Научная статья на тему 'Специальное образование на Северном Кавказе в 70-е гг. XX В. (по материалам автономных республик региона)'

Специальное образование на Северном Кавказе в 70-е гг. XX В. (по материалам автономных республик региона) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальное образование на Северном Кавказе в 70-е гг. XX В. (по материалам автономных республик региона)»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2009. № 3. С. 68 - 80. Г. Ш. Каймаразов СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В 70-е гг. XX в.

(По материалам автономных республик региона)

В 70-е гг. продолжался дальнейший, хотя и замедлившийся, рост экономического потенциала страны. В официальных партийных документах, принятых в те годы, говорилось о необходимости осуществления курса на переход к преимущественно интенсивным факторам экономического прогресса, на подъем эффективности и качества работы (Материалы XXVI съезда КПСС. 1981. С. 32).

В 1971-1980 гг. валовой, общественный продукт СССР, по официальным данным, увеличился на 67 %, национальный доход, использованный на потребление и накопление, - на 55 %, продукция сельского хозяйства (среднегодовое производство) - на 23 %. На 66 % увеличились за этот период капитальные вложения и на 82 % общественные фонды потребления (Материалы XXVI съезда КПСС. 1981. С. 32). Позитивные изменения произошли в материальном благосостоянии народа. В 70-е гг. на осуществление общегосударственных мероприятий по повышению заработной платы, пенсий и т.д. было выделено 32 млрд. рублей (Материалы XXVI съезда КПСС. 1981. С. 35).

В 1980 г. заработная плата рабочих и служащих, по сравнению с 1970 г., возросла почти в 1,4 раза. Значительно повысилась оплата труда колхозников. Увеличилось производство товаров народного потребления, большой размах получило жилищное строительство.

Значительные успехи были достигнуты в развитии отечественной культуры. В стране было введено всеобщее среднее образование, расширилась сеть специальных средних и высших учебных заведений, позитивные изменения произошли в системе профессионально-технического образования, в развитии науки, художественной культуры.

В содружестве с другими народами СССР наращивали экономический и духовный потенциал страны народы Северного Кавказа. Так, в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) рост общего объема продукции промышленности Кабардино-Балкарии составил 59% (60 лет Кабардино-Балкарской АССР. 1981. С. 32), Северной Осетии - 42%. На 37% возрос объем продукции промышленности Дагестанской АССР (Народное хозяйство ДАССР за 60 лет. 1981. С. 22).

Происходил рост, хотя и более медленный, чем в промышленности, в сельскохозяйственном производстве. В Чечено-Ингушской АССР, например, производство продукции сельского хозяйства в 1980 г. в сравнении с 1965 г. увеличилось на 29% (Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. 1981. С.42). Аналогичная картина роста сельскохозяйственного производства наблюдалась и в других республиках региона.

Рост экономики создавал более благоприятные условия для повышения материального благосостояния и культуры народа. Государство вкладывало огромные финансовые средства в развитие социально-культурной сферы. Хотя в рассматриваемый период все явственнее стал входить в практику «остаточный принцип» финансирования этой сферы, выделяемые государством материально-финансовые

средства позволяли в целом динамично развивать образование, науку, культуру и искусство. К примеру, в Чечено-Ингушской АССР в 1980 г. на социально- культурные мероприятия и развитие науки было ассигновано 114,2 млн. рублей против 79 млн. руб. в 1970 г. (60 лет Чечено-Ингушской АССР. 1982. С,97). В Кабардино-Балкарской АССР только за годы девятой пятилетки расходы на социальнокультурные мероприятия увеличились на 18,7 млн. рублей, в том числе на просвещение и науку - на 10,6 млн. рублей (Народное хозяйство КабардиноБалкарской АССР за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). 1976. С. 258).

Крупным социально-культурным достижением народов Северного Кавказа, как и других наций и народностей страны, явилось введение в 1970-1980 гг. всеобщего среднего образования. В результате в Дагестанской АССР, например, численность учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ возросла в 1979/80 учебном году по сравнению с 1965/66 учебным годом, более чем в 2,5 раза. В 1980 г. в республике полную среднюю школу окончили 27,9 тыс. человек, или в 13,6 раза больше, чем в 1965 г. (Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. 1981. С. 182).

В 1970 г. из десятых классов общеобразовательных школ Чечено-Ингушской АССР было выпущено 7,8 тыс. человек, а в 1980 г. - 19 тысяч или в 2,4 раза больше. Кроме того, 10 (11) классы вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ окончили еще 4,8 тыс. человек (Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. 1981. С. 138). В Кабардино-Балкарской АССР число лиц, окончивших среднюю общеобразовательную школу, возросло только за годы девятой пятилетки на 3,6 тыс. человек, или почти в полтора раза (Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). 1976. С. 242).

