Научная статья на тему 'Гуманистическая направленность взглядов Н. И. Пирогова на проблему женского образования и воспитания в России во второй половине xix в'

Гуманистическая направленность взглядов Н. И. Пирогова на проблему женского образования и воспитания в России во второй половине xix в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И. ПИРОГОВ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / HUMANISTIC ORIENTATION / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEMALE EDUCATION / "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ" ВОСПИТАНИЕ / "UNIVERSAL" TRAINING / ЖЕНСКИЙ ВОПРОС / FEMALE QUESTION / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / SOCIOPEDAGOGICAL MOVEMENT / ПЕДАГОГИ-ГУМАНИСТЫ / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGY / N.I. PIROGOV / PEDAGOGUES-HUMANISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верзакова Екатерина Геннадьевна, Ценюга Сергей Николаевич

В статье отражены взгляды Н.И. Пирогова на проблему женского образования и воспитания в России во второй половине XIX в., их гуманистическая направленность. Прослеживается влияние прогрессивных идей педагога на дальнейшее становление и развитие теории и практики отечественного воспитания и образования женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC ORIENTATION OF THE VIEWS OF N.I. PIROGOV OF THE PROBLEM OF FEMALE EDUCATION AND UPBRINGING IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article presents Nikolay Pirogov's views of the problem of female education and upbringing in Russia in the second half of the XIX century and their humanistic orientation. The authors identified the influence of his progressive ideas on the further formation and development of the theory and practice of national upbringing and education of women.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая направленность взглядов Н. И. Пирогова на проблему женского образования и воспитания в России во второй половине xix в»

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВЗГЛЯДОВ Н.И. ПИРОГОВА НА ПРОБЛЕМУ

ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

HUMANISTIC ORIENTATION OF THE VI EWS OF N.I. PIROGOV OF THE PROBLEM OF FEMALE EDUCATION AND UPBRINGING IN RUSSIA IN THESECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Е.Г= Верзакова, C.H. Ценюга

E.G. Verzakova, S.N. Tsenyuga

Н.И. Пирогов, гуманистическая направленность, женское образование, «общечеловеческое» воспитание, женский вопрос, общественно-педагогическое движение, педагоги-гуманисты, история отечественной педагогики.

В статье отражены взгляды Н.И. Пирогова на проблему женского образования и воспитания в России во второй половине XIX в., их гуманистическая направленность. Прослеживается влияние прогрессивных идей педагога на дальнейшее становление и развитие теории и практики отечественного воспитания и образования женщин.

N.I. Pirogov, humanistic orientation, female education, "universal" training, female question, socio-pedagogical movement, pedagogues-humanists, the history of Russian pedagogy. The article presents Nikolay Pirogov's views of the problem of female education and upbringing in Russia in the second half of the XIX century and their humanistic orientation. The authors identified the influence of his progressive ideas on the further formation and development of the theory and practice of national upbringing and education of women.

Актуальность изучения педагогического наследия российской педагогики второй половины XIX века в области теории женского образования и воспитания детерминирована модернизационными процессами, происходящими в современном российском обществе. Политические, социально-экономические, культурные изменения привели к утрате многих общечеловеческих ценностей в сфере воспитания (уважение человеческого достоинства, милосердие, доброта), огрублению нравов. Это обусловило многие негативные последствия в развитии общества, его дисбаланс, антигуманные взаимоотношения между людьми: мужчинами и женщинами [Мартынова, 2002, с. 4]. Помимо этого, возникла проблема подготовки молодежи к семейной жизни, выполнения функции отцовства (материнства) [Там же, с. 6]. Экономические и социальные причины, безработица влекут за собой такие явления,

как исключение из производства части женщин, вынуждают их ограничивать свои интересы семьей [Бартакова, 2002, с. 8]. Современное расслое-ние общества способствует появлению категории женщин, полностью посвящающих себя семье и воспитанию детей, но не владеющих психолого-педагогическими основами воспитания и первоначального обучения детей в семье. По мнению исследователя Т.Н. Мишиной, возникающие проблемы в современной жизни, в воспитании подрастающего поколения, в том числе недостатки современной теории и практики обучения и воспитания девочек в общеобразовательной школе с совместным обучением учащихся обоего пола, требуют совершенствования женского образования и воспитания, построения его на идеях гуманизма как основы современной педагогики, а также анализа его теоретических основ [Мишина, 2003, с. 8].

