Научная статья на тему 'Высшее образование: факторы и ориентиры регионального развития'

Высшее образование: факторы и ориентиры регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ТРУД / КАДРЫ / БЕЗРАБОТИЦА / БАЛАНС / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиева Гузель Маратовна, Жилина Екатерина Валерьевна

В данной статье проанализированы основные факторы развития высшего образования в Республике Башкортостан. Представлена общая ситуация на рынке высококвалифициро-ванного труда. Определено влияние дисбаланса спроса и предложения на кадры с высшим образованием на уровень безработицы в республике. Обозначены позиции региона в срав-нении с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией. Проанализировано влияние мер государственного регулирования образовательного процесса на возможность продолжения деятельности высшими учебными заведениями, сокращение обучающихся и числа выпускаемых специалистов. Акцентировано внимание на демографические процес-сы, предопределяющие спрос на образовательные услуги в ближайшие годы. Обоснована необходимость взвешенной образовательной политики и подготовки специалистов, соот-ветствующих требованиям реального времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галиева Гузель Маратовна, Жилина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION: FACTORS AND GUIDELINES FOR REGIONAL DEVELOPMENT

This article analyzes the main factors for the development of higher education in the Republic of Bashkortostan. The general situation in the market of highly skilled labor is presented. The influence of the imbalance of demand and supply on personnel with higher education on the unemployment rate in the republic has been determined. Positions of the region in comparison with the Volga Federal District and the Russian Federation are indicated. Analyzed the impact of state regulation of the educational process on the possibility of continuing the activities of higher education institutions, reducing students and the number of graduates. Attention is focused on the demographic processes that predetermine the demand for educational services in the coming years. The necessity of a balanced educational policy and training of specialists meeting the requirements of real-time is grounded.

Текст научной работы на тему «Высшее образование: факторы и ориентиры регионального развития»

Развитие образования

Галиева Г. М. Galieva G. М.

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, ГАНУ «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация

Жилина Е. В. ZhШna Е. V.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», Башкирский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 331.56, 378 DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-113-120

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФАКТОРЫ И ОРИЕНТИРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье проанализированы основные факторы развития высшего образования в Республике Башкортостан. Представлена общая ситуация на рынке высококвалифицированного труда. Определено влияние дисбаланса спроса и предложения на кадры с высшим образованием на уровень безработицы в республике. Обозначены позиции региона в сравнении с Приволжским федеральным округом и Российской Федерацией. Проанализировано влияние мер государственного регулирования образовательного процесса на возможность продолжения деятельности высшими учебными заведениями, сокращение обучающихся и числа выпускаемых специалистов. Акцентировано внимание на демографические процессы, предопределяющие спрос на образовательные услуги в ближайшие годы. Обоснована необходимость взвешенной образовательной политики и подготовки специалистов, соответствующих требованиям реального времени.

Ключевые слова: образование, вуз, труд, кадры, безработица, баланс, государство, экономика.

HIGHER EDUCATION: FACTORS AND GUIDELINES FOR REGIONAL DEVELOPMENT

This article analyzes the main factors for the development of higher education in the Republic of Bashkortostan. The general situation in the market of highly skilled labor is presented. The influence of the imbalance of demand and supply on personnel with higher education on the unemployment rate in the republic has been determined. Positions of the region in comparison with the Volga Federal District and the Russian Federation are indicated. Analyzed the impact of state regulation of the educational process on the possibility of continuing the activities of higher education institutions, reducing students and the number of graduates. Attention is focused on the demographic processes that predetermine the demand for educational services in the coming years. The necessity of a balanced educational policy and training of specialists meeting the requirements of real-time is grounded.

Key words: education, university, labor, personnel, unemployment, balance, state, economy.

Development of educaton

Ключевым фактором, формирующим трудовой потенциал и определяющим качество жизни населения региона, является образование. Согласно Федеральному закону РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [1], каждый гражданин имеет право на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования.

В Республике Башкортостан за период с 2008 по 2017 гг. наблюдалось повышение доли занятого населения, имеющего высшее образование (таблица 1). Высшее образование является одним из условий продвижения по профессиональной карьерной лестнице, но наличие диплома учебного заведения не всегда обеспечивает это. В современных условиях зачастую выпускник вуза может занять статус безработного.

