УДК 378
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк
Основная идея современного высшего педагогического образования заключается в переориентации педвуза на подготовку учителя-профессионала. Учитель начальных классов в естественнонаучном образовании младших школьников должен стать организатором напряженной, самостоятельной учебной работы учащихся по решению проблемных задач, формированию творческого мышления, ценностных ориентаций, экологической культуры. Обновленная система методической подготовки учителей к естественнонаучному образованию младших школьников включает ряд взаимосвязанных элементов: обновленный теоретический курс методики преподавания естествознания, спецкурсы, практические занятия, педагогическую практику, полевую практику и научно-исследовательскую работу студентов.
Лекционно-практические занятия по методике естествознания являются фундаментом для формирования профессиональных умений и методических знаний студентов педвуза. Дополнительной формой в системе подготовки студентов к профессиональной деятельности являются педагогическая и полевая практики, которые способствуют углублению теоретических знаний и формированию профессиональных умений будущих учителей.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования [1] предусмотрено 20 недель учебной и педагогической практики. Традиционно из них 4 недели
отводится на полевую практику по естественногеографическим дисциплинам (1 курс), а остальные 16 недель - на педагогическую (2-5 курсы). Мы сочли возможным сократить педагогическую практику на факультете педагогики и методики начального образования (ФПМНО) на одну неделю и обозначить ее как полевую практику по методике преподавания естествознания.
Появление полевой практики на ФПМНО не случайно. В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования «изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе» [6, с. 48].
В соответствии с названными требованиями выпускники педвузов должны хорошо знать природное окружение, понимать хрупкость и уязвимость природных систем, уважительно и с любовью относиться к природным объектам, уметь про-
фессионально грамотно проводить с учащимися исследовательскую работу в природе. Однако уровень подобных и умений у студентов оставляет желать лучшего. Об этом свидетельствуют результаты диагностических проверочных работ и педагогических наблюдений, которые проводились на факультетах педагогики и методики начального образования в Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) и Кузбасском областном педагогическом институте (КОПИ).
Студенты ФПМНО затрудняются в определении сторон горизонта по солнцу и местным признакам, вида почв и полезных ископаемых, видового разнообразия растений и животных, объяснении погодных и фенологических изменений и др. Для студентов сложными являются определение целей работы в природе, организация и проведение наблюдений, опытов, практических работ. При этом следует отметить, что материал, полученный при изучении базовых дисциплин - землеведения, ботаники, зоологии, экологии и краеведения и прохождении полевой практики по названным предметам, используется студентами при организации работы с учащимися во время педпрактики достаточно редко.
Чтобы в определенной мере ликвидировать несоответствие между существующим положением и учебными задачами, мы пришли к выводу о целесообразности использования такой формы работы, как методическая полевая практика. В исследовании мы рассматриваем методическую полевую практику как компонент системы методической подготовки будущего учителя начальных классов к естественнонаучному образованию, направленный на совершенствование профессиональных умений проведения исследований природы с младшими школьниками.
Основные задачи методической полевой практики в системе подготовки студентов к естественнонаучному образованию младших школьников:
- расширить и углубить знания студентов о природе родного края, его экологических проблемах, путях их решения;
- совершенствовать профессиональные умения и навыки проведения наблюдений и экскурсий с младшими школьниками в природе;
- способствовать формированию научного мировоззрения, экологическому и эстетическому воспитанию студентов;
- развивать у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании навыков исследования природы.
На методическую полевую практику отводилось 30 часов в 7-8 семестрах. Основные виды работы студентов на полевой практике: природоведческие экскурсии, самостоятельные наблюде-
ния природы, составление конспектов экскурсий, обработка собранного материала, изготовление гербариев и коллекций. Практика планировалась с учетом сезонных условий региона, большая часть занятий проходила в осеннее и весеннее время года. В основу программы методической полевой практики положен эколого-краеведческий подход, поскольку он в наибольшей степени отражает принципы построения программы естествознания начальной школы.