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования [Мазалова, Ура-кова, 2006, с. 152]. В условиях сегодняшнего дефицита методологических идей, питающих теорию и практику образования в России XXI в., актуализация идей гуманизма обогащает современное понимание категории свободы как условия творчества, самореализации сущностных сил человека. «Гуманистическая концепция образования», втом числе и женского, холистична, поскольку «исключает статистический, безличностный подход к человеку. Человек с позиции этой концепции предстает не как совокупность отдельных познавательных процессов и психических свойств, а как целостная личность» [Дмитриева, 1998, с. 18]. Гуманистическая тенденция образования и воспитания открывает личности ценности и традиции мировой культуры, а главное, является основой формирования социально зрелого человека [Абдрафикова, 2012, с. 15].

Многообразие проблем, которые стоят перед современным российским обществом, поиск наиболее эффективных путей развития женского образования и воспитания настоятельно диктуют необходимость критического всестороннего изучения и активного использования педагогического наследия прошлого. Рефлексия данных аспектов обусловила необходимость актуализации гуманистических воззрений выдающихся отечественных педагогов рассматриваемого нами периода (Н.И. Пирогова, H.A. Вы-шнеградского, К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова, В.Я. Стоюнина, Н.В. Шелгунова). С этой точки зрения анализ педагогических взглядов выдающихся деятелей отечественной педагогической мысли второй половины XIX в. на образование и воспитание женщин имеет не только теоретическую, но и немалую практическую ценность. Классическое наследие российской педагогики второй половины XIX в., представленное идея-

ми гуманизма и «общечеловеческого» воспитания, является неисчерпаемым источником современных инноваций как основы «возвращения к лучшим образцам российского образования» [Бондаревская, 2002, с. 46].

Проблема женского образования и воспитания актуальной в России становится в 60-е гг. XIX в. Эти годы явились переломной эпохой в истории России. Модернизационные процессы коснулись буквально всех областей общественно-политической и культурной жизни страны. Это было время мощного общественного движения, появлению которого способствовали объективные исторические условия. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) вследствие экономической и технической отсталости ярко продемонстрировало всю несостоятельность и глубокий кризис феодально-крепостнической системы и привело к усилению борьбы за отмену крепостного права. Модернизация страны, преодоление технико-экономического отставания были невозможны в рамках крепостничества. В России сложилась революционная ситуация. В условиях всеобщего недовольства и мощного освободительного движения царское правительство было вынуждено пойти на уступки, и в 1861 г. объявило об отмене крепостного права [Зайончковский, 1968, с. 62-63]. Отмена крепостного права, буржуазно-либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. явились шагом на пути превращения России в буржуазную монархию и способствовали коренной перестройке и обновлению всей системы образования и воспитания, в том числе и женского, а также изменению статуса женщины в обществе.

Важной составной частью общественного подъёма 60-х гг. XIX в. явилось развернувшееся в стране общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равных по размаху, идейному содержанию и оказавшее огромное влияние на разработку теории и практики обучения и воспитания женщин. К середине XIX в. организация женского образования пришла в противоречие с насущными требованиями жизни. Так, резкой критике подверглись система закрытого привилегированного женского образования, её

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[145]

S

X

н

U

м

косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения(в основном обучение происходило на французском языке), пренебрежение к ценностям и идеалам отечественной культуры. Прогрессивная педагогическая общественность требовала воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование, и настаивала на общеобразовательном, открытом характере воспитания женщины, его бессословности и доступности [Константинов, 1992, с. 120].

