Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КОЛИЧЕСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОДНОГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Владимир Леонидович

В статье рассматриваются основные итоги, полученные в рамках проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». Выявляются особенности подготовки педагогических кадров на рынке труда Приволжского федерального округа. Определяются проблемные регионы, где есть недостаток педагогических кадров. Существующие факторы определяют диспропорцию качества педагогического образования в различных регионах России. В частности, к таким факторам необходимо отнести отмену государственного распределения выпускников вузов; нестабильный спрос на специалистов-выпускников вузов; коммерциализацию образования; сокращение финансирования из государственного бюджета образовательной и научной деятельности; ограниченность в условиях быстротечных изменений перспективного видения развития рынка педагогических кадров, что обусловливает несовершенство образовательных стандартов. Выводы, сделанные в данной статье, позволят глубже понять необходимость усиления регулятивного воздействия государства на рынок труда в целях устранения дисбаланса, связанного с нехваткой профессиональных педагогических кадров в Приволжском федеральном округе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Владимир Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STAFF ON THE LOCAL LABOUR MARKET: PROBLEMS AND DEFICIENCIES (USING THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

The article considers the main results of the project “All-Russia interregional research of education representation in 85 regions". The peculiarities of teaching staff preparation on the labour market of the Volga Federal District are described. Problem regions with the deficiency of teaching staff are highlighted. The existing factors determine the imbalance of the teaching stuff quality in different regions of Russia. In particular, such factors include the abolition of the state system of pedagogical university graduate placement, unstable demand for university graduates, commercialization of education, cutting the state budget financing of educational and scientific activity, limitations in the conditions of a fast-changing development of the teaching staff labour market, which determine the imperfection of educational standards. The conclusions made in the article allow in-depth understanding of the necessity to intensify the state regulatory impact on the labour market in order to eliminate the imbalance connected with the deficiency of professional teaching staff in the Volga Federal District.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)»

ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■

УДК 37.08 ББК 74.04(2)

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-3-119-129

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ДЕФИЦИТЫ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

В. Л. Шаповалов

Аннотация. В статье рассматриваются основные итоги, полученные в рамках проекта «Всероссийское межрегиональное исследование по представленности педагогического образования в 85 регионах». Выявляются особенности подготовки педагогических кадров на рынке труда Приволжского федерального округа. Определяются проблемные регионы, где есть недостаток педагогических кадров. Существующие факторы определяют диспропорцию качества педагогического образования в различных регионах России. В частности, к таким факторам необходимо отнести отмену государственного распределения выпускников вузов; нестабильный спрос на специалистов-выпускников вузов; коммерциализацию образования; сокращение финансирования из государственного бюджета образовательной и научной деятельности; ограниченность в условиях быстротечных изменений перспективного видения развития рынка педагогических кадров, что обусловливает несовершенство образовательных стандартов. Выводы, сделанные в данной статье, позволят глубже понять необходимость усиления регулятивного воздействия государства на рынок труда в целях устранения дисбаланса, связанного с нехваткой профессиональных педагогических кадров в Приволжском федеральном округе.

Ключевые слова: высшее образование, педагог, педагогическое образование, педагогический резерв, педагогические кадры, количество обучающихся на одного педагога.

© Шаповалов В. Л., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

TEACHING STAFF ON THE LOCAL LABOUR MARKET: PROBLEMS AND DEFICIENCIES (USING THE EXAMPLE OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT)

V. L. Shapovalov

Abstract. The article considers the main results of the project "All-Russia interregional research of education representation in 85 regions". The peculiarities of teaching staff preparation on the labour market of the Volga Federal District are described. Problem regions with the deficiency of teaching staff are highlighted. The existing factors determine the imbalance of the teaching stuff quality in different regions of Russia. In particular, such factors include the abolition of the state system of pedagogical university graduate placement, unstable demand for university graduates, commercialization of education, cutting the state budget financing of educational and scientific activity, limitations in the conditions of a fast-changing development of the teaching staff labour market, which determine the imperfection of educational standards. The conclusions made in the article allow in-depth understanding of the necessity to intensify the state regulatory impact on the labour market in order to eliminate the imbalance connected with the deficiency of professional teaching staff in the Volga Federal District.

Keywords: higher education, teacher, pedagogical education, teaching reserve, teaching staff, teacher-student ratio.

