Научная статья на тему 'Общая характеристика женского образования в России XVIII-XX вв'

Общая характеристика женского образования в России XVIII-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / НАРОДНАЯ ШКОЛА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / FEMALE EDUCATION / FEMALE EDUCATIONAL INSTITUTION / PUBLIC SCHOOL / EDUCATIONAL SYSTEM / UNIVERSITY / SOCIAL MOVEMENT / STAGES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова Наталья Николаевна

В статье дается аналитический обзор основных этапов становления и развития женского образования в России с момента возникновения отдельных женских учебных заведений во второй половине XVIII в., находившихся в ведении государства, и вплоть до начала ХХ в., когда можно уже говорить о системе женского образования, которая явилась результатом общественной деятельности и общественной инициативы передовой интеллигенции России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General characteristics of female education in Russia in XVIII-XX centuries

The article provides an analytical overview of the main stages of formation and development of female education in Russia, represented in the second half of XVIII century in the form of separate educational institutions run by the state, since its formation until the beginning of XX century. At that period, it was possible to speak about the female educational system, which was the result of social activities and social initiatives of Russian progressive intellectuals.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика женского образования в России XVIII-XX вв»

УДК 378-055.2(47+57)«17/19»

https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.24

Сухова Наталья Николаевна

Sukhova Natalya Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного областного университета

PhD in Education Science, Assistant Professor, Moscow Region State University

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII-ХХ ВВ.

GENERAL CHARACTERISTICS OF FEMALE EDUCATION IN RUSSIA IN XVIII-XX CENTURIES

Аннотация:

Summary:

В статье дается аналитический обзор основных этапов становления и развития женского образования в России с момента возникновения отдельных женских учебных заведений во второй половине XVIII в., находившихся в ведении государства, и вплоть до начала ХХ в., когда можно уже говорить о системе женского образования, которая явилась результатом общественной деятельности и общественной инициативы передовой интеллигенции России.

The article provides an analytical overview of the main stages of formation and development of female education in Russia, represented in the second half of XVIII century in the form of separate educational institutions run by the state, since its formation until the beginning of XX century. At that period, it was possible to speak about the female educational system, which was the result of social activities and social initiatives of Russian progressive intellectuals.

Ключевые слова:

Keywords:

женское образование, женское учебное заведение, народная школа, система образования, университет, общественное движение, этапы развития.

female education, female educational institution, public school, educational system, university, social movement, stages of development.

Процесс становления и развития женского образования в России в сравнении со странами Западной Европы протекал весьма своеобразно: вплоть до середины XIX столетия государство являлось единственным и полновластным хозяином в сфере образования и выстраивало образовательную политику жестко и в соответствии со своими интересами, которые преследовали одну цель - «охранять самодержавие», тогда как в странах Западной Европы государство, понимая все значение образования для его (государства или образования) дальнейшего развития, делило свои полномочия в области образования с церковью и обществом.

Таким образом, со второй половины XVIII в. и вплоть до начала XX в. в области образования России существовало противостояние государства с одной стороны и общественности - с другой. Результатом этого противостояния явилось разделение сфер влияния между государством и общественно-педагогическим движением: в ведении государства осталась созданная ранее система мужского образования, представленная на тот момент высшей, средней и военной школой, а педагогическая общественность во главе с выдающимися русскими педагогами К.Д. Ушинским, Н.И. Пироговым, Н.А. Вышнеградским занялась созданием образовательной системы для женщин.

Для правильного понимания процессов, которые происходили в области женского образования в XIX в., необходимо охарактеризовать особенности его развития в предшествующий период.

Принято считать, что первое учебно-воспитательное учреждение для женщин возникло еще при Петре I, однако это не совсем верно [1, c. 152]. В 1717 г. Петр I действительно предпринял поездку во Францию для того, чтобы посетить небезызвестное женское учебное заведение в Сен-Сире (предместье Версаля). В 1724 г. он издает указ, который предписывает «монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и другим мастерствам». Эти планы, как известно, не были реализованы на государственном уровне, однако независимо от государственной политики женское образование с того момента начало самопроизвольно развиваться по двум направлениям - домашнее и частное (женские школы и пансионы) [2, c. 145].

Создание первых государственных учебных заведений для женщин началось во второй половине XVIII в. Речь шла не о системе, а лишь об отдельных учреждениях женского образования.

Первым учебным заведением подобного типа был основанный по инициативе И.И. Бецкого и по указу Екатерины II от 24 апреля (5 мая) 1764 г. Смольный институт благородных девиц. Во вновь созданный институт принимались шестилетние девочки дворянского происхождения, которые вплоть до его окончания не имели права контактировать с семьей, так как предполагалось, что «удаление детей на долгое время из невежественной среды будет способствовать смягчению нравов и создаст новую породу людей». В целом учебные заведения подобного типа, созданные позднее, были жестко сословными и, подобно Смольному институту, закрытыми [3, c. 233].

К началу XIX в., однако, функции женских учебных заведений значительно сужаются, им предписывается готовить лишь «жен и матерей семейства».