За последние десятилетия в Республике Башкортостан, как и других субъектах Приволжского федерального округа и Российской Федерации, сложилась проблема дисбаланса на рынке труда среди соискателей с высшим образованием: число требуемых рабочих мест гораздо выше числа вакантных. По данным 2017 г. уровень безработицы в регионе, определяемый по методике Международной организации труда (МОТ), составил 5,6 %, что превышает сред-

нее значение по ПФО и РФ на 0,9 и 0,4 процентных пункта соответственно. Значительную долю в составе безработных региона занимают лица с высшим образованием (в 2017 г. 18,9 %).

Пики уровня безработицы в республике зарегистрированы в 2009 г. (9,3 %) и 2015 г. (6,1 %), что вызвано динамикой основных социально-экономических показателей в результате кризисных явлений 2008 г. и 20142015 гг.: снижением темпов роста промышленного производства, сокращением оборота предприятий торговли и сферы услуг, сокращением числа рабочих мест, корректировкой среднемесячной заработной платы в большинстве секторов экономики (рисунок 1).

Характерна отстающая динамика снижения уровня безработицы в Республике Башкортостан по сравнению с регионами ПФО и РФ (рисунок 1). Превышение данного показателя по сравнению с ПФО составляло от 0,7 процентных пункта в 2009 г. до 1,3 процентных пункта в 2010 и 2015 гг. (по сравнению с РФ — от 0,1 в 2014 г. до 1,6 в 2010 г.).

Следует отметить тенденцию изменения доли безработных с высшим образованием, противоположную динамике уровня безработицы в анализируемом периоде. За период с 2008 по 2017 гг. наблюдается устойчивый рост числа указанных безработных (рисунок 2). При этом если в 2008-2011 гг. в РБ доля «высококвалифицированных» неработаю-

Таблица 1 — Основные показатели рынка высококвалифицированного труда в РБ, ПФО и РФ [2]

Наименование региона Годы 2017 г к 2008 г, %-ых пункта

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Уровень безработицы, %%

Российская Федерация 6,3 8,4 7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5 5,2 -1,1

Приволжский федеральный округ 6,3 8,6 7,6 6,5 5,3 4,9 4,5 4,8 4,8 4,7 -1,6

Республика Башкортостан 5,2 9,3 8,9 7,6 6,1 5,8 5,3 6,1 5,8 5,6 0,4

Доля занятого населения с высшим об разованием, %

Российская Федерация 27,1 28,0 28,7 29,3 30,4 31,7 32,2 33,0 33,5 34,2 7,1

Приволжский федеральный округ 23,7 24,7 25,4 26,1 27,2 28,5 28,9 30,1 30,6 31,3 7,6

Республика Башкортостан 20,7 21,3 22,5 21,6 24,7 24,5 25,5 26,8 27,7 29,5 8,8

Доля безработных с высшим образованием, %

Российская Федерация 11,4 14,9 14,8 15,6 16,4 17,4 18,2 19,7 20,5 20,6 9,2

Приволжский федеральный округ 11,3 13,9 13,7 13,6 16,2 15,5 17,3 18,6 19,6 19,8 8,5

Республика Башкортостан 10,9 11,0 11,9 13,3 19,8 15,2 19,1 19,9 21,9 18,9 8,0

Развитие образования

ЧО

S I-

0

ю

га О. m ш VO •Q

1 QJ СП

о

а.

>

Российская Федерация Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в РБ, ПФО и РФ [3]

24 п

s

ш s 22 -

i

го m 20

О

m го 18 -

о.

1С 16 -

о

S

s Э 14 -

и

? 12 -

m °

и X 10 -

л

I я _

1-

о

VO

го 6

а.

m

Ш 4

ю

к

ч 2

о

С[ 0 -

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

Рисунок 2. Динамика доли безработных с высшим образованием в РБ, ПФО и РФ [3]

щих была ниже, чем в ПФО и РФ, то с 2012 г. анализируемый показатель начинает занимать верхние позиции. В 2013 и 2017 гг. следует отметить отрицательное отклонение по изучаемому показателю, что обусловлено демографическими процессами и влиянием мер государственного регулирования выпуска бакалавров и специалистов образовательными учреждениями.

Основная масса безработных граждан в РБ приходится на возраст 20-29 лет (по данным 2017 г. — 35,6 %). Следовательно, серьезное влияние на уровень безработицы в регионе оказывают выпускники именно высших

учебных заведений. За анализируемый период на группу безработных граждан в возрасте 20-29 лет приходится от 35,1 % до 39,8 % от общего числа (таблица 2).