Повсеместное введение всеобщего среднего образования создавало надежную базу для развития высшей, специальной средней школы, системы профессионально-технического обучения молодежи, ускорения темпов и увеличения масштаба подготовки интеллигенции, в том числе из местных народностей региона. Высшая, средняя специальная школы, профессионально-технические училища получили возможность конкурсного отбора молодежи для продолжения образования в этих учебных заведениях, подготовки специалистов. Вместе с тем в связи с резким увеличением выпусков общеобразовательных школ перед вузами и средними специальными учебными заведениями встала серьезная проблема рациональной организации приема абитуриентов. Вузы и средние специальные учебные заведения при относительно небольшом увеличении квот на новый набор студентов не могли принять всех претендентов на получение специального образования.

Поэтому в национальных автономиях Северного Кавказа, как и в стране в целом, наряду с расширением сети специальных учебных заведений и увеличением приема на их дневные отделения, большое развитие получила заочная форма специального образования, а также обучение на вечерних отделениях вузов и техникумов. Открывались филиалы вузов и техникумов в городах и крупных поселках, где для их функционирования имелись необходимые условия.

Часть молодежи с общим средним образованием поглощала расширяющаяся сеть средних профессионально-технических училищ. Меры, принимавшиеся для улучшения работы по профориентации старшеклассников, способствовали тому, что некоторые выпускники общеобразовательных школ поступали на работу на

промышленные предприятия, в колхозы и совхозы, пополняя ряды рабочих и крестьян.

Введения всеобщего среднего образования, позитивные изменения в системе общего среднего образования, способствовали тому, что вузы и средние специальные учебные заведения стали получать не только более многочисленное, но и заметно лучше подготовленное пополнение. Среди поступающих в вузы возрос удельный вес лиц, окончивших средние общеобразовательные школы с золотой медалью и оценками «отлично» и «хорошо» в аттестате зрелости.

Потребности научно-технического прогресса, развития промышленности, индустриализация труда в аграрном секторе экономики, дальнейшая интенсификация производства, его интеграция в рамках общесоюзного народнохозяйственного комплекса выдвигали перед отечественной высшей и средней специальной школой ответственные задачи. Особое значение приобретала проблема повышения качества подготовки специалистов.

Формирование специалистов, соответствующих возросшим требованиям времени, в огромной степени зависело от укрепления материально-технической и учебной базы вузов и техникумов. Государство выделяло на эти цели значительные материально-финансовые средства. В 70-е годы для вузов и многих средних специальных учебных заведений автономных республик Северного Кавказа были построены новые учебные и лабораторные корпуса, студенческие общежития, столовые, а для некоторых - и спортивно-оздоровительные лагеря. На миллионы рублей приобреталось учебное и лабораторное оборудование. Так, Дагестанский университет получил новый лабораторный корпус на 12 тыс. кв. м, университетский планетарий, студенческое общежитие на 610 мест, летний спортивно- оздоровительный лагерь на берегу Каспийского моря на200 мест (Абилов АА, 1973. С. 133).

Лабораторные и учебные корпуса, студенческие общежития, жилые дома для преподавателей были построены или расширены во всех вузах Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. В первой половине 70-х гг. завершился процесс преобразования существовавших педагогических институтов в государственные университеты во всех автономных республиках Северного Кавказа. Вслед за Дагестанским и Кабардино-Балкарским университетами (1957 г.) открылись университеты в Северной Осетии (1969 г.) и Чечено-Ингушетии (1973 г.).

В 1972 г. на базе технических факультетов Дагестанского госуниверситета в г. Махачкале был сформирован новый вуз - политехнический институт. Создание высшего технического учебного заведения в Дагестане явилось показателем возросшего уровня производительных сил, индустрии, капитального строительства в республике, ее впечатляющих достижений в сфере образования и науки, событием большого экономического и социально-культурного значения.

В Северной Осетии и Чечено-Ингушетии в связи с созданием государственных университетов расширился профиль подготовки специалистов высокой квалификации. В Северо-Осетинском университете были открыты юридический и экономический факультеты. Ряд новых факультетов был создан в ЧеченоИнгушском университете. В Кабардино-Балкарском университете вслед за сельскохозяйственным и медицинским появился учетно-экономический факультет. В Дагестанском университете на базе существовавшего с сентября 1971 г. экономико-правового факультета были созданы самостоятельные экономический, юридический и торговый факультеты. Новые факультеты и отделения открылись также

в Дагестанском педагогическом, Горском сельскохозяйственном, Грозненском нефтяном и Северо-Кавказском горно-металлургическом институтах.

Изменения в структуре вузовского образования, расширение профиля подготовки специалистов в рассматриваемый период осуществлялись при относительно небольшом увеличении контингента обучающихся. Заметный рост численности студентов произошел в эти годы только в Дагестане, где, как отмечалось, в 1972 г. был открыт политехнический институт.

Таблица 1

Динамика контингента студентов вузов Северного Кавказа за годы девятой

и десятой пятилеток

Автономные республики 1970 г. 1975 г. 1980 г.

Число вузов В них студентов (тыс.) Число вузов В них студентов (тыс.) Число вузов В них студентов (тыс.)

