Научная статья на тему 'Педагогические идеи В. В. Макаева'

Педагогические идеи В. В. Макаева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗМ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляхов А. В.

В статье характеризуются педагогические идеи профессора В.В. Макаева, прогностические аспекты его историко-педагогического наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляхов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи В. В. Макаева»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В.В. МАКАЕВА V.V. MAKAEV’S TEACHING IDEAS

Ляхов А.В. Lyakhov A.V.

Доцент ФГБОУ ВПО «Пятигорский Associate Professor of Pedagogics at the

государственный лингвистический университет», Pyatigorsk State Linguistic University, Candidate

кандидат педагогических наук of science (Education).

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Супрунова Л.Л. Suprunova L.L.

Профессор ФГБОУ ВПО «Пятигорский Professor of Pedagogics, Pyatigorsk State

государственный лингвистический университет», Linguistic University, Doctor of science

доктор педагогических наук (Education).

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье характеризуются Annotation. The article describes the ideas of

педагогические идеи профессора В.В. Макаева, Professor V.V. Makaev, the positive aspects of

прогностические аспекты его историко- his educational thought that helped improve

педагогического наследия. learning, teaching and educational potential.

Ключевые слова: историко-педагогическое Keywords: historical and pedagogical

знание, педагогическая культура, knowledge, pedagogical culture, internalization,

интериоризация, гуманизм, общечеловеческие humanity, human values, social and cultural

ценности, социокультурное развитие. development.

7 июня 2012 г. на 88-м году жизни скончался Вячеслав Владимирович Макаев, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета. В.В. Макаев - известный в России и за рубежом ученый, основатель научной школы истории педагогики на Северном Кавказе, признанный авторитет в педагогической науке, учитель многих учителей и уже состоявшихся ученых.

Вячеслав Владимирович - сын потомственного педагога - родился в 1924 г. в Белоруссии, участвовал в Великой Отечественной войне, защищал от немецких захватчиков Северный Кавказ. В 1947 г. он продолжил педагогическую династию, став студентом, затем аспирантом, доцентом, профессором Пятигорского государственного педагогического

института иностранных языков (ныне - Пятигорский государственный лингвистический университет).

В.В. Макаев проработал в родном вузе почти 60 лет, из которых 30 лет - в должности заведующего кафедрой педагогики, превратив ее в крупнейший научно-методический центр Ставропольского края и Северокавказского региона. Профессор Макаев подготовил 7 докторов и 85 кандидатов наук. Среди тех, кто защитил диссертации под руководством профессора Макаева, граждане России, стран ближнего зарубежья, Вьетнама, Индии, Кубы, Судана.

Особое внимание В.В. Макаев уделял подготовке научных кадров для Северного Кавказа. Его ученики плодотворно работают в различных уголках Российской Федерации: Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии. Тех, кто прошел научную школу Макаева, отличает принципиальность и научная добросовестность, творческий подход к исследованию педагогической реальности и активная гражданская позиция.

Вячеслав Владимирович всегда был в центре научной жизни, деятельно реагировал на все события в науке и образовании, занимал активную профессиональную и человеческую позицию, являлся значительной личностью как в университете, так и в городе, крае, регионе. Его знали и ценили в вузах и научно-исследовательских учреждениях Москвы, Тбилиси, Ростова, Майкопа, Махачкалы, Ставрополя.

В.В. Макаев был эрудированным, объективным, принципиальным педагогом и исследователем. Он успешно осуществлял образовательную деятельность в высшем учебном учреждении, способствовал модернизации содержания образования в школе, университете, прилагал все усилия для повышения качества знаний студентов, аспирантов, непрерывно совершенствовал систему научного обучения в высшей школе, общеобразовательной школе.

