педагогические науки
Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна, Зубаирова Патимат Юсуповна, Джамалутдинова Тайбат Махмудовна
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...
УДК 372.857
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0016
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ
© 2020
Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры
географии и методики преподавания
SPIN-код: 2861-4228
AuthorID: 810379
Зубаирова Патимат Юсуповна, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и методики преподавания
AuthorID: 311006
Джамалутдинова Тайбат Махмудовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики преподавания Дагестанский государственный педагогический университет (367003, Россия, Махачкала, проспект Гамидова 77 «а» кв. 34, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы экологической культуры студента, аспекты формирования экологического образования. Экология сегодня — это комплексная социоестественная наука, в предмет которой вовлечены практически все стороны жизнедеятельности человека. Знание экологических закономерностей меняет наше представление о порядке в земной природе. Порядок этот не случаен, он необходим для существования и развития всего живого, в том числе, и человека. Глобальный экологический кризис — прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой роли в мире, осознать свои обязанности в нём. В наше время, как никогда, остро стоит проблема реализации безопасного экологического развития, а для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Принимая это всё во внимание, можно сказать, что социальная культура основана на огромном количестве опыта, а также обладает огромным потенциалом, оказывая влияние на прогресс всего нашего общества. Обобщая имеющуюся информацию, можно сказать, что абсолютно четкого определения экологической культуры нет, и существует множество разных мнений, что это такое. Однако, общий смысл сводится к тому, что экологическая культура — это совокупность различных качеств личности человека. Проведён анализ литературы по проблеме формирования экологической культуры. Обобщение исследуемого материала позволило определить аспекты формирования экологической культуры.
Ключевые слова: культура, экологическая культура, студент, педагогические условия, экологическая культура студента.
ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF BACHELOR OF EDUCATION
© 2020
Gadzhieva Omegagen Abdulmuslimova, candidate of biological Sciences, associate Professor at the Department of geography and methods of teaching Zubairova Patimat Yusupovna, candidate of biological Sciences, associate Professor at the Department of geography and methods of teaching Jamalutdinov Taibat Mаchmudovna, candidate of biological Sciences, associate Professor of biology, ecology and methods of teaching Dagestan State Pedagogical University (367003, Russia, Makhachkala, Gamidova Avenue 77 "a" suite 34, e-mail: [email protected])
Abstract. The article discusses the problems of the student's ecological culture, aspects of the formation of environmental education. Ecology today is a complex socio-natural science, in the subject of which almost all aspects of human life are involved. Knowledge of environmental laws changes our understanding of order in earthly nature. This order is not random, it is necessary for the existence and development of all living things, including man. The global environmental crisis is a direct consequence of a person's inability to rise to a level corresponding to his new role in the world, to realize his responsibilities in it. Nowadays, more than ever, the problem of implementing safe environmental development is more acute, and this requires new knowledge about the environment, new technologies, new standards of behavior. Taking all this attention, we can say that social culture is based on a huge amount of experience, and also has great potential influencing the progress of our entire society. Summarizing the available information, it can be said that there is no absolutely clear definition of ecological culture, and there are many different opinions on what it is. However, the general sense boils down to the fact that ecological culture is a collection of various qualities of a person. The analysis of the literature on the problem of the formation of environmental culture. The generalization of the studied material allowed us to determine the aspects of the formation of ecological culture.
Keywords: culture, ecological culture, student, pedagogical conditions, ecological culture of a student.
ВВЕДЕНИЕ
Основу жизнедеятельности человека составляет удовлетворение его потребностей и реализация возможностей, что, в свою очередь, невозможно без преобразования природных и социальных законов. Следовательно, процессы глобализации, растущая мощь транснациональных корпораций, конкуренция экономических рынков приводят к росту потребления не возобновляемых ресурсов и загрязнению окружающей среды.
Таким образом, негативное влияние на окружающую среду до такой степени растет, что это приводит к разрушению устойчивости в экосистеме, а, следовательно, к негативным последствиям для всего человечества.
Вышеизложенное позволяет нам утверждать, что с увеличением воздействия социума на живую природу,
проблемы формирования экологической культуры в современном мире приобретают наиболее актуальный характер.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи: на основании всего вышеизложенного сформировалась необходимость для формирования экологической культуры как главной части личности индивида. Экологическая культура является составляющей не только личности, но и может характеризовать поведение, а также все воспроизводимые деятельности в социокультурной природной среде.
Постановка задания: необходимость формирования экологической культуры студента в качестве основной цели нашего исследования определила задачу: изучить проблемы формирования экологической культуры, уста-
Gadzhieva Omegagen Abdulmuslimova, Zubairova Patimat Yusupovna, Jamalutdinov Taibat Machmudovna ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE ...
pedagogical sciences
новить аспекты её формирования.