ДАССР 4 20,4 5 22,9 5 26,2

КБАССР 1 9,0 1 8,7 1 8,9

СОАССР 4 19,8 4 18,1 4 19,2

ЧИАССР 2 12,8 2 11,4 2 12,2

Всего: 11 62,0 12 61,1 12 66,5

(По: Народное хозяйство РСФСР в 1970 году. 1971. С.434; Народное хозяйство РСФСР в 1975 году. 1976. С.455; Народное хозяйство РСФСР в 1980 году. 1981. С.340- 341).

Таким образом, численность студентов высших учебных заведений в автономных республиках Северного Кавказа возросла в 70-е гг. на 4,5 тыс. человек. Властные структуры старались регулировать подготовку специалистов в соответствии с потребностями экономики, социальной сферы, управленческого аппарата, правоохранительной и правоприменительной системы и др. Произошло некоторое сокращение приема студентов по отдельным специальностям и увеличение приема в вузы молодежи для подготовки квалифицированных кадров по тем специальностям, в которых республики испытывали возросшую потребность.

В рассматриваемые годы значительная часть студентов северокавказских ву -зов обучалась на заочных и вечерних отделениях. Так, в 1970/71 учебном году в Чечено-Ингушской АССР из общей численности 12,8 тыс. студентов 6,8 тыс., или 53,1 %, обучались на заочных и вечерних отделениях (Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1986. С. 105), хотя в течение десятилетия соотношение обучающихся на дневных, заочных и вечерних отделениях изменилось в пользу первых, и в 1980 г. около 42 % студентов вузов республики было охвачено заочной и вечерней формой обучения (Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1986. С. 105).

Схожей была картина в Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР. В 1970/71 учебном году 50% студентов Кабардино-Балкарского университета обучалось на заочных и вечерних отделениях. К середине 70-х гг. картина в вузе несколько изменилась. Количество обучающихся на дневных отделениях увеличилось на 200 человек, а на заочных и вечерних - уменьшилось на 500 человек (Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за годы девятой пятилетки

(1971-1975 гг.). 1976. С. 244). В вузах Северо-Осетинской АССР в 1973/74 учебном году 38,3% студентов получили высшее образование на заочных и вечерних отделениях (Северная Осетия за 50 лет. С. 136).

К концу исследуемого десятилетия заочной и вечерней формой обучения было охвачено 9 тыс. студентов или 35,5% общего контингента обучающихся в вузах Дагестанской АССР (Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. 1972. С. 209; Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет.

1981. С. 244).

Изменения произошли и в национальном составе контингентов студентов вузов республик Северного Кавказа. Студенческий корпус стал еще более многонациональным. В вузах региона наряду с местной молодежью обучались представители многих наций и народностей СССР. Так, в Дагестанском мединституте, помимо дагестанцев, обучались представители 18 союзных, автономных республик, краев и областей страны. В 1977 г., например, в институт были приняты представители 31 национальности СССР (ЦГА РД. Ф. 1-й. Оп. 162. Д. 474. Л. 166). В 1980 г. в вузах Чечено-Ингушской АССР, помимо чеченцев и ингушей, получали высшее образование 5270 русских, 501 дагестанец, 1158 студентов из других национальностей страны (60 лет Чечено-Ингушской АССР. 1982. С. 102).

Практически исчезли барьеры, связанные не только с нехваткой подготовленной молодежи для продолжения образования в городах других республик, краев и областей, но и с местными историческими, бытовыми и иными традициями.

Дальнейшая экономическая интеграция, развитие взаимосвязей в области культуры, обмен опытом в хозяйственной деятельности, культурном строительстве сближали народы, способствовали росту их сотрудничества и взаимодействия во всех сферах экономической и духовной жизни. Вместе с тем изменения, происходившие в национальном составе северокавказского студенчества, его прогрессирующая интернационализация свидетельствовали о возросшем авторитете вузов региона.

Одновременно происходил рост численности студентов из местных национальностей Северного Кавказа, особенно из тех районов края, которые испытывали наибольшую потребность в специалистах. Так, если в Северной Осетии, относительно лучше обеспеченной квалифицированными специалистами, рост числа студентов из местного населения был незначительным, то в Чечено-Ингушетии количество обучающихся в вузах из коренных национальностей заметно возросло. За десятилетие количество студентов-чеченцев увеличилось с 3809 человек в 1970/71 учебном году до 5303 человек в 1980/81 учебном году (41,3%) и студен-тов-ингушей соответственно с 747 до 1305 человек (76%) (60 лет ЧеченоИнгушской АССР. 1982. С. 102).

В рассматриваемые годы в вузах автономных республик Северного Кавказа увеличилась и численность девушек, в частности из коренных народностей региона. Так, из 842 студентов, принятых в Дагестанский педагогический институт в 1977 г., девушек было 444 (52,7%). Выходцами из сельских районов республики были 669 человек или 79,5% от принятых в вуз (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 474. Л. 34). В Дагестанский госуниверситет в 1977 г. было принято 850 студентов, среди них девушек было 404, или 47,5%, что на 6% больше, чем в 1975 г. Из общего контингента принятых в университет 476 человек, или около 57%, являлись выходцами из сельской местности (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 142. Л. 62, 69). В Кабардино-Балкарском госуниверситете численность женщин в составе студентов

увеличилась с 41% в 1970/71 учебном году до 48% в 1974/75 учебном году (Кабардино-Балкарская АССР за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). 1976. С. 246).