Всю свою жизнь профессор Макаев посвятил разработке гуманистического потенциала отечественной педагогики, гуманизации педагогического процесса. Научная деятельность ученого была связана с постановкой и решением наиболее важных проблем педагогики. В круг его научных интересов входило осмысление педагогических концепций

Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, И.А. Ильина, С.И. Гессена, В.В. Розанова, проблем этнопедагогики и сравнительной педагогики, поликультурного образования, становления образовательных систем на Северном Кавказе, педагогической терминологии.

Последние годы Макаев уделял большое внимание вопросам духовного воспитания подрастающего поколения. Рассматривая данную проблему, он обоснованно указывал на отсутствие духовности у людей, которое может привести к отрицательным последствиям в научных открытиях. Профессор прозорливо подчеркивал, что в процессе формирования «интеллектуально-технической личности в обществе возобладало стремление к удовлетворению избыточных материальных потребностей, к накоплению сверхприбылей, увеличению наслаждений. Снизился интерес в стремлении людей к Истине, Добру, Красоте, Возвышенному и Вечному» [1, с. 212].

Результаты исследований В.В. Макаева нашли отражение в 560 научных и научно-методических работах, в том числе в 30 монографиях и многочисленных статьях в за-

рубежных, центральных и региональных изданиях, в которых ученый последовательно утверждал необходимость обеспечения преемственности дореволюционной, советской и современной систем образования и поступательного движения к гуманной педагогике на основе синтеза достижений отечественной и зарубежной педагогики.

Кроме того, Макаев был автором более 140 газетных публикаций на общественно-педагогические темы. В этих работах он поднимал вопросы повышения качества подготовки будущих учителей, акцентировал внимание на актуальных проблемах истории педагогики. Макаев одним из первых в отечественной педагогике обратил внимание на педагогическое наследие А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.В. Маяковского, К.Г. Паустовского, И.А. Ильина, К.Н. Вентцеля, Д.Д. Семенова как на ценный источник нравственного совершенствования личности и общества.

Вячеслав Владимирович добросовестно и ответственно относился к своей профессиональной деятельности. Им создано более ста учебников и учебно-методических пособий по высшему профессиональному образованию, каждый из которых является образцом глубины мысли, стиля изложения, вершиной педагогического творчества. Так, в учебном пособии «Педагогика. Лекции для студентов» (части 1 и 2) (Пятигорск: ПГЛУ, 2009-2010) с современных методологических позиций раскрыты такие важные для понимания сущности педагогической науки проблемы, как предмет, задачи и функции педагогики, цель и задачи воспитания, педагогический процесс, педагогическое общение, формирование личности, формирование нравственной культуры личности, межличностные отношения в коллективе, формирование духовности личности.

В учебнике «Педагогика» для студентов непедагогических вузов, изданном под редакцией В.В. Макаева в 2012 г., незадолго до его кончины, убедительно показано, что педагогические знания для работников социальной сферы, менеджеров, экономистов, юристов и многих других специалистов в современных условиях развития России становятся органической потребностью, поскольку возрастает роль личности специалиста нового типа как субъекта профессиональной деятельности.

Профессор Макаев обоснованно подчеркивал, что «образовательная, специальная и профессиональная подготовка, формирующие черты и качества личности студента -будущего работника социальной сферы являются фундаментом дальнейшего непрерывного образования и самовоспитания, совершенствования профессионального мастерства и развития творческого специалиста» [1, с. 5].

Учебные занятия и семинары, посвященные проблемам методологии, профессора Макаева всегда были необычайно интересны и познавательны. Ученый прекрасно владел преподавательской и студенческой аудиторией. Он излагал учебный материал в строгой логической последовательности, четко, живо, остроумно. Вячеслав Владимирович Макаев был для свих учеников примером для подражания, а общение с ним было настоящей школой жизни, основой личностного роста.