Суммируя безработных трех возрастных групп: до 20 лет, от 20 до 29 лет, от 30 до 39 лет, получаем, что основная масса неработающих граждан находится в возрасте до 39 лет (рисунок 3). Следовательно, на сегодняшний день безработица среди выпускников вузов усугубляет проблему устройства на работу трудоспособных граждан в пределах возраста, совпадающего с пиком проявления профессиональных навы-

-115

Development of education

Таблица 2. Структура безработных по возрастным группам населения РБ, % [2]

Год Возрастная группа, лет

до 20 от 20 до 29 от 30 до 39 от 40 до 49 от 50 до 59 от 60 до 72

2008 5,2 37,1 19,7 27,2 10,8 0,0

2009 5,3 37,2 23,7 22,5 11,3 0,0

2010 4,6 39,8 20,5 21,8 12,8 0,4

2011 5,0 36,2 20,4 22,7 15,1 0,5

2012 4,1 35,1 21,5 18,0 18,6 2,7

2013 3,2 36,6 22,2 19,7 17,3 0,9

2014 3,1 38,4 24,4 17,6 15,4 1,0

2015 2,1 36,4 25,1 17,2 17,9 1,3

2016 2,5 38,8 23,5 17,8 16,7 0,7

2017 3,3 35,6 23,2 21,0 15,7 1,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

120

100

t- 80

60

о

со 40

20

38

62

33,8 35,1

38,4 39,3

66<2 §,9 б1,б 60,7

38

62

34,1_36,.

5,2-37,9—

65,9 63,6 §,8 62,1

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Годы

■ до 39 лет ■ 40 лет и старше Рисунок 3. Динамика соотношения возрастных групп безработных в РБ, % [2]

ков, соответственно производительности труда [4].

Уровень экономического развития региона не может обеспечить рабочими местами всех или большинство выпускников с высшим образованием. В результате определенная часть молодых кадров начинает занимать должности рабочих и служащих, где не требуется наличие диплома вуза, и является следствием ошибки выбора направления подготовки и уровня образования — среднего профессионального взамен высшего — этой группой абитуриентов.

Указанная ситуация отчасти складывается в силу того, что за последние десятилетия в республике, как и в целом по стране, наблюдался стремительный рост числа новых учебных заведений и обучающихся в них. Получение высшего образования воспринималось обществом как социальная норма, нередко не предоставляющая гарантий трудоустройства.

Сложившееся положение обостряет внимание на трудоустройстве выпускников высших учебных заведений и подтверждает правильность политики государства относительно подготовки высококвалифицированных кадров в меньших масштабах. Серьезные изменения в этом направлении были связаны с принятием на территории РФ следующих нормативно-правовых документов:

— Указа президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (№ 599 от 7.05.2012 г.) [5];

— Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» (№ 2148-р от 22.12.2012 г.) [6].

Согласно перечисленным нормативным актам, приоритетным направлением развития высшего профессионального образования определена оптимизация сети организаций профессионального образования, сопровождающаяся повышением требовательно-

Развитие образования

сти к отбору абитуриентов, дальнейшим сокращением числа студентов на ряде программ и повышением качества подготовки специалистов.

Правильность образовательной политики в системе российского высшего образования подтверждается и его сравнением с зарубежными государствами. В развитых странах мира доля возрастной когорты, идущей в высшие учебные заведения, значительно ниже, хотя социально-экономические условия сильно отличаются от российских.

Одним из показателей уровня развития государства, определяющего уровни потребности в специалистах с высшим образованием, может выступать валовый внутренний продукт в расчете на одного занятого в экономике [7]. В России доля возрастной когорты, поступающей в вузы (рисунок 4), составляет 76 %, что сопоставимо с мировыми лидерами по ВВП в расчете на одного занятого (США — 82 %, Италия — 67 %). При этом в государствах, которые обеспечивают значения ВВП, близкие нашей стране, доля указанного показателя значительно ниже (Канада — 62 %, Великобритания — 59 %, Бразилия — 39 %).

Предложение на рынке образовательных услуг системы высшего образования за последние десятилетия определялось спросом со стороны абитуриентов, формируемым с учетом собственных интересов, желаний и ориентиров родителей, требований эконо-

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

мики и общества в целом. Начавшийся в 1995 г. рост студенческого контингента достиг своего максимума в 1998 г. [3]. С этого времени численность студентов начала убывать, что обусловлено демографическими процессами, ситуацией на рынке труда и ужесточением условий приема абитуриентов в вузы.