Следует отметить, что государственные и партийные органы автономных республик, как и в предыдущий период, уделяли повышенное внимание вовлечению в вузы сельской молодежи. Объяснялось это тем, что и в рассматриваемое время село продолжало заметно отставать от города по обеспеченности отраслей хозяйства, социально-культурной сферы, управленческих структур квалифицированными специалистами. А в ряде отдаленных горных районов в них ощущалась острая потребность. В Дагестанской АССР, например, сохранились льготы для молодежи из ряда районов при поступлении на педагогические факультеты университета и в педагогический институт. В Дагестанский педагогический институт на льготных условиях принималось до 200 юношей и девушек из отдаленных горных и некоторых других районов республики, испытывавших острую нужду в учителях с высшим образованием. К примеру, в 1977 г. институт принял из этих районов 229 человек (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 474. Л. 43). 113 представителей молодежи из 14 районов были зачислены студентами на льготных условиях на педагогические факультеты Дагестанского госуниверситета (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 474. Л. 59).

В республиках Северного Кавказа важное место в деятельности структур исполнительной власти и партийных органов в области кадровой политики и руководства специальных учебных заведений по подготовке специалистов занимал «национальный фактор». Приходилось учитывать не только степень обеспеченности специалистами отдельных горных районов, но и недостаточный охват учебой в специальных учебных заведениях выходцев из местных народностей. Например, в Дагестанской АССР, отличающейся чрезвычайной национально-этнической и языковой пестротой, для решения этой проблемы принимались дополнительные меры социально-культурного характера, в том числе предоставление молодежи из горных районов льгот для продолжения образования в вузах и техникумах.

Партийные и государственные органы страны, автономных республик, ректораты вузов и дирекции техникумов руководствовались сложившейся с первых лет советской власти традицией, согласно которой при наборе студентов в специальные учебные заведения особая забота проявлялась о выходцах из рабочих и крестьян (колхозников). Принимались специальные меры для увеличения численности студентов вузов за счет сельской молодежи. Преподаватели вузов выезжали в сельские районы, встречались с выпускниками школ, оказывали им помощь в выборе профессии. В вузах проводились Дни открытых дверей, встречи с известными специалистами, выпускниками этих учебных заведений.

В 1969 г. по решению Совета Министров СССР в вузах были открыты подго -товительные отделения. На эти отделения зачислялись выпускники средних общеобразовательных школ, имевшие не менее года производственного стажа, по рекомендации предприятий, колхозов, совхозов, а также воины, демобилизовавшиеся из рядов Советской армии. Успешно завершившие учебу на подготовительных отделениях зачислялись на соответствующие факультеты высших учебных заведений. Таким образом, в состав студентов вузов ежегодно вливались молодые люди с хорошей общеобразовательной подготовкой и опытом практической работы.

Принимавшиеся меры способствовали росту численности студенческих коллективов вузов, увеличению выпуска специалистов с высшим образованием. По-

зитивно сказались они и на повышении уровня подготовки специалистов. В 70-е гг. выпуск специалистов вузами автономных республик Северного Кавказа заметно увеличился. Так, только в 1970-1975 гг. Кабардино-Балкарский университет подготовил 7,9 тыс. специалистов с высшим образованием. В 1975 г. он выпустил специалистов в 3 раза больше, чем в 1965 г. (Народное хозяйство КабардиноБалкарской АССР за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). 1976. С. 259). В 1980 г. университетом было подготовлено 1,4 тыс. специалистов для различных отраслей народного хозяйства (60 лет Кабардино-Балкарской АССР. 1981. С. 155). В эти годы существенно вырос выпуск специалистов вузами Северной Осетии для промышленности и строительства (Северная Осетия за 50 лет. 1974. С. 139). Вузы Чечено-Ингушетии подготовили за годы девятой и десятой пятилеток (1970-1980 гг.) 18,3 тыс. специалистов, что на 6,3 тыс. специалистов больше, чем за два предыдущих пятилетия (Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки. 1986. С. 105).

Существенно увеличили в 70-е гг. выпуски специалистов вузы Дагестана. В 1971 г. они подготовили 2,7 тыс. специалистов, в 1976 г. - 3,6 тыс., в 1980/81 учебном году - 4,1 тыс. (Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. 1987. С. 213). Только в 1975 - 1979 гг. дагестанские вузы выпустили подготовлено 18,2 тыс. специалистов (Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. 1981. С. 184). К началу 1980-х гг. Дагестанский педагогический институт готовил учителей по 16 специальностям (Магомедов А.М., 1981. С. 231).

Тысячи представителей молодежи Дагестана, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии продолжали образование в различных вузах за пределами республик, куда они поступали, за небольшим исключением, на общих основаниях, что свидетельствовало о высоком уровне общего образования в автономных республиках региона.

