Научная статья на тему 'Региональный университет в поликультурном пространстве (интервью с ректором)'

Региональный университет в поликультурном пространстве (интервью с ректором) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный университет в поликультурном пространстве (интервью с ректором)»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

Региональный университет в поликультурном пространстве

«Воздвигнем на земле один всеобщий храм... Храм просвещения, свободы и любви» — мечтал один из просветителей XIX в. Коста Хетагуров, основоположник осетинской литературы. Его именем в 1938 г. был назван государственный педагогический институт во Владикавказе, а впоследствии, в 1969 г, созданный на его базе Северо-Осетинский государственный университет. (Из предыстории: в 1920 г. открыт Терский институт народного образования, в 1922 г. он был назван Горским практическим институтом народного образования, в 1923 — Северо-Кавказским педагогическим институтом, в 1931 — Горским агроиндустриальным педагогическим институтом. В 1932 г. на базе вуза образованы два педагогических института — Осетинский и Северо-кавказский, слившиеся в один в тридцать восьмом.)

СОГУ им. К.Л. Хетагурова является важным звеном общероссийской образовательной системы, укрепление которой выступает сегодня главным фактором консолидации и становления единой гражданской нации. Еще Екатерина Великая в письме к астраханскому губернатору писала: «Нет лучшего способа воспитания осетин приверженцами России, чем их просвещение ».

«Учиться, учиться и учиться»» — этот лозунг политики ликбеза заимствован из осетинского фольклора. Редко какой из народов отличается столь ярким стремлением к знаниям. Статистика убедительно свидетельствует: количество докторов наук на этой земле, например, значительно превышает среднюю величину по России.

Неудивительно, что наша беседа с ректором университета, профессором А.А. Магометовым начинается с вопроса о будущих «докторах».

Интервью

- Ахурбек Алиханович, в университете успешно функционирует Молодежный центр, который многие называют Вашим личным детищем. Каковы основные направления его работы?

- Все новое, что появилось в нашем вузе за последнее десятилетие, - результат деятельности всего коллектива: каждый вносил и вносит свою лепту в развитие университета.

Я не умаляю своей роли во всей многоплановой деятельности университета, в генерировании конструктивных идей, однако вуз - это особое демократическое пространство, в котором только на основе равноправия, альтернативности мнений может родиться что-то заслуживающее внимания. Ректорат, ученый совет стремятся улавливать любые инновационные идеи коллег и в меру своих сил внедряют их в практическую работу. В конечном же счете любое наше начинание без поддержки и участия всего коллектива или хотя бы его большей части обречено на провал.

Появление Молодежного центра обусловлено всем ходом нашего развития, богатыми традициями воспитательной системы вуза и пониманием того, что поддержание высокого уровня подготовки современных специалистов невозможно без привлечения к воспитательному процессу самих студентов и - шире - молодежи университета. Мы взглянули на образовательный процесс с современных позиций, требующих поиска новых подходов к профессиональному и личностному росту молодых людей, чьи динамичность и мобильность должны быть направлены в созидательное русло.

Содействовать молодым людям в обретении смысла своей жизнедеятельности на концептуальном уровне и призвана многогранная работа Молодежного центра, объединяющего студентов, сотрудников и молодых преподавателей, в том числе деканов и заведующих кафедрами. Создание такого демократического сообщества студентов и преподавателей, в котором, по словам Ю.М. Лотмана, «нет верха и низа», а все равноправны в выражении своих мыслей и проявлений чувств и эмоций, позволяет конструировать обратную связь, идущую от студентов к преподавателям: лучше знать запросы и потребности молодых людей, вовремя и адекватно откликаться на них, максимально приблизить деятельность руководства университета к студентам. В основе повседневной работы центра лежит концепция молодежной политики университета, объединяющая идеологию и образовательную модель вуза, в которой в качестве приоритетного направления определено интеллектуальное и духовно-нравственное развитие студентов и молодых преподавателей. В идее центра заложено желание не только возродить оправдавшие себя формы студенческого самоуправления, но и значительно по-