В первой половине XIX в. государственная политика в области образования ужесточается, так как царское правительство опасается революционных настроений и имеет своей целью «охранять самодержавные устои государства». Несмотря на увеличение числа женских средних школ, женское образование в означенный период имеет черты жесткой сословности и практически не развивается.

Подлинный расцвет женского образования связан с периодом 1890-1900 гг. В результате мощного общественно-педагогического движения, представители которого не могли примириться с тем, что российские женщины, окончившие закрытые учебные заведения и гимназии, не получали права на продолжение образования и не имели подготовки для участия в общественной жизни страны, и правительственных реформ, осуществленных в 60-е гг. XIX столетия, в системе образования России возникает негосударственный сектор, а женское образование меняет не только свой облик и основы, но и принципы построения [4, с. 221].

Если первые женские учебные заведения всецело находились в ведении государства, то к концу 50-х гг. XIX столетия большая их часть приобретает общественный и негосударственный характер. Новая модель женских учебных заведений (гимназии и прогимназии), выдвинутая великими русскими педагогами К.Д. Ушинским и Н.А. Вышнеградским, имела в своей основе принципы, прямо противоположные тем, которые господствовали в системе образования предшествующего периода:

- всесословность и открытость,

- гуманистическая направленность,

- общественно-государственный характер.

На этих принципах строится новая всесословная женская школа, которая впоследствии легла в основу системы женского образования, оказала благотворное влияние на развитие начальной народной школы, создала благоприятные условия для организации системы высшего женского образования [5, с. 25].

Уже в 1880 г. среди учителей сельских народных школ было 20 % женщин (4878 чел.), из них выпускниц средних женских учебных заведений - 62,7 % (3059 чел.), а к 1911 г. их число возросло почти в 20 раз, и они составили 53,8 % от общего количества народных учителей.

Тем не менее сложившаяся к началу 1860-х гг. система женского образования не отвечала требованиям времени. Так, в 1856 г. в системе начального образования России число учащихся девочек составляло 36,9 тыс., к 1896 г. - 810,3 тыс., а по данным на 1911 г. - 2130,1 тыс. Это составляло от числа всех учащихся 8,2; 21,3 и 32,1 % соответственно. По отношению к женскому населению - 0,1; 1,3; 2,6 % соответственно [6, с. 186].

Состояние среднего женского образования в России по данным на 1911 г. отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Количественные показатели женского образования в России в 1911 г.

Женские гимназии Женские институты Духовные училища

МНП* ВУИМ** ВУИМ Других ведомств Духовные Епархиальные

Количество учебных заведений 670 35 34 3 11 74

в них классов в том числе: 7 531 453 362 - - 699

основных 5 043 242 268 - - -

параллельных 1 267 171 40 - - -

приготовител ьных 738 28 9 - - -

педагогических 483 12 49 - - -

Количество преподавателей 14 341 625 683 - 162 1 177

Количество учащихся в том числе детей, % 259 073 16 298 9 320 - 2 551 28 529

дворян и чиновников 23,8 41 89 - - -

почетных граждан и купцов 10,5 15,5 - - - -

мещан, ремесленников и крестьян 55,8 38,7 - - - -

духовенства - - - - 96,5 87,9

прочих 9,9 4,8 - - - -

Окончили курс 18 602 1 762 1 185 - 319 -

Выбыли до окончания 29 792 1 180 663 - - -

МНП - Министерство народного просвещения. ВУИМ - Ведомство учреждений императрицы Марии.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что:

- образованием было охвачено мизерное число учащихся-девочек;

- охват образованием женщин складывался не в их пользу по сравнению с населением мужского пола;

- учебные заведения, в которых обучались девочки, были различны по структуре и уровню образования, которое они обеспечивали своим выпускницам;

- различные по структуре, эти учебные заведения не были объединены в систему;

- между ними отсутствовали связь и преемственность.

Несмотря на официальное признание в законодательном порядке возможности совместного обучения мальчиков и девочек в единых учебных заведениях (Устав 1804 г.), обучение оставалось раздельным во всех типах школ, включая гимназию [7, с. 308].

Российской общественности так и не удалось в обозначенный период решить проблему допуска женщин в университеты. Препятствием к этому являлся различный уровень образования, который обеспечивали своим выпускникам мужские и женские гимназии, а соответственно, и различные документы, выдававшиеся оканчивающим их молодым людям и девушкам. Мужские гимназии выдавали аттестат зрелости, а женские - свидетельство, сначала общего порядка, а впоследствии - о присвоении им специальности домашней учительницы. Наличие этого документа давало им возможность занять место учительницы начальной школы.

Следует отметить, однако, что женская средняя школа стремительно развивалась как в качественном, так и в количественном отношении, и уже к 1900 г. заняла достойное место в общей системе образования России.

Ссылки:

1. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Женское образование в России. М., 2009. 288 с.

2. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1933. 512 с.

3. Там же. С. 233.

4. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1934. 368 с.

5. Зинченко Н. Женское образование в России. Исторический очерк. СПб., 1901.

6. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. М., 1993. Т. 1. 608 с.

7. Там же. С. 308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.