В результате, за период с 2008 по 2017 гг. число основных образовательных организаций в республике сократилось на 37,5 %, или на 6 единиц (таблица 2). Более всего изменения в сфере высшего образования коснулись филиалов и негосударственных учебных заведений. В результате численность студентов сократилась на 40,8 %, и составила на 2017 г. 25,7 тыс. чел. Несмотря на радикальные изменения, сокращение выпуска бакалавров и специалистов в регионе ниже, чем в ПФО и РФ в целом (10,8 % против 31,1 % и 28,6 % соответственно).

Выявленные тенденции сокращения выпуска молодых кадров высшими учебными заведениями обусловлены также и демографической ситуацией в регионе. Согласно статистическим данным по распределению населения по возрасту на 01.01.2018 г., можно допустить, что наименьшее потенциальное число абитуриентов приходится на 2018 г., соответственно минимального выпуска бакалавров следует ожидать в 2022 г.

Начиная с 2019 г. идет резкое увеличение численности населения исследуемого воз-

8 2 76

67

59 S6 6 2

48 ■

39

76

■ 15

1

* л

Л9'

я>

/

чз>

Рисунок 4. Доля возрастной когорты, поступающей в вузы, % [3]

Development of education

Таблица 2. Основные показатели деятельности образовательных учреждений высшего образования в РБ, ПФО и РФ [2]

Наименование региона Годы 2017 г. к 2013 г. %

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число основных образовательных организаций, ед.

Российская Федерация 1134 1114 1115 1080 1046 969 950 896 818 766 67,5

Приволжский федеральный округ 170 169 168 161 152 143 134 131 123 117 68,8

Республика Башкортостан 16 16 15 15 13 11 11 11 10 10 62,5

Число с шлиалов, ед.

Российская Федерация 1663 1637 1668 1639 1603 1482 1319 1079 840 651 39,1

Приволжский федеральный округ 323 322 327 334 329 320 287 228 174 144 44,6

Республика Башкортостан 44 43 42 42 43 38 34 30 26 22 50,0

Численность обучающихся в системе высшего образования, тыс. чел.

Российская Федерация 7513,1 7418,8 7049,8 6490 6075,4 5646,7 5209,0 4766,5 4399,5 4245,9 56,5

Приволжский федеральный округ 1487,9 1471,4 1395,9 1292,5 1212,6 1118,0 1023,9 946,0 880,5 851,7 57,2

Республика Башкортостан 174,9 175,6 169,0 159,2 153,0 140,9 126,7 114,4 105,4 103,6 59,2

Выпуск бакалавров и специалистов образовательными организациями, тыс. чел.

Российская Федерация 1358,5 1442,3 1467,9 1442,9 1397,2 1291 1226,2 1300,5 1161,1 969,5 71,4

Приволжский федеральный округ 271,3 279,1 291,1 290,2 280,1 257,8 240,4 255,2 222,9 186,9 68,9

Республика Башкортостан 28,8 29,9 32,6 32,7 33,9 31,1 28,4 34,7 28,6 25,7 89,2

раста, следовательно, уже к 2023 г. возможно допущение роста числа выпускников вузов. Таким образом, при отсутствии влияния других факторов, это может привести к выпуску специалистов с высшим образованием в прежних масштабах. Динамика потенциальной численности абитуриентов, рассчитан-

32000

ная нами исходя из возможной численности населения республики в возрасте 18 лет на каждый последующий год поступления [8] и доли возрастной когорты, поступающей в вузы, при отсутствии влияния остальных факторов, представлена на рисунке 6.

2019 г. 2020 г. 2021г. 2022 г. 2023 г.

Рисунок 6. Динамика потенциальной численности абитуриентов в РБ по годам, чел.

Изучение демографической ситуации, позиций на рынке труда, основных экономических показателей и приоритетов развития региона позволяют сделать следующие выводы:

— в Республике Башкортостан наблюдается высокий уровень безработицы в сравнении со средними показателями по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации;

— значительный вклад в формирование существующего уровня безработицы делают безработные с высшим образованием;

— определена ситуация переполнения рынка труда невостребованными кадрами, подготовленными высшими учебными заведениями.

В сложившихся условиях государственная образовательная политика должна быть ориентирована не только на сокращение числа вузов и выпуска специалистов ими, но и установление нужных пропорций обеспечения кадрами учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования с оптимальной структурой соответствующих направлений подготовки.