В нашем исследовании базой полевой практики по методике естествознания являлись парки, скверы и пришкольные участки городов Кемеровской области, экологическая тропа г. Новокузнецка, заповедник «Томская писаница» (г. Кемерово), музей-заповедник «Кузнецкая крепость» (г. Новокузнецк).
Содержание полевой практики реализовалось на теоретических и практических занятиях. Теоретическая часть включала изучение вопросов организации практических работ на местности, экскурсий в природу, опытнической, натуралистической и исследовательской работы учащихся. Практическая часть включала разработку, планирование и проведение студентами наблюдений, экскурсий и природоохранных мероприятий в природе; обработку природного материала, собранного во время экскурсий.
Полевая практика проводилась поэтапно: подготовительный, основной, итоговый этапы. На подготовительном этапе рассматривались вопросы по организации полевой практики: выбор и характеристика базы для проведения практики, подготовка оборудования, определение объектов изучения.
В содержании основного этапа практики были отражены цель, задачи, содержание работы, исследовательские задания. Для осуществления натуралистической и экологической работы студентов проводились экскурсии в природу. Вначале студенты знакомились с тематикой экскурсии для учащихся I—IV классов, предусмотренной программой начальной школы, затем предлагали свои темы экскурсий. В процессе работы у студентов формировались умения по сбору и определению растений, подготовке гербариев, определению мелких животных, сбору и определению образцов почв, горных пород и минералов. В ходе полевых практик осуществлялись исследования вегетационных периодов развития растений, сезонных изменений в жизни различных животных, следов их деятельности, экологического состояния пришкольных участков, парков и скверов. В процессе итогового этапа по результатам практики студенты представляли отчетную документацию, на заключительном занятии проходила презентация проведенной исследовательской работы, зачет проводился в виде собеседования.
При организации методической полевой практики проводились комплексные экскурсии в природу в различные сезоны. Их проведению предшествовало установочное практическое занятие, на котором студенты знакомились с целью практики, содержанием и организацией работы. Кроме того, был организован просмотр видеофильмов о природе Кемеровской области и о сезонных изменениях, происходящих в ближайшем природном окружении («Экскурсии в природу: осень, зима, весна», «Уходящие в поднебесье», «Географические исследования в городе»), и слайдов «Дикорастущие и декоративные растения Кемеровской области».
Первую экскурсию в природу проводил преподаватель. Экскурсия была иллюстративной с элементами исследовательской работы студентов. При анализе экскурсии студенты пришли к выводу о важности для учителя хорошего знания природного окружения и владения методами организации работы учащихся в природе. Затем студенты знакомились с необходимой научно-методической и краеведческой литературой, преподавателем проводились консультации, собеседования об особенностях природы родного края в различные сезоны и о проведении наблюдений.
В настоящее время имеется большое количество литературных источников, разработанных краеведами, фенологами и методистами, в которых представлен богатый материал о природе края, особенностях сезонов года, указаны средние сроки наступления различных природных явлений, включаются народные приметы, пословицы, поговорки. Работа с этой литературой позволяет студенту составить подробную характеристику тех природных объектов, знакомство с которыми предусматривается программами по окружающему миру. При составлении подобной характеристики студенты использовали материалы, собранные во время методической полевой практики.
Следует отметить, что в течение учебного года (4 курс) студенты вели самостоятельные систематические наблюдения природы, оформляли дневники наблюдений. Результаты наблюдений сравнивались с данными литературных источников, наблюдениями студентов в предыдущие годы (студенческие дневники наблюдений природы за последние 10 лет хранятся в кабинете методики естествознания), что позволило студентам наглядно убедиться в закономерностях наступления тех или иных сезонных явлений, правильности или ошибочности народных примет, поэтичности и научности пословиц и поговорок о природе. В результате у каждого студента накапливался интересный материал (в виде методической копилки), который он использовал во время педагогической практики в школе.