ш

высить воспитательный потенциал образовательного процесса вуза - через развитие самостоятельности, активности, самовоспитания, рефлексии, восполняя отсутствие социальных институтов воспитания и идеологических структур. Молодежный центр помогает деканатам в организации учебного процесса, контролирует успеваемость и посещаемость занятий, проводит конкурсы на лучшую академическую группу курса, факультета и университета в целом, организует дежурство в учебно-лабораторных корпусах, на территориях студенческих городков, руководит добровольной народной дружиной, поддерживает связь с родителями студентов, организует досуг студентов, вовлекает их в занятие спортом, художественной самодеятельностью, проводит конкурсы как развлекательного характера, так и познавательные, научно-исследовательские, организует массовые молодежные акции, вечера, спортивные соревнования, субботники и многое другое. Кроме того, студенты и преподаватели центра проводят социологические обследования, психологические разгрузки нуждающихся студентов через службу доверия, тренинги личностного роста студентов и молодых преподавателей, их психолого-педагогической адаптации к вузовской жизни, разрабатывают рекомендации по формированию психологического климата коллектива и т.д.

Мы исходим из понимания того, что все студенты и молодые преподаватели университета должны участвовать в разнообразных видах общественно-полезной деятельности, формирующей у них гражданскую позицию, нравственную ответственность за свои учебные и профессиональные успехи, гуманистическое мировоззрение, кросскультурное мышление, духовно-нравственные ориентации. Считаем, что системно организованная позитивная деятельность студентов становится фактором их личностного развития, которая будет востребована в их будущей профессии. Молодежный центр для проведения многих своих мероприятий использует помещение клуба «Ветеран», что не случайно, ибо есть уверенность, что и жизнь совета ветеранов станет более насыщенной, «молодежно-ориентированной».

- Известно, что в настоящее время повсеместно появляются высшие образовательные учреждения разного типа и направления, рынок образовательных услуг значительно расширился. Как в таких условиях чувствует себя ведущий региональный вуз, не уменьшается ли количество желающих поступить в ваш университет?

- Открытие новых вузов и филиалов - явление модное и, как всякая мода, преходящее. К молодым людям, их родителям постепенно приходит осознание того, что легкое и достойное высшее образование - не одно и то же.

А что касается нашего университета, то прошлым летом на дневное отделение осуществлен самый большой прием за всю 84-летнюю историю вуза - 1525 юношей и девушек стали студентами СОГУ! Это на 75 человек больше, чем в прошлом году, и на 205 больше, чем три года назад. Более 1000 абитуриентов не выдержали конкурс - одни на экзаменах получили неудовлетворительные оценки, другие не набрали необходимого количества баллов. Конкурсная ситуация оказалась весьма сложной - по некоторым специальностям на одно место претендовало до пяти абитуриентов. Многие из потерпевших неудачу не отчаялись и попытали счастья на заочном отделении, куда в итоге было зачислено 600 человек. Среди заочников первого курса многие имеют определенный опыт практической работы. Это особенно касается лиц, поступивших на учительские специальности. 350 юношей и девушек прошли к нам по контрактам об оплате образовательных услуг. Среди зачисленных есть 237 медалистов, из которых 207 обучаются очно.

Итак, 2475 представителей молодого поколения вошли в 13-тысячную семью университета. С особым удовлетворением отмечу, что мы приняли 75 выпускников школ Южной Осетии. Это при том, что правительство республики ходатайствовало о выделении на льготных условиях всего лишь семи мест. Есть у нас немало выпускников школ Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев, Московской и Ростовской областей.

За последние годы нынешний состав первокурсников, пожалуй, оказался самым многонациональным. Мы непременно руководствуемся тем, что в многонациональной республике вузы должны быть особенно чуткими и внимательными к культурным потребностям проживающих на ее территории этнических групп. В Осетии давно сложилась добрая традиция, которая, кстати, зародилась в СОГУ и была поддержана другими высшими учебными заведениями, - учитывать просьбы национально-культурных обществ о принятии на льготных условиях наиболее одаренных абитуриентов из национальных общин. Студенты, представляющие национальные меньшинства по отношению к титульной нации, являются полноправными членами большой и дружной семьи. Скоро мы приступим к организации на факультативных началах лекционных курсов по истории и культуре народов, которые представляют в Осетии диаспоральные общности. К проведению таких занятий наряду с нашими специалистами будут привлечены ученые и педагоги из зарубежных стран, а также представители интеллигенции самих диаспор.

