформы отражало интерес проектного менеджера портала, эксперта в области изучения немецкого языка, Н. Е. Булгаковой к преподаванию и коммуникации в сфере компьютерных технологий. Наполнению платформы курсами по изучению иностранных языков способствовал конкурс (2015) на создание мини-курсов (из 10 и более уроков), объявленный среди учителей и преподавателей немецкого, английского и французского языков. Каждый курс должен был быть наполнен разнообразным текстовым и интерактивным содержанием, а именно: тестовыми заданиями и упражнениями, которые позволяет создать инструментарий портала.
В первом конкурсе приняли участие 70 преподавателей. Было выбрано 10 лучших курсов. Портал начал жить и пользоваться все большей популярностью среди преподавателей (рис. 2).
Развитие портала в 2016 году было стремительным и дало следующие результаты: на сегодняшний день на платформе размещено 90 курсов (на 8 языках),
ориентированных на многоаспектное изучение языков и культур, различную возрастную аудиторию. Сегодня портал предоставляет разнообразные возможности для трех категорий пользователей: обучающихся, преподавателей и авторов курсов. Слушатели курсов имеют возможность обучаться в группах или индивидуально, выполнять интересные интерактивные упражнения онлайн, видеть и контролировать статистику своего развития. Преподаватели могут создавать учебные группы, составлять план занятий, отслеживать статистику работы слушателей курса, публиковать собственные материалы, общаться со слушателями в различных режимах, как онлайн, так и офф-лайн. Авторы могут создавать собственные курсы любого уровня сложности, насыщенные текстами, аудио- и видеоматериалом, различными интерактивными упражнениями, письменными и устными заданиями, тестами различных видов, быть преподавателями собственных курсов, предоставлять к ним свободный или платный доступ, защищать свои материалы от копирования, публиковать статьи в разделе «Методические заметки» и обмениваться мнением с коллегами [6]. Практически, портал предоставляет во многом те же возможности для улучшения качества образования, что и, например, популярный во всем мире Moodle, но не требует от пользователей больших затрат времени и сил при работе, особенно на начальном этапе. Чрезвычайно полезным и информативным является раздел «Помощь», где в простой и доступной форме на наглядном материале в виде скриншотов даются пошаговые инструкции по созданию курса, наполнению страниц, созданию, использованию и корректировке различных интерактивных упражнений, тестов и т. д.
Рис. 2. 10 лучших курсов-победителей конкурса «Онлайн-автор», представленных на странице портала
Проведем сравнение возможностей создания собственных курсов и работы с обучающимися при помощи Moodle и Lingvomaster на примере «Вводного фонетического курса по немецкому языку» Л. Н. Пузейкиной.
A) Подготовительный этап — создание курса, его описание и дизайн.
На платформе Moodle первый шаг, связанный собственно с созданием курса, делает по запросу автора администратор сайта, который создает первоначальный контент, дает курсу название и определяет роли автора курса и преподавателя. При этом курс создается в уже заранее заданной оболочке, единообразной по форме и возможному содержанию. На портале Lingvomaster автор создает курс самостоятельно, следуя пошаговой инструкции а разделе «Помощь». У него есть возможность придумать для своего курса запоминающийся логотип, дать ему на главной странице соответствующее описание, при котором он сразу может интегрировать аудио- или видеоматериал и различным образом конфигурировать и форматировать текст (рис. 3).
B) Основной этап — наполнение курса обучающими материалами, создание страниц.
Данный этап создания любого курса сетевого сопровождения является очень ответственным и, как правило, наиболее сложным. В Moodle наполнение учебными материалами происходит в режиме редактирования через функции «Добавить
Рис. 3. Сравнение страниц с описанием курса на Lingvomaster (вверху) и Moodle (внизу)
Deutsch als 1. Sprache. 1. srf'g^M** ДЕ^И
Phonetischer Einführt
Анкета
^ Ваза длины*
Глоссарий
[Ц Prospects foe integration of classical forms t Задания
learning system Moodle: Introduction to Germa О™** в "VIе иеевдпымх файлов I ..(_ Oi aci - u инци i№ta
ШССИЧ. форм «фушмин ИМ. языку и СИС1. **
. _ . .. Опит - а ИНДС фаЙЛс!
