Научная статья на тему 'Искусствоведческий аспект в контексте системы непрерывного экологического образования школьников'

Искусствоведческий аспект в контексте системы непрерывного экологического образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL SYSTEM / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Р. В.

В работе рассматривается искусствоведческий аспект на примере оптимизации экологического компонента предметов школьного цикла в контексте системы технологического обеспечения непрерывного экологического образования школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECT OF ART CRITICISM IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS ENVIRONMENTAL EDUCATION

In this work we are discuss aspect of art criticism on the example of school education environmental component optimization This subject is reviewed in the context of continuous environmental education arrangement

Текст научной работы на тему «Искусствоведческий аспект в контексте системы непрерывного экологического образования школьников»

При этом эффективная реализация самой модели, на наш нять знания, инициативности и ответственности, что в Кон-

взгляд, будет способствовать созданию гибкой системы непре- цепции долгосрочного социально-экономического развития

рывного образования педагогов и формированию инноваци- России (на период до 2020 года) названо необходимым усло-

онного поведения современного ^^^ототал^ основанного вием инновационного развития страны.

на его творческих способностях, умении добывать и приме-

Библиографический список

1. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М., 2004.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975.

4. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / А. К. Громцева. -

М.: Просвещение, 1983.

5. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов н /Д, 1996.

6. Сериков, Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г.Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1991.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - Рыбинск, 1993.

8. Клюев, Ф.Н. Управление качеством подготовки инженерно-педагогических кадров: учеб.-метод. пособие / Ф.Н. Клюев. - Н. Новгород:

Изд-во Волж. гос. проф.-пед. ун-та, 2006.

9. Худоминский, П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917 - 1981 гг.) / П.В. Худоминский. - М.: Педагогика, 1986.

10. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С. В. Панюкова. - М.: Изд-во РАО, 1998.

11. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании.: Дидактические проблемы. Перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994.

12. Водопьян, Г.М. О построении модели процесса информатизации школы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. - М., 2006

13. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности: Метод. пособие / В.А. Беликов, Н.Г, Криво-щапова, Л.А. Савинков. - М.: Владос, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.03.09

УДК 37.01:001.8

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В работе рассматривается искусствоведческий аспект на примере оптимизации экологического компонента предметов школьного цикла в контексте системы технологического обеспечения непрерывного экологического образования школьников.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, педагогическая система, педагогические принципы.

Взаимосвязь человека мира природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении.

В то же время в школьном курсе литературы уделяется неоправданно мало внимания формированию экологической культуры школьников. Картины природы (литературный пейзаж), как правило, рассматриваются лишь в своей композиционной функции, анализируются как некий фон, не имеющий самостоятельного значения. Такое упрощенное представление чрезвычайно ограничивает возможности литературы в плане экологического образования.

Русская литература традиционно была близко связана с миром природы. Описания природы в ней имели разнообразное смысловое значение. Пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению; имеет иносказательный смысл; является художественным символом.

Русские писатели демонстрируют поэтические формулы мира природы, образы красоты, глубокого и тонкого его восприятия. Все творчество И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, И.А. Бунина проникнуто поэзией русской природы. Глубокое художественно-психологическое раскрытие духовных связей между человеком и миром природы дано в произведениях

С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других.

Л.Н. Толстой, в частности, свой педагогический и писательский опыт вложил в серию кратких очерков о законах природы, об их воздействии на жизнь человека. Эти очерки («Сырость», «Отчего в морозы трещат деревья», «Старый тополь» и другие) были написаны для детей. Основная их идея: человек — часть природы и через труд приходит к ее пониманию.

Через переживания автора или героя раскрывается и собственно величие природы, как это находит отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова, воспевшего природу Кавказа. Мир природы у М.Ю. Лермонтова освобождает душу от всех побочных, суетных наслоений, возвращая внутренний мир героя к глубинным истокам, к младенческой чистоте. У Ф.И. Тютчева мы находим представление о природе как о самоценности, достойной уважения и восхищения: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...» [1 с. 146].