Администрация, ученый совет, деканаты, приемная комиссия задолго до вступительных экзаменов начали активную работу с органами управления образованием, местными администрациями всех уровней по организации целевого приема, выявлению абитуриентов, которым по российским законам предоставляются льготы при поступлении в вузы. Если раньше администрации местного самоуправления некоторых районов от этого самоустранялись, то в этом году у нас сложились деловые партнерские отношения. В результате такого сотрудничества молодежь каждого отдельно взятого района республики в студенческом коллективе представлена внушительным количеством.

Мы проанализировали результаты вступительных экзаменов, срезы социального положения и национального состава первокурсников. Они говорят о правильности избранной ректоратом, ученым советом, приемной комиссией стратегии. Как и в прошлые годы, мы остались верны тому принципу, о котором говорил 26 мая 2004 года Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию страны: «Выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей - должны иметь возможность поступать в вузы с уровнем их знаний».

Реальные факты дают мне полное основание говорить о том, что мы делаем все возможное для того, чтобы дети из малообеспеченных, неполных и пострадавших в вооруженных конфликтах семей, инвалиды, сироты и беженцы наравне с другими имели равные возможности для поступления в университет и получения качественного образования. В частности, нами практикуется такая форма поддержки абитуриентов-инвалидов, как прием экзаменов комиссией на дому. На экзаменах были обеспечены абсолютная прозрачность и объективность системы оценки знаний. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в апелляционную комиссию университета не обратился ни один абитуриент.

Примеров, отражающих деятельность вуза по созданию одинаковых условий для перечисленных категорий молодых граждан при поступлении на учебу и для получения достаточных знаний по избранной специальности, имеется множество. Можно было бы назвать сотни и тысячи нуждающихся в государственной

поддержке семей в Северной и Южной Осетии, выходцы из которых становятся студентами Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хета-гурова. Только в этом году среди первокурсников имеются 22 инвалида и 33 сироты. Из малообеспеченных семей поступили 308 человек. Из семей, где по тем или иным причинам нет одного из родителей, нашими студентами стали 113 юношей и девушек.

- Вы сказали о категории абитуриентов, которые получают определенные льготы при поступлении в университет, а имеют ли какую-то социальную защиту студенты?

- Наша забота о нуждающихся в поддержке выходцев из малообеспеченных семей, сирот и инвалидов не заканчивается с завершением вступительных экзаменов. Ежегодно более 2 миллионов рублей из бюджетных средств и до 5 миллионов из внебюджетных направляется на материальную помощь и организованный отдых обучающихся. Только прошлым летом около 500 студентов получили бесплатные путевки на Черноморское побережье и в места молодежного отдыха нашей республики, 60 юношей и девушек прошли санаторно-курортное лечение в кисловодском санатории «Кавказ». Многие ребята такое право заслужили своим трудом в студенческих строительных отрядах. Кстати, они у нас давно возрождены и из года в год в период летних каникул выполняют большой объем работ на строительных объектах университета. Нелишне отметить, что 30 сотрудников также по бесплатным путевкам провели свой отпуск в санаториях Кисловодска, Ессентуков, Подмосковья и Северной Осетии. Эту традицию не только сохраним, но и будем развивать дальше. В начале нового учебного года каждому студенту первого курса из Республики Южная Осетия в качестве материальной помощи выдана одна тысяча рублей.

За 2004 г. была оказана материальная помощь студентам в размере 3858 тыс. рублей, сотрудникам - 295 950 рублей; 177 сирот и инвалидов, помимо всех льгот, получили по 7 тыс. рублей. В конце года хороший подарок сделан докторам наук, каждому из которых выплачено единовременное пособие на сумму 13 500 рублей. Представители учебно-вспомогательного персонала и технические работники (всего 220 человек) получили по 1 200 рублей.

В течение последних 9 лет студенты бесплатно проживают в общежитии. К новому 2004-2005 учебному году завершилась реконструкция бывшего учебно-лабораторного здания под второе общежитие на 170 мест. Затраты на содержание общежитий, составляющие 5-6 миллионов рублей в год, выделяются из внебюджетных средств. Заботясь о насущных нуждах студентов, ректорат, ученый совет, профессорско-преподавательский коллектив в то же время делают все для того, чтобы поднимать качество учебы, исключать иждивенческие настроения у студентов. Мы учитываем ту непреложную истину, что правильно поставленное образование является основой основ развития науки, оказывает огромное влияние на экономическое развитие, способствует воспитанию этнической и конфессиональной толерантности, ослаблению напряженности в межнациональных отношениях, снижению уровня преступности.

- Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени стало трудоустройство молодых специалистов. В связи с этим интересно было бы узнать: куда идут ваши выпускники?

- Уже на этапе формирования контингента первокурсников у многих возникает вопрос: как трудоустраиваются выпускники вуза? Эта проблема достаточно

многопланова и злободневна не только для Осетии, но и для всей страны. По оценкам экспертов, выпускники российских вузов трудоустраиваются самостоятельно в условиях, когда спрос на них по ряду специальностей упал. «Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, -подчеркивает Президент Российской Федерации В.В. Путин. - Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности». Действительно, проводимые мероприятия по реформированию системы высшего образования в нашей стране, к сожалению, пока не снимают остроты проблем трудоустройства молодых специалистов, закрепления кадров на местах. Для этого есть ряд серьезных причин: недостаток жилья, низкий уровень и частые задержки заработной платы и т.д. Разрыв связей с базовыми предприятиями, отказ от системы жесткого государственного планирования делают трудноразрешимыми вопросы согласования спроса и предложения на услуги образования. Упование исключительно на силу рыночных механизмов привело к тому, что в стране перестали заниматься практически полностью перспективным планированием подготовки молодых специалистов. Нарушены региональные связи, налаживавшиеся многими десятилетиями. Наконец, еще один важный момент - это поспешный, непродуманный отказ от системы государственного распределения молодых специалистов.

Получение диплома об университетском образовании - большое событие в биографии каждого человека, однако на жизненном пути - это полдела. Очень важно применять свой диплом, свои знания на практике, по прямому назначению. Учитывая это, вопрос трудоустройства выпускников ректорат и деканаты факультетов никогда не снимали с повестки дня.

Кстати, ни одним законодательным актом Российской Федерации не предусмотрена ответственность высшего учебного заведения за трудоустройство своих выпускников. Мы здесь берем на себя больше, чем положено, и, наверное, поступаем правильно. Свою позицию считаем правильной потому, что в сегодняшнем сложном и подчас запутанном рынке труда без помощи старших, без нашего участия самим молодым специалистам разобраться очень нелегко. Содействие в трудоустройстве выпускников, их профессиональная поддержка в последующем являются для нас одним из важнейших направлений нашей повседневной деятельности.

Трудоустройство выпускников мы начинаем, когда они еще учатся на третьем курсе, то есть с момента, когда, согласно учебным планам, приступают к солидной производственной практике.

Поиск форм и методов работы в этом направлении привел нас к различным нововведениям. Одним из них является целевой прием на учебу. Между прочим, из государственных вузов Российской Федерации наш университет одним из первых начал осуществлять подобный прием. Зачисленный по целевому приему после окончания вуза должен вернуться на работу туда, откуда его направляли. А направляют их самые разные по роду своей деятельности учреждения и организации, прежде всего органы народного образования.

Сейчас мы делаем еще один очень серьезный шаг. Хотим, чтобы на этапе производственной практики студенты, поступившие на условиях целевого приема, переводились на специальную подготовку, т.е. осуществляем переход на заключение трехсторонних договоров: «студент - университет - работодатель».

Университет накопил неплохой опыт сотрудничества с работодателями. Вот уже многие годы имеем договоры с Северо-Осетинской таможней, банками -Национальным и Сберегательным, министерствами общего и профессиональ-

ного образования, финансов, экономики. Деловые партнерские отношения в вопросе трудоустройства выпускников сложились у нас с руководителями правоохранительных органов - Министерства внутренних дел, прокуратуры, Верховного и Арбитражного судов, Судебного департамента.

Отрадно заметить, что на кадры всех специальностей, выпускаемые в СОГУ, имеется спрос, тем более что многие студенты, в том числе и дневного отделения, совмещают учебу с работой, что полезно не только в материальном смысле, но и способствует более быстрому профессиональному становлению молодых людей.