В контексте современной мировой тенденции перехода от экстенсивного использования человеческих ресурсов с низким уровнем базовой профессиональной подготовки к интенсивному использованию высококвалифицированной рабочей силы, адаптированной к условиям социально ориентированной экономики инновационного типа, особое внимание приобретает проблема эффективности педагогического образования. Сегодня во многих странах хорошо понимают связь между конкурентоспособностью экономики и уровнем национальной системы образования и направляют свои усилия на развитие этой важной отрасли.

Стратегия развития высшего педагогического образования России должна учитывать как современные общемировые тенденции трансформации высшего образования, так и успешный опыт планирования и подготовки педагогических кадров в Советском Союзе. При этом ключевым фактором успешного развития

Российской Федерации как в экономическом, так и в социальном отношении является создание равных условий для жителей разных субъектов Федерации, ликвидация существующих в сфере образования региональных дисбалансов. Именно поэтому ключевым вопросом современного этапа становится обеспечение высокого качества высшего педагогического образования во всех федеральных округах Российской Федерации.

Проблема развития и эффективности педагогического образования является центральной в отечественном образовательном дискурсе на протяжении последних лет. 6 марта 2021 г. состоялось рабочее совещание с участием ректоров образовательных организаций высшего образования под председательством заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Чернышенко «Кадры для будущего». Кроме рассмотрения ключевых вопросов стратегии социально-экономического развития России, рассматривался, как составляющий, вопрос о

подготовке кадров, в том числе педагогических кадров на всех уровнях образования. Ректор МПГУ член-корреспондент РАО А. В. Лубков сказал: «...мы решаем вопрос подготовки кадров системы профессионального и дополнительного образования. Считаю, что в создании среды и подготовке кадров для удаленной работы на перспективу необходимо участие всех вузов. Педагогическое же образование должно не только создавать среду и прививать компетенции цифрового педагога, но и быть составляющей подготовки педагога-предметника и педагога дополнительного образования.» [1].

Качество педагогического образования в настоящее время становится важным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики, удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах, территориального развития страны и ликвидации сложившихся дисбалансов. Министр просвещения России С. С. Кравцов отметил: «Мы реализуем поручение президента по поддержке педагогических вузов, которое президент дал в послании. Уже сформирована программа - пока рабочее название ее «Учитель будущего поколения

России», - в рамках которой мы проведем полную модернизацию педагогических вузов не только с точки зрения условий, но и с точки зрения программ подготовки, с точки зрения повышения профессорского-преподавательского состава» [2].

Необходимость отвечать потребностям социально-экономического и территориального развития России предопределяет повышение внимания к степени обеспеченности населения отдельных территорий педагогическими кадрами, соответствия потребностей региона в учителях и образовательного потенциала региональной системы высшего образования.

В настоящее время не существует целостного, научно обоснованного анализа представленности педагогических кадров на рынке труда на региональном уровне, в контексте территориального развития Российской Федерации. Такое состояние научного знания предопределяет необходимость проведения мониторинга педагогических кадров по федеральным округам и регионам.

С учетом поставленных задач проведем образовательный мониторинг педагогических кадров в регионах Приволжского федерального округа.

Рис. 1. Количественный анализ воспитанников и работников ДОО в регионах Приволжского федерального округа

Проанализируем количество воспитанников и работников дошкольных образовательных организация (рис. 1).

Как следует из рис. 1, наибольшее число воспитанников в ДОО Республики Башкортостан - 180 231 детей. В этом же регионе наблюдается и самая критическая ситуация по обеспечению педагогическими работниками ДОО.

Рассмотрим обеспеченность в данных регионах учреждений ДОО педагогическими работниками (рис. 2).

Необходимо отметить, что в целом все регионы достаточно равномерно обеспечены воспитателями. Благоприятная ситуация с обеспеченностью кадров наблюдается в Кировской, Нижегородской, Пензенской, Самарской и Ульяновской областях, где на одного воспитателя приходится 8 воспитанников. Вторую группу составляют такие регионы, как Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Пермский край, Оренбургская область и Республика Марий Эл, в которых этот показатель находится в диапазоне от 9 до 11. Однако в Республиках Башкортостан и Мордовия обеспеченность педагогическими кадрами является более тревожной. В данных регионах на одного воспитателя

приходится по 13 и 12 воспитанников соответственно. Следовательно, необходимо увеличивать число педагогических кадров ДОО в данных регионах.