Картины русской природы, освященные высоким печально-щемящим и в то же время светлым чувством любви к свое-

му отечеству, написаны Н.А. Некрасовым, А. Блоком, Н. Рубцовым, доведены до высшего эмоционального накала С. Есениным. В стихах этих поэтов вся Россия предстает с ее безмолвными полями, сосновыми борами, лунноберезовым светом задумчивых рощ, ивами над прудом, раздольем лугов, осенними ветрами и песнями дождей.

В творчестве М.М. Пришвина гармонически сочетается и любовь к родной природе, и знания о ней, и понимание ее тонкой красоты. Кредо писателя заключается в убежденности в нравственном воздействии природы на человека, и сила этого воздействия будет тем более значительной, чем правдивее воссоздана писателем жизнь природы: прилет лебедей и зябликов, появление сморчков, вскрытие озер, первое кукование, первый соловей, зацветание ржи.

Принцип бескорыстного отношения к миру природы провозглашается К.Г. Паустовским. Ценность природы не в ее хозяйственном потенциале, а в эстетической и этической значимости. Еще в 1950-х годах им ставилась проблема охраны природы, как «дело государственной важности».

Размышления Л. Леонова, Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей об отношении современного общества к миру природы полны философского драматизма. В своих произведениях они пытаются лабилизировать читателя, заставить его задуматься о судьбе мира природы и судьбе отечества, остановить бездумное уничтожение всего живого и самого себя.

Произведения алтайских писателей, посвященных миру природы и человеку в этом мире, не только демонстрируют образы красоты, тонкого и глубокого восприятия, раскрывают этнически-духовные связи между человеком и миром.

К примеру, можно привести произведения алтайских писателей Э.Б. Каинчина «Баш ла болзын...!» и А.Я. Ередеева «Ажудагы балыктар». В них, на наш взгляд, остро поднимаются проблемы экологии, взаимосвязи и зависимости человечества от мира природы, где через содержание литературного произведения можно формировать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде. В произведении Э.Б. Каин-чина показана экологически актуальная проблема: вредное влияние современной техники на природу, преобладание материального богатства над духовным, преимущество личных интересов над проблемами охраны природы и рационального природопользования.

В литературной сказке А.Я. Ередеева поднимается вопрос современного состояния нашей природы (ускорение рыбной ловли химическими препаратами, мойка машин у озера, слив масло в озеро). Автор, пользуясь разнообразными приемами и средствами, сопоставляет состояние природы с душевным состоянием человека, наделяет пейзаж своим настроением, превращает его фон для выражения тех или иных чувств и размышлений. Также многие писатели (Г. Чорос-Гуркин, Л. Кокышев, Э. Палкин и др.) в своих произведениях демонстрируют поэтические формулы этнического взаимодействия с миром природы. Их произведения не только познавательны и увлекательны, высокохудожественны, но и сакрально наполнены древней мудростью народов Алтая. На наш взгляд, родная литература позволяет учащимся сделать сопоставление образного, научного и этнически-сакрального описания природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв образным и логическим его восприятием.

Содержание школьного предмета «История» также позволяет оказывать педагогическое влияние на формирование экологического сознания школьников в рамках изучения разделов, касающихся природно-хозяйственной деятельности чело-

века. Однако экологические проблемы в этом случае, на наш взгляд, используются недостаточно.

При изучении культуры различных исторических эпох и государств может быть проанализировано взаимодействие человека и природы в конкретной исторической формации, показаны этапы и направления развития общественного экологического сознания, подчеркнута взаимосвязь общественного развития народов и природных условий тех территорий, на которых они проживали.

Учащимся может быть предложено оценить экологические последствия тех или иных технических изобретений (лук, огнестрельное оружие, транспортные средства и т. д.).

