Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования норм правосознания среди населения'

Некоторые аспекты совершенствования норм правосознания среди населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования норм правосознания среди населения»

сотрудников правоохранительных органов. Основными направлениями повышения эффективности правового воспитания военнослужащих в современных условиях являются:

— улучшение профилактики нарушений правовых норм военнослужащими и обеспечение повседневного их выполнения при организации повседневной военной жизни;

— совершенствование анализа эффективности правового воспитания, применения его форм и методов;

— принятие действенных мер по пресечению противоправного поведения.

Правовое воспитание сегодня должно быть отнесено к числу стратегических направлений развития системы образования в переходный период в России. Правовая культура является одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие формированию правовой культуры стало одной из самых значимых задач современной системы образования. Правовое воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт самих военнослужащих, что предполагает обращение к реальной военно-политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания. ориентации на образцы правомерного поведения? Ответ на этот вопрос очевиден. Развитие правовой культуры военнослужащих и общества в целом способствует и в дальнейшем будет в еще большей мере способствовать утверждению в правовом сознании тех духовных ценностей, которые призваны помочь в создании справедливого, свободного и более совершенного гуманного общества, когда порядок и закон станут правилом для всех и всегда.

Воспитание у личного состава армии и правоохранительных органов высокого правосознания достигается всей совокупностью воспитательных мероприятий. Комплексный подход и постановка всего дела воспитания, предусматривающего единство правового, воинского и нравственного воспитания, обеспечивает формирование у «воинов правопорядка» высоких нравственных качеств, уважение к праву, убежденности в справедливости законов Российской Федерации как правового государства, в необходимости их безусловного соблюдения. Правовоспитательная работа способствует воспитанию у воинов навыков и привычек строгого и точного соблюдения законов в служебной деятельности, в поведении, приучает к повседневному выполнению норм права. Только тогда вечные ценности — Отечество, долг, честь, патриотизм не будут подвергнуты девальвации, а останутся святыми для всех и каждого.

J^ИTEPATУPA

1. Концепция военно-правовой реформы в Вооруженных силах РФ // Красная звезда. — 1994. — 13 авг.

2. Правовое воспитание курсантов. Готовится приказ.— М.: Воениздат, 1990.

3. Юридический энциклопедический словарь. — М., 1984, — С. 279.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ ПРАВОСОЗНАНИЯ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Канд. пед. наук, доцент Т.Л. Ильина

Костанайский юридический институт МВД РК,

А.Н. Емельянов, начальник отдела дознания ЛОВД г. Костанай,

Республика Казахстан

Преобразования, происходящие в государстве, с одной стороны, способствуют развитию предпринимательства, инициативы, творчества, с другой стороны. ставят значительную часть населения перед трудностями экономического, политического, социального характера. Как следствие, социальная незащищенность одних и вседозволенность других вызвали рост числа правонарушений.

Исходя из сказанного, совершенствование норм правосознания среди населения является важнейшей задачей работников правоохранительных органов. Одним из эффективных направлений ее решения является формирование правосознания у школьников через правовое воспитание. «Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан... всей совокупности многообразных воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, привычек, правомерного поведения» (2).

Направления и особенности правовоспитательного процесса заключаются в том, что:

— его исходной базой выступает совокупность общеобразовательных правовых норм;

— в процессе его осуществления до сведения вос-питуемых доводятся, внедряются в сознани^станов-ки, связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;

— опираясь на гарантированную возможность, в необходимых случаях, воспитатель применяет принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;

— его воздействием охватываются не только субъекты, соблюдающие нормы права, но и склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их (задача пресечения и предупреждения правонарушений);

— его осуществление проводится с использованием специфических правовых средств и методов;

— реализация задач правового воспитания осуществляется юридически подготовленными лицами.

Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой двойственный процесс. Один, качественный уровень

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002, №1 (17)

9

этого процесса — накопление индивидами, общественными группами правовых знаний, другой — превращение этой накопленной информации в личные убеждения.