-----IT«—-.. * * л X » „llKil. Ш1иа-га
В1
TtuCioeaa страница Bv&c границ
Ссылка на файл или Шб-Сграм^
Ссылка на каталог
Добавить пакет с одержимого IMS
Опрос X 4 Рабочая тетрадь Семинар и , Гест
Добавить ресурс
„
J* Г_
Форум ■чат
iRHTh ¡темент w
Рис. 4. Режим редактирования в системе Moodle.
ресурс» и «Добавить элемент курса», появляющиеся в выпадающих окнах в соответствующих разделах. При этом автору-составителю курса необходимо предварительно самостоятельно овладеть информацией о различных типах ресурсов и элементах курса, о способах их включения в систему, о типах работы с ними. Инструкции по работе с Moodle представлены в большинстве случаев на английском языке в открытом доступе, в том числе — на сайте разработчика.
При наполнении курса материалами на портале Lingvomaster в режиме редактирования в левой панели в выпадающих окнах возможны функции добавления нового или ранее созданного контента на текущую страницу, ее редактирования, отключения режима редактирования, внесения изменений в курс в целом и возможность открыть или скрыть страницу. Такое размещение представляется очень удобным. Вся система управления находится в зоне доступа на любой из страниц курса. Здесь же можно перейти в раздел «Помощь в создании курса», где благодаря пошаговым инструкциям с наглядными примерами в виде скриншотов можно легко и быстро совершенствовать, дополнять и изменять свой курс (см. рис. 5).
Дальнейшее управление содержанием страниц доставляет пользователю эстетическое удовольствие от лаконичности, простоты и изящности разработанного
Курс: Вводный фонетический курс немецкого языка. Гласные. Ч.
Информация с
Фоне
ЕЭ
ка, природа i 1 воздуха. Слушающий получает i
! фонетического образуют его фонетическую
Упражнения на повторение м
ика как наука о звуковом строе языка
гороне человеческой речи, является одним из основных разделов языкознания (лингвистики). Слое [phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изу1-торых материальна, Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим коле( формацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия,
онетику конкретного языка, Общая фонетика изучает закономерности, действующие в разных языках мира, и является ochobi юбого конкретного языка. Немецкий язык, как и любой другой язык народов мира, имеет свои фонетические особенности, кото
Рис. 5. Режим редактирования на портале Lingvomaster
интерфейса и предоставляемых возможностей. В каждой кнопке, будь то «Тесты» или «Упражнения», заложена возможность выбора из существующего или создания нового контента. Особый интерес представляют различные варианты упражнений, которые автор может добавлять на страницы курса так же легко, как и все остальное. Всего на портале представлено на сегодняшний день 6 видов интерактивных упражнений: пропуски, множественный выбор, сопоставление, расстановка, кроссворд, фонетический тренинг (см. рис. 6).
Более подробно о различных возможностях использования интерактивных упражнений при обучении различным аспектам иностранного языка мы расскажем в следующих статьях, здесь же хотелось бы остановиться на возможностях использования СДО при обучении студентов творческих специальностей на примере Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
На сайте Академии представлен список основных образовательных программ для среднего профессионального образования, бакалавриата и магистратуры. Каждая из этих программ может быть наполнена или дополнена курсами сетевого обучения или сопровождения аудиторных занятий. Так, например, программа «Искусство балета» включает в себя целый ряд дисциплин, таких как: «Теория музыки», «Классическое наследие и репертуар балетного танца», «Дуэт-но-классический танец», «Народный танец». Каждая из этих дисциплин может быть насыщена в рамках электронного курса не только текстовым материалом, но и различными видео- или аудио-ресурсами, размещенными в свободном доступе. При этом любые теоретические аспекты дисциплин можно разнообразить интерактивными упражнениями, облегчающими усвоение материала и делающими процесс обучения более наглядным. Различные виды тестов могли бы значительно снизить аудиторную нагрузку преподавателей. Хотя само создание теста и требует достаточно много времени на первоначальном этапе, готовый тест может быть востребован затем не одним преподавателем, а несколькими, ведущими данную дисциплину. Его можно при необходимости легко трансформировать или дополнять на протяжении многих лет. Сохраняющаяся статистика облегчает при этом анализ процесса обучения, возникающих сложностей и способствует их решению.
