Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭСТЕТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ / ЖИВОТНОГО МИР / СТУДЕНЧЕСКИЙ КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаббаров А. Р., Бахриллаева М. А.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования у студентов биологического факультета эстетико-экологического сознания в кружке «Природа: эстетика - экология». Особое внимание уделено вопросам формы и методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ»

УДК 574(075)

Жаббаров А.Р.

профессор кафедры зоологии Самаркандский государственный университет (Республика Узбекистан, г. Самарканд)

Бахриллаева М.А.

Магистр кафедры зоологии Самаркандский государственный университет (Республика Узбекистан, г. Самарканд)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы формирования у студентов биологического факультета эстетико-экологического сознания в кружке «Природа: эстетика - экология». Особое внимание уделено вопросам формы и методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе.

Ключевые слова: экология, эстетика, экологическая воспитание, педагогической концепции, животного мир, студенческий кружок.

Для решения исследуемой проблемы необходимо определить педагогические основы. В этих целях осуществлено следующее:

- выявление возможностей кружка «Природа: эстетика - экология» (программа создана авторами) в эстетико-экологическом воспитании студентов; данной формы внеаудиторной работы в этом воспитании студентов;

- определение цели, задач, направленности, теоретико-педагогических принципов, подходов и требований к практическому решению проблемы;

- разработка модели исследуемого процесса, характеристика его структурно-содержательной основы, этапов, выявление педагогических закономерностей;

- разработка содержания занятий;

- выявление и определение эффективных форм, методов, средств и приемов, оптимальных условий;

- определение: вариантов заданий, видов деятельности, мероприятий эстетико-экологической тематики (для студентов); разработка:

- требований к: учебно-воспитательному процессу, занятиям в целом, выполнению заданий; практической деятельности; отбору: объектов живой природы наглядно-иллюстративного материала, телепередач о животном мире; художественных фильмов о животных [1].

Общие принципы в построении учебно-воспитательного процесса: научность, доступность, системность, последовательность, связь с жизнью, современными проблемами общества, наглядность, сознательность, активность и самостоятельность.

Основные принципы:

- развивающего обучения, воспитывающего образования, перспективно-результативного видения, практической деятельности.

Принципиально-педагогическими были следующие ориентиры в практическом решении проблемы:

- эстетико-экологическое воспитание - формирование адекватного сознания - осуществляется на основе эстетического и экологического просвещения, образования, воспитания;

- необходима активизация у студентов: мотивационного отношения к эстетике и экологии живой природы; эмоционально-познавательной деятельности в эстетико-экологической области животного мира; эстетического

восприятия объектов живой природы во взаимосвязи с экологическими суждениями; деятельности - творческой, природоохранной, по уходу за животными, пропагандистской и др.;

- самосознания студентов.

Используются широкие возможности кружка «Животный мир: эстетика -экология» в эстетико-экологическом воспитании студентов:

I.

- специфика и особенности данной внеаудиторной работы;

- цель и задачи кружка;

- эстетико-экологическое содержание занятий;

- возможность использования различных форм, методов, приемов и средств;

Констатация изначального уровня эстетико-экологического сознания студентов, его диагностика.

II. Предварительный этап - формирование у студентов социально-личностного мотива с осознанием важности эстетико-экологического освоения природы - животного мира - для целостного развития своей личности, приобретения авторитета, социально полезного статуса.

III. Главный этап - приобретение студентами эстетико-экологических знаний, понятий и представлений (эмоционально-познавательная активность при этом), а также опыт восприятия объектов живой природы в определенной системе (непосредственное восприятие-созерцание, ощущение - наблюдение -понимание и осмысление - анализ и оценка - определение своего отношения -осмысление экологической среды, условий и судьбы данного объекта живой природы (как эстетического явления) - суждения о его эстетическом облике, зависящем от экологических факторов, его роли в природе, для человека.

IV. Практически-деятельностный этап: выполнение различных заданий, прежде всего творческих, в том числе по изобразительно-художественному

изображению эстетического облика животных, желательно в экологическом контексте; ориентир студентов на активные действия, дела, труд на благо и процветание животного мира, его отдельных представителей; кроме того, - на распространение и пропаганду эстетико-экологических знаний среди сверстников.