Полученные данные сравним с количеством воспитателей на одно учреждение ДОО (рис. 3).

Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что наименьшее число воспитателей наблюдается также в Республике Башкортостан и Саратовской области - 8 воспитателей в среднем на одно учреждение ДОО. Следовательно, по результатам двух анализов можно сделать вывод, что Республика Башкортостан остро нуждается в увеличение числа воспитателей ДОО.

Рассмотрим, влияет ли величина средней заработной платы воспитателей в регионах Приволжского федерального округа на привлекательность педагогической работы в ДОО и обеспеченность педагогическими кадрами (рис. 4).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что прямой зависимости между заработной платой по региону и числом воспитателей нет, однако в регионах с наибольшей заработной платой педагогов - Республики Мордовия и Татарстан,

Рис. 2. Количество детей на одного воспитателя ДООв регионах Приволжского федерального округа

Рис. 3. Сравнительный анализ обеспеченности воспитателями учреждении ДОО по регионам в Приволжском федеральном округе

Нижегородская область - острого дефицита в педагогических кадрах нет.

Рассмотрим количество обучающихся и педагогических кадров в образовательных организациях среднего образования в регионах Приволжского федерального округа (рис. 5).

Наибольшее количество обучающихся в Республике Башкортостан -433 648 чел., следующую позицию по

численности обучающихся занимает Республика Татарстан - 374 145 чел. Минимальные показатели численности обучающихся в образовательных организациях среднего образования наблюдаются в Республике Марий Эл (66 834 чел.) и Республике Мордовия (68 983 чел.).

Рассмотрим обеспеченность данных регионов преподавательскими кадрами (рис. 6).

Рис. 4. Средняя заработная плата работников ДОО по регионам

■ Количество педагогических кадров ■ Количество обучающихся

5. Количественный анализ обучающихся и педагогических кадров в регионах Приволжского федерального округа

Рис.

Как мы видим, в целом все регионы достаточно равномерно обеспечены педагогическими кадрами. Однако критическая ситуация наблюдается в Пермском крае, Самарской и Нижегородской областях, Чувашской Республике. В данных регионах на одного педагога приходится по 13-14 учеников. Следовательно, необходимо увеличивать число

педагогических кадров в данных регионах. Самая благоприятная ситуация в Республике Мордовия: на одного педагога приходится 9 учеников.

Важным показателем состояния педагогических кадров в регионах Приволжского федерального округа является наличие педагогических вакансий (рис. 7).

Рис. 6. Количество обучающихся на одного педагога в регионах Приволжского федерального округа

Анализ вакансий позволяет разделить регионы на три группы. К относительно благополучным регионам с небольшим дефицитом учительских кадров относятся Республика Мордовия (25 вакансий), Чувашская Республика (93 вакансии) и Пензенская область (104 вакансии). Средние показатели у Ульяновской области (171 вакансия), Республики Марий Эл (178 вакансий), Республики Татарстан (226 вакансий), Саратовской области (258 вакансий), Удмуртской Республики (258 вакансий), Нижегородской области (328 вакансий) и Пермского края (387 вакансий). Наибольшая нехватка педагогических кадров наблюдается в Республике Башкортостан (521 вакансия), Самарской области (485 вакансий) и Оренбургской области (403 вакансии).

Важную информацию об обеспеченности рынка труда педагогическими кадрами представляет анализ распределения между регионами Приволжского федерального округа бюджетных мест, выделенных на образовательные программы, реализуемые в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки. Лидерами являются Самарская и Нижегородская области. Каждый из указанных регионов имеет более 1000 бюджетных мест. В группу регионов с наименьшим количеством бюджетных мест (400 и менее) относятся:

Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Пензенская область, Кировская область. Самый низкий показатель -в Республике Марий Эл.

С учетом данных о соотношении количества бюджетных мест в вузах регионов и числа педагогических вакансий, сделаем сводную диаграмму (рис. 8).