Используемая методика: Изучение и обобщение научной литературы и выводов по исследуемой проблеме.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Ниязов А. А. определил экологическую культуру студента в качестве составляющей его профессионального образования. Удовыченко О. Д. считает экологическую культуру средством, которое используется для определения социальной ориентации человека во взаимосвязи системы природы и общества. Также, по его мнению, это весьма сложное образование личности, которое влияет на определение ценностных отношений индивида. Помимо всего установленного выше можно сказать, что экологическая культура оказывает влияние на личность человека особенно в форме определения, а также установления различных социальных связей и иного рода отношений [1]. В свою очередь, на экологическую культуру человека оказывает влияние ряд факторов, который имеет отношение как к обмену, так и потреблению, а также всему социокультурному институту, сложившемуся в различные нормы, а также правила.
Экологическая культура личности в более широком понимании этого слова включает в себя не только свод каких-либо правил или норм, но также моральную и нравственную сторону вопроса. Она является составляющей личности человека и, в большей части, является мировоззрением. Так, например, Иванов В. Г. называет экологической культурой духовные, а также нравственные составляющие всей личности человека. По его мнению, все эти составляющие определяют сознание, отношения, а также различные виды деятельности человека по отношению к природе и окружающей среде [2].
Демиденко Э. С., в свою очередь, определяет экологическую культуру как переход к биоцентризму от антропоцентризма. Это подразумевает под собою установление первостепенной цели в виде сохранения биосферы, как сферы обитания всего человечества.
Другой исследователь Астарханова Н. Р. имеет другую точку зрения. Она считает, что экологическая культура — это привитие ряда знаний, которое позволит будущим специалистам овладеть навыком решения вопросов без нанесения вреда окружающей среде и, соответственно, человечеству.
Рассматривая экологическую культуру студентов бакалавров педагогического ВУЗа, мы понимаем её как способ, с которым студент взаимодействует с окружающей его природной средой. По сути это выражается не только в различных социальных и принятых нормах, но и в здоровом образе жизни, а также в определенной системе ценностей, которая формируется как национальной культурой, так и непосредственно воспитанием.
Проведенный анализ литературы по рассматриваемому вопросу позволяет нам сделать вывод, что экологическая культура воспитывается обществом на протяжении многих поколений и обретает статус преемственности.
На основании этого ВУЗ должен ставить перед собой педагогические задачи по формированию качеств личности, которые будут являться экологически целесообразными, а также использовать формы обучения, которые являются инновационными и будут оказывать максимальный эффект на подрастающее поколение.
Множество исследователей занималось проблемой экологического образования, а также проблемой экологического воспитания. Изучая различную литературу по педагогике можно заметить, что первые из исследователей, которые впервые обсуждали вопросы экологического воспитания, были - Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинский.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Проводя анализ литературы последних лет, а также изучая тематику различных диссертационных исследований, можно отметить, что со временем проблемы экологической культуры и ее воспитания стали только актуальнее [3-12]._
Существуют различные позиции в педагогике в отношении экологического образования, а также экологического воспитания. Экологическую ответственность и долг, формирование различных экологических навыков, умений, а также знаний, рассматривали с различных точек зрения:
Первой позицией является методическая - Кавтарадзе Д. Н., Захлёбный А. Н., Суравегина И. Т., Зверев И. Д. и др.
Вторая - это психологическая - Ясвин В. А., Дерябо С. Д.
Третья - общетеоретическая - Шумейко А. А., Тарасов Л. В., Сластенин В. А., и др.
Четвёртая - мировоззренческая - Лернер И. Я., Васильева З. И.
Рассматривая экологическую культуру, можно сказать, что она является результатом образования. Формирование экологической культуры происходит в результате воздействий педагогического характера.
Среди них выделяют три типа:
- организационные воздействия, связанные с формированием профессионально личностных качеств внутри профессиональной образовательной среды, которая является экологоориентированной.
- субъективные - уровень развития преподавателя, который обеспечивает воздействия воспитательного характера, направленные на студента, а также оказывает помощь при формировании новых компетенций профессионального плана, которые пригодятся будущему специалисту [13].
- объективные - обеспечивающие необходимость формирования экологической культуры, а также отношения к другому человеку и окружающей природной среде на основании содержания профессиональной деятельности.
В настоящее время в нашем обществе существует множество различных проблем, на фоне которых возрастает роль формирования подготовки квалифицированных специалистов, обладающих экологической культурой и экологическим образованием. Профессиональное образование ставит перед собою целью воспитание личности, а также её развитие. При этом, немаловажное значение имеют отношения студента и формирование у него системы ценностей под влиянием образовательных программ, направленных на обучение экологической культуре.
Экологические знания, которые составляют экологическую культуру, включают в себя [14]:
1. Различные концепции устойчивого развития, а также выживание человечества, безопасные для окружающей среды.