V. Отчетно-зачетный и самооценочный этап: отчет студентов о своей эстетико-экологической деятельности с предварительным самоизучением и самопознанием в этом процессе, самоанализом и самооценкой своего эстетико-экологического сознания.

VI Этап активизации студентов на эстетико-экологическое самообразование с осознанием важности этого для совершенствования своей личности; планирование этого самообразования (на текущий период и перспективу).

VII. Заключительный этап. Изучение и анализ результатов эстетико-экологического воспитания - формирования эстетико-экологического сознания студентов с отражением в различных таблицах динамики роста и совершенствования; подведение итогов и заключение о достигнутом (в соответствии с критериями эстетико-экологического сознания) студентами. Схематично модель процесса представлена в Табл. № 1.

- вариативность заданий, самостоятельный выбор деятельности на благо животного мира, его отдельных представителей;

- неограниченные возможности в проявлении самосознания;

- стимул к потребности в эстетико-экологическом самообразовании.

Цель педагогического исследования: эстетико-экологическое воспитание

студентов с направленностью на формирование адекватного сознания во внеаудиторной работе - на научно аргументированных педагогических основах и в определенной процессуально-педагогической системе [2].

Предмет исследования - процесс эстетико-экологического воспитания студентов в кружке «Природа: эстетика - экология». С направленностью на формирование эстетико-экологического сознания.

Конкретно-педагогические задачи включают в себя те, которые отвечают основным критериям эстетико-экологического сознания.

Важнейшие социально-педагогические тезисы: социально-педагогическая значимость данного исследования; формирование у студентов, наряду с эстетико-экологическим сознанием, других качеств личности (эмоциональной культуры, познавательной активности, эстетического восприятия, логико-аналитического мышления, нравственно-этического отношения к окружающим, социальной активности и др.); подготовка студентов к одной из актуальных проблем общества, самостоятельному ориентиру в ней.

Здесь необходим учет единства образования, обучения и воспитания, объединение их вокруг задач, практического решения проблемы, с обращением к психологическому аспекту проблемы.

Модель процесса эстетико-экологического воспитания (формирования эстетико-экологического сознания) студентов во внеаудиторной кружковой работе разрабатывается с учетом следующих этапов:

Таким образом, в основные компоненты данной модели включены следующие:

Таблица № 1.

Модель процесса эстетико-экологического воспитания студентов (формирования эстетико-экологического сознания):

I. Изучение изначального уровня эстетико-экологического сознания студентов.

II. Формирование у студентов мотивационного отношения к занятиям, эстетико-экологическому воспитанию, адекватному сознанию.

III. Приобретение студентами:

1. Эстетико-экологических знаний, понятий и представлений. Активизация эмоционально-познавательной деятельности по освоению эстетики и экологии животного мира, в том числе и в их связи; 2. Опыта эстетического восприятия объектов живой природы во взаимосвязи с экологическими суждениями

IV. Практическая деятельность, соотнесенная с тематикой занятий -творчество на эстетико-экологическую тему, активные дела и деятельность (лично заинтересованного и общественного характера), труд, охрана - посвященные живой природе, ее благополучию.

V. Отчетно-зачетные работы с активизацией самосознания.

VI. Ориентир студентов на эстетико-экологическое самообразование.

VII. Изучение итогового уровня эстетико-экологического воспитания-сознания студентов. Анализ результатов. Подведение итогов.

Итак, этапы: эмоционально-психологический - мотивационного характера; формирующий, эмоционально-познавательной и ориентационно-эстетической направленности; творчески-отражательный и практически-деятельностный; отчетно-результативный с активизацией самосознания студентов; самообразования в сфере эстетики и экологии природы, животного мира в частности; заключительный с анализом и обобщением достигнутых результатов.

Кружок - «Природа: эстетика - экология».

I. Кружок «Животный мир: эстетика - экология»: цель, задачи, направленность, содержание, фрагменты занятий, задания, требования к кружковцам, перспективное видение результатов. Мир животных -энциклопедия чудес, неожиданностей, загадок и тайн. [3]

II. Эстетика животного мира: ее особенности, параметры красоты.

III. Эстетическое восприятие живой природы.

Как смотреть и понимать красоту этого мира. Логика и принципы эстетического восприятия живой природы, его модель.