Наши усилия дают неплохие результаты. Например, 80-90% выпускников кафедры экономики и управления на предприятии трудоустраиваются именно по специальности. Работают они в ряде министерств и ведомств, на предприятиях торговли республики. 75% выпускников кафедры бухгалтерского учета и аудита также трудоустроены по специальности. Сегодня на пивоваренных предприятиях «Даръял», хлебопекарнях республики и соседних регионов достойное место занимают выпускники отделения «Технология продуктов». В государственных и частных аптеках трудятся десятки питомцев факультета фармации. Востребованы также учителя целого ряда предметов, журналисты, эксперты, криминалисты, психологи, социологи, социальные работники, геоэкологи.

Таким образом, университет вносит существенную лепту в решение задач, поставленных в указе Президента Республики Северная Осетия-Алания А.С. Дзасохова от 12 апреля 2004 года «О первоочередных мерах поддержки малообеспеченных семей и реализации срочных программ занятости трудоспособного населения в Республике Северная Осетия-Алания».

- Ваш университет является ведущим региональным вузом, «кузницей кадров». Есть ли адекватное понимание значимости университета в социально-экономическом развитии не только Северной Осетии, но и всего Северо-Кавказского региона у руководителей федеральных и республиканских органов образования?

- Должен сказать, что наш университет никогда не был обойден вниманием руководства страны и республики, министерства, как федерального, так и республиканского. Четыре года назад университет посетила заместитель председателя Правительства Российской Федерации Валентина Матвиенко, которая, кстати, открыла наш новый восьмиэтажный корпус.

Как и прежде, в ушедшем году проблемы жизнедеятельности СОГУ были на виду у органов управления образованием и наукой Российской Федерации и руководства Республики Северная Осетия-Алания. У нас побывал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он подробно ознакомился с положением дел в университете, особый интерес проявил к научным школам и направлениям. По личной инициативе министра нами подготовлен ряд научных проектов, с тем, чтобы на их выполнение университету было выделено дополнительное финансирование. Наши ученые такую работу провели в срок и доброкачественно. По нашим прогнозам, в первом квартале текущего года мы получим 1,5-2 миллиона рублей.

В течение года дважды посетил университет руководитель Агентства по образованию России Григорий Балыхин, который знаком с нашими делами не понаслышке. После своего первого визита, состоявшегося в начале апреля, он выделил нам дополнительные средства на капитальный ремонт здания физико-технического факультета и студенческих общежитий. Семь миллионов рублей полностью использованы по назначению. Что касается второго посещения в сен-

тябре, то Григорий Артемович изучил нужды университета в вопросе финансирования по ряду весьма важных статей бюджета на 2005 год, пообещал учесть все наши заявки.

Президент Республики Александр Дзасохов постоянно держит руку на пульсе жизни высших учебных заведений. В течение года он многократно посещал университет для решения ряда серьезных вопросов на месте. В последние дни 2004-го поддержал предложения ректората и ученого совета о материальной поддержке факультета осетинской филологии, создании двух научно-исследовательских институтов - осетинского языка и устойчивого развития горных территорий. Александр Сергеевич решил еще один очень важный для СОГУ вопрос. В сентябре 2002 года в результате схода ледника «Колка» была полностью уничтожена база практик в Кобанском ущелье. С тех пор в организации полевой практики, что является неотъемлемой частью учебных планов по многим специальностям, мы испытывали серьезные трудности. Так вот, по нашей просьбе А. Дзасохов поручил соответствующим органам выделить для строительства новой базы земельный участок, после чего у нас появилась возможность поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о финансировании строительства базы. На эти цели в текущем году нам обещано выделить более 13 миллионов рублей.

В то же время Президент поставил перед руководством вуза задачу разработать концепцию организации университетского комплекса «Северо-Осетинс-кий государственный университет имени К.Л. Хетагурова». Нашими специалистами такой документ уже подготовлен.

Осуществление этого проекта явится важнейшим шагом в развитии образования в республике.

- Ахурбек Алиханович, не Вам говорить, что качество подготовки специалистов напрямую связано с инновационной деятельностью вуза, профессионализмом профессорско-преподавательского состава, подготовкой кадров высшей квалификации. Как вы решаете эти вопросы?

- Приоритетной для нас, как и положено, является подготовка высококвалифицированных кадров. Для этого при бережном отношении к давно устоявшимся формам и методам обучения прибавилось много нового, серьезные шаги сделали сотрудники почти всех кафедр, особенно готовящих учителей для общеобразовательных школ.

