Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / БИОСФЕРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / PERSONALITY / UPBRINGING / CULTURE / ENVIRONMENT / NATURAL ENVIRONMENT / CULTURE OF SOCIETY / BIOSPHERE / ECOLOGICAL SITUATION / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урунова Хуршида Шодиевна, Ахмедова Назира Махмудовна, Эсанбаева Хилола Нодир Қизи

В статье рассматривается системный организационно-педагогический подход развития личности через экологическую культуру, основанной на общечеловеческих ценностях и приоритетах, в ходе, которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article examines a systemic organizational and pedagogical approach to personality development through an ecological culture based on universal human values and priorities, in the course of which knowledge of the scientific foundations of environmental management is formed, a certain ecological culture, necessary beliefs and skills of behavior in the natural environment, and a responsible attitude to it are developed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ_

Урунова Хуршида Шодиевна

Соискатель

Навоийского государственного горного института,

Узбекистан, г. Навои Ахмедова Назира Махмудовна Доктор PhD, доцент Навоийского государственного горного института,

Узбекистан, г.Навои Эсанбаева Хилола Нодир цизи студентка 2 курса. Ташкентского фармацевтического института

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Urunova Khurshida Shodievna

applicant for the Navoi State Mining Institute,

Uzbekistan, Navoi Akhmedova Nazira Makhmudovna PhD Doctor, Associate Professor of Navoi State Mining Institute,

Uzbekistan, Navoi Esanbaeva Hilola Nodir Oizi 2nd year student. Tashkent Pharmaceutical Institute

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается системный организационно-педагогический подход развития личности через экологическую культуру, основанной на общечеловеческих ценностях и приоритетах, в ходе, которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.

АNNOTATION

The article examines a systemic organizational and pedagogical approach to personality development through an ecological culture based on universal human values and priorities, in the course of which knowledge of the scientific foundations of environmental management is formed, a certain ecological culture, necessary beliefs and skills of behavior in the natural environment, and a responsible attitude to it are developed.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, личность, воспитание, культура, окружающая среда, природная среда, культура общества, биосфера, экологическая ситуация, педагогический процесс

Keywords: ecological education, ecological culture, personality, upbringing, culture, environment, natural environment, culture of society, biosphere, ecological situation, pedagogical process

Среди решающих важных вопросов нашей жизни в государственной политике Узбекистана образовательные занимают одно из ведущих мест, в частности, вопросы гармонично развитого поколения - физически здорового и духовно зрелого, интеллектуально богатого, обладающего не только разносторонними знаниями, но и умеющего самостоятельно мыслить, смело смотреть в будущее и способного взять на себя ответственность за судьбу нашей Родины [1].

В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, так как современное общественное развитие

характеризуется осознанием того, что необходимо беречь окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сегодня не меньшую тревогу, чем состояние экономики,

политики, нравственности и культуры общества. Деятельность человека привела к глубоким преобразованиям окружающей среды, в том числе и всей биосферы. Сегодня возникла острая необходимость создания гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой, при котором будет сохранена и развита биосфера, как условие существования человечества. Выход из кризисной экологической ситуации не может произойти автоматически и предполагает не только самые решительные социально-экономические, политические и правовые меры со стороны общества, но и существенную перестройку в духовно-практических отношениях людей к природе. Развитие экологической культуры, основанной на общечеловеческих ценностях и приоритетах, осознаётся как имманентное условие

образования в высших образовательных учреждениях.

Под экологическим воспитанием принято понимать процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования,

вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней. По сути, это психолого-педагогический процесс, нацеленный на развитие у студентов экологического стиля мышления, гуманного отношения к природе, активной жизненной позиции в борьбе за утверждение принципов разумной экологической

деятельности [2].

Формирование экологической культуры невозможно без общения человека с природой. Благодаря человеческой активности природа отражается в ощущениях, чувствах и мыслях. Это происходит в процессе постижения значения природы в жизни людей, когда в ходе экологического образования утверждаются мировоззренческие взгляды и убеждения. Не менее важным каналом развития личности оказывается обращение к природе с целью удовлетворения потребности в «естественной красоте». Источнику формирования сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому. И наконец, необходимым фактором является экологическая деятельность человека. Его общественно полезный труд в мире природы, практика природопользования.

Одним из главных способов достижения гармонизации отношений человека и природы должна стать экологическая культура как новый способ самосохранения общества. Понятие «экологическая культура» должно рассматриваться нами в контексте устойчивого развития, коэволюции.