Раздел «Электронная образовательная среда» подразделяется на сайте Академии на следующие страницы: «Электронный дневник», «Электронный каталог библиотеки Академии», «Электронные библиотечные системы», «Электронные пособия», «Электронное портфолио». Из них к электронным курсам можно отнести, в первую очередь, раздел «Электронные пособия», где представлена программа-практикум Music-Test к курсу «Анализ клавира и партитуры».
Рис. 6. Управление содержанием страниц курса — Lingvomaster
Сегодня различные платформы бесплатного образования предлагают пользователям не только удобный контент для самостоятельного создания курса, но и бесплатные услуги по преобразованию традиционных изданий, например, методических пособий, в электронную форму. Так, например, на портале Lingvomaster, о котором шла речь выше, уже более двух лет существует проект «Методичка он-лайн», в рамках которого преподавателям предлагается возможность создания собственного онлайн-курса на основе уже изданного ранее методического пособия с помощью сотрудников компании-основателя портала. Это дает уникальную возможность дать новую жизнь методическим пособиями и рекомендациям, изданным несколько десятилетий назад небольшими тиражами.
Таким образом, резюмируя сказанное выше, можно сказать, что, наверное, нет такого теоретического или практического курса, который нельзя было бы дополнить электронной версией или полностью перевести в режим он-лайн обучения. Это касается, в том числе, даже таких традиционных творческих курсов, как обучение музыке, хореографическому искусству или рисованию. Для каждого из этих направлений возможно создание веб-страниц с теоретическим материалом, подготовка упражнений на проверку его усвоения, запись видеолекций, а также насыщение содержания видео- и аудиофрагментами и тестами. При этом выбор платформы, на которой будут создаваться курсы, не является столь принципиальным, потому что каждая из платформ онлайн-обучения предлагает в целом схожий инструментарий, который может быть легко дополнен при необходимости ссылками на внешние ресурсы. Решение о выборе платформы для размещения онлайн-кур-сов учебного заведения принимается, как правило, с учетом всех факторов, важных как с административной, так и с педагогической точек зрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пузейкина Л. Н. Содержательные принципы и варианты технологических решений при формировании курсов сетевого сопровождения аудиторных занятий // Интернет и современное общество: труды Одиннадцатой Всероссийской объединенной конференции. СПб: СПбГУ, 2008. С. 97-98.
2. Rebikov V. B., Puzejkina L. N. E-learningstrategie im Fach Germanistik: didaktische Möglichkeiten und Perspektiven des Phonetikunterrichts // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 3 (10). C. 217-235.
3. Compare Blackboard vs. Moodle // URL: https://comparisons.financesonline.com/ moodle-vs-blackboard-learn (дата обращения: 29.12.2016).
4. Moodle vs. Blackboard — That is the Question // URL: http://www.ispringsolutions.com/ blog/moodle-vs-blackboard/ (дата обращения: 29.12.2016).
5. Blackboard is now an official Moodle partner // URL: http://www.moodlenews.com/2016/ blackboard-is-now-an-official-moodle-partner/ (дата обращения: 29.12.2016).
6. Роли пользователей // Lingvomaster — портал онлайн-курсов для изучения иностранного языка. // URL: https://lingvomaster.org/help-general-user-roles (дата обращения: 29.12.2016).