Сохранились, однако, и некоторые льготы для молодежи из местных народностей республик при поступлении в вузы, готовящие специалистов по отдельным «дефицитным» техническим специальностям, специалистов в области культурно-просветительной работы, искусства и др. Для представителей молодежи коренных народностей национальных автономий региона выделялись специальные места. В ряде учебных заведений искусства Москвы, Ленинграда, Баку, Тбилиси, Еревана, Ростова-на-Дону были открыты национальные студии, выпускники которых пополняли коллективы театров и других учреждений искусства Северного Кавказа.

Успехи высшего образования в национальных автономиях, помощь в подготовке специалистов других республик, в первую очередь РСФСР, способствовали тому, что отрасли экономики, социально-культурная сфера, управленческие структуры, аппарат общественных организаций Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечено-Ингушетии в целом динамично пополнялись специалистами высокой квалификации. В 1980 г. в народном хозяйстве автономных республик Северного Кавказа было занято 147,2 тыс. специалистов с высшим образованием, что в 1,8 раза больше, чем в 1970 г. (Народное хозяйство РСФСР в 1970 году. 1971. С. 347; Народное хозяйство РСФСР в 1980 году. 1981. С. 225).

В рассматриваемые годы в автономных республиках Северного Кавказа заметные позитивные изменения произошли в развитии среднего специального образования. Улучшению подготовки специалистов со средним образованием способствовали и мероприятия, проведенные в республиках, по выполнению поста-

новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 августа 1974 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием». В постановлении давалась установка на дальнейшее совершенствование специализации средних учебных заведений, усиление руководства и контроля учебно-воспитательным процессом, на более широкое и рациональное использование в народном хозяйстве специалистов со средним образованием (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1978. С. 436-444).

В феврале 1975 г. состоялось всесоюзное совещание работников среднего специального образования, на котором обсуждались вопросы улучшения работы средних специальных учебных заведений и использования специалистов со средним образованием в народном хозяйстве.

Аналогичные совещания были проведены и в республиках Северного Кавказа. Так, на республиканском совещании работников средних учебных заведений Дагестана в сентябре 1975 г. говорилось о некотором росте успеваемости учащихся, улучшении практической подготовки выпускников техникумов и училищ. Этому способствовало прикрепление к средним учебным заведениям в качестве базовых передовых предприятий, расширение сети учебных кабинетов и лабораторий, учебно-производственных мастерских, повышение квалификации работников, занимающихся производственным обучением учащихся, улучшение использования в учебном процессе технических средств (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 143. Л. 10, 12).

В республиках были созданы советы директоров средних специальных учебных заведений. В их состав, кроме директоров, вошли представители местных партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций.

В 70-е гг. сеть средних специальных учебных заведений в автономных республиках Северного Кавказа возросла незначительно, всего на 3 единицы (с 61 до 64 учебных заведений). Численность учащихся в них составила в 1980 г. 67 тыс. и увеличилась по сравнению с 1970 г. на 3,4 тыс. человек. (Народное хозяйство РСФСР в 1970 году. 1971. С. 437; Народное хозяйство РСФСР в 1980 году. 1981. С. 344-345). Увеличение численности учащихся произошло в Кабардино-Балкарии и Дагестане. Изменения наблюдались в структуре техникумов и училищ, в профиле подготавливаемых специалистов и были вызваны потребностями народнохозяйственного и культурного развития республик.

Укреплялась материальная база учебных заведений. Все они располагали квалифицированными преподавательскими кадрами, а многие превратились в крупные центры по подготовке специалистов со средним специальным образованием. К примеру, в 1970 г. Назрановский сельскохозяйственный техникум ЧИАССР был преобразован в Назрановский совхоз-техникум. Ему было выделено 3497 га земельной площади, из них 1897 га пашни. К 1973 г. площадь пашни увеличилась до 3800 га, где техникум выращивал пшеницу, подсолнечник, овощи, кормовые культуры. Это учебное заведение обзавелось и молочно-товарной фермой. В 70-е гг. совхоз-техникум получил новые учебный и лабораторный корпуса на 600 мест, общежитие на 220 коек, построил жилой дом для преподавателей. Техникум наряду с младшими агрономами-полеводами готовил зоотехников, ветеринаров, бухгалтеров-плановиков со средним специальным образованием. Уже в 1975 г. только на дневном отделении техникума обучалось 960 учащихся. К

концу девятой пятилетки Назрановский совхоз-техникум подготовил около 4 тысяч специалистов сельского хозяйства.

За годы девятой пятилетки 2521 специалист со средним образованием выпустил Дагестанский механический техникум (г. Махачкала), который имел филиалы в гг. Каспийске, Избербаше, Буйнакске. Дербентский и Кизлярский филиалы были преобразованы в самостоятельные техникумы. Механический техникум располагал хорошо оборудованными механическими и слесарными мастерскими, лабораториями, кабинетами (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 474. Л. 96).

В 1979 г. в Дагестанском политехническом техникуме обучалось 2355 учащихся - представители более 20 национальностей страны. Только за четыре года десятой пятилетки (1976-1979 гг.) его окончили 2230 человек по восьми специальностям (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 114. Л. 4, 5). В 1978 г., например, выпускники техникума были направлены на работу в семь союзных республик, четыре автономные республики и многие края и области страны.