Сравнение количества вакансий и количества бюджетных мест позволяет понять, насколько имеющаяся в регионе в настоящее время проблема дефицита педагогических кадров может быть решена в перспективе, а также определить оптимальные потребности системы высшего педагогического образования в бюджетном финансировании. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в целом ситуация достаточно благоприятна. В большинстве регионов количество бюджетных мест было бы меньшим, чем количество педагогических вакансий. При этом сложная ситуация в Республике Башкортостан. Здесь количество выделенных бюджетных мест (412 мест) не покрывает количество педагогических вакансий (521 вакансия). В то же время в таких субъектах Федерации, как Чувашская Республика, Ульяновская область, Самарская область, Нижегородская область, Республика Мордовия, количество бюджетных мест значительно превышает количество педагогических вакансий. Особый случай представляют Удмуртская Республика и

Рис. 7. Число педагогических вакансий

■ Число свободных педагогических вакансий в общем ■ Бюджетных мест (очно-заочно)

Рис. 8. Соотношение числа вакансий с количеством бюджетных мест в вузах регионов

Республика Марий Эл. Здесь отсутствует бюджетное финансирование педагогического образования [3-11, 12-15]. Проведенный анализ свидетельствует о необходимости увеличения бюджетного финансирования педагогического образования в Удмуртской Республике, Республике Башкортостан и Республике Марий Эл.

Таким образом, в результате проведения мониторинга педагогических кадров по регионам Приволжского федерального округа было выявлено, что Республика Башкортостан остро нуждается в увеличении числа воспитателей ДОО. Критическая ситуация с обеспеченностью педагогов в учреждениях среднего образования наблюдается в Пермском крае, Самарской и Нижегородской областях, Чувашской Республике. В данных регионах на одного педагога приходится по 13-14 учеников. Следовательно,

необходимо увеличивать число педагогических кадров в данных регионах. Наибольшее количество педагогических вакансий приходится на Республику Башкортостан, Самарскую и Нижегородскую области. В то же время соотнесения количества педагогических вакансий с количеством выделенных на педагогические специальности и направления подготовки бюджетных мест свидетельствует о том, что проблемной является ситуация в Удмуртской Республике, Республике Марий Эл и Республике Башкортостан. Также в ходе исследования была выявлена непрямая зависимость между числом педагогических кадров на одного воспитанника и средней зарплатой педагогов по регионам Приволжского федерального округа, следовательно, есть необходимость в увеличении зарплат педагогических кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ректор МПГУ принял участие в совещании с Дмитрием Чернышенко в Казани. URL: http:// mpgu.su/novosti/rektor-mpgu-prinjal-uchastie-v-soveshhanii-s-dmitriem-chernyshenko-v-kazani/ (дата обращения: 23.03.2021).

2. Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов. URL: https://ria. ru/20210603/pedvuzy-1735399113.html (дата обращения: 03.06.2021).

3. Интерактивный портал Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области. URL: https://ulyanovsk-zan.ru/vacancv? RequestVerificationToken=P7obIwtneD xjkSxu8VgzU4vRnB9qwHzyY9FPXagaPvNZSiVaKMfuV6tHOCLrQoAyIwe01x_fBIH20W9fk2WNDv 5zjxgeUpboMv8aEMXlcgU1&Profession=y4ra£nb&Sort=1&Filter=true (дата обращения: 31.05. 2021).

4. Интерактивный портал Государственной службы занятости Удмуртской Республики. URL:

https://szan.mintrud18.ru/vacancy?__RequestVerificationToken = -My-Q6svyga6jle8-

UIvpdKDRmXXJNa2rBUwaLvM0MRm-WRW1GRGL5W36eaRKBHNa0DMAskBzUGFIu8Ezk ZuqGlZ3xMGR4_4zvVG2qmnZkM1&Profession=Учитель&Sort=1&Filter=true&Grid-sort=&Grid-page=1&Grid-pageSize=10&Grid-group=&Grid-filter= (дата обращения: 31.05.2021).

5. Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты Саратовской области. URL:

https://64zan.ru/vacancy?__RequestVerificationToken = QZX8gUXdojJlRwYkLW_

rqqMtR6bvyXc77YSmE1KTA-sXr4z-Dy3k9Z-nVvOLbXRYmXFOVytG6sVSF9rLJ3zSwhuUNTG hL9OulmzTnUKJi0I1&Profession=Учитель&Soгt=1&Filter=tгue (дата обращения: 31.05.2021).

6. Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики. URL: https://rabota.cap.ru/vacancy/?WithoutAdditionalLimits=False&ActivityScopeNoStandart=Tr ue&SearchType=1&Profession=Учитель&Region=21&HideWithEmptySalary=False&ShowOnly WithEmployerInfo=False&ShowOnlyWithHousing=False&ShowChukotkaResidentsVacancies=Fal se&ShowPrimorskAreaResident1Vacancies=False&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=False& ShowPrimorskAreaResident3Vacancies=False&Sort=1&PageSize=0&SpecialCategories=False&Is DevelopmentProgram=False (дата обращения: 31.05.2021).

7. Интерактивный портал службы занятости Оренбургской области. URL: http://szn.orb.ru/

vacancy?__RequestVerificationToken=KtfgJxnRko24cBaG42nhddt4RdOiS5upwNcNT26_

e6GXGb4f-led5YYyji9pcjkqKM7qNWptBWZYxN0p9SNERvucbcBwlsV70eDuu6pVlJA1&Profe ssion=Учитель&Sort=1&Filter=true&Grid-sort=&Grid-page=1&Grid-pageSize=10&Grid-group=&Grid-filter= (дата обращения: 31.05.2021).

8. Интерактивный портал службы занятости Пензенской области. URL: https://58zan.ru/

vacancy?_RequestVerificationToken=IWCqKM0WEzF9n0gzXX82IF9Hl2gCL-vBpZzID6tQpzxP

RP0xKNuw0m8WBermnN0mZHnf-9mSwLZIKGCTxnjlYmM7ynux4FI85Pwplnqcf-k1&Professi on=Учитель&Sort=1&Filter=true (дата обращения: 31.05.2021).

9. Интерактивный портал службы занятости Республики Башкортостан. URL: https://rabota.

bashkortostan.ru/vacancy?_RequestVerificationToken=TJCAFoViTaWBjczyYoJar7ezTt2I-_4eD9

FM7ImijcBclk7cXcnDRwncyO61VDwUnoebriH2cUbXTQXsm__cbQJBW9T2Y2s97G-2Ic2MwI1 &Profession=Учитель&Soгt=1&Filter=true (дата обращения: 31.05.2021).

10. Интерактивный портал службы занятости Самарской области. URL: https://www.samaratrud.ru/ vacancy/?WithoutAdditionalLimits=False&ActivityScopeNoStandart=True&SearchType=1&Profes sion=Учитель&Region=63&HideWithEmptySalary=False&ShowOnlyWithEmployerInfo=False&S howOnlyWithHousing=False&ShowChukotkaResidentsVacancies=False&ShowPrimorskAreaResid ent1Vacancies=False&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=False&ShowPrimorskAreaResident 3Vacancies=False&Sort=1&PageSize=0&SpecialCategories=False&IsDevelopmentProgram=False (дата обращения: 31.05.2021).

11. Интерактивный портал управления по труду и занятости Нижегородской области. URL: https:// zan.nnov.ru/vacancy/?WithoutAdditionalLimits=False&ActivityScopeNoStandart=True&SearchTyp e=1&Profession=Учитель&Region=52&HideWithEmptySalary=False&ShowOnlyWithEmployerIn fo=False&ShowOnlyWithHousing=False&ShowChukotkaResidentsVacancies=False&ShowPrimor skAreaResident1Vacancies=False&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=False&ShowPrimorskA reaResident3Vacancies=False&Sort=1&PageSize=0&SpecialCategories=False&IsDevelopmentPro gram=False (дата обращения: 31.05.2021).

12. Работа в России. Общероссийская база данных. Вакансии - учитель, Пермский край. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page = 0&_titleType = VACANCY_NAME&_ sorting=SALARY_DESC&Jitle=Учитель&_regюnMs=5900000000000&_puЫishDateType=ALL (дата обращения: 31.05.2021).

13. Работа в России. Общероссийская база даннык. Вакансии - учитель, Республика Марий Эл. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=0&_titleType=VACANCY_NAME&_title=Учите ль&_regionIds=1200000000000&_publishDateType=ALL (дата обращения: 31.05.2021).

