УДК 574(075)
Жаббаров А.Р.
профессор кафедры зоологии Самаркандский государственный университет (Республика Узбекистан, г. Самарканд)
Бахриллаева М.А.
Магистр кафедры зоологии Самаркандский государственный университет (Республика Узбекистан, г. Самарканд)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирования у студентов биологического факультета эстетико-экологического сознания в кружке «Природа: эстетика - экология». Особое внимание уделено вопросам формы и методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе.
Ключевые слова: экология, эстетика, экологическая воспитание, педагогической концепции, животного мир, студенческий кружок.
Для решения исследуемой проблемы необходимо определить педагогические основы. В этих целях осуществлено следующее:
- выявление возможностей кружка «Природа: эстетика - экология» (программа создана авторами) в эстетико-экологическом воспитании студентов; данной формы внеаудиторной работы в этом воспитании студентов;
- определение цели, задач, направленности, теоретико-педагогических принципов, подходов и требований к практическому решению проблемы;
- разработка модели исследуемого процесса, характеристика его структурно-содержательной основы, этапов, выявление педагогических закономерностей;
- разработка содержания занятий;
- выявление и определение эффективных форм, методов, средств и приемов, оптимальных условий;
- определение: вариантов заданий, видов деятельности, мероприятий эстетико-экологической тематики (для студентов); разработка:
- требований к: учебно-воспитательному процессу, занятиям в целом, выполнению заданий; практической деятельности; отбору: объектов живой природы наглядно-иллюстративного материала, телепередач о животном мире; художественных фильмов о животных [1].
Общие принципы в построении учебно-воспитательного процесса: научность, доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, современными проблемами общества, наглядность, сознательность, активность и самостоятельность.
Основные принципы:
- развивающего обучения, воспитывающего образования, перспективно-результативного видения, практической деятельности.
Принципиально-педагогическими были следующие ориентиры в практическом решении проблемы:
- эстетико-экологическое воспитание - формирование адекватного сознания - осуществляется на основе эстетического и экологического просвещения, образования, воспитания;
- необходима активизация у студентов: мотивационного отношения к эстетике и экологии живой природы; эмоционально-познавательной деятельности в эстетико-экологической области животного мира; эстетического
восприятия объектов живой природы во взаимосвязи с экологическими суждениями; деятельности - творческой, природоохранной, по уходу за животными, пропагандистской и др.;
- самосознания студентов.
Используются широкие возможности кружка «Животный мир: эстетика -экология» в эстетико-экологическом воспитании студентов:
I.
- специфика и особенности данной внеаудиторной работы;
- цель и задачи кружка;
- эстетико-экологическое содержание занятий;
- возможность использования различных форм, методов, приемов и средств;
Констатация изначального уровня эстетико-экологического сознания студентов, его диагностика.
II. Предварительный этап - формирование у студентов социально-личностного мотива с осознанием важности эстетико-экологического освоения природы - животного мира - для целостного развития своей личности, приобретения авторитета, социально полезного статуса.
III. Главный этап - приобретение студентами эстетико-экологических знаний, понятий и представлений (эмоционально-познавательная активность при этом), а также опыт восприятия объектов живой природы в определенной системе (непосредственное восприятие-созерцание, ощущение - наблюдение -понимание и осмысление - анализ и оценка - определение своего отношения -осмысление экологической среды, условий и судьбы данного объекта живой природы (как эстетического явления) - суждения о его эстетическом облике, зависящем от экологических факторов, его роли в природе, для человека.
IV. Практически-деятельностный этап: выполнение различных заданий, прежде всего творческих, в том числе по изобразительно-художественному
изображению эстетического облика животных, желательно в экологическом контексте; ориентир студентов на активные действия, дела, труд на благо и процветание животного мира, его отдельных представителей; кроме того, - на распространение и пропаганду эстетико-экологических знаний среди сверстников.
V. Отчетно-зачетный и самооценочный этап: отчет студентов о своей эстетико-экологической деятельности с предварительным самоизучением и самопознанием в этом процессе, самоанализом и самооценкой своего эстетико-экологического сознания.
