Научная статья на тему 'Экологический клуб в вузе'

Экологический клуб в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический клуб в вузе»

г

V

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

Л. БОБЫЛЕВА, доцент Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Качество высшего педагогического образования, наряду с обеспечением предметно-методической подготовки, определяется развитием общей культуры учителя, его мировоззрением, уровнем социализации, возможностями его нравственного влияния на учащихся. Для будущего педагога важно развитие духовной сферы его личности, гуманности, чувства прекрасного, сострадания и ответственности. Проявление высокого профессионализма учителя во многом зависит от его жизненных установок и ценностных ориентиров, определяющих отношение к Природе, Отечеству, этническому сообществу, окружающим людям и к себе, к будущему человечества. В условиях обострения экологического кризиса на планете решающим фактором его предотвращения является отказ от потребительского отношения к природе. И здесь особое значение приобретает воспитание экологической культуры человека.

Широкие возможности слияния учебной и воспитательной работы в вузовской системе подготовки учителя предоставляет такая форма организации деятельности студенческой молодежи, как экологические клубы, о чем свидетельствует опыт педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Экологический клуб «Виола» был создан в 1994 году при кафедре методики начального обучения СОГУ из числа студентов, обучавшихся по специализации «Методика природоведения и экологического образования в младших классах». Изначально идея создания клуба имела целью расширить посредством внеаудиторной деятельности ограниченные возможности учебного плана для пополнения студента-

Экологический клуб в вузе

ми эколого-краеведческих знаний. Но в дальнейшем круг его задач значительно расширился, и сейчас в их числе:

• углубление знаний будущих учителей в области окружающей среды, природы, развитие интереса к истории и культуре своей республики;

• изучение положительных и отрицательных тенденций в экологической ситуации своего региона в развитии взаимосвязей общества и природной среды, в том числе и в своем регионе;

• формирование нового вида мышления, культуры и экосоциальной активности студентов посредством их непосредственного участия в различных формах исследовательской и природоохранной деятельности;

• пробуждение потребности в пропаганде экологических знаний среди населения и осуществлении экологического образования и воспитания в школе;

• вооружение будущих учителей эффективными методами проведения эколо-го-образовательной и природоохранной работы со школьниками.

Следует особенно подчеркнуть, что клубом решается еще одна не менее важная задача - формирование студенческого коллектива, где доминируют уважение, доброжелательность и взаимное доверие, совместная оценка социальной значимости поступков, творчество и инициатива как в клубных делах, так и в учебе и личной жизни. В такой атмосфере более продуктивно происходит становление нравственных устоев личности студента.

В руководстве клубом самое активное участие принимают студенты, наиболее инициативные входят в студенческий совет. Студенты сами избрали девиз клуба: «Сохраним

наш край цветущим» и его название - «Виола», которое они посчитали символичным. Во-первых, являясь латинским обозначением рода фиалки, многие виды которого стали редкими, это название созвучно экологическим идеям клуба. Во-вторых, оно имеет смысловую привязку к их будущей профессии, потому что лепестками фиалки по древнегреческим обычаям осыпали детей, достигших трехлетнего возраста, в знак благословения перед началом осмысленного и благочестивого пути познания и созидания.

Заседания клуба часто бывают выездными - с посещением мест экологического неблагополучия, заповедных зон, памятников природы. Проводятся они с привлечением специалистов. Благодаря их профессиональным комментариям, знакомство с объектами становится более глубоким и понятным. Гостями клуба бывают ведущие ученые в области экологии, представители Управления природными ресурсами республики, руководители предприятий, в наибольшей степени влияющих на экологическую обстановку. Подобные встречи расширяют представления студентов о взаимозависимости экологических, экономических и социальных сфер жизни общества, обогащают их знания фактическими сведениями об экологических нарушениях и мерах по их предотвращению, влияют на выбор приоритетов в их поведении и профессиональной деятельности по отношению к окружающей среде.