На современном этапе модернизации высшего образования нежелательно как забегать вперед, так и отставать от введения всего того, что быстро приживается в ведущих российских вузах. Десятки профессоров и преподавателей в течение последнего года побывали в командировках с целью изучения передового педагогического опыта. Да и к нам приезжало немало коллег, чтобы ознакомиться с формами и методами организации самостоятельной работы студентов, проведения занятий нашими ведущими педагогами.

В вопросе распространения инноваций, современных педагогических технологий активной стала роль управления учебно-методической работой, руководимого первым проректором профессором А. Райцевым, и научно-методического совета, возглавляемого профессором Б. Тахоховым.

Благодаря систематически проводившимся мерам организационного характера, мы добились значительного улучшения явки студентов на занятия, повышения их самостоятельной творческой активности. Об этом свидетельствует и тот факт, что прошлым летом по сравнению с предыдущим годами на 77 человек выросло число выпускников с «красными» дипломами и рекомендованных в аспирантуру.

Много усилий приложено к дальнейшему развитию научно-исследовательской работы, которой в целом по вузу руководит профессор В. Созанов.

Заметно улучшилась деятельность вуза по подготовке кадров высшей квалификации. Увеличилось количество аспирантур, которые сегодня готовят кадры по 33 научным специальностям. В очной аспирантуре обучается 171 человек, а без отрыва от производства - 132. Более 180 человек прикреплены к различным кафедрам в качестве соискателей. Таким образом, сегодня над кандидатскими диссертациями работают 483 соискателя ученой степени. 6 аспирантов получили стипендии Президента и Правительства Российской Федерации.

Имеются докторантуры по отечественной истории и общей педагогике, истории педагогики и образования.

Большинство научных исследований защищаются на заседаниях собственных диссертационных советов. В минувшем году, например, на заседаниях совета по педагогике, который возглавляет профессор З. Каргиева, защищены 32 кандидатские диссертации, в том числе 8 - из Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края, Чеченской Республики, Южной Осетии и 15 - из различных учреждений и организаций нашей республики. В истекшем году проведена большая работа по повышению статуса указанного совета, с тем, чтобы он получил право проведения защиты докторских диссертаций.

Диссертационный совет по историческим наукам, председателем которого я имею честь быть, в этот же период обсудил 17 диссертаций, в том числе 7 на соискание ученой степени доктора наук, (одним из соискателей является ученый из Армении Розалия Габриелян).

Всего из сотрудников университета за последний год у нас и в других диссертационных советах докторскую диссертацию защитили 11 человек, работы 10 доцентов рекомендованы к защите.

- Многие вузы страны не могут похвастаться своими учебно-материальными условиями. Ваш университет выглядит удивительно современным, ухоженным, можно сказать, добротно европейским. Как вам это удается?

- Администрация университета делает все возможное для укрепления материально-технической базы, улучшения условий учебной, научно-исследовательской работы и быта студентов и сотрудников. Это замечается повсюду. Все сделанное и предстоящие ближайшие шаги трудно перечислить, но считаю важным привести отдельные факты.

Проводится интенсивная работа по компьютеризации учебного процесса, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности. Буквально на днях к уже действующим компьютерным классам прибавилось пять новых. Кроме того, три факультета - осетинской филологии, русской филологии и журналистики, работающие под одной крышей, - к началу 2004-2005 учебного года получили совместный компьютерный центр, снабженный 35 машинами. Более 15 миллионов рублей направлено на приобретение лабораторного оборудования, наглядных пособий, обновление помещений и экспозиций единственного в вузах Северного Кавказа зоологического музея, действующего с 1922 года.

Ректоратом, ученым советом, всем профессорско-преподавательским составом за последнее время проведена серьезная работа по созданию и открытию двух научно-исследовательских институтов университета - осетинского языка и устойчивого развития горных территорий. Для осуществления этой задачи имеются все предпосылки. Куда ни кинешь взгляд - везде приметы нового. У каждого члена коллектива вызывает особую гордость то, что все новое и прекрасное -

это творение собственных рук. Буквально все делается своими силами, в основном на внебюджетные средства. Хочу привести несколько примеров из того, что сделано нами только к началу нового учебного года.

