Научная статья на тему 'Педагогические методы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза'

Педагогические методы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PEDAGOGIC METHODS / TRAINING ACTIVITIES / SITUATION FOR SUCCESS / COLLECTIVE COGNITIVE ACTIVITIES / PROBLEM TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Анна Игоревна

Ответственное отношение к обучению у студентов может быть сформировано с помощью педагогического содействия, направленного на оптимизацию условий личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic methods of forming the students' responsible attitude to learning at university

The students' responsible attitude to learning at university can be formed with the help of teacher's assistance aimed at optimizing the conditions of personality-oriented interaction between student and teacher during the learning process at university.

Текст научной работы на тему «Педагогические методы формирования ответственного отношения к учебной деятельности у студентов вуза»

Проведенное исследование не исчерпывает полностью проблему подготовки к профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья как будущих рабочих в связи с развивающимся рынком труда и введением Федеральных государственных стандартов начального профессионального образования нового поколения. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с выявлением новых возможностей интегративного потенциала профессионального обучения данной категории молодых людей.

Библиографический список

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2003. - 368 с.

2. Баранаускене И., Карвялис В. Модели профессиональной подготовки молодых людей с незначительным нарушением интеллекта: оценочный аспект // Дефектология. - 2007. - N° 4. -С. 60-70.

3. Васенков Г.В. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 1. -С. 13-23.

4. Дульнев Г.М. Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения. - М.: Педагогика, 1961. - 254 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 384 с.

УДК 378

Иванова Анна Игоревна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

a.ivanova@mail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ответственное отношение к обучению у студентов может быть сформировано с помощью педагогического содействия, направленного на оптимизацию условий личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: педагогические методы, учебная деятельность, ситуация успеха, коллективная познавательная деятельность, проблемное обучение.

Важнейшими качествами учебной деятельности являются: самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности; познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучающимися задач, выбор нужного действия и темпа их решения.

Сущность обучения состоит в том, что учащийся не только усваивает предметные знания и навыки, но и овладевает способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания [2].

К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к обучению, который появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Поэтому первой заповедью фор-

мирования ответственного отношения к учению К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в обучении, познания, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Эту же точку зрения разделял В.А. Сухомлин-ский, который утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у обучаемых к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости познания, творчества, общения [3, с. 23]. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом [1, с. 31].

© Иванова А.И., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N 4

61

В.А. Сластенин полагает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность обучаемых. Надежным путем ее создания он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.

Педагог должен создать источник развития внутренних сил обучаемого, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться; создать такие условия, в которых обучаемый испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение от проделанной работы; помогать ему добиваться успеха в учебной деятельности.

Следовательно, использование ситуации успеха, которая способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, пониманию важности учения и формированию ответственного отношения к нему.

Организация коллективной познавательной деятельности на занятиях также создает благоприятные условия для выработки у учащейся молодежи установки на глубокое овладение учебной информацией, формирование устойчивого интереса к новым знаниям, проявление активности, самостоятельности и творческого отношения к решению поставленных учебных задач.

Коллективная познавательная деятельность содержит в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к обучению, чувство удовлетворения от выполненного учебного задания, преодоления отставания и решения трудной задачи.

Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы проблемного обучения и интерактивные методы. Они дают преподавателю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий, актуализируют потребность достижения.

Методы обучения могут способствовать созданию благоприятной атмосферы коллективной работы, поиска, участия, коллективного напряжения усилий, эмоций, которые облегчают достижение целей развития мотивации. Наконец, методы обучения стимулируют активность учащегося: способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность. Для реализации

возможностей методов обучения служат приемы, связанные с побуждающей функцией: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение заданий на производственной основе, использование занимательных и игровых форм занятий.

В тесной связи с вышеназванными группами методов выступают методы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся.

В любом возрасте формирования ответственного отношения учащихся к обучению, к учебному заведению, уровень учебной мотивации, характер общения с ровесниками и преподавателями, формирование некоторых личностных свойств и общий эмоциональный климат в студенческом коллективе в значительной степени зависят от личностных особенностей преподавателя, стиля его профессионально-педагогического общения и взаимодействия, установок и принципов учебно-воспитательной работы, которые должны соответствовать личностно-ориентированному педагогу.

Ответственное отношение к обучению у студентов может быть сформировано с помощью педагогического содействия, направленного на оптимизацию условий личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения в высшем учебном заведении [4].

Библиографический список

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Academia, 2000. - 187 с.

2. Ксензова Г.Ю. Значение ситуации успеха в учебной деятельности // Гуманитарное образование в современном ВУЗе. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 80-84.

3. Усова А.В. Развитие мышления учащихся в процессе обучения. - Челябинск: Факел, 1997. - 70 с.

4. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.