Педагогическим взглядам В.В. Макаева была присуща гуманистическая и демократическая направленность. Он последовательно отстаивал идеи фундаментализации образования, стремился создавать условия для становления своих учеников как ученых, объективно и творчески исследующих педагогическую реальность. Благодаря энцикло-

педической эрудиции, обширным педагогическим знаниям профессор Макаев оказал неоценимую помощь своим ученикам в процессе работы над диссертациями, он вселял в аспирантов и докторантов уверенность в том, что они успешно завершат свои научные изыскания и защитят диссертации. Беседы, которые он вел с аспирантами по темам исследования, оказывали огромное влияние на их мировоззрение, помогали им расширить педагогический кругозор, почувствовать себя настоящими исследователями.

При подготовке аспирантов к восприятию научного материала В.В. Макаев учитывал индивидуальные особенности личности, ее интеллектуальные, творческие возможности, использовал содержание педагогических произведений таким образом, что молодой исследователь четко видел цель и понимал, какие задачи стоят перед ним. Профессор считал, что успешность реализации заложенных в книге образовательно-воспитательных возможностей зависит от учителя, методики его работы.

Организуя разностороннюю научно-поисковую деятельность своих воспитанников, профессор видел потребность во включении их в такие отношения, при которых формировались бы исследовательские умения, навыки, творческие взаимоотношения с другими учеными, аспирантами, стремление сопереживать тем, кто нуждается в помощи, заботе, сочувствии. Взаимопомощь в научном содружестве выступала неотъемлемой составной частью воспитания.

В.В. Макаев считал педагогическую культуру составной частью общей культуры, взаимосвязанную с другими подсистемами. Смысл культуры личности представлялся ему в диалоге прошлых, настоящих и будущих культур. Учитель раскрывает через усвоение наследия прошлого, как содержание, интериоризированное личностью, как основу и стартовую площадку для развития культуры народов в настоящем, продвижения ее в будущее.

Ученый трактовал педагогическое знание как «общечеловеческую ценность», которая прослеживается в историческом генезисе педагогической теории и ведет к гуманистической педагогике. В статье «Курс истории педагогики как источник формирования педагогической культуры учителя» (1992) В.В. Макаев отмечал следующее: «Принятие студентами гуманных ценностей должно трансформироваться в их ценностные ориентации. В конечном итоге педагогическая культура учителя есть личностное, неповторимое индивидуальное бытие и его профессиональная деятельность, его самовыражение посредством этой деятельности. Последнее включает в себя гуманистическую ориентацию профессии, формирование опыта творческой работы, индивидуальный стиль педагогической деятельности» [2, с. 81-82].

Профессор Макаев правомерно полагал, что история педагогики должна включать в свой курс такое педагогическое знание, которое несет общечеловеческие ценности как составную часть мировой культуры, показывать основные тенденции развития мировой педагогической мысли, обусловленность воспитания материальными условиями жизни общества, уровнем его социокультурного и историко-культурного развития.

Ученый видел потребность в приоритете общечеловеческих ценностей в сфере воспитания и образования, необходимость опоры на положительный пример в истории, раскрытия роли выдающихся личностей в развитии педагогических идей, теорий, школьной практики. В истории педагогики, отмечал в своих публикациях В.В. Макаев, необходи-

мо показывать все ценное, оригинальное, что внесла в мировую культуру педагогическая мысль России, освещать идеи народной педагогики, педагогические идеи христианства, ислама в различные исторические эпохи, в том числе и в советский период, раскрывать преемственные связи педагогики России с прогрессивным опытом западных педагогических учений, практической работой педагогов.

В. В. Макаев был убежден в том, что изучение историко-педагогического материала в этом направлении выработает у студентов, аспирантов собственные педагогические взгляды и убеждения, умение находить ответы на современные вопросы и проблемы, возникающие в процессе изучения материала, сравнивать найденные ответы с теми критериями, которые установлены историко-педагогической наукой, а также будет способствовать развитию потребности в непрерывном повышении уровня педагогической культуры [2, с. 83].

Профессор Макаев показал себя убежденным сторонником субъект-субъектных отношений не только в образовательном процессе, но и в жизни. Он умел выстраивать со своими воспитанниками доброжелательные отношения, которые отличались этической толерантностью.