Но, к большому сожалению, проблема "экологической культуры" ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере стал перед каждым жителем планеты. Именно поэтому необходимо целенаправленно развивать новую экологическую культуру, которая является важным качеством специалиста.

В процессе обучения и воспитания молодежи необходимо воспитывать в них качества рационального отношения к природе, богатой прекрасными качествами, любовь к природе. В этой связи стоит отметить работы, которые проводит Навоийский государственный горный институт, выявляющий экологические проблемы

Узбекистана, проблемы Аральского моря, промышленных предприятий Навоийской области и их влияние на окружающую среду, здоровье человека, которые рассматриваются в дипломных и самостоятельных работах студентов. Это, в свою

очередь, создает возможность для успешного проведения экологического просвещения и обучения студентов.

Если все люди на Земле будут экологически цивилизованными, будущее поколение сможет справиться с экологическими трагедиями, включая засухи, которые происходят во многих частях планеты, засоление земель, предотвращение трагедий природного и техногенного характера.

В формировании экологической культуры у студентов необходимо реализовывать

историческую, научную, преемственность и человечность, охрану природы и налаживание международного сотрудничества.

Полное знание биогеоценоза и экосистемы в формировании экологической культуры - это система взглядов, представлений, чувств и убеждений, сформированная путем ознакомления с сутью программы, идей и теорий, созданных в области охраны природы. Итак, экологическое образование - это формирование более высокой экологической культуры человека.

Экологически культурный человек относится к природе и окружающей среде как к своей матери, видит природу как свой дом и всегда старается содержать его в чистоте и порядке. В результате формирования экологической культуры развиваются такие навыки и умения, как экологические знания, экологическое сознание, охрана природы.

Формирование экологической культуры может происходить в процессе различных мероприятий, проводимых со студентами, у которых будет сформировано сознание и мышление по охране природы. Этой цели мы можем достичь, прежде всего, на занятиях экологии, но этого недостаточно для формирования экологической культуры у студентов технических вузов, поэтому будет эффективнее и целесообразнее внеаудиторные занятия.

В исследовательской работе по формированию интереса у студентов технических высших образовательных учреждениях определены основные принципы экологического образования студентов:

• принцип культурологического просвещения;

• принцип единства познания - переживания - действия;

• принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения;

• приоритет сочетания рационального познания природы и места в ней человека;

• принцип эмоционально-положительного настроя студентов;

• дидактические принципы: научности, сознательности, активности, системности, поступательности, поэтапности, наглядности, прочности, доступности; связи теории с практикой;

• принцип междисциплинарности;

• принцип непрерывности рассматривается, как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий

• принципы учета: возрастных особенностей студентов, прежде всего, в процессе восприятия краеведческих ценностей; интересов, потребностей и предпочтений студенческого возраста; психолого-педагогических закономерностей экологического восприятия данного возрастного периода; уровня экологической культуры студентов, степени сформированности необходимых понятий и представлений; уровня общего экологического кругозора.

Учитываются принципы:

• эстетики, эмоционально-ценностного отношения к природе;

• новизны и креативности в приобщении студентов к экологическим проблемам и путям их решения;

• технологизации процесса формирования у студентов экологической культуры (эффективные формы занятий, их конструирование, с целеполаганием, процессом, методами и методикой, прогнозированием результатов, их диагностикой; принцип деятельности -индивидуальный, групповой, коллективный, в том числе, социально-полезный (например, познавательно -просветительский).

Выявлены основные компоненты

экологического образования:

• познавательный - основные идеи о характере взаимодействия природы и общества, о экологических проблемах и путях их решения и т.д.;

• ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы;

• нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде;

• деятельностный - виды и способы деятельности студентов, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.

На аудиторных и внеаудиторных занятиях студенты, изучая темы: «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация студента в его отношениях с природой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необходимости охраны природной среды.

Разработана схема последовательного экологического образования в техническом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и саморазвитие студента, усвоение им культурных и природных приоритетов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уровнях, в соответствии с этим организуется обучение по разработанной программе. На второй стадии усваиваются необходимые образовательные и методические знания, складывается

профессиональная компетентность будущего специалиста. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студента. На четвертой стадии студенты усваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области.

Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере раскрыть непреходящую значимость природы для человеческого существования.

Список литературы

1.Закон Республики Узбекистан «О государственной молодежной политике» №ЗРУ-406. - Т.: 2016. - 80 с. «Народное слово» газета 15.09.2016 г., №182 (6587).

2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура — М.: Горизонт, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.