Кроме того, важной, неотъемлемой частью формирования правосознания граждан является своевременное формирование правовой культуры. Так, С.С. Алексеев считает, что «правовая культура — это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требований верховенства права» (1).

По мнению А.И. Коваленко, целесообразно включать в правовую культуру всю правовую реальность (уровень развития права, законодательства, осведомленность о нем в обществе, состояние законности и правопорядка).

Сегодня тема формирования правовой культуры достаточно популярна, и в Республике Казахстан много делается для этого: разработана государственная программа правовой реформы, принято постановление Президента РК «О мерах по организации правового всеобуча в РК», которым утверждается «Положение о правовом всеобуче в РК», Концепция правового обучения молодежи в республике и другие важные документы. Внезапного роста правовой культуры не может быть. Концепция правового обучения, содержащая общее видение перспектив его развития, предполагает обучение «азбуке» правовых норм всех слоев населения.

Цель правового всеобуча — повышение правовой культуры граждан и формирование традиции уважения к закону.

Основными принципами правового всеобуча являются:

— всеобщность;

— системность;

— непрерывность;

— заинтересованность в получении правовых знаний и обязанность государства обеспечить реализацию возможности их получения;

— индивидуальность (учет возрастных, профессиональных и других особенностей различных категорий граждан).

Правовая культура, в свою очередь, выступает как целостная характеристика правовог о развития общества. Применительно к обществу правовая культура выражает качественную особенность единства ценностей и норм, правовых институтов и учреждений, правового сознания и поведения (3).

Составными частями методического руководства в правовом воспитании должно стать обеспечение высокого уровня юридического содержания правового всеобуча. Во многих учебных заведениях сегодня преподавание правовых дисциплин ведется на низком уровне, зачастую не подкрепляется внеаудиторными, внеклассными формами воспитательной работы.

Материально-техническая база преподавания правовых дисциплин не позволяет активно осуществлять правовое обучение и воспитание правовой культуры. Решение этих проблем требует сегодня объединения усилий образовательных учреждений, правоохранительных органов, молодежных организаций. Если мы хотим создать подлинно правовое государство, необходимо, прежде всего, наладить правовое обучение среди всех слоев населения.

Система правоохранительных органов совместно с общественно-педагогическими коллективами призвана способствовать формированию правосознания среди подростков и взрослого населения.

С этой целью проводится разъяснительная работа о вреде употребления токсических и наркотических веществ, ставятся на учет подростки и их семьи, склонные к правонарушениям, ведется разъяснительная работа среди родителей об отрицательном действии фильмов-боевиков, так как жестокость на экране зачастую переносится в повседневный быт.

Высокий уровень правовой культуры характеризуется, во-первых, знанием принципов права и общеправовых дозволений запретов, трансформации указаний законодательства как субъективных требований к самому себе. Во-вторых, социально-правовая активность, которая заключается не только в правомерном поведении, но и инициативе по охране правопорядка, в правотворчестве, в стремлении к познанию правовой действительности, своих возможностей. В-третьих, не только осознание необходимости соблюдения закона как нормы права, но и восприятие законодательных установок как личностных убеждений, составляющих мировоззренческие позиции личности.

Эффективность совершенствования норм правосознания среди населения находится в прямой зависимости не только от того, насколько оптимальна система профилактических норм, подлежащих обязательному исполнению, но и от того, кто применяет закон, поддерживает правопорядок, борется с преступностью, какие силы привлечены для выполнения этой деятельности.

Ясно, что они должны превосходить по своей мощи противостоящие им силы криминального мира, «маргинальной» субкультуры, иначе они не выполняют своего социального предназначения.

Таким образом, профессионализм сотрудников правоохранительных органов, с одной стороны, своевременное и постоянное проведение профилактической работы среди населения, формирование основ правосознания и правовой культуры — с другой, будут способствовать стабилизации взаимоотношений и уменьшению правонарушений среди населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс, —М„ 1994, —С.103.

2. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. — Н.Новгород, 1993. -С.488.

3. Смирнов В.В. Государство, право, молодежь. — М., 1985, —С. 43.

ю

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2002, №1 (17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.