Научная статья на тему 'Педагогические основы формирования правовой культуры военнослужащих'

Педагогические основы формирования правовой культуры военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы формирования правовой культуры военнослужащих»

вового воспитания? Нами не выработан ответ. Вместе с тем обозначены те направляющие, которые позволяют анализировать общественные процессы и с образовательной и с правовой позиций. В сфере образования — это социоцентрическая и антропоцентрическая модели. Аналогичные концепции в теории права — позитивистская и непозитивистская. Системное рассмотрение образовательной и правовой сфер является, на наш взгляд, необходимым условием поиска концептуальных путей совершенствования и образования и права в русле гуманистических ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения, —М., 1998,—С. 187.

2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева. —М., 1983, —С. 130.

3. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. — М., 1988.

4. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. — М., 1993.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Канд. пед. наук М.В. Гирская,

преподаватель

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт

ВВ МВД России г. Владикавказ

Ведущей силой в становлении и формировании личности является воспитание. Это подтверждено всем ходом развития человеческой цивилизации. Произошедшие в нашем обществе кардинальные перемены, по сути, разрушили фундамент прежней системы воспитания. Для новой же системы необходимы отвечающие духу времени методологические основы, задачи, направления. Вполне закономерно, что проблема определения, разработки идейных основ, идейного стержня целостной системы воспитания остро стоит и в армии. Во все времена армия была и остается одним из важнейших социально-политических институтов, от качества функционирования которого в значительной мере зависит эффективность деятельности государства, стабильность законности и правопорядка в стране.

Важнейшим условием становления правового государства в России становится повышение уровня правовой культуры населения, весьма важной составляющей которой является уровень правосознания отдельного гражданина, военнослужащего и общества в целом.

Реформирование социальной структуры, экономического уклада, политической системы общества ставит перед образовательными учреждениями МВД России вопрос о необходимости совершенствования подготовки курсантов, способных влиться в новую систему отношений и успешно решать поставленные передними задачи.

Новизна задач, решаемых внутренними войсками МВД России в условиях их реформирования, повышает требования к военнослужащим, их профессиональному мастерству. Значительное влияние на результаты выполнения военнослужащими внутренних войск служебных обязанностей, связанных с обеспечением внутренней безопасности общества, охраной правопорядка, поддержанием законности, оказывает наличие высокой правовой культуры.

Для формирования правовой культуры, правосознания важное значение имеет правовое воспитание, которое всегда являлось предметом пристального внимания как ученых, так и практиков. Эта задача остается важной и на сегодняшний день. Воспитательная работа сегодня проходит в иных условиях: в обществе продолжается политическое противостояние, нарастает имущественное расслоение населения, не стихают национальные страсти, возрастает социальная напряженность, национализм, религиозный фанатизм, которые оказывают все более мощное влияние на человечество.

Правовое воспитание должно стать необходимым условием становления правовой активности выпускников образовательных учреждений системы МВД.

Воспитание здесь — сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научного знания и понимания права, правовой культуры как производной правосознания; воспитание чувства ответственности у курсантов военных вузов за неукоснительное выполнение предписаний правовых норм, осознание ими социальной значимости права и правопорядка; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.

Перед выпускниками учебных заведений системы МВД России ставятся сложные задачи по охране общественного порядка, прав и свобод граждан, борьбе с преступностью. Выполнение этих задач предполагает высокий уровень их подготовленности, знание ими своих профессиональных обязанностей, что достигается различными формами обучения. К сожалению, в современных условиях проблемы с воинской дисциплиной не уменьшаются, напротив, в последнее время наблюдается рост различных видов правонарушений среди военнослужащих. Сегодня мы столкнулись с идейным разномыслием, неопределенностью духовно-нравственных основ военной службы, коренной реформацией социально значимых ценностных ориентиров. Как никогда остро ощущается необходимость повышения уровня правовых знаний военнослужащих, формирования системы правового воспитания, которая обеспечивала бы формирование

у военнослужащих прочных правовых знаний, навыков и умений правового поведения.