Далеко за пределами своих республик трудились выпускники СевероОсетинского горно-металлургического, индустриального техникума, техникума железнодорожного транспорта, Грозненского нефтяного техникума, средних специальных учебных заведений г. Нальчика.

Несмотря на то, что в 70-е гг. в вузы стало поступать значительно больше выпускников средних общеобразовательных школ, тяга молодежи к средним специальным учебным заведениям продолжала расти. Объяснялось это и значительным увеличением выпуска из средних общеобразовательных школ, и сохраняющимся престижем среднего специального образования. Система среднего специального образования имела возможность конкурсного отбора молодежи. В 1975 г., например, в Дагестанский политехнический техникум на 510 мест было подано 1495 заявлений, в Махачкалинский автодорожный техникум (в 1977 г.) на 270 мест - 1223 заявления (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 142. Л. 3; Д. 474. Л. 4).

Много молодежи, особенно девушек, шло в средние медицинские учебные заведения, а также на отделения техникумов, готовящих специалистов по технологии пищевой и консервной промышленности. В сельскохозяйственных техникумах и на большинстве отделений технических средних учебных заведений среди подавших заявления преобладающее большинство составляли юноши.

Государственные и партийные органы, ведавшие подготовкой кадров в системе среднего специального образования, делали многое, чтобы ее деятельность в возможно большей степени соответствовала потребностям развития экономики, социально-культурной сферы. В Дагестане, например, в рассматриваемые годы произошло некоторое сокращение сети педагогических училищ, был прекращен прием на нефтяное отделение Дагестанского политехникума, были внесены некоторые коррективы в подготовку специалистов в учебные заведения, подведомственные Министерству культуры республики. В то же время был открыт (1975 г.) гидромелиоративный техникум (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 475. Л. 50-51).

В целом выпуск специалистов со средним образованием в автономных республиках в рассматриваемый период увеличился. К примеру, средние специальные учебные заведения Северо-Осетинской АССР подготовили в 1970 г. 3,5 тыс. специалистов, в 1975 г. - 3,9 тыс. и в 1980 - около 4,2 тыс. (Северная Осетия за годы одиннадцатой пятилетки. 1986. С. 120). Техникумы и училища Кабардино-Балкарии выпустили за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.) - 13,8 тыс. специалистов со средним образованием и 3,6 тыс. в 1980 г. (Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.). 1976. С. 243; 60 лет Кабардино-Балкарской АССР. 1981. С. 155). В Чечено-Ингушской АССР в 70-е гг. средними специальными учебными заведениями было подготов-

лено 38,7 тыс. специалистов (Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. 1981. С. 139), Дагестанской АССР - 6,4 тыс. специалистов в 1975 г. и более 34,4 тыс. за годы десятой пятилетки (1976-1980 гг.) (Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. 1972. С. 213; Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. 1987. С. 215).

Для улучшения уровня подготовки специалистов с высшим и средним образованием важнейшее значение имело укомплектование вузов и техникумов высококвалифицированными преподавательскими кадрами. К концу 70-х гг. преподаватели практически всех средних специальных учебных заведений региона имели высшее образование. Существенно пополнились высококвалифицированными преподавательскими кадрами вузы Северного Кавказа. В Северо-Осетинской АССР уже в 1973 г. научной и научно-педагогической работой было занято 2055 человек, из которых 55 имели ученую степень доктора и 619 - кандидата наук. Аспирантскую подготовку при вузах этой республики прошли в эти годы 126 человек, в том числе 44 - без отрыва от производства (Северная Осетия за 50 лет. 1974. С. 139-140).

На пленуме Дагестанского обкома КПСС, состоявшемся 22 октября 1979 г., отмечалось, что за последние 10 лет число дипломированных научных и научнопедагогических работников увеличилось в республике на 14,2%, в том числе в вузах на 20%. Из общей численности (2745) научных и научно-педагогических работников 129 человек имели ученую степень доктора и 1266 кандидата наук (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 38. Л. 7).

Партийные и государственные органы автономных республик Северного Кавказа контролировали работу вузов и техникумов, акцентировали внимание их руководителей на необходимость совершенствования деятельности учебных заведений, повышения профессиональной квалификации преподавателей. Вузы и техникумы нацеливались на улучшение практической подготовки будущих специалистов, на воспитание студенчества в духе преданности социалистической идее, непоколебимой верности общественному и государственному строю, утвердившемуся в стране после Октября 1917 г.

В рассматриваемые годы значительное внимание уделялось повышению профессиональной квалификации преподавателей вузов и техникумов на специальных курсах. Преподаватели техникумов и училищ периодически проходили переподготовку на курсах при соответствующих вузах и институтах усовершенствования учителей. Вузовские преподаватели занимались на 4-6-месячных курсах при ведущих вузах страны, в частности, преподаватели северокавказских вузов - на факультетах повышения квалификации при Московском и Ленинградском пединститутах, Ростовском госуниверситете, в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и других высших учебных заведениях.

