Научная статья на тему 'Модель формирования экологической культуры студента'

Модель формирования экологической культуры студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Мурад Абидович

В статье рассматриваются проблемы экологической культуры студента, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедов Мурад Абидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования экологической культуры студента»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

®2012 Ахмедов М.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются проблемы экологической культуры студента, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из содержательно-целевого, операционно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.

The article deals with problems of students’ ecological culture. The author develops and offers a model of its formation, consisting of the content-targeted, the operational-activity and the estimative-resultant blocks.

Ключевые слова: культура, экологическая культура, студент, модель, педагогические условия, экологическая культура студента.

Keywords: culture, ecological culture, student, model, pedagogical conditions, student’s ecological culture

В современном мире формирование личности специалиста становится значимым фактором, поскольку радикальная смена ценностей, культурных норм и идеалов актуализирует проблему подготовки к эффективному взаимодействию со средой, где одним из неоспоримых факторов является решение проблем экологии, наличие убе>кдений в бережном отношении к природе.

Следовательно, актуальным становится проблема формирования экологической культуры в системе высшего образования по причине недостаточной разработанности вопроса изучения объектов окружающей среды, экологизации дисциплин и интегрированного обучения (Н. Ф. Винокурова, В. А. Игнатова, Ю. В. Железнякова, В. И. Николина, И. Ф. Токарева и др.), непрерывного экологического образования на уровне регионального и федерального компонентов образовательного стандарта (С. В. Алексеева, Е. А. Криксунов, Т. 3. Мухутдинова) и т. д.

В успешном формировании экологической культуры важное место занимают дисциплины естественнонаучного цикла, способствующие

становлению мировоззрения и эколого-нравственных качеств, сознательному восприятию окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумному использованию ее богатств, пониманию важности преумножения естественных ресурсов. При этом, содержание предметов естественнонаучного цикла превосходят другие дисциплины в плане экологического воспитания, так как именно в их рамках зародилась и развивалась целостная система «природная среда - общество - человек».

Анализ научно-методической литературы и образовательного процесса в вузах указывает на существование противоречий, между: потребностью общества в экологически грамотной личности и недостаточной готовностью системы образования к ее формированию; значимостью повышения уровня экологической культуры студентов вузов и неразработанностью теоретико-методологических основ ее формирования при изучении естественнонаучных дисциплин.

Следовательно, основой формирования экологической культуры студента выступает овладение ими системой естественнонаучных, экологических знаний, понимание закономерностей существования живой и неживой природы, формирование научно-обосно-ванных принципов отношения к окружающей среде.

Теоретическое осмысление изучения проблемы формирования экологической культуры и анализ научно-мето-дической литературы продиктовал нам необходимость создания модели формирования экологической культуры, проектирование которого осуществлялось, опираясь на положения Н. В. Кузьминой, В. А. Сласгенина, А. И. Щербакова и др. Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования экологической культуры студентов: цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы организации и т. д. и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия мехщу элементами данного процесса [3. С. 46].

С этих позиций разработанная нами модель (схема) включает содержательно-целевой, операционно-деятельност-ный и

оценочно-результативный компоненты, цель которого формирование экологической культуры студента.

При этом содержательно-целевой блок модели включает цель, задачи и принципы формирования экологической культуры студента, а операционно-деятельностный - формы и методы, а также условия эффективного функционирования. Оценочно-результатив-ный блок характеризует уровни эффективности и достижения целей, решения задач, поставленных в содержательно-целевом блоке.

Кроме того, нами представлены взаимосвязанные компоненты экологической культуры студента: экологическая образованность,

экологическая сознательность и природоохранная деятельность, дающие представление о направленности личности, наличии знаний, умений и навыков, убеждений, установок, экологической ответственности, готовности к эколого-созида-тельной деятельности и т.д.

По нашему мнению, кроме перечисленных компонентов, у студента появляется потребность в поддержании норм этического поведения в природе, возникает чувство переживания за состояние окружающей среды, основанные на мировоззрении, целостности природы и ее универсальной ценности; взаимосвязей природы и общества, охране природы и т.д.

При этом основными принципами формирования экологической культуры, выступают: междисциплинарный подход в формировании экологической

культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого в раскрытии экологических проблем.

Экологическая культура студента (экологическая образованность, экологическая сознательность и природоохранная деятельность) формируется через определенные формы и методы, характеризующие педагогические условия эффективного функционирования.

Исследуя проблему формирования экологической культуры студента, мы пришли к выводу о необходимости введения, содержательно взаимосвязанных дисциплин «Введение в экологию», «Социальная экология» и «Экология Дагестана», способствующих овладению системой знаний о природе и экологии, оказывающих значительное влияние на формирование экологической культуры студента через изучение объектов окружающей среды.