Только при соблюдении данного условия могут быть обеспечены высокий уровень воинской дисциплины, законности в Вооруженных силах их боевая готовность и профессионализм. В системе общепризнанных духовных ценностей общества армия России нуждается особенно. По своей природе армии требуются четкие, устойчивые и официально принятые нормы и ценности духовной жизни. Духовная размытость и неопределенность общества разъедает единство армии, размывает ее патриотизм, снижает сплоченность воинских коллективов.

В период формирования новой ценностной системы в нашей стране, новой культурной парадигмы, критического анализа правовых ценностей тоталитарного общества и возвращения к ценностям общечеловеческим особенно актуальным становится вопрос о повышении уровня правовой культуры общества, и в частности, правовой культуры военнослужащих.

В условиях преобразования многих сторон жизни и деятельности армии подготовка военных кадров в вузе обусловлена возросшими требованиями к будущим офицерам при формировании у них высокой во-енно-профессиональной и правовой готовности, определенной спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время. Вследствие объективных трудностей, связанных с негативными явлениями, имеющими место в период реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, задача повышения правовой подготовленности курсантов военных вузов становится особенно актуальной.

Так как решение задачи повышения военно-профессиональной готовности курсантов происходит параллельно с получением юридического образования, через образовательный процесс вуза, то необходимы новые подходы в образовании и воспитании при формировании военных специалистов — юристов высокой квалификации.

Разработке понятия «правовое воспитание» в отечественной педагогической и юридической литературе уделяется значительное внимание, но до настоящего времени общепризнанного определения правового воспитания для условий современного этапа российской государственности нет. В целом правовое воспитание военнослужащих можно определить как целеустремленное, систематическое воздействие на их сознание, психологию в целях формирования высокого правосознания, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Задачами правового воспитания являются:

— воспитание уважения к нормам права;

— убежденность в необходимости их использования;

— привитие навыков правомерного поведения;

— воспитание социально-правовой активности.

Объектом правового воспитания военнослужащих является правосознание военнослужащего как разновидность общественного сознания. Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных

групп к праву,законам, правосудию, их представление о том, что правомерно или неправомерно. Правосознание включает такие основные компоненты, как знание действующего права, его основных принципов и требований, а также оценочные и поведенческие установки человека (схема 1).

Схема 1

Сознательная воинская дисциплина как результат правовоспитательного воздейстия военнослужащих

Праковосшшге * деятелыюеть

Основные проблемы по обеспечению правового воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации в современных условиях в ее гуманитарном аспекте можно объединить в следующие группы:

— связанные с низким уровнем правовой культуры военнослужащих, как курсантов, так и офицеров Вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов;

— обусловленные неразвитой системой профилактики правонарушений;

— вызванные отсутствием устойчивых правовых традиций в деятельности Вооруженных сил и правоохранительных органов.

В связи с этим необходимо анализ правового воспитания военнослужащих в современных условиях дополнить выработкой практических мер по его совершенствованию. Это внесет реальный вклад в повышение правовой культуры военнослужащих, а значит, поможет реализации целей и принципов военно-правовой реформы в Вооруженных силах и правоохранительных органах (схема 2).

Научный анализ показывает, что в настоящее время состояние правового воспитания военнослужащих не соответствует требованиям Конституции и законодательства в области обороны страны.

Недостаточная эффективность правового воспитания в современных Вооруженных силах и правоохранительных органах связана с пробелами в правовой подготовке офицеров-воспитателей, слабой материальной базой правового образования, а также незавершенностью формирования целостной системы правового воспитания военнослужащих РФ и сотрудников правоохранительных органов.

Наиболее эффективными методами правового воспитания являются методы убеждения и принуждения. При этом метод убеждения служит одним из важных способов реализации целей и задач правового воспитания, располагающим богатым арсеналом средств и приемов. При его применении офицерам необходимо не только владеть техникой убеждения, но и обеспечить использование фактов из правопри-

менительной практики, придерживаться принципа объективности и систематического изложения всей совокупности сведений, относящихся к предмету убеждения.

ния действенности применения метода принуждения его нужно сочетать с другими методами и прежде всего — методом убеждения.