Однако в работе вузов Северного Кавказа по повышению профессиональной квалификации преподавателей имелись и недостатки. Так, в мае 1978 г. коллегия Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР при обсуждении «Основных итогов деятельности высших учебных заведений Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР в 1977 г.» отметила, что ректораты Дагестанского и Северо-Осетинского университетов не выполнили планы командирования преподавателей на факультеты повышения квалификации (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 164. Д. 114. Л. 15). Не выполнил план направления преподавателей кафедр общественных наук в институты повышения квалификации и Кабардино-Балкарский университет (Оп. 164. Д. 114. Л. 15). Однако в целом система повышения квалификации существенно способствовала росту профессионального

уровня преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, совершенствованию качества их работы.

По данным известного дагестанского историка А.А. Абилова, к началу 1980 г. в вузах автономных республик и областей Северного Кавказа работало свыше 230 профессоров и 2350 кандидатов наук (Абилов А.А., 1982. С. 230). Среди них было немало крупных ученых, известных в Северо-Кавказском регионе и России специалистов в области естественных и общественных наук. Это доктора наук, профессора А. Абилов, Р. Магомедов, Б. Кашкаев, Н. Золотарев, К. Магомедов, Р. Аскерханов, А. Магомедов, Н. Курдюмов, М. Джамбулатов, М. Омаров, И. Ша-мов, X. Рамазанов, Ш. Магомедов и др. (Дагестанская АССР), X. Бербеков, Т. Кумыков, М. Балкаров, Г. Мамбетов, А. Текуев, В. Тлостанов, Р. Гугов, Дж. Коков и др. (Кабардино-Балкарская АССР), В. Абаев, М. Тотоев, Е. Жуковский, М. Гиоев, У. Такулов, Б. Цуциев, Г. Хетагуров и др. (Северо-Осетинская АССР), В. Крикунов, 3. Гойгова, К. Ефанов, Б. Виноградов, И. Лоов и др. (Чечено-Ингушская АССР).

Рост профессиональной квалификации и творческой активности преподавателей специальных учебных заведений служил существенным фактором вооружения студенчества теоретическими знаниями, подготовки его к будущей профессиональной деятельности по специальности. Наряду с совершенствованием уровня преподавания в специальных учебных заведениях стало уделяться больше внимания работе различных студенческих научных кружков, где студентам прививался навык научно-исследовательской работы, интерес к общественной деятельности.

В рассматриваемые годы тысячи студентов и учащихся техникумов и училищ Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии во время трудового семестра помогали труженикам села в уборке урожая сельскохозяйственных культур, участвовали в составе строительных отрядов в возведении новостроек во многих районах страны. Это свидетельствовало о стремлении учащейся молодежи после окончания учебного заведения быть готовой вносить достойный вклад в развитие экономики, культуры, динамичный прогресс общественной жизни.

Вместе с тем на рубеже 70-80-х гг. в сложном деле подготовки специалистов высшей и средней квалификации, организации учебно-воспитательной работы вузов и техникумов более отчетливо стало проявляться увлечение количественными показателями, наблюдалась практика завышения оценок знаний студентов и учащихся. Получили распространение такие негативные явления как «процентомания», начетничество, формализм в воспитательной работе. Некоторая часть выпускников вузов и техникумов получала на государственных экзаменах более низкие оценки, чем на экзаменах во время сессий. Высоким оставался процент студентов, особенно заочников, сдававших государственные экзамены на «удовлетворительно». К примеру, в 1980 г. более половины заочников - выпускников исторического факультета Дагестанского университета получили на госэкзаменах по истории СССР и всеобщей истории оценку «удовлетворительно» (Отчет о работе Государственной экзаменационной комиссии исторического факультета ДГУ. 1980. С. 5-6).

В 70-е гг. подавляющее большинство выпускников вузов автономных республик выполняло дипломные работы и проекты. Более разнообразной стала их тематика, а лучшие дипломные проекты, рекомендации, содержащиеся в них, находили практическое применение в народном хозяйстве, социально-культурной сфере. Практиковалось выполнение дипломных проектов студентами технических

и сельскохозяйственных вузов и некоторых факультетов университетов по заказу промышленных предприятий и хозяйственных организаций.

Однако кафедры вузов не всегда уделяли достаточное внимание тщательному отбору тем дипломных исследований, соответствию их актуальным проблемам народно-хозяйственного и социально-культурного развития республик. В области гуманитарных дисциплин рекомендуемые для выполнения темы дипломных работ зачастую не нацеливали выпускников на самостоятельное творчество при изучении актуальных вопросов истории, экономики и культуры. Имелись недостатки и в подборе руководителей дипломных работ. В результате некоторая часть дипломных исследований оказывалась выполненной на недостаточно высоком уровне, и была мало значимой в практическом отношении.

Существенным пробелом в деятельности вузов и средних специальных учеб -ных заведений в рассматриваемый период являлся отсев студентов и учащихся до окончания курса обучения. Причины отсева были разнообразные. Однако чаще он был связан с неуспеваемостью. Более высокий процент отчислений наблюдался среди заочников. Не все студенты-заочники справлялись с трудностями учебы без отрыва от основной работы, особенно там, где руководители ведомств, организаций и учреждений не уделяли должного внимания созданию для них благоприятных условий.