14. Работа в России. Общероссийская база даннык. Вакансии - учитель, Республика Мордовия. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=0&_titleType=VACANCY_NAME&_title=Учите ль&_regionIds=1300000000000&_publishDateType=ALL (дата обращения: 31.05.2021).

15. Работа в России. Общероссийская база даннык. Вакансии - учитель, Республика Татарстан. URL: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=1&_titleType=VACANCY_NAME&_sorting=SA LARY_DESC&_title=Учитель&_regionIds=1600000000000&_publishDateType=ALL (дата обращения: 31.05.2021).

REFERENCES

1. Rektor MPGU prinyal uchastie v soveshchanii s Dmitriem Chernyshenko v Kazani. Available at: http://mpgu.su/novosti/rektor-mpgu-prinjal-uchastie-v-soveshhanii-s-dmitriem-chernyshenko-v-kazani/ (accessed: 23.03.2021).

2. Minprosveshcheniya gotovit programmu modernizatsii pedagogicheskikh vuzov. Available at: https://ria.ru/20210603/pedvuzy-1735399113.html (accessed: 03.06.2021).

3. Interaktivnyy portal Agentstva po razvitiyu chelovecheskogo potentsiala i trudovykh resursov Uly-

anovskoy oblasti. Available at: https://ulyanovsk-zan.ru/vacancy?_RequestVerificationToken=P7ob

IwtneDxjkSxu8VgzU4vRnB9qwHzyY9FPXagaPvNZSiVaKMfuV6tH0CLrQoAyIwe01x_f BIH20W9fk2WNDv5zjxgeUpboMv8aEMXlcgU1&Profession=Uchitel'&Sort=1&Filter=true (accessed: 31.05. 2021).

4. Interaktivnyy portal Gosudarstvennoy sluzhby zanyatosti Udmurtskoy Respubliki. Available at: https://szan.mintrud18.ru/vacancy?__RequestVerificationToken=-My-Q6svyga6jle8-UIvpdK-DRmXXJNa2rBUwaLvM0MRm-WRW1GRGL5W36eaRKBHNa0DMAskBzUGFIu8EzkZuqGlZ 3xMGR4_4zvVG2qmnZkM1&Profession=Uchitel'&Sort=1&Filter=true&Grid-sort=&Grid-page=1 &Grid-pageSize=10&Grid-group=&Grid-filter= (accessed: 31.05.2021).

5. Interaktivnyy portal Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Saratovskoy oblasti. Available at: https://64zan.ru/vacancy?__RequestVerificationToken=QZX8gUXdojJlRwYkLW_rqqMtR6bvy Xc77YSmE1KTA-sXr4z-Dy3k9Z-nVvOLbXRYmXFOVytG6sVSF9rLJ3zSwhuUNTGhL9Oulmz TnUKJi0I1&Profession=Uchitel'&Sort=1&Filter=true (accessed: 31.05.2021).

6. Interaktivnyy portal Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity Chuvashskoy Respubliki. Available at: https://rabota.cap.ru/vacancy/?WithoutAdditionalLimits=False&ActivityScopeNoStandart=True&S earchType=1&Profession=Uchitel'&Region=21&HideWithEmptySalary=False&ShowOnlyWithEm ployerInfo=False&ShowOnlyWithHousing=False&ShowChukotkaResidentsVacancies=False&Sho wPrimorskAreaResident1Vacancies=False&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=False&ShowPr imorskAreaResident3Vacancies=False&Sort=1&PageSize=0&SpecialCategories=False&IsDevelop mentProgram=False (accessed: 31.05.2021).

7. Interaktivnyy portal sluzhby zanyatosti Orenburgskoy oblasti. Available at: http://szn.orb.ru/vacan-cy?__RequestVerificationToken=KtfgJxnRko24cBaG42nhddt4RdOiS5upwNcNT26_e6GXGb4f-le-d5YYyji9pcjkqKM7qNWptBWZYxNOp9SNERvucbcBwlsV70eDuu6pVlJA1&Profession=Uchitel '&Sort=1&Filter=true&Grid-sort=&Grid-page=1&Grid-pageSize=10&Grid-group=&Grid-filter= (accessed: 31.05.2021).