Большая работоспособность, научная добросовестность, любовь к педагогической профессии обеспечили Учителю творческое долголетие. Они вызывали глубокое уважение со стороны ученых, учителей, студентов, любовь и признание его учеников.

За заслуги в научной и педагогической деятельности профессор Макаев отмечен знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», «Отличник высшей школы». Ему присвоено высокое звание «Заслуженный деятель науки РФ». Профессор награжден медалями «За доблестный труд», «За трудовые заслуги», медалью им. К.Д. Ушинского, почетными грамотами издательства «Просвещение» за подготовку учебной литературы, грамотами регионального и городского руководства за активное участие в жизни города и университета. Он обладатель вузовских дипломов «За развитие научно-исследовательской работы студентов». В 2009 г. был удостоен почетного звания «Заслуженный профессор ПГЛУ».

В.В. Макаев оставил оригинальное научное наследие и многочисленных учеников, которые развивают его идеи и углубляют гуманистические положения. Светлая память о Вячеславе Владимировиче Макаеве навсегда останется в наших сердцах!

Список литературы:

1. Педагогика для студентов непедагогических вузов : учеб. пособие / под ред. проф. В. В. Макаева. - Пятигорск: ПГЛУ, 2012.

2. Макаев, В. В. Курс истории педагогики как источник формирования педагогической культуры учителя / В. В. Макаев // Формирование профессиональной личности учителя : тезисы докладов XI Северо-Кавказских психолого-педагоги-ческих чтений. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1992.

3. Макаев, В. В. К вопросу о методологии исследований по истории отечественной педагогики / В. В. Макаев // Гуманистическая направленность педагогики в России. - Пятигорск: ПГПИИЯ, 1994.

4. Макаев, В. В. К вопросу о методологии педагогического исследования // Технология развития педагогического творчества. Ставропольская лаборатория НОПТ. -Пятигорск, ПГПИИЯ, 1994.

5. Макаев, В. В. О новых подходах к преподаванию истории педагогики / В. В. Макаев // Вестник ПГЛУ - Пятигорск: ПГЛУ, 1996.

6. Макаев, В. В. Некоторые теоретико-методологические аспекты поликультурного образования / В. В. Макаев // Проблемы развития народного образования на Северном Кавказе. - Пятигорск, 1998.

Spisok ШегаЫгу:

1. Pedagogika dlia studentov nepedagogicheskikh vuzov : иЛеЬ. posobie / pod red. рго£ V. V. Makaeva. - Ріа^о^к: PGLU, 2012.

2. Макаеу, V. V. Ки^ istorii pedagogiki kak istochnik formirovaniia pedagogicheskoї kul'tury и^^е^ / V. V. Makaev // Formirovanie professional'noї lichnosti uchitelia : tezisy dokladov KhI Cevero-Kavkazskikh psikhologo-pedagogicheskikh chteniї. -Piatigorsk: PGPШa, 1992.

3. Makaev, V. V. К voprosu o metodologii issledovaniї po istorii otechestvennoї peda-gogiki / V. V. Makaev // Gumanisticheskaia napravlennost' pedagogiki V Rossii. -Piatigorsk: PGPШa, 1994.

4. Makaev, V. V. К voprosu o metodologii pedagogicheskogo issledovaniia // Те^шЬ-giia razvitiia pedagogicheskogo tvorchestva. Stavropol'skaia laboratoriia NOPT. - Рі-atigorsk, PGPШa, 1994.

5. Makaev, V. V. О novykh podkhodakh к prepodavaniiu istorii pedagogiki / V. V. Makaev // Vestnik PGLU. - Piatigorsk: PGLU, 1996.

6. Makaev, V. V. №^Ш^е teoretiko-metodologicheskie aspekty polikul'turnogo obra-zovaniia / V. V. Makaev // Problemy razvitiia narodnogo obrazovaniia na Severnom Kavkaze. - Piatigorsk, 1998.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.