УДК 378.147 ББК 63
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПИРОГОВА Н.И. КАК СРЕДСТВО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
ЗОЛОТУХИНА А.А.1, РЕШЕТОВА П.С.1, СОБОЛЕВА Е.В.2 1 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия 2НОУВПО СПбГУП, Санкт-Петербург, Россия e-mail: reshetova.polina@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается роль гуманистического воспитания в становлении знаний врача. Также освещаются дидактические приемы в обучении, которые использовал Н.И. Пирогов в своей деятельности.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, гуманизм, медицина, учитель.
Актуальность. В настоящее время в сфере педагогического воспитания ведется поиск идеалов и общечеловеческих ценностей, отвечающих в полной мере гуманистическим запросам современного мира. Ключевая традиция культуры в сфере образования в России - идея гуманизма и очеловеченного воспитания [2, 3].
Цель гуманистического воспитания -гармоничное развитие личности, а также формирование уважительного отношения между участниками педагогического процесса [3]. Для обозначения таких взаимоотношений употребляется термин "гуманное воспитание", предполагающий проявление интереса к ученику как выдающейся личности, которая стремится к осуществлению своих планов посредством самоактуализации и использования своих преимуществ, направленных на продуктивное решение жизненных ситуаций. Введение метода эвристической беседы послужило формированием индивидуального подхода к каждому студенту [2, 4].
Гуманистические перспективы возрождения актуализируют определенные качества личности, такие как динамичность, интеллектуальная развитость, практичность, но и главным образом, культурность, образованность, планетарность мышления, интеллигентность, профессиональная
компетентность [5].
Гуманистическое образование остается основной идеей современных образовательных парадигм [6]. В России одним из первых коснулся и реформировал педагогические приемы в образовании Николай Иванович
Пирогов (1810-1881гг.). Изменения возникли от актуализации высших духовных эталонов до конкретных алгоритмов их реализации. Основанием педагогической системы Пирогова является глубокая любовь к человеку и человечеству, вследствие этого главной целью стало формирование личности, обозначение гражданской позиции и нравственных убеждений, морально-волевых качеств [5].
Николай Иванович считал данное изречение постулатом для любого преподавателя: "То наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для поверхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот рычаг, которым можно легко преодолеть большие трудности" [5,
7].
Пирогов Н.И. - гордость отечественной педагогической науки, народного образования, талантливый врач-хирург, ученый [5]. Его аксиомы, такие как формирование личности, развитие всех талантов ученика и индивидуальный подход остаются актуальны на данный момент. Он понимал формирование духовно-нравственных основ личности, соответственно, сумел выстроить определенный порядок воспитательных воздействий, квинтэссенция которых заключалась в том, чтобы у формирующейся личности была возможность стать духовно развитым человеком, пока не наступил неизбежный дуализм. Побуждал учителей воспитывать в первую очередь благородство личности
студента, учить его мыслить, прививать навыки самостоятельной работы. Пирогов Н.И. подчеркивал, что первоочередным является общее образование, на котором базируются принципы воспитания и становления человека, а уже потом естественнонаучного и специального образования [1, 5].
Пирогов Н.И. развивал образовательные идеи в улучшении профессионального направления для студентов медицинского факультета. Так, в Медико-хирургической академии был организован первый в России анатомический институт. Это дало возможность студентам академии и врачам совершенствовать свои знания, практические умения, упражняться в искусстве операций, а также вести
экспериментальные новаторские идеи в работе [4, 5].
Благодаря своим работам в сферах медицины и педагогики он заслужил признания не только в России, но и за рубежом [7]. Деятельность Пирогова Н.И. тесно связана с реформами в области образования, развитием системы высшего и профессионального образования в России в середине XIX века, открытием ряда новых университетов и институтов.
Выводы. выдающаяся заслуга Пирогова Н.И. в том, что он выделил гуманистические перспективы в образовании, которые сыграли большую роль в медицинском образовании. Формирование духовно-нравственных основ личности является первоочередным для получения специального образования.
Список литературы
1. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова / П.С. Решетова [и др.] // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. - №. 4 (15). - С. 79-81.
2. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки: [Методол. проблемы пед. исслед.] /
B.В. Краевский //Мир психологии. - 2001. - № 4. - С. 209-216.
3. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова /А.А. Красновский. -М.: Учпедгиз. - 1949. - С. 124-131.
4. Мурзина А.В. Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей концаXIX- началаXXв. /А.В. Мурзина,
C.В. Сидоров. - Источник: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81 [Электронный ресурс] - URL: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81
5. Пазинич Б. С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н.И. Пирогова: автореф. дисс.... канд. пед. наук. /Б.С. Пазинич. - Москва. - 1975. - С. 21.
6. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога /Е.В. Соболева //Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - С. 68-71.
7. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - С. 119-123.
PEDAGOGICAL IDEAS OF NI PIROGOV AS A MEANS OF HUMANISTIC EDUCATION OF
MEDICAL STUDENTS
ZOLOTUKHINA A.A.1, RESHETOVA P.S.1, SOBOLEVA E.V.2 1FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia 2 PEIHPE SPbSUP, St. Petersburg, Russia e-mail: reshetova.polina@mail.ru
Abstract
The article deals with the role of humanistic education in the development of medical knowledge. Also highlights didactic techniques in teaching, which used NI Pirogov in their activities.
Keywords: pedagogy, education, humanism, medicine, teacher.