2. Знания о влиянии жизнедеятельности человека, а также различных техногенных факторов, различные ресурсы которых составляют биосферу и являются необходимыми для выживания человека.
3. Знания о различных проблемах, которые возникали в течение различного времени с исторической точки зрения между обществом и окружающей его природной средой.
4. Нормы экологической этики, а также различные воззрения, отражающие отношение человека к окружающей среде у различных народов. По-другому, это можно назвать экологической культурой разных народов.
При этом, стоит выделить, что наличие одних только знаний само по себе не является экологической культурой человека. Существует ряд различных критериев, которые являются экологическими и охарактеризовывают экологический уровень культурного человека [15].
Такие убеждения могут быть:
- интеллектуальными - это вид убеждений, который находит себя в мировоззренческом отношении:
- личностными - это моральные и нравственные убеждения, которые выражаются в уверенности и в не-
70
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)
педагогические науки
Гаджиева Умаган Абдулмуслимовна, Зубаирова Патимат Юсуповна, Джамалутдинова Тайбат Махмудовна
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ...
обходимости охранять окружающую среду, мотивации, умении поставить цели и задачи, и следовать им;
- внутренними - это убеждения, которые побуждают к действиям субъекта на основании имеющихся знаний.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. В основной образовательной программе направления подготовки «44.03.05 Биология и Экология» курс «Охрана окружающей среды и природопользования» определен в вариативной части профессионального цикла учебного плана. Изучение данного курса направленно на формирование экологических знаний, личностных качеств и готовность осуществлять свою профессиональную деятельность с позиции эколо-го-ориентированных убеждений.
Содержание курса включает в себя системное представление об экологической проблематике, проблемах взаимодействия общества и природы, возможных последствиях техногенного влияния на окружающую среду; раскрывает вопросы охраны окружающей среды и природопользования, путей выхода из экологического кризиса и перспектив безопасного общественного развития; решает вопросы по выявлению взаимосвязи экологических и социальных систем, повышению общего и образовательного уровня студентов [16]. Педагогический процесс осуществляется с использованием интерактивных методов, которые ориентируют на освоение экологических знаний, на глубокое понимание учебного материала и решение комплексных эколого-социально-экономических задач (игровых (ролевых и имитационных игр), диалогических (диспут, дискуссии, дебаты, беседы и др.) и ситуационных (кейс-метод, метод анализа ситуаций) методов обучения). Поскольку решающим фактором осуществления широкомасштабного экологического образования и воспитания является подготовленность учителей общеобразовательной школы - носителей экологической культуры, передающих эту культуру своим подопечным. Поэтому одной из важнейших проблем является проблема формирования экологической культуры студентов педагогического вуза, их общей эколого-нравственной культуры и условия наличия высокой педагогической квалификации [17-21].
Таким образом, преодоление экологического кризиса в современном мире возможно только при условии наличия критической массы носителей экологической культуры, которая является частью мировоззрения и представляет собой совокупность научно обоснованных, глубоко осознанных и эмоционально принятых личностью идей, касающихся взаимодействия общества и природы.
Перед нами была поставлена задача актуализации формирования экологической культуры студентов педагогического вуза, поиск методов формирования экологических знаний, качеств личности и позиций, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности с позиции эколого-ориентированных убеждений.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Изложенные выводы исследования и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза.
В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования формирования экологической культуры можно отнести изучение возможностей повышении квалификации специалистов; подготовку преподавателей вуза к формированию управленческой составляющей экологической культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мухутдинова Т. 3. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук. Казань, 2005. 445 с.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов ВУЗов. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.
3. Методы системного педагогического исследования: Учебное
пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. Л. : ЛГУ, 1980. 170 с.
4. Руденко И.В., Наумавичюте К.А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 273-275.
5. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 243-246.
6. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.
7. Левченко Н.В. Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. № 1 (36). С. 109-116.
8. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 107-110.
9. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
10. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
11. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.
12. Орешкина Т.А., Коняшкин В.А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 4 (47). С. 133-144.
13. Валуева Н. Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 61. URL: http:// cyberleninka.ru/ article/n/model-formirovaniya - ekologicheskoy-kultury -uchaschihsya - v - sisteme - dopolnitelnogo - ekologo - biologicheskogo -obrazovaniya (дата обращения: 07.08.2019).
14. Ахмедова А. М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 182 с.
15. Сластенина Е. С. Экологическое образование. Вопросы теории и практики. М. : Педагогика, 1984. 104 с.
16. Файрушина С. М. Формирование экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 217 с.
17. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. М. : Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. 340 с.
18. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.
19. Бусыгин А.Г., Лизунова Е.В. Методика формирования экологических знаний у студентов педагогического университета // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 205-209.
20. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.
21. Яковлева Л. А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 197 с.
Статья поступила в редакцию 24.09.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020