После капитального ремонта распахнула свои двери студенческая столовая. 1 сентября открылись два кафетерия - в новом восьмиэтажном корпусе, где размещены три факультета, научная библиотека, институт истории и археологии, и в здании факультета экономики и управления.

В новом корпусе первый учебный год занимаются студенты и преподаватели факультета искусств. Здесь созданы такие идеальные условия, которым могли бы позавидовать многие крупные вузы, дающие молодым людям те же специальности, которые они получают на нашем факультете. К услугам будущих актеров не только просторные классы, но и репетиционный зал, а мастера кисти имеют прекрасные светлые мастерские. Теперь появилась материальная база для открытия на факультете еще одной специальности - «Прикладное искусство».

Наши фармацевты вошли в новые аудитории и лаборатории, расположенные на надстроенном шестом этаже, площадь которого составляет не менее тысячи квадратных метров. Здесь созданы условия, которые отвечают самым высоким стандартам. Новые площади, в том числе просторный борцовский зал, получил факультет физического воспитания и спорта. Серьезному ремонту подвергся Дворец спорта, являющийся не только учебным центром самого вуза, но и местом проведения многих престижных республиканских и всероссийских мероприятий.

Была продолжена серьезная работа по компьютеризации деятельности университета: в течение года приобретено 280 компьютеров, в том числе пять комплектов для специализированных классов. Общее количество компьютеров в настоящее время - более 800, что вполне соответствует современным требованиям.

Наши специалисты и хозяйственники провели огромную работу по благоустройству территории университета.

- Ахурбек Алиханович, вопрос личного характера. Вы - известный ученый и писатель, лауреат Государственной литературной премии им. К.Л. Хетагурова, общественный деятель - депутат парламента Республики Северная Осетия-Алания уже в четвертый раз. Только в 2004 году вышли две Ваши книги: «Избранное » художественных произведений во Владикавказе, а в Москве под грифом РАО -исследование по психологии межнациональных отношений. Поделитесь своим секретом, как успешно совмещать научную, писательскую, общественно-политическую и управленческую деятельность?

- Ответ может быть простым: надо заниматься любимым делом и вести здоровый образ жизни. Я далек от мысли о своих исключительных способностях, скорее всего, мое журналистское прошлое приучило меня никогда не лениться, быть оперативным, быстро переключаться с одной работы на другую. Художественное и научное творчество для меня - способ выразить свои мысли, сомнения, переживания, а в общественной и управленческой работе претворяю в жизнь свои взгляды. Вообще я считаю, что в настоящее время что писателю, что научному работнику недостаточно «глаголом жечь сердца людей». Для меня досуг -это творчество, общественная работа - возможность помочь кому-то, управление - способ реализовать идеи.

В своем вопросе Вы разделили виды моей деятельности, но, по сути, я занимаюсь одной работой - словом и делом стараюсь созидать и бываю счастлив, если из этого моего стремления получается что-то путное, полезное для людей. Не

забывайте, что я педагог, всегда с молодежью, к интеллектуальному и нравственному развитию которой никогда не был и не буду равнодушным.

Ежедневно несколько часов сижу перед компьютером. «Ни дня без строчки» - это девиз для меня.

Хочется выразить огромную признательность Министерству образования и науки Российской Федерации, руководству и общественности Республики Северная Осетия-Алания за постоянную заботу, помощь и поддержку.

- Мне показали клуб «Ветеран» вашего университета, оформленный с любовью, вдохновеньем, с какими-то душевным трепетом.

Во дворе университета поставлена скульптурная композиция с выбитыми 96 фамилиями преподавателей и студентов, погибших в Великой Отечественной войне. Какое место занимают ветераны в вашем коллективе?

- Я рад, что мои коллеги показали Вам зал «Ветеран», но дело не только в оформленном помещении. Мы никогда не забывали о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, преподавателей и студентов, сражавшихся против фашизма.

Сейчас из ветеранов войны в университете работают 33 человека, еще 16 человек находятся на заслуженном отдыхе. Мы не только постоянно заботимся о них, поддерживаем материально и морально, но и используем их богатый опыт в воспитании студенчества. Несмотря на возраст, они по сей день являются самыми активными членами нашего коллектива.

Сейчас, в преддверии 60-летия Дня Победы, мы проводим множество различных мероприятий, и, повторюсь, это программа органично вплетена в воспитательную систему вуза, которая успешно развивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.