На последующих занятиях студенты приступили к самостоятельной разработке конспектов природоведческих экскурсий и их проведению. Для этого студенты делились на творчески группы, выбирали тему экскурсии, разрабатывали ее цель, задачи, оборудование, определяли место проведения и маршрут, методы работы. Особое внимание обращалось на методику проведения наблюдений, студенты включали в конспекты планы-инструкции наблюдений и указывали приемы фиксации результатов. Планы наблюдений за конкретными объектами студенты разрабатывали, используя рекомендации, имеющиеся в методической литературе [2, 3, 4]. Затем каждая творческая группа рассказывала об особенностях проведения экскурсии, а вся учебная группа анализировала и давала заключение о возможности ее использования или последующей доработке. Экскурсию в природе проводила та творческая группа (роль учителя), чей конспект был признан лучшим, остальные студенты становились «учащимися» и работали по инструкциям.
В конце полевой практики по методике естествознания студенты выполняли гербарии дикорастущих травянистых растений, листьев деревьев и кустарников, коллекции семян и плодов, почв и полезных ископаемых, а также оформляли стенды по результатам экскурсий с использованием фотографий. Часть оформленных студентами пособий использовалась с целью пополнения фонда кабинета методики естествознания различными наглядными и дидактическими пособиями.
Методическая полевая практика завершалась зачетом, на котором проводилось собеседование по материалам, разработанным студентами. В результате происходило глубокое понимание студентами необходимости знания природы родного края с целью осуществления качественного обучения младших школьников естествознанию. У студентов повысился интерес к изучению природы. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы о природе, которые они задавали на практических занятиях, а также появившийся интерес к научно-популярной и научно-художественной природоведческой литературе. В табл. 1 представлена методика организации полевой практики как система различных видов деятельности преподавателя и студентов.
В процессе проведения исследований перед нами встала задача выяснения степени сформиро-ванности у студентов методических умений организации наблюдений природы и экскурсий с младшими школьниками во время педагогической практики. Определение было проведено на основе пооперационного анализа умений, предложенного А.В. Усовой [5]: низкий уровень - выполнение от-
Таблица 1
Организация методической полевой практики
1. Подготовительная деятельность Оборудование
студента преподавателя
Чтение методической и специальной литературы. Повторение содержания лекционных курсов по МПЕ и специальным дисциплинам Чтение методической и специальной литературы. Составление плана полевой практики, картотеки литературы. Разработка маршрутов экскурсий Книги и учебники по методике преподавания естествознания; научно-популярная литература
Просмотр видеофильмов и слайдов Разработка заданий по видеофильмам. Демонстрация видеофильмов и слайдов с помощью мультимедиа Видеофильмы «Экскурсии в природу: осень, зима, весна», «Уходящие в поднебесье» и др. Слайды «Дикорастущие и декоративные растения Кемеровской области»
Составление планов-инструкций проведения наблюдений природы Помощь в определении растений и животных, полезных ископаемых и почв Определители растений и животных, атласы, справочники
2. Основная деятельность Оборудование
студента преподавателя
Проведение систематических наблюдений природы Изготовление гербариев и коллекций Организация работы студентов в природе Демонстрация приемов изготовления гербариев и коллекций Карты-инструкции для проведения наблюдений природы Гербарии, коллекции насекомых, семян и плодов, чучела, коллекции почв и полезных ископаемых
Проведение экскурсий, опытов, исследований природы. Обсуждение проведенной работы Беседа со студентами о результатах проведенной работы Экскурсионное оборудование
Ведение дневников наблюдений природы и оформление отчетов по экскурсиям. Оформление стендов по результатам экскурсий. Организация выставок гербариев и коллекций. Составление конспектов экскурсий для учащихся Беседа по проведению экскурсий. Проверка дневников наблюдений и отчетов. Корректировка деятельности студентов. Разработка тематики исследовательской работы студентов в природе Выставка лучших работ студентов. Дневники наблюдений природы Кемеровской области за последние 10 лет. Конспекты экскурсий
3. Контролирующая деятельность Оборудование
студента преподавателя
Устные и письменные ответы. Участие в заключительной конференции с докладами Учет и контроль знаний студентов. Обсуждение итогов наблюдений Вопросы для собеседования
дельных операций, их последовательность хаотична, действия в целом плохо осознаются; средний уровень - выполнение всех требуемых операций, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознаны; высокий уровень - выполняются все действия, их последовательность рациональна, действия в целом вполне осознаются.
