Научная статья на тему 'О воспитании экологической культуры'

О воспитании экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О воспитании экологической культуры»

Л. БОБЫЛЕВА, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

В условиях реформирования высшего профессионально-педагогического образования особое значение приобретает научное осмысление и разработка практических подходов к формированию экологической культуры учителя.

Актуальность решения данной проблемы продиктована ситуацией усугубляющегося экологического кризиса и признания мировой общественностью главным фактором его предотвращения формирование нового коэволюционного мировоззрения, способного обеспечить трансляцию экокуль-турных ценностей в общественное и личностное сознание, сменив стереотип потребительского отношения к окружающей природной среде на экоцелесообразную деятельность и поведение во имя сохранения будущности своего народа, всего человечества и биосферы в целом. Человечество стоит перед выбором нового пути развития цивилизации. Таковым является принятие идеологии устойчивого развития общества, в основе жизнедеятельности которого будет лежать этика разумной самодостаточности и моральной ответственности за сохранение биосферы. В данной связи экологическое образование, ориентированное на развитие экологического сознания и культуры во всех слоях общества, должно внести существенный вклад в установлении баланса между обществом и природой.

Эколого-педагогическое образование, таким образом, призвано сыграть решающую роль в становлении новой экологической парадигмы развития общества, поскольку главной функцией учителя является трансформация новой идеологии и культуры, пробуждение у подрастающего поколения тревоги за будущее Земли, фор-

О воспитании

экологической

культуры

мирование экологического мировоззрения и навыков экосоциального поведения. Для этого учитель сам должен являться носителем экологической культуры.

Опыт формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов, осуществляемый в Северо-Осетин-ском государственном университете им. К.Л. Хетагурова, показывает, что в современных условиях гуманитаризации, социализации и регионализации высшего образования этот процесс требует проведения глубоких методологический, теоретических исследований и разработки специальных подходов к конструированию мотивационных, содержательных и процессуальных компонентов модели учебно-воспитательного процесса.

Экологическая культура учителя рассматривается с точки зрения развития целостной структуры личности, содержащей когнитивную, эмоциональную, мотивацион-но-волевую и конативную сферы.

Когнитивная составляющая - это диалектическая система экологических и эко-лого-педагогических знаний, отражающих нормы и ценности профессиональной деятельности, а также определенный стиль мышления и видение системы экологических отношений.

Эмоциональная сфера связана с развитием духовно-нравственных и эмоциональных проявлений по отношению к окружающему миру, а также самооценки соответствия собственных качеств требованиям профессии.

Мотивационно-волевая сфера отражает социально-нравственную позицию будущего учителя в решении проблем экологии и экологического образования, его активность в формировании у учащихся гумани-

стических качеств, убеждений в необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

Конативная составляющая - есть реализация всех других сфер в профессиональной деятельности, которая заключается в реализации экологического мировоззрения в профессиональном, социокультурном пространстве, проявляется в обосновании выбора путей к достижению целей эколо-го-педагогического процесса, моделировании эколого-профессиональной деятельности.

В разработке модели процесса формирования экологической культуры будущего учителя начальных классов в рамках профессиональной подготовки мы выделили два направления. Во-первых, формирование экологической культуры студента как гражданина своей страны, жителя планеты, определяющей его жизненные позиции и убеждения относительно законов природы, роли человека в ее развитии, личной ответственности за целостность окружающего мира, и готовность к собственному оптимально правильному взаимодействию с окружающей природой.

Во-вторых, экологическая культура рассматриваться как показатель профессионально-экологической готовности будущего учителя, убежденного в важности реализации эколого-образовательного процесса в школе и формировании экологической культуры учащихся, владеющего современной теорией и практикой экологического образования и воспитания, имеющего творческий личностно-ориентированный опыт его осуществления с детьми младшего школьного возраста.

Большое значение в разработке содержания системы непрерывного экологического образования студентов уделено раскрытию региональных аспектов, которые в процессе формирования целостного глобального экологического мировоззрения обеспечивают практическое подтверждение экологической теории, создают условия для непосредственного участия в познании эко-

логических закономерностей, наблюдения за результатами их нарушений, их включения в преобразующие и созидательные процессы.

Практическое внедрение данных направлений реализуется в три последовательных и взаимосвязанных этапа, в ходе которых используются все формы учебно-воспитательного процесса в вузе: лекцион-но-практические занятия, учебно-полевые и педагогические практики, факультативная и общественная деятельность.

На первом этапе (I—II курсы) происходит развитие когнитивно-оценочного и эмоционально-потребностного компонентов экологической культуры будущего учителя начальных классов. Одна из первостепенных задач начального этапа заключается в смене, как правило, преобладающего у первокурсников антропоцентрического типа мышления, о чем свидетельствуют результаты тестовой оценки их отношения к природе методами «Эзоп», «Натурфил», «Доминанта», а также анализ социологического опроса. Поставленные цели — формирование экологических знаний и экологически значимых установок в поведении -осуществляются посредством усиления экологической направленности теоретико-практического содержания предметов естественного блока федерального компонента (ботаника, зоология, землеведение и краеведение), дисциплин предметной подготовки (возрастная анатомия и физиология), а также введение в учебный план предмета «Основы экологии, природопользование и охрана природы в РСО-А» в блоке дисциплин национально-регионального компонента. В содержании спецкурса наряду с вопросами, вынесенными в его название, большое внимание уделено социальной значимости экологических и природоохранных знаний. Основными средствами решения названных задач стало использование экологических практикумов, методов учебно-исследовательской деятельности, работа с научными и периодическими изданиями эколого-краеведческого содержания, экс-

курсии в природу, посещение мест экологического неблагополучия, учебные полевые практики.