VI Этап активизации студентов на эстетико-экологическое самообразование с осознанием важности этого для совершенствования своей личности; планирование этого самообразования (на текущий период и перспективу).
VII. Заключительный этап. Изучение и анализ результатов эстетико-экологического воспитания - формирования эстетико-экологического сознания студентов с отражением в различных таблицах динамики роста и совершенствования; подведение итогов и заключение о достигнутом (в соответствии с критериями эстетико-экологического сознания) студентами. Схематично модель процесса представлена в Табл. № 1.
- вариативность заданий, самостоятельный выбор деятельности на благо животного мира, его отдельных представителей;
- неограниченные возможности в проявлении самосознания;
- стимул к потребности в эстетико-экологическом самообразовании.
Цель педагогического исследования: эстетико-экологическое воспитание
студентов с направленностью на формирование адекватного сознания во внеаудиторной работе - на научно аргументированных педагогических основах и в определенной процессуально-педагогической системе [2].
Предмет исследования - процесс эстетико-экологического воспитания студентов в кружке «Природа: эстетика - экология». С направленностью на формирование эстетико-экологического сознания.
Конкретно-педагогические задачи включают в себя те, которые отвечают основным критериям эстетико-экологического сознания.
Важнейшие социально-педагогические тезисы: социально-педагогическая значимость данного исследования; формирование у студентов, наряду с эстетико-экологическим сознанием, других качеств личности (эмоциональной культуры, познавательной активности, эстетического восприятия, логико-аналитического мышления, нравственно-этического отношения к окружающим, социальной активности и др.); подготовка студентов к одной из актуальных проблем общества, самостоятельному ориентиру в ней.
Здесь необходим учет единства образования, обучения и воспитания, объединение их вокруг задач, практического решения проблемы, с обращением к психологическому аспекту проблемы.
Модель процесса эстетико-экологического воспитания (формирования эстетико-экологического сознания) студентов во внеаудиторной кружковой работе разрабатывается с учетом следующих этапов:
Таким образом, в основные компоненты данной модели включены следующие:
Таблица № 1.
Модель процесса эстетико-экологического воспитания студентов (формирования эстетико-экологического сознания):
I. Изучение изначального уровня эстетико-экологического сознания студентов.
II. Формирование у студентов мотивационного отношения к занятиям, эстетико-экологическому воспитанию, адекватному сознанию.
III. Приобретение студентами:
1. Эстетико-экологических знаний, понятий и представлений. Активизация эмоционально-познавательной деятельности по освоению эстетики и экологии животного мира, в том числе и в их связи; 2. Опыта эстетического восприятия объектов живой природы во взаимосвязи с экологическими суждениями
IV. Практическая деятельность, соотнесенная с тематикой занятий -творчество на эстетико-экологическую тему, активные дела и деятельность (лично заинтересованного и общественного характера), труд, охрана - посвященные живой природе, ее благополучию.
V. Отчетно-зачетные работы с активизацией самосознания.
VI. Ориентир студентов на эстетико-экологическое самообразование.
VII. Изучение итогового уровня эстетико-экологического воспитания-сознания студентов. Анализ результатов. Подведение итогов.
Итак, этапы: эмоционально-психологический - мотивационного характера; формирующий, эмоционально-познавательной и ориентационно-эстетической направленности; творчески-отражательный и практически-деятельностный; отчетно-результативный с активизацией самосознания студентов; самообразования в сфере эстетики и экологии природы, животного мира в частности; заключительный с анализом и обобщением достигнутых результатов.
Кружок - «Природа: эстетика - экология».
I. Кружок «Животный мир: эстетика - экология»: цель, задачи, направленность, содержание, фрагменты занятий, задания, требования к кружковцам, перспективное видение результатов. Мир животных -энциклопедия чудес, неожиданностей, загадок и тайн. [3]
II. Эстетика животного мира: ее особенности, параметры красоты.
III. Эстетическое восприятие живой природы.
Как смотреть и понимать красоту этого мира. Логика и принципы эстетического восприятия живой природы, его модель.