Экспериментальные исследования проводились на базе КузГПА и КОПИ. В эксперименте участвовали 160 студентов 4 и 5 курсов. Студенты, обучающиеся на 4 курсе и не проходившие методическую полевую практику, показали результаты до проведения экспериментальных исследований; студенты 5 курса показали уровень сформирован-ности методических умений после проведения полевой практики по методике естествознания. Результаты исследований представлены в табл. 2.
Результаты проведенных исследований убедительно доказывают необходимость проведения ме-
тодической полевой практики на факультете начальных классов педвуза. Уровень сформированное™ методических умений студентов 5 курса, прошедших полевую практику, возрос. Если на 4 курсе высокий уровень сформированности умения проводить наблюдения природы с учащимися имели только 19 % студентов (30 человек), то на 5 курсе этот показатель возрос до 43 %, т.е. качественно проводить наблюдения природы с учащимися научились 69 студентов. Если до проведения эксперимента только 13 % студентов (21 человек) обладали высоким уровнем сформированности умения организовать природоведческую экскурсию, то после проведения полевой практики таких студентов стало 77.
Резко уменьшилось количество студентов, обладающих низким уровнем развития методических умений. Так, до эксперимента 43 % студентов (69 человек) не умели активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе ис-
Таблица 2
Результаты сформированности методических умений у студентов ФПМНО (160 человек)
№ Методические умения Уровень сформированности умений (%)
высокий средний низкий
4 курс 5 курс 4 курс 5 курс 4 курс 5 курс
1 Организация наблюдения природы 19 43 21 51 60 6
2 Постановка и проведение опыта 11 40 33 55 56 5
3 Организация природоведческой экскурсии 13 59 35 39 52 2
4 Умение активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе исследования природы 29 48 28 49 43 3
следования природы, а после практики их осталось 5 человек.
Другим показателем эффективности методической полевой практики мы выделили чувство профессиональной уверенности, которое появилось у студентов. Так, во время педагогической практики они уже не уклонялись от проведения экскурсий, не боялись вопросов учащихся об объектах и явлениях природы, более грамотно организовывали наблюдения природы, опыты и практические работы при обучении младших школьников.
Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что полевая практика по методике естествознания способствует развитию навыков исследования природы, формированию профессиональных умений организации наблюдений и экскурсий в природе с младшими школьниками, расширению и закреплению теоретических знаний, полученных на занятиях по естественногеографическим дисциплинам и по методике пре-
подавания естествознания. Кроме того, методическая полевая практика позволяет реализовать в полной степени национально-региональный компонент высшего профессионального образования.
Все вышеизложенное доказывает, что лекционно-практические занятия по методике преподавания естествознания создают первоначальную педагогическую ориентацию будущего учителя начальных классов, недостаточную для выработки устойчивых профессиональных умений и навыков, формирование которых возможно только в процессе деятельности. Эффективной формой организации профессиональной деятельности будущего учителя является полевая практика студентов в педагогическом вузе. Практика дополняет, конкретизирует, углубляет теоретические знания студентов, связывает обучение в стенах педвуза с будущей работой, прививает интерес к педагогической деятельности, повышает профессиональную компетентность.
Поступила в редакцию 30.09.2008
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 031200 - Педагогика и методика начального образования: Утвержден 31.01.2005. М., 2005 // http://www.mpgu.edu/
2. Кропочева Т.Б. Наблюдения природы как метод обучения «Окружающему миру» // Начальное образование. 2004. № 2.
3. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе // Начальная школа. 2007. №11.
4. Кропочева Т.Б. Проведение экологических исследований в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 3.
5. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. М., 1987.
6. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование // Начальное образование.
2004. № 2; № 3.