На историческом материале может быть раскрыто, как совершались величайшие экологические преступления: уничтожение тарпана (европейской дикой лошади), дронта (большой нелетающей птицы), американского странствующего голубя и т. д., а с другой стороны, как в разные эпохи осуществлялась охрана природы (законы, заповедные территории и др.).

Роль изобразительного искусства в экологическом образовании трудно переоценить. Содержание этого школьного предмета не ограничивается только собственно рисунками детей на экологические темы, хотя это, безусловно, главное. Мир природы предоставляет юным художникам поистине неограниченные возможности для его творческого эстетического освоения. Дети всегда с удовольствием рисуют мир природы. На уроках изобразительного искусства целесообразно учить рисовать школьников не только пейзажи различных ландшафтов по сезонам года, но и обучать технике натуралистических зарисовок (следы животных, плоды, листья, насекомые и т. д.).

Важное значение имеет и ознакомление школьников с различными направлениями изображения природы на картинах великих художников. Особое место в этом плане занимают мастера русского пейзажа (А.Г. Веницианов, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, В.М Васнецов, М.А. Врубель, А.А. Рылов и другие). По-разному выглядит мир природы на полотнах французских импрессионистов (К. Моне, П. Сезанн, К. Писсаро, А. Сислей,

О. Реицар и др.), художников эпохи возрождения (Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэль), великих фламандцев (П. Брейгель, Я. Рейсдаль, Рубенс, Рембрандт) и т. д.

Специального рассмотрения заслуживает творчество ху-дожников-анималистов. Анималистика — древнейший вид искусства, которое, собственно, и началось с изображения животных.

Интересны с этой точки зрения работы: американского анималиста XIX века Дж. Одюбона, посвященные миру птиц; М.А. Ватагина — старейшего отечественного анималиста; современных российских мастеров: В.А. Горбатова — всемирно признанного специалиста в изображении птиц, В.С. Гребенникова — новосибирского художника-энтомолога, А.С. Разбойникова из Челябинска, в оригинальной манере изображающего мир бабочек, и других.

Чрезвычайно важно использовать полотна местных художников Г. Чорос-Гуркина, А. Чевалкова, К. Янсона и др., которые особо тонко чувствуют природу и своим искусством дают возможность проникать в душу и сердце людей. Именно красота Горного Алтая делает его уникальной творческой лабораторией нового поколения художников. Их влияние на формирование экологической культуры должно быть переосмыслено. Мы должны не только отдавать дань прекрасным творениям прошлого, но и учиться восхищаться «живым», новым искусством, так как оно сегодня говорит о нашем времени понятным и близким для человека языком.

Нельзя недооценивать роль музыкального воспитания в формировании экологического сознания учащихся. В творчестве композиторов тема природы также всегда занимала большое место.

В содержание занятий по данному предмету традиционно включаются: «Времена года» П.И. Чайковского; «Полет шмеля» Римского-Корсакова, композиции «Эль Бимбо» (музыка к телепередаче «В мире животных») и «Полет кондора» в исполнении оркестра Поля Мориа; «Отлет птиц», «Концерт Земле» Пола Уинтера (творчество этого американского музыканта получило название «экологический джаз» и популяризируется сотрудниками программы по охране окружающей среды ООН). В сочинениях П. Уинтера органично сочетаются музыкальные традиции различных культур и звуки дикой природы. Названия сочинений говорят сами за себя: «Колыбельная матушки Китихи маленьким тюленятам», «Гимн русской земле», «Волчьи глаза», «Что у нас общего?» и т. д.

Рассматривая искусствоведческий аспект в контексте системы непрерывного экологического образования школьников нельзя не учитывать богатый опыт других стран, которые сумели решить эту проблему посредством формирования особой национальной психологии, базой которой является «групповое сознание». К такому государству можно отнести, например, Японию. Ее высокая экологическая культура была достигнута не без участия образовательных программ в области окружающей среды, которыми охвачены школы, скаутские объединения, высшие и средние учебные заведения профессиональной подготовки. В городе Итикава, например, сотрудники префектуры придумали два волшебных талисмана, дали им ласковые имена. Назначение талисманов — помогать учителям проводить интересные уроки по темам окружающей среды.