Анализ диссертационных исследований, посвященных развитию женского образования в России (Г.В. Гнайкова, И.В. Зимин, Т.А. Карчен-кова, Т.Н. Мишина, В.И. Чумаков и др.), позволил сделать вывод о том, что началом появления общественно-педагогического движения в поддержку образования и воспитания женщин послужило появление гуманистических идей о женском образовании и воспитании в работах русских педагогов-гуманистов (Н.И. Пирогов, H.A. Вышнеградский, В.Г. Белинский, Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгу-нов и др.). Представители гуманистического направления женского образования исходили из идеи о том, что образование является глубокой потребностью каждого человека, независимо от пола, и признавали за женщинами равные права с мужчинами в получении образования. Новой и в то же время прогрессивной идеей представителей гуманистической концепции женского образования и воспитания, в отличие от официальной (консервативной) педагогики, была мысль о том, что женщины должны получать профессиональное образование и активно участвовать в общественно-производственной деятельности [Чумаков, 2007, с. 68].

Педагогом, который инициировал дебаты вокруг женского образования и воспитания в России, был знаменитый русский хирург, родоначальник военно-полевой хирургии, выдающийся практик и философ в сфере просвещения и образования Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Педагогическая статья Пирогова «Вопросы жизни», вышедшая в июле 1856 г. в журнале «Морской сборник» (№ 9), буквально всколыхнула

внимание прогрессивной общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании и образовании, о роли женщины в развитии общества. По справедливому замечанию К.Д. Ушинского, основателя научной школы отечественной педагогики, статья Пирогова о воспитании пробудила спавшую «до тех пор педагогическую мысль» [Ушинский, 1974, с. 160].

Н.И. Пирогов, заявив о себе как о крупнейшем теоретике и мыслителе в области педагогики, достаточно выразительно в «Вопросах жизни» излагает свои взгляды на воспитание и образование женщины. Резко отрицательно он высказывается о тех, кто представляет женщину существом более низким, чем мужчина, и, таким образом, подвластным мужчине. «Только торговый материализм и невежественная чувственность, - пишет Н.И. Пирогов, - видит в женщине существо подвластное себе и ниже себя». «Только близорукое тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, кормилицу и няньку, как на второстепенный подвластный класс» [Пирогов, 1985, с. 51]. Своими мыслями Пирогов подчеркивает необходимость высокой оценки природного, естественного предназначения женщины как матери и воспитательницы подрастающего поколения.

Исходя из признания равноправия мужчин и женщин, Н.И. Пирогов утверждал: «Женщины должны занять место в обществе, более отвечающее их человеческому достоинству и их умственным способностям» [Пирогов, 1950, с. 180]. И далее: «Женщина, если она получит надлежащее образование и воспитание, может также хорошо усвоить себе научную, художественную и общественную культурность, как и мужчина» [Там же, с. 189]. Однако в то же время он решительно настаивает на том, чтобы женщина при всех условиях и обстоятельствах сохраняла свою женственность: «Женщина, с мужским образованием и даже в мужском платье, всегда должна оставаться женственной и никогда не пренебрегать развитием лучших дарований своей женской природы. И я, - подчеркивал Пирогов, - решительно не вижу, почему одинаковое общественное положение женщины с

мужчинои может помешать такому развитию» [Пирогов, 1950, с. 189].

Анализируя «женский вопрос», Н.И. Пирогов заметил, что в нем «позабыт или совершенно игнорирован естественный род воззрений, по которому "человек" есть коллективность, состоящая из мужчины и женщины, и с ним следует обращаться по его различным, но обоим полам свойственным дарованиям. Что наши предки у женщин отняли, то мы должны возвратить им с лихвой. Притом, мы не должны забывать, что цель и путь к цели - одни и те же для мужчин и для женщин, но способы, употребляемые для совершения этого трудного пути, должны быть различные, если мы желаем быть полезными и приятными один другому» [Пирогов, 1952, с. 551-552].