8. Interaktivnyy portal sluzhby zanyatosti Penzenskoy oblasti. Available at: https://58zan.ru/vacan-cy?__RequestVerificationToken=IWCqKM0WEzF9nOgzXX82IF9Hl2gCL-vBpZzID6tQpzx-

PRP0xKNuwOm8WBermnNOmZHnf-9mSwLZIKGCTxnjlYmM7ynux4FI85Pwplnqcf-k1&Profes sion=Uchitel'&Sort=1&FiIter=true (accessed: 31.05.2021).

9. Interaktivnyy portal sluzhby zanyatosti Respubliki Bashkortostan. Available at: https://rabota.bash-

kortostan.ru/vacancy?__RequestVerificationToken=TJCAFoViTaWBjczyYoJar7ezTt2I-

__4eD9FM7ImijcBcIk7cXcnDRwncyO61VDwUnoebriH2cUbXTQXsm__cbQJBW9T2Y2s97G-2Ic2MwI1&Profession=UchiteI'&Sort=1&FiIter=true (accessed: 31.05.2021).

10. Interaktivnyy portal sluzhby zanyatosti Samarskoy oblasti. Available at: https://www.samaratrud.ru/ vacancy/?WithoutAdditionaILimits=FaIse&ActivityScopeNoStandart=True&SearchType=1&Profes sion=UchiteI'&Region=63&HideWithEmptySaIary=FaIse&ShowOnIyWithEmpIoyerInfo=FaIse&S howOnIyWithHousing=FaIse&ShowChukotkaResidentsVacancies=FaIse&ShowPrimorskAreaResid ent1Vacancies=FaIse&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=FaIse&ShowPrimorskAreaResident 3Vacancies=FaIse&Sort=1&PageSize=0&SpeciaICategories=FaIse&IsDeveIopmentProgram=FaIse (accessed: 31.05.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Interaktivnyy portal upravIeniya po trudu i zanyatosti Nizhegorodskoy oblasti. Available at: https:// zan.nnov.ru/vacancy/?WithoutAdditionaILimits=FaIse&ActivityScopeNoStandart=True&SearchTyp e=1&Profession=UchiteI'&Region=52&HideWithEmptySaIary=FaIse&ShowOnIyWithEmpIoyerInf o=FaIse&ShowOnIyWithHousing=FaIse&ShowChukotkaResidentsVacancies=FaIse&ShowPrimors kAreaResident1Vacancies=FaIse&ShowPrimorskAreaResident2Vacancies=FaIse&ShowPrimorskAr eaResident3Vacancies=FaIse&Sort=1&PageSize=0&SpeciaICategories=FaIse&IsDeveIopmentProg ram=FaIse (accessed: 31.05.2021).

12. Rabota v Rossii. Obshcherossiyskaya baza dannykh. Vakansii - uchitel, Permskiy kray. Available at: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page = 0&_titIeType = VACANCY_NAME&_ sorting=SALARY_DESC&_titIe=UchiteI'&_regionIds=5900000000000&_pubIishDateType=ALL (accessed: 31.05.2021).

13. Rabota v Rossii. Obshcherossiyskaya baza dannykh. Vakansii - uchitel, Respublika Mariy EI. Available at: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=0&_titIeType=VACANCY_NAME&_titIe=Uchi teI'&_regionIds=1200000000000&_pubIishDateType=ALL (accessed: 31.05.2021).

14. Rabota v Rossii. Obshcherossiyskaya baza dannykh. Vakansii - uchitel, Respublika Mordoviya. Available at: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=0&_titIeType=VACANCY_NAME&_titIe= UchiteI'&_regionIds=1300000000000&_pubIishDateType=ALL (accessed: 31.05.2021).

15. Rabota v Rossii. Obshcherossiyskaya baza dannykh. Vakansii - uchiteI, RespubIika Tatarstan. Available at: https://trudvsem.ru/vacancy/search?_page=1&_titIeType=VACANCY_NAME&_sorting= SALARY_DESC&_titIe=UchiteI'&_regionIds=1600000000000&_pubIishDateType=ALL (accessed: 31.05.2021).

Шаповалов Владимир Леонидович, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры социально-политических исследований и технологий, Московский педагогический государственный университет e-mail: vl.shapovalov@mpgu.su

Shapovalov Vladimir L., PhD in History, Associate Professor, Assistant Professor, Sociopolitical Research and Technologies Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: vl.shapovalov@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 04.06.2021 The article was received on 04.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.