Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров начального образования к организации наблюдений в природе с младшими школьниками'

Подготовка бакалавров начального образования к организации наблюдений в природе с младшими школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ / ЕСТЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / SURVEILLANCE ORGANIZATION / NATURAL SCIENCE EDUCATION / ECOLOGICAL RESEARCH / METHODOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Гульчачак Рафисовна

Статья посвящается опыту внедрения компетентностно-деятельностного подхода в процесс подготовки будущих учителей начальной школы к организации наблюдений в природе с детьми. В ней раскрываются педагогические условия подготовки студентов к организации наблюдений в природе с младшими школьниками. Методическая система подготовки студентов к организации наблюдений в природе направлена на поэтапное формирование у будущего педагога системы знаний, умений, опыта деятельности, личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих результативность преподавания курса «Окружающий мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Гульчачак Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PRIMARY EDUCATION BACHELOR TO THE ORGANIZATION WITH YOUNGER STUDENTS OBSERVATION OF NATURE

The article is devoted to the experience of the introduction of competence-activity approach in the process of preparation of future primary school teachers to the organization of the observations in nature with children. It reveals the pedagogical conditions of training of students to the organization observations with younger students in nature. Methodical system of training students to organize observations in nature, aimed at a gradual formation of the future teachers of system of knowledge, skills, experience, personal and professional qualities that ensure the effectiveness of teaching the course "Surrounding world".

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров начального образования к организации наблюдений в природе с младшими школьниками»

УДК 377

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ

В ПРИРОДЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Г.Р. Ганиева

Аннотация. Статья посвящается опыту внедрения компетентностно-деятельностного подхода в процесс подготовки будущих учителей начальной школы к организации наблюдений в природе с детьми. В ней раскрываются педагогические условия подготовки студентов к организации наблюдений в природе с младшими школьниками. Методическая система подготовки студентов к организации наблюдений в природе направлена на поэтапное формирование у будущего педагога системы знаний, умений, опыта деятельности, личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих результативность преподавания курса «Окружающий мир».

Ключевые слова: организация наблюдений, естествоведческое образование, природоведческие исследования, методическая подготовка студентов.

PREPARATION OF PRIMARY EDUCATION BACHELOR TO THE

ORGANIZATION WITH YOUNGER STUDENTS OBSERVATION OF NATURE

G. Ganieva

Abstract. The article is devoted to the experience of the introduction of competence-activity approach in the process of preparation of future primary school teachers to the organization of the observations in nature with children. It reveals the pedagogical conditions of training of students to the organization observations with younger students in nature. Methodical system of training students to organize observations in nature, aimed at a gradual formation of the future teachers of system of knowledge, skills, experience, personal and professional qualities that ensure the effectiveness of teaching the course "Surrounding world".

Keywords: surveillance organization, natural science education, ecological research, methodological training of students.

Преобразование начального общего образования как важнейшего звена процесса школьного обучения и воспитания предполагает корректировку

профессиональных компетенций педагога начальной школы [5]. Современной школе требуется учитель, способный творчески подходить как к построению учебной деятельности младших школьников, так и к осуществлению внеурочной деятельности ученика, в том числе к организации наблюдений с детьми в природе. В ФГОС НОО наблюдение указывается как важный способ познания мира, которым должны овладеть младшие школьники [4].

В рамках интегрированного курса «Окружающий мир» наблюдение за окружающей действительностью может рассматриваться и как метод, и как форма организации процесса образования. В прошлом программой начального

природоведения предусматривалась

организация систематических наблюдений в природе, по результатам которых младшие школьники ежедневно отмечали состояние погоды, сезонные изменения в природе и

трудовой деятельности людей в дневниках наблюдений в виде записей, схем, рисунков, а также в классном календаре природы и труда.

В трудах А.В. Миронова фиксируется, что эта работа давала весомый положительный результат для приобщения младших школьников к непосредственному познанию природы, жизнедеятельности человека, содействовала развитию наблюдательности, формированию представлений о динамике природных явлений, установлению причинно-следственных связей в природе, владению навыков работы с гномоном, термометром, флюгером [2].

Если в организации наблюдений отсутствуют четкие цели, проблемные задания, то данная работа будет формальной и, в то же время, однообразной, скучной для ученика. Как показывает опыт, многие педагоги начальной школы отказываются от работы с дневниками наблюдений и календарями природы из-за неумения сделать эту работу интересной и познавательной для ребенка.

В основу подготовки будущих педагогов начальной школы к организации наблюдений в

природе с детьми нами положен компетентностно-деятельностный подход. Компетентность в нашем понимании - это деятельностная категория: быть компетентным значит быть способным (уметь) видеть, ставить и решать те или иные жизненные проблемы. Деятельностный подход вытекает из психологической теории деятельности, основные положения которой были разработаны научной школой Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович) [3].