IV. Прекрасный, интересный и удивительный мир животных. Чрезвычайно интересные все - самые эстетичные и прекрасные животные. Что сохраняет и бережет их красоту.
V. Гордость животного мира Узбекистана, эстетический облик его представителей, их экологические судьбы.
Уникальные животные Узбекистана в Красной Книге. Почему и когда они занесены в эту книгу.
VI. Чрезвычайно интересные и даже полезные и красивые непривлекательные животные. Их роль в природе, в жизни человека.
VII. Образы животных в искусстве. Художники - анималисты. Советы юным художникам-анималистам.
VIII. Мир животных в кино и на экране телевизора. Художественные, научно-популярные, мультипликационные фильмы о животных. Научно-популярные сериалы о живой природе.
IX. Человек и животные. Из истории отношения человека к живой природе. Выбор четвероного или пернатого друга. Уход за животными.
Остальные часы - на беседы по просьбе студентов, творчески работы, консультации, различные мероприятия. Занятия в кружке «Природа: эстетика -экология» имеют цель: приобщение к миру прекрасного в природе, осознание эстетики животного мира во взаимосвязи с экологией с потребностью посильного собственного вклада в обеспечение жизнеспособности, жизнедеятельности и процветания всего живого на Земле. [4].
Требования к занятиям кружка: обеспечение морально-психологического климата, эмоциональной заинтересованности студентов в новых знаниях на данном и последующих занятиях; раскрытие перспективы активной
деятельности и труда на благо и процветание животного мира, отдельных его представителей; четкая постановка цели, ее достижение; конкретность задач; высокая эстетико-эколого-познавательная нагрузка; яркость, впечатлительность и интересность материала и информации; высокий эстетико-эколого-воспитательный уровень, нравственно-этический ориентир студентов в мире животных; сочетание и взаимодействие эстетико-экологического образования, воспитания и развития; поддержание эстетико-экологического интереса; творческие аспекты: организация поиска, «исследования», наблюдения, изобразительное творчество, интеллектуальные задачи и задания и т.п.; реализация дидактических принципов; рациональное сочетание форм, методов, средств, приемов, с учетом возраста студентов и даже индивидуальных особенностей; широкое использование реальных объектов живой природы, наглядно-иллюстративного материала, технических средств.
Выводы
Формирование у молодого поколения эстетико-экологического сознания - актуальная проблема, востребованная прежде всего духовно-эстетическими и экологическими факторами современного общества. Однако до сих пор ей не уделяется должного внимания ни в теории педагогике, ни в практике образования. В формировании эстетико-экологического сознания нуждаются все учащиеся, особенно старшего возраста, и студенты, находящиеся накануне выхода в самостоятельную жизнь, полную различных катаклизмов, в том числе и экологических. Педагоги ждут практической помощи прежде всего содержания и методики этой работы. Высокий уровень эстетико-экологического сознания студентов может быть достигнут во внеаудиторной работе, в частности в кружке «Природа: эстетика - экология» на психолого-педагогической основе. При условии научно-обоснованного содержания, форм, методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе; с учетом ряда факторов - специфики внеаудиторной работы, особенностей и учебно-воспитательной направленности кружка, его
возможностей; возрастной характеристики студентов, их опыта, определенных знаний, особенно в смежных предметах [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Авазов Ш. Экологическое воспитание старшеклассников сельской школы в процессе краеведческой деятельности. - Автереферат канд. пед. наук. - Т., 1993. - 18 с.
Аветисян Л. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы // Дошкол. воспитание. - 1982. - № 10. - С. 25 - 27.
Акимушкин М.М. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. - М.: Мысль, 1989. - 330 с.
Артеменко Н.М. Природа как средство эстетического воспитания учащихся. -Киев, 1963. - 217 с.
Жабборов А.Р. Экологическое воспитание и образование студенческой молодежи. -Т.: «Fanvatexnologiya», 2018, 324 стр.