В постановлении коллегии Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 4 мая 1978 г. Грозненский нефтяной институт был назван в числе вузов России, допустивших в 1977 г. высокий отсев студентов - 8,1% (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 164. Д. 114. Л. 15). Высоким был процент отчислений студентов вечернего отделения в Чечено-Ингушском университете - 28,2% (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 164. Д. 114. Л. 18). В том же году Северо-Осетинский госуниверситет оказался в списке российских вузов, в которых была низкая успеваемость студен-тов-заочников (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 164. Д. 114. Л. 18). В Дагестанской АССР в 1977/78 и 1978/79 учебных годах из дневных отделений вузов в основном по неуспеваемости и за поведение, «несовместимое со званием студента», а также по другим причинам было отчислено более 600 человек (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 46. Л. 72).

Имели место факты, когда некоторые выпускники специальных учебных заведений не являлись на место назначения. Так, в 1976-1978 гг. из 1137 выпускников Дагестанского университета, получивших распределение в школы республики, 41 не приступил к работе (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 46. Л. 72).

Партийные и государственные органы, коллективы вузов и средних специальных учебных заведений автономных республик проводили значительную работу по преодолению недостатков в подготовке специалистов, трудностей и негативных проявлений в деятельности системы специального образования. Обобщался положительный опыт работы передовых вузов и техникумов, многое делалось, чтобы он стал достоянием других специальных учебных заведений региона.

К началу 80-х гг. автономные республики Северного Кавказа добились впечатляющих успехов в развитии специального образования. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие данные: Дагестанский госуниверситет (до 1957 г.

пединститут) подготовил к тому времени более 22 тыс. специалистов, Севе-ро-Осетинский (Горский) сельскохозяйственный институт - 17 тыс., Грозненский нефтяной институт - более 20 тыс., Кабардино-Балкарский госуниверситет (бывший пединститут) - более 17 тыс. (Абилов А.А., 1982. С. 230).

Многотысячный отряд специалистов подготовили такие известные на Северном Кавказе и за его пределами средние специальные учебные заведения, как Се-

веро-Осетинский горнометаллургический, Грозненский нефтяной, Нальчикский педагогический, Махачкалинский механический и другие техникумы и училища.

В результате динамичной в целом деятельности системы специального образования в автономных республиках Северного Кавказа, обучения северокавказской молодежи в учебных заведениях за пределами региона к концу рассматриваемого периода Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Чечено-Ингушетия в основном преодолели нехватку специалистов в отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, в системе государственного и хозяйственного управления, в значительной степени и в сфере обслуживания. В 1980 г. в народном хозяйстве автономных республик Северного Кавказа было занято 336,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, из них 147,2 тыс. с высшим и 189,3 тыс. со средним образованием. В 70-е гг. численность специалистов в регионе увеличилась на 140,3 тыс. человек, в том числе с высшим образованием -на 66,9 тыс. человек (Народное хозяйство в РСФСР в 1970 году. 1971. С. 347, 349; Народное хозяйство РсФсР в 1980 году. 1981. С. 225).

БИБЛИОГРАФИЯ

Абилов А.А. Дагестанский государственный университет им. В.И. Ленина. Махачкала, 1973.

Абилов А.А. Высшая школа и ее влияние на развитие экономики и культуры национальных автономий Северного Кавказа в условиях развитого социализма // Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа. Грозный,

1982.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд-е 8-е. Т.2. М., 1978.

Магомедов A.M. Дагестанский педагогический. Махачкала, 1981.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы XXVI съезда КПСС. М, 1981.

Народное хозяйство Дагестанской АССР к 50-летию образования СССР. Юбил. стат. сб. - Махачкала, 1972.

Народное хозяйство Дагестанской АССР за 60 лет. Юбил. стат. сб. Махачкала, 1981.

Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке. Стат. сб. Махачкала, 1987.

Народное хозяйство Кабардино-Балкарской АССР за годы девятой пятилетки. (1971-1975 гг.). Стат. сб. Нальчик, 1976.

Народное хозяйство РСФСР в 1970 году. Стат. ежегодник. М., 1971.

Народное хозяйство РСФСР в 1975 году. Стат. ежегодник. М., 1976.

Народное хозяйство РСФСР в 1980 году. Стат. ежегодник. М., 1981.

Северная Осетия за 50 лет. Стат. сб. Орджоникидзе, 1974.

Северная Осетия за годы одиннадцатой пятилетки. Стат. сб. Орджоникидзе, 1986.

Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф.1-п. Оп.162. Д. 142, 143,474,475.

ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 164. Д. 114.

ЦГА РД. Ф. 1-П. Оп. 165. Д.38, 46, 114.

Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. Стат. сб. Грозный, 1981.

Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки. Стат. сб. Грозный, 1986.

60 лет Кабардино-Балкарской АССР. Стат. сб. Нальчик, 1981.

60 лет Чечено-Ингушской АССР. Стат. сб. Грозный, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.