Ключевыми педагогическими условиями подготовки студентов к организации наблюдений в природе с младшими школьниками в русле компетентностно-деятельностного подхода выступают: 1) организация наблюдений со студентами в структуре учебно-исследовательской

деятельности; 2) интеграция содержания естественнонаучной и методической подготовки будущего педагога к организации наблюдений в окружающей действительности; 3) применение современных интерактивных методов обучения в подготовке студента к организации наблюдений с детьми.

Реализация первого условия начинается во втором курсе в рамках дисциплины «Научные основы естествоведческого и

обществоведческого образования». В самом начале учебного года студенты заводят специальные дневники наблюдений, где ежедневно регистрируют изменения погоды: температуру, облачность, осадки, направление и силу ветра, атмосферные явления. Один раз в месяц будущие учителя с помощью гномона определяют длину полуденной тени для сравнения высоты солнца над горизонтом в разные времена года. В течение всего учебного года студенты систематически проводят наблюдения не только метеорологических явлений, но и биологических процессов (набухание почек, цветение, листопад, созревание плодов, прилет и отлет птиц, гнездование и т.д); гидрологических процессов (половодье, паводок, межень, ледостав, ледоход); геоморфологических процессов (эрозии, карстовые явления, оползни и другие). Наблюдения проводятся визуально с использованием таких элементарных приборов как термометр, компас, снегомерная рейка, гномон, флюгер. На лекционных и практических занятиях студенты рассказывают о причинах изменений погоды за текущий период с использованием дневника наблюдений и картографических материалов (карты полушарий, климатической карты), о

сезонных изменениях природных объектов и явлений ближайшего окружения. На основе наблюдений будущие учителя приходят к выводу, что для всех групп процессов характерны сезонный ритм, взаимосвязанность всех компонентов.

Поскольку наблюдение является целенаправленным восприятием, студент должен четко осознавать цель наблюдений. В познавательном плане такой целью является поиск ответа на тот или иной вопрос. Для нас представляется целесообразным постановка вопросов проблемного характера, которые подталкивают будущего педагога на поисково-исследовательскую деятельность. Каждый новый раздел естествоведческого образования начинаем с постановки вопросов, которые требуют проведения систематических наблюдений в природе. Например, изучение раздела «Атмосфера» начинается с постановки вопросов: «Ветры каких направлений преобладают в нашей местности (в Татарстане) зимой?»; «Какое время года в нашей республике является самым пасмурным?»; «Когда больше всего выпадает осадков в нашей местности?». Ответы студентов, основанные на механическом переносе на данную ситуацию сформированных еще в детстве связей типа «север - холод, юг - тепло», или неадекватность восприятий (объемные сугробы снега зимой - значит много осадков), оказываются неверными. Эти вопросы остаются открытыми в течение всего периода проведения наблюдений в природе.

После изучения курса «Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования» студенты выходят на учебную практику по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности, в ходе которой продолжается реализация первого условия подготовки студентов к организации наблюдений с младшими школьниками в природе. Во время учебной практики метеорологические наблюдения студентов наполняются новым содержанием.

Разработанные задания учебной практики направлены на формирование у студентов способностей осуществлять разные виды деятельности, и в процессе осуществления деятельности бакалавры начального образования будут осваивать новые компетентности.

Будущие педагоги начальной школы учатся выявлять температурные

закономерности, прогнозировать изменения погоды по местным признакам, проводить микроклиматические наблюдения. Составляя графики изменения температур и изменения высоты солнца над горизонтом, диаграмму облачности, розу ветров за период наблюдений по данным дневников наблюдений в камеральных условиях, студенты не только отвечают на все поставленные в аудиторных занятиях по теме «Атмосфера» вопросы, но и выявляют причины природных явлений и устанавливают взаимосвязи между ними. Студентам интересно узнать: «Почему в Республике Татарстан на общем фоне западного переноса зимой преобладают южные ветры, а летом увеличивается вероятность северных?»; «Почему

промышленная зона Набережных Челнов расположена на северо-востоке от населенного пункта?» (строительство промышленных предприятий осуществляется с учетом направления господствующего, т.е.

преобладающего ветра).

Гидрологические наблюдения в процессе полевой практики по естествознанию расширяются и углубляются, наполняясь экологическим содержанием. Студенты знакомятся с методами полевых исследований водных объектов, отрабатывают приемы первичной проверки качества воды, физических свойств поверхностных вод. На основании собранных материалов и полевых исследований будущие учителя разрабатывают предложения и рекомендации по устранению причин зарастания лесного озера в парке «Прибрежный» города Набережные Челны, загрязнения и обмеления рек Шильна и Челнинка, а также сами принимают посильное участие по благоустройству береговой линии и в противоэрозионных мероприятиях.