На данном этапе также ведется работа по осмыслению студентами роли экологических знаний как инструмента формирования экологической культуры учащихся, развитию начальных умений отбора и систематизации научно-экологической информации, доступной для понимания и усвоения младшими школьниками, оценка роли духовно-эмоциональной сферы личности младшего школьника в восприятии природы и овладении элементарными навыками бережного отношения к природе. Для этого на занятиях по естественнонаучным и психолого-педагогическим дисциплинам используются творческие задания по решению эколого-педагогических задач, проводится анализ экологического содержания фактического материала предметов начальной школы.

На кафедре методики начального обучения создана специализация «методика естествознания и экологического образования в начальных классах», по которой студенты получают более глубокую теоретическую и практическую подготовку по предметам естественнонаучного и методического профиля, а также изучают курсы краеведческого содержания. Учебная полевая практика по названной специализации проводится на 3-5 курсах с выездом в полевые условия на 2-х недельный срок. Полевые практики является эффективной формой познания студентами окружающей природной среды, воспитания чувства ответственности за природу родного края, пробуждения экосоциальной активности; при этом в природных условиях студенты наиболее успешно осваивают методы организации исследовательской и природоохранной деятельности со школьниками.

Еще одним существенным моментом в развитии экологической грамотности и культуры студентов является вовлечение их с первых лет обучения в работу студенческого экологического клуба-отряда «Виола»

- общественной молодежной организации, существующей на факультете более 9 лет. Деятельность клуба посвящена изучению истории, культуры, природы и экологических проблемы родного края, активному участию в охране природы, а также исследованию и методическому решению силами студенческой науки проблем эколого-кра-еведческого воспитания младших школьников в республике.

Целью второго этапа (III—IV курсы) является развитие мотивационно-волевых компонентов экологической культуры будущего учителя. В ходе изучения дисциплин предметной подготовки и спецкурсов осуществляется расширение и углубление профессионально значимых мотивов эколо-го-педагогической деятельности студентов, а также формирование системы эколого-педагогических знаний, умений и навыков. Студентами изучаются современные методы экологического образования и воспитания с учетом требований развивающего и личностно-ориентированного обучения младших школьников, принципы экологизации начального образования, использование межпредметных связей, средств народной педагогики и национально-регионального компонента. В ходе активной педагогической практики, наряду с отработкой навыков организации эколого-образова-тельного процесса в школе, большое внимание уделяется анализу передового опыта экологического образования на уроке и во внеурочной работе, а также овладению методами оценки уровня экологической культуры школьников.

Цель третьего этапа (IV—V курсы) -развитие конативно-творческого компонента экологической культуры студентов. Подготовка к самостоятельной эколого-профессиональной деятельности осуществляется посредством переноса предметных знаний из ситуаций учебной работы в ситуации реальной педагогической деятельности, начиная с определения уровня экологической культуры учащихся, определения целей и задач в соответствии с установлен-

ным уровнем, разработки системы средств и содержания, адекватных поставленным целям, с последующим анализом результатов данной деятельности.

Важным звеном в системе эколого-пе-дагогической подготовки студентов отделения педагогики и методики начального образования является научно-исследовательская работа, к выполнению которой студенты приступают со 2-го курса. В рамках естественно-экологической специализации студенческие научно-педагогические исследования преимущественно посвящены поиску путей совершенствования содержания и методов эколого-краеведческого и валео-логического образования младших школьников в соответствие с современным этапом модернизации начального звена школы. Традиционно требованием к выполнению дипломного сочинения стала подготовка научно обоснованных практических рекомендаций для начальных классов. Неоднократно наиболее интересные результаты научного поиска студентов были рекомендованы Государственной аттестационной комиссией для их внедрения в школьную практику, а также представлялись на региональных, российских и международных научно-практических конференциях. Многие студенческие разработки явились основой для подготовки и издания ряда программ, учебных и методических пособий, широко внедряемых в школах и дошколь-

ных учреждениях республики, где студенты являются соавторами. В их числе эколо-го-краеведческие программы для дошкольников и младших школьников - «Мой край - моя святыня», для младших школьников «Мой край - вся планета в капле воды», учебник-тетрадь для начальных классов по природоведению и экологии с контурными картами «Республика Северная Осетия — Алания», рабочая тетрадь для факультативных занятий с младшими школьниками «Давай дружить с лягушкой!» и др. Как показывает опыт, выполнение будущими учителями начальных классов научно-исследовательской работы значительно повышает уровень их экопрофессиональной готовности к работе в школе, способствуя более глубокому проникновению в профессиональные проблемы, вооружает научным подходом к их решению, углубляет знания по предмету, расширяет методическую подготовку, развивает творческие способности, самостоятельность, инициативу, стремление к самореализации и самоопределению.

Эффективность используемых подходов к формированию экологической культуры учителя, выносящих на первый план развитие личностных показателей, доказана высокой эколого-профессиональной активностью выпускников факультета в процессе трудовой деятельности в школе и их востребованностью на рынке труда в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.