Экологическая культура личности студента — ~

экологическая

образованность

экологическая с ознательностъ

Природоохранная

Деятельность

Содержательно-целевой блок

Цель: формирование экологической культуры студента

Ж.

Задачи: обоснование условий формирования экологической культуры студента, обеспечение экологической среды, разработка и рейлтацш техшоЖогаи, формирование основных компонентов экологической культуры.

Принципы:

междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружаюгцей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого в раскрытии экологических проблем.

Ж

Содержание

1. Программа спецкурса «Введение в экологию»;

2. Программа спецкурса «Социальная экология»;

3. Программа спецкурс а «Экология Дагестана».

Операционно-деятельностный блок

Формы и методы:

Сбор и описание фактов. Анализ сходства и различий изучаемых объектов, изучение явления в заданных условиях. Описание сложных природных явлений с использованием относительно простых моделей. Проведение курсовых и факультетских студенческих конференций, организация «Круглых столов», экологических субботников, различных игр и т.д.

Условия формирования экологической культуры студента:

разработка учебно-методических комплексов экологической направленности с учетом региональных особенностей и спещфики профессий; осуществление взаимосвязи духовнонравственного и экологического воспитания; вовлечение студентов в практическую и созидательно - добротворческую общественнополезную природоохранную деятельность, организащя исследовательской деятельности и

Оценочно-результативный блок

Уровни сформированное™ экологической культуры студента 1

»

низкий средний высокии

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность экологической культуры студента

Схема 2. Модель формирования экологической культуры студента

Схема. Модель формирования экологической культуры студента

При этом одним из аспектов формирования экологической культуры студента выступает распространение экологического содержания в отдельные дисциплины и поэтапное изучение общих законов природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязи, формирующие представления о естественнонаучной картине мира, умения и навыки предвидения изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека, усиливающие экологическую направленность и интерес к объектам окружающей среды.

В результате теоретического анализа научной литературы, обобщения опыта деятельности мы выяснили, что формирование экологической культуры студента предопределяется педагогическими условиями, среди которых; разработка учебно-методических комплексов экологической направленности с учетом региональных особенностей и специфики профессий; осуществление взаимосвязи духовно-нравственного и экологического воспитания; вовлечение студентов в практическую и созидательно-добротворческую общественно-полезную природоохранную деятельность, организация исследовательской деятельности и т. д.

Важным педагогическим условием формирования экологической культуры студента выступает его научно-исследовательская деятельность, осуществляемая при выполнении лабораторных работ, прохождении учебных и производственных практик, подготовке курсовых и дипломных работ, участии в городских и республиканских студенческих конференциях, на факультетских «Круглых столах», научных семинарах и т.д. Анализ содержания выполняемых курсовых и дипломных работ по тематике «География АЗС города и их влияние на окружающую среду», «Транспортные потоки города и их влияние на здоровье населения» и т.д. указывает на то, что изучаемые объекты рассматриваются студентами с учетом экологических проблем. При этом научно-исследовательская работа студентов способствует формированию умений видеть проблему с позиций охраны окружающей среды, мониторингу экологических показателей, выявлению отрицательных последствий вмешательства человека в естественные природные процессы и т. д.

Наиболее успешно экологическая культура формируется через специальные дисциплины, ориентированные на изучение экосистем или окружающей среды, в которых обеспечивается экологическая направленность занятий, вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, написание курсовых и квалификационных работ по экологическим проблемам; реферирование литературы на экологические темы; а также проведение конференций по проблемам экологии; проведение природоохранных мероприятий и т. д.

Для достижения необходимого уровня экологической культуры нами осуществлено интегрирование предметов («Социальная экология», спецкурс «Введение в экологию», «Экология Дагестана»), имеющие познавательное, воспитательное значение, нацеленные на раскрытие значимости сохранения окружающей среды.

При этом целью спецкурса «Введение в экологию» выступает выработка бережного отношения к окружающей среде, формирование экологического сознания и мышления на занятиях (собеседование, семинар, диспуты, занятие - практикум и т. д., где студенты проявляют активность,

самостоятельность, у них формируются умения понимать научный текст, выбирать главное и обобщать прочитанное, отстаивать свою точку зрения.

Не менее важным, по нашему мнению, педагогическим условием формирования экологической культуры выступает использование внеаудиторных форм (индивидуальные, групповые и массовые; полевые практики, групповые экскурсии, организация и проведение факультативных занятий по экологическим интересам, проведение практических работ по изучению местных природных территориальных комплексов, викторин и диспутов, посещение картинной галереи, зоопарка и т. д.).