Своими впечатлениями о встречах и поездках студенты делятся на страницах стенной газеты «Вестник ЭК «Виола». Подготовка каждого номера сопровождается большой и увлеченной работой редколлегии, где идет серьезное обсуждение каждой заметки или репортажа. Особенно интересными получаются номера, в которых студенты поднимают наиболее острые экологические проблемы республики, например, связанные с несанкционированными выбросами газообразных загрязняющих веществ местным металлургическим заводом или бездействием администрации рес-

публики в отношении очистки грунтовых вод, загрязненных авиационным керосином в результате аварии трубопровода. Много внимания на страницах газеты уделяется проблемам и новостям в области школьного экологического образования, а также событиям из жизни клуба. К каждому Дню экологической безопасности выходит специальный праздничный номер. Все это расширяет кругозор студентов, способствует формированию собственного мнения в дискуссиях, самореализации, что немаловажно для будущего учителя.

Наиболее долгожданными и интересными для членов клуба являются выездные экологические экспедиции. Как показывает опыт, ничто не может сформировать экологическое мировоззрение студента без непосредственного общения с природой. Можно бесконечно много говорить о красоте природы и необходимости бережного отношения к ней, но это так и не затронет душу, если каждый сам не ощутит ее дыхание, воочию не убедится в сложных закономерностях сосуществования живого и неживого на Земле.

Именно поэтому усилиями администрации факультета и при содействии Управления природными ресурсами республики из числа клубовцев был сформирован экологический отряд «Виола», который ежегодно выезжает в районы республики с целью проведения экологического мониторинга природной среды. Создание экологического отряда явилось логичным дополнением к деятельности клуба - студенты проявили готовность и желание к непосредственному участию в природоохранной деятельности, оказанию республике посильной помощи в улучшении ее экологической обстановки. Заслугой отряда явилась очистка от мусора туристских стоянок у подножья Цей-ского ледника, одного из красивейших в республике, на высоте около 2 тыс. метров над уровнем моря, откуда было спущено более 4 тысяч одних только консервных банок, не говоря уже о бесчисленном количестве полиэтиленовых пакетов, бутылок и

168

Высшее образование в России • № 2, 2004

другого мусора. Силами отряда приведены в порядок не один родник и не одна рекреационная зона в ущельях.

Не менее важным во время поездок является обучение будущих учителей современным методам наблюдений, организации учебной и исследовательской работы на природе. Под руководством специалистов студенты изучают разнообразие флоры и фауны родного края, учатся описывать фитоценозы, определять степень загрязнения района, оценивать рекреационную нагрузку и т.п. Во время подобных экспедиций на горных тропах, с песнями у костра, в дождливую ночь в палатке, под тяжестью рюкзака, набитого ржавыми консервными банками, и происходит рождение экологичной души, которой есть чем поделиться с будущими учениками. При этом у студентов закаляется характер, крепнут убеждения, формируется отношение к природе и окружающим людям. Завершающим этапом каждой экспедиции является проведение дискуссий, олимпиад и других мероприятий для закрепления и проверки полученных знаний и умений.

Регулярно студенческие делегации от клуба направляются для участия в молодежных форумах российского или регионального масштаба. Например, они участвуют в «Маршах парков», ежегодно проводимых Национальным парком «Алания», где имеют возможность познакомиться с деятельностью других подобных организаций, оценить себя со стороны, почерпнуть новое, впитать дух оптимизма и творчества. Выступления членов клуба на этих мероприятиях неоднократно были отмечены дипломами и ценными подарками.

Много внимания организаторами клуба уделяется развитию профессиональных навыков будущих учителей. При клубе работает лекторская группа, в которой студенты учатся составлять популярные и учебные лекции для населения и школьников, а затем пробуют себя в лекторском искусстве в городских и сельских школах республики. Для начальных классов студента-

ми разработан ряд оригинальных внеклассных программ: «Земля - планета людей», «Путешествие по заповедным тропам Северной Осетии», «Памятники природы родного края» и др., которые апробируются в процессе педагогических практик. Традиционным для клуба стало проведение на факультете и в школах г. Владикавказа Дней экологической безопасности. День птиц, например, стал любимым праздником для жителей целого района города, в парке которого студенты проводят театрализованные представления с учащимися младших классов ближайших школ с обязательным транспарантным шествием и развешиванием синичников.