Схема 2

Основные направления совершенствования правового воспитания в воинской части

Совершенствование структуры правового воспитания

Совершенствование содержания правового воспитания

Системный

подход к правовому воспитанию

Совершенство вание форм и методов правового воспитания

Метод принуждения является достаточно действенным методом правового воспитания. Это обусловливается специфичным правовым статусом военнослужащих и более жесткой правовой регламентацией выполнения ими задач по службе. Для повыше-

Для улучшения правового воспитания военнослужащих необходимо полнее учитывать специфику нормативно-правовых требований воинской деятельности, порядок и средства их выполнения, а также вытекающие из них обязанности военнослужащих и

сотрудников правоохранительных органов. Основными направлениями повышения эффективности правового воспитания военнослужащих в современных условиях являются:

— улучшение профилактики нарушений правовых норм военнослужащими и обеспечение повседневного их выполнения при организации повседневной военной жизни;

— совершенствование анализа эффективности правового воспитания, применения его форм и методов;

— принятие действенных мер по пресечению противоправного поведения.

Правовое воспитание сегодня должно быть отнесено к числу стратегических направлений развития системы образования в переходный период в России. Правовая культура является одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие формированию правовой культуры стало одной из самых значимых задач современной системы образования. Правовое воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт самих военнослужащих, что предполагает обращение к реальной военно-политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания. ориентации на образцы правомерного поведения? Ответ на этот вопрос очевиден. Развитие правовой культуры военнослужащих и общества в целом способствует и в дальнейшем будет в еще большей мере способствовать утверждению в правовом сознании тех духовных ценностей, которые призваны помочь в создании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества, когда порядок и закон станут правилом для всех и всегда.

Воспитание у личного состава армии и правоохранительных органов высокого правосознания достигается всей совокупностью воспитательных мероприятий. Комплексный подход и постановка всего дела воспитания, предусматривающего единство правового, воинского и нравственного воспитания, обеспечивает формирование у «воинов правопорядка» высоких нравственных качеств, уважение к праву, убежденности в справедливости законов Российской Федерации как правового государства, в необходимости их безусловного соблюдения. Правовоспитательная работа способствует воспитанию у воинов навыков и привычек строгого и точного соблюдения законов в служебной деятельности, в поведении, приучает к повседневному выполнению норм права. Только тогда вечные ценности — Отечество, долг, честь, патриотизм не будут подвергнуты девальвации, а останутся святыми для всех и каждого.

J^ИTEPATУPA

1. Концепция военно-правовой реформы в Вооруженных силах РФ // Красная звезда. — 1994. — 13 авг.

2. Правовое воспитание курсантов. Готовится приказ.— М.: Воениздат, 1990.

3. Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984, — С. 279.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ ПРАВОСОЗНАНИЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Канд. пед. наук, доцент Т.Л. Ильина

Костанайский юридический институт МВД РК,

А.Н. Емельянов, начальник отдела дознания ЛОВД г. Костанай,

Республика Казахстан

Преобразования, происходящие в государстве, с одной стороны, способствуют развитию предпринимательства, инициативы, творчества, с другой стороны, ставят значительную часть населения перед трудностями экономического, политического, социального характера. Как следствие, социальная незащищенность одних и вседозволенность других вызвали рост числа правонарушений.

Исходя из сказанного, совершенствование норм правосознания среди населения является важнейшей задачей работников правоохранительных органов. Одним из эффективных направлений ее решения является формирование правосознания у школьников через правовое воспитание. «Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан... всей совокупности многообразных воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, привычек, правомерного поведения» (2).

Направления и особенности правовоспитательного процесса заключаются в том, что:

— его исходной базой выступает совокупность общеобразовательных правовых норм;

— в процессе его осуществления до сведения вос-питуемых доводятся, внедряются в сознание>;станов-ки, связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

— опираясь на гарантированную возможность, в необходимых случаях, воспитатель применяет принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

— его воздействием охватываются не только субъекты, соблюдающие нормы права, но и склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их (задача пресечения и предупреждения правонарушений);

— его осуществление проводится с использованием специфических правовых средств и методов;

— реализация задач правового воспитания осуществляется юридически подготовленными лицами.

Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой двойственный процесс. Один, качественный уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.