Научная статья на тему 'Педагогические идеи пирогова Н. И. Как средство гуманистического воспитания студентов медицинских вузов'

Педагогические идеи пирогова Н. И. Как средство гуманистического воспитания студентов медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / МЕДИЦИНА / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина А.А., Решетова П.С., Соболева Е.В.

В статье рассматривается роль гуманистического воспитания в становлении знаний врача. Также освещаются дидактические приемы в обучении, которые использовал Н.И. Пирогов в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IDEAS OF NI PIROGOV AS A MEANS OF HUMANISTIC EDUCATION OF MEDICAL STUDENTS

The article deals with the role of humanistic education in the development of medical knowledge. Also highlights didactic techniques in teaching, which used NI Pirogov in their activities.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи пирогова Н. И. Как средство гуманистического воспитания студентов медицинских вузов»

УДК 378.147 ББК 63

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПИРОГОВА Н.И. КАК СРЕДСТВО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

ЗОЛОТУХИНА А.А.1, РЕШЕТОВА П.С.1, СОБОЛЕВА Е.В.2 1 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия 2НОУВПО СПбГУП, Санкт-Петербург, Россия e-mail: reshetova.polina@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается роль гуманистического воспитания в становлении знаний врача. Также освещаются дидактические приемы в обучении, которые использовал Н.И. Пирогов в своей деятельности.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, гуманизм, медицина, учитель.

Актуальность. В настоящее время в сфере педагогического воспитания ведется поиск идеалов и общечеловеческих ценностей, отвечающих в полной мере гуманистическим запросам современного мира. Ключевая традиция культуры в сфере образования в России - идея гуманизма и очеловеченного воспитания [2, 3].

Цель гуманистического воспитания -гармоничное развитие личности, а также формирование уважительного отношения между участниками педагогического процесса [3]. Для обозначения таких взаимоотношений употребляется термин "гуманное воспитание", предполагающий проявление интереса к ученику как выдающейся личности, которая стремится к осуществлению своих планов посредством самоактуализации и использования своих преимуществ, направленных на продуктивное решение жизненных ситуаций. Введение метода эвристической беседы послужило формированием индивидуального подхода к каждому студенту [2, 4].

Гуманистические перспективы возрождения актуализируют определенные качества личности, такие как динамичность, интеллектуальная развитость, практичность, но и главным образом, культурность, образованность, планетарность мышления, интеллигентность, профессиональная

компетентность [5].

Гуманистическое образование остается основной идеей современных образовательных парадигм [6]. В России одним из первых коснулся и реформировал педагогические приемы в образовании Николай Иванович

Пирогов (1810-1881гг.). Изменения возникли от актуализации высших духовных эталонов до конкретных алгоритмов их реализации. Основанием педагогической системы Пирогова является глубокая любовь к человеку и человечеству, вследствие этого главной целью стало формирование личности, обозначение гражданской позиции и нравственных убеждений, морально-волевых качеств [5].

Николай Иванович считал данное изречение постулатом для любого преподавателя: "То наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для поверхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент -воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот рычаг, которым можно легко преодолеть большие трудности" [5,

7].

Пирогов Н.И. - гордость отечественной педагогической науки, народного образования, талантливый врач-хирург, ученый [5]. Его аксиомы, такие как формирование личности, развитие всех талантов ученика и индивидуальный подход остаются актуальны на данный момент. Он понимал формирование духовно-нравственных основ личности, соответственно, сумел выстроить определенный порядок воспитательных воздействий, квинтэссенция которых заключалась в том, чтобы у формирующейся личности была возможность стать духовно развитым человеком, пока не наступил неизбежный дуализм. Побуждал учителей воспитывать в первую очередь благородство личности

студента, учить его мыслить, прививать навыки самостоятельной работы. Пирогов Н.И. подчеркивал, что первоочередным является общее образование, на котором базируются принципы воспитания и становления человека, а уже потом естественнонаучного и специального образования [1, 5].

Пирогов Н.И. развивал образовательные идеи в улучшении профессионального направления для студентов медицинского факультета. Так, в Медико-хирургической академии был организован первый в России анатомический институт. Это дало возможность студентам академии и врачам совершенствовать свои знания, практические умения, упражняться в искусстве операций, а также вести

экспериментальные новаторские идеи в работе [4, 5].

Благодаря своим работам в сферах медицины и педагогики он заслужил признания не только в России, но и за рубежом [7]. Деятельность Пирогова Н.И. тесно связана с реформами в области образования, развитием системы высшего и профессионального образования в России в середине XIX века, открытием ряда новых университетов и институтов.

Выводы. выдающаяся заслуга Пирогова Н.И. в том, что он выделил гуманистические перспективы в образовании, которые сыграли большую роль в медицинском образовании. Формирование духовно-нравственных основ личности является первоочередным для получения специального образования.

Список литературы

1. Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н.И. Пирогова / П.С. Решетова [и др.] // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. - №. 4 (15). - С. 79-81.

2. Краевский В.В. Образование и воспитание в контексте педагогической науки: [Методол. проблемы пед. исслед.] /

B.В. Краевский //Мир психологии. - 2001. - № 4. - С. 209-216.

3. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова /А.А. Красновский. -М.: Учпедгиз. - 1949. - С. 124-131.

4. Мурзина А.В. Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей концаXIX- началаXXв. /А.В. Мурзина,

C.В. Сидоров. - Источник: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81 [Электронный ресурс] - URL: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81

5. Пазинич Б. С. Проблемы дидактики высшей школы в педагогическом наследии Н.И. Пирогова: автореф. дисс.... канд. пед. наук. /Б.С. Пазинич. - Москва. - 1975. - С. 21.

6. Соболева Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога /Е.В. Соболева //Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - С. 68-71.

7. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2016. - С. 119-123.

PEDAGOGICAL IDEAS OF NI PIROGOV AS A MEANS OF HUMANISTIC EDUCATION OF

MEDICAL STUDENTS

ZOLOTUKHINA A.A.1, RESHETOVA P.S.1, SOBOLEVA E.V.2 1FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia 2 PEIHPE SPbSUP, St. Petersburg, Russia e-mail: reshetova.polina@mail.ru

Abstract

The article deals with the role of humanistic education in the development of medical knowledge. Also highlights didactic techniques in teaching, which used NI Pirogov in their activities.

Keywords: pedagogy, education, humanism, medicine, teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.