Формированию экологической культуры способствует культурно-массовая работа (участие студентов в кружках художественной самодеятельности, клубах и студиях, организация культпоходов, вечеров, встреч с интересными людьми и т. д.). Проведение практических занятий по экологии в скверах, парках, на речках и водоемах, возле промышленных предприятий, организация различных экологических недель-субботников; различных экологических игр на природе; организация «круглых столов» по обсуждению вопросов экологических нарушений в районе проживания способствуют повышению мотивационно-деятельност-ного компонента, закреплению умений и навыков, полученных на лекционных и лабораторных занятиях.

Например, ознакомительные экологические экскурсии на промышленные (предприятия, ТЭЦ, цеха по переработке сельскохозяйственных продуктов, склад минеральных удобрений и химических средств защиты и др.), природоохранные объекты Республики Дагестан, где специалисты-экологи на конкретных примерах показывают, что делается для уменьшения отрицательных техногенных влияний на природу региона в целом способствуют формированию конкретных экологических знаний. На основе полученной в ходе экскурсии информации студентами выполняются как индивидуальные, так и групповые задания экологического характера, способствующие проявлению интереса к исследовательской деятельности, завершающиеся написанием реферата, выступлением перед аудиторией. Одной из форм активизации экологического образования выступают полевые практики, направленные на знакомство с природными богатствами района и республики.

Таким образом, изучение курса «Социальная экология» (выполнение практических работ, организация экскурсий и т. д.) способствует формированию представления о состоянии окружающей природы, о способах её охраны, экологической безопасности производства и ее зависимости от уровня их экологических знаний, степени добросовестности, ответственности и т. д. Также студенты закрепляют знания, умения и навыки, полученные на лекционных и лабораторных занятиях, овладевают методами познания природных процессов, знакомятся с проблемами рационального природопользования.

Важной формой внеаудиторной работы выступает написание реферата, доклада, подготовка научного сообщения, работа с разнообразной литературой, справочниками, энциклопедиями, обеспечивающие: знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов; практическую деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанную с решением экологических проблем; эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней.

Не менее важным условием формирования экологической культуры студента выступает краеведческая работа, осуществляемая через

экологический кружок, на котором студенты составляют статистические показатели по вредным выбросам предприятий, влияющих на окружающую среду, влиянию выхлопных газов на растения и живые организмы, на здоровье людей, выявляют закономерности возникновения тех или иных отклонений и т. д. Объектами краеведческой выступают природа, население и хозяйство, историческое прошлое и культура,

Следует отметить, что оценочно-результативный блок характеризует уровни (низкий, средний, высокий) и показатели (высокий уровень экологических ценностей; личностное восприятие экологических проблем; социальная установка на сохранение окружающей среды, готовность к экологическому самовоспитанию) сформированности экологической культуры студента и достижения целей, решения задач, поставленных в содержательно-целевом блоке. В соответствии с этим для определения сформированности экологической культуры выделены уровни:

- высокий, характеризующий владение системой экологических знаний и умений, необходимых для организации и осуществления профессиональной и природоохранительной деятельности, глубину и системность экологических знаний и умений, активность личности в разработке, участии и проведении экологических мероприятий и т. д.;

- средний, предполагающий недостаточное владение системой экологических знаний и умений, осознание важности, личностной и социальной значимости эколого-ценностного взаимодействия с природой, проявление готовности к природоохранительной деятельности и т. д.;

- низкий, характеризуется недостаточным владением системой экологических знаний, непониманием специфики и возможностей осуществления природоохранительной деятельности; недостаточно устойчивым осознанием и восприятием ценности природы; недостаточной сформированностью, фрагментарным проявлением экологических умений, низкой активностью в эколого-познавательной деятельности и т. д.

Разработанная нами модель формирования экологической культуры, выделенные педагогические условия, позволяют формировать умения и навыки самостоятельно действовать и оценивать экологическую ситуацию; проявлять интерес к экологическим знаниям; самостоятельно определять и решать нестандартные экологические ситуации; воспитывать чувство бережного отношения ко всему живому на Земле; стремление и потребность к самообразованию.

Примечания

1. Ахмедова А. М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 182 с. 2. Валуева Н. Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 61. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/model-formirovaniya -ekologicheskoy-kultury - uchaschihsya - v - sisteme - dopolnitelnogo - ekologo -biologicheskogo - obrazovaniya (дата обращения: 07.11.2012). 3. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. Л. : ЛГУ, 1980. 170 с. 4. Мухутдинова Т. 3. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Казань, 2005. 445 с. 5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с. 6. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. Вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1984. 104 с. 7. Файрушина С. М. Формирование экологической культуры студентов

педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 217 с. 8. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. М. : Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 340 с. 9. Яковлева Л. А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 197 с.

Статья поступила в редакцию 15.09.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.