Развитие образования

На фоне приближения к высокотехнологичному информационному обществу диктуется необходимость подготовки специалистов иного формата, отвечающих динамичным современным запросам. От новой высшей школы требуются кадры, которые могут найти применение по своему профилю на рынке труда. Образовательный процесс должен носить прикладной характер, что возможно на основе трехстороннего сотрудничества между учебными заведениями, организациями-работодателями и обучающимися путем смены характера и правильной организации производственных и преддипломных практик, вовлечения опытных специалистов в учебную деятельность, последующего трудоустройства выпускников [9 — 11]. В этом случае система высшего образования будет ориентирована на формирование конкурентоспособного выпускника с учетом адресности подготовки, уровня обеспеченности приоритетных отраслей экономики специалистами высокой квалификации, баланса спроса и предложения на трудовые ресурсы.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru / document/cons_doc _LAW_140174 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Регионы России. Социально-экономические показатели URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156 (дата обращения: 19.01.2019).

3. Клячко Т.Л., Мау В.А. Будущее университетов // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 8-9.

4. Гимпельсон В.Е. Возраст, производительность, заработная плата. URL: https:// wp.hse.ru/data/2018/12/10/1145005536/WP3_ 2018_07_pdf (дата обращения: 19.01.2019).

5. Указ президента № 599 от 7.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_

doc_LAW_129346 (дата обращения: 12.02.2019).

6. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.». URL: https://base.garant.ru/70265348 (дата обращения: 12.02.2019).

7. Россия в цифрах. 2018: краткий статистический сборник. M.: Росстат, 2018. С. 519-520.

8. Численность населения по полу и возрасту по субъектам РФ на 01.01.2018 г. URL:

http ://www.gks.ru/bgd/regl/b 18_111/Main.htm

(дата обращения: 19.01.2019).

9. Валиев Ш.З. Рынок образовательных услуг. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001. 139 с.

10. Валиев Ш.З., Сухочев В.И. Рынок образовательных услуг: теоретические аспекты. Уфа: УГАЭС, 2008. 81 с.

11. Галиева Г., Сабирова З. О некоторых вопросах развития экономического образова-

Development of education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния в России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2019. №1 (145). С. 130-134.

References

1. Federal'nyi zakon RF № 273 ot 29.12.2012 g. «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of The Russian Federation No. 273 of 29.12.2012 «About Education in The Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru / document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 12.02.2019). [in Russian].

2. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli [Region of Russia. Socio-Economic Indicators]. Available at: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/publications/catalog/doc_ 1138623506156 (accessed 19.01.2019). [in Russian].

3. Klyachko T.L., Mau V.A. Budushchee universitetov [The Future oF Universities]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' — Social Sciences and Contemporary World, 2015, No. 3, 8-9. [in Russian].

4. Gimpel'son V.E. Vozrast, proizvo-ditel'nost', zarabotnaya plata [Age, Productivity, Wages]. Available at: https://wp.hse.ru/ data/2018/12/10/1145005536/WP3_2018_07_ pdf (accessed 19.01.2019). [in Russian].

5. Ukazprezidenta № 599 ot 7.05.2012 g. «O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» [Presidential Decree No. 599 of 7.05.2012 «On Measures to Implement The State Policy in The Field of Education And Science»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129346 (accessed 12.02.2019). [in Russian].

6. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy RF «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gg.» [Order of The Government of the Russian Federation «On Approval of The State Program of The Russian Federation «Development of Education» For 2013-2020»]. Available at: https://base.garant.ru/70265348 (accessed 12.02.2019). [in Russian].

7. Rossiya v tsifrakh. 2018: Kratkii statisticheskii sbornik [Russia in Numbers. 2018: Summary of Statistics.]. Moscow, FSSS, 2018. pp .519-520. [in Russian].

8. Chislennost' naseleniya po polu i vozrastu po sub»ektam RF na 01.01.2018 g. [Population by Sex and Age by Subjects of The Russian Federation on 01.01.2018]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_111/Main. htm (accessed 19.01.2019). [in Russian].

9. Valiev Sh.Z. Rynok obrazovatel'nykh uslug [Education Market]. Saint-Petersburg, UNECON Publ., 2001. 139 p. [in Russian].

10. Valiev Sh.Z., Sukhochev V.I. Rynok obrazovatel'nykh uslug: teoreticheskie aspekty [The Market of Educational Services: Theoretical Aspects]. Ufa, USAES Publ., 2008. 81 p. [in Russian].

11. Galieva G., Sabirova Z. O nekotorykh voprosakh razvitiya ekonomicheskogo obra-zovaniya v Rossii [On Some Issues of the Development of Economic Education in Russia]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal — Economics and Management: Research and Practice Journal, 2019, No. 1 (145), pp. 130-134. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.