Н.И. Пирогов подчеркивает, что, пожалуй, главная роль женщины заключается в воспитании подрастающего поколения. «Пусть поймут, -пишет педагог о женщинах, - что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками» [Пирогов, 1985, с. 51]. «Неоценимое счастье, - писал Н.И. Пирогов, - быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо быть образованной, постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное, «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». [Пирогов, 1950, с. 153] В связи с этим он указывал на необходимость коренным образом изменить женское воспитание, в котором заключается воспитание всего человечества: «Не положение женщины в обществе, но воспитание её, в котором заключается воспитание всего человечества, вот что требует перемены» [Пирогов, 1985, с. 51]. Таким образом, сама постановка вопроса Н.И. Пироговым о необходимости реформирования женского образования и воспитания на новых педагогических принципах несла глубокий гуманистический смысл.

Вслед за В.Г. Белинским, А.И. Герценым и Н.Г. Чернышевским, Николай Иванович Пирогов даёт высокую оценку интеллектуальным и моральным качествам женщины. Гениальный знаток строения человеческого организма, он презрительно отвергает высказывания, которые унижают духовные качества женщины, о якобы меньшем весе её мозга сравнительно с весом мозга мужчины: «То, что противники благоразумной эмансипации женщины ещё до сегодня утверждают, будто бы велика разница в организации полов, например, меньший вес мозга и прочее, - это нечего брать во внимание, и это никогда не выдержит серьёзной критики...» [Пирогов, 1950, с. 188].

Впечатления, полученные в результате совместной работы с «Общиной сестёр милосердия» на фронте во время Крымской кампании 1854-1855 гг., давали основание Н.И. Пирого-ву в вопросе о женском образовании и воспитании делать определенные выводы. Характеризуя деятельность русских сестёр милосердия в Севастополе, выдающийся хирург подчеркивал: «... сёстры общины не только принесли техническую помощь, но они оказали и нравственное влияние на дирекцию всего госпитального корпуса во время войны» [Там же, с. 179]. Н.И. Пирогов заявлял, что поведение сестёр милосердия на театре войны, вопреки предсказаниям придворных циников, было примерным и достойным уважения. Их обращение со страждущими было самое задушевное. Сёстры милосердия, по его утверждению, «не только уходом за раненым, но и в управлении многих общественных учреждений доказали, что женщины более одаренные способностями, чем мужчины» [Там же, с. 181]. Таким образом, совместная работа Н.И. Пирогова с сёстрами милосердия в войсковых госпиталях оказала большое влияние на взгляды педагога в определении социальной роли женщин, способствовала укреплению его веры в способности и таланты женщин. «Настоящим образом, - писал Н.И. Пирогов, - значение женщин я постиг при управлении общиною сестёр и по опытам во время Крымской кампании. Там я мог ежедневно убеждаться, присматриваясь к их обдуманным суждениям и аккурат-

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

[147]

«

S X

H U

W

м

ным действиям, что мы не умеем ни достойно ценить, ни разумно употреблять их природный такт и чувствительность» [Пирогов, 1950, с. 180].

В целом практическая педагогическая деятельность и теоретическое наследие Н.И. Пирогова -талантливого педагога-просветителя, гуманиста - оказали огромное влияние на развитие педагогической теории и практики обучения и воспитания женщин. Именно он впервые в отечественной педагогике поставил вопрос о смысле и назначении образования и воспитания женщины как «истинного» человека, имеющего равное с мужчиной право на образование, изменив тем самым систему педагогических представлений о духовном назначении женщины, её роли и месте в обществе [Красновский, 1949, с. 53]. Для Н.И. Пирогова женщина - прежде всего человек, а потом уже жена, хозяйка, мать, учительница. И это определяет его взгляд на характер женского образования и воспитания - оно должно быть «общечеловеческим». В это понятие он вкладывал как требование общего образования, противопоставляя ему сословное образование и раннюю специализацию, так и требование воспитания женщины как «гуманной личности». Для успешного выполнения женщиной воспитательной функции, по мнению Н.И. Пирогова, ей недостаточно осознать свое главное назначение. Необходимо получить соответствующую педагогическую подготовку, профессиональное образование. Педагог считал, что, помимо этого, женщина должна принимать активное участие в общественно-производственной деятельности. В связи с этим он требовал решения проблемы женского воспитания и образования на гуманно-демократической основе.