IV. Прекрасный, интересный и удивительный мир животных. Чрезвычайно интересные все - самые эстетичные и прекрасные животные. Что сохраняет и бережет их красоту.

V. Гордость животного мира Узбекистана, эстетический облик его представителей, их экологические судьбы.

Уникальные животные Узбекистана в Красной Книге. Почему и когда они занесены в эту книгу.

VI. Чрезвычайно интересные и даже полезные и красивые непривлекательные животные. Их роль в природе, в жизни человека.

VII. Образы животных в искусстве. Художники - анималисты. Советы юным художникам-анималистам.

VIII. Мир животных в кино и на экране телевизора. Художественные, научно-популярные, мультипликационные фильмы о животных. Научно-популярные сериалы о живой природе.

IX. Человек и животные. Из истории отношения человека к живой природе. Выбор четвероного или пернатого друга. Уход за животными.

Остальные часы - на беседы по просьбе студентов, творчески работы, консультации, различные мероприятия. Занятия в кружке «Природа: эстетика -экология» имеют цель: приобщение к миру прекрасного в природе, осознание эстетики животного мира во взаимосвязи с экологией с потребностью посильного собственного вклада в обеспечение жизнеспособности, жизнедеятельности и процветания всего живого на Земле. [4].

Требования к занятиям кружка: обеспечение морально-психологического климата, эмоциональной заинтересованности студентов в новых знаниях на данном и последующих занятиях; раскрытие перспективы активной

деятельности и труда на благо и процветание животного мира, отдельных его представителей; четкая постановка цели, ее достижение; конкретность задач; высокая эстетико-эколого-познавательная нагрузка; яркость, впечатлительность и интересность материала и информации; высокий эстетико-эколого-воспитательный уровень, нравственно-этический ориентир студентов в мире животных; сочетание и взаимодействие эстетико-экологического образования, воспитания и развития; поддержание эстетико-экологического интереса; творческие аспекты: организация поиска, «исследования», наблюдения, изобразительное творчество, интеллектуальные задачи и задания и т.п.; реализация дидактических принципов; рациональное сочетание форм, методов, средств, приемов, с учетом возраста студентов и даже индивидуальных особенностей; широкое использование реальных объектов живой природы, наглядно-иллюстративного материала, технических средств.

Выводы

Формирование у молодого поколения эстетико-экологического сознания - актуальная проблема, востребованная прежде всего духовно-эстетическими и экологическими факторами современного общества. Однако до сих пор ей не уделяется должного внимания ни в теории педагогике, ни в практике образования. В формировании эстетико-экологического сознания нуждаются все учащиеся, особенно старшего возраста, и студенты, находящиеся накануне выхода в самостоятельную жизнь, полную различных катаклизмов, в том числе и экологических. Педагоги ждут практической помощи прежде всего содержания и методики этой работы. Высокий уровень эстетико-экологического сознания студентов может быть достигнут во внеаудиторной работе, в частности в кружке «Природа: эстетика - экология» на психолого-педагогической основе. При условии научно-обоснованного содержания, форм, методов, приемов, средств, методики и условий, реализуемых в определенной процессуальной системе; с учетом ряда факторов - специфики внеаудиторной работы, особенностей и учебно-воспитательной направленности кружка, его

возможностей; возрастной характеристики студентов, их опыта, определенных знаний, особенно в смежных предметах [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Авазов Ш. Экологическое воспитание старшеклассников сельской школы в процессе краеведческой деятельности. - Автереферат канд. пед. наук. - Т., 1993. - 18 с.

Аветисян Л. Эстетическое воспитание средствами окружающей природы // Дошкол. воспитание. - 1982. - № 10. - С. 25 - 27.

Акимушкин М.М. Мир животных: птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. - М.: Мысль, 1989. - 330 с.

Артеменко Н.М. Природа как средство эстетического воспитания учащихся. -Киев, 1963. - 217 с.

Жабборов А.Р. Экологическое воспитание и образование студенческой молодежи. -Т.: «Fanvatexnologiya», 2018, 324 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.