Научная статья на тему 'Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н. И. Пирогова'

Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н. И. Пирогова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗМ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / НОВАТОРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетова П. С., Семёнов П. А., Соболева И. И., Соболева Е. В.

В статье освещается хронологическое становление гуманистического воспитания в педагогической деятельности Н.И. Пирогова, а также дидактические приемы обучения и воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic paradigm EDUCATION IN TEACHING CONCEPTS NI PIROGOV

The article highlights the chronological formation of humanistic education in educational activities NI Pirogov, as well as teaching methods of training and education

Текст научной работы на тему «Гуманистическая парадигма воспитания в педагогической концепции Н. И. Пирогова»

УДК 378.147 ББК 63

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОНЦЕПЦИИ Н.И. ПИРОГОВА

П.С. РЕШЕТОВА, ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: [email protected] ПЛ. СЕМЁНОВ, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия И.И. СОБОЛЕВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Е.В. СОБОЛЕВА, ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия

Аннотация

В статье освещается хронологическое становление гуманистического воспитания в педагогической деятельности Н.И. Пирогова, а также дидактические приемы обучения и воспитания

Ключевые слова: народное образования, педагогика, воспитание, гуманизм, учитель, ученик, новаторство.

Актуальность. Николай Иванович Пирогов -гордость и слава народного образования и отечественной педагогики. Его деятельность, как в области медицины [5], так и образования получила признание среди педагогического общества. А преподавательские представления и мысли стали источником научного творчества и практической работой. На сегодняшний день являются актуальными вопросы:

воспитывающие обучение; педагогическая наука и практика; единство школы и жизни; воспитание человека; гармоничное развитие.

Н.И. Пирогов любил свое отечество, желал видеть его развивающимся, преуспевающим в научной, культурной и общественной жизни.

Общественная, публичная и

административная деятельность Н.И. Пирогова основывалась на его педагогических воззрениях. Он подходил к вопросам образования и воспитания как делу государственной важности, каждый раз доказывая, неразрывную связь воспитания с жизнью в обществе, и как это влияет на становление будущего страны.

Общественное воспитание как идея в педагогической деятельности Н.И. Пирогова становилась в близкой взаимосвязанности с критикой сословно-специального образования, которое было в России. Он верил в силу воспитания, образования и науки. Ведь это важное средство изменение и преобразования общества. Он был инициативным сторонником распространения просвещения среди населения. Данная деятельность хорошо выражена в его научно-педагогической работе.

Н.И. Пирогова волновала идея воспитания "истинных людей". Эти люди должны были быть с хорошо развитыми когнитивными способностями, нравственной свободой мысли и убеждениями, способные к самопознанию и самопожертвованию, вдохновению и сочувствию, любящие правду и готовые стоять за нее горою. Данная идея получила явное внимание в его статье "Вопросы жизни" [4].

После данной статьи К.Д. Ушинский заметил, что Н.И. Пирогов "первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но и глубочайший вопрос человеческого духа -вопрос жизни" [6].

Статья "Вопросы жизни" вышла в 1856 году. Она объясняла важные вопросы воспитания. Новаторские идеи об общественном воспитании и развитии, которые были изложены в статье, устремили внимание общественности и принесли ученому известность. Главная мысль стать - защита общественного образования. Статья вызвала хорошие отклики среди педагогического общества и положительную реакцию демократической, либеральной и революционно-демократической прессы. Но для последних данное положение рассматривалось еще как высоконравственного человека с понятиями стойкого революционера и борца с царизмом. Однако Н.И. Пирогов понимал идеал человека как человека, наделенного чертами абстрактного гуманизма [1].

В 1856 году Н.И. Пирогов оставил свою службу в Петербургской медико-хирургической

академии и был назначен попечителем Одесского учебного округа. С этого момента началась его деятельность в области просвещения. В данной должности он был два года. В это время он старался поднять значение педагогических советов, пробуждал в педагогах мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил Одесский университет к открытию [1].

В 1858 году ученого переводят в Киев в должность попечителя Киевского учебного округа и руководителя молодых ученых, которые готовились за границей к профессиональному званию [1].