Наблюдения по геоморфологии также способствуют формированию важных исследовательских умений будущего учителя начальной школы: определять

морфологические характеристики форм рельефа; составить описание характера рельефа и горных пород, слагающих местность. Студенты выясняют взаимосвязи между рельефом и характером течения реки; между рельефом и степенью увлажнения и нагревания; между слагающими породами, почвами и растительностью; между формами рельефа и температурой воздуха; между рельефом и хозяйственной деятельностью человека.

Наблюдая за животными и растениями разных экологических систем, студенты в

процессе практики по получению первичных профессиональных умений и навыков также устанавливают взаимосвязи между всеми компонентами природы и дают характеристики природно-территориальным комплексам своей местности [1].

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской

деятельности, способствует формированию и развитию навыков исследования природы, формированию умений организации и проведения наблюдений в природе,

расширению и закреплению теоретических знаний, полученных на занятиях по научным основам естествоведческого и

обществоведческого образования.

Для реализации второго и третьего условий подготовки студентов к организации наблюдений в природе с младшими школьниками поисково-исследовательские умения и опыт проведения наблюдений в природе в дальнейшем адаптируются к использованию при работе с младшими школьниками в рамках изучения дисциплин «Технологии образования в предметной области «Окружающий мир», «Краеведение в начальной школе». Содержание методической системы подготовки будущих педагогов к организации наблюдений с младшими школьниками опирается на такие современные методы обучения как учебная дискуссия, кейс-стади, деловая игра, моделирование. Во время учебной дискуссии студенты доказывают состоятельность утверждений: «Наблюдение природы - основной метод обучения естествознанию», «Основополагающий

принцип обучения в естественной среде — краеведческий принцип», «Краеведческие экскурсии - важный способ приобщения младших школьников к учебному исследованию» и так далее. На практических занятиях студенты решают кейс-задания по методике организации наблюдений и экскурсий в природе с детьми, а также сами составляют авторские кейсы для младших школьников на фенологические и экологические темы. В форме деловой игры будущие педагоги обсуждают способы организации наблюдений с младшими школьниками по заранее разработанным планам и программам проведения наблюдений в окружающей природной среде. Моделирование природных процессов (круговорот веществ и воды в природе, сезонные изменения в природе, структура

экосистемы и другие) способствует не только формированию у будущего педагога осознанного понимания единства картины мира, но и способствует формированию у студента методического умения развития логики наблюдения за природой у детей младшего школьного возраста.

Опыт внедрения компетентностно-деятельностного подхода в процесс подготовки студентов к организации наблюдений в природе с детьми младшего школьного возраста доказывает

эффективность поэтапного формирования у будущих педагогов системы знаний, умений, опыта деятельности, личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих результативность организации наблюдений в природе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На первом этапе в процессе изучения дисциплины «Научные основы

естествоведческого и обществоведческого образования» и прохождения учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков формируются умение использовать

окружающий мир в качестве источника информации и готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области естествознания. На втором этапе развивается исследовательская и творческая активность

студентов к освоению способов организации наблюдений в природе с младшими школьниками при изучении дисциплин «Технологии в образовательной области «Окружающий мир»» и «Краеведение в начальной школе», где будущие учителя учатся моделировать природные процессы и явления, решать и разрабатывать кейс-задания по методике организации природоведческих наблюдений и экскурсий. На третьем этапе используются деловые игры для формирования у бакалавров способности руководства учебно-исследовательской

деятельностью обучающихся в природе, владения системой обучения младших школьников в условиях окружающей действительности.

Разработанная методическая система подготовки бакалавров к организации наблюдений в природе с младшими школьниками систематизирована и

структурирована в пределах

естественнонаучного и методического уровней. Результатом реализации

методической системы будет педагог с высоким уровнем профессиональных компетенций, способный организовать процесс обучения курса «Окружающий мир» на основе новых компетенций с активным включением в процесс образования реальной окружающей среды как источника информации для младших школьников.

Литература:

1. Ганиева Г.Р. Программа практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности / Г.Р. Ганиева. - Набережные Челны: НГПУ, 2016. - 35 с.

2. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие для студентов / А.В. Миронов. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2013. - 509 с.

3. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. - С. 192.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016

5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения // Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // В сборнике: «Дидактика профессиональной школы». - Казань. - 2013. - С. 3037.

Сведения об авторе:

Ганиева Гульчачак Рафисовна (г. Набережные Челны, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Теории и методики начального и дошкольного образования, ФБГОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», e-mail: GanievaGR@yandex.ru

Data about the author:

G. Ganieva (Naberezhnye Chelny, Russia), Candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of Theory and methodology of primary and preschool education, FBGOU VO "Naberezhnochelninsky State Pedagogical University", e-mail: GanievaGR@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.