Не так давно клуб «Виола» вступил в «Союз охраны птиц России», являющийся официальным представителем Международной ассоциации по охране птиц BirdLife International в Москве. На базе клуба было создано Северо-Осетинское отделение «Союза», он зарегистрирован одним из его региональных координационных центров. Инициатива студентов заключалась в том, чтобы вовлечь как можно большее число учащихся, студентов и других слоев населения в проведение в республике Международного дня наблюдений птиц, традиционного для более чем 70 стран мира. Члены клуба выступили в местной прессе с призывом участвовать в этой акции, разработали и распространили по учебным заведениям республики образцы анкет для участников.

Ежегодно одно из заседаний клуба проводится в форме конференции по итогам студенческой научно-исследовательской работы, связанной с проблемами совершенствования экологического образования и воспитания школьников. В ходе конференций студенты учатся представлять собственные научно-педагогические изыскания, участвовать в дискуссии, доказывать собственное мнение. Наиболее интересные результаты исследований рекомендуются для их представления на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях.

Хорошим стимулом для самообразования, творчества и профессионального развития членов клуба - студентов специализации «Методика естествознания и экологического образования в младших классах» -является многолетнее первенство клуба среди вузов в республиканском смотре-конкурсе «Нам и внукам», демонстрация по республиканскому телевидению документального фильма «Дороги “Виолы”» (автор Л.М. Цка-ева), а также многочисленные дипломы и грамоты родного вуза, Всероссийского и Рес-

публиканского обществ охраны природы, Министерства образования РСО-А, Управления природными ресурсами по РСО-А.

Таким образом, в личностном и профессиональном становлении будущих учителей в вузовской системе педагогического образования немаловажное значение приобретает поиск форм и методов воспитательной работы со студентами, среди которых, как подтверждает опыт педагогического факультета СОГУ, высокоэффективными организациями являются предметные клубы.

Ф.ШАГЕЕВА, В. ИВАНОВ Казанский государственный технологический университет

Направленность образовательных технологий на практику обучения, т.е. стратегия предварительного проектирования учебного процесса, решает ряд проблем повышения качества инженерного образования.

Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания и означает создание опережающей проекции того, что затем будет воплощено на практике. Педагогическое проектирование оптимизирует деятельность преподавателя, а его результатом является информационная модель или дидактический проект взаимодействия преподавателя и студентов, обусловленный определенным педагогическим замыслом [1].

На основе обзора педагогической литературы можно предложить обобщенный алгоритм проектирования технологий обучения в инженерном вузе, который предполагает выполнение следующих процедур:

■ анализ будущей профессиональной деятельности;

■ определение степени базовой подготовки студентов;

■ выработка целевых установок, базирующаяся на анализе профессиональной деятельности специалиста;

Проектирование образовательных технологий

■ отбор и структурирование содержания обучения, расчет необходимого для его усвоения времени, степени нагрузки студентов;

■ выбор сочетания методов, форм организации, средств обучения и самообучения, позволяющих эффективно усвоить запланированное содержание и адекватно отражающих психологические закономерности его усвоения;

■ конструирование учебных элементов, дидактических материалов, мотивационных ситуаций; разработка структуры и содержания учебных занятий;

■ планирование самостоятельной работы;

■ проектирование контролирующих процедур - рейтинговой системы контроля и оценки, тестовых заданий для каждого уровня обучения;

■ реализация их в учебном процессе и коррекция в соответствии с полученными результатами.

Практика проектирования и реализации образовательных технологий в инженерном вузе свидетельствует о ряде закономерностей. Понятно, что особенности учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.