Экологическое сознание в целом, в том числе чистота окружающей среды и природы, для японцев имеет особый смысл, ибо большое по численности население проживает на относительно маленькой территории, а забота о здоровье людей, переживших атомные бомбардировки, находится в числе приоритетных задач. Кроме того, японцы, как никто в мире, любят природу и тонко чувствуют ее красоту. В. Овчинников пишет [2, с. 2], что на сравнительно небольшом пространстве можно увидеть природу различных климатических поясов. Сочетание муссонных ветров и теплых морских течений создает в стране особый климат, при котором все сезоны ярко выражены и очень четко сменяют друг друга. Жителям Японии присуще стремление жить в согласии с природой, в полной гармонии с ней. С молоком матери они впитывают любовь к красоте природы, наклонность наслаждаться ею, тонко чувствовать изящество линий, форм, композиций, сочетание цветовых оттенков. Японцы малорелигиозны — это место

Библиографический список

в их сознании занимает культ красоты: в каждом доме вместо иконы имеется как бы алтарь красоты — ниша, в которой стоит ваза с цветами, икебана, висит картина. Вместо церковных богослужений они создали обычай, который помогает развить художественный вкус, — коллективное любование природой.

Отношение японцев к природе, интенсивное развитие экологического сознания в индустриальный период — это не только результат географического положения страны, это особая национальная психология, в основе которой лежит «групповое сознание». В.Т. Нанивская [3, с. 12], изучавшая систему морального воспитания в японской школе и анализировавшая воспитательно-образовательную работу с детьми в японском детском саду, подчеркивает, что уже у четырехлетних детей воспитатели начинают развивать чувство общественного долга. В пятилетнем возрасте у дошкольников развивают навыки общения и совместной деятельности, умение действовать самостоятельно, но согласованно с другими, проявлять дисциплинированность и стремление к достижению поставленной цели и общего результата. Это и есть начальная стадия формирования «группового сознания», которое за короткий исторический промежуток позволяет достигнуть значительных результатов.

Таким образом, общество все глубже осознает экологические проблемы планеты, и делает реальные шаги в решение их посредством глобального экологического образования, охватывающего все возможные формы обучения и воспитания. Поэтому во всех развитых странах уже сложилась и продолжает развиваться система образования в области окружающей среды, которая расширяет представление людей о планете, ее кризисном состоянии.

Считаем, что в настоящее время все предлагаемые программы по экологическому образованию должны иметь теоретическую основу - научное обоснование, которое продемонстрирует каждому, кто ею будет пользоваться, на что она опирается - на какие законы естествознания, законы развития природы, человека и общества в целом, какие научные постулаты лежат в основе ее содержания и какие научные психоло-го-педагогические положения могут обеспечить ее реализацию на практике. При этом любой аспект в контексте системы непрерывного экологического образования, в том числе и искусствоведческий, должен рассматриваться не просто как элемент, а как подсистема целостного экологического образования. Эта ориентация на данный принцип целостности позволяет преодолеть ограничения при осмыслении роли экологического образования в человеческом обществе и дать повод для разработки современной дидактики с учетом новой роли экологии в системе образования.

1. Тютчев, Ф.И. Полное собрание сочинений / Ф.И. Тютчев. Т. 1. М.: Русский Язык, 1961.

2. Овчинников, В. Сакура и дуб: Впечатления и размышления о японцах и англичанах / В.Овчинников // Роман-газета. - 1987. - № 3.

3. Нанивская, В.Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию) / В.Т. Нанивская // Детский сад в Японии. - М.: Мир, 1987.

Статья поступила в редакцию 17.03.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.