Взгляды педагога на вопрос о женском образовании и воспитании, их гуманистическая направленность отвечали потребностям передовых женщин России второй половины XIX в., настойчиво стремившихся к образованию и активному участию в общественной деятельности в различных сферах культурной жизни. Гуманистические идеи Н.И. Пирогова послужили программой для деятельности выдающихся представителей русской педагогической общественности в преобразовании женских учебных заведений, приме-

ром чего может служить созданная по проекту

H.A. Вышнеградского первая в России Мариинская женская гимназия (1858), которая явилась живым воплощением гуманистических воззрений и Н.И. Пирогова, и её основателя, на отечественное образование и воспитание женщин. Образовательный процесс в таких гимназиях строился на основе учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, принципах воспитывающего обучения, деления предметов на обязательные и необязательные, привлечения родителей к воспитательной работе через специально созданные родительские комитеты.

Большая заслуга Н.И. Пирогова заключается в том, что он показал, в каком направлении надо искать решение проблемы женского образования и воспитания. Своей постановкой и разрешением вопросов женского образования Н.И. Пирогов привлек к педагогическим вопросам внимание широких общественно-педагогических кругов. Его гуманистические идеи нашли большой отклик и были развиты педагогами того времени: К.Д. Ушинским, В.Я. Стоюниным, В.И. Водовозо-вым, П.Ф. Каптеревым, H.A. Вышнеградским и др.

Значение взглядов великого педагога-гуманиста на развитие отечественной теории и практикиобразованияивоспитанияженщинтруд-но переоценить. Педагогические идеи Н.И. Пирогова о воспитании женщины как гуманной личности, методологии совершенствования системы женского образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещения акцентов на гуманистический подход к образованию, усиления внимания к духовной и свободной личности обучающегося, её самореализации, самосовершенствованию, саморазвитию, реализации прав и возможностей человека, что заставляет нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.

Библиографический список

I. Абдрафикова А.Р. Гуманистическая парадигма современного педагогического образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.

2012. № 2. С. 13-18.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

2. Бартакова Т.С., Федорова О.М. Женщина на рынке труда // Женщины на пороге XXI века: сб. матер, науч.-практ. конф. Красноярск, 16 мая 2000 г. Красноярск: Кларетианум, 2002. С. 7-11.

Бондаревская Е.В. Стратегические направления развития современного образования // Инновационная школа. 2002. № 1. С. 42-56. Дмитриева Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Калуга, 1998. 224 с.

5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968. 369 с.

6. Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков высшего женского образования в России // Высшее образование в России. 1992. № 4. С. 117-121.

7. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. М.: Учпедгиз, 1949. 194 с.

8. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

9. Мартынова Э.И. Женский вопрос на современном этапе развития общества // Женщины на пороге XXI века: сб. матер, науч.-практ. конф. Красноярск, 16 мая 2000 г. Красноярск: Кларетианум, 2002. С. 4-6.

10. Мишина Т.Н. Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины XIX-началаXX в.: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 2003. 210 с.

11. Пирогов Н.И. Из письма к Э.Ф. Раден. 27 февраля 1876. Вишня // Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. 199 с.

12. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 701 с.

13. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / сост. А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенюк; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. 496 с. (Педагогическая библиотека).

14. Пирогов Н.И. Сочинения. Спб., 1887. 3-е изд. Киев, 1910. Т. 1: Вопросы жизни. Дневник старого врача. Т. 2: Вопросы жизни: Статьи и заметки.

15. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1. 584 с.

16. Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2007. 42 с.

17. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX - начале XX в.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2007. 235 с.

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[149]

S

X

н

U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.