Н.И. Пирогов оказал большое влияние на деятельность педагогических советов гимназий. Были видны ряд улучшений: расширение предмета рассматриваемых вопросов, было введено обмен мнениями и доклады по темам, учителя работали над совершенствованием методических материалов. В это время требовалось, чтобы преподавательский состав следил за успеваемостью учащихся в гимназиях. Н.И. Пирогов считал, что перевод в другой класс должен был основываться по результатам годовой успеваемости, а отношение к экзаменам по переводу было неодобрительное, он видел в них элемент формализма и случайности [2].

Ученый заботился о развитии у учителей к ученикам чуткого и внимательного отношения. Он направлял преподавателей хорошо вникнуть в те обстоятельства ученика, которые послужили его поведению, а не формального юридического отношения. Это идея предполагала завести учителям специальные журналы, где они могли бы отмечать в подробностях все замеченные поступки учеников, но и их образ мыслей.

Изучать своих учеников и

индивидуализировать педагогическое

воздействие на них - такую ставил задачу Н.И. Пирогов перед преподавателями. Данная основная и важная задача предполагала совершенствование искусства воспитания в учебных заведениях.

Особое внимание он уделял методике преподавания в университетах, в частности, роли лекции. Идеалом он видел сочетание научной новизны и речи преподавателя. Н.И. Пирогов считал, что лекции ценны, так как своей формой содействуют повышению интереса к излагаемой науке и делают изложение более доходчивым [3].

В 1861 году закончилась работа в области попечительства. За это время был отмечен необычайный подъем духа и мыслей в педагогическом обществе. Положительное настроение и живой интерес к педагогике появился у широких масс. Горячие споры на тему педагогики дали стимул к прогрессу и совершенствованию преподавательской

деятельности [1].

О заслугах Н.И. Пирогова как педагога говорилось в журнале "Современник": "он на предметы воспитания, на которые у нас обыкновенно смотрят равнодушно, нередко даже с пренебрежением, успел пробудить общее внимание, умел сделать воспитание предметом первостатейной важности, умел уяснить его истинное значение и для воспитывающегося юношества и общества" [2].

Таким образом, своей оживленной, глубоко плодотворной административно-

педагогической и научно-литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни.

Список литературы

1. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. /А.А. Красновский. -М.: Учпедгиз. - 1949. - с. 124-131

2. Мурзина А.В. Педагогические идеи Н.И. Пирогова в оценке исследователей конца XIX - начала XX в. /А.В. Мурзина, С.В. Сидоров. - Источник: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81 [Электронный ресурс] - URL: http://si-sv.com/publ/pedagogicheskie_idei_pirogova/16-1-0-81

3. Пешиков О.В. Тип преподавания наиболее подходящий для дисциплины "Топографическая анатомия и оперативная хирургия" / О.В. Пешиков, В.А. Иваненко // Материалы III научно-практической конференции с международным участием "От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи". - Изд. ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России. - 16-21.11.2015. - с. 53-54

4. Соболева, Е.В. Когнитивный аспект личностного потенциала психолога /Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - 2014. - №9 (36). - с. 68-71

5. Узунова А.Н. Характеристика клиники и микроэлементарного состава сыворотки крови у детей с ювениальным артритом, сформировавшимся на фоне дисплазии соединительной ткани. /А.Н. Узунова, А.В. Аксёнов // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №6. - с. 188

6. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - Т.1. - с. 171.

HUMANISTIC PARADIGM EDUCATION IN TEACHING CONCEPTS NI PIROGOV

P.S. RESHETOVA, FSBEIHE SUSMUMOHRussia, Chelyabinsk, Russia e-mail: reshetova.polina@ mail.ru P.A. SEMENOV, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia I.I. SOBOLEVA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia E.V. SOBOLEVA, FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia

Abstract

The article highlights the chronological formation of humanistic education in educational activities NI Pirogov, as well as teaching methods of training and education

Keywords: national education, education